Military Review

Republican and nationalist tanks in the civil war 1936 - 1938 (part of 1)

25
Last time we talked about participating tanks BT-5 in the battle of Fuentes de Ebro. Today we’ll talk about the tanks of Spain itself, история which began in the 1914 year (and the first BAs began to be tested in Spain as early as the 1909 year) when 24 Schneider Creuseau's armored vehicles were bought from France - a very impressive type of BA, which the resourceful French built their Paris buses on the chassis. On these machines was a gasoline engine in the 40 hp and there was a cardan (not even a chain!) rear-wheel drive. The latter were made for war, that is, they were steel tires with cast rubber tires, the front ones being single and the rear double. True, the armor in 5 mm was not a good defense, but the roof armor had an A-shaped slope so that hand grenades would roll off of it.


Republican and nationalist tanks in the civil war 1936 - 1938 (part of 1)

Tank "Trubia-Naval" 1936 year.

On a good road, these cars could drive at speeds up to 35 km / h, and the cruising range was equal to 75 km. Constant armament of this armored car was absent, but he had six embrasure hatches on each side (they could also be used for ventilation), through which machine guns on helicopters fired, or arrows from his personal weapons. The crew consisted of 10 people, and why so, of course. It is also clear that these cars were very primitive, but during the war in Spanish Morocco they showed themselves very well. Moreover, they were used even during the civil war!


One of the homemade Spanish BA.

The first tanks the Spaniards also put France. These were the Schneider CAI tanks, which entered Spain after the end of World War I, and then the Renault FT-17, both with machine guns and cannon armament, in cast and riveted turrets. The FT-17TSF tanks, the “control tanks” equipped with a radio station in a large wheelhouse on the hull, were also delivered to them.


Tank "Trubia" Mod. BUT.

It makes no sense to describe this technique in more detail, since it is well known. It is only important to emphasize that the Spaniards took care of their tanks, so before the start of the fateful clash of the nationalists with the Republicans even such outdated machines as Schneiders survived.

In 20, the Spanish military decided to purchase Saint-Chamon, an experienced wheeled-tracked tank in France, and in addition to it, Citroen-Kegres-Schneider wheeled-tracked armored cars of the P-16 mod. 1929, experienced Cardin-Lloyd wedges in England and Fiat-3000 light tanks in Italy. After that, with 1926, Trubia, under the leadership of Captain Ruiz de Toledo, began work on his own Spanish tank, officially called the “high-speed infantry tank,” or “Trubia Model”. Series A ".

The tank was planned to be produced on the Renault model in both machine-gun and cannon versions, and to put on it a gun of its own design of 40-mm caliber capable of firing at 2060 m with a speed of 294 projectile. But for some reason the version with the gun failed, and the tank was decided to equip the Hotchiss system with three 7-mm machine guns under the Mauser cartridges used in Spain.


Tank "Trubiya" in battle.

Externally, the tank came out a bit similar to the "Renault", but had a lot of rather incomprehensible and strange, purely "national" features. Here, for example, in a fairly close conical turret, you can install as many as three machine guns? But this is how to make it two-tier, and so that each tier rotates independently of one another, and each tier would have its own machine gun in a ball mount, which theoretically allows you to change the firing sector without turning each tier! Very "tricky" and complex scheme, is not it? Then on the roof of the tower also put a strobe. Yes, again it was convenient: after all, the reservation surrounding the observer seems to be “melting” as the device rotates, the review turns out to be 360 °, but a special drive is needed for it. And the Trubia tower was already very close. The stroboscope itself was connected to a tower fan, for which it was provided for an armored cap above it. Another machine gun was located in the front armor sheet, as on the T-34. In the case there were two more embrasures on the side armor plates. Another feature of the tank was protruding behind the nose track tracks. His Spanish designers have equipped a narrow rink to overcome vertical obstacles. The traditional "tail" was attached to the back. They decided to fully book the undercarriage, and even close the fender with bevels. The caterpillar design was too original: a part of the tracks slid along the runners that were inside its armored bypass, while a special projection on every second track covered it outside and also slid along it!


Trubia-Naval in a combat situation.


Trubia-Naval Republicans.

Such a device protected the undercarriage from dirt and stones, but due to the lack of suspension, the tank was very shaky. There were no grousers on the tracks, so Trubia’s passability was bad. In the battles in Spain, these machines were used during the defense of Oviedo and under Extremadura. It turned out that they have enough machine guns to fight in the city. But these tanks were so small that they did not play any significant role: one can say that the Spaniards just as well could not have them at all.

As for the total number of Spanish tanks, they were extremely small. Spanish historian Christian Abad Treter wrote that in July 1936 of FT-17 were 10 pieces - they were armed with a tank regiment in Madrid (Regimiento de Carros de Combate No. 1) and five more tanks were in Zaragoza (Regimiento de Carros de Combate No. 2 ). Four Schneider tanks remained in Madrid. Trubia tanks (three prototypes) were located in the Milan infantry regiment in Oviedo. Two tanks "Landes" were made at the plant "Trubia" in the city of Asturias. BA Bilbao had the most available 48 vehicles, of which the Republicans had an armored car 41, and only seven went to the nationalists.


Spanish Trubia-Landes armored tractor.

During the war, the tractor Landesa was converted into a tank with a similar suspension to the Trubia. Republicans tried to make a tank "Trubia" mod. 1936. Or, as it was called “Trubia-Naval”, by the name of the plant, however, the Republicans also called it “Euskadi machine”. Well, the tank came out just very small and very light, although its crew consisted of three people. Armament - two Lewis machine guns of 7,7-mm caliber, one in the turret and the other in the hull, both in ball units. According to the project, an 47-mm caliber gun was supposed to stand in the turret, but they could not deliver it. This tank was used in battles, and even quite widely, but it was not possible to organize its mass production.

In turn, the nationalists also constantly dreamed of tanks, and their own, Spanish ones, so in 1937 they decided to create an infantry tank that surpasses both the Soviet and the vehicles of their allies, the Germans and Italians. The armor was supposed to protect it from 7,92-mm caliber armor-piercing bullets, and the armament was to "work" well, both on infantry and on enemy tanks. Marked it as CCI "Type 1937" - "battle tank infantry", and ordered a series of 30 machines.


Tank CCI "Type 1937".

The designers went according to the “child constructor” principle and took the undercarriage from the Italian tanketki CV G / 35, a pair of Hochkiss 7,92-mm machine guns installed, as on this machine, but only to the right of the driver, and on top - a tower armed with an 20-mm automatic Breda cannon mod. 35-20 / 65, which has already been put on the converted German Pz.IA tanks, instead of two machine guns. The tank showed a speed of 36 km / h, and as a vehicle to support the infantry was quite convenient. In addition, he even had a diesel engine, which in some way reduced his fire hazard.


Tank "Verdeha" on trial.

After him, the “Verdeha Infantry Tank” was made, named after its creator, artillery captain of the nationalist army, Felix Verdech. The work on it began in October 1938, and in the spring of 1939, it was already sent for testing. a part was copied from the T-26 tank, but the engine-transmission compartment was put in front, and the driver was seated behind him, like on a Merkava tank.


Tank "Verdeha" overcomes a steep slope.


The ACS with an 75-mm gun on the chassis of the Verdeha tank. Back view.


The ACS with an 75-mm gun on the chassis of the Verdeha tank. Front view.

The gun was on it was Soviet, 45-mm, and on the sides of the gun - two machine guns - German Dreyse MG-13. The tank had a turret similar to the turret from the German tank Pz.I, but with an increased size armor in which the cannon pins were installed. There is a photograph in which on this tank you can see the tower with its double doors on its sides. The tank was a quarter lower than the Soviet T-26. The armor of the turret was 16 mm, and the hull frontal armor was 30 mm. It was planned to release an ACS with an 75-mm gun on the chassis of this car. But the economic situation in Spain was such that neither the tanks nor the ACS on their base could produce it and was content with the Soviet captured T-26 and BT-5.


Tank "Verdeha" and T-26.

Tanks "Vikkers-6" also fought in Spain. At 1937, they entered Spain from ... Paraguay, because its president sold many Republican armies and tanks of this type, which became Paraguay's trophies in the war with Bolivia. Three tanks belonged to type "A" - that is, they were machine guns, one tank to type "B" - cannon. Interestingly, among the Soviet T-26, delivered to Spain, judging by the photos, several cars belonged to the double-turret type.


Trubia-Naval Nationalists.

(Fig. A. Sheps)
Author:
25 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. bionik
    bionik 27 May 2016 06: 46
    +3
    Light tank PzKpfw IA with a gun Breda mod. 85.
    1. bionik
      bionik 27 May 2016 06: 50
      +1
      Modified tanks Pz.I. Armament replaced by the Italian 20-mm gun Breda Mod. 85
  2. Volga Cossack
    Volga Cossack 27 May 2016 06: 55
    +4
    Great topic. A good start to the cycle - the theme is not unkempt and very interesting. Thank you ..... I was always interested in that war and our participation in it - it is a pity until recently there was very little information on technology ..
    1. gla172
      gla172 27 May 2016 07: 29
      +1
      I agree, the article is plus. As it turned out about the participation of armored vehicles of this period did not read ..... interesting.
    2. kalibr
      27 May 2016 07: 31
      +4
      My first article on this topic was published in the journal "Technics and Armaments" back in 1998. Then the book "Tanks ... in Spain" was published by the Polygon publishing house. An article about the uniforms of the Francoists and nationalists was in the first issue of the TANKOMASTER magazine in 1996, for the anniversary. In the book "Tanks of Total Wars" 2002, this topic was also examined in detail. So they started writing a long time ago. But it is clear that you cannot look through all the magazines, and you cannot buy all the books.
      1. Mavrikiy
        Mavrikiy 28 May 2016 21: 41
        0
        Quote: kalibr
        "Equipment and weapons"

        Yes, yes. "Equipment and armament", 1998. Number 3. Particularly impressed by the passages: "The Spanish Civil War (1936-1939) in our country has long been classified as a" national liberation war of the Spanish people ", which in the light of what we have learned in recent years does not correspond to reality. the forces of democracy and totalitarianism, the system of market and anti-market economic relations, and all this happened in a backward, peasant from the edge with patriarchal, in fact, feudal psychology of the masses. "
        I wonder how the forces of democracy and totalitarianism were distributed in Spain and how among the assistants?
  3. Nikita Gromov
    Nikita Gromov 27 May 2016 10: 34
    -4
    Despite the fact that during the war, Soviet tanks were better fighting vehicles than Italian and German, the main result is the victory of the Spanish national patriots in the Civil War over the united liberal-communist-anarchist alliance.

    This is so far the only victory of the national-patriotic forces in modern history. After the Second World War, the world fell into the hands of the liberals and communists, and after the 1991 year, it was single-handedly held by the liberalists, the open proteges of the world Zion Kagal. These are the realities.
  4. Nikita Orlov
    Nikita Orlov 27 May 2016 11: 25
    0
    The Spaniards were ahead of time and created a prototype (Verdeha) of modern MPs and guessed the tank trend * in the late 30s, well done. To the author, thank you for spreading bread winked

    * one tower-main humming-bird-diesel-low silhouette-maximum frontal protection
    1. tasha
      tasha 27 May 2016 17: 42
      +1
      There was an article about the Verdeh tank.

      http://topwar.ru/17976-verdeja-ispanskie-opytnye-legkie-tanki-i-sau-1938-1945-gg

      .html

      About ahead of too pathos, I guess. At the same time, S-35 and Matilda were created, for comparison.
  5. Monarchist
    Monarchist 27 May 2016 15: 51
    0
    Indeed, "Verdekha" is an advanced tank for that time. Our BTshki are wheeled caterpillar, gasoline. German Pz-gasoline, and now diesel
    1. tasha
      tasha 27 May 2016 18: 03
      +1
      Verdeh most likely did not have a diesel engine. Petrol Ford V-8 48 model with 85 hp or Lincoln in 120 hp
    2. Mavrikiy
      Mavrikiy 28 May 2016 20: 59
      +1
      Quote: Monarchist
      Indeed, "Verdekha" is an advanced tank for that time. Our BTshki are wheeled caterpillar, gasoline. German Pz-gasoline, and now diesel

      It is not worth writing about the "Verdekh" tank - an advanced tank for that time. Wedge heel with a turret. The cannon is at the BT-5 level, yes. Here BT-5 is really a miracle in comparison, and there is no one to compare it with, Lilliputians. And what was not very successful was the tank to do with it.
  6. Type 63
    Type 63 27 May 2016 16: 30
    +1
    Thank you for the article. The self-propelled guns based on "Verdekhi" are amusing. For some reason, associations with Saraksh arose.
  7. tasha
    tasha 27 May 2016 17: 16
    0
    It is interesting that among the Soviet T-26 delivered to Spain, judging by the photographs, several cars belonged to the two-tower type.


    Interesting. Will you publish photos? Because data on the supply of double-turret tanks to Spain are not available in open sources. Moreover, some authors separately note that only single-tower T-26 were supplied. Which is logical, it seems.
    1. kalibr
      27 May 2016 19: 13
      0
      No, I won't, but in the book by Patrick Turbull and Jeffrey Bourne "The Spanish Civil War" by Osprey Publishing House (Man-at-Arms Series 74) there was a photo with just such a tank. And the question is the same that you asked and you already arose in 1998 when these materials were first published. You can download this book now and find the photo.
      1. tasha
        tasha 27 May 2016 21: 16
        0
        Unfortunately, the references to books by Osprey publishing house known to me do not contain such photographs.
      2. hohol95
        hohol95 27 May 2016 22: 22
        +2
        But could they not confuse the T-26 of the 1931 model with the Vickers of model A?
        1. kalibr
          28 May 2016 07: 07
          0
          You can’t say this without a book at hand. It is necessary to look at a book and a photo in a magnifying glass.
  8. Alexey RA
    Alexey RA 27 May 2016 18: 11
    +1
    For some reason, when looking at the CCI tank "Type 1937", I immediately remembered the Japanese Ha-Go. smile
  9. Mikhail Matyugin
    Mikhail Matyugin 27 May 2016 22: 29
    +4
    Cool article about a rare "beast"! fellow
    But seeing all this, you perfectly understand the commanders of the "Christian traditionalists" who considered the Soviet BTs the best trophies.
  10. hohol95
    hohol95 27 May 2016 22: 36
    +2
    Dear author! All domestic books indicate the number of armored vehicles delivered to Spain from the USSR: T-26 -297 units of the 1933 model; BT-5 - 50 pieces; BA-3 - 3 pieces; BA-6 - 37 pieces; FAI - 20 pieces! Is it known whether the quantity of equipment delivered by Portugal; The Third Reich and Royal Italy (after all, Italians were 60 thousand people) ???
    1. kalibr
      28 May 2016 07: 10
      +1
      This is only the first article on this topic. There will be 2, everything will be there that interests you. Only on tanks. On aviation, if I didn’t look, not a specialist.
      1. hohol95
        hohol95 28 May 2016 10: 42
        +1
        Thank! I was interested in armored vehicles! Yes, even a little information on the PORTUGALS! And then by their actions in Spain very little is known!
  11. Mikhail Matyugin
    Mikhail Matyugin 29 May 2016 15: 04
    +1
    Quote: hohol95
    Yes, even a little information on the PORTUGALS! And then by their actions in Spain very little is known!

    And there were, oddly enough, quite a bit. The Italians were the main force, because Mussolini had a plan in general "under the guise of" the Civil War and against the background of the slogans of "fighting the communists" to seize Spain, including it in the Italian Empire.
    1. hohol95
      hohol95 29 May 2016 22: 33
      0
      Not much - a streamlined term!

Танки республиканцев и националистов в гражданской войне 1936 – 1938 гг. (часть 1)

В прошлый раз мы рассказали об участии танков БТ-5 в бою под Фуэнтес-де-Эбро. Сегодня речь пойдет о танках самой Испании, история которых началась еще в 1914 году (причем первые БА начали испытывать в Испании еще в 1909 году), когда у Франции были куплены 24 бронемашины Шнейдер-Крезо – весьма внушительного вида БА, которые находчивые французы соорудили на шасси своих парижских автобусов. На этих машинах стоял бензиновый мотор в 40 л.с. и был карданный (даже не цепной!) привод на задние колеса. Последние были прямо-таки созданы для войны, то есть были стальными, с литыми резиновыми шинами, причем передние были одинарными, а задние — двойными. Правда, броня в 5 мм хорошей защитой не являлась, но зато у бронелистов крыши был А-образный наклон, чтобы с нее скатывались ручные гранаты.

Танки республиканцев и националистов в гражданской войне 1936 – 1938 гг. (часть 1)

Танк «Трубиа-Наваль» 1936 год.

На хорошей дороге эти машины могли ездить со скоростью до 35 км/ч, а запас хода равнялся 75 км. Постоянное вооружение у этого броневика отсутствовало, зато у него было шесть люков-амбразур по каждому борту (они также могли использоваться для вентиляции), через которые вели огонь пулеметы на вертлюгах, либо стрелки из своего личного оружия. Экипаж насчитывал 10 человек, и почему так, понятно. Понятно и то, что машины эти были весьма примитивными, однако в ходе войны в испанском Марокко они показали себя очень даже неплохо. Более того, их использовали даже во время гражданской войны!


Танки республиканцев и националистов в гражданской войне 1936 – 1938 гг. (часть 1)

Один из самодельных испанских БА.

Первые танки испанцам тоже поставила Франция. Это были танки «Шнейдер» CAI, которые поступили в Испанию уже после завершения первой мировой войны, а потом и «Рено» FT-17, как с пулеметным, так и пушечным вооружением, и в литых, и в клепаных башнях. К ним были поставлены и танки FT-17TSF – «танки управления», оснащенные радиостанцией в большой рубке на корпусе.

Танки республиканцев и националистов в гражданской войне 1936 – 1938 гг. (часть 1)

Танк «Трубиа» Мод. А.

Описывать эту технику подробнее смысла нет, поскольку она хорошо известна. Важно лишь подчеркнуть, что свои танки испанцы берегли, поэтому до начала роковой схватки националистов с республиканцами дожили даже такие устаревшие по всем параметрам машины, как «шнейдеры».

В 20-е годы испанские военные решили приобрести во Франции опытные колесно-гусеничные танки «Сен-Шамон», а вдобавок к ним еще и колесно-гусеничные бронеавтомобили «Ситроен-Кегресс-Шнейдер» Р-16 мод. 1929, опытные танкетки Карден-Ллойд в Англии и легкие танки «Фиат-3000» - в Италии. После этого с 1926 года на государственном предприятии «Трубиа» под началом капитана Руиса де Толедо начались работы и над собственным испанским танком, официально названным «быстроходным танком пехоты», или «Модель «Трубиа». Серия А».

Танк планировалось по образцу «Рено» выпускать как в пулеметном, так и пушечном вариантах, причем поставить на него пушку своей собственной разработки калибра 40-мм, способной стрелять на 2060 м со скоростью снаряда 294 м/сек. Но вариант с пушкой почему-то не удался, и танк решили вооружить тремя 7-мм пулеметами системы Гочкисс под применявшиеся в Испании маузеровские патроны.

Танки республиканцев и националистов в гражданской войне 1936 – 1938 гг. (часть 1)

Танк «Трубия» в бою.

Внешне танк вышел немного похожим на «Рено», но имел массу довольно непонятных и странных, чисто «национальных» особенностей. Вот, как, например, в довольно тесной конической башне можно установить целых три пулемета? А вот как – сделать ее двухъярусной, и чтобы каждый ярус вращался независимо один от другого, и в каждом ярусе был бы свой пулемет в шаровой установке, что теоретически позволяло бы изменять сектор обстрела без разворота каждого яруса! Очень «хитрая» и сложная схема, не так ли? Затем на крыше башни поставили еще и стробоскоп. Да, опять-таки это было удобно: ведь окружавшая наблюдателя бронировка при вращении этого прибора словно «тает», обзор получается 360°, но для него нужен специальный привод. А башня «Трубиа» и так была очень тесной. Сам стробоскоп соединили с вентилятором башни, для чего над ним предусмотрели бронеколпак. Еще один пулемет располагался в лобовом бронелисте, как на Т-34. В корпусе были еще две амбразуры на бортовых бронелистах. Еще одной особенностью танка был выступающий за обвод гусениц нос. Его испанские конструкторы оснастили узким катком, чтобы преодолевать вертикальные препятствия. Традиционный «хвост» крепился сзади. Ходовую часть решили полностью забронировать, да еще и закрыть надгусеничными полками со скосами. Конструкция гусеницы была излишне оригинальной: часть траков скользила по полозьям, что находились внутри ее бронированного обвода, а вот специальный выступ на каждом втором траке охватывал его снаружи и тоже скользил по ней!

Танки республиканцев и националистов в гражданской войне 1936 – 1938 гг. (часть 1)

«Трубиа-Наваль» в боевой обстановке.

Танки республиканцев и националистов в гражданской войне 1936 – 1938 гг. (часть 1)

«Трубиа-Наваль» республиканцев.

Такое устройство защищало ходовую часть и от грязи, и от камней, но из-за отсутствия подрессоривания ход танка был очень тряский. Грунтозацепов на траках не было, так что проходимость у «Трубиа» была скверной. В боях в Испании эти машины применялись во время обороны Овиедо и под Эстремадурой. Выяснилось, что для боя в городе их пулеметного вооружения хватает. Но танков этих было так мало, что какой-то значимой роли они не сыграли: можно сказать, что испанцы точно также могли бы их и вовсе не иметь.

Что же касается общей численности испанских танков, то их было крайне мало. Испанский историк Кристиан Абад Третера писал, что в июле 1936 г. ФТ- 17 было 10 штук – ими вооружался танковый полк в Мадриде (Regimiento de Carros de Combate № 1) и еще пять танков находилось в Сарагосе (Regimiento de Carros de Combate № 2). В Мадриде сохранялись четыре танка «Шнейдер». Танки «Трубиа» (три прототипа) находились в пехотном полку «Милан» в Овиедо. Два танка «Ландеса» были сделаны на заводе «Трубиа» в городе Астурия. БА «Бильбао» в наличии было больше всего – 48 машин, из которых в распоряжении у республиканцев находился 41 бронеавтомобиль, и только семь достались националистам.

Танки республиканцев и националистов в гражданской войне 1936 – 1938 гг. (часть 1)

Испанский бронированный тягач «Трубиа-Ландеса».

В ходе войны в «танк» переделали трактор-тягач «Ландеса», с похожей на «Трубиа» ходовой частью. Попытались республиканцы сделать танк «Трубиа» мод. 1936. Или как его еще называли «Трубиа-Наваль», по названию завода, правда, республиканцы еще называли его так: «машина Эускади». Танк ну вышел просто очень маленьким и очень легким, хотя экипаж его состоял из трех человек. Вооружение – два пулемета «Льюис» калибра 7,7-мм, один в башне, а другой в корпусе, оба в шаровых установках. По проекту в башне должна была стоять пушка калибра 47-мм, но поставить ее не сумели. Танк этот применялся в боях, и даже довольно широко, но массовое производство его наладить так и не удалось.

В свою очередь националисты тоже постоянно мечтали о танках, причем своих собственных, испанских, поэтому в 1937 году решили создать пехотный танк, превосходящий как советские, так и машины их союзников, германцев и итальянцев. Броня должна была защитить его от бронебойных пуль калибра 7,92-мм, а вооружение – хорошо «работать» как по пехоте, так и по танкам противника. Обозначили его как C.C.I. «Тип 1937» – «боевой танк пехоты», и заказали серию в 30 машин.

Танки республиканцев и националистов в гражданской войне 1936 – 1938 гг. (часть 1)

Танк C.C.I. «Тип 1937».

Конструкторы пошли по принципу «детского конструктора» и ходовую часть взяли у итальянской танкетки CV З/35, спарку 7,92-мм пулеметов Гочкисс установили, как и на этой машине, но только справа от водителя, а сверху – башню, вооруженную 20-мм автоматической пушкой Бреда мод. 35-20/65, которую уже ставили на конверсированные германские танки Pz.IA, вместо двух пулеметов. Танк показал скорость в 36 км/ч, и в качестве машины для поддержки пехоты оказался достаточно удобен. Кроме того, он имел даже дизельный мотор, что некоторым образом снизило его пожароопасность.

Танки республиканцев и националистов в гражданской войне 1936 – 1938 гг. (часть 1)

Танк «Вердеха» на испытаниях.

Вслед за ним был сделан «пехотный танк "Вердеха”», получивший свое имя в честь своего создателя, капитана-артиллериста армии националистов, Феликса Вердеха. Работа над ним началась в октябре 1938 года, а весной 1939 года ее уже отправили на испытания. Ходовую часть скопировали с танка Т-26, но моторно-трансмиссионное отделение поставили спереди, а механика-водителя посадили позади него, как на танке «Меркава».

Танки республиканцев и националистов в гражданской войне 1936 – 1938 гг. (часть 1)

Танк «Вердеха» преодолевает крутой откос.

Танки республиканцев и националистов в гражданской войне 1936 – 1938 гг. (часть 1)

САУ с орудием 75-мм на шасси танка «Вердеха». Вид сзади.

Танки республиканцев и националистов в гражданской войне 1936 – 1938 гг. (часть 1)

САУ с орудием 75-мм на шасси танка «Вердеха». Вид спереди.

Пушка на нем стояла советская, 45-мм, а по бокам от орудия – два пулемета – германские Дрейзе MG-13. У танка была башня, похожая на башню с германского танка Pz.I, но с бронемаской увеличенного размера, в которой были установлены цапфы пушки. Есть фотография, на которой на этом танке видна башня с двустворчатыми дверцами у нее по бортам. Танк получился на четверть ниже, чем был советский Т-26. Броня башни равнялась 16 мм, а лобовой брони корпуса – 30 мм. Планировалось на шасси этой машины выпустить еще и САУ с 75-мм орудием. Но экономическое положение Испании было таково, что ни танки, ни САУ на их базе производить она не смогла и довольствовалась советскими трофейными Т-26 и БТ-5.

Танки республиканцев и националистов в гражданской войне 1936 – 1938 гг. (часть 1)

Танк «Вердеха» и Т-26.

Танки «Виккерс-6т» тоже воевали в Испании. В 1937 они поступили в Испанию из… Парагвая, поскольку его президент продал республиканцам много всякого вооружения и танки этого типа, ставшими трофеями Парагвая в войне с Боливией. Три танка принадлежали к типу «А» – то есть это были пулеметные машины, один танк к типу «В» – пушечному. Интересно, что и среди советских Т-26, поставленных в Испанию, судя по фотографиям, несколько машин принадлежали к двухбашенному типу.

Танки республиканцев и националистов в гражданской войне 1936 – 1938 гг. (часть 1)

«Трубиа-Наваль» националистов.

(Рис. А.Шепса)
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 25
  1. bionik 27 мая 2016 06:46
    Легкий танк PzKpfw IA с пушкой Breda mod. 85.
    1. bionik 27 мая 2016 06:50
      Модифицированные танки Pz.I. Вооружение заменено на итальянскую 20-мм пушку Breda Mod.85
  2. казак волгский 27 мая 2016 06:55
    Замечательная тема. Хорошее начало цикла - тематика не замусолена и очень интересна . спасибо..... всегда интересовался той войной и нашим в ней участием - жаль до недавнего времени информации очень мало было по технике..
    1. gla172 27 мая 2016 07:29
      Согласен, статье плюс.Как то сложилось о участии бронетехники этого периода не читал.....интересно.
    2. kalibr 27 мая 2016 07:31
      Первая моя статья на эту тему вышла в журнале "Техника и вооружение" еще в 1998 году. Затем в издательстве Полигон вышла книга "Танки... в Испании".Статья про униформу франкистов и националистов была в первом номере журнала ТАНКОМАСТЕР в 1996 году, к юбилею. В книге "Танки тотальных войн" 2002 год, эта тема также подробно разбиралась. Так что писать начали давно. Но понятно, что все журналы не просмотришь, а все книги не скупишь.
      1. Mavrikiy 28 мая 2016 21:41
        Цитата: kalibr
        "Техника и вооружение"

        Да, да."Техника и вооружение", 1998г. №3. Особенно впечатлили пассажи:"Гражданскую войну в Испании (1936-1939 гг.) в нашей стране долгое время классифицировали как "национально-освободительную войну испанского народа", что в свете того, что мы узнали за последние годы, никак не соответствует действительности. Столкнулись силы демократии и тоталитаризма, система рыночных и антирыночных экономических отношений, причем все это произошло в отсталой, крестьянской с гране с патриархальной, по сути дела феодальной психологией масс."
        Интересно, как силы демократии и тоталетаризма распределялись в Испании и как среди помощников?
  3. Никита Громов 27 мая 2016 10:34
    Несмотря на то, что в ходе войны, советские танки были лучшими боевыми машинами, чем итальянские и немецкие, главный итог - это победа в Гражданской войне испанских национал-патриотов над объединенным либерастско-коммунистическо-анархистским альянсом.

    Это пока единственная победа национал-патриотических сил в современной истории. После Второй Мировой, мир оказался в руках у либерастов и коммунистов, а после 1991-го года - единолично у либерастов - открытых ставленников мирового сионо-кагала. Таковы реалии.
  4. Никита Орлов 27 мая 2016 11:25
    Испанцы опередилии время и создали прототип («Вердеха») современных МП и угадали танковую тенденцию* в конце 30-х, молодцы. Автору, спасибо на хлеб не намажешь winked

    *одна башня-главный колибр-дизель-низкий силуэт-максимальная лобовая защита
    1. тасха 27 мая 2016 17:42
      Была статья про танк Вердеха.

      http://topwar.ru/17976-verdeja-ispanskie-opytnye-legkie-tanki-i-sau-1938-1945-gg

      .html

      По поводу опередили слишком пафосно, наверное. В это же время созданы S-35 и Матильда, для сравнения.
  5. Монархист 27 мая 2016 15:51
    Действительно"вердеха"передовой танк для той поры.Наши БТшки- колесногусеничные,бензиновые.Немецкие Pz-бензиновые,а тут дизель
    1. тасха 27 мая 2016 18:03
      На Вердехе, вероятнее всего, не было дизеля. Бензиновый Форд V-8 модель 48 мощностью 85 л.с. или Lincoln в 120 л.с.
    2. Mavrikiy 28 мая 2016 20:59
      Цитата: Монархист
      Действительно"вердеха"передовой танк для той поры.Наши БТшки- колесногусеничные,бензиновые.Немецкие Pz-бензиновые,а тут дизель

      Писать про танк "вердеха" - передовой танк для той поры, все таки не стоит. Танкетка с башенкой. Пушка на уровне БТ-5, это да. Вот БТ-5 действительно чудо по сравнению, да его и не с кем сравнивать, лиллипуты. А что не очень удачно использовали, так танк при чем.
  6. Type 63 27 мая 2016 16:30
    Спасибо за статью. САУ на базе "Вердехи" занятные. Почему-то возникли ассоциации с Саракшем.
  7. тасха 27 мая 2016 17:16
    Интересно, что и среди советских Т-26, поставленных в Испанию, судя по фотографиям, несколько машин принадлежали к двухбашенному типу.


    Интересно. Фотографии опубликуете? Потому что данных о поставках двухбашенных танков в Испанию в открытых источниках нет. Причем некоторые авторы отдельно отмечают, что поставлялись только однобашенные Т-26. Что и логично, вроде бы.
    1. kalibr 27 мая 2016 19:13
      Нет не дам, но в книге Патрика Тербулла и Джеффри Бурна "Гражданская война в Испании" издательства Оспрей (Серия Мен-эт-армз 74) было фото именно с таким танком. И вопрос этот же, что задали и Вы уже возникал в 1998 году при первой публикации этих материалов. Вы можете сейчас скачать эту книгу и найти фото.
      1. тасха 27 мая 2016 21:16
        К сожалению известные мне ссылки на книги издательства Оспрей подобных фотографий не содержат.
      2. hohol95 27 мая 2016 22:22
        А не могли они спутать Т-26 образца 1931 года с Виккерсом модели А?
        1. kalibr 28 мая 2016 07:07
          Вот так без книги под руками не скажешь. Надо смотреть книжку и фото в лупу.
  8. Alexey RA 27 мая 2016 18:11
    Почему-то при взгляде на танк C.C.I. «Тип 1937» сразу вспомнился японец Ха-Го. smile
  9. Михаил Матюгин 27 мая 2016 22:29
    Классная статья про редкое "зверьё" ! fellow
    Но видя всё это прекрасно понимаешь командиров "христианских традиционалистов", которые считали советские БТ лучшими трофеями.
  10. hohol95 27 мая 2016 22:36
    Уважаемый автор! Во всех отечественных книгах указано количество поставленной в Испанию из СССР бронетехники: Т-26 -297 штук образца 1933 года; БТ-5 - 50 штук; БА-3 - 3 штуки ; БА-6 - 37 штук; ФАИ - 20 штук! А известно ли количество техники поставленной Португалией; Третьим Рейхом и Королевской Италией ( ведь итальянцев было 60 тысяч человек)???
    1. kalibr 28 мая 2016 07:10
      Это только первая статья на эту тему. Будет еще 2, там все будет, что Вас интересует. Только по танкам. По авиации если что я не смотрел, не специалист.
      1. hohol95 28 мая 2016 10:42
        Спасибо! Я интересовался именно бронетехнткой! Да ещё бы немного информации по ПОРТУГАЛЬЦАМ! А то по их действиям в Испании очень мало известо!
  11. Михаил Матюгин 29 мая 2016 15:04
    Цитата: hohol95
    Да ещё бы немного информации по ПОРТУГАЛЬЦАМ! А то по их действиям в Испании очень мало известо!

    А их там было, как ни странно, достаточно немного. Основной силой были итальянцы, т.к. у Муссолини был план в общем то "под шумок" Гражданской войны и на фоне лозунгов "борьбы с коммунистами" захватить Испанию, включив её в состав Итальянской империи.
    1. hohol95 29 мая 2016 22:33
      Не много - обтекаемый термин!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня