Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Интервью: Дмитрий Конаныхин о «макаронном монстре» Илона Маска серьезно

Интервью: Дмитрий Конаныхин о «макаронном монстре» Илона Маска серьезно

Прологом к этому интервью явилась шумиха вокруг крайне распиаренного проекта канадско-американского миллиардера Илона Маска по созданию силами частной компании SpaceX многоразовых ракет-носителей Falcon и многоразового космического корабля Dragon. Сенсационная концепция, предусматривающая завоевание космоса «частным подрядчиком по многократно более низким, в сравнении с госкорпорациями, ценам», нашла живой отклик как за границей, так и в нашей стране. Шума стало существенно больше после того как Маск, ни много ни мало ставший прототипом самого голливудского Тони Старка — Железного Человека, — сумел на глазах всего мира в апреле и мае 2016 года успешно приземлить первые ступени своих ракет Falcon 9 на морскую платформу ASDS.

В этот момент многим действительно стало казаться, что эра государственных ракетно-космических корпораций, одноразовых ракет-носителей и одноразовых космических аппаратов заканчивается. «Маскофилы» поверили: с учетом того, что космические челноки типа «Бурана» и «Шаттла» давно уже пылятся в музейных залах, скоро спутники, грузы и людей будет отправлять в космос один лишь Железный Человек… Пардон, Его Гениальное Величество Илон Маск!

Впрочем, наравне с «маскофилами» тут же нашлось и приличное количество «маскофобов», уверявших, что Маск — генератор не технических новаций, а сплошных финансовых «попилов». Представляете себе радость последних, когда Маск в твиттере признал, что приземлившаяся на ASDS первая ступень Falcon 9 сделала это настолько «успешно», что к повторному использованию не пригодна?


Произошедшее взялся прокомментировать в своем блоге российский писатель Дмитрий Конаныхин, написавший заметку «Макаронный монстр Илона Маска» про заведомую конструктивную ущербность концепции Его Гениальшества. Дмитрий и представить не мог, что его скромный текст мигом разлетится по Рунету, вызвав самую разную реакцию публики — от бурного возмущения до не менее бурного одобрения.

Заранее соглашаясь с тем, что выводы Конаныхина не бесспорны, Федеральное агентство новостей решило познакомить читателей с точкой зрения Дмитрия, которую он изложил в формате интервью и которая, на наш взгляд, представляет интерес как для сторонников идей Илона Маска, так и для их оппонентов.

Итак, встречайте Дмитрия Конаныхина.


Интервью: Дмитрий Конаныхин о «макаронном монстре» Илона Маска серьезно


В окружении созидателей

— Давайте для начала познакомимся.

— Давайте. В интернете я себя позиционирую как писателя. В апреле сего года я получил Горьковскую литературную премию в номинации «Русская жизнь» за лучший роман 2016 года. Пишу я уже 10 лет. Первый свой роман я написал в 2008 году, после чего он дружно был…

— Принят?

— Прямо наоборот — отвергнут нашей либеральной публикой. После этого «с горя» я написал еще три романа, а первый смог опубликовать лишь в прошлом году. Собственно, этот роман премию и получил.

То, о чем я обычно умалчиваю, ибо мне в первую очередь хотелось заявить о себе именно как о писателе, — это мой, так сказать, бэкграунд. С 1993 года я работал в НПО Криогенмаш. Перед этим окончил МВТУ имени Баумана — факультет энергетического машиностроения, кафедра Э-4, специальность «Техника и физика низких температур». После окончания Бауманки я перешел работать непосредственно в отдел, занимающийся системами хранения криогенных компонентов топлива и окислителя, а также заправки ракет-носителей.

С того же 1993 года я, скажем так, «глубоко забурился» в тему строительства индийского космодрома Шрихарикота. Это место, расположенное в сотне километров от Мадраса, стало основой современной индийской космической программы. После Шрихарикоты я продолжал заниматься наземным обеспечением пусков. Работал, в частности, в проекте Sea Launch — это плавучий космодром для запуска ракет «Зенит», созданный международным консорциумом с участием нашей ракетно-космической корпорации «Энергия», американской фирмы Boeing и украинского «Южмаша». В этом проекте я участвовал в разработке системы заправки жидким кислородом.

С 1996 года я трудился по теме «Ангары», то есть над созданием семейства ракет-носителей модульного типа. Мне посчастливилось работать с поистине легендарными людьми, разрабатывавшими наземные системы для «Ангары» и сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1 Лунной программы Королева, для «Энергии—Бурана» и МАКСа Лозино-Лозинского.

Собственно, это и стало впоследствии одним из толчков для моей писательской деятельности. Мне хочется в своих книгах показать, что история нашей страны — это не только и не столько интеллигентские метания, сколько тяжелый и радостный труд людей-созидателей — настоящих строителей государства.

— Как вас занесло именно в космическую тематику?

— По наследству. Отец у меня был ведущим специалистом по космической «наземке» на Криогенмаше, мама на том же Криогенмаше — конструктором первой категории, патентоведом. У меня все детство прошло среди разговоров о космической индустрии.

Движок из кармана

— Давайте вернемся к вашей заметке о Маске. Я не буду пересказывать комментарии к ней: там есть и восхищенные отзывы, и, мягко говоря, не очень. На мой взгляд, интереснее от вас услышать, что вы думаете об Илоне Маске и SpaceX уже после того как написали про «макаронного монстра» и получили отклики от отечественных читателей.

— Программа Маска, если говорить о каждом отдельном техническом решении конструкции того же Falcon, — это очень хороший результат инженерной работы. Отлично выполненная технология сварки баков, отлично рассчитанные параметры посадочных опор, отлично работающие пневматические замки, отлично работающие коммуникации, отлично работающая система управления. Первая ступень Falcon 9 действительно садится, что является величайшим достижением инженерно-конструкторской мысли.

Интервью: Дмитрий Конаныхин о «макаронном монстре» Илона Маска серьезно


В то же время сама идея посадки первой ступени ракеты-носителя на планету Земля, по моему глубочайшему убеждению, является мертворожденным ублюдком. Концепцию «спасаемой» таким образом, а значит многоразовой первой ступени подают как некую абсолютно «прорывную» идею, за которой будущее космонавтики.

Сделаю маленькое отступление. И наши, и американские инженеры решают оптимизационные задачи. При этом ты не можешь взять любое техническое решение и его реализовать. У тебя есть ограничения по материалам, по технологиям, по габаритам цехов, по станочному парку и т.д. С оглядкой на эти ограничения ты и оптимизируешь. Решаешь, где у тебя будут располагаться пусковые площадки, с кем и как ты будешь договариваться о зонах падения отработанных ступеней… Это не локальный частный, это национальный государственный проект с колоссальной кооперацией, к которой подключаются сотни производственных объединений, а также частных, получастных и государственных компаний. Иными словами, это огромная работа сотен тысяч человек. Это все не может возникнуть из ниоткуда и совершенно внезапно, как нам стараются доказать апологеты Маска. Именно это в первую очередь меня удивило как профессионала в том, как подается идея Маска.

Вспомним, как звучит легенда. В 2001 году Маск внезапно подумал, что надо бы колонизировать Марс. После этого он приехал в Россию, где попробовал подыскать себе ракету подешевле. В России у Маска ничего с этим не вышло, зато пришло озарение — нужно сделать ракету-носитель самому, ибо это обойдется в 10% от существующего государственного ценника! В 2002 году, движимый этой гениальной идеей, Маск создает компанию Space Exploration Technologies Corporation, более известную как SpaceX. Нанимает в нее талантливого парня Тома Мюллера, который, как утверждали СМИ, тратил все вечера и выходные на то, чтобы сконструировать в своем гараже жидкостно-реактивный двигатель. Потом, уже в 2006 году, у Маска появляется реактивный двигатель Merlin, предназначенный для использования на ракетах семейства Falcon. Двигатель хороший, он обеспечивает отличную энергетику. Тут же у Маска появляется допуск со всем его имуществом на стартовый комплекс, расположенный на мысе Канаверал. Потом получается запуск с территории базы Ванденберг ВВС США в Калифорнии. То есть, вообще все здорово. Ракета летает, первая ступень садится, мир рукоплещет. Лепота!..

— В вашей интонации чувствуется «но»…

— …Но я знаю, сколько времени занимает цикл создания и доводки нового реактивного двигателя для ракеты-носителя. Ни одна частная компания «с нуля», не имея опыта, заделов и технологий, в озвученные Маском сроки и близко не уложится, пусть у нее даже есть безразмерное финансирование.

Представим, что у нас имеется человек с парой миллиардов евро в кармане. И вот он приходит в какую-нибудь основанную французами Arianespace и говорит, что хочет сделать свою ракету со своим двигателем… Да его только по бюрократам пару лет гонять будут! Нельзя взять и достать из кармана новый работающий двигатель. Двигатель должен быть произведен в нескольких сотнях экземпляров. Их нужно отжечь на испытательном стенде для достижения необходимой надежности. Тут понадобится огромный цикл испытаний, понадобятся финансовые затраты не только на сам двигатель, но и на топливо. А также годы и годы, чтобы гонять двигатель на всех режимах. Ты не можешь сделать пару-тройку новых двигателей и сразу смонтировать их на ракете. У тебя не будет никакой гарантии, что они станут штатно работать…

А что у Маска? У Маска одновременно появился свой двигатель, свой носитель, своя система управления, которая полностью интегрирована и сопряжена с системами управления космодрома на мысе Канаверал и базы Вандерберг. Простите, так не бывает. Не перенастраиваются системы управления под новый носитель. Весь интерфейс носителя определенным образом залимитирован через трубопроводы, пневматику, управляющие сигналы. Это десятки и сотни каналов управления, связывающие землю с бортом ракеты… А тут, получается, приходит мальчик Илон Маск, талантливый изобретатель, который через 5 лет достает из кармана готовую ракету и говорит: «Вот вам ракета, которая по всем параметрам уже сопряжена со стартовыми комплексами Канаверала и Ванденберг».

Откуда Маск взял эти параметры? Откуда он взял весь интерфейс подключения носителя к стартовому комплексу? Ответ только один — к Маску все это в готовом виде пришло откуда-то со стороны. Начиная с этого вывода, я стал «разматывать клубочек» Маска и обнаружил множество очень любопытных вещей.

— Например?

— Начинал Маск с маленькой ракеты Falcon 1.

— Это все знают.

— Знают все. Не все обращают внимание на то, что первые два пуска Falcon 1 оплачивались министерством обороны США в рамках программы DARPA по оценке перспективных ракет-носителей.

— DARPA, оно же Defense Advanced Research Projects Agency, это крайне известная в определенных кругах контора.

— Да, это агентство минобороны США, отвечающее за разработку новых технологий для использования в вооруженных силах. Задачами DARPA являются сохранение технологического превосходства американской армии, предотвращение внезапного для США появления новых технических средств вооруженной борьбы, поддержка прорывных исследований и много чего еще интересного.

Интервью: Дмитрий Конаныхин о «макаронном монстре» Илона Маска серьезно


Круче библейских чудес

— DARPA было основано в 1958 году в ответ на запуск Советским Союзом Спутника-1. DARPA не зависит от обычных военных научно-исследовательских учреждений и подчиняется непосредственно верховному руководству Пентагона. Помнится, именно DARPA было ответственно за спонсирование разработки сети ARPANET, позже ставшей интернетом…

— Сверхзакрытая, сверхкрутая контора, в которую сходу оказывается вхож наш изобретатель-новатор Маск. Ну не чудо ли? Изобретатель с новым работающим двигателем. Где Маск и Мюллер отжигали этот двигатель? В гараже? Еще одно чудо. Изобретатель с допусками на сверхрежимые объекты? Снова — чудо! Юный гений с уже отработанными алгоритмами старта и посадки — очередное чудо. Изобретатель, который не только сразу находит полную поддержку в Пентагоне и DARPA, но и умудряется нанимать к себе людей уже сработавшимися коллективами. Библейские чудеса на таком фоне — просто дешевые базарные фокусы.

— Есть ли какое-то объяснение этому феномену?

— Не будем торопиться — вспомним про нанятого Маском Тома Мюллера. Кто это такой?

— Парень, который, по слухам, в гараже гонял реактивный движок.

— У нас нет доступа к архивам DARPA, поэтому воспользуемся открытыми англоязычными источниками. Из них следует, что, во-первых, товарищ Том Мюллер под испытательный стенд для двигателя Merlin задействовал вовсе не свой гараж, а полигон бывшего завода по производству авиационных боеприпасов, расположенный на ридной Техасщине близ городка Макгрегор. Самое интересное, что первые стенды для ракетных двигателей были построены корпорацией Beal Aerospace инженера-энтузиаста Эндрю Била. И все это было сделано в рамках NLI — National Launch Initiative, «Национальной пусковой инициативы». Но программа NLI была завершена в 2000 году, компанию Эндрю Била, фактически, разорили, зато тут же возник гениальный Илон Маск. Резюме: наш новоявленный канадско-американский Леонардо да Винчи буквально «на шару» получил готовую испытательную базу.

Во-вторых, Том Мюллер работал ведущим разработчиком самого большого водородного двигателя в рамках той самой NLI, имевшей госфинансирование по линии совместной программы НАСА и минобороны США. Мюллер за 15 лет прошел путь от рядового инженера до почти вице-президента компании TRW. Этот парень был там самым главным по ракетным технологиям. И вдруг Мюллер, так и не сев в вице-президентское кресло, уходит в компанию совершеннейшего новичка Маска. И уходит Мюллер к Маску не один, а прихватив с собой ведущих специалистов по ракетно-реактивным делам из TRW. При этом Мюллер работает по технологиям знаменитой американской лунной программы, примененным в лунном посадочном модуле, по штифтовым форсункам. Работает — и все это, вместе с уже готовым коллективом специалистов, перебрасывает к Маску.

— Что дальше?

— Дальше интересно. В 2002 году, одновременно с уходом Мюллера, корпорацию TRW покупает гигант Northrop Grumman Corporation. Даже не гигант, а монстр, строивший стелс-бомбардировщики и атомные авианосцы. Этот монстр подает в суд на компанию Маска, которая, путем найма бывшего TRWишника Мюллера, извлекла коммерческую выгоду из интеллектуальной собственности TRW, ныне принадлежащей Northrop Grumman Corporation. Результаты суда показательны — похоже, что малютка SpaceX сумела отбиться от аэрокосмического тираннозавра! Ну, или Маску кто-то помог осуществить очередное чудо.

— А что это вообще за компания такая — TRW?

— 57 место в Fortune Global 500, то есть в рейтинге 500 крупнейших мировых компаний, критерием составления которого служит выручка компании. TRW, или Thompson-Ramo-Wooldridge, — это разработчик всех основных американских разведывательных спутников. Именно TRW создало Pioneer 10 — автоматическую межпланетную станцию, отправленную к границе Солнечной системы, и американские зонды Viking для Марса. TRW — это персонал численностью 122.000 человек.

Интервью: Дмитрий Конаныхин о «макаронном монстре» Илона Маска серьезно


И вот от такого монстра Том Мюллер вместе с проверенной командой и в обнимку с форсункой сбегает к Маску. При этом, напомню, в TRW Мюллер занимался водородным двигателем, а у Маска безропотно взялся за керосино-кислородный Merlin. Водородный и керосиновый двигатели соотносятся между собой примерно как Ferrari и «Запорожец»...

Чуть не забыл еще один штришок к портрету TRW. Рамо и Вулдридж, основатели компании, были сотрудниками поистине легендарного Говарда Хьюза. Они у него наводимую РЛС ракету «воздух—воздух» большой дальности сделали. Примечательная деталь: ракета имела дальность действия до 180 км и название… Falcon. Так вот, в начале 1950-х, задолбавшись со стилем управления эксцентричного Хьюза, Рамо и Вулдридж решили создать собственную компанию. В этом им помог простой парень по фамилии Томпсон, до того момента владевший компанией, которая еще в 1926 году была поставщиком №1 клапанов и прочих деталей автодвигателей для американской промышленности.

Когда в мае 1927 года Чарльз Линдберг стал первым человеком, перелетевшим Атлантику, в двигателе его самолета стояли клапаны Томпсона — вот какая у нас заковыристая история... Сделаем ее еще заковыристее: именно в TRW свою первую работу выполнил Билл Гейтс, у которого — вот странное совпадение! — имелась бабушка по фамилии Томпсон…

Так или иначе, появляется знакомая нам TRW, которая в 1953 году становится генеральным подрядчиком ВВС США по разработке баллистических ракет. Получается, что белая и пушистая TRW, пекущая спутники как блины и пионерствующая в космосе, — это предприятие уровня наших Воткинского или Макеевского заводов. То есть компания, глубоко зарытая в американский ВПК, из которой товарищ Маск в какой-то момент сманивает ведущего специалиста и без пяти минут вице-президента с группой спецов и чемоданчиком совсекретных технологий.

Понятно, что ничего подобного Маск сделать никогда не смог бы, не имей он поддержки на самом высоком уровне. Даже не так — на высочайшем. И вот эти «достижения» Илона Маска, заключающиеся в том, что чужие разработки и чужих специалистов ему буквально вложили в руки, у нас и подают как пример его гениальности.

Приватизация прибыли и «черные дыры»

— Возникает закономерный вопрос: зачем тогда понадобилась вся эта эпопея с «гениальным» Маском?

— Зачем понадобилось в наше время на планете Земля отрабатывать заведомо нерентабельную технологию, при которой якобы «многоразовая» (на деле — нет) первая ступень ракеты-носителя имеет завышенные, по сравнению с одноразовыми аналогами, прочностные и весовые характеристики, таскает на себе лишний запас топлива для посадки и, как следствие, поднимает меньше полезного груза? Зачем трубить повсюду, что первая ступень — многоразовая, а значит куда более финансово выгодная по сравнению с одноразовой, если все это разбивается вдребезги если не о землю, то о проблему послепосадочной дефектовки?

Есть ощущение, что напористость и колоссальные вложения, с которыми идет реализация программы Маска, четко укладываются в какое-то техническое задание. Но параметры и назначение этого ТЗ вовсе не те, что официально декларируются Маском.

Подчеркну еще раз: с чисто инженерной точки зрения, Falcon 9 — это шедевр. С точки зрения ракеты-носителя с первой ступенью многоразового использования, это ублюдок. Таким образом, если мы исходим из соответствия достигнутого на данный момент Маском результата ранее заявленным Маском целям, можно констатировать, что эти цели не достигнуты. Несмотря на то, что для выполнения поставленной задачи Маск получил все и даже больше, чем все. Ведь Илону не только дали готовые технические решения, высочайших профессионалов для реализации этих решений, нужное производство, испытательные стенды и свободный доступ куда угодно. Параллельно со SpaceX сняли затраты на разработку и испытания этих самых технических решений, включая проблему двигателей.

Это то, что я называю национализацией убытков и приватизацией прибыли. Маск пообещал всем джек-пот, получил под это полный карт-бланш и… пока не оправдал оказанного ему высокого доверия американского истеблишмента.

— То есть, по факту получается все же «попил» средств?

— Совершенно не обязательно. Допускаю, что как раз наоборот, — экономия. Например, экономия на пенсиях, когда часть персонала госкорпорации НАСА выводится в частые структуры наподобие SpaceX.

Вообще за всей этой шумихой вокруг Маска забывается, что SpaceX — это не единственная странная компания, работающая рядом с НАСА. Там есть еще, например Scaled Composites Берта Рутана, работающего в альянсе с миллиардером Ричардом Бренсоном. Если мы присмотримся к Бренсону, то поймем, что перед нами Маск более ранней версии — абсолютно та же модель действий!

По факту и SpaceX, и Scaled Composites — это частные «карманные» кампании, в которых на порядок меньше бюрократии и где требуется в разы меньше согласований при работе, чем в НАСА. В них очень удобно быстро отрабатывать что-то донельзя инновационное и столь же удобно прятать разработку чего-то очень секретного. Можно наоборот — взять и выставить там что-то напоказ, чтобы пустить конкурентов по ложному следу. DARPA — это большая «черная дыра», и никто, кроме высшего руководства США, не представляет, что там внутри происходит. SpaceX, Scaled Composites и другие подобные им компании — это маленькие «черные дырочки», возникающие на игровой доске или снимаемые с нее по мере необходимости.

Но вообще, в разбирательстве по делу Маска мне было интересно не это. Куда любопытнее оказалось копаться в открытых источниках, сопоставлять лежащие на поверхности факты и видеть, как лелеемый СМИ сказочный образ гениального одинокого самоучки постепенно превращается в образ способного парня, поставленного государством на вершину настоящего аэрокосмического айсберга. Айсберга, созданного, пусть и опосредованно, но на государственные деньги. Айсберга, большая часть которого стараниями разнообразных интересантов скрыта под «водой», из-за чего простой обыватель ее в упор не замечает.

— Можно ли сделать вывод, что Илон Маск для ВПК США — это не какой-то пришлый нувориш, а очень даже свой?

— Такие технологии, такие ресурсы, такие возможности, которые получил Илон, чужому в руки не дадут. Илон Маск для ВПК США такой же «в доску свой парень», каким был Билл Гейтс со своей бабушкой по фамилии Томпсон.

— Итак, Маск — это красивая пиар-картинка, за которой скрываются куда более крупные структуры, чем SpaceX?

— Да.

Интервью: Дмитрий Конаныхин о «макаронном монстре» Илона Маска серьезно


Какая еще рентабельность?!

— Правильно ли считать, исходя из вашего текста «Макаронный монстр Илона Маска», что главным камнем преткновения на пути первой ступени Falcon 9 к реальной многоразовости является проблема послепосадочной дефектовки?

— Ступень не выдержала температурного перегрева. «Она слишком быстро летела!» — сообщил Илон Маск. Ребята, если примененные вами материалы не держат температурный режим, вам придется отказаться от режима полета, приводящего к критическому для материалов ступени температурному режиму... Либо вы себя ограничиваете по выбранному режиму полета, либо вы меняете материалы. То есть, проблемы Маска с надежностью первой ступени Falcon 9 не исчерпываются одной дефектовкой.

Идем по теме «надежность» дальше. Сейчас у «девятки» Маска — девять двигателей Merlin. На будущей Falcon Heavy, распиаренной как «самая мощная ракета в мире», двигателей будет уже 27. И тут в дело вступит теория вероятности. Обеспечить штатную надежную работу девяти двигателей по определению проще, чем 27-ми. К самому двигателю претензий нет — его концепция была за сумасшедшие государственные деньги отработана еще в бытность трудов над лунным посадочным модулем и новейшим водородным двигателем по программе «Национальной пусковой инициативы». Но вот необходимость серьезной модернизации для Heavy уже отработанной на «девятке» схемы управления девятью двигателями появится точно. То есть, то, что инженеры Маска научили девять двигателей Merlin хорошо работать на Falcon 9, вовсе не означает, что 27 таких же двигателей будут столь же хорошо работать на Falcon Heavy. 27 двигателей! Чтобы понять, что это за кошмар, надо просто вспомнить печальную историю лунной Н-1 Королева…

Теперь вернемся к дефектовке. Вот у вас есть первая ступень Falcon 9 — пятидесятиметровая дура. Она спускается из ближнего космоса. Вы ее по мере возможности аккуратно сажаете, но ваша аккуратность вовсе не отменяет перегрузок, действующих в момент посадки, — механических и температурных. Посадили — отлично. Что дальше, после ликования, обнимашек и шампанского?

— Дальше — дефектовка?

— Дальше вам надо у севшей ступени проверить все сварные швы, все двигатели. А первая ступень — это не просто бак и не та конструкция, которая вся на болтах и легко разбирается. Вы представляете, какие затраты понадобятся на то, чтобы всю эту конструкцию под названием «первая ступень» размонтировать, прозвонить, просветить, прогнать, протестировать, проверить там каждую деталюшечку, а потом все смонтировать вместе заново? Представили?

Закончили дефектовку и монтаж, снова запустили Falcon 9, снова посадили первую ступень, и что теперь? Теперь — новая дефектовка с соответствующими затратами. Без дефектовки — никак. Малейшее упущение и — бах! Хорошо если без человеческих жертв обойдется…

Страшно представить затраты на дефектовку первой ступени «девятки», и вообще не представимы затраты на дефектовку первой ступени Heavy с ее кучей двигателей. Какая-такая рентабельность, о чем вы?

Получается, что инженеры Маска создали ракету-носитель тяжелого класса, которая может вывести на орбиту полезный груз, прекрасно выводимый сейчас на орбиту ракетами-носителями среднего класса. Почему? Потому что вместо части полезного груза ракете-носителю Маска приходится нести запас топлива, необходимый для посадки первой ступени. Зачем это понадобилось? Чтобы потом самую дорогую часть ракеты-носителя — ее первую ступень — использовать повторно.

Хоть одна успешно севшая первая ступень Falcon 9 снова летала?

— Нет, не летала.

— Почему-то я не удивлен.

— Так может, в будущем полетит?

— Вот тогда к этому разговору и вернемся.

Что еще добавить к сказанному? Я приношу извинения перед моими читателями — в своей статье я ошибся. Указал, что Маск транспортирует свои ракеты-носители с завода на стартовый комплекс по ж/д. Мне и в голову не могло прийти, что Маску приходится использовать для этой операции автотранспорт. Видимо, особенности железных дорог США не позволяют транспортировать изделия Маска с их феноменальными продольными габаритами.

Впрочем, эта моя ошибка никак не влияет на уже озвученный вывод о том, что концепция ракеты-носителя с первой ступенью многоразового использования — это ошибка. Причем, так думаю не только я… У США и у России есть такое понятие как «полезная нагрузка гарантированного выведения». Это та полезная нагрузка, которую страна должна выводить на орбиту с абсолютной гарантией. Как правило, речь о полезной нагрузке, которая позволяет без запредельного риска выводить на орбиту спутники военного назначения. Так вот, после всех приключений Маска с Falcon 9 американцы сняли с «перспективной» Falcon Heavy эту честь — вывод на орбиту военных спутников. Это говорит о многом.

— То есть, пусть Маск и дальше балуется с многоразовостью, а свои спутники-шпионы янки будут поднимать… Кстати, чем они их будут поднимать?

— Одноразовой «Дельтой» компании Boeing.
Интервью: Дмитрий Конаныхин о «макаронном монстре» Илона Маска серьезно

Это не экономика, это политика

— И все же, многие почитатели Маска считают, что концепция многоразовой первой ступени крайне прогрессивна, а сам он гений.

— С точки зрения человека, знающего изнанку космической отрасли, все выглядит иначе. Я, кстати, не спорю с тем, что Маск гений. Только его гениальность заключается не в том, что он сел и «с нуля» все изобрел, а в том, что он гениально исполняет роль топ-менеджера предоставленной ему команды специалистов. Команды, которая отлично справляется с оптимизацией поставленной перед ними задачи по созданию многоразовой ракеты-носителя.

Им сказали: «Вот вам производственная площадка, а вон там, за горизонтом, — пусковой комплекс». Пояснили, что доставить ракету-носитель из точки А в точку Б ни по ж/д, ни на барже по воде не выгорит. Только автотранспортом и за 7—8 дней, потому что тащить придется с остановками, иначе на радиусах изделие перекроет все полосы намертво и главным достижением Маска станет не многоразовая ступень, а многоразовые автопробки. И что же? Его спецы справились. Правда, для перевозки автотранспортом габариты ракеты пришлось вытянуть в «макаронину»…

Адепты Маска утверждают, что он похоронит наш «Роскосмос» экономически — низким ценником на пусковые услуги. Ребята, если у вас накладные расходы, заключающиеся в содержании стендового хозяйства, НИОКРов и т.д., то есть «все корешки» снимаются с компании, оставляя ей одни лишь «вершки», вы в бухгалтерской отчетности сможете нарисовать любой нужный вам ценник на пусковые услуги. Но это не экономика. Это, дорогие мои, уже политика! Проект Маска не экономический, он политический. Именно по этой причине Илон Маск до сих пор, несмотря на все свои неудачи, прет вперед как танк и вместо вылета в трубу мечтает о полетах на Марс. Соответственно, кто кого там похоронит, будет решать тоже политика.

— Есть ли какие-то реальные альтернативы проекту Маска? Вопрос, разумеется, не про одноразовые ракеты-носители, а про многоразовые системы.

— Конечно, есть. Это, например, проект Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского…

— МАКС?

— Он. Многоцелевая авиационно-космическая система, разрабатывавшаяся в НПО «Молния». В рамках этого проекта самую проблемную часть концепции Маска — многоразовую первую ступень — заменял сверхтяжелый самолет Ан-225. Точнее, разработанный на базе «Мрии» Ан-325. Вот этот самолет-носитель и должен был поднимать на нужную высоту космический корабль. Далее следовал воздушный старт, и космоплан со «спины» самолета-носителя уходил на орбиту.

— Разве этот проект не оказался навсегда похоронен под руинами СССР?

— Я бы не был столь категоричен. Есть сразу два события, которые вселяют в меня оптимизм.

Для начала напомню информацию про Пола Аллена. Это тот самый Пол Аллен, который является школьным приятелем нашего старого знакомого Билла Гейтса, соучредителем корпорации Microsoft и человеком, просубсидировавшим создание Бертом Рутаном и его Scaled Composites суборбитального космического корабля SpaceShipOne. Так вот, Аллен в компании со все тем же Рутаном приступили к осуществлению проекта Stratolaunch, который есть ничто иное как американское воспроизведение идеологии МАКСа. Вместо космоплана там, правда, предусматривается использование капсулы, но сути это не меняет. Есть неожиданный нюанс, а может и, напротив, ожидаемый... Знаете, кто должен заниматься разработкой орбитальной капсулы для Stratolaunch? SpaceX Илона Маска!

Теперь о втором событии. В декабре 2015 года внезапно было приостановлено банкротство НПО «Молния». Сейчас «Молния» входит в состав госкорпорации «Ростех» Чемезова, и я очень надеюсь, что старое соперничество ракетчиков и авиационщиков будет преодолено ради реанимации МАКСа. Наша страна обладает всеми необходимыми ресурсами, чтобы это было сделано.

— Каков будет приблизительный финансовый выигрыш с использованием системы типа МАКС?

— Пуски подешевеют минимум вдвое.
Автор: Андрей Союстов
Первоисточник: http://riafan.ru/524534-genii-ili-feik-dmitrii-konanyhin-o-makaronnom-monstre-ilona-maska


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 65
  1. potroshenko 25 мая 2016 13:07
    Ждем ответ от Opusa
    1. opus 25 мая 2016 16:52
      Цитата: potroshenko
      Ждем ответ от Opusa


      Куда уж без него -то?
      1.Чего тут нового? Все то же от 2005.16 (вестиФМ),я ж писал про "вести"
      НУ ПОТРАТЬТЕ ВРЕМЯ РЕБЯТА (40 минут)
      http://radiovesti.ru/episode/show/episode_id/39538
      ОБЯЗАТЕЛЬНО,когда слушайте читайте этот высер:
      Макаронный монстр Илона Маска, или Закономерный итог авантюры

      -ну убрал(забыл шустро так) "факшит"," штинг факинг габарит 3,7 метра", "Заблыл " про ГДУ лунного модуля( вероятно мордой ткнули в абсурд), убрал " ср*й Илон Мак,"поставить раком пентагон".
      Добавил Папу /Маму с криоген маша,опять подкорректировал свою биографию (Ангара)
      2.Бред он и в африке бред
      Цитата: Автор
      И вот от такого монстра Том Мюллер вместе с проверенной командой и в обнимку с форсункой сбегает к Маску. При этом, напомню, в TRW

      форсунка патенована,чего с ней бегать? Платите(копье,тк старьё) ,берите, делайте свой Merlin1 D
      Эка невидаль:

      про мерина легенд ходит...




      Цитата: Автор
      — Знают все. Не все обращают внимание на то, что первые два пуска Falcon 1 оплачивались министерством обороны США в рамках программы DARPA по оценке перспективных ракет-носителей.

      и шо?
      1.Как DARPA расшифровывается?Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США
      1. opus 25 мая 2016 16:56
        2.Напомнить кто " финансировал и в чьих интересах были пуски С.П.Королева?
        3.Рассказать ,что такое "РН "Союз" (Р-7) или "Протон"МБР УР-200 (8К81). ?
        Про салют «Салют-ДОС» и «Алмаз»?


        Цитата: Автор
        Понятно, что ничего подобного Маск сделать никогда не смог бы, не имей он поддержки на самом высоком уровне.

        И ?
        А Королев смог бы? А К. Янгеляь.
        А Потанин с Прохоровым смогли бы " просто так" стать владельцами "Норникеля"?
        А Дерипаска, а Абрамович.
        А Чубайс (которого в нормальной стране расстреляли бы уж давно)?
        И хорошо(им) ,что у них поддерживают людей типа Илона Маска, и плохо (нам) ,что у нас поддерживают дам типа Васильева( и ко) , да руководителей Дальспецстрой Д.Савина


        Ну и рыжую бестию. куда у ж без него(я ему Роснано до гроба не прощу)
        Цитата: Автор
        При этом, напомню, в TRW Мюллер занимался водородным двигателем, а у Маска безропотно взялся за керосино-кислородный Merlin. Водородный и керосиновый двигатели соотносятся между собой примерно как Ferrari и «Запорожец».

        кретинизм какой-то.
        1.Что водородный, что керосиновый оба ЖРД.
        2.Типа есть специальность в вузе : водородный ЖРД и вторая специальность Керосиновый ЖРД
        ?fool
        Я так напомню "водородный" клуб (хронология покрения сохранена:
        -США
        -Европа(ЕКА) ,конкретно французская СЕП
        -КНР ( РН "Чан Чжен-3" ,1984)
        -Япония (1986-го Япония стала четвертой "водородной" страной. РН "Эйч-1)
        -....Мы пятые.
        Не знаю,видимо у нас не было специальности водородный( Или Феррари не выпускались-хз ЖРД) belay
        У меня вот вопрос с "спецу" с Э4
        по какой специальности и в чем специализировались А. Д. Конопатов и В. С. Рачук?
        Ну -ка работы найдём?
        Даю подсказку -это под их руководством РД-0120 создавался.

        ======================
        Дальше писать не буду,время нет. да и бессмысленно. И так целая наностатья вышла
  2. профессор 25 мая 2016 13:17
    Представляете себе радость последних, когда Маск в твиттере признал, что приземлившаяся на ASDS первая ступень Falcon 9 сделала это настолько «успешно», что к повторному использованию не пригодна?

    Брехня. Он такого не писал.
    1. bmv04636 25 мая 2016 13:35
      профессор а Вы бы полителии на этой ракете в космос (с несколько раз уж использованной ступенью) в 2019 году а
      1. профессор 25 мая 2016 13:52
        Цитата: bmv04636
        профессор а Вы бы полителии на этой ракете в космос (с несколько раз уж использованной ступенью) в 2019 году а

        Его ракеты живьем не видел, да и на планете Земля меня хорошо кормят, но вот автомобили Маска тестировать приходилось. Они вне конкуренции. Если бы мог себе такой позволить то не задумываясь приобрел бы.
        1. Rus2012 25 мая 2016 14:08
          Цитата: профессор
          но вот автомобили Маска тестировать приходилось. Они вне конкуренции.

          ...как долго тестили, при каких климатических условиях?
          "Они вне конкуренции", - ибо не с чем из ряда достойных авто всех стран и народов, сравнить?
          1. профессор 25 мая 2016 14:27
            Цитата: Rus2012
            ...как долго тестили, при каких климатических условиях?

            Ралли Париж- Дакар (шучу) wink . Стандартный тест драйв. Минут 25-30. Город и магистраль. Сухая дорога, солнечный день, счастливый водитель. Температуру не помню, но думаю, что около 25.

            Цитата: Rus2012
            "Они вне конкуренции", - ибо не с чем из ряда достойных авто всех стран и народов, сравнить?

            Есть с чем сравнить и все мои сравнения в пользу Теслы.

            Цитата: vodolaz
            Занятно было почитать точку зрения человека, который разбирается в тематитке.

            Вчера-позавчера были статьи Антона. Рекомендую. Излагает он тяжело, но правильно.
            1. Rus2012 25 мая 2016 14:31
              Цитата: профессор
              Есть с чем сравнить и все мои сравнения в пользу Теслы.

              СПИСОК с чем сравнили, огласите плизз! ;)
              1. профессор 25 мая 2016 14:34
                Цитата: Rus2012
                СПИСОК с чем сравнили, огласите плизз! ;)

                Щясссс. С отчетом в трех экземплярах и статистикой в Джампе. Вам начинать с моей молодости с Порше 968М или перейдем на мои студенческие годы проведенные в Германии? wink
                1. Rus2012 25 мая 2016 14:56
                  Цитата: профессор
                  Щясссс. С отчетом в трех экземплярах и статистикой в Джампе

                  Ну дык!
                  Допустим с примерным массо-тягловым параметром, комфортности, ценой в данном диапазоне. Про эксплуатационные какчеста - просто умолчим.

                  Не думаю, что по управляемости и адекватности реакции водителю, электрокары Маска в чем-то превзошли ХХХ, а по вальяжности - Мерсам...
                  1. профессор 25 мая 2016 15:18
                    Цитата: Rus2012
                    Не думаю, что по управляемости и адекватности реакции водителю, электрокары Маска в чем-то превзошли ХХХ, а по вальяжности - Мерсам...

                    Конечно превзошли. Хотите обсудить? Офлайн (в личку)

                    Цитата: Ботановед
                    Рядом с Маском и Архимед, и Ломоносов, и Королев - недоучившиеся ПТУшники.

                    Всех смешали в одну кучу. И Архимеда и Королева и Ломоносова.

                    Цитата: Ботановед
                    Вот повезло - жить в одно время с супермегагением.

                    Нам действительно повезло жить с ним в одну эпоху (супергением его не считаю) так как мы все ощутим плоды его деятельности на себе. Это вам ни ничего не открывший Ломоносов, не хороший организатор Королев которому наступали на пятки американцы и не древний Архимед. Этот африканский молодой парень делает историю свидетелями чего нам посчастливилось быть. Причем он меняет нашу жизнь не совершая никаких революций. Упорно, шаг за шагом уничтожая священных коров.
                    "Он сделает свой автомобиль с нуля?"- смеялись над ним Форд, Нисан и иже с ними. Сделал. Теперь никто из них не смеется, а они все вместе нерно курят в сторонке.
                    "Он полетит в космос?"- ухмылялись астронавты? Теперь они считают за честь работать в команде Маска.
                    Посмеемя над следующим его проектом?
                    1. Rus2012 25 мая 2016 16:32
                      Цитата: профессор
                      Конечно превзошли. Хотите обсудить? Офлайн (в личку)

                      ...не ребята, не хочу!
                      Я достаточно катался, не на тест-драйве, благо была такая возможность, ибо корпоративный парк насчитывает немало тыс разных авто... и есть Мерины S и E-класса, и ХХХ 5-7й серии, и Авдотьи A6-8... Так что есть кой-кокой опыт.
                      Мне достаточно этого - https://tjournal.ru/14657-tesla-model-s-i-surovaya-realnost
                      Чтоб составить представление...
                      Прекрасно знаю подвеску Mercа в кузове W211, тот что на Тесле.
                      Т.ч. извеняйте...
                      1. профессор 25 мая 2016 20:07
                        Цитата: Rus2012
                        Мне достаточно этого - https://tjournal.ru/14657-tesla-model-s-i-surovaya-realnost

                        Сам я Шалаяпина не слышал, но мне его Рабинович напевал. так Шаляпин картавит и фальшивит. wink
            2. opus 25 мая 2016 17:01
              Цитата: профессор
              Вчера-позавчера были статьи Антона. Рекомендую. Излагает он тяжело, но правильно.

              Здаров.
              1.Ты стал меня читать? (Мы разошлись с профессором по вечному "Еврейскому вопросу", вернее он отошел от меня)
              2.Тяжело, патамушто я сам худющий.Потому и вес набираю (на топвар)
              3.Твой израильский протеже по R оказался атстой,Westinghouse Electric то же не высокого мнения,впрочем они сами того...
              Технологию плазменной газификации отходов ведь в Израиле не запустили?
              Цитата: профессор
              перейдем на мои студенческие годы проведенные в Германии?

              покажи лист бывших на учете на твоое имя ТС (наших, в Германии, Израиле), это просто. впечатлит.
              Мне вот есть чем гордится
        2. Ботановед 25 мая 2016 14:58
          Цитата: профессор
          но вот автомобили Маска тестировать приходилось. Они вне конкуренции.


          Приветствую!
          Вот прочитал и думаю - какая неземная гениальность! И ракеты, и космические корабли, и автомобили! Ну не самоучка, а гений механики-термодинамики-физикиразныхтемператур-авионики - и еще,еще, еще.
          Рядом с Маском и Архимед, и Ломоносов, и Королев - недоучившиеся ПТУшники.
          Вот повезло - жить в одно время с супермегагением.
        3. Комментарий был удален.
        4. srelock 25 мая 2016 18:54
          Цитата: профессор
          Его ракеты живьем не видел, да и на планете Земля меня хорошо кормят, ...

          А если в космос Topwar.ru завезут, полетите? wink
      2. Bramb 25 мая 2016 17:47
        Цитата: bmv04636
        профессор а Вы бы полителии на этой ракете в космос (с несколько раз уж использованной ступенью) в 2019 году а

        !!!
        Ты ж их всех, всех этих поклонников Маска этим вопросом сразу убил! Как муху тапком! ))
    2. vodolaz 25 мая 2016 14:19
      Занятно было почитать точку зрения человека, который разбирается в тематитке.
  3. Комментарий был удален.
    1. voyaka uh 25 мая 2016 14:18
      Я думаю, что - Конаныхин неглупый парень (хотя, несомненно, подлый).

      Он отлично знает, что Space-X - крепкая фирма с большой
      перспективой. Которая скоро начнет вышибать из коммерческого
      космоса конкурентов (у русских, и французов, и Альянс (Боинг и др.).
      И эти конкуренты подрядили "облить грязью Маска, как можно больше".
      Что Конаныхин и пытается (не очень умело) делать.
      1. Ботановед 25 мая 2016 15:03
        Цитата: voyaka uh
        Space-X - крепкая фирма с большойперспективой. Которая скоро начнет вышибать из коммерческогокосмоса конкурентов


        Мой друг так же укрепил свой завод - обанкротил предприятие, переведя все активы в малую фирму. И фирма стала весьма успешной, кстати. Только второй такой уже не может сделать - заводов для банкротства (канализации убытков, так сказать) у него больше нет.
        А у США - есть!
      2. Комментарий был удален.
      3. BlackMokona 25 мая 2016 15:04
        Цитата: voyaka uh
        Я думаю, что - Конаныхин неглупый парень (хотя, несомненно, подлый).

        Он отлично знает, что Space-X - крепкая фирма с большой
        перспективой. Которая скоро начнет вышибать из коммерческого
        космоса конкурентов (у русских, и французов, и Альянс (Боинг и др.).
        И эти конкуренты подрядили "облить грязью Маска, как можно больше".
        Что Конаныхин и пытается (не очень умело) делать.

        Почти вышибла уже, вот ситуация на 2014 год по новым контрактам. Роскосмос крутит через Arianspace. Сейчас ситуация всё больше и больше в сторону SpaceX уходит
      4. AwaZ 26 мая 2016 20:26
        ну Конаныхин не имеет никакого гешефта от Роскосмоса. Так что тема не канает. Другое дело что Маска, если его считать классической частной фирмой , можно просто уничтожить демпингом. Для России то космос вещь убыточная и какая разница сколько нести убытков ... Но делать это бессмысленно именно от того что за Маском стоит скорее всего вся мощь США . Да и проблемы в Роскосмосе не толькко от тупости менеджмента а частично от внешнего вмешательства. Тут не вооруженным взглядом видно что кто то чистит площадку для Маска .
  4. стас57 25 мая 2016 13:23
    И все же, многие почитатели Маска считают, что концепция многоразовой первой ступени крайне прогрессивна, а сам он гений.

    а что можно ждать от почитателей?!
    что его, что Джобса...
  5. блэк 25 мая 2016 13:28
    А я Конаныхину верю. Просто инженер не видит бухгалтерской составляющей. Вот она, секьютеризация деривативов. Вот зачем Илон собственные акции скупал.Подставная компашка, для покрытия реальных расходов. Ничего у них не меняется.
    1. Комментарий был удален.
      1. блэк 25 мая 2016 13:46
        Помниться в конце прошлого века имелась одна "успешная компашка" в стране вечно зеленых рублей. Даже электростанцию построила в Индии. Как она называлась? Не напомните? Что-то на "Э". Главное я помню, как она закончила. Но это никого не остановило. Ипотечные деривативы тоже пошли на ура. И главное непонятно, что вы то так всполошились. Я же здесь сижу. Доступа к бухгалтерии товарища Илона не имею. А может вы расскажете, зачем гражданин Илон Маск, займы в банках брал и свои собственные акции скупал?
        1. Muvka 25 мая 2016 14:03
          Цитата: блэк
          Помниться в конце прошлого века имелась одна "успешная компашка" в стране вечно зеленых рублей. Даже электростанцию построила в Индии. Как она называлась? Не напомните? Что-то на "Э". Главное я помню, как она закончила. Но это никого не остановило. Ипотечные деривативы тоже пошли на ура. И главное непонятно, что вы то так всполошились. Я же здесь сижу. Доступа к бухгалтерии товарища Илона не имею. А может вы расскажете, зачем гражданин Илон Маск, займы в банках брал и свои собственные акции скупал?

          ПомниТСя
  6. igordok 25 мая 2016 13:44
    Проект Маска не экономический, он политический.

    Согласен.
    1. venik 25 мая 2016 23:50
      Цитата: igordok
      Проект Маска не экономический, он политический.

      Согласен.

      ========
      Он то как раз ЧИСТО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ!!!
      Выдали "на гора" этакий "супер успешный" и проект "гениального" Маска (кстати за счет наработок, специалистов и мат-тех базы NASA, Пентагона и др.) Т.е. создали искусственно "суперперспективную" компанию, якобы частную. А дальше:
      Убежден - в ближайшее время выставят его (SpaceX) на IPO (первичное размещение акций) на крупнейших международных площадках. Инвесторы "клюнут" и еще как - это ж вложение "почти что в мирового лидера" (ну или почти лидера (в перспективе якобы))... Соберут кучу "ярдов" и будут собственные космические программы за счет международных денежек!!
      Вот так-то! И далеко не факт, что заниматься будут многоразовыми ступенями или там "полетами на Марс", скорее всего постепенно переключатся на войну или другие более жизненные и актуальные программы для NASA и Пентагона.
  7. Вадим237 25 мая 2016 13:49
    Дмитрий Конаныхин просто завидует опровергая и высмеивая то, что уже существует и работает - "Двигатель должен быть произведен в нескольких сотнях экземпляров". А не подскажите сколько сотен экземпляров ракетных двигателей РД 180 выпустили в России по заказу США для ракет Атлас 5 и Антарес.
    1. блэк 25 мая 2016 14:08
      Двигатели РД 180 созданы и выпускались не под американские ракеты. И то, что их, а не SpaceXовские покупают для себя американцы, говорит о многом. Но может быть вам и не говорит.
      1. BlackMokona 25 мая 2016 14:14
        Очень о многом
        МОСКВА, 11 мая - РИА Новости. ОАО НПО "Энергомаш" осуществляло продажу российских ракетных двигателей РД-180 для американских ракет-носителей "Атлас-5" за половину стоимости затрат на их производство, говорится в материалах Счетной палаты РФ.


        РИА Новости http://ria.ru/economy/20110511/373020049.html#ixzz49fIwkUVW
      2. Вадим237 25 мая 2016 16:29
        Энергомаш создал двигатель РД 180 в 1996 году по заказу Lockheed Martin - у нас нет ракет которые используют эти двигатели, создание ракеты Русь закрыли и единственным покупателем этих двигателей остаются США.
        1. Rus2012 25 мая 2016 16:45
          Цитата: Вадим237
          Энергомаш создал двигатель РД 180 в 1996 году по заказу Lockheed Martin - у нас нет ракет которые используют эти двигатели,

          ...ответить грубо - нет желания!
          Но -
          РД-180 спроектирован на базе двигателя РД-170, используемого на ракетах-носителях (РН) «Энергия» и «Зенит». В отличие от четырехкамерного РД-170 двигатель РД-180 имеет две камеры сгорания и новый турбонасосный агрегат меньшей мощности...

          этого думаю достаточно, чтобы больше не было вопросов типа: почему есть и откуда...
          РД-180 - ЭТО "ПОЛОВИНКА" ОТ РД-170, - для незнающих.

          Даже начинающий конструктор и разработчик понимает - когда используют ОСНОВУ, как правило, опираются и на статистику и наработку аналогов и прототипов...
          1. Вадим237 25 мая 2016 17:44
            По сути двигатель создали заново и соответственно испытывали как новый.
            1. Rus2012 25 мая 2016 17:56
              Цитата: Вадим237
              По сути двигатель создали заново и соответственно испытывали как новый.

              Похоже вы не понимаете...

              Не было нужды ни в поисковых НИР по РД-180. Ни НИР по материалам. Ни ОКР по подбору режимов и параметров КС: как и по термоустойчивости, температурно-скоростным полям по тракту, даже по наработке ресурса. Всё это было по предыдущим работам по РД-170!
              А что было:
              - макетирование и общая компоновка двигателя из ДВУХ КС и СОПЕЛ
              - масштабирование ТНА в сторону уменьшения
              - комплексное сопряжение
              - проверка ресурса в соответствии с заданными ТЗ

              При всем при этом для амерской стороны, разработчик волен был вписать в объем работ всё что вздумается. И даже формально повторить все работы, что делались при создании РД-170. Деньги-то 3,14ндоские...
      3. opus 25 мая 2016 17:03
        Цитата: блэк
        Двигатели РД 180 созданы и выпускались не под американские ракеты.

        ну не надо "свистеть"
        Проект двухкамерного двигателя РД-180 стал в январе 1996 г. победителем конкурса по разработке и поставке двигателей для модернизированной РН «Атлас II» компании «Локхид Мартин» (США). Разработка РД-180 велась в сотрудничестве с компанией «Пратт-Уитни» (США), с которой НПО Энергомаш в 1992 г. заключило Соглашение о совместном маркетинге и лицензировании двигателей НПО Энергомаш в США, а в 1997 году создало совместное предприятие «РД АМРОСС» по маркетингу и реализации двигателей РД-180. В ноябре 1996 г. были начаты огневые испытания двигателя РД-180. Первый полет американской РН «Атлас IIIА» состоялся 24 мая 2000 г.

        НПО "Энергомаш"


        Смотрим ВНИМАТЕЛЬНО на Hott fire test
  8. Оператор 25 мая 2016 13:52
    Смятая в гармошку и разорванная беушная "многоразовая" ступень Фалкона-9
    1. pimen 25 мая 2016 14:36
      могу подбросить ещё один повод для улыбки: самая ценная часть ракеты - двигатель, за один полёт будет работать не один раз (как если бы его отстрелили и спустили на парашюте), а два. Причём во втором разе, он будет работать без всякого пускового стола с газоотводом, и дополнительно обжарит себе торец
    2. opus 25 мая 2016 17:08
      Цитата: Оператор
      мятая в гармошку и разорванная беушная "многоразовая" ступень Фалкона-9

      1.Странный Вы человек, таскаетесь с этой гармошкой из статьи в статью.
      2.Где "гармошка" можно ткнуть? Я вижу трещину и облупившуюся краску

      подлатают,подварят, покрасят

      3.Вот "смятая"
      но это боковая одноразовая ступень союза


      "почувствуйте разницу"

      или:


      Восстановлению не подлежат! В утиль
      1. Оператор 25 мая 2016 18:34
        Opus: "Где "гармошка" можно ткнуть? Я вижу трещину и облупившуюся краску. подлатают,подварят, покрасят" (С)

        На фото первой ступени Фалкона ясно видны трещины во множественном числе (неужели не разглядели?), свищ (тоже не разглядели?) и волны - гармошка (что это у Вас с гляделками случилось - влияние Маска? laughing ).

        И не надо тащить сюда фотки согнутых и смятых топливных баков сторонних ракет.
        1. opus 25 мая 2016 21:14
          Цитата: Оператор
          На фото первой ступени Фалкона ясно видны трещины во множественном числе (неужели не разглядели?), свищ (тоже не разглядели?) и волны - гармошка (что это у Вас с гляделками случилось - влияние Маска?

          -трещины я и сам утверждал
          Цитата: opus
          Я вижу трещину и облупившуюся краску

          -Свищ или фи́стула ( fistula — трубка) — канал, соединяющий полости тела (в том числе патологические) или полые органы с внешней средой или между собой. Обычно имеет вид узкого канала, выстланного эпителием или грануляционной тканью.

          Свищ прямой кишки представляет собой хронический воспалительный процесс в анальной крипте (углублении слизистой оболочки анального канала), межсфинктерном пространстве и параректальной клетчатке с формированием свищевого хода.
          Хоть убей не вижу ни "прямой кишки,не свища".
          Вы 2ой мед ,что ли заканчивали?

          Цитата: Оператор
          и волны - гармошка

          ничего ,что они такие СИМЕТРИЧНЕНЬКИЕ... ах да "заводской брак"?
          не так ли задумано было?
          Цитата: Оператор
          И не надо тащить сюда фотки согнутых и смятых топливных баков сторонних ракет.

          Ну я свищами в анальной крипте не могу его то доказывать
          1. Оператор 25 мая 2016 21:26
            Что-то у Вас сегодня с пониманием - сарказм (свищ) не улавливаете, единственное число (трещина) с множественным (трещины) путаете, гнутое/мятое от гофрированного не отличаете - неужели так Маск на мозг действует laughing
            1. opus 25 мая 2016 22:15
              Цитата: Оператор
              Что-то у Вас сегодня с пониманием - сарказм (свищ) не улавливаете


              не ни как, я не сантехник и не дохтур.
              Да и ступень Фалькон не литьём получают
              Цитата: Оператор
              единственное число (трещина) с множественным (трещины) путаете

              я как оператор
              Цитата: Оператор
              На фото первой ступени Фалкона ясно видны трещины во множественном числе (неужели не разглядели?)

              Цитата: Оператор
              гнутое/мятое от гофрированного не отличаете -

              не ,покажите мне ее ДО (гармошки,гнутеня сминания) и я успокоюсь

              Дафайте!!
              как там поезда(факинг шит габарит 3,7 метра) нарыли перевозку фальконов по жд США
              Ну или не фальконов.
              успехи есть?
  9. AYUJAK 25 мая 2016 13:55
    Ok people. Я думаю не надо слишком париться над Маском. После всего что штаты выдали в плане перспективных разработок - возникает резонный вопрос - надо ли это России? Вот погнались за штатами в "звездных войнах" и что это дало? Все знают. Россия идет своим путем, за бугром своим. Просто посмотрим что дальше будет со SpaceX.
  10. iwind 25 мая 2016 13:56
    Не ну после своих фэйлов про железнодорожный транспорт мог он же прочесть про Falcon 9 что бы такое не писать?
    А что у Маска? У Маска одновременно появился свой двигатель, свой носитель, своя система управления, которая полностью интегрирована и сопряжена с системами управления космодрома на мысе Канаверал и базы Вандерберг. Простите, так не бывает. Не перенастраиваются системы управления под новый носитель. Весь интерфейс носителя определенным образом залимитирован через трубопроводы, пневматику, управляющие сигналы. Это десятки и сотни каналов управления, связывающие землю с бортом ракеты… А тут, получается, приходит мальчик Илон Маск, талантливый изобретатель, который через 5 лет достает из кармана готовую ракету и говорит: «Вот вам ракета, которая по всем параметрам уже сопряжена со стартовыми комплексами Канаверала и Ванденберг»

    Только вот как раз стартовый стол был перестроин под Falcon 9....
    Канаверал
    25 апреля 2007 года ВВС США арендовал комплекс в SpaceX для запуска Falcon 9 ракеты.

    В апреле 2008 года началось строительство наземных объектов , необходимых для поддержки запуск SpaceX Falcon 9 ракеты. Renovations включали установку новых жидких кислорода и керосина резервуаров и строительство ангара для ракеты и подготовки полезной нагрузки.
    или Ванденберг
    Компания SpaceX начала переоборудование стартовой площадки в начале 2011 года. Планировалось снести некоторое старое оборудование, в частности подвижную сервисную башню вертикальной сборки и некоторые топливные трубопроводы. Также планировалось сооружение нового ангара горизонтальной сборки ракеты-носителя.
    Работы длились около 2 лет и обошлись компании в 30 млн долларов. Стартовая площадка будет использована для запуска полезной нагрузки на полярные орбиты с помощью ракет-носителей Falcon 9 и Falcon Heavy.
    Первый запуск ракеты-носителя Falcon 9 со стартовой площадки SLC-4E состоялся 29 сентября 2013 года в 15:51 UTC. Это был первый запуск новой версии Falcon 9 v1.1. Ракета-носитель доставила на полярную орбиту канадский спутник CASSIOPE.
    Про единовременное появление.





    и это лишь малая часть
  11. Exumer 25 мая 2016 14:00
    Интересная статья good Я думаю проблема америксов связанная с отправкой в космос самых настоящих "своих" ракет носителей - есть желание построить что-то качественное и прорывное и напротив есть желание непомерно обогатиться.
  12. павлентий 25 мая 2016 14:09
    Не знаю, мне Конаныхин, кажется вполне адекватным. Никого он особо не высмеивает, наоборот неоднократно повторяет, что с инженерной точки зрения ракета гениальная. Приводит четкие доводы почему этот проект не будет дешевле многоразовых пусков. Вполне спокойно и без всяких истерек, как некоторые его хамоватые оппоненты...
  13. voyaka uh 25 мая 2016 14:11
    "Только его гениальность заключается не в том, что он сел и «с нуля» все изобрел,
    а в том, что он гениально исполняет роль топ-менеджера предоставленной ему
    команды специалистов. Команды, которая отлично справляется с оптимизацией
    поставленной перед ними задачи по созданию многоразовой ракеты-носителя"////

    Успешность руководителя ЛЮБОГО проекта в этом и заключается:
    1) найти команду профессионалов.
    2) найти финансирование
    4) определить этапы и сроки
    3) найти клиентов для своего продукта.

    Со всем этим Илон Маск справился на 100 баллов.
    1. Alexez 25 мая 2016 15:09
      С одной оговоркой: команда профессионалов при должном финансировании, пройдя все этапы в срок и получив заказы на долгое время вперед, не смогла сделать то что было заявлено.
      Все разговоры на эту тему считаю преждевременными. Вот когда сделают то что заявлено (естественно сорвав все сроки и потеряв часть заказов а возможно и грузов) тогда и будем говорить про гениальность и прочее. Кстати, довести до ума распиаренный, но не работающий проект, как показывает практика, стоит намного больше денег чем было потрачено на него ранее. Как пример, можете наблюдать эпопею с F-35.
      1. Вадим237 25 мая 2016 16:33
        А что F 35 - он отлично летает и уже в серии.
        1. Rus2012 25 мая 2016 16:59
          Цитата: Вадим237
          А что F 35 - он отлично летает и уже в серии.

          "отлично летает", как же :)))))))))))))
          США решили отложить итоговые испытания F-35 до 2018 года
          Финальные испытания новейшего многофункционального американского истребителя F-35 отложены до 2018 года, сообщил глава отдела оборонных закупок армии США Фрэнк Кендалл.

          По его словам, изначально испытания планировалось провести в середине 2017 года, передает Defense News.

          В свою очередь, глава программы F-35 генерал-лейтенант ВВС США Крис Богдан заявил, что тесты планировалось начать в августе или сентябре 2017 года, сейчас же дата начала откладывается до января-февраля 2018-го.
          Богдан уточнил, что проблема есть во всех 23 самолетах, необходимых для испытаний. По его словам, необходимо отладить окончательную версию системы управления – Block 3F.

          Он также заявил, что эта проблема не имеет ничего общего с уже известными неполадками, из-за которых система управления самолета прекращает работу и ее приходится перезагружать.

          Богдан отметил, что поставки исправного программного обеспечения Block 3F откладывается до поздней осени 2017 года.
          ...
          Как уже неоднократно отмечали наблюдатели, американский F-35 «погряз в проблемах». Несмотря на то что производство F-35 не прекращается, Пентагон все еще не может точно определить истинные способности самолета и целесообразность его применения.
          F-35 попал в рейтинг самых неудачных истребителей, составленный военно-политическим изданием The National Interest.

          http://vz.ru/news/2016/5/25/812489.html
          1. Вадим237 25 мая 2016 17:48
            Ну да, вот только этих самолётов построили больше 170 штук и в достройке находятся ещё 121 - работы продолжаются.
            1. iwind 25 мая 2016 18:52
              Цитата: Вадим237
              Ну да, вот только этих самолётов построили больше 170 штук и в достройке находятся ещё 121 - работы продолжаются.

              да не это опять придумки наших журнализдов. Из той же оперы как Маск заявлял о том что ступень Falcon 9 не полетит.
          2. iwind 25 мая 2016 18:51
            Цитата: Rus2012
            "отлично летает", как же :)))))))))))))
            США решили отложить итоговые испытания F-35 до 2018 года

            хм опять бред тащите?
            Эта задержка в Block 3F, причем с лето на поздней осень 2017( до 2018). Но самое главное принятие на вооружения F-35I будет в Block 3I в августе этого года.
            и оригинал. Итоговые испытания F-35 Block 3I, пройдены в апреле 2016
            "Bogdan has already acknowledged that delivery of the final Block 3F software slipped by four months to late fall 2017"
    2. Комментарий был удален.
    3. Ботановед 25 мая 2016 15:12
      Цитата: voyaka uh
      Успешность руководителя ЛЮБОГО проекта в этом и заключается:1) найти команду профессионалов.2) найти финансирование4) определить этапы и сроки3) найти клиентов для своего продукта.Со всем этим Илон Маск справился на 100 баллов.


      Вы забыли малость - не попасть под раздачу, когда люди, давшие тебе 1. проект, 2. команду 3. финансирование 4. программу действий 5. клиентов - начнут оптимизировать убытки и фиксировать прибыль. Сколько их таких на самолетах в труднодоступных местах поразбивалось. crying
    4. Оператор 25 мая 2016 15:19
      Успешность любого эффективного бизнесмена заключается в следующем:
      1) "понравиться" госслужащим, принимающим решения
      2) получить бесплатно наработки, ранее выполненные за государственный счет
      3) ограбить ведущую в отрасли компанию с помощью госструктур
      4) разрекламировать очередную "не имеющую аналогов" вундервафлю
      5) распилить с подельниками госфинансирование
      6) по тихому свалить на покой.

      Со всем этим Илон Маск справился на 100 баллов.
    5. Комментарий был удален.
      1. BlackMokona 25 мая 2016 15:44
        Маск инженер, кандидат наук в физике, и даже докторскую засел писать в аспирантуре, но свалил делать бизнес для справки wink
  14. Оператор 25 мая 2016 16:15
    Единственный проект реальной многоразовой двухступенчатой системы вывода космических летательных аппаратов на околоземную орбиту:
    - Многоцелевая Авиационно-Космическая Система (МАКС) с первой авиационной ступенью на базе Ан-225 и второй ракетной ступенью на базе "Бурана".

    Главный конструктор Глеб Лозино-Лозинский, руководитель проекта "Энергия-Буран". Все элементы системы были отработаны на практике. Фактические инвестиции в проект за 10 лет составили 14 млрд долларов, расчетная стоимость выведения груза на низкую околоземную орбиту составляет порядка 1000 долл./кг

    http://topwar.ru/1263-mnogocelevaya-aviacionno-kosmicheskaya-sistema-maks.html
    1. Вадим237 25 мая 2016 16:36
      Про этот проект можно забыть навсегда, в этом году в США поднимется самый большой самолёт воздушного старта - по массе такой же как и Мрия.
      1. Оператор 25 мая 2016 18:44
        Ссылку дадите?
        1. Вадим237 25 мая 2016 19:51
          Пожалуйста http://www.ur-ga.ru/science/?n=1587
          1. Оператор 25 мая 2016 20:20
            Почитайте, что сказал в августе прошлого года руководитель компании Stratolaunch Systems (которая разрабатывает второй после российского проект авиационно-космической системы) Чак Бим: "In 2016, I think, we’ll have the aircraft flying... 80 percent is fabricated now... about 40 percent assembled... we should have final assembly done the end of this year or early next year."

            Перевод: "В 2016 году, я думаю, мы будем иметь полет самолета ... 80 процентов подготовлено сейчас ... около 40 процентов собрано ... мы должны иметь окончательную сборку в конце года или в начале следующего года."
            1. Вадим237 25 мая 2016 20:57
              Да всё равно - самолёт уже строят.
  15. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Вадим237 26 мая 2016 01:27
        По крайней мере свой будущий финансовый успех SpaceX показывает работой, в этом году должна полететь тяжёлая ракета Falcon Heavy и пилотируемый корабль Dragon V2 и конечно же эта фирма будет увеличивать свой капитал и возможно в будущем даже станет таким же гигантом как BAE Systems - только в космической направленностью и действительно, что в неё не вложится - от желающих отбоя не будет.
  16. megafair 25 мая 2016 20:31
    Не совсем понимаю всяких "Опус'ов" - которые с пеной у рта доказывают, сравнивают, в скрытой форме оскорбляют тех, кто декларирует очевидные вещи!
    Чем то мне это напоминает 2010-2013 годы, когда начали появляться первые разгромные статьи по "сланцевым технологиям", в которых говорилось о том, что это мыльный пузырь, поддавки со стороны сговорившихся статистических агенств, финансистов и политиков, с единственной целью - "создать мнимый рывок вперёд, который выбьет опору из под ног конкурентов".
    Что вышло на деле уже, и чем это может аукнуться для самих "сланцевиков" и тех территорий, где они закачивали миллиарды тон отравы в недра под огромным давлением, - мы уже начали видеть.
    Где те, кто восхвалял всё это? Правильно, засунули язык в филейную часть и их не слыхать не видать... сидят на статистику землетрясений пялятся...
    Вот так и обожатели Маски будут к 20 году - хранить молчание в печали...
  17. Старый26 25 мая 2016 22:54
    Цитата: opus
    "Протон"МБР УР-200 (8К81)

    Антон, у вас небольшая неточность. УР-200 (8К81) - это не "Протон".
    "Протон" - он же "Урал" (ЕМНИП) имел обозначение УР-500 и 8К82. А так все в точности - в чьих интересах....

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня