Битва при Монжисаре: как король-юноша могущественного султана разгромил. Часть первая

Представленная статья рассказывает об удивительной, но малоизвестной в наше время битве, произошедшей в далёкую эпоху крестовых походов на Ближнем Востоке. Об этом сражении, как ни странно, мало говорится потомками обеих сторон конфликта: для мусульман это позорная страница из жизни их героя Саладина, а для западных европейцев, с их тенденцией к гиперкритицизму, отрицанию успехов оружия их предков, тем более связанных с религией, это также сегодня «неудобная тема». Возможно некоторые факты покажутся многим разрушающими стереотипы, но однако всё изложенное опирается на точные данные средневековых хроник. Значительная часть материала впервые публикуется на русском языке.

В ходе развития сюжета достаточно известного фильма, повествующем о крестоносцах XII века «Царствие Небесное», говорится о некой победе молодого короля Иерусалима Бальдуина IV (1161-1185) над египетским султаном Саладином (1137-1193), последствия которой мусульманский властитель помнил всю свою жизнь. Речь идёт о реальной битве при Монжисаре, произошедшей 25 ноября 1177 года, в которой маленькая армия «иерусалимцев» (как тогда называли жителей главного из государств крестоносцев на Ближнем Востоке) чудесным образом разгромила в несколько раз большую армию сильнейшего в ту эпоху мусульманского правителя Передней Азии.

Предыстория битвы


Король-юноша Бальдуин IV (Бодуэн, Baudouin le Lepreux) вступил на трон Иерусалимского королевства 15 июля 1174 года, когда в возрасте всего 38 лет неожиданно умер от дизентерии (или от яда) его отец король Амори (Амальрик). Молодой принц получил отличное воспитание: воинскому искусству его обучали лучшие рыцари королевства, а в качестве главного учителя у него был Вильгельм, архиепископ Тирский, который был не только священнослужителем и очень образованным человеком, но и выдающимся управленцем, прекрасным писателем и умелым политиком, являясь фактически премьер-министром королевства.

Битва при Монжисаре: как король-юноша могущественного султана разгромил. Часть первая
Король Иерусалима во главе своей армии в фильме "Царствие Небесное" (в роли Бальдуина IV — Эдвард Нортон)


Но ещё в детском возрасте принц Бальдуин заразился проказой, этим страшным и в общем неизлечимом даже сегодня заболеванием, и подданные практически сразу после его коронации стали искать ему преемника, который получил бы трон Иерусалима, женившись на его сестре Сибилле. Это вызвало ожесточённую политическую борьбу различных группировок за влияние. Но хуже всего было то, что внутренние нестроения в главном из государств крестоносцев в «Утремере» («Заморье», от франц.«Territoires outré mer» — «Земли по ту сторону моря») шли на фоне роста могущества султана Египта Юсуфа ибн Айюба, известного европейцам по своему тронному имени как Саладин (Салахуддин).

Битва при Монжисаре: как король-юноша могущественного султана разгромил. Часть перваяСаладин на фоне своего войска в фильме "Царствие Небесное" (в роли султана — Гассан Массуд)


В начале 1170-х годов этот правитель, происходивший из курдского клана военных наёмников и ставший волею судеб султаном Египта, после укрепления своей власти в долине Нила, захвата ряда областей в Иордании и на Аравийском полуострове, начал войну в Сирии. В итоге 27 ноября 1174 года Саладин с отрядом своих войск вошёл в Дамаск, провозгласив этот день «днём триумфа суннитского ислама» и «днём соединения двух драгоценностей» — т.е. присоединение Дамаска к Каиру (запомните этот день, мы ещё вернёмся к этой дате), а вскоре захватил Хомс и Хаму. Однако его планы по завоеванию Халеба (Алеппо) — древнего города, вокруг которого и в наши дни идут тяжёлые бои, последнего крупного центра сопротивления его власти в Сирии, в 1175-1176 гг. так и не были реализованы, т.к. в борьбе с ним эмир Алеппо опирался на помощь таких казалось бы разных сил, как крестоносцы Заморья и мусульманская исмаилитская секта «гашишинов» (ассасинов) Ливана.

Исходя из сложившейся ситуации, Салах эд-Дин аль-Мелик ан-Назир («Благочестивейший в вере ислама, побеждающий всё владыка» — именно таким пышным было его тронное имя) временно отложил план дальнейшего завоевания Сирии и Ирака и решил уничтожить Иерусалимское королевство, как основное и крупнейшее из владений западноевропейских христиан на Ближнем Востоке.

Начало кампании

Сумев скрытно сконцентрировать войска в Северном Египте, Саладин дождался момента, когда часть иерусалимских вооружённых сил была задействована в экспедиции в Сирии, и осенью 1177 года нанёс неожиданный удар. Во главе большой армии (минимум в 26.000 воинов) он выступил на Иерусалим (согласно информации Михаила Сирийца, патриарха Сирийской православной церкви в то время, путешественника и выдающегося хрониста, общее число воинов, приготовленных к походу, достигало 33.000). По данным Вильгельма Тирского, который, видимо, опирался на показания пленных, в её состав входило 18.000 профессиональной пехоты, в основном из суданских наёмников-негров (как мы знаем, Судан, Сомали и Эритрея даже сегодня - источники исламизма и нестабильности), и 8.000 профессиональной кавалерии. Кроме того, в составе приготовленных для вторжения сил было египетское ополчение и отряды легкоконных бедуинов. Скорее всего, эти данные вполне объективны, например, последняя цифра очень хорошо соотносится с известной по мусульманским источникам численностью корпуса «гулямов», состоявших на довольствии Саладина — в 1181 году их числилось 8.529 чел.

Битва при Монжисаре: как король-юноша могущественного султана разгромил. Часть первая
Пример вооружения некоторых воинов из армии Саладина — спешенный и конный гулямы и пеший лучник


Надо сказать, что концентрация сил мусульманами и внезапное начало войны оказалось абсолютно неожиданным для христиан. Они не успели даже собрать все силы королевства, часть из которых находилась в Сирии, не говоря о том, чтобы получить помощь от правителей Армении, Византии или из Европы. Собрав свою маленькую армию, в состав которой входило примерно 2-3.000 пехотинцев и минимум 300-375 рыцарей-вассалов короля Иерусалима, Бальдуин IV выступил навстречу врагу.

Стратегическая разведка крестоносцев тогда явно провалилась — их агенты не заметили или не смогли сообщить в Иерусалим о концентрации армии Саладина в северо-восточном Египте. Кроме сработавшего фактора неожиданности, имела место сильнейшая недооценка противника — видимо, иерусалимцы решили, что имеют дело с большой набеговой партией или небольшим войском, идущим на Аскалон для его захвата, тогда как это оказался авангард большой армии исламистов, целью которой было взятие столицы и уничтожение Иерусалимского королевства как такового.

Планом крестоносцев предусматривалось остановить вторжение «отряда» противника в приграничной территории в районе древнего города Аскалона (современный Ашкелон в Южном Израиле). Вообще следует сказать, что Иерусалимское королевство в XII веке территориально очень напоминало современное государство Израиль, тогда как во владения Саладина тогда входили Египет, Северная Аравия, большая часть Сирии и часть Северного Ирака, и, соответственно, мобилизационные ресурсы мусульман в несколько раз были больше, что всегда осложняло ситуацию для крестоносцев.

В соответствии с этим планом, отряд лёгкой христианской конницы «туркополов» («туркоплей», «туркопулов»), осуществляя функции пограничной стражи, по-видимому, попытался отразить вторжение как казалось «набеговой партии», но был разбит в бою с большим мусульманским авангардом. Кстати «туркополы» были очень интересным родом войск, который ввели у себя крестоносцы Заморья под влиянием местных условий: это были конные лучники на быстрых конях в лёгких доспехах, которые выполняли функции, какие были, например, у казачества в России — оборона границ, ведение фронтовой разведки и иная разъездная служба лёгкой конницы. Туркополы набирались из местных православных христиан, или из принявших православие или католичество мусульман; возможно, в их составе могли служить мусульмане, которые по тем ли иным причинам мигрировали на территорию христианских государств Ближнего Востока, и которым разрешалось продолжать исповедовать свою религию при условии несения ратной службы (точно так же как, например, в современной армии Израиля несут службу израильские арабы-мусульмане).

Битва при Монжисаре: как король-юноша могущественного султана разгромил. Часть первая
Кавалерия Иерусалимского королевства: рыцарь-тамплиер, конный сержант и конный лучник корпуса "туркополов"


На поддержку отряду туркополов выдвинулся небольшой контингент тамплиеров из пограничной крепости Газа, однако также был принужден отступить обратно в крепость, где был блокирован отрядом исламистов. Однако главное, что сделали пограничные части, это то, что они смогли если не задержать вторжение, то хотя бы сообщить главным силам крестоносцев о приближении огромной армии мусульман. Войска под командованием короля Бальдуина IV, понимая что у них нет шансов в полевом бою, смогли избежать уничтожения и уйти в Аскалон, где также были блокированы, тогда как главная армия Саладина продолжала двигаться на Иерусалим. Были захвачена и сожжена Рамла; были осаждены и едва держались древний порт Арсуф и город Лод (Лидда), родина св. Георгия Победоносца, считающегося покровителем воинов-христиан. Хуже всего то, что даже гарнизон Иерусалима был сильно ослаблен: «арьербанн» силой в несколько тысяч пехотинцев из иерусалимского ополчения, выступивший несколько позже сил короля и сильно отставший в дороге, был окружён и уничтожен превосходящими войсками «сарацин». Казалось, что Иерусалимское королевство было поставлено на край гибели.

Подготовка сторон к битве

Саладин также полагал, что его план реализуется вполне успешно: ударные силы крестоносцев были выманены в поле и по частям истреблены или блокированы в крепостях, а его армия медленно (из-за большого обоза, в котором везли осадные машины), но верно шла к заветной цели — городу «Аль-Кудс» (как арабы называют Иерусалим). Но Rex Hierosolomitanus Бальдуин IV решил, что надо во что бы то ни стало попытаться спасти свою столицу, и неожиданной атакой сбив блокировавшие силы, выступил из Аскалона вслед главной армии мусульман.

Воины-крестоносцы той эпохи, базируясь на теоретических представлениях св. Бернарда Клервосского, некоторых иных христианских писателей, а также на предыдущем опыте сражений, считали, что они смогут сокрушить даже малым отрядом намного большую по численности армию, но при наличии ряда условий (которые, можно сказать, не утратили своей актуальности и в наши дни). Во-первых, при наличии в составе их войска достаточного числа высокомобильных (тогда конных) воинов, вооружённых самым современным и качественным оружием; во вторых — при наличии профессионального воинского обучения этих воинов, в том числе и наличия умения у них действовать в условиях непривычной местности, например, в условиях пустыни; в третьих, необходимо было, чтобы эти воины имели высочайшую мотивацию в глубокой христианской вере, соблюдали чистоту помыслов и были готовы принять смерть в бою как высшую награду за подвиг. Как мы увидим далее, всё это у воинов армии Бальдуина IV имелось.

Саладин в это время считал, что его противник более не способен бросить ему вызов в полевом сражении и позволил своим войскам вести себя так, словно они уже одержали окончательную победу. Его армия разделилась на отряды и мелкие партии, которые рассеялись по южной и центральной части Иерусалимского королевства, грабя, разоряя и захватывая жителей в плен. Не видя реальной угрозы со стороны гарнизонов крепостей и готовя блокаду Иерусалима, султан, видимо, специально распустил часть войск за добычей. Ведь всё, что было захвачено или сожжено на неприятельской территории, делало противника экономически слабее, и при этом служило свидетельством якобы неспособности христианских правителей защитить свою землю.

Больше того, исламские богословы-фундаменталисты в его окружении (кстати, точно так же как и проповедники современного радикального ислама) заявляли, что захват в плен и разорение поселений местных жителей, среди которых даже под властью крестоносцев большинство составляли мусульмане, является как бы заслуженным наказанием для них, т.к. вместо ведения «газавата» против христиан, они позволяли «кафирам» властвовать над собой, войдя с ними в союз, и тем самым стали «предателями интересов ислама» — «мунафиками». Хотя на самом деле всё было намного проще — Иерусалимское королевство отличалось, кроме принятой свободы вероисповедания, ещё и разумно сбалансированным управлением и отлично проработанным законодательством (а с точной коранической, а не пропагандистской точки зрения, именно сам Саладин был мунафиком, что доказал в том числе и своим поведением в битве при Телль Ас-Сафите, за что и подвергся упрёкам и насмешкам со стороны других "джихадистов").

Вот что пишет о государствах крестоносцев мусульманский литератор и путешественник Ибн Джубайр, совершивший в ту эпоху хадж через Северную Африку в Аравию: «Наш путь проходил среди нескончаемых полей и поселений, мусульманские жители которых прекрасно себя чувствуют на землях франков… Франки не требуют больше ничего, кроме небольшого налога на фрукты. Дома принадлежат самим мусульманам, как и всё добро, что в них находится.

…Все города сирийского побережья, находящиеся в руках франков, подчиняются их христианским законам, а большинство земельных владений — деревни и маленькие посёлки — принадлежат мусульманам, и в них действуют нормы шариата.

Сердцами многих из этих мусульман владеет душевное смятение, когда они видят, в каком положении находятся их собратья по вере, живущие в землях исламских властителей, ибо в том, что касается благополучия и соблюдения их прав, их положение являет собой полную противоположность. Самым большим позором для мусульман является то, что им приходится терпеть несправедливость от своих правителей-единоверцев, а при этом враги их веры управляют ими по справедливости…»


Читая эти строки, можно только удивляться тому, что «всё возвращается на круги своя». Например, эти слова средневекового путешественника вполне можно приложить к сравнительному описанию положения современных израильских арабов и их собратьев в Палестинской автономии или в Сирии.

Вот так, благодаря соблюдению прав всех граждан и ведению правильной налоговой политики, обеспечивавшей экономическое процветание страны, даже мусульманам в государствах крестоносцев жилось «под игом христиан» намного комфортнее, чем под властью своих же единоверцев в соседних Сирии или Египте. Иерусалимское королевство было как бы образцом, показывающим не только преимущества христианского правления, но и примером благополучного сосуществования трёх мировых религий в рамках одного государства. И это было одной из ряда причин, по которым Саладину необходимо было уничтожить его.
Автор: Михаил Матюгин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 63
  1. ovod84 27 мая 2016 07:41
    Я бы не сказал что мусульмане хорошо проживали под игом европейцев христиан, да не спорю Саладин проиграл сражение , но выиграл войну разгромив крестоносцев , оставив Иерусалим за собой . Могу сказать что в ту эпоху восток был более веротерпимости в отличии от католиков христиан , евреи жили кайфовали как и христиане , они платили налог в казну Джизью которое платило не мусульманское население , их не сжигали и не изгоняли .
    1. Перейра 27 мая 2016 10:29
      Иерусалимское королевство было как бы образцом, показывающим не только преимущества христианского правления, но и примером благополучного сосуществования трёх мировых религий в рамках одного государства. И это было одной из ряда причин, по которым Саладину необходимо было уничтожить его.


      Встречал в исторической литературе упоминание о том, как христиане из Венгрии, Австрии и т.п. в 15 веке бежали на турецкую территорию ради справедливых законов и мирного существования, что не могли получить дома от своих феодалов. Под игом османов христианам жить было лучше.

      О чём говорят оба этих примера? Только о том, что иногда в оккупационных властях присутствуют мудрые администраторы. Но случается это не так часто. Практически исключение.
      Поэтому обобщение автора относительно цивилизаторской роли франков выглядит как преувеличение.
      1. alatanas 27 мая 2016 13:32
        Еще в 15-м веке бьiл издан султанский документ о том, что "раю" (рая - стадо, т.е немусульманьi) нужно держать более свободной в приграничньiх районах дабьi бьiл пример для тех, кто живет по ту сторону границ оттоманского государства. К стати основное деление населения бьiло на "правоверньiх" т.е мусульман и раю - или гяуров (от арабского "кяфир" т.е неверник).
    2. razmik72 27 мая 2016 10:32
      Цитата: ovod84
      Я бы не сказал что мусульмане хорошо проживали под игом европейцев христиан, да не спорю Саладин проиграл сражение , но выиграл войну разгромив крестоносцев , оставив Иерусалим за собой . Могу сказать что в ту эпоху восток был более веротерпимости в отличии от католиков христиан , евреи жили кайфовали как и христиане , они платили налог в казну Джизью которое платило не мусульманское население , их не сжигали и не изгоняли .

      История моего народа показывает,что мусульмане особой веротерпимостью не отличались.Если Россия сейчас в плохих отношениях с Западом,то это не значит,что мусульманские правители были паиньками.
      1. Черкашин Иван 27 мая 2016 11:20
        Сочувствую вашему народу. Считаю геноцид армян не меньшем злом чем Холокост. Но насколько мне известно турецкий национализм в острой фазе присутствует с 19 века. Было бы истребление иноверцев государственной политикой Османской империи с момента ее возникновения, к 1915 г. никого кроме мусульман на территории империи бы не осталось. Пока султаны были вменяемы, армянская диаспора играла серьезную роль в жизни Османской империи.
        1. razmik72 27 мая 2016 12:16
          Цитата: Черкашин Иван
          Сочувствую вашему народу. Считаю геноцид армян не меньшем злом чем Холокост. Но насколько мне известно турецкий национализм в острой фазе присутствует с 19 века. Было бы истребление иноверцев государственной политикой Османской империи с момента ее возникновения, к 1915 г. никого кроме мусульман на территории империи бы не осталось. Пока султаны были вменяемы, армянская диаспора играла серьезную роль в жизни Османской империи.

          По сравнению с младотурками османские султаны сейчас выглядят пупсами,но и они в своё время не хило притесняли христиан.Просто по сравнению с чудовищем( младотурками) более ранние мусульманские правители выглядят весьма респектабельно.
          1. Черкашин Иван 27 мая 2016 12:35
            Не в защиту султанов, но какое притеснение было например в начале существования Османской империи (не специалист, так что очень много не могу знать)?
            Налоги больше для не мусульман и налог кровью (но это на Балканах).
            Как выглядит эта империя при рождении. Огромное количество не мусульманского населения и очень мало тюрок. И тут происходит обратный болгарскому сценарий, не славяне растворили в своей среде кочевников, а христианское население Византии за 5 веков превратилось в турок. Насколько знаю еще в 19 веке османы с презрением относились к кочевникам (туркам или тюркам).
            1. razmik72 27 мая 2016 13:04
              Цитата: Черкашин Иван
              Не в защиту султанов, но какое притеснение было например в начале существования Османской империи (не специалист, так что очень много не могу знать)?
              Налоги больше для не мусульман и налог кровью (но это на Балканах).
              Как выглядит эта империя при рождении. Огромное количество не мусульманского населения и очень мало тюрок. И тут происходит обратный болгарскому сценарий, не славяне растворили в своей среде кочевников, а христианское население Византии за 5 веков превратилось в турок. Насколько знаю еще в 19 веке османы с презрением относились к кочевникам (туркам или тюркам).

              Христиан притесняли не только турки- османы,но и другие мусульманские правители.Смертельный удар по независимому армянскому государству в Киликии нанесли те же египетские мамелюки,к османам не причастные никаким боком.
              1. Черкашин Иван 27 мая 2016 13:18
                Разрушение государства, это не совсем притеснение по религиозному принципу. Не думаю что мамелюки в своих действиях руководствовались ненавистью к армянам.Не утверждаю что все было хорошо в отношениях к христианам в мусульманских государствах. Возможно были и погромы и отсутствие социальных лифтов для не мусульман. Но надо быть объективным. В Испании мусульман не осталось вообще уже в 16 веке, избавились даже от перешедших в католицизм. А на Ближнем Востоке вполне нормально существовали большие христианские общины до недавнего времени. А владычество упомянутых мамелюков в Египте не помешало сохраниться там коптам.
            2. Михаил Матюгин 27 мая 2016 16:38
              Цитата: Черкашин Иван
              Не в защиту султанов, но какое притеснение было например в начале существования Османской империи (не специалист, так что очень много не могу знать)?
              Налоги больше для не мусульман и налог кровью (но это на Балканах).

              Скажу просто - Вы заблуждаетесь. Можно будет и про это написать материал. Общий гнёт на немусульман был всегда намного более сильным. Причём Османы - это ещё самый лёгкий, "лайтовый" вариант политики исламизации.
              1. Черкашин Иван 27 мая 2016 17:43
                Тогда и я скажу просто - доказательства и факты. я готов изменить свое мнение, но "вы заблуждаетесь" слабая аргументация.
              2. раиф 29 мая 2016 00:58
                каждый может и Вам также сказать - "Вы заблуждаетесь". статься полна намеками на воинственность ислама, какими-то некорректными сравнениями с более поздними временами. складывается впечатление, что автора обидел какой-то мусульманин - и в отместку и была написана эта статья. не надо валить все именно на ислам. приведу ряд примеров из 20 века. война в Хорватии - сербы-православные против хорватов-католиков. Южная Осетия - православные по обе стороны фронта. конфликты Китая с Индией и Вьетнамом - совсем все запутано, но без ислама обошлось. так что просьба автору - не дрожать при виде полумесяца
            3. Rezident007 29 мая 2016 16:55
              Цитата: Черкашин Иван
              Не в защиту султанов, но какое притеснение было например в начале существования Османской империи (не специалист, так что очень много не могу знать)?
              Налоги больше для не мусульман и налог кровью (но это на Балканах).
              Как выглядит эта империя при рождении. Огромное количество не мусульманского населения и очень мало тюрок. И тут происходит обратный болгарскому сценарий, не славяне растворили в своей среде кочевников, а христианское население Византии за 5 веков превратилось в турок. Насколько знаю еще в 19 веке османы с презрением относились к кочевникам (туркам или тюркам).

              Восточно-азиатское население славянским-европейским "не разбавишь", потому что у них гены как бы наоборот сильнее, ну т.е. "перемалывают" славянскую-европейскую расу буквально. Восточно-азиатские страны невозможно ассимилировать. Где-то слышал, что один древний мудрый китаец сказал, что Китай невозможно навсегда покорить, т.к. через два-три поколения все туземцы и завоеватели все-равно превратятся в китайцев. Факт.
    3. Проксима 27 мая 2016 10:51
      Информацию,основанную на записях, пусть даже исламского хрониста, о том как мусульманское население благоденствовало под "просвещённой и гуманной" властью европейцев,с их "совершенным законодательством и налогообложением" и наоборот - стонало от гнёта единоверных правителей - не следует возводить в абсолют. Крестоносцы делали то, что им в данный момент выгодно. Если бы им было целесообразно вырезать всё мусульманское население, то они бы это без зазрения совести сделали. Это ДВЕНАДЦАТЫЙ ВЕК! Как беспределиили их "коллеги" в западных славянских землях и в прибалтике - наверное, упоминать не надо.
      1. xan 27 мая 2016 12:50
        Цитата: Проксима
        Крестоносцы делали то, что им в данный момент выгодно.

        И даже это они не смогли сделать. Погрязли в междоусобицах и интригах, и перед лицом объединенных арабов не смогли сплотиться. Сами себя сожрали. На мой взгляд арабский мир в то время был более цивилизованным и веротерпимым. Европа вперед рванула со времен испанской Реконкисты и особенно итальянского Возрождения.
        xan
        1. Проксима 27 мая 2016 13:18
          Цитата: xan
          Европа вперед рванула со времен испанской Реконкисты и особенно итальянского Возрождения.

          Согласен полностью, а до этого было "исламское возрождение" - небывалый для европейцев взлёт исламских наук,алгебры, астрономии,геометрии и прочих.
        2. Михаил Матюгин 27 мая 2016 16:43
          Цитата: xan
          Погрязли в междоусобицах и интригах, и перед лицом объединенных арабов не смогли сплотиться. Сами себя сожрали. На мой взгляд арабский мир в то время был более цивилизованным и веротерпимым.

          Уважаемый xan, несколько разочарую Вас, ибо Вы находитесь в плену стереопипов.
          исламские правительи точно так же "погрязли в усбоицах и интригах", и "перед перед лицом объединённых сил европейских крестоносцев не смогли сплотиться". laughing

          Государства крестоносцев были уничтожены исключительно военной силой, в том числе и как слишком показательный образец мудрого администрирования.

          Про "веротерпимость" арабского мира, тем более тогда, в Средние века, - это очередной миф. Настоящее к сожалению показывает что арабо-мусульманский мир намного более нетерпим в религиозной сфере (и это даже при том, что в наше время нет его военного доминирования).

          Вообще реальная жизнь намного более сложна чем просто деление на "белое" и "чёрное".
    4. Черкашин Иван 27 мая 2016 11:12
      Мне кажется, что речь тут идет в первую очередь не о веротерпимости. В приведенной цитате больше внимания уделяют налогам и отношению властей к собственности.
      А все ужасы с кострами инквизиции были впереди. На момент битвы даже до катаров еще руки не дошли. А Ближний Восток был не "родной" для рыцарей землей и тут они видимо вели себя умнее.
    5. Михаил Матюгин 27 мая 2016 16:36
      Цитата: ovod84
      мусульмане хорошо проживали под игом европейцев христиан,

      Дело в том, что наше сознание во многом забито стереотипами, поэтому и был представлен данный материал. Было приведено специально свидетельство мусульманской стороны, чтобы показать истинное положение дел.

      Цитата: ovod84
      да не спорю Саладин проиграл сражение , но выиграл войну разгромив крестоносцев

      Вы будете наверное смеяться, но ТУ войну Саладин как раз проиграл. Больше того, он подписал с Бальдуином IV мир. А в 1185 году она начал новую войну, которую... снова не выйграл капитуляцией, "победив по очкам", и снова подписал мир уже с европейскими королями !
  2. Шалтай 27 мая 2016 07:59
    Спасибо за статью . Жду продолжения .Фильм пробудил интерес к истории Ерусалимского королевства .
    Голливуд бессовестно вырезал треть фильма , чтобы силком впихнуть в формат "блокбастера" и изменил некоторые диалоги , чтобы попытаться замазать дырки и бросающиеся в глаза нестыковки .
    Кто не смотрел - рекомендую режиссерскую версию , она на час длиннее и не о том ,что выдал Голливуд на экраны .
    У режиссера , это не средневековый боевик , а фильм в первую очередь об искуплении грехов и о добре .
    1. MARGADON 27 мая 2016 08:20
      Один из моих любимых фильмов.С удовольствием пересматриваю,хотя в прокате он провалился по непонятным причинам.
      1. kagorta 27 мая 2016 08:45
        У меня тоже входит в десятку любимых фильмов.
  3. Maks Repp 27 мая 2016 08:12
    Класная статья! Надеюсь на продолжение. Фильм Царство небесное смотрел раза три.
  4. Башибузук 27 мая 2016 08:23
    Какая-то странная публикация.
    Честно говоря, воинского искусства 16-летнего короля я, к прискорбию, не обнаружил.
    Впрочем, так же как и воинского искусства 40-летнего, умудренного опытом, наемника-султана.
    Впечатление, что одна банда наехала на другую. Но, ширнувшись-упившись-накатив предварительно, на "стрелке" повела себя неадекватно. И получила ответку по полной программе. Или не полной.
    Что мы видим?
    Не слабая армия с никакой организацией и дисциплиной, не встретив путного сопротивления, пустилась во все тяжкие.
    Другая армия, гораздо меньшая по численности, хотя бы дисциплиной попыталась что-то сделать.
    Кто победил - из статьи так и не ясно. Хотя несложно и спрогнозировать ситуацию и развитие.
    ...
    Зато много и подробно идет упоминание об "исламистах", христианах, хашишинах...и о бродячих монахах.
    Красивые такие рисунки, загляденье прямо. Словно прямо из Голливуда.
    ...
    Ну, и что я почерпнул из публикации?
    Ничего, в общем-то.
    Фильм "Царство небесное" и то информативнее в этом плане. Особенно мордашка Евы Гринн, загляденье.
    1. MARGADON 27 мая 2016 08:59
      Это первая часть статьи,дальше будем посмотреть.
      1. Башибузук 27 мая 2016 09:06
        Ну, в принципе, я так и предполагал.
        Только вот надписи нет - Продолжение следует. Это напрягает несколько.
        ...
        Будет продолжение - почитаем.
    2. abrakadabre 27 мая 2016 09:52
      Кто победил - из статьи так и не ясно. Хотя несложно и спрогнозировать ситуацию и развитие.
      То есть слов "Часть первая" в заголовке статьи, написанных крупным шрифтом вам недостаточно? Автору нужно было это повторять в каждом абзаце текста? belay
      1. Проксима 27 мая 2016 11:05
        Цитата: abrakadabre
        То есть слов "Часть первая" в заголовке статьи, написанных крупным шрифтом вам недостаточно? Автору нужно было это повторять в каждом абзаце текста? belay

        Ни кого уже не удивляет, что человек не прочитав статью, рвётся её комментировать, а тут даже заголовок не посмотреть...
    3. Костоправ 27 мая 2016 11:34
      Цитата: Башибузук
      Красивые такие рисунки, загляденье прямо


      конный гулям - азиат?
      у спешенного гуляма на голове - что за мешок с бунчуком?
      1. Комментарий был удален.
      2. Михаил Матюгин 27 мая 2016 16:47
        Цитата: Костоправ
        конный гулям - азиат?
        у спешенного гуляма на голове - что за мешок с бунчуком?

        А что Вас удивляет ? Рисунки исторически верные и базируются на имеющихся средневековых изображениях кстати.

        В "гулямы" брали выходцев из очень многих народов, в том числе монголоидных.

        Вообще "гулям" - это "воин-раб", но также и некий аналог термина "молодец", "удалец" - тюркск."улан", "оглан". Так что всё было возможно.

        Сам Салахуддин был вообще курдом если что.
    4. Михаил Матюгин 27 мая 2016 16:45
      Цитата: Башибузук
      Честно говоря, воинского искусства 16-летнего короля я, к прискорбию, не обнаружил.
      Впрочем, так же как и воинского искусства 40-летнего, умудренного опытом, наемника-султана.

      Во второй части всё будет намного понятнее.

      Но реальность такова что да, Саладин был хитрым полководцем, и доказал это в ряде сражений, в том числе и в сражениях перед решающей схваткой при Монжисаре, но король Бальдуин IV и его окружение оказались лучшими воинами.
  5. TIT 27 мая 2016 08:38
    Цитата: Башибузук
    И получила ответку по полной программе.


    TIT
  6. Царь,простоЦарь 27 мая 2016 09:17
    Странно. Автору минусов понавесили. Нормальная статья, ждём продолжения. Только, надо будет написать и про Мазефат.

    Наверное наминусовали из-за фильма-сказки "Царство небесное".
    1. SoboL 27 мая 2016 13:54
      Цитата: Царь,простоЦарь
      Странно. Автору минусов понавесили. Нормальная статья, ждём продолжения. Только, надо будет написать и про Мазефат.

      Наверное наминусовали из-за фильма-сказки "Царство небесное".

      Может и сказка, но сработан фильм на пять с плюсом, особенно режиссерская версия хороша.
  7. kon125 27 мая 2016 09:57
    Продолжения просим, и на комментарий первого комментатора осмелюсь сказать,что приведены слова очевидца.Незаинтересованного в искажении .Всегда лучше изучать первристочники
  8. pigkiller 27 мая 2016 11:03
    Иерусалимское королевство как пример исторической химеры в изложении Л.Н.Гумилева.
    Хотя первая попытка европейского гос. строительства на Б.Востоке была интересная.
    1. Михаил Матюгин 31 мая 2016 13:29
      Цитата: pigkiller
      Хотя первая попытка европейского гос. строительства на Б.Востоке была интересная.

      Вы под этими словами подразумеваете что ? образование Хеттской империи и палестинских полисов ? а может быть Крито-Минойское царство ? или эллинистических государств после похода Александра ? Это были именно первые попытки. Образование Иерусалимского королевства - совершенно особый процесс и весьма поздний.
  9. Heimdall47 27 мая 2016 11:09
    Замечательная статья. Крестоносцы - красавцы, разделывали мусульман всегда, как бог черепаху. Им бы единства побольше тогда и всё нормально было.
  10. CRASH. 27 мая 2016 11:40
    Из написанного понятно, что человек всегда ищет благополучия, и бежит оттуда где хреново.Будь ты мусульманин или христианин.
  11. Riv 27 мая 2016 14:22
    Забегая вперед: симпатии и антипатии местного населения к христианам тут ни при чем. Они конечно имели место, но на ходе боевых действий никак не сказались. Дело было в другом.

    Как и отмечено в статье, Салах-ад-Дин слишком рассредоточил свои силы. К этому имелись объективные причины: поход на Иерусалим в большой степени был экспромтом. Пришлось действовать быстро и нужного количества провианта запасти не успели. Мусульмане были вынуждены рассредоточиться и грабить местное население. Этим воспользовался Балдуин.

    Он сумел подать весть блокированным в Газе тамплиерам. Те прорвали блокаду и присоединились к его войску. Начало было положено, теперь христианская армия почти не уступала в силе любой из разрозненных частей мусульманского войска. Не теряя времени, христиане быстрым маршем двинулись к Иерусалиму и ударили в тыл находящейся на марше армии. Дружный натиск тяжелой рыцарской кавалерии опрокинул мамлюков, и прижал мусульман к холму, не давая перегруппироваться. Вскоре битва превратилась в резню. Бегущих добивали наемники-туркополы.

    Салах-ад-Дина преследовали аж до Синайского полуострова, но ему удалось уйти от погони.
    Riv
    1. Михаил Матюгин 27 мая 2016 22:33
      Цитата: Riv
      Он сумел подать весть блокированным в Газе тамплиерам. Те прорвали блокаду и присоединились к его войску.

      С тамплиерским отрядом, блокированным в Газе (да-да, в той самой, из "сектора Газа") - всё непросто. Из источников не ясно - были ли они деблокированы или сами "деблокировались", или скорее всего остались до победы в крепости (а тамплиеры, шедшие с великим магистром из Иерусалима вместе с королём - это совершенно другие силы).

      Цитата: Riv
      и прижал мусульман к холму,

      Из второй части будет всё намного понятнее. Просто для справки - прижать армию со средневековом вооружением на порядок большую к какому то холму просто нереально.
      1. Riv 29 мая 2016 03:22
        Во-первых: не "на порядок". Хотя "в три раза" - тоже не мало.
        Во-вторых: еще как реально. Местности там и сегодня весьма пересеченная (как думаете, почему армия мусульман растянулась на марше?), а тысячу лет назад над холмами еще не поработала эрозия. На склонах холмов - каменные глыбы. Вот на такой склон мамлюков и загнали. А иначе действительно не видно возможности блокировать достаточно дисциплинированную, мобильную гвардию меньшими силами.
        Riv
  12. Torins 27 мая 2016 14:56
    Цитата: Перейра
    Иерусалимское королевство было как бы образцом, показывающим не только преимущества христианского правления, но и примером благополучного сосуществования трёх мировых религий в рамках одного государства. И это было одной из ряда причин, по которым Саладину необходимо было уничтожить его.


    Встречал в исторической литературе упоминание о том, как христиане из Венгрии, Австрии и т.п. в 15 веке бежали на турецкую территорию ради справедливых законов и мирного существования, что не могли получить дома от своих феодалов. Под игом османов христианам жить было лучше.

    О чём говорят оба этих примера? Только о том, что иногда в оккупационных властях присутствуют мудрые администраторы. Но случается это не так часто. Практически исключение.
    Поэтому обобщение автора относительно цивилизаторской роли франков выглядит как преувеличение.

    Ключевое слово в 15-м веке, в статье же речь идет о 12-м веке. 300 лет разницы! Неужели вы это не понимаете? Первые четыре крестовых похода были ради веры и славы, потом все постепенно поменялось. Тот же Ричард I Львинное Сердце, для похода на Иерусалим потратил денег, общей суммой, составляющий 4-х летний объем казны. Без каких либо надежд вернуть в походе себе хоть часть. При этом в самом походе были истрачены так же все резервы на пополнение провианта. После чего он постоянно писал письма на родину с просьбой прислать провиант и деньги, но его уже дома "не слышали".
  13. домохозяйка 27 мая 2016 15:41
    Да, ладно! Вера, религия, обычаи - всё это ерунда. Будь дело в этом, все бы давно и мирно жили, каждый со своим понятием о Боге. Везде - только и всегда нажива, ничего, кроме выгоды. Ради выгоды жить будут в мире с самыми мерзкими людишками, ради выгоды - своих же предадут и продадут. И мир стоит только на тех людях, которые имеют совесть. И их не так много, но, видно, достаточно, чтобы мир не оскотинился окончательно. Их называют то святыми, то идиотами, то патриотами, то героями. Но мир стоит на них.
    1. Михаил Матюгин 27 мая 2016 22:35
      Цитата: домохозяйка
      Вера, религия, обычаи - всё это ерунда. Будь дело в этом, все бы давно и мирно жили, каждый со своим понятием о Боге.

      Ну вообще то как раз именно религиозные основы к сожалению до сих пор являются одним из главных факторов, провоцирующих войны и гибель людей. Вон именно мусульманские террористы взорвали очередной пассажирский самолёт у Родоса.

      Или Вы считаете, что у тех же самоубийц, которые проводили и проводят террористические атаки на "силы крестоносцев" есть какие то иные побудительные мотивы кроме религиозных ?
  14. Torins 27 мая 2016 17:11
    Цитата: домохозяйка
    Да, ладно! Вера, религия, обычаи - всё это ерунда. Будь дело в этом, все бы давно и мирно жили, каждый со своим понятием о Боге. Везде - только и всегда нажива, ничего, кроме выгоды. Ради выгоды жить будут в мире с самыми мерзкими людишками, ради выгоды - своих же предадут и продадут. И мир стоит только на тех людях, которые имеют совесть. И их не так много, но, видно, достаточно, чтобы мир не оскотинился окончательно. Их называют то святыми, то идиотами, то патриотами, то героями. Но мир стоит на них.

    Не надо на средневекового человека накладывать психологическую модель современного, это очень грубая ошибка. Тогда вера в бога была безгранична, ради защиты своей веры люди готовы были натянуть глаз на жопу кому угодно. А могли и поля не засеять если кто то авторитетный в церковных делах разнес по миру весть о конце света. И такое действительно пару раз случалось).
    1. Черкашин Иван 27 мая 2016 19:12
      А еще толпа голоза..х фанатиков могла пойти освобождать Гроб Господень. Но историю вершат вполне вменяемые люди. Вам как жителю Белоруси, история ВКЛ должна быть хорошо известна. И сколько раз князья переходили или обещали перейти в другую веру ради достижения сиюминутных выгод тоже.
  15. ver_ 27 мая 2016 18:36
    Цитата: ovod84
    Я бы не сказал что мусульмане хорошо проживали под игом европейцев христиан, да не спорю Саладин проиграл сражение , но выиграл войну разгромив крестоносцев , оставив Иерусалим за собой . Могу сказать что в ту эпоху восток был более веротерпимости в отличии от католиков христиан , евреи жили кайфовали как и христиане , они платили налог в казну Джизью которое платило не мусульманское население , их не сжигали и не изгоняли .

    ....Христа распяли в 1185году. Семиты стали насаждать Христианство.(культ Христа так как он был евреем..)
    Падение Иерусалима они объясняли тем, что многие евреи приняли культ чужих богов (язычество).. Насаждение культа Христа привело к расколу язычества на Православное Христианство , Католическое Христианство и образование новой веры - Ислама. Это произошло в 15 веке. Благодаря евреям получили новую веру Ислам (модифицированное язычество)...
    1. Черкашин Иван 27 мая 2016 19:00
      Язычники распались на две ветви христианства?) До этого, видимо был Вселенский языческий патриарх, которого убили злые евреи. А эту информацию вы почерпнули из скрижапелей чудом сохранившихся и спасённых от еврейского заговора. Очень надеюсь, что это стеб с вашей стороны.
      Да, что то коварным евреям не сильно помогло, что они наше язычество на католиков и православных раскололи
    2. Kaiten 27 мая 2016 21:21
      Цитата: ver_
      Семиты стали насаждать Христианство.(культ Христа так как он был евреем..)

      Ну наконец-то, а я все думал. Когда ж наконец прорвет пукан и напишут, кто виноват в ссоре Балдуина с Салладином.
  16. ver_ 27 мая 2016 19:22
    Цитата: ovod84
    Я бы не сказал что мусульмане хорошо проживали под игом европейцев христиан, да не спорю Саладин проиграл сражение , но выиграл войну разгромив крестоносцев , оставив Иерусалим за собой . Могу сказать что в ту эпоху восток был более веротерпимости в отличии от католиков христиан , евреи жили кайфовали как и христиане , они платили налог в казну Джизью которое платило не мусульманское население , их не сжигали и не изгоняли .

    Цитата: ovod84
    Я бы не сказал что мусульмане хорошо проживали под игом европейцев христиан, да не спорю Саладин проиграл сражение , но выиграл войну разгромив крестоносцев , оставив Иерусалим за собой . Могу сказать что в ту эпоху восток был более веротерпимости в отличии от католиков христиан , евреи жили кайфовали как и христиане , они платили налог в казну Джизью которое платило не мусульманское население , их не сжигали и не изгоняли .

    Цитата: ovod84
    Я бы не сказал что мусульмане хорошо проживали под игом европейцев христиан, да не спорю Саладин проиграл сражение , но выиграл войну разгромив крестоносцев , оставив Иерусалим за собой . Могу сказать что в ту эпоху восток был более веротерпимости в отличии от католиков христиан , евреи жили кайфовали как и христиане , они платили налог в казну Джизью которое платило не мусульманское население , их не сжигали и не изгоняли .

    в разные годы п

    27-05-2016

    miranda32















    ....Христа распяли в 1185году. Семиты стали насаждать Христианство.(культ Христа так как он был евреем..)
    Падение Ерусалим
    а они объясняли тем, что многие евреи приняли культ чужих богов (язычество).. Насаждение культа Христа привело к расколу язычества на Православное Христианство , Католическое Христианство и образование новой веры - Ислама. Это произошло в 15 веке. Благодаря евреям получили новую веру Ислам ...
    (модифицированное язычество)
    Таким образом Саладин не мог сражаться с мусульманами и христианами
    в 1177году- ещё не было христианства и ислама..
    Это более похоже на 2 крестовый поход в котором Болгарский царь устроил засаду и убил Ярослава Балдуина -германского царя и сделал чашу их его черепа..
    Саладин и Балбуин - есть нечто общее..д
    Закрутили всю историю матерь вашу все "историки" сочиняя для каждого государства свою (конечно древнюю историю) , используя одни и те же события в разных вариациях в разные времена..
    1. Черкашин Иван 27 мая 2016 19:33
      Открытия не закончились оказывается. Умоляю, приобщите и меня к этому сокровенному знанию. А то тупые археологи и историки бьются в поле и библиотеках. Какой то дьявольский радиоуглеродный анализ выдумали шарлатаны.
      А вон оно оказывается как, ларчик просто открывается. А у вас там нет информации, кто Отци убил и как страдальца по правде звали?
      1. Kaiten 27 мая 2016 21:24
        Цитата: Черкашин Иван
        А у вас там нет информации, кто Отци убил

        Неужели непонятно кто?
        1. Михаил Матюгин 27 мая 2016 22:38
          Цитата: Kaiten
          Неужели непонятно кто?

          Догадываемся. Однозначно пожиратели христианских младенцев ! laughing

          Кстати, вопрос и Вам, уважаемый Kaiten, и может быть всем израильским товарищам - нет ли у кого фотографий с поля битвы (хотя бы примерного) при Монжисаре (Телль АльСафите) ?
          1. kalibr 28 мая 2016 07:04
            Это Вам Оспрей такие фотки заказало - признавайтесь?
            1. Михаил Матюгин 28 мая 2016 07:59
              Цитата: kalibr
              Это Вам Оспрей такие фотки заказало - признавайтесь?

              Да нет, просто фотографий свежих с поля боя нет.
          2. Kaiten 28 мая 2016 12:59
            Цитата: Михаил Матюгин
            Догадываемся. Однозначно пожиратели христианских младенцев !

            Кстати, вопрос и Вам, уважаемый Kaiten, и может быть всем израильским товарищам - нет ли у кого фотографий с поля битвы (хотя бы примерного) при Монжисаре (Телль АльСафите) ?

            Ув. Михаил, подойдет:
            http://bukvoed.livejournal.com/135996.html?thread=911164
      2. kalibr 27 мая 2016 21:57
        А вы разве не знаете? Отцы - это Отец, то есть Папа - Вселенский Патриарх, вот этого и убили, а имя его Ярослав Мудрый, он же Невский Александр ну и так далее. Все они в нем слились, а после опять разделились, как и Саладин и Балдуин - единые в одном лице! Темный Вы Иван, как я заодно с Вами. Но видите - прозреваю понемногу, уже усек кусочек истины!
        1. Torins 27 мая 2016 23:27
          А вы разве не знаете? Отцы - это Отец, то есть Папа - Вселенский Патриарх, вот этого и убили, а имя его Ярослав Мудрый, он же Невский Александр ну и так далее. Все они в нем слились, а после опять разделились, как и Саладин и Балдуин - единые в одном лице! Темный Вы Иван, как я заодно с Вами. Но видите - прозреваю понемногу, уже усек кусочек истины!

          Что вы курите? Я то же такое хочу fellow
          1. Чисайна 28 мая 2016 00:18
            Когда я служил,защищая-Южные рубежи СНГ,то в карманах у убитых боевиков находили и чарс и героин.Некоторые военнослужащие это употребляли."Крышу"у них"срывало"на раз.А вот какой"букет"употребляет"ver"это я до сих пор не могу понять.
          2. kalibr 28 мая 2016 07:02
            О-о, рецепт прост! Покупаешь пару книг Фоменко, потом распечатываешь посты некоторых здешних "товарищей" и... рвешь листы и того и другого. Мелко! Добавляешь сушеный конский навоз, но немного. Потом перемешиваешь, в трубку и куришь! Прет только так!
        2. Черкашин Иван 28 мая 2016 08:45
          Ой, тёмный. А еще мне к свету Фоменко и его адептов не дают прийти проклятый здравый смысл и разные еретики, типа Пучкова и Жукова.
          Кстати рекомендую посмотреть, положительных эмоций масса.
    2. Чисайна 27 мая 2016 22:17
      Нда,Балдуин,Балбуин,так недалеко и до Бабуина.ver,вам надо срочно показаться врачу.
  17. Torins 27 мая 2016 23:22
    Цитата: Черкашин Иван
    А еще толпа голоза..х фанатиков могла пойти освобождать Гроб Господень. Но историю вершат вполне вменяемые люди. Вам как жителю Белоруси, история ВКЛ должна быть хорошо известна. И сколько раз князья переходили или обещали перейти в другую веру ради достижения сиюминутных выгод тоже.

    То о чем вы говорите было в 15-м же веке, в статье же на помню речь идет о 12-м веке fool
    1. Черкашин Иван 28 мая 2016 08:38
      Я в курсе, историю ВКЛ на вашей родине осваивал) Но вы действительно считаете, что за 3 века человеческая природа изменилась?
  18. ver_ 28 мая 2016 10:39
    Цитата: Чисайна
    Когда я служил,защищая-Южные рубежи СНГ,то в карманах у убитых боевиков находили и чарс и героин.Некоторые военнослужащие это употребляли."Крышу"у них"срывало"на раз.А вот какой"букет"употребляет"ver"это я до сих пор не могу понять.

    ..для шибко одарённых, а также семитов и нацменов "букет", который я употребляю противопоказан ..
    1. Чисайна 28 мая 2016 22:31
      Да уж, такой"букет"доступен только тем кто из одной палаты с Наполеоном,Христом,Балбуином,и прочими пациентами.
  19. cth;fyn 28 мая 2016 10:54
    Интересно, жду продолжения.
  20. Torins 28 мая 2016 13:43
    Цитата: Черкашин Иван
    Я в курсе, историю ВКЛ на вашей родине осваивал) Но вы действительно считаете, что за 3 века человеческая природа изменилась?

    Конечно, в 15-м веке начался коренной перелом в психологии общества приведшей в итоге к эпохе возрождения.
    1. Черкашин Иван 28 мая 2016 15:04
      Так и представляю себе великого представителя Эпохи Возраждения Кейстута (14 век). Леонардо плакал от зависти глядя на него.
  21. JääKorppi 3 июня 2016 07:46
    Очень неприятно, постоянно упоминаемое слово - исламисты! Такое ощущение, что это ИГИЛ напал на просвещённые Европейские государства. В то время в Палестине воевали феодальные государства, союзы создавались и распадались, между собой сражались также и мусульманские и христианские государства добиваясь своих интересов, а религия это всего лишь идеология. Автор случайно не гражданин Израиля?
  22. Михаил Матюгин 9 июня 2016 00:50
    Цитата: JääKorppi
    Очень неприятно, постоянно упоминаемое слово - исламисты! Такое ощущение, что это ИГИЛ напал на просвещённые Европейские государства.

    Простите, вы явно не читали арабских хроник той эпохи.
    И вопрос, как вы предлагаете называть войско, обуреваемое идеей газавата и находящееся в боевом походе против христиан ? Мирный детский садик вышел на прогулку ?

    Цитата: JääKorppi
    Автор случайно не гражданин Израиля?

    Нет, автор не гражданин Израиля, это точно.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня