Military Review

Self-propelled flamethrower Sd.Kfz.251 / 16 (Germany)

8
During the years of World War II, German industry made several attempts to equip the available armored vehicles with flamethrower weapons. Several samples of this technique were created, but it was not built in large series. Even the most massive flamethrower options tanks only a few dozen pieces were built. However, there was one exception to this rule. In 1943, mass production of the most successful self-propelled flamethrower, known as Sd.Kfz.251 / 16, began. For several years, the troops received almost 350 vehicles of this type, which were used with certain activity in different units.


The Sonderkraftfahrzeug 251 / 16 project was launched at the end of 1942 of the year along with several other developments of a similar purpose. According to the results of the urban battles in Stalingrad, the command of the German army demanded to create several versions of flamethrowers on self-propelled chassis. As the carrier of the flamethrower, several existing chassis borrowed from serial tanks and self-propelled guns were considered. In addition, there was a proposal to use the average Sd.Kfz.251 armored personnel carrier. This machine was produced in large series and was actively exploited by the troops. In addition, several specialized types of equipment were built on its base. A new version of the armored carrier was supposed to be a self-propelled flamethrower.

In the basic configuration, the Bdr Sd.Kfz.251 was used to transport soldiers and their fire support on the battlefield. A characteristic feature of this car was a semi-tracked undercarriage, which made it possible to achieve acceptable mobility and maneuverability without seriously complicating the design of the transmission. The machine could carry up to ten paratroopers with weapons, and, if necessary, support them with machine-gun fire.

Self-propelled flamethrower Sd.Kfz.251 / 16 (Germany)
General view of the Sd.Kfz.251 / 16 self-propelled flamethrower. Photo of Chamberlain P., Doyle H. "Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War"


The armored personnel carrier had a body of complex shape formed by a large number of armor plates of various shapes and sizes. The hull had a low-height front engine compartment, behind which there was a large manned space to accommodate the crew and landing force. The sides of the habitable part of the hull consisted of lower sheets installed with the collapse outward, and the upper, inclined inward. The original shape of the armored hull gave the car a recognizable look. The front part of the hull and side were made of armor plates 14,5 mm thick. Also used 8-mm sheets, from which were made the bottom and some elements of the roof.

The engine, radiator, fuel tank, steering system and some other components and assemblies were placed in the front compartment of the hull. Behind the engine compartment, behind the fire wall, were jobs for the driver and commander. Directly behind them was a large troop unit. To access the car should use the swing door aft. In addition, with proper skill, the landing and disembarkation could be performed through the sides, taking advantage of the lack of a roof.

The Sd.Kfz.251 armored personnel carriers were equipped with Maybach HL 42TURKM carburetor engines with HP 100 power. Behind the engine in the engine compartment was placed 160-liter fuel tank. The engine was connected to a dry dual-clutch and a gearbox that provided four forward speeds and one reverse. Interestingly, the design of the gearbox had different gear ratios for driving on the highway and on rough terrain. After the gearbox, torque was delivered to the drive wheels of the tracked propulsion unit.


Combat compartment with two flamethrowers. Photo of Chamberlain P., Doyle H. "Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War"


The Sd.Kfz.251 armored personnel carrier received a semi-tracked undercarriage. In front of the hull were mounted two single wheel with spring suspension and steering gear. With the help of the wheels, it was proposed to perform maneuvering when turning at small angles. For a sharper turn, it was proposed to additionally redistribute the torque between the tracks.

The tracked propulsion unit received six large-diameter road wheels with an individual torsion bar suspension on each side. In front of the tracks were placed the drive wheels, in the back - guides. To improve the permeability characteristics, the support rollers were staggered in several rows. A small caterpillar with a width of 280 mm was used.

In the base configuration, the Bd Sd.Kfz.251 was equipped with one or two machine guns. Installations for MG 34 or MG 42 machine guns were placed on the roof of the hull in the front and aft parts of the habitable compartment. The front installation was additionally covered with an armor shield. Inside the habitable compartment racks were provided for stacking ammunition machine guns.

The crew of the armored personnel carrier consisted of two people: the driver and the commander. On the benches of the troop compartment could accommodate ten people with weapons. If necessary, the paratroopers were supposed to use machine guns on installations. In addition, the hull design allowed the paratroopers to fire from personal weapons, firing over the sides.


The units of the breech. Photo: Ardashev A., Fedoseev S. "Flame-throwing tanks and hand-held flame throwers in battle"


The creation of the Sd.Kfz.251 / 16 project began at the end of 1942, in parallel with other work on self-propelled machines with flamethrowing weapons. This feature of the project to some extent affected the formation of the appearance and design of some units. According to reports, the self-propelled flamethrower on the basis of the armored personnel carrier was supposed to use some components and assemblies, borrowed from parallel projects. In particular, a similar fire engine architecture and similar fire supply systems were used.

The design of the base machine made it possible to equip it not with one flamethrower, like the other flamethrower tanks, but with a set of two similar systems. The hoses of two flame throwers were to be mounted on the onboard installations of the hull. In the central part of the boards additional supports appeared with fastenings for mobile installation of hoses. At the same time, the right mounts were placed slightly in front of the left, which should have led to a more convenient placement of flame throwers inside a relatively narrow fighting compartment.

The hoses consisted of a main tube with a caliber of 14,5 mm, its casing, a fastening system on the body and means of feeding the fire mixture. To protect against possible fire from small arms, fire extinguishers and flamethrowers were equipped with armor shields similar to those used on the front machine gun installation. The design of the flamethrower units allowed performing horizontal guidance within a sector 90 ° wide away from the body, and also raising the barrel from -10 ° to + 40 °.


Shooting. Photo by Pro-tank.ru


Inside the fighting compartment of the corps, two fire tanks were placed with a total capacity of 700 l. In addition, near them were mounted compressor units associated with a separate gasoline engine of low power. The compressor pumped air into the tanks with the fire mixture and was responsible for its delivery to the hoses with the necessary pressure. With the help of wire braided hoses, the mixture tanks were connected to flame-throwers pipes. Heating system mixture for operation at low ambient temperatures are not provided.

The pressure created in the tanks with compressed gas made it possible to throw the fire mixture to a distance of up to 50-55 m. At the same time, the maximum firing range depended on the method of using flamethrowers. The simultaneous use of both hoses led to a decrease in pressure in the supply hoses, which could reduce the range to 30-35 m. The one-time use of only one flamethrower allowed to reach the maximum range.

The hose was equipped with an electric candle to ignite the ejected liquid. The mixture was ejected at a rate of about 4,4 L per second (according to other data, up to 8 L), which allowed continuous flow of fluid over 160 seconds. The normal shooting mode was considered to be a mixture of single shots of 1-2 duration. With one-second salvos, the 700 "ammunition" was enough for 80 shots.


Fighting vehicle and its crew. Photo by Achtungpanzer.com


As an additional weapon for attacking targets at ranges greater than the range of the flamethrower, the Sd.Kfz.251 / 16 machine could receive two rifle-caliber machine guns. MG 34 or MG 42 machine guns were mounted on installations in the front and rear of the armored hull. Ammunition was 2010 cartridges.

The original project of the Sonderkraftfahrzeug 251 / 16 self-propelled flamethrower involved the use of removable portable weapons. In this case, the car was supposed to receive two additional flamethrowers on the basis of the 42 Flammenwerfer backpack with a 7 mm caliber fire tube. Portable flamethrowers should be transported in packing, while their fire mixture containers should be mounted on the aft door fixtures. If necessary, the crew members could dismount and use a wearable system. Interestingly, the tanks in this case remained on board the car, connecting with hoses using 10-meter hoses. Already during the mass production of self-propelled machines, it was decided to abandon the additional backpack flame-throwers and leave them only the weapons installed on the hull.

The crew of the car was to consist of five people. In front of the habitable compartment were placed the driver and commander. Control of weapons in the form of machine guns and flamethrowers was entrusted to three shooters located in the former troop compartment.

The absence of serious alterations of the base vehicle allowed the Sd.Kfz.251 / 16 self-propelled flamethrower to keep the main characteristics at the level of an armored personnel carrier. The total length still did not exceed 6 m, width - 2,1 m. Due to the installation of flamethrowers with shields, the height increased to 2,1 m. km


Combat use of self-propelled flamethrower. Photo by Pro-tank.ru


The first prototype of a self-propelled flamethrower based on a semi-tracked armored personnel carrier was built in January 1943. According to some reports, the basis for this machine was the Bd Sd.Kfz.251 modification Ausf.C. There is evidence that the first prototype was not equipped with a front machine gun. The prototype was tested and showed its potential. It was found that such a self-propelled flamethrower can be used in urban environments, which are characterized by small distances between different objects. According to the test results, the car was recommended for adoption and the start of mass production.

The serial production of self-propelled flamethrowers was entrusted to the company WUMAG. This technique was proposed both to build on the basis of the new chassis, and to assemble on the basis of armored personnel carriers returned to the rear for repair. The base for the flamethrowers became BTR modifications Ausf.C and Ausf.D. Regardless of the specific type of base machine, the same equipment was used. In 1944, the Sd.Kfz.251 / 16 project was adjusted. Due to the lack of need, wearable flame-throwers were removed from the machine, and in addition, they returned the front machine gun with an armored shield, which was used on the base armored personnel carrier.

During 1943-44, the manufacturer managed to assemble and transfer to 347 troops new self-propelled flamethrowers. Thus, Sd.Kfz.251 / 16 became the most massive German machine with built-in flamethrowing armament. For comparison, the number of other vehicles of similar purpose rarely exceeded 10-20 machines. The record, in turn, belonged to a flamethrower tank Pz.Kpfw. B2 (f), built on the basis of captured French equipment - the troops received 60 of such machines.


Reconstruction of the appearance of a self-propelled flamethrower based on the Bdr Sd.Kfz.251 Ausf.D. Figure Achtungpanzer.com


In August, 1943 of the year was determined by the staff of the units equipped with new equipment. Six self-propelled flamethrowers were reduced to flamethrower platoons at staff companies of the panzergrenadier regiments. In just a few months, on November 1 of the same year, it was decided to transfer the flamethrower platoons to the engineering regiment companies. Later, another decision was made to reorganize flamethrower platoons. By the beginning of 1945, the German command decided that in every tank division there should be 90 armored Sd.Kfz.251 armored personnel carriers, including six flamethrowing vehicles.

In view of the specific characteristics of the firing range, self-propelled flamethrowers of the new model were mainly used during urban battles. Other use of such equipment was inexpedient, and could also be associated with increased risks. In addition, even in optimal conditions, Sd.Kfz.251 / 16 needed armored vehicles and infantry escorts.

The self-propelled flamethrower Sd.Kfz.251 / 16 became the most massive representative of its class, who was in service with the German army. Nevertheless, even the release of 347 machines did not allow to have a noticeable effect on the course of the battles. A relatively small number of upgraded armored personnel carriers, as well as the ambiguous characteristics of their main weapons did not allow to count on widespread use in any battles. As a result, even the most successful and numerous self-propelled flamethrower of Nazi Germany remained in stories as a development of primarily technical interest.


Based on:
http://armor.kiev.ua/
http://achtungpanzer.com/
http://pro-tank.ru/
Chamberlain P., Doyle H. Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War. - M .: AST: Astrel, 2008.
Ardashev A., Fedoseev S. Flamethrower tanks and hand-held flamethrowers in battle. - M .: Eksmo, Yauza, 2013.
Author:
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Volga Cossack
    Volga Cossack 27 May 2016 07: 12
    +3
    I am confused by the weak armor .... how to get to the range of flamethrowing ????? Churchill - a crocodile, I understand, a heavy tank ... well, our KV -8 and here ... and the cycle is good. Thanks.
    1. igordok
      igordok 27 May 2016 07: 24
      +2
      Quote: Volga Cossack
      I am confused by the weak armor .... how to get to the range of flamethrowing ????? Churchill - a crocodile, I understand, a heavy tank ... well, our KV -8 and here ... and the cycle is good. Thanks.

      In an urban setting, it may come down. But in the field he has nothing to do.
      The series of articles is good. Thanks!
      1. igordok
        igordok 27 May 2016 10: 41
        +2
        But the building opened from above is very bad for the city.
  2. psiho117
    psiho117 27 May 2016 14: 23
    +2
    Hmm, I imagine what a foyer arose when a grenade was thrown at it from above ...
  3. Mikhail Matyugin
    Mikhail Matyugin 27 May 2016 22: 25
    +3
    The article is good, but as if it had never been a supporter of flamethrower weapons - for short distances, inaccurate and ... some kind of very brutal or something ...

    Quote: igordok
    In an urban setting, it may come down. But in the field he has nothing to do.

    Well, for the battles in the city, the Germans still had all sorts of nishyachki - such as a "land piece" or "storm tiger" for example.

    And they did a lot of such armored personnel carriers, so they decided to upgrade part of it.
    1. Volga Cossack
      Volga Cossack 27 May 2016 22: 47
      +1
      when captured, flamethrowers are usually shot - I agree the weapon - atrocious, you can’t determine more precisely ......
      1. mirag2
        mirag2 31 May 2016 09: 25
        0
        brutal yes ...
    2. The comment was deleted.
  4. Volga Cossack
    Volga Cossack 27 May 2016 22: 49
    0
    [quote = igordok] But the building opened on top is very bad for the city. That's why in urban conditions it is very difficult to use it ......

Самоходный огнемет Sd.Kfz.251/16 (Германия)

За годы Второй мировой войны немецкая промышленность предприняла несколько попыток оснастить имевшуюся в наличии бронетехнику огнеметным вооружением. Были созданы несколько образцов такой техники, однако она не строилась большими сериями. Даже самые массовые варианты огнеметных танков строились лишь в количестве нескольких десятков штук. Тем не менее, было одно исключение из этого правила. В 1943 году началось серийное производство самого успешного самоходного огнемета, известного как Sd.Kfz.251/16. За несколько лет войска получили почти 350 машин этого типа, которые с определенной активностью использовались в разных подразделениях.

Проект Sonderkraftfahrzeug 251/16 стартовал в конце 1942 года одновременно с несколькими другими разработками аналогичного назначения. По результатам городских боев в Сталинграде командование немецкой армии потребовало создать несколько вариантов огнеметов на самоходных шасси. В качестве носителя огнемета рассматривались несколько существующих шасси, заимствованных у серийных танков и самоходок. Кроме того, появилось предложение использовать средний бронетранспортер Sd.Kfz.251. Эта машина производилась большими сериями и активно эксплуатировалась войсками. Кроме того, на ее базе строились несколько специализированных видов техники. Новым вариантом бронетранспортера должен был стать самоходный огнемет.

В базовой конфигурации БТР Sd.Kfz.251 применялся для перевозки солдат и их огневой поддержки на поле боя. Характерной чертой этой машины была полугусеничная ходовая часть, которая позволяла достичь приемлемой подвижности и проходимости без серьезного усложнения конструкции трансмиссии. Машина могла перевозить до десяти десантников с вооружением, и при необходимости поддержать их пулеметным огнем.


Самоходный огнемет Sd.Kfz.251/16 (Германия)
Общий вид самоходного огнемета Sd.Kfz.251/16. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


Бронетранспортер имел корпус сложной формы, образованной большим количеством бронелистов разных форм и размеров. Корпус имел передний моторный отсек малой высоты, позади которого располагался крупный обитаемый объем для размещения экипажа и десанта. Борта обитаемой части корпуса состояли из нижних листов, установленных с развалом наружу, и верхних, наклоненных внутрь. Оригинальная форма бронекорпуса придавала машине узнаваемый вид. Лобовая часть корпуса и борта изготавливались из броневых листов толщиной 14,5 мм. Также применялись 8-мм листы, из которых изготавливались днище и некоторые элементы крыши.

В переднем отсеке корпуса помещались двигатель, радиатор, топливный бак, рулевая система и часть других узлов и агрегатов. Позади моторного отсека, за противопожарной перегородкой, располагались рабочие места механика-водителя и командира. Непосредственно за ними находилось крупное десантное отделение. Для доступа в машину следовало использовать распашную кормовую дверь. Кроме того, при должной сноровке, посадку и высадку можно было выполнять через борта, пользуясь отсутствием крыши.

Бронетранспортеры Sd.Kfz.251 оснащались карбюраторными двигателями Maybach HL 42TURKM мощностью 100 л.с. Позади двигателя в моторном отсеке помещался 160-литровый топливный бак. Двигатель соединялся с сухим двухдисковым сцеплением и коробкой передач, обеспечивавшей четыре скорости переднего хода и одну заднего. Интересно, что в конструкции коробки передач были предусмотрены разные передаточные числа для движения по шоссе и по пересеченной местности. После коробки передач крутящий момент поступал на ведущие колеса гусеничного движителя.

Самоходный огнемет Sd.Kfz.251/16 (Германия)
Боевое отделение с двумя огнеметами. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


Бронетранспортер Sd.Kfz.251 получил полугусеничную ходовую часть. В передней части корпуса крепились два односкатных колеса с рессорной подвеской и рулевым механизмом. При помощи колес предлагалось выполнять маневрирование при поворотах на малые углы. Для более резкого поворота предлагалось дополнительно перераспределять крутящий момент между гусеницами.

Гусеничный движитель получил по шесть опорных катков большого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. В передней части гусеницы помещались ведущие колеса, в задней – направляющие. Для улучшения характеристик проходимости опорные катки располагались в шахматном порядке в несколько рядов. Использовалась мелкозвенчатая гусеница шириной 280 мм.

В базовой конфигурации БТР Sd.Kfz.251 оснащались одним или двумя пулеметами. Установки для пулеметов MG 34 или MG 42 помещались на крыше корпуса в передней и кормовой частях обитаемого отсека. Передняя установка дополнительно прикрывалась броневым щитком. Внутри обитаемого отсека предусматривались стеллажи для укладки боекомплекта пулеметов.

Экипаж бронетранспортера состоял из двух человек: механика-водителя и командира. На лавках десантного отделения могли разместиться десять человек с оружием. При необходимости десантники должны были использовать пулеметы на установках. Кроме того, конструкция корпуса позволяла десантникам вести огонь из личного оружия, стреляя поверх бортов.

Самоходный огнемет Sd.Kfz.251/16 (Германия)
Агрегаты казенной части брандспойта. Фото Ардашев А., Федосеев С. "Огнеметные танки и ручные огнеметы в бою"


Создание проекта Sd.Kfz.251/16 началось в конце 1942 года параллельно с другими работами по самоходным машинам с огнеметным вооружением. Такая особенность проекта в некоторой мере сказалась на формировании облика и конструкции некоторых агрегатов. По имеющимся данным, самоходный огнемет на базе бронетранспортера должен был использовать некоторые узлы и агрегаты, заимствованные из параллельных проектов. В частности, использовалась аналогичная архитектура брандспойта и схожие системы подачи огнесмеси.

Конструкция базовой машины позволила оснастить ее не одним огнеметом, как другие огнеметные танки, а набором из двух подобных систем. Брандспойты двух огнеметов должны были монтироваться на бортовых установках корпуса. В центральной части бортов появились дополнительные опоры с креплениями для подвижной установки брандспойтов. При этом правые крепления помещались немного впереди левых, что должно было привести к более удобному размещению огнеметчиков внутри относительно узкого боевого отделения.

Брандспойт состоял из основной трубы калибром 14,5 мм, ее кожуха, системы крепления на корпусе и средств подачи огнесмеси. Для защиты от возможного обстрела из стрелкового оружия брандспойты и огнеметчики оснащались броневыми щитками, аналогичными примененным на передней пулеметной установке. Конструкция огнеметных установок позволяла выполнять горизонтальную наводку в пределах сектора шириной 90° в сторону от корпуса, а также поднимать ствол от -10° до +40°.

Самоходный огнемет Sd.Kfz.251/16 (Германия)
Стрельба. Фото Pro-tank.ru


Внутри боевого отделения корпуса помещались два бака для огнесмеси общей емкостью 700 л. Кроме того, рядом с ними монтировались агрегаты компрессора, связанного с отдельным бензиновым двигателем малой мощности. Компрессор нагнетал воздух в баки с огнесмесью и отвечал за ее подачу к брандспойтам с нужным давлением. При помощи шлангов с проволочной оплеткой емкости для смеси соединялись с трубами огнеметов. Системы подогрева смеси для работы при низких температурах окружающего воздуха не предусматривались.

Давление, создаваемое в баках сжатым газом, позволяло выбрасывать огнесмесь на дальность до 50-55 м. При этом максимальная дальность стрельбы зависела от способа применения огнеметов. Одновременное использование обоих брандспойтов приводило к снижению давления в подающих шлангах, из-за чего дальность могла сокращаться до 30-35 м. Единовременное использование только одного огнемета позволяло достичь максимальной дальности.

Брандспойт оснащался электрической свечой для зажигания выбрасываемой жидкости. Смесь выбрасывалась со скоростью порядка 4,4 л в секунду (по другим данным, до 8 л), что позволяло непрерывно подавать жидкость в течение 160 с. Нормальным режимом стрельбы считалась подача смеси одиночными выстрелами длительностью 1-2 с. При односекундных залпах 700 л «боезапаса» хватало на 80 выстрелов.

Самоходный огнемет Sd.Kfz.251/16 (Германия)
Боевая машина и ее экипаж. Фото Achtungpanzer.com


В качестве дополнительного вооружения для атаки целей на дальностях, превышающих радиус действия огнемета, машина Sd.Kfz.251/16 могла получить два пулемета винтовочного калибра. Пулеметы MG 34 или MG 42 монтировались на установках в передней и задней частях бронекорпуса. Боекомплект составлял 2010 патронов.

Первоначальный проект самоходного огнемета Sonderkraftfahrzeug 251/16 подразумевал использование съемного переносного оружия. В таком случае машина должна была получать два дополнительных огнемета на базе ранцевого Flammenwerfer 42 с трубой брандспойта калибра 7 мм. Носимые огнеметы следовало перевозить в укладке, тогда как их емкости для огнесмеси полагалось устанавливать на креплениях кормовой двери. При необходимости члены экипажа машины могли спешиваться и использовать носимую систему. Интересно, что баки в таком случае оставались на борту машины, соединяясь с брандспойтами при помощи 10-метровых шлангов. Уже в ходе серийного производства самоходных машин было решено отказаться от дополнительных ранцевых огнеметов и оставить им только вооружение, установленное на корпусе.

Экипаж машины должен был состоять из пяти человек. В передней части обитаемого отсека помещались водитель и командир. Управление вооружением в виде пулеметов и огнеметов поручалось трем стрелкам, находящимся в бывшем десантном отделении.

Отсутствие серьезных переделок базовой машины позволило самоходному огнемету Sd.Kfz.251/16 сохранить основные характеристики на уровне бронетранспортера. Общая длина по-прежнему не превышала 6 м, ширина – 2,1 м. За счет установки огнеметов со щитками высота выросла до 2,1 м. Боевая масса составляла 8,62 т. Подвижность осталась на прежнем уровне: скорость до 55 км/ч, запас хода – 300 км.

Самоходный огнемет Sd.Kfz.251/16 (Германия)
Боевое применение самоходного огнемета. Фото Pro-tank.ru


Первый прототип самоходного огнемета на базе полугусеничного бронетранспортера был построен в январе 1943 года. По некоторым данным, основой для этой машины стал БТР Sd.Kfz.251 модификации Ausf.C. Имеются сведения, что первый прототип не оснащался передним пулеметом. Опытная машина прошла испытания и показала свой потенциал. Было установлено, что такой самоходный огнемет может использоваться в городских условиях, которым свойственны малые расстояния между различными объектами. По результатам испытаний новую машину рекомендовали к принятию на вооружение и началу серийного производства.

Серийное производство самоходных огнеметов поручили предприятию WUMAG. Эту технику предлагалось как строить на основе новых шасси, так и собирать на базе бронетранспортеров, возвращенных в тыл для ремонта. Основой для огнеметов становились БТР модификаций Ausf.C и Ausf.D. Вне зависимости от конкретного типа базовой машины использовался один и тот же состав оборудования. В 1944 году проект Sd.Kfz.251/16 был скорректирован. Ввиду отсутствия необходимости с машины удалили носимые огнеметы, а кроме того, вернули переднюю установку пулемета с броневым щитком, использовавшуюся на базовом бронетранспортере.

В течение 1943-44 годов предприятие-изготовитель успело собрать и передать войскам 347 новых самоходных огнеметов. Таким образом, Sd.Kfz.251/16 стал самой массовой немецкой машиной со встроенным огнеметным вооружением. Для сравнения, количество другой техники аналогичного назначения редко превышало 10-20 машин. Рекорд, в свою очередь, принадлежал огнеметному танку Pz.Kpfw. B2(f), построенному на базе трофейной французской техники – войска получили 60 таких машин.

Самоходный огнемет Sd.Kfz.251/16 (Германия)
Реконструкция облика самоходного огнемета на базе БТР Sd.Kfz.251 Ausf.D. Рисунок Achtungpanzer.com


В августе 1943 года был определен штатный состав подразделений, оснащенных новой техникой. По шесть самоходных огнеметов сводились в огнеметные взводы при штабных ротах панцергренадерных полков. Всего через несколько месяцев, 1 ноября того же года, огнеметные взводы было решено передать инженерно-саперным ротам полков. В дальнейшем было принято еще одно решение о реорганизации огнеметных взводов. К началу 1945 года немецкое командование решило, что в каждой танковой дивизии должно иметься по 90 бронетранспортеров Sd.Kfz.251, в том числе шесть огнеметных машин.

Ввиду специфических характеристик дальности стрельбы самоходные огнеметы новой модели в основном применялись в ходе городских боев. Иное использование такой техники было нецелесообразно, а также могло быть связано с повышенными рисками. Кроме того, даже в оптимальных условиях Sd.Kfz.251/16 нуждались в сопровождении бронетехники и пехоты.

Самоходный огнемет Sd.Kfz.251/16 стал самым массовым представителем своего класса, состоявшим на вооружении немецкой армии. Тем не менее, даже выпуск 347 машин не позволил оказать заметного влияния на ход боев. Сравнительно малое количество модернизированных бронетранспортеров, а также неоднозначные характеристики их основного вооружения не позволяли рассчитывать на широкое применение в любых сражениях. Как следствие, даже самый успешный и многочисленный самоходный огнемет гитлеровской Германии остался в истории в качестве разработки, представляющей в первую очередь технический интерес.


По материалам:
http://armor.kiev.ua/
http://achtungpanzer.com/
http://pro-tank.ru/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Ардашев А., Федосеев С. Огнеметные танки и ручные огнеметы в бою. – М.: «Эксмо», «Яуза», 2013.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 8
  1. казак волгский 27 мая 2016 07:12
    меня смущает слабенькая броня.... как на дальность огнеметания подобратся????? Черчиль - крокодил я понимаю- тяжелый танк ...ну наши КВ -8 а тут... а цикл хороший . Спасибо.
    1. igordok 27 мая 2016 07:24
      Цитата: казак волгский
      меня смущает слабенькая броня.... как на дальность огнеметания подобратся????? Черчиль - крокодил я понимаю- тяжелый танк ...ну наши КВ -8 а тут... а цикл хороший . Спасибо.

      В городских условиях, возможно сойдет. А вот в поле ему делать нечего.
      Цикл статей хороший. Спасибо!
      1. igordok 27 мая 2016 10:41
        А вот открытый сверху корпус, для города очень плохо.
  2. psiho117 27 мая 2016 14:23
    Мда, представляю, какой фойер возникал, когда ему гранатку сверху закидывали...
  3. Михаил Матюгин 27 мая 2016 22:25
    Статья хорошая, но как бы всегда небыл сторонником огнемётного оружия - на короткие дистанции, неточное и ... какое то очень зверское что ли...

    Цитата: igordok
    В городских условиях, возможно сойдет. А вот в поле ему делать нечего.

    Ну для боёв в городе у немцев ещё всякие ништячки имелись - типа "сухопутной штуки" или "штурмтигра" например.

    А таких бронетранспортёров они много наделали вот и решили часть и так модернизировать.
    1. казак волгский 27 мая 2016 22:47
      при попадании в плен огнеметчиков как правило расстреливали - согласен оружие - зверское- точнее не определишь......
      1. mirag2 31 мая 2016 09:25
        зверское-да...
    2. Комментарий был удален.
  4. казак волгский 27 мая 2016 22:49
    [quote=igordok]А вот открытый сверху корпус, для города очень плохо.вот именно поэтому и в городских условиях его использование вижу очень затруднительным......
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня