Ракетный комплекс Д-9РМ с баллистической ракетой Р-29РМ

20
Баллистическая ракета подводных лодок Р-29Р стала первым отечественным изделием своего класса, способным нести разделяющуюся головную часть с боевыми блоками индивидуального наведения. Это позволило значительно увеличить количество развернутых боезарядов и усилить морскую составляющую стратегических ядерных сил, а также повысить боевые возможности каждого из подводных ракетоносцев. Вскоре после принятия Р-29Р на вооружение стартовала разработка новой версии ракеты для подлодок с повышенными характеристиками. Получившаяся ракета Р-29РМ и ее модификации до сих пор являются основным стратегическим вооружением российского подводного флота.

Комплекс Д-9Р с ракетой Р-29Р был принят на вооружение в 1977 году. Тогда же СКБ-385 (ныне Государственный ракетный центр) по инициативе генерального конструктора В.П. Макеева начало разработку проекта модернизации новой ракеты. В рамках проекта с условным обозначением Д-25 планировалось внедрить ряд нововведений и с их помощью значительно повысить характеристики оружия, обеспечив значительное превосходство над существующими изделиями. В конце 77-го аванпроект комплекса Д-25 был завершен и защищен.

Несмотря на это, продолжение работ по новому проекту не получило одобрения потенциального заказчика. Командование вооруженных сил считало, что подводные лодки следует оснащать твердотопливными ракетами и сомневалось в необходимости новых жидкостных систем. Разработка подобного оружия, однако, серьезно задерживалась ввиду высокой сложности и необходимости решения ряда трудных задач. В итоге было принято решение начать разработку новой жидкостной ракеты, которая могла «подменить» проектируемые твердотопливные системы. Постановление Совмина СССР о начале нового проекта вышло в январе 1979 года. Проект нового ракетного комплекса получил обозначение Д-9РМ, ракеты – Р-29РМ. Как следует из названия, новый комплекс должен был стать улучшенным вариантом существующего.

Ракетный комплекс Д-9РМ с баллистической ракетой Р-29РМ
Общий вид ракет Р-29РМ. Фото Rbase.new-facrotia.ru


Для ускорения разработки нового проекта было решено использовать имеющиеся наработки по предыдущим ракетам семейства Р-29. В частности, следовало применять отработанные решения, касавшиеся архитектуры, компоновки и материалов корпуса. Одновременно с этим ракета Р-29РМ должна была иметь ряд отличий. Основным было увеличение числа ступеней: теперь подлодки предлагалось вооружать трехступенчатой ракетой. Введение третьей маршевой ступени потребовало использовать оригинальные идеи размещения оборудования. Так, третью ступень предложили объединить со ступенью разведения, несущей боевые блоки.

Ракета комплекса Д-9РМ должна была получить корпус «традиционной» для Р-29 конструкции. Основные его агрегаты должны были изготавливаться из алюминиево-магниевого сплава. Применялись облегченные панели корпуса, соединявшиеся при помощи сварки. Внутри корпуса следовало размещать набор днищ, разделяющих ступени и их топливные баки. Как и ранее, днища имели изогнутую форму, что позволяло размещать в высвобожденном объеме двигатели и другие агрегаты. Баки разделялись двойными днищами. Отсеки между ступенями и между баками не использовались.

Конструкция первых двух ступеней ракеты была заимствована из предыдущих проектов и не претерпела серьезных изменений. При этом ступени получили новые двигатели, отличавшиеся от предыдущих основными характеристиками. В нижнем днище первой ступени помещался жидкостный двигатель 3Д37 с однокамерным маршевым и четырехкамерным рулевым блоками. Управление по всем трем каналам предлагалось выполнять путем перемещения рулевых камер на имеющихся подвесах. Вторая ступень должна была получить однокамерный двигатель 3Д38 с качающимся подвесом. Маршевые двигатели двух ступеней должны были использовать несимметричный диметилгидразин и азотный тетраоксид.


Схема ракеты Р-29РМ. 1 - головная часть; 2 - топливные баки 3-й и боевой ступеней; 3 - отсек боевых блоков; 4 - двигатель 3-й ступени; 5 - топливные баки 2-й ступени; 6 - двигатель 2-й ступени; 7 - топливные баки 1-й ступени; 7 - двигатель 1-й ступени. Рисунок Makeyev.ru


Третья ступень была выполнена на основе агрегатов боевой ступени предыдущих ракет. При этом было решено преобразовать существующее изделие в дополнительное средство разгона головной части. На едином корпусе третьей ступени предусматривались крепления для маршевого жидкостного двигателя и боевых блоков. Кроме того, третья ступень оснащалась двигателями для маневрирования при выведении боевых блоков на требуемые траектории. Маршевый двигатель третьей ступени устанавливался жестко, а для маневрирования предлагалось использовать рулевые камеры разведения. В заданный момент времени ступень должна была перекрывать трубопроводы и сбрасывать маршевый двигатель. После этого ступень должна была начинать работу в режиме системы разведения. Маршевый и рулевые двигатели должны были использовать общие топливные баки.

В корпусе ракеты должны были устанавливаться удлиненные заряды, предназначенные для разделения ступеней. При помощи взрыва в определенной плоскости предлагалось разрывать силовые элементы корпуса. Также разделению должен был способствовать наддув баков. Система отделения первой и второй ступени были аналогичны.

В головном отсеке третьей ступени предлагалось размещать аппаратуру наведения, построенную по тем же принципам, что и в предыдущих проектах. Ракета Р-29РМ должна была управляться инерциальной системой с приборами астрокоррекции. Это позволяло следить за траекторией полета и своевременно корректировать курс. Сеанс астрокоррекции после сброса второй ступени должен был в определенной мере повышать точность. По имеющимся данным, новая система наведения позволила улучшить точность примерно в полтора раза в сравнении с существующими ракетами.


Двигатель первой ступени. В центре сопло маршевого блока, по бокам от него - рулевые камеры. Фото Bastion-karpenko.ru


На хвостовой части третьей ступени, помещавшейся в конусообразной нише второй ступени, предусматривались крепления для размещения специальных боевых блоков. В рамках нового проекта были разработаны два варианта боевого оснащения, с четырьмя и десятью боевыми блоками. Блоки первого типа имели мощность 200 кт, второго – по 100 кт. Оригинальная конструкция третьей ступени с возможностью маневрирования до конца активного участка полета позволяла увеличить размеры района разведения боевых блоков. Появилась возможность оптимизировать распределение целей между ракетами и их боезарядами.

Оригинальные компоновочные решения позволили значительно переработать конструкцию ракеты, но при этом сохранить ее размеры на приемлемом уровне. Изделие Р-29РМ должно было иметь длину 14,8 м и максимальный диаметр 1,9 м. Стартовая масса составляла 40,3 т при максимальном забрасываемом весе 2,8 т. Интересно, что жидкостная ракета Р-29РМ при схожих боевых характеристиках получилась примерно в два раза легче твердотопливной Р-39.

Максимальная дальность стрельбы новой ракеты определялась на уровне 8300 км. Новые системы наведения привели к снижению кругового вероятного отклонения (при стрельбе на максимальную дальность) до 500 м. Таким образом, мощность боезарядов полностью компенсировала возможный промах и позволяла эффективно решать поставленные боевые задачи. Боевая эффективность также увеличивалась за счет возможности атаки нескольких целей с разведением боевых блоков в пределах большого района.

В рамках проекта ракетного комплекса Д-9РМ был разработан обновленный набор оборудования для установки на подлодках-носителях. Некоторое увеличение габаритов ракеты в сравнении с предыдущей Р-29Р привело к необходимости изменения размеров пусковой шахты. При этом, несмотря на увеличившиеся поперечное сечение ракеты, диаметр шахты остался прежним: увеличение ракеты компенсировали сокращением кольцевого зазора. Одновременно с этим появилась необходимость в увеличении высоты пусковой установки с соответствующими доработками носителя.


Третья ступень, соединенная с головной частью, вид снизу. Фото Bastion-karpenko.ru


Совместно с ракетным комплексом Д-9РМ / Р-29РМ предлагалось применять систему космической навигации «Шлюз», способную значительно повысить точность определения координат подводного крейсера и улучшить точность стрельбы. Кроме того, носитель должен был получать набор другого оборудования для расчета полетного задания ракеты, ввода данных в автоматику изделия и последующего управления стрельбой.

При начале разработки нового проекта был определен порядок испытаний перспективной ракеты. В ходе первого этапа проверок предлагалось осуществлять бросковые пуски макетов с погружаемого стенда. Затем испытания планировалось проводить на наземном полигоне. Финальная стадия тестовых запусков должна была осуществляться с подлодки-носителя нового типа. Подобная методика проверок уже была отработана и использовалась в нескольких предыдущих проектах, в том числе семейства Р-29.

Первый этап испытаний стартовал в самом начале восьмидесятых годов. До осени 1982 года на погружаемом стенде провели девять бросковых пусков, лишь один из которых не признали успешным. Использование отработанных и проверенных агрегатов и технологий позволило сравнительно быстро и без значительных затруднений завершить необходимые бросковые испытания, проверить старт ракеты и затем приступить к следующему этапу проверок.

Площадкой для следующих проверок стал полигон Ненокса. Эти пуски проводились со стрельбой на разные дальности, вплоть до максимальной. С наземного стенда запустили 16 ракет, 10 успешно выполнили поставленную задачу, поразив учебные цели. Это открыло дорогу к финальным испытаниям с использованием подлодки-носителя.


Пусковая установка комплекса Д-9РМ. Фото Rbase.new-factoria.ru


Разработка будущего носителя комплекса Д-9РМ началась еще до старта работ по самому комплексу. В соответствии с постановлением Совмина от 1 сентября 1975 года ЦКБМТ «Рубин» должно было создать новый вариант атомной подлодки базового проекта 667А. Проект получил условное обозначение 667БДРМ и шифр «Дельфин». Изначально планировалось, что такая АПЛ станет носителем комплекса Д-9Р с повышенными характеристиками. После начала работ по комплексу Д-9РМ / Р-29РМ требования к новой подлодке изменились – теперь она стала носителем новой системы вооружения.

АПЛ проекта «Дельфин» должны были стать дальнейшим развитием лодок предыдущего проекта с рядом доработок. Планировалось снизить основные физические поля, установить новое оборудование, а также обеспечить полную совместимость с ракетами увеличенных габаритов. Также техническим заданием требовалось повысить возможности лодок при работе в Арктике. Новые требования к носителю баллистических ракет привели к сохранению некоторых черт субмарин, тогда как другие особенности облика были изменены. В частности, новые подлодки должны были получить более высокую надстройку позади ограждения рубки, под которыми помещались пусковые установки увеличенной длины.

Разработка проекта 667БДРМ завершилась в 1980 году. В начале 81-го состоялась закладка головной лодки нового типа, которой предстояло стать первым носителем перспективных ракет. В самом конце 1984 года подводный ракетный крейсер К-51 «Имени XXVI съезда КПСС» (ныне «Верхотурье») был принят в состав Северного флота. Еще до окончательной сдачи флоту головная подлодка проекта стала непосредственным участником испытания новых систем.


Подлодки проекта 667БДРМ "Дельфин". Рисунок Апальков Ю.В. "Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Том II"


Вскоре после спуска на воду АПЛ К-51 вышла на испытания с новым вооружением. До конца 1984 года лодка «Имени XXVI съезда КПСС» несколько раз выходила в море для стрельбы опытными ракетами Р-29РМ. Было использовано 12 ракет, 10 из которых выполнили поставленные задачи. По имеющимся данным, по две ракеты запускалось на минимальную и максимальную дальности. Оставшимися изделиями стреляли на промежуточную. 11 пусков были выполнены из подводного положения. Шесть раз экипаж подлодки К-51 выполнял одиночные стрельбы, еще две проверки осуществлялись залпами из двух и четырех ракет.

В конце 1984 года подлодка К-51 «Имени XXVI съезда КПСС» вошла в состав военно-морского флота, но ее ракетный комплекс все еще нуждался в проверке. В конце июля 85-го состоялся двухракетный залп, признанный неудачным. 23 октября того же года был осуществлен успешный пуск двух ракет. Вскоре к испытаниям присоединилась лодка К-84, ставшая вторым кораблем своего проекта.

К сожалению, генеральный конструктор В.П. Макеев не успел изучить результаты успешного залпа двумя ракетами. 25 октября 1985 года он ушел из жизни. Комплекс Д-9РМ с ракетой Р-29РМ стал последней системой, созданной под его непосредственным руководством. За дальнейшее развитие семейства баллистических ракет Р-29 отвечали другие специалисты.


Загрузка ракеты Р-29РМ в пусковую установку носителя. Фото Bastion-karpenko.ru


По результатам испытаний новый комплекс был рекомендован к принятию на вооружение. В феврале 1986 года вышло постановление Совмина о принятии на вооружение комплекса Д-9РМ / Р-29РМ с ракетой, несущей десять боевых блоков. Изделие с четырьмя боевыми блоками требовало дополнительной проверки. В последних месяцах 1986 года состоялись три испытательных пуска ракет с четырьмя боезарядами повышенной мощности. В октябре 87-го этот вариант ракеты тоже приняли на вооружение. Флот получил возможность начать полноценную эксплуатацию новых вооружений с повышенными характеристиками дальности и боевой эффективности.

В связи с политическими и экономическими проблемами второй половины восьмидесятых годов удалось построить лишь семь подлодок проекта 667БДРМ, предназначенных для несения ракет Р-29РМ. В дальнейшем АПЛ К-64 прошла переоборудование по проекту 09787 и стала носителем специального подводного аппарата. Таким образом, на данный момент военно-морской флот располагает только шестью «Дельфинами». Каждая такая подлодка несет по 16 ракет и способна атаковать цели, используя от 64 до 160 боевых блоков разной мощности. В общей сложности возможности таких лодок позволяют развернуть до 96 ракет с 384-960 боевыми блоками. Это делает подлодки проекта 667БДРМ одним из важнейших элементов российских стратегических ядерных сил.

Вскоре после принятия нового ракетного комплекса на вооружение начались работы по его модернизации. В феврале 1986 года появился приказ о дальнейшем совершенствовании комплекса Д-9РМ в рамках проекта с условным обозначением Д-9РМУ / Р-29РМУ. Модернизация заключалась в повышении живучести ракет при применении противником ядерного оружия, совершенствовании систем управления и т.д. За счет улучшения аппаратуры управления появилась возможность стрелять ракетами в арктических районах, вплоть до 89° северной широты, а также появился режим полета по настильной траектории с сокращением подлетного времени. Ракета Р-29РМУ должна была нести четыре боевых блока, а также имела возможность установки десяти боезарядов. Новый комплекс приняли на вооружение в марте 1988 года.


АПЛ К-18 "Карелия" в море. Фото Wikimedia Commons


Следующий обновленный вариант ракеты, получивший обозначение Р-29РМУ1, отличался новым боевым оснащением. По имеющимся данным, для этой ракеты был разработан новый боевой блок повышенной безопасности. Эту ракету приняли на вооружение в 2002 году.

Одна из самых известных модификаций ракеты Р-29РМ – Р-29РМУ2 «Синева». В конце девяностых годов было принято очередное решение об обновлении существующих баллистических ракет подводных лодок. Ракета «Синева» получила обновленную конструкцию корпуса с иными габаритами ступеней и более совершенный комплекс средств преодоления противоракетной обороны, а также была оснащена модернизированной системой управления. К инерциальной аппаратуре с астрокоррекцией была добавлена система спутниковой навигации. К 2004 году были проведены испытания новой ракеты, и в июле 2007-го изделие Р-29РМУ2 приняли на вооружение. Началось серийное производство такого оружия с поставкой готовых изделий флоту.

В 2011 году на испытания представили ракету Р-29РМУ2.1 «Лайнер», представляющую собой доработанный вариант «Синевы». По известным данным, от предшественницы новая ракета отличается улучшенными средствами преодоления ПРО и возможностью комбинирования боевой нагрузки, в зависимости от поставленной задачи. Основные характеристики при этом остались на прежнем уровне. В 2014 году «Лайнер» приняли на вооружение и поставили в серию.


Подлодка К-84 "Екатеринбург" после ремонта, 1984 г. Фото Wikimedia Commons


Имеются сведения о продолжении модернизации изделий семейства Р-29РМ. Новой ракетой семейства может стать разработка, известная как Р-29РМУ3 «Синева-2». Эта версия ракеты должна будет отличаться от своих предшественников как конструкцией, так и боевой нагрузкой. Сведения о текущих работах и планах по этому проекту пока отсутствуют. Появление более новых разработок может привести к отказу от дальнейшего развития имеющихся на вооружении систем.

В 1998 и 2006 годах состоялись два запуска ракет-носителей семейства «Штиль». Этот проект подразумевает установку на ракету Р-29РМ третьей ступени с отсеком для несения космических аппаратов или иных грузов массой до 70-90 кг, в зависимости от параметров орбиты. Были разработаны три варианта проекта «Штиль», отличавшиеся разными особенностями конструкции, а также способами запуска. Если ракеты «Штиль-1» и «Штиль-2» предлагалось запускать с подводных лодок или наземных стендов, то носителем «Штиля-3» должен был стать специально доработанный военно-транспортный самолет. Состоялись лишь два запуска ракет-носителей «Штиль» с малогабаритными космическими аппаратами на борту. После 2006 года такие изделия не использовались.

Строительство семи подлодок проекта 667БДРМ позволило значительно повысить ударный потенциал морской компоненты стратегических ядерных сил. Теоретически имелась возможность развернуть до 112 ракет с 1120 боевыми блоками, однако реальное количество вооружений всегда было значительно меньше. В связи с наличием ограничивающих международных договоров лодки «Дельфин» в основном оснащались ракетами Р-29РМ с четырьмя боевыми блоками и могли одновременно атаковать не более 448 целей. После переоборудования подлодки К-64 максимальное количество развертываемых ракет и боезарядов сократилось до 96 и 384 соответственно.


Ракета Р-29РМ на транспортной тележке. Фото Bastion-karpenko.ru


АПЛ проекта 667БДРМ регулярно выходят в море на боевое патрулирование. Кроме того, регулярно выполняются учебные запуски баллистических ракет. Особый интерес представляют несколько подобных учебных мероприятий, проведенных в прошлом. В 1989 году подлодка К-84 (ныне «Екатеринбург») вышла в море для участия в операции «Бегемот». Целью похода был залп с использованием всего боекомплекта. По ряду причин за несколько минут до запуска ракет проявились неполадки, из-за которых произошло разрушение одной из ракет с повреждением пусковой установки и корпуса подлодки. Экипаж принял меры к недопущению развития аварийной ситуации и вскоре вернулся на базу. В конце года была предпринята новая попытка выполнить залповую стрельбу, так же завершившаяся неудачей.

6 августа 1991 года экипаж подлодки К-407 «Новомосковск» выполнил свою боевую задачу в рамках операции «Бегемот-2». С интервалом 14 секунд между стартами подводный крейсер запустил две боевые ракеты Р-29РМ и 14 макетов. Впервые в истории подлодка выполнила стрельбу залпом с использованием всего боекомплекта, как это должно быть в боевых условиях.

В настоящее время на вооружении подводных сил военно-морского флота России состоят баллистические ракеты Р-29РМ нескольких модификаций. Это оружие остается самым массовым и поэтому основным средством доставки в морской компоненте ядерных сил. Так, в строю все еще остаются три АПЛ проекта 667БДР «Кальмар» с 16 ракетами Р-29Р на каждой (48-336 боевых блоков индивидуального наведения). Кроме того, ведется строительство новых подлодок проекта 955 «Борей». Флот уже получил три такие лодки, каждая из которых несет по 16 ракет Р-30 «Булава» (6-10 боевых блоков на каждой).

Несложные подсчеты показывают, что подлодки типа «Дельфин» и по сей день остаются основными носителями стратегических вооружений флота. Кроме того, они могут опережать прочие субмарины по численности развернутых боевых блоков. Таким образом, АПЛ проекта 667БДРМ заслуженно считаются основными ракетными крейсерами стратегического назначения, а ракеты семейства Р-29РМ сохраняют за собой важнейшее положение в структуре ядерных вооружений нашей страны. В течение нескольких следующих лет ракетные комплексы Д-9РМ / Р-29РМ будут сохранять свое положение, после чего, вероятно, постепенно уступят свое место более новым системам и их носителям.


По материалам:
http://makeyev.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://deepstorm.ru/
Апальков Ю.В. Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Том II: – М: «Моркнига», 2011
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    27 мая 2016 07:17
    Кирилл, спасибо за статью. Поправьте, пожалуйста дату под фото: Подлодка К-84 "Екатеринбург" после ремонта, 1984 г. Фото Wikimedia Commons
    В 1984 г., насколько я помню, не было ни триколора, ни Андреевского флага, ни Екатеринбурга, и уж тем более - Педивикии laughing hi (не посчитайте за занудство).
    1. jjj
      +1
      27 мая 2016 12:41
      На фото - лодка после ремонта в 2014 году. Предыдущий ремонт у нее на "Звездочке" был закончен еще в 20003 году
  2. +4
    27 мая 2016 08:32
    Кирилл! Спасибо за статью, да и вообще за всю серию о морских ракетных комплексах. Но Юрий прав. Цифра у вас не та, описка вероятнее всего. Сие событие было в 2014 году. А в сентябре 1984 лодку только спустили на воду. Да и название свое она получила в 1999 году.

    И немного отвлекаясь от темы статьи (может быть и нет). Есть вот какой вопрос. В свое время достаточно известный в определенных кругах Dankomm сначала в несколько иносказательной манере сказал о сестре и двух братьях. Потом (опять же через время) расшифровал свое иносказательное высказывание. Сестра - "Синева", один из братьев - "Лайнер", второй брат "проявился" ЕМНИП в 2015 году - "Лидер". Правда кроме этой единичной информации больше ничего не встречал. Слышали ли вы что-нибудь о "Лидере"?
    1. +2
      27 мая 2016 11:08
      А ведь могло и не быть Синевы. Я в одной из прошлых тем приводил выдержку из статьи одного из начальников ВПМО, как хотели угробить БДРМы. И переделку в БС-64 считаю преступлением. Мой пароход сейчас в ремонте, а это говорит о том, что как минимум десяток лет ему еще служить на благо нашей страны.
      Автору нужно внимательнее быть с фотографиями. В 1984 году об Андреевском флаге, триколоре даже и а мыслях ни у кого не было, да и какой ремонт, если её в 1984 году только спустили на воду.
      В 1993 году "Новомосковск" в конце боевой службы столкнулся с американской лодкой.
      Автор пишет, что шахты не претерпели изменения, но вот вопрос, а почему тогда увеличился диаметр прочного корпуса? К своему стыду я не помню диаметры шахт...
    2. 0
      27 мая 2016 13:54
      Цитата: Старый26
      брат "проявился" ЕМНИП в 2015 году - "Лидер". Правда кроме этой единичной информации больше ничего не встречал. Слышали ли вы что-нибудь о "Лидере"?

      Утверждать не буду,но проскакивали сведения про ракету Р-29РМУ-3 Синева-2 с "сухим стартом".Может она?На одном из морских сайтов,не помню точно,была статья,типа мнения,что из-за отсутствия ракет в прошлом "Владимир Мономах" предлагалось вооружить ракетным комплексом Синева-2 с "!сухим стартом"в габаритах "Борея".Но тоже на уровне слухов.Ссылку я тебе сбросил в личку.
      1. 0
        27 мая 2016 14:04
        сейчас вообще много слухов ходит вокруг бореев. вплоть до возрождения "барка".
  3. +1
    27 мая 2016 08:58
    ...подлодки типа «Дельфин» и по сей день остаются основными носителями стратегических вооружений флота. Кроме того, они могут опережать прочие субмарины...
    -приятное воспоминание о будущем!...пример авт. Калашникова
  4. +2
    27 мая 2016 11:15
    РМУ2 и РМУ2.1- основа МСЯС России сейчас и на годы вперед. И- шедевры по энерго-массовым характеристикам.
  5. +1
    27 мая 2016 13:42
    Простите за "популизм", но когда я вижу наши ракетоносцы с "баллистами" в голове играет "сооооюз нерушимый..."! вот ничего не могу с собой поделать. хотя и Гимн этот я слушал очень недолго - лет 5.
  6. -1
    27 мая 2016 14:37
    Вопрос к знатокам - до какой величины давления осуществляется наддув топливных баков при старте "Синевы"?
    1. +1
      27 мая 2016 16:37
      Цитата: Оператор
      Вопрос к знатокам - до какой величины давления осуществляется наддув топливных баков при старте "Синевы"?


      С какой целью интересуетесь? Это уже параметры предстартовой. Все баки на разную величину.
      1. -1
        27 мая 2016 17:29
        Спор у меня вышел с Opus'ом - если возможно, назовите максимальное давление наддува какого-либо из баков.
        1. +2
          27 мая 2016 18:10
          Больше 11 "очков".
          1. -1
            27 мая 2016 18:27
            Большое спасибо. Атмосфер - я правильно понимаю?

            И еще, если возможно, уже с точки зрения инженерного интереса - при старте баки первой, второй и третьей ступени наддувались одинаковым/разным давлением или, например, наддувались только баки первой ступени, а остальные уже в полете по мере отработки более нижних ступеней?
            1. +1
              27 мая 2016 19:06
              Разным давлением. Если Вы внимательно посмотрите на картинку ракеты в разрезе в статье, то заметите сферические стенки баков. С какой стороны сферы давление должно быть больше? В полете баки работающей ступени донаддуваются. Первая ступень отработала, отделилась, "завелась" вторая, принцип тот же. А если хотите подробно знать устройство изделия и параметры предстартовой, это Вам нужно в ГРКЦ им.Макеева, на КРАСМАШ, ну или на "пароход" в БЧ-2 стартовиком...
              1. -1
                27 мая 2016 19:20
                Спасибо, этого вполне достаточно - последовательный наддув объединенных баков по мере срабатывания ступеней.
              2. 0
                30 мая 2016 00:12
                Мультик "Ежик в тумане" с 1м20" по 1м30" laughing
                www.youtube.com/watch?v=JZRSaDWSqeM
          2. 0
            27 мая 2016 20:39
            Пуск с глубины до 50метров. Наддув- стандартный,на уровне земли-5-6 атмосфер+ искомое.11-12 и будет.
  7. 0
    28 мая 2016 07:15
    Цитата: DrVintorez
    сейчас вообще много слухов ходит вокруг бореев. вплоть до возрождения "барка".

    Скорее всего эти слухи слухами и останутся. "Барк" по сравнению с "Булавой" - монстр. И по стартовой массе и по габаритам. Что же, "Борее" под нож пускать? И с чем останемся?
  8. 0
    25 октября 2016 11:08
    да уж...
    ракеты - сила!!!!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»