Огнеметная САУ Flammpanzer 38(t), Германия

3
Первые немецкие проекты огнеметных танков дали неоднозначные результаты. Войска получили несколько десятков машин с разными характеристиками, однако их применение не могло оказать большого влияния на ход боев. Тем не менее, армия продолжала заказывать новую технику этого класса. В 1944 году появилось предложение установить огнемет на самоходную артиллерийскую установку Jagdpanzer 38(t) Hetzer. Результатом этой идеи стало появление бронемашины Flammpanzer 38(t).

Предложение о переделке некоторого количества существующих самоходок с установкой нового вооружения появилось в последних месяцах 1944 года. Согласно некоторым источникам, появление этого предложения было связано с подготовкой к Арденнской наступательной операции. Учитывая особенности ландшафта и предстоящих боев, командование посчитали, что войскам нужна бронетехника с огнеметами. Также существует версия, согласно которой новая бронемашина создавалась для будущих городских боев, и период ее создания просто совпал с подготовкой к операции в Арденнах.

Вне зависимости от конкретных предпосылок к появлению нового проекта было решено заказать промышленности разработку нового проекта модернизации существующей техники с последующей переделкой некоторого количества имеющихся машин. Разработку нового проекта с последующим выпуском требуемых машин поручили предприятию Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (ныне Českomoravská Kolben-Daněk). В течение нескольких следующих месяцев требовалось поставить два десятка новых машин.

Огнеметная САУ Flammpanzer 38(t), Германия
Огнеметная самоходка Flammpanzer 38(t), ставшая трофеем американских войск. Фото Achtungpanzer.com


В качестве основы для огнеметного танка Flammpanzer 38(t) была выбрана противотанковая самоходка Jagdpanzer 38(t). Эта машина несколькими месяцами ранее поступила в серийное производство и могла полноценно решать поставленные задачи. Относительно новые самоходки имели достаточное бронирование и неплохую подвижность. Путем установки нового вооружения взамен существующего артиллерийского предлагалось изменить их тактическую роль на поле боя. Одной из основных особенностей нового проекта, как это нередко бывало с подобными разработками, стало применение минимально возможного количества доработок с целью ускорения выполнения заказа.

Анализ возможностей показал, что при создании новой огнеметной САУ можно будет обойтись без создания новых средств и систем. Все элементы такой боевой машины получалось создать путем минимальной переделки существующих изделий. Так, огнеметный танк Flammpanzer 38(t) должен был сохранить конструкцию броневого корпуса базовой САУ. Он сохранял сложную форму, образованную несколькими наклонными бронелистами, и должен был собираться при помощи сварки из деталей разной толщины.

Максимальные характеристики защиты имела верхняя деталь корпуса толщиной 60 мм, расположенная под углом 60° к вертикали. Нижний лобовой лист имел такую же толщину, но устанавливался под другим углом. Также в конструкции лобовой части корпуса предусматривалась броневая маска орудия. Борта и корма делались из 20-мм листов, а сверху экипаж и агрегаты защищались 8-мм крышей. Для некоторого повышения уровня защиты боковой проекции применялись 5-мм бортовые экраны.

САУ Hetzer имела компоновку, характерную для немецкой бронетехники того времени. Непосредственно под лобовыми листами помещались агрегаты трансмиссии, позади которых находились места экипажа. Отделение управления и боевое отделение были выполнены в виде единого обитаемого объема, занимающего всю переднюю и среднюю части корпуса. Корма отдавалась под двигатель и другие агрегаты силовой установки.


САУ Jagerpanzer 38(t) Hetzer. Фото Wikimedia Commons


В корме машины помещался карбюраторный двигатель Praga EPA AC 2800 мощностью 150 л.с. На самоходках Jagdpanzer 38(t) более поздних серий использовался форсированный вариант этого мотора, способный выдавать до 176 л.с. Также некоторые модификации САУ получали двигатель CH-2DRM мощностью 150 л.с. Через многодисковый главный фрикцион и карданный вал крутящий момент двигателя поступал на остальные агрегаты трансмиссии, размещенные в передней части корпуса. Там помещались пятискоростная коробка передач, механизм поворота, бортовые передачи и бортовые тормоза, при помощи которых обеспечивалось вращение передних ведущих колес.

В составе ходовой части имелось по четыре опорных катка на каждом борту. Катки соединялись попарно на собственных балансирах и оснащались общими полуэллиптическими рессорами. Также в ступицах балансиров предусматривались дополнительные амортизаторы. Ведущие колеса располагались в передней части корпуса, направляющие – в корме. Самоходка оснащалась мелкозвенчатой гусеницей с шириной трака 350 мм.

В исходной конфигурации САУ получала 75-мм противотанковую пушку PaK 39. В рамках проекта нового огнеметного танка было предложено удалить орудие и установить на его место новую систему. Кроме того, из боевого отделения убирались укладки для боеприпасов и прочее оснащение, предназначенное для использования с пушкой. Освободившийся объем предлагалось применять для размещения различных агрегатов огнемета, в первую очередь, для бака с огнесмесью.

В качестве основы для нового вооружения самоходки было решено использовать серийный ранцевый огнемет Flammenwerfer 41 поздней модификации, использовавшей воспламенение при помощи специальных пиротехнических патронов. Для установки на самоходном шасси базовая конструкция огнемета должна была претерпеть определенные изменения. Следовало изменить компоновку агрегатов, отказаться от некоторых имевшихся деталей и использовать новые узлы. В частности, появлялась возможность в разы увеличить перевозимый объем огнесмеси.


Ранцевый огнемет Flammenwerfer 41. Фото Zonawar.ru


На сохраненных креплениях для пушки было предложено установить брандспойт огнемета, оснащенный защитным трубчатым кожухом. Последний мог предохранять трубу огнемета от повреждений, а также не позволял противнику опознать огнеметную самоходку на больших дистанциях и отличить ее от САУ Hetzer с артиллерийским вооружением. Сохранялась возможность наведения оружия в пределах горизонтального сектора на 5° влево и 11° вправо. Допустимые углы возвышения – от -6° до +12°. Несмотря на демонтаж пушки, был сохранен прицел Sfl.Z.F.1a с пятикратным увеличением и полем зрения шириной 8°.

Внутри боевого отделения предлагалось монтировать емкость для перевозки огнесмеси объемом 700 л. Для сравнения, огнеметчик с изделием Flammenwerfer 41 мог взять с собой лишь 7 л смеси, которых хватало на 10 с непрерывной стрельбы. Также в боевом отделении помещались баллоны со сжатым азотом для подачи огнесмеси в брандспойт с нужным давлением. Клапан подачи смеси в брандспойт был связан с пиротехнической системой зажигания. Еще в конце 1941 года было установлено, что самым надежным способом воспламенения горючей смеси, который можно применять в широком диапазоне температур воздуха, является использование специальных зажигательных патронов. В состав огнемета для Flammpanzer 38(t) была включена такая система с боекомплектом 24 пиропатрона.

Работой основного оружия машины должен был управлять наводчик, на рабочем месте которого имелись приводы наведения, прицел и органы управления огнеметом. По имеющимся данным, наводчик мог осуществлять выстрел, а также контролировать продолжительность выброса смеси. Запас пиропатронов позволял сделать 24 выстрела без перезарядки, а объем бака с горючей жидкостью обеспечивал непрерывное огнеметание в течение 87 с. За счет увеличения давления азота дальность стрельбы была доведена до 45-50 м.

Дополнительное вооружение огнеметной бронемашины нового типа состояло из одного пулемета MG 34 калибра 7,92 мм. При этом пулемет и боекомплект в 1200 патронов следовало перевозить в укладке боевого отделения. Какие-либо крепления для установки пулемета в боеготовом положении не использовались, что могло привести к некоторому снижению боевой живучести. Также экипаж должен был располагать личным стрелковым оружием.


Американские солдаты изучают трофейную машину. С брандспойта снят трубчатый кожух. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


Использование нового оружия не привело к сокращению экипажа. Как и в случае с базовой САУ Jagdpanzer 38(t), огнеметный танк Flammpanzer 38(t) должен был управляться четырьмя членами экипажа. В правой части корпуса помещалось рабочее место командира. Слева от вооружения помещались механик-водитель и наводчик. Отсутствие необходимости в постоянной подаче боеприпасов к орудию позволило оставить заряжающему только обязанности радиста. Его место помещалось в задней части обитаемого отсека.

Несмотря на все доработки, габариты и весовые характеристики огнеметной САУ остались на уровне машины-предшественника. Длина Flammpanzer 38(t) без учета вооружения составляла 4,87 м, ширина – 2,63 м, высота – 2,17 м. Боевая масса определялась на уровне 15,5 т. Некоторое уменьшение боевой массы в сравнении с базовой самоходкой положительным образом сказалось на подвижности. Максимальная скорость на шоссе выросла с 40 до 42 км/ч, запас хода остался на уровне 180 км. Таким образом, огнеметная бронемашина могла работать в одних боевых порядках с другой техникой, имевшейся на вооружении Германии, и выполнять поставленные задачи по атаке различных объектов и живой силы.

В декабре 1944 года фирма BMM собрала и передала заказчику 20 огнеметных самоходок нового типа. Вскоре эту технику отправили к местам будущих боев в Арденнах, где ей пришлось впервые участвовать в сражениях. Два десятка машин вошли в состав 352-й и 353-й танковых огнеметных рот. К сожалению, подробные сведения о боевом применении самоходок Flammpanzer 38(t) отсутствуют. Имеются лишь отрывочные данные, рассказывающие об участии такой техники в боях на тех или иных фронтах в Европе.

Известно, что впервые Flammpanzer 38(t) приняли участие в сражении во время Арденнской операции в декабре 1944 года – вскоре после передачи военным. Применение такой техники на сильно пересеченной местности и в небольших населенных пунктах не дало заметных результатов. Более того, начало наступления союзников привело к тому, что часть немецкой техники досталось им в качестве трофеев. Среди прочих бронемашин было захвачено и несколько новейших огнеметных самоходок.


Изучение трофея. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


Отступая, немецкие войска забрали с собой остававшиеся Flammpanzer 38(t). В дальнейшем была предпринята попытка еще раз использовать эту технику в наступательных операциях. Второй и последний случай боевого применения огнеметных танков этого типа относится к Балатонской операции в марте 1945 года. Огнеметные самоходки применялись для поддержки наступающей пехоты, однако не смогли оказать влияния на ход боев. Продвижение немецких войск остановилось, после чего Красная армия контратаковала, начав Венскую наступательную операцию.

Какие-либо сведения о дальнейшей эксплуатации машин Flammpanzer 38(t) отсутствуют. Возможно, в боях у о. Балатон были уничтожены последние из остававшихся в наличии машин, после чего эксплуатация такой техники прекратилась, и сборка новых самоходок не начиналась. В итоге 20 машин с огнеметным вооружение успели поучаствовать в нескольких сражениях, но так и не смогли оставить заметный след в истории.

Главной причиной подобных неудач можно считать сомнительные боевые качества огнеметных танков такого облика. Они могли достаточно эффективно бороться с живой силой, незащищенной техникой и некоторыми сооружениями противника, но в ряде случаев существовал большой риск поражения от артиллерии или даже от пехотных противотанковых средств. Наличие на борту 700 л горючей жидкости, не считая бензина, приводило к повышенной пожароопасности и могло привести к фатальным повреждениям в случае поражения машины бронебойными боеприпасами. При этом для стрельбы огнесмесью самоходке приходилось вплотную приближаться к противнику, входя в зону поражения его противотанковых средств.

После окончания войны фирма ČKD предприняла попытку развития проекта Flammpanzer 38(t), результатом чего стало появление бронемашины MP-1. За счет сокращения экипажа до двух человек и освобождения дополнительных объемов в боевом отделении удалось разместить 1000 л огнесмеси. Такой огнеметный танк испытали в 1951 году, но он не устроил военных. Главной претензией была недостаточная дальность стрельбы, не более 60 м. Для увеличения дальности было предложено использовать состав смеси советской разработки. Менее тяжелую жидкость удавалось метать на расстояние до 140 м, однако и такой вариант машины не заинтересовал чехословацких военных. В 1955 году проект MP-1 был закрыт, что привело к полной остановке работ по переделкам САУ Hetzer в огнеметные танки.


По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://mg-tank.ru/
http://aviarmor.net/
http://lexikon-der-wehrmacht.de/
http://militaryfactory.com/
http://zonwar.ru/
http://historyofwar.org/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    26 мая 2016 07:47
    Спасибо. Особенно спасибо, за серию статей.
    Про огнеметные танки СССР и союзников будет? Надеюсь, буду ждать.

    Расстрел роты огнеметных танков 5ТП 3ТД в д.Карпово при попытке освободить г.Остров 5 июля 1941г.
    К чему приводит попытка атаковать ПТО огнеметными танками, практически в открытом поле.
    1. +3
      26 мая 2016 10:24
      да и мне бы хотелось..... и у нас и у союзников большое разнообразие огнеметной техники было.Меня Матильда фрог интересует и все огнеметные на базе т - 26....Спасибо за цикл! Читаю с удовольствием.
    2. Комментарий был удален.
  2. +2
    26 мая 2016 23:24
    Очен интересно, спасибо.