Танки республиканцев и националистов в гражданской войне 1936 – 1938 гг. (часть 1)

В прошлый раз мы рассказали об участии танков БТ-5 в бою под Фуэнтес-де-Эбро. Сегодня речь пойдет о танках самой Испании, история которых началась еще в 1914 году (причем первые БА начали испытывать в Испании еще в 1909 году), когда у Франции были куплены 24 бронемашины Шнейдер-Крезо – весьма внушительного вида БА, которые находчивые французы соорудили на шасси своих парижских автобусов. На этих машинах стоял бензиновый мотор в 40 л.с. и был карданный (даже не цепной!) привод на задние колеса. Последние были прямо-таки созданы для войны, то есть были стальными, с литыми резиновыми шинами, причем передние были одинарными, а задние — двойными. Правда, броня в 5 мм хорошей защитой не являлась, но зато у бронелистов крыши был А-образный наклон, чтобы с нее скатывались ручные гранаты.

Танки республиканцев и националистов в гражданской войне 1936 – 1938 гг. (часть 1)

Танк «Трубиа-Наваль» 1936 год.


На хорошей дороге эти машины могли ездить со скоростью до 35 км/ч, а запас хода равнялся 75 км. Постоянное вооружение у этого броневика отсутствовало, зато у него было шесть люков-амбразур по каждому борту (они также могли использоваться для вентиляции), через которые вели огонь пулеметы на вертлюгах, либо стрелки из своего личного оружия. Экипаж насчитывал 10 человек, и почему так, понятно. Понятно и то, что машины эти были весьма примитивными, однако в ходе войны в испанском Марокко они показали себя очень даже неплохо. Более того, их использовали даже во время гражданской войны!


Один из самодельных испанских БА.

Первые танки испанцам тоже поставила Франция. Это были танки «Шнейдер» CAI, которые поступили в Испанию уже после завершения первой мировой войны, а потом и «Рено» FT-17, как с пулеметным, так и пушечным вооружением, и в литых, и в клепаных башнях. К ним были поставлены и танки FT-17TSF – «танки управления», оснащенные радиостанцией в большой рубке на корпусе.


Танк «Трубиа» Мод. А.

Описывать эту технику подробнее смысла нет, поскольку она хорошо известна. Важно лишь подчеркнуть, что свои танки испанцы берегли, поэтому до начала роковой схватки националистов с республиканцами дожили даже такие устаревшие по всем параметрам машины, как «шнейдеры».

В 20-е годы испанские военные решили приобрести во Франции опытные колесно-гусеничные танки «Сен-Шамон», а вдобавок к ним еще и колесно-гусеничные бронеавтомобили «Ситроен-Кегресс-Шнейдер» Р-16 мод. 1929, опытные танкетки Карден-Ллойд в Англии и легкие танки «Фиат-3000» - в Италии. После этого с 1926 года на государственном предприятии «Трубиа» под началом капитана Руиса де Толедо начались работы и над собственным испанским танком, официально названным «быстроходным танком пехоты», или «Модель «Трубиа». Серия А».

Танк планировалось по образцу «Рено» выпускать как в пулеметном, так и пушечном вариантах, причем поставить на него пушку своей собственной разработки калибра 40-мм, способной стрелять на 2060 м со скоростью снаряда 294 м/сек. Но вариант с пушкой почему-то не удался, и танк решили вооружить тремя 7-мм пулеметами системы Гочкисс под применявшиеся в Испании маузеровские патроны.


Танк «Трубия» в бою.

Внешне танк вышел немного похожим на «Рено», но имел массу довольно непонятных и странных, чисто «национальных» особенностей. Вот, как, например, в довольно тесной конической башне можно установить целых три пулемета? А вот как – сделать ее двухъярусной, и чтобы каждый ярус вращался независимо один от другого, и в каждом ярусе был бы свой пулемет в шаровой установке, что теоретически позволяло бы изменять сектор обстрела без разворота каждого яруса! Очень «хитрая» и сложная схема, не так ли? Затем на крыше башни поставили еще и стробоскоп. Да, опять-таки это было удобно: ведь окружавшая наблюдателя бронировка при вращении этого прибора словно «тает», обзор получается 360°, но для него нужен специальный привод. А башня «Трубиа» и так была очень тесной. Сам стробоскоп соединили с вентилятором башни, для чего над ним предусмотрели бронеколпак. Еще один пулемет располагался в лобовом бронелисте, как на Т-34. В корпусе были еще две амбразуры на бортовых бронелистах. Еще одной особенностью танка был выступающий за обвод гусениц нос. Его испанские конструкторы оснастили узким катком, чтобы преодолевать вертикальные препятствия. Традиционный «хвост» крепился сзади. Ходовую часть решили полностью забронировать, да еще и закрыть надгусеничными полками со скосами. Конструкция гусеницы была излишне оригинальной: часть траков скользила по полозьям, что находились внутри ее бронированного обвода, а вот специальный выступ на каждом втором траке охватывал его снаружи и тоже скользил по ней!


«Трубиа-Наваль» в боевой обстановке.


«Трубиа-Наваль» республиканцев.

Такое устройство защищало ходовую часть и от грязи, и от камней, но из-за отсутствия подрессоривания ход танка был очень тряский. Грунтозацепов на траках не было, так что проходимость у «Трубиа» была скверной. В боях в Испании эти машины применялись во время обороны Овиедо и под Эстремадурой. Выяснилось, что для боя в городе их пулеметного вооружения хватает. Но танков этих было так мало, что какой-то значимой роли они не сыграли: можно сказать, что испанцы точно также могли бы их и вовсе не иметь.

Что же касается общей численности испанских танков, то их было крайне мало. Испанский историк Кристиан Абад Третера писал, что в июле 1936 г. ФТ- 17 было 10 штук – ими вооружался танковый полк в Мадриде (Regimiento de Carros de Combate № 1) и еще пять танков находилось в Сарагосе (Regimiento de Carros de Combate № 2). В Мадриде сохранялись четыре танка «Шнейдер». Танки «Трубиа» (три прототипа) находились в пехотном полку «Милан» в Овиедо. Два танка «Ландеса» были сделаны на заводе «Трубиа» в городе Астурия. БА «Бильбао» в наличии было больше всего – 48 машин, из которых в распоряжении у республиканцев находился 41 бронеавтомобиль, и только семь достались националистам.


Испанский бронированный тягач «Трубиа-Ландеса».

В ходе войны в «танк» переделали трактор-тягач «Ландеса», с похожей на «Трубиа» ходовой частью. Попытались республиканцы сделать танк «Трубиа» мод. 1936. Или как его еще называли «Трубиа-Наваль», по названию завода, правда, республиканцы еще называли его так: «машина Эускади». Танк ну вышел просто очень маленьким и очень легким, хотя экипаж его состоял из трех человек. Вооружение – два пулемета «Льюис» калибра 7,7-мм, один в башне, а другой в корпусе, оба в шаровых установках. По проекту в башне должна была стоять пушка калибра 47-мм, но поставить ее не сумели. Танк этот применялся в боях, и даже довольно широко, но массовое производство его наладить так и не удалось.

В свою очередь националисты тоже постоянно мечтали о танках, причем своих собственных, испанских, поэтому в 1937 году решили создать пехотный танк, превосходящий как советские, так и машины их союзников, германцев и итальянцев. Броня должна была защитить его от бронебойных пуль калибра 7,92-мм, а вооружение – хорошо «работать» как по пехоте, так и по танкам противника. Обозначили его как C.C.I. «Тип 1937» – «боевой танк пехоты», и заказали серию в 30 машин.


Танк C.C.I. «Тип 1937».

Конструкторы пошли по принципу «детского конструктора» и ходовую часть взяли у итальянской танкетки CV З/35, спарку 7,92-мм пулеметов Гочкисс установили, как и на этой машине, но только справа от водителя, а сверху – башню, вооруженную 20-мм автоматической пушкой Бреда мод. 35-20/65, которую уже ставили на конверсированные германские танки Pz.IA, вместо двух пулеметов. Танк показал скорость в 36 км/ч, и в качестве машины для поддержки пехоты оказался достаточно удобен. Кроме того, он имел даже дизельный мотор, что некоторым образом снизило его пожароопасность.


Танк «Вердеха» на испытаниях.

Вслед за ним был сделан «пехотный танк "Вердеха”», получивший свое имя в честь своего создателя, капитана-артиллериста армии националистов, Феликса Вердеха. Работа над ним началась в октябре 1938 года, а весной 1939 года ее уже отправили на испытания. Ходовую часть скопировали с танка Т-26, но моторно-трансмиссионное отделение поставили спереди, а механика-водителя посадили позади него, как на танке «Меркава».


Танк «Вердеха» преодолевает крутой откос.


САУ с орудием 75-мм на шасси танка «Вердеха». Вид сзади.


САУ с орудием 75-мм на шасси танка «Вердеха». Вид спереди.

Пушка на нем стояла советская, 45-мм, а по бокам от орудия – два пулемета – германские Дрейзе MG-13. У танка была башня, похожая на башню с германского танка Pz.I, но с бронемаской увеличенного размера, в которой были установлены цапфы пушки. Есть фотография, на которой на этом танке видна башня с двустворчатыми дверцами у нее по бортам. Танк получился на четверть ниже, чем был советский Т-26. Броня башни равнялась 16 мм, а лобовой брони корпуса – 30 мм. Планировалось на шасси этой машины выпустить еще и САУ с 75-мм орудием. Но экономическое положение Испании было таково, что ни танки, ни САУ на их базе производить она не смогла и довольствовалась советскими трофейными Т-26 и БТ-5.


Танк «Вердеха» и Т-26.

Танки «Виккерс-6т» тоже воевали в Испании. В 1937 они поступили в Испанию из… Парагвая, поскольку его президент продал республиканцам много всякого вооружения и танки этого типа, ставшими трофеями Парагвая в войне с Боливией. Три танка принадлежали к типу «А» – то есть это были пулеметные машины, один танк к типу «В» – пушечному. Интересно, что и среди советских Т-26, поставленных в Испанию, судя по фотографиям, несколько машин принадлежали к двухбашенному типу.


«Трубиа-Наваль» националистов.

(Рис. А.Шепса)
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

25 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти