Military Review

Flamethrower SAU Flammpanzer 38 (t), Germany

3
The first German flamethrower projects tanks gave mixed results. The troops received several dozen vehicles with different characteristics, but their use could not have a big impact on the course of the fighting. Nevertheless, the army continued to order new equipment of this class. In 1944, a proposal appeared to install a flamethrower on a self-propelled artillery mount Jagdpanzer 38 (t) Hetzer. The result of this idea was the appearance of the Flammpanzer 38 (t) armored vehicle.


A proposal to remake a number of existing self-propelled guns with the installation of new weapons appeared in the last months of 1944. According to some sources, the emergence of this proposal was associated with preparations for the Ardennes offensive operation. Taking into account the peculiarities of the landscape and the upcoming battles, the command considered that the troops needed armored vehicles with flamethrowers. There is also a version according to which a new armored vehicle was created for future urban battles, and the period of its creation simply coincided with the preparations for the operation in the Ardennes.

Regardless of the specific prerequisites for the emergence of a new project, it was decided to order the industry to develop a new project for the modernization of existing equipment and then rework a number of existing machines. The development of a new project with the subsequent release of the required machines was entrusted to Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (now Českomoravská Kolben-Daněk). Over the next few months, two dozen new cars were required.

Flamethrower SAU Flammpanzer 38 (t), Germany
Flamethrower self-propelled gun Flammpanzer 38 (t), which became a trophy of American troops. Photo by Achtungpanzer.com


The anti-tank self-propelled gun Jagdpanzer 38 (t) was chosen as the basis for the Flammpanzer 38 (t) flamethrower tank. This machine a few months earlier entered into mass production and could fully solve the tasks. Relatively new self-propelled guns had sufficient booking and good mobility. By installing new weapons instead of the existing artillery it was proposed to change their tactical role on the battlefield. One of the main features of the new project, as often happened with similar developments, was the use of the minimum possible number of modifications to speed up order fulfillment.

An analysis of the possibilities has shown that when creating a new flamethrower SAU, it will be possible to do without creating new tools and systems. All elements of such a combat vehicle could be created by minimal reworking of existing products. Thus, the flamethrower tank Flammpanzer 38 (t) was supposed to retain the design of the armored hull of the base SAU. He retained a complex shape formed by several inclined armor plates, and had to be assembled by welding from parts of different thicknesses.

The maximum protection characteristics had an upper case part with a thickness of 60 mm, located at an angle 60 ° to the vertical. The bottom frontal sheet had the same thickness, but was installed at a different angle. Also in the design of the frontal part of the body provided armored mask guns. The sides and stern were made of 20-mm sheets, and on the top the crew and units were protected by an 8-mm roof. For some increase in the level of protection of the side projection used 5-mm side screens.

SAU Hetzer had a layout characteristic of the German armored vehicles of the time. Directly under the frontal sheets were placed transmission units, behind which were the crew seats. Management and combat compartments were made in the form of a single manned volume, which occupies the entire front and middle parts of the corps. Feed was given under the engine and other units of the power plant.


SAU Jagerpanzer 38 (t) Hetzer. Photo of Wikimedia Commons


The Praga EPA AC 2800 power hp 150 hp was placed in the rear of the car. On self-propelled Jagdpanzer 38 (t) later series, a forced version of this motor was used, capable of producing up to 176 hp. Also, some modifications of the ACS received the engine CH-2DRM with the power 150 hp. Through the multi-disc main clutch and the propeller shaft, the engine torque entered the rest of the transmission units located in the front of the case. It contained a five-speed gearbox, steering mechanism, final drives and side brakes, which were used to rotate the front drive wheels.

As part of the chassis there were four road wheels on each side. The rollers were connected in pairs on their own balancers and equipped with common semi-elliptical springs. Also in the hubs of the balancers provides additional shock absorbers. The drive wheels were located in the front of the hull, guides - in the stern. The self-propelled gun was equipped with a small-track caterpillar with a track width of 350 mm.

In the original configuration, the ACS received an 75-mm anti-tank gun PaK 39. As part of the new flamethrower tank project, it was proposed to remove the gun and install a new system in its place. In addition, stacking for ammunition and other equipment intended for use with a gun was removed from the fighting compartment. The released volume was proposed to be used to accommodate various units of the flamethrower, primarily for the tank with the fire mixture.

As a basis for the self-propelled weaponry, it was decided to use a late-modification Flammenwerfer 41 serial backpack flamethrower, which used ignition with the help of special pyrotechnic cartridges. For installation on a self-propelled chassis, the basic design of the flamethrower had to undergo certain changes. It was necessary to change the layout of the units, to abandon some of the available parts and use the new nodes. In particular, it was possible to increase the volume of fire mixture at times.


Knapsack flamethrower Flammenwerfer 41. Photo Zonawar.ru


On the stored fastenings for the gun, it was proposed to install a flamethrower hose, equipped with a protective tubular casing. The latter could protect the flamethrower pipe from damage, and also did not allow the enemy to identify the flamethrower self-propelled gun at long distances and distinguish it from the Hetzer self-propelled gun with artillery weapons. The possibility of targeting weapons within the horizontal sector on 5 ° to the left and 11 ° to the right. Permissible elevation angles range from -6 ° to + 12 °. Despite the dismantling of the gun, the Sfl.ZF1a sight was retained with a fivefold magnification and a field of view 8 ° wide.

Inside the fighting compartment it was proposed to mount a tank for transporting fire mixture with a volume of 700 l. For comparison, the flamethrower with the product Flammenwerfer 41 could take with him only 7 l mixture, which was enough for 10 with continuous shooting. Also in the fighting compartment were placed cylinders with compressed nitrogen for feeding the fire mixture into the hoses with the necessary pressure. The valve supplying the mixture to the engine was connected to the pyrotechnic ignition system. At the end of 1941, it was found that the most reliable way to ignite a combustible mixture, which can be used in a wide range of air temperatures, is to use special ignition cartridges. The flamethrower for the Flammpanzer 38 (t) included such a system with the 24 ammunition ammunition.

The work of the main weapon of the machine was to be controlled by the gunner, at whose workplace there were guidance drives, a sight and flamethrower controls. According to reports, the gunner could carry out a shot, as well as control the duration of the release of the mixture. The reserve of squibs allowed the 24 to be shot without reloading, and the volume of the tank with a flammable liquid provided continuous flame throwing for 87 s. By increasing the nitrogen pressure, the firing range was increased to 45-50 m.

Additional armament of a new type of flamethrower armor consisted of a single MG 34 machine gun of 7,92 mm caliber. In this case, the machine gun and ammunition in 1200 cartridges should be transported in the styling of the fighting compartment. Any mounts for mounting the machine gun in combat position were not used, which could lead to some reduction in combat survivability. Also, the crew had to have personal small arms.


American soldiers are studying the captured car. With the hose removed the tubular casing. Photo of Chamberlain P., Doyle H. "Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War"


The use of new weapons did not lead to a reduction in crew. As in the case of the base ACS Jagdpanzer 38 (t), the flamethrower tank Flammpanzer 38 (t) was to be controlled by four crew members. In the right part of the body was placed the workplace of the commander. To the left of the weapons were placed the driver and the gunner. The absence of the need for constant supply of ammunition to the gun allowed the loader to leave only the duties of a radio operator. His place was placed in the back of the habitable compartment.

Despite all the improvements, the dimensions and weight characteristics of the flamethrower SAU remained at the level of the predecessor machine. The length of the Flammpanzer 38 (t) without armament was 4,87 m, width - 2,63 m, height - 2,17 m. The combat weight was determined at the level of 15,5 t. A slight decrease in combat weight in comparison with the base self-propelled movement had a positive effect on mobility. The maximum speed on the highway increased from 40 to 42 km / h, the power reserve remained at the level of 180 km. Thus, the flamethrower armored vehicle could work in the same combat formations with other equipment that was in service with Germany, and perform the assigned tasks of attacking various objects and manpower.

In December 1944, the company BMM assembled and transferred to the customer 20 flamethrower self-propelled guns of a new type. Soon, this technique was sent to the places of future battles in the Ardennes, where she had to participate in battles for the first time. Two dozen cars were part of the 352 and 353 tank armored flamethrowers. Unfortunately, there is no detailed information about the combat use of the Flammpanzer 38 self-propelled guns (t). There are only fragmentary data telling about the participation of such equipment in the battles on various fronts in Europe.

It is known that for the first time Flammpanzer 38 (t) took part in the battle during the Ardennes operation in December 1944 of the year - shortly after the transfer to the military. The use of such equipment in highly rugged terrain and in small settlements did not give noticeable results. Moreover, the beginning of the Allied offensive led to the fact that part of the German technology got them as trophies. Among other armored vehicles were captured and several new flamethrower self-propelled guns.


The study of the trophy. Photo of Chamberlain P., Doyle H. "Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War"


While retreating, the German troops took with them the remaining Flammpanzer 38 (t). In the future, an attempt was made to once again use this technique in offensive operations. The second and last case of the combat use of flamethrower tanks of this type refers to the Balaton operation in March 1945. Self-propelled flamethrowers were used to support the advancing infantry, but could not influence the course of the fighting. The advance of the German troops stopped, after which the Red Army counterattacked by launching the Vienna offensive.

Any information about the further operation of the machines Flammpanzer 38 (t) is missing. Perhaps in the battles of Fr. Balaton destroyed the last remaining machines, after which the operation of such equipment ceased, and the assembly of new self-propelled guns did not begin. As a result, 20 machines with flamethrowing weapons managed to take part in several battles, but could not leave a noticeable mark on stories.

The main reason for such failures can be considered the dubious fighting qualities of flame-throwing tanks of this appearance. They could effectively deal with manpower, unprotected equipment and some enemy installations, but in some cases there was a high risk of destruction from artillery or even from infantry anti-tank weapons. The presence of a flammable liquid on board the 700, not counting gasoline, led to increased fire hazards and could lead to fatal damage if the machine was hit by armor-piercing ammunition. At the same time, for shooting with a fire mixture, the self-propelled gun had to come close to the enemy, entering the zone of destruction of its anti-tank weapons.

After the war, ČKD attempted to develop the Flammpanzer 38 (t) project, which resulted in the appearance of the MP-1 armored vehicle. By reducing the crew to two people and freeing up additional volumes in the fighting compartment, it was possible to place 1000 and fire mixes. Such a flamethrower tank was tested in the 1951 year, but it did not suit the military. The main claim was insufficient range, no more than 60 m. To increase the range, it was proposed to use the composition of the mixture of Soviet development. A less heavy liquid could be thrown a distance to 140 m, however, the Czechoslovak military was not interested in this version of the car either. In 1955, the MP-1 project was closed, which led to a complete halt in the work on the Hetzer ACS reworking into flamethrowing tanks.


Based on:
http://achtungpanzer.com/
http://mg-tank.ru/
http://aviarmor.net/
http://lexikon-der-wehrmacht.de/
http://militaryfactory.com/
http://zonwar.ru/
http://historyofwar.org/
Chamberlain P., Doyle H. Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War. - M .: AST: Astrel, 2008.
Author:
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. igordok
    igordok 26 May 2016 07: 47
    +3
    Thanks. Thanks especially for the series of articles.
    About flamethrower tanks of the USSR and allies will be? I hope I will wait.

    The shooting of a company of flamethrower tanks 5ТП 3ТД in the village of Karpovo while trying to liberate the city of Ostrov on 5 on July 1941.
    What is the result of an attempt to attack anti-tank missiles with flamethrower tanks, practically in an open field.
    1. Volga Cossack
      Volga Cossack 26 May 2016 10: 24
      +3
      Yes, and I would like to ..... both we and the allies had a wide variety of flamethrowing equipment. I was interested in Matilda Frog and all flamethrowers based on t - 26 .... Thanks for the cycle! I read with pleasure.
    2. The comment was deleted.
  2. ivanovbg
    ivanovbg 26 May 2016 23: 24
    +2
    Very interesting, thanks.

Огнеметная САУ Flammpanzer 38(t), Германия

Первые немецкие проекты огнеметных танков дали неоднозначные результаты. Войска получили несколько десятков машин с разными характеристиками, однако их применение не могло оказать большого влияния на ход боев. Тем не менее, армия продолжала заказывать новую технику этого класса. В 1944 году появилось предложение установить огнемет на самоходную артиллерийскую установку Jagdpanzer 38(t) Hetzer. Результатом этой идеи стало появление бронемашины Flammpanzer 38(t).

Предложение о переделке некоторого количества существующих самоходок с установкой нового вооружения появилось в последних месяцах 1944 года. Согласно некоторым источникам, появление этого предложения было связано с подготовкой к Арденнской наступательной операции. Учитывая особенности ландшафта и предстоящих боев, командование посчитали, что войскам нужна бронетехника с огнеметами. Также существует версия, согласно которой новая бронемашина создавалась для будущих городских боев, и период ее создания просто совпал с подготовкой к операции в Арденнах.

Вне зависимости от конкретных предпосылок к появлению нового проекта было решено заказать промышленности разработку нового проекта модернизации существующей техники с последующей переделкой некоторого количества имеющихся машин. Разработку нового проекта с последующим выпуском требуемых машин поручили предприятию Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (ныне Českomoravská Kolben-Daněk). В течение нескольких следующих месяцев требовалось поставить два десятка новых машин.


Огнеметная САУ Flammpanzer 38(t), Германия
Огнеметная самоходка Flammpanzer 38(t), ставшая трофеем американских войск. Фото Achtungpanzer.com


В качестве основы для огнеметного танка Flammpanzer 38(t) была выбрана противотанковая самоходка Jagdpanzer 38(t). Эта машина несколькими месяцами ранее поступила в серийное производство и могла полноценно решать поставленные задачи. Относительно новые самоходки имели достаточное бронирование и неплохую подвижность. Путем установки нового вооружения взамен существующего артиллерийского предлагалось изменить их тактическую роль на поле боя. Одной из основных особенностей нового проекта, как это нередко бывало с подобными разработками, стало применение минимально возможного количества доработок с целью ускорения выполнения заказа.

Анализ возможностей показал, что при создании новой огнеметной САУ можно будет обойтись без создания новых средств и систем. Все элементы такой боевой машины получалось создать путем минимальной переделки существующих изделий. Так, огнеметный танк Flammpanzer 38(t) должен был сохранить конструкцию броневого корпуса базовой САУ. Он сохранял сложную форму, образованную несколькими наклонными бронелистами, и должен был собираться при помощи сварки из деталей разной толщины.

Максимальные характеристики защиты имела верхняя деталь корпуса толщиной 60 мм, расположенная под углом 60° к вертикали. Нижний лобовой лист имел такую же толщину, но устанавливался под другим углом. Также в конструкции лобовой части корпуса предусматривалась броневая маска орудия. Борта и корма делались из 20-мм листов, а сверху экипаж и агрегаты защищались 8-мм крышей. Для некоторого повышения уровня защиты боковой проекции применялись 5-мм бортовые экраны.

САУ Hetzer имела компоновку, характерную для немецкой бронетехники того времени. Непосредственно под лобовыми листами помещались агрегаты трансмиссии, позади которых находились места экипажа. Отделение управления и боевое отделение были выполнены в виде единого обитаемого объема, занимающего всю переднюю и среднюю части корпуса. Корма отдавалась под двигатель и другие агрегаты силовой установки.

Огнеметная САУ Flammpanzer 38(t), Германия
САУ Jagerpanzer 38(t) Hetzer. Фото Wikimedia Commons


В корме машины помещался карбюраторный двигатель Praga EPA AC 2800 мощностью 150 л.с. На самоходках Jagdpanzer 38(t) более поздних серий использовался форсированный вариант этого мотора, способный выдавать до 176 л.с. Также некоторые модификации САУ получали двигатель CH-2DRM мощностью 150 л.с. Через многодисковый главный фрикцион и карданный вал крутящий момент двигателя поступал на остальные агрегаты трансмиссии, размещенные в передней части корпуса. Там помещались пятискоростная коробка передач, механизм поворота, бортовые передачи и бортовые тормоза, при помощи которых обеспечивалось вращение передних ведущих колес.

В составе ходовой части имелось по четыре опорных катка на каждом борту. Катки соединялись попарно на собственных балансирах и оснащались общими полуэллиптическими рессорами. Также в ступицах балансиров предусматривались дополнительные амортизаторы. Ведущие колеса располагались в передней части корпуса, направляющие – в корме. Самоходка оснащалась мелкозвенчатой гусеницей с шириной трака 350 мм.

В исходной конфигурации САУ получала 75-мм противотанковую пушку PaK 39. В рамках проекта нового огнеметного танка было предложено удалить орудие и установить на его место новую систему. Кроме того, из боевого отделения убирались укладки для боеприпасов и прочее оснащение, предназначенное для использования с пушкой. Освободившийся объем предлагалось применять для размещения различных агрегатов огнемета, в первую очередь, для бака с огнесмесью.

В качестве основы для нового вооружения самоходки было решено использовать серийный ранцевый огнемет Flammenwerfer 41 поздней модификации, использовавшей воспламенение при помощи специальных пиротехнических патронов. Для установки на самоходном шасси базовая конструкция огнемета должна была претерпеть определенные изменения. Следовало изменить компоновку агрегатов, отказаться от некоторых имевшихся деталей и использовать новые узлы. В частности, появлялась возможность в разы увеличить перевозимый объем огнесмеси.

Огнеметная САУ Flammpanzer 38(t), Германия
Ранцевый огнемет Flammenwerfer 41. Фото Zonawar.ru


На сохраненных креплениях для пушки было предложено установить брандспойт огнемета, оснащенный защитным трубчатым кожухом. Последний мог предохранять трубу огнемета от повреждений, а также не позволял противнику опознать огнеметную самоходку на больших дистанциях и отличить ее от САУ Hetzer с артиллерийским вооружением. Сохранялась возможность наведения оружия в пределах горизонтального сектора на 5° влево и 11° вправо. Допустимые углы возвышения – от -6° до +12°. Несмотря на демонтаж пушки, был сохранен прицел Sfl.Z.F.1a с пятикратным увеличением и полем зрения шириной 8°.

Внутри боевого отделения предлагалось монтировать емкость для перевозки огнесмеси объемом 700 л. Для сравнения, огнеметчик с изделием Flammenwerfer 41 мог взять с собой лишь 7 л смеси, которых хватало на 10 с непрерывной стрельбы. Также в боевом отделении помещались баллоны со сжатым азотом для подачи огнесмеси в брандспойт с нужным давлением. Клапан подачи смеси в брандспойт был связан с пиротехнической системой зажигания. Еще в конце 1941 года было установлено, что самым надежным способом воспламенения горючей смеси, который можно применять в широком диапазоне температур воздуха, является использование специальных зажигательных патронов. В состав огнемета для Flammpanzer 38(t) была включена такая система с боекомплектом 24 пиропатрона.

Работой основного оружия машины должен был управлять наводчик, на рабочем месте которого имелись приводы наведения, прицел и органы управления огнеметом. По имеющимся данным, наводчик мог осуществлять выстрел, а также контролировать продолжительность выброса смеси. Запас пиропатронов позволял сделать 24 выстрела без перезарядки, а объем бака с горючей жидкостью обеспечивал непрерывное огнеметание в течение 87 с. За счет увеличения давления азота дальность стрельбы была доведена до 45-50 м.

Дополнительное вооружение огнеметной бронемашины нового типа состояло из одного пулемета MG 34 калибра 7,92 мм. При этом пулемет и боекомплект в 1200 патронов следовало перевозить в укладке боевого отделения. Какие-либо крепления для установки пулемета в боеготовом положении не использовались, что могло привести к некоторому снижению боевой живучести. Также экипаж должен был располагать личным стрелковым оружием.

Огнеметная САУ Flammpanzer 38(t), Германия
Американские солдаты изучают трофейную машину. С брандспойта снят трубчатый кожух. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


Использование нового оружия не привело к сокращению экипажа. Как и в случае с базовой САУ Jagdpanzer 38(t), огнеметный танк Flammpanzer 38(t) должен был управляться четырьмя членами экипажа. В правой части корпуса помещалось рабочее место командира. Слева от вооружения помещались механик-водитель и наводчик. Отсутствие необходимости в постоянной подаче боеприпасов к орудию позволило оставить заряжающему только обязанности радиста. Его место помещалось в задней части обитаемого отсека.

Несмотря на все доработки, габариты и весовые характеристики огнеметной САУ остались на уровне машины-предшественника. Длина Flammpanzer 38(t) без учета вооружения составляла 4,87 м, ширина – 2,63 м, высота – 2,17 м. Боевая масса определялась на уровне 15,5 т. Некоторое уменьшение боевой массы в сравнении с базовой самоходкой положительным образом сказалось на подвижности. Максимальная скорость на шоссе выросла с 40 до 42 км/ч, запас хода остался на уровне 180 км. Таким образом, огнеметная бронемашина могла работать в одних боевых порядках с другой техникой, имевшейся на вооружении Германии, и выполнять поставленные задачи по атаке различных объектов и живой силы.

В декабре 1944 года фирма BMM собрала и передала заказчику 20 огнеметных самоходок нового типа. Вскоре эту технику отправили к местам будущих боев в Арденнах, где ей пришлось впервые участвовать в сражениях. Два десятка машин вошли в состав 352-й и 353-й танковых огнеметных рот. К сожалению, подробные сведения о боевом применении самоходок Flammpanzer 38(t) отсутствуют. Имеются лишь отрывочные данные, рассказывающие об участии такой техники в боях на тех или иных фронтах в Европе.

Известно, что впервые Flammpanzer 38(t) приняли участие в сражении во время Арденнской операции в декабре 1944 года – вскоре после передачи военным. Применение такой техники на сильно пересеченной местности и в небольших населенных пунктах не дало заметных результатов. Более того, начало наступления союзников привело к тому, что часть немецкой техники досталось им в качестве трофеев. Среди прочих бронемашин было захвачено и несколько новейших огнеметных самоходок.

Огнеметная САУ Flammpanzer 38(t), Германия
Изучение трофея. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


Отступая, немецкие войска забрали с собой остававшиеся Flammpanzer 38(t). В дальнейшем была предпринята попытка еще раз использовать эту технику в наступательных операциях. Второй и последний случай боевого применения огнеметных танков этого типа относится к Балатонской операции в марте 1945 года. Огнеметные самоходки применялись для поддержки наступающей пехоты, однако не смогли оказать влияния на ход боев. Продвижение немецких войск остановилось, после чего Красная армия контратаковала, начав Венскую наступательную операцию.

Какие-либо сведения о дальнейшей эксплуатации машин Flammpanzer 38(t) отсутствуют. Возможно, в боях у о. Балатон были уничтожены последние из остававшихся в наличии машин, после чего эксплуатация такой техники прекратилась, и сборка новых самоходок не начиналась. В итоге 20 машин с огнеметным вооружение успели поучаствовать в нескольких сражениях, но так и не смогли оставить заметный след в истории.

Главной причиной подобных неудач можно считать сомнительные боевые качества огнеметных танков такого облика. Они могли достаточно эффективно бороться с живой силой, незащищенной техникой и некоторыми сооружениями противника, но в ряде случаев существовал большой риск поражения от артиллерии или даже от пехотных противотанковых средств. Наличие на борту 700 л горючей жидкости, не считая бензина, приводило к повышенной пожароопасности и могло привести к фатальным повреждениям в случае поражения машины бронебойными боеприпасами. При этом для стрельбы огнесмесью самоходке приходилось вплотную приближаться к противнику, входя в зону поражения его противотанковых средств.

После окончания войны фирма ČKD предприняла попытку развития проекта Flammpanzer 38(t), результатом чего стало появление бронемашины MP-1. За счет сокращения экипажа до двух человек и освобождения дополнительных объемов в боевом отделении удалось разместить 1000 л огнесмеси. Такой огнеметный танк испытали в 1951 году, но он не устроил военных. Главной претензией была недостаточная дальность стрельбы, не более 60 м. Для увеличения дальности было предложено использовать состав смеси советской разработки. Менее тяжелую жидкость удавалось метать на расстояние до 140 м, однако и такой вариант машины не заинтересовал чехословацких военных. В 1955 году проект MP-1 был закрыт, что привело к полной остановке работ по переделкам САУ Hetzer в огнеметные танки.


По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://mg-tank.ru/
http://aviarmor.net/
http://lexikon-der-wehrmacht.de/
http://militaryfactory.com/
http://zonwar.ru/
http://historyofwar.org/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. igordok 26 мая 2016 07:47
    Спасибо. Особенно спасибо, за серию статей.
    Про огнеметные танки СССР и союзников будет? Надеюсь, буду ждать.

    Расстрел роты огнеметных танков 5ТП 3ТД в д.Карпово при попытке освободить г.Остров 5 июля 1941г.
    К чему приводит попытка атаковать ПТО огнеметными танками, практически в открытом поле.
    1. казак волгский 26 мая 2016 10:24
      да и мне бы хотелось..... и у нас и у союзников большое разнообразие огнеметной техники было.Меня Матильда фрог интересует и все огнеметные на базе т - 26....Спасибо за цикл! Читаю с удовольствием.
    2. Комментарий был удален.
  2. ivanovbg 26 мая 2016 23:24
    Очен интересно, спасибо.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня