Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры


Мы восхваляем наши имена,
Но станет явной скудость суесловий,
Когда поднять свой крест на рамена
Мы в эти дни не будем наготове.
За нас Христос, исполненный любови,

Погиб в земле, что туркам отдана.
Зальем поля потоком вражьей крови,
Иль наша честь навек посрамлена!

Конан де Бетюи. Перевод Е. Васильевой


Обычно западноевропейские рыцари побеждали мусульман на поле брани, и не только когда они сражались отважно и решительно – это были качества, которыми рыцарство славилось всегда, – но и действовали при этом еще и организованно. Но вот как раз организованности-то рыцарям чаще всего и не хватало. Причина заключалась в том, что всякий рыцарь-феодал мало от кого зависел, так как его крестьяне вели натуральное хозяйство, а само общество отличалось внеэкономическими формами принуждения к труду. Более того, личной доблестью он мог запросто превзойти и герцога, и графа, а то даже и самого короля! Сюгер, настоятель Сен-Дени в своем трактате «Жизнь Людовика VI, прозываемого Толстым» подробно рассказал о том, в 1111 году задумал подвергнуть наказанию Гуго дю Пюизе, поскольку тот занимался разбоем, и осадил его замок в Босе. Хотя войско короля и понесло большие потери, но замок Гуго он все-таки взял, но с самим Гуго поступил очень мягко: всего лишь отправил в изгнание, хотя мог бы повесить. Потом Гуго вернулся, заявил, что раскаялся, и Людовик VI его простил. Тогда Гуго вновь выстроил донжон и… занялся грабежом и прочими бесчинствами, так что король был просто вынужден опять идти в поход на своего строптивого вассала. И опять донжон Гуго сожгли, а самого Гуго наказали, а потом, когда он раскаялся в очередной раз, опять помиловали! Но тут он повторил все то же самое уже в третий раз, и уж вот тут-то король рассердился не на шутку: сжег его донжон, а самого Гуго отправил на Святую землю замаливать грехи перед богом. Оттуда он уже не вернулся, и лишь после этого обитатели Босе смогли вздохнуть спокойно.

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры

Воин-крестоносец 1163 – 1200 гг. Фреска на стене часовни Крессак-Сен-Жени (Шарант). Наиболее знамениты фрески, написанные на северной стене. Верхний ряд изображений повествует о битве с сарацинами, разыгравшейся в 1163 году у подножья замка Крак де Шевалье, когда осадивший замок эмир Нуреддин был полностью разбит внезапной атакой франкской кавалерии.

Таким же, если не большим, самоуправством, в ту эпоху отличались и многие другие рыцари. И ладно бы в мирное время! Нет, и на поле брани они вели себя столь же неподобающим образом! И если какой-нибудь гордый рыцарь раньше остальных бросался на вражеский лагерь, чтобы первым его ограбить, или бежал от врага, когда требовалось стойко стоять на одном месте и биться с неприятелем, король вполне мог проиграть даже самое удачно начавшееся сражение!

Сделать так, чтобы рыцари отличались дисциплинированностью – вот о чем мечтали многие военачальники, но добиться этого никто не мог долгие годы. Все изменилось, когда начались «экспедиции» на Восток. Там, близко познакомившись с совершенно иной для них восточной культурой, вожди Запада решили, что «основой» рыцарской дисциплины может стать сама церковь. И нужно для этого всего лишь … сделать из рыцарей монахов и намекнуть при этом, что таким образом они приблизятся к заветному спасению!

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры

Рыцари-крестоносцы Палестины: слева направо – рыцарь-крестоносец Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского (основан в 1099 г.); госпитальер; тамплиер, рыцарь ордена св. Якова Кампостельского, тевтонский рыцарь ордена св. Марии Тевтонской.

Так вот и появились духовно-рыцарские ордена рыцарей-крестоносцев, созданные в далекой Палестине. Но только скопированы они были с очень похожих «организаций» у мусульман! Ведь именно там, на Востоке, в конце XI – начале XII века появились такие военно-религиозные ордена, как Раххасийа, Шухайнийа, Халилийа и Нубувийа, часть которых в 1182 году халиф ан-Насир объединил в один большой и единый для всех мусульман духовно-рыцарский орден Футувва. У членов этого ордена существовал чисто рыцарский обряд, когда вступавшего опоясывали мечом, после этого кандидат выпивал «священную» соленую воду из особой чаши, надевал на себя специальные шаровары и даже, как и в Европе, получал удар плоской стороной меча или рукой по плечу. То есть и само рыцарство как таковое пришло в Европу с Востока, о чем, кстати говоря, говорится и в поэме Фирдоуси «Шахнамэ»!

Хотя, кто первым и у кого позаимствовал саму идею именно духовно-рыцарского ордена тоже, в общем-то, неизвестно – вернее, это очень спорный вопрос! Ведь задолго до этих событий в землях Африки, а именно в Эфиопии, уже существовал… древний христианский орден св. Антония, и это его совершенно справедливо историки считают наиболее старым среди всех прочих рыцарских орденов во всем мире.

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры

Крест был популярной фигурой на старинных рыцарских гербах.

Считается, что он был основан негусом – правителем Эфиопии, который был известен на Западе под именем «Пресвитера Иоанна», после того, как св. Антоний либо в 357, либо в 358 году опочил во Господь. Тогда очень многие из его последователей решили уйти в пустыню, где приняли обеты монашеской жизни св. Василия и создали обитель «имени и наследия св. Антония». Сам орден основали в 370 году от Рождества Христова, хотя даже и более поздняя дата по сравнению со всеми другими орденами все равно будет «ранней».

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры

Лестница к пещере преподобного Антония Великого. Наверное, здесь можно обрести спасение…

Ордена с таким же названием позднее были в Италии, во Франции и в Испании, и представляли собой филиалы ордена, штаб-квартира которого находилась в Константинополе. Интересно, что эфиопский орден сохранился до нашего времени. Глава ордена – его гроссмейстер и одновременно Президент Королевского Совета Эфиопии. Принимают в него новых членов ну очень редко, а что касается обетов – то, да, они совершенно рыцарские. У знака ордена имеются две степени – Большой рыцарский крест и крест-компаньон. Его имеют право указывать в своем официальном титуловании инициалы KGCA (Knight Grand Cross – Рыцарь Большого Креста) и CA (Companion of the Order of St. Anthony – Компаньон ордена святого Антония).

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры

Кресты ордена св.Антония.

Оба знака ордена имеют вид золотого эфиопского креста, покрыты синей эмалью, а сверху они еще и увенчаны императорской короной Эфиопии. Но нагрудная звезда – крест ордена, короны не имеет, и наложен на восьмиконечную серебряную звезду. Орденская лента традиционно сшивается из муарового шелка, имеет бант у бедра, а цвет ее черный с синими полосками на краях.

Одеждой рыцарей ордена являлись черные с синим мантии, на груди которых был вышит синий трехконечный крест. Старшие по званию рыцари отличались двойными крестами такого же цвета. Штаб-квартира ордена находилась на острове Мерое (в Судане), а по всей Эфиопии ордену принадлежали как женские, так и многочисленные мужские монастыри. Орден был просто несказанно богат: его годовой доход составлял не меньше двух миллионов золотых. Таким образом, идея таких орденов впервые родилась отнюдь не на Востоке, и, как вы видите, не в Европе, а в… знойной христианской Эфиопии!

Ну, а пальма первенства в создании самого первого ордена в Палестине принадлежала иоаннитам или госпитальерам. Обычно основание его неспециалисты связывают с первым крестовым походом, хотя реальная история ордена немного другая. Началось все, когда император Константин приехал в Иерусалим, чтобы найти здесь (и он его нашел!) Животворящий крест Господень, ну, тот самый, на котором распяли Иисуса Христа. Затем в городе нашлись и многие другие святые места, которые упоминались в Евангелии, и в этих местах тут же стали возводиться храмы.

Понятно, что любому христианину было бы очень приятно посетить все эти места, получить благодать от Бога и надежду на спасение своей грешной души. Но путь в Святую Землю для пилигримов был наполнен опасностями. И когда кто-то туда добирался, то, нередко принимал монашеские обеты, и оставался, чтобы и дальше творить добро другим паломникам при этих же монастырских больницах. В 638 году Иерусалим был захвачен арабами, но для всей этой «деятельности» условия практически не изменились.

И вот когда в Х веке Иерусалим превратился во всемирный центр христианского благочестия, нашелся благочестивый купец – да, были тогда и такие, по имени Константине ди Пантелеоне, родом из итальянской торговой республики Амальфи, который в 1048 году попросил разрешение у египетского султана на строительство в городе очередного приюта для заболевших паломников. Назвали его Иерусалимский Госпиталь Святого Иоанна, а эмблемой госпиталя стал белый восьмиконечный крест Амальфи. Поэтому-то его служителей и стали называть иоаннитами, или госпитальерами (от. лат. hospitalis — «гостеприимный»).

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры

Битва за Агру. Миниатюра из манускрипта Гийома де Тира «История Аутремера» , XIV в. (Национальная библиотека Франции).

Целых 50 лет госпитальеры жили вполне мирно – они ходили за больными и молились, но тут Иерусалим осадили крестоносцы. По легенде, христиан, как и всех других жителей города «поставили на стены». И тут хитрые иоанниты стали сбрасывать на головы рыцарей-христиан не камни, а свежий хлеб! Власти тут же обвинили иоаннитов в измене, но произошло чудо: прямо перед судьями хлеб этот превратился в камень, что доказало их невиновность, так что они были оправданы! Когда 15 июля 1099 года Иерусалим пал, герцог Готфрид Бульонский наградил смелых иноков, а некоторые его рыцари даже сделались членами их братства с целью защищать паломников, следующих в святой город. Сначала статус ордена утвердил правитель Иерусалимского королевства Бодуэн I в 1104 году, а девять лет спустя римский папа Пасхалий II подтвердил его решение своей буллой. И эта хартия Бодуэна I и папская булла дошли до наших дней и находятся в Национальной библиотеке острова Мальта в городе Ла-Валлетта.

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры

Людовик VII и король Иерусалима Бодуэн III (слева) сражаются с сарацинами (справа). Миниатюра из манускрипта Гийома де Тира «История Аутремера» , XIV в. (Национальная библиотека Франции).

Военные братья ордена не упоминались в документах до 1200 года, когда и сложилось их деление на братьев-воинов (благословленных на ношение и пользование оружием), братьев-лекарей и братьев-капелланов, которые выполняли в ордене необходимые религиозные обряды. Подчинялись военные братья лишь папе римскому и гроссмейстеру ордена. При этом они владели землями, церквями и кладбищами. От налогов они были освобождены, и было установлено, что даже епископы, и те, не имели права отлучать их от церкви!

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры

Современные госпитальеры-реконструкторы.

Свое название Иерусалимский орден рыцарей-госпитальеров Св. Иоанна он получил в 1120 году при первом магистре Раймоне Дюпюи. Наряду с обычным монашеским одеянием рыцари носили черный плащ, на левом плече которого нашивался белый восьмиконечный крест. В походе они носили сюрко обычно алого цвета с белым полотняным крестом на груди с расширяющимися концами. Символизировали они следующее: четыре конца креста - это четыре христианских добродетели, а восемь углов – восемь добрых качеств истинного верующего. Ну и, конечно, крест на кровавом фоне символизировал рыцарскую стойкость и верность Господу. Знаменем ордена было прямоугольное полотнище красного цвета с белым крестом.

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры

Форт в Ларнаке, Кипр. Здесь тоже были крестоносцы.

В 1291 году орден покинул Палестину и переехал на остров Кипр, а через 20 лет обосновался на острове Родос, где находился до 1523 года, когда его оттуда вытеснили турки. 42 года спустя рыцари ордена перебрались на Мальту и стали называться «мальтийскими рыцарями». Ну, а больницы, основанные орденом в различных странах Европы, были в то время настоящими центрами медицины.

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры

Кадр из кинофильма «Суворов» (1940). На императоре Павле хорошо видна мантия с мальтийским крестом. Ну, вот любил он рыцарскую романтику, что делать… В кинофильме мы видим, что во время встречи Суворова с Павлом на Павле I надета мантия магистра Мальтийского ордена. Можно с уверенностью сказать, что то, что мы видим, истории не соответствует. Павел I был действительно провозглашен великим магистром Мальтийского ордена, но лишь 6 декабря 1798 года, то есть десять с лишком месяцев спустя после этой аудиенции.

В 1798 году Мальта попала под власть Наполеона, что вызвало массовое рассеяние его членов по миру. Император Павел I приглашал «мальтийских рыцарей» в России и всячески им потворствовал, но после его смерти им пришлось уехать из России в Рим. Сегодня орден имеет сложное название, которое звучит так: Суверенный Военный орден Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского. Заметим, что в боях с мусульманами в Палестине госпитальеры все время соперничали с тамплиерами, из-за чего их ставили подальше друг от друга. Например, иоаннитов в арьергарде, а тамплиеров в авангарде, а между ними все остальные войска.

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры

Аббатство Беллапаис, Северный Кипр. Основано госпитальерами, но сейчас здесь православная греческая церковь.

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры

А вот так она выглядит сегодня внутри.

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры

Ну, а это подземелья аббатства. Когда снаружи жара, здесь царит приятная прохлада.

Безусловно, госпитальеры были не только воинами и лекарями, но и прекрасными строителями, так много они построили различных аббатств, церквей и соборов. В этом они также соперничали с тамплиерами. Перебравшись на Кипр, они построили там множество сооружений культового характера, сохранившихся до наших дней.

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры

Собор Св. Николаса, превращенный мусульманами в мечеть.

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры

Сзади собор Св. Николаса выглядит ничуть не менее впечатляющим, чем со стороны фасада.
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 23
  1. igordok 3 июня 2016 07:37
    Спасибо. У Вас очень хорошая привычка - подписи к рисункам, зачастую очень подробные.
    1. kalibr 3 июня 2016 09:02
      А вот это особенность российской научной школы.В книгах того же Тернбулла, или Ричардсона, например,видим миниатюру с самураем или рыцарем. И написано - самурай с мечом... А я и так вижу, что он с мечом и самурай или рыцарь и он с мечом, и что это старинная миниатюра. Что нужно - автор, век, и главное - где ее можно увидеть, из какой книги, в каком музее! Это самое главное - содержание той же миниатюры и музей/библиотека, где это можно найти. Желательно и № фонда указать, но это чаще всего просто невозможно. А недавно видел у нас переизданную с Запада книгу "про рыцарей", где под фото вообще надпись - "Из ресурсов Интернета" - полный конец науке!
      1. gladcu2 3 июня 2016 19:38
        kalibr

        Правильно. Знания должны быть системными. Т.е. подпись под фотографией должна соответствовать стандарту, который не публикуется и не принят ещё к сожалению.

        Вы бы почаще критиковали авторов за нарушение научных стандартов. Научную коллегию нужно тоже на стандарты агитировать.
        1. kalibr 3 июня 2016 21:43
          Иногда бывает проще статью написать, чем подпись под фото, особенно если оно нашлось в Сети! Поэтому-то стараюсь из нее и не брать ничего, а только с сайтов музеев и библиотек.
  2. Nix1986 3 июня 2016 07:49
    По сравнению с другими орденами иоаниты меньше всех запятнали свою репутацию. А оборона ими Мальты от турок во многих военных вузах рассматривается как образец искусства обороны. Ну и кроме того, пусть и во многом номинально, но это единственный орден, доживший до наших дней.
    1. kalibr 3 июня 2016 09:02
      Да, на том же Кипре они занимаются благотворительностью и сегодня!
    2. Комментарий был удален.
    3. Михаил Матюгин 5 июня 2016 13:40
      Цитата: Nix1986
      По сравнению с другими орденами иоаниты меньше всех запятнали свою репутацию

      Интересно было бы узнать факты, пятнающие репутацию этого ордена. Это как бы ну совсем не тамплиеры.
  3. anodonta 3 июня 2016 08:46
    Спасибо Вячеславу Олеговичу за очень интересную и прекрасно иллюстрированную статью! good
  4. Gorinich 3 июня 2016 09:10
    Просветите неуча. Всегда считал, что в Эфиопии что то вроде православия. И о православных рыцарских орденах я не слышал....
    1. Цой 3 июня 2016 09:44
      Однако в другой, тоже весьма православной стране, а именно, в Сербии, существует легенда о рыцарском православном ордене. Орден этот, называемый обычно "Орденом Дракона", носил полное название "Орден побежденного дракона святого Георгия Победоносца". Сербы приписывают его основание полулегендарному герою, ставшему впоследствии святым - Милошу Обиличу.

      http://tilindir.blogspot.ru/2013/07/blog-post_11.html


      Вроде как единственный существовавший, а еще вот какой прикол есть.

      Спустя столетие идеи ордена взял на вооружение Император Сигизмунд Люксембургский. В числе одного из двадцати четырех членов возрожденого ордена Дракона был и отец Господаря Влада Цепеша Влад Старший. Его сына всё просвященное человечество чтит под именем Дракула, которое дал господарю высокопоставленный английский масон Брэм Стокер. В то время целью ордена стала борьба с таборитами и гуситами. После смерти Сигизмунда орден быстро пришёл в упадок.
  5. 97110 3 июня 2016 09:54
    Людовик VII и король Иерусалима Бодуэн III (слева) сражаются с сарацинами
    Босяки они, оказывается, короли и рыцари, вместе с сарацинами. Нешто королям сапоги построить не могли? Очень интересно, спасибо, Вячеслав!
  6. pigkiller 3 июня 2016 11:23
    Великая осада Мальты, наверно, была вершиной истории иоаннитов. Поражает продуманность
    орденской, в т.ч. госпитальной, инфраструктуры ордена на Мальте, Родосе, Кипре.
    Не говоря о Ла Валетте, городе, "построенном джентельменом для джентельменов".
    Спасибо за статью!
    1. saygon66 3 июня 2016 20:50
      - "Джентльмен", Жан де Ла Валетт..., Великий Магистр Ордена... Руководил обороной Мальты и бился с турками, когда ему стукнул 71 год!
      1. Cerberus 4 июня 2016 20:11
        Цитата: saygon66
        - "Джентльмен", Жан де Ла Валетт..., Великий Магистр Ордена... Руководил обороной Мальты и бился с турками, когда ему стукнул 71 год!

        и это в те времена когда жили лет до 50-70 лет в основном.
        силен мужик!!!!
  7. мотострелок 3 июня 2016 12:29
    Вот не думал, что эта инфа пригодится. Но по порядку. Есть у меня знакомый, бывший генерал МЧС, (пожарный), несколько лет назад ушёл в отставку. Как то пригласил меня, года 3 или 4 назад, в свой офис. Он организовал частную охранную фирму. Так вот фирма создана при содействии ордена госпитальеров, масса фотографий генерала с магистром ордена, дипломы, знаки и прочая атрибутика. Фирма занимается вневедомственной охраной и предоставляет услуги по оформления ДТП ( от предоставления комиссаров при оформлении, до полного юридического сопровождения). Так, что дело ордена живёт!
  8. Riv 3 июня 2016 14:27
    Когда то давно, лет десять кажется было, я в первый раз посмотрел фильм "Александр Невский". Осознанно посмотрел, я имею в виду, обдуманно. Меня тогда очень удивили кресты на плащах. Раз крест, значит крестоносец. А крестоносцы, как я уже знал, воевали где то в Азии. Ну "Айвенго" же! Где Азия и где Новгород??? Спрашиваю отца:
    - А это крестоносцы?
    - Да.
    - Но они же воевали не с нами, не с русскими?
    - И с нами тоже. Рыцарских орденов много было. Со всеми воевали.
    - Зачем?
    - Ну пограбить, землю захватить.
    - А чем они отличались?
    - Да ничем особенным.

    В общем в двух словах отец мне историю рыцарских орденов и рассказал. Воевали со всеми, грабили, захватывали и ничем особенным друг от друга не отличались.
    Riv
    1. EvgNik 3 июня 2016 15:38
      Цитата: Riv
      Воевали со всеми, грабили, захватывали и ничем особенным друг от друга не отличались.

      Всё так. Но интересно же что то новое узнать, забытое вспомнить. В детстве я перечитал все основные эпосы, ну и "Шахнамэ" тоже. Но подзабылось всё со временем.
    2. kalibr 3 июня 2016 17:43
      Это он Вам рассказал всю историю человечества...
      1. EvgNik 3 июня 2016 18:51
        Цитата: kalibr
        Это он Вам рассказал всю историю человечества...

        Если убрать слово "крестоносцы" - так оно и получается.
    3. Михаил Матюгин 3 июня 2016 18:01
      Цитата: Riv
      В общем в двух словах отец мне историю рыцарских орденов и рассказал. Воевали со всеми, грабили, захватывали и ничем особенным друг от друга не отличались

      Не просветите случаями массовых грабежей со стороны иоаннитов ? может ещё и сексуальные насилия совершали в массовом порядке ?

      Про систему их госпиталей по всей Европе ничего не слышали ?
      1. Riv 5 июня 2016 08:30
        Ну да... Они ведь и в Палестину приперлись госпиталя и больницы обустраивать. Дома всех больных уже вылечили.
        Riv
    4. gladcu2 3 июня 2016 19:46
      Riv

      А чему вы удивляетесь?

      Что бы грабить надо оправдать свой грабёж. Подвести идеологию. Точнее идею. Идеология это совсем другое.

      Вон у автора написано"идея ордена".

      Капитализм же оправдывает право обогащения единиц за счёт обнищания большинства. А почему? А вот мораль с детства воспитана так. Так и рыцарей, вначале идея, а потом оправдать свои действия.

      Даже гопники находят причину, чтобы оправдать свои действия.
  9. Михаил Матюгин 3 июня 2016 18:09
    Заметим, что в боях с мусульманами в Палестине госпитальеры все время соперничали с тамплиерами, из-за чего их ставили подальше друг от друга. Например, иоаннитов в арьергарде, а тамплиеров в авангарде, а между ними все остальные войска.
    Уважаемый Вячеслав Олегович в этом немного заблуждается. Тут дело было в том, что авангард и арьергард - самые уязвимые части и при этом требующие особой осмотрительности и порядка - и поэтому в них ставили лучшие войска (тем более которые прекрасно знали Восток и имели конных лучников для ведения разъездной службы).

    Тем более что ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ считалось - что у тамплиеров, что у госпитальеров - что ВОИН ОБЯЗАН БЫЛ УМЕРЕТЬ НА МЕСТЕ, но не отступить перед неприятелем без приказа своего магистра или командущего местного начальника.

    Поэтому любой правитель, которому удавалось заполучить в качестве
    воинов авангарда и арьергарда тамплиеров и госпитальеров - мог быть спокоен.

    Всё намного проще и практичнее, чем обычно представляется. Война она требует простоты.

    И знаете почему госпитальеров ставили в конец строя на марше ? Да они же ещё имели хорошо развитый институт военно-полевых хирургов и подбирали раненых и больных !

    И ещё - в уставных документах обоих главных орденов было указано обязательное требование : в случае отбития от строя или падения знамени части воин-орденец ОБЯЗАН был найти ближайшую часть соответственно тамплиеров или госпитальеров и присоединиться к ней.

    А соперничество - это больше миф, скорее шло соперничеством между духовно-рыцарскими орденами и между светскими правителями.
  10. Reptiloid 4 июня 2016 07:26
    Большое спасибо за статью, Вячеслав! Рад,что узнал новое.Шикарные фото---щиты,гербы,храмы!
    Всегда интересовался историей Африканских стран,в первую очередь североафриканских---Эфиопии, Эритреи,Судана,Египта.
    Комментарии прочту позже, всё обдумаю.
    1. kalibr 4 июня 2016 10:02
      Рад, что Вам понравилось!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня