Military Review

1915 Repetition traversed

8
"Polish balcony" threatened with the collapse of the army, and even the empire


The great retreat in the summer of 1915 from Poland and Galicia, in spite of numerous works about it, actually remains a blank spot. Under the influence of the post-October political conjuncture, historiography has formed a stable opinion: this is a catastrophe, a turning point in the struggle on the Eastern front of the war, which led to the degradation of the army and an increase in the revolutionary situation in Russia.

So what was it - a forced strategic maneuver or a consequence of a major miscalculation?

During the hardest and multistage Gorlitsky operation 19 of April - 10 of June 1915 of the year, the Austro-German troops achieved tactical and operational success, managing to give them a strategic tint. The enemy decided to surround the Russian troops in Poland, striking in the north and south of the “Polish ledge”, to implement the “Summer Strategic Cannes”. It was from June, after the end of the Gorlitsk operation, that the Russian troops were forced to launch the Great Retreat. But the retreat was carried out according to a single strategic plan; Russian troops launched effective counterstrikes. The main reason for the withdrawal is the need to level the front and correctly evacuate the advanced theater in order not to allow the army located in central Poland to be locked into a strategic "boiler".

Limit Fire

In early June, the 1400 infantry and 106 cavalry Russian divisions opposed the 36 infantry and 113 cavalry divisions of the enemy on the 19 kilometer front. His superiority in view of our problems with the logistics was quite noticeable. The number of field guns in the Russian army was reduced by 25 percent, and production could not even compensate for combat losses.

1915 Repetition traversedThe meeting at the Russian Headquarters 4 June revealed that the armies of the South-Western Front have a shortage of 170 thousand people (replenishment is possible only in the number of 20 thousand fighters), projectiles and ammunition so small that it is necessary to limit the consumption of ammunition artillery ", although the number of guns decreased), there was an acute shortage weaponstrained reserves and officers. The decreasing number of combat units reduced the possibilities of fire defense and prevented the holding of counterattacks. Worsen maneuverability.

Nevertheless, at that time the Russian front chained 1 million 333 to thousands of German and Austrian soldiers and officers (they were opposed by 1 million 690 thousand of ours), while the French front was 1 million 800 thousand enemy troops (against 2 million 450 Thousands of English-French with equivalent technical equipment).

The decision to start a withdrawal, in order to avoid encircling the central army group of the North-Western Front in Poland, was made at a staff meeting on June 22 in the city of Sedlec. Attention was focused on the need to save manpower, without which the continuation of the struggle is impossible.

Counterattack tactics


The author of the concept of active strategic defense in the 1915 summer campaign of the year — the commander-in-chief of the armies of the North-Western Front (4 – 18 of August – Western Front), General from Infantry, M. V. Alekseev, proposed the following tactical methods for the defense of positions, and concentrate the rest in reserve on the main directions where you can expect the enemy to advance; 1) when the enemy advances, conduct these short counter-attacks with these reserves. The concept of Alekseeva contributed an element of activity to the passive defense, to which, in the presence of weak maneuverability and fire impotence, the Russian armies were doomed. The enemy admitted to the positions almost unhindered, but the losses of those defending against artillery fire were reduced to a minimum. Counterattack restored the situation.

During the first month of the Great Retreat of the Russian troops (by early July), the enemy advanced along the Vistula by 55 kilometers and along the Western Bug by 35 kilometers - a rather modest result for two weeks of continuous fighting that began after the end of the Gorlitskaya strategic operation.

With the beginning of July, the simultaneous efforts of two army groups concentrated: one on the front of Narew and aimed at the Lomza-Ostroleka-Rozhan site, the other on the southern front of the forward ledge between Veprzhem and Bug, with access to the Hill-Wlodawa line, the Germans set themselves the task of cutting off surround the Russian troops that were on the arc of Narew - Middle Vistula and between the Vistula and the Upper Veprzhem. But the army on the flanks of the "Polish bag" restrained the enemy, and the troops in the central part of the kingdom, leaving Warsaw on 21 in July, slowly retreated to the Sokolov-Sedlets-Lukov railway. By the end of July, the armies of the North-Western Front retreated to the Osovets-Drogichin-Vlodawa-Turiisk line. The enemy was unable to quickly overcome the resistance of the Russian troops, who escaped encirclement and safely left the proposed defeat. But they had to retreat under extremely adverse operational-tactical and organizational conditions, and, moreover, adjusting to the pace of the Polish evacuation.

As a result of fierce fighting, incomplete fighting in the armies of the North-Western Front, which received almost no reinforcements, increased from 210 thousand to 650 thousand people. Despite the difficult conditions of the struggle with the enemy, superior in strength and possessing an unlimited limit of ammunition with a large number of guns, he was not allowed to cut off or surround a single military unit.

In early August, the enemy especially pressed in the direction of Bialystok - Brest - Kovel. 26 August The new management of the Stavka gives a directive to stop the Great Retreat and begins to struggle with the inertia of a long withdrawal.

In the course of defensive offensive operations in August-October of the 1915 (Vilenskaya, Lutsk, Chartori, offensive on Ceret), the front was stabilized along the Chernivtsi-Dubno-Pinsk-Baranovichi-Krevo-Naroch-Dvinsk-Yakobshtadt line.

Send away but not run


The great retreat was carried out according to plan, in stages. It can be qualified as a strategic pullback, a maneuver characteristic of the confrontation of mass armies. Russian troops were active defense, put effective counterattacks. The rollback was associated with the solution of the most important strategic tasks, the main of which was the evacuation of the “Polish balcony”. Saw it and the enemy. M. Hoffman noted: “Apparently, the Russians really repeat the 1812 year and are retreating along the whole front. They burn hundreds of settlements and take people away. ”

The great retreat for Russia had extremely adverse both military and economic consequences. From the end of April to 5 of September 1915 of the year (Vilno’s fall) the maximum value of the Russian army’s rollback was up to 500 kilometers. The enemy completely removed the threat from Hungary and East Prussia. Russia has lost important regions, a network of strategic railways, suffered sensitive human losses.

But the army was saved, and the enemy was unable to achieve the desired strategic success, even at the cost of much blood. M. Hoffman recorded in his diary 3 August (in a new style), summing up some of the results of the actions of the German troops on the northern flank of the “Polish balcony”: “On the left wing of Galvitsa (army group of general artillery M. von Galvits. - A. O.) Those 25 000 people that we lost dead and wounded will not be returned to us. ”

Paradoxically, it was a strategic setback, called the Great Retreat, marked the collapse of enemy plans to withdraw Russia from the war. It made it possible to keep the second front fighting the Austro-Germans (deadly for them by the very fact of its existence), and this fact deprived the Fourth Alliance of even a hypothetical perspective on the successful outcome of the First World War.
Author:
Originator:
http://vpk-news.ru/articles/30773
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Lieutenant Teterin
    Lieutenant Teterin 28 May 2016 08: 54
    +8
    Great article. Little is really said about the great retreat in Russian historiography. And this fact is deeply regrettable, since this topic is very interesting - the command of the imperial army managed to carry out a strategic operation of this scale, if not excellently, then at least firmly. This assessment is due to the fact that, as correctly noted in the article, the Russian Headquarters managed to retain the army as an organized armed force opposing the Central Powers, which in the conditions of the World War was a sign of future defeat for Germany and its satellites. The only thing that is not indicated in the article is the date of the change in the leadership of the Headquarters. On August 23, 1915, Nicholas II personally became the Supreme Commander-in-Chief, taking responsibility for the fate of the army. The day before, he also held a meeting in the Winter Palace, where those responsible for supplying the army with weapons and ammunition were identified. These actions gave their result - from September 3, the Vilna-Molodechno operation began, eliminating the breakthrough of the Germans and finally stopping their offensive impulse. More information about this data can be found in the following article: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-imperatora-nikolaya-ii-v-okonchanii-velikog
    o-otstupleniya-russkoy-armii-v-1915-godu
  2. xan
    xan 28 May 2016 10: 09
    +5
    What kind of industry that can not make enough bullets and shells? And most importantly, why do we need such leaders who cannot solve these problems when they do not even need to evacuate production? The French themselves at the same time decided everything by landings and executions. Why the tsarist bureaucracy chewed on snot, but why did the Headquarters and especially the tsar slobber? Although this is also understandable, the tsar, even from outright speculators on industrial scales, did not hang a single one. There Putin put Khodora, and all taxes began to pay. And there it was necessary to shoot a couple of industrial traders with Sweden and a couple of industrial speculators with shells. Well, at least Stalin drew conclusions from this mess.
  3. russkiy redut
    russkiy redut 28 May 2016 19: 19
    -1
    I think the situation with the lack of ammunition, weapons and food for the army was created artificially, by some people working for foreigners. Russia was being prepared for loss and surrender, having previously weakened and exhausted by participation in the war, creating the preconditions for revolution and collapse. But the Russians did not want to give up and lose in any way, then it was decided to simply issue the "Decree on Peace", disintegrate the army and sign the Brest Treaty.
    1. xan
      xan 28 May 2016 20: 55
      +3
      Quote: russkiy redut
      I think the situation with the shortage of ammunition, weapons and food for the army was created artificially, by some people working for foreigners.

      And where did the king and the generals look? I recently found out that Alexander 1 in 1812 warned some of his relatives that if they come from initiatives that run counter to the official line of the Russian government, he will take the most stringent measures regardless of personality. This was enough, although the sissykons and reshalas were evidently also in those circles.
  4. sibiryak10
    sibiryak10 30 May 2016 11: 22
    +4
    Tsar Nikolai, as many of his contemporaries write, was a good man, but alas, he was a bad ruler of the state. All plans for the reorganization of the state and industrial growth remained plans, its actions in foreign and domestic policy led to the fact that when he was overthrown in February 2017, almost everyone in Russia was happy about it.
  5. antivirus
    antivirus 26 September 2016 13: 46
    +2
    antivirus July 2, 2016 22:46 | They fought like for Russia
    the loss of Russian Poland and the appearance at the headquarters of German and Austro-Hungarian hangovers led to the collapse of the Romanov dynasty (the pearl in the crown - 75% of the Empire’s coal is from Lodz, etc., and politically dropped out of European salon circles)
    There was no strength to dictate the terms of the world. even after winning the Western Front.
    the retreat didn’t solve anything; and what should decide?
  6. antivirus
    antivirus 26 September 2016 13: 54
    +2
    antivirus July 27, 2016 13:47 | Battle of kovel
    Quote: 97110
    The headquarters again ordered to attack Kovel, to attack with the same forces and the same means, although the enemy was already ready to attack the Russian troops in this direction. Holy, holy, holy!
    In everything you can find parlor solitaire-handouts-counter.
    They lost Poland in 1915 and received the Berlin Poles in addition to London and Paris (Everyone probably shouted about independence from Russia under any protectorate).
    It was necessary to get into the Kingdom of Poland. The shortest way where?
    In the winter of 1915-16, apparently the first betrayal of Russia by the Entente took place on the question "Is Poland part of Russia or not?"
    And we overcame under Kovel.
    If you defeat the Aust-Hungarians, then their way out of the war will not return Poland, but only give large areas of Italy and what else?
    And could AB get out of the war? Another year before the fraternities were.
    Control over Poland is control over central Europe (from the time of the 3rd division of Poland and the Holy Alliance of Alexander the 1st.
    Politics made the military pour blood and the idea itself was not feasible.
    Budyonny and Zhukov are wiser than Alekseev and Nikolai W?
  7. soldier
    soldier 4 January 2017 19: 20
    +16
    Great article, thanks

1915-й. Повторение пройденного

«Польский балкон» грозил обрушением армии, а то и империи

Великое отступление летом 1915 года из Польши и Галиции, несмотря на многочисленные работы о нем, фактически остается белым пятном. Под влиянием послеоктябрьской политической конъюнктуры в историографии сложилось устойчивое мнение: это катастрофа, переломный момент борьбы на Восточном фронте войны, приведший к деградации армии и нарастанию революционной ситуации в России.

Так что же это было – вынужденный стратегический маневр или последствие крупного просчета?


В ходе тяжелейшей и многоступенчатой Горлицкой операции 19 апреля – 10 июня 1915 года, австро-германские войска добились тактических и оперативных успехов, сумев придать им стратегическую окраску. Противник решил окружить русские войска в Польше, нанеся удары на севере и юге «польского выступа», реализовать «Летние стратегические Канны». Именно с июня, после завершения Горлицкой операции русские войска и были вынуждены начать Великий отход. Но отступление проводилось по единому стратегическому плану, русские войска наносили эффективные контрудары. Главная причина отхода – необходимость выровнять фронт и грамотно эвакуировать передовой театр, чтобы не позволить замкнуть в стратегический «котел» армии, находившиеся в центральной Польше.

Огонь по лимиту

В начале июня на 1400-километровом фронте 106 пехотных и 36 кавалерийских русских дивизий противостояли 113 пехотным и 19 кавалерийским дивизиям противника. Его превосходство с учетом наших проблем с материально-техническим снабжением было достаточно ощутимым. Число полевых орудий в русской действующей армии сократилось на 25 процентов, а производство не могло компенсировать даже боевых потерь.

1915-й. Повторение пройденногоСовещание в русской Ставке 4 июня выявило, что армии Юго-Западного фронта имеют некомплект 170 тысяч человек (пополнение возможно лишь в количестве 20 тысяч бойцов), снарядов и патронов настолько мало, что приходится лимитировать расход боеприпасов (из-за него появилась даже «лишняя артиллерия», хотя число пушек сократилось), ощущался острый недостаток оружия, обученных резервов и офицеров. Снижающаяся численность боевых частей уменьшала возможности огневой обороны и препятствовала проведению контратак. Ухудшилась маневроспособность.

Тем не менее в тот период Русский фронт приковал к себе 1 миллион 333 тысячи германских и австрийских солдат и офицеров (им противостояли 1 млн 690 тыс. наших), в то время как Французский фронт – 1 миллион 800 тысяч военнослужащих противника (против 2 млн 450 тыс. англо-французских при равноценном техническом оснащении).

Решение начать отход, чтобы избежать окружения центральной группы армий Северо-Западного фронта в Польше, было принято на штабном совещании 22 июня в городе Седлеце. Внимание акцентировалось на необходимости беречь живую силу, без которой продолжение борьбы невозможно.

Тактика контратак


Автор концепции активной стратегической обороны в летней кампании 1915 года – главнокомандующий армиями Северо-Западного фронта (4–18 августа – Западного фронта) генерал от инфантерии М. В. Алексеев предложил следующие тактические приемы: 1) для обороны позиций оставлять минимальное число войск, а остальные сосредоточивать в резерве на главнейших направлениях, где можно ожидать наступления противника; 2) при наступлении противника проводить этими резервами короткие контратаки. Концепция Алексеева вносила элемент активности в пассивную оборону, на которую при наличии слабой маневроспособности и огневого бессилия обрекались русские армии. Противник допускался к позициям почти беспрепятственно, но и потери обороняющихся от артиллерийского огня сводились к минимуму. Контратака восстанавливала положение.

В течение первого месяца Великого отступления русских войск (к началу июля) противник продвинулся вдоль Вислы на 55 километров и вдоль Западного Буга на 35 километров – достаточно скромный результат для двух недель непрерывных боев, начавшихся после завершения Горлицкой стратегической операции.

С началом июля одновременными усилиями двух групп армий, сосредоточенных: одна на фронте Нарева и нацеленная на участок Ломжа – Остроленка – Рожан, другая на южном фасе передового выступа между Вепржем и Бугом, с выходом на линию Холм – Влодава, немцы поставили себе задачей отрезать и окружить русские войска, находившиеся на дуге Нарева – Средняя Висла и между Вислой и Верхним Вепржем. Но армии на флангах «польского мешка» сдерживали противника, а войска в центральной части царства, оставив 21 июля Варшаву, медленно отходили к железной дороге Соколов – Седлец – Луков. К концу июля армии Северо-Западного фронта отошли на линию Осовец – Дрогичин – Влодава – Турийск. Противник оказался не в состоянии быстро преодолеть сопротивление русских войск, которые избежали окружения и благополучно ушли от предполагавшегося разгрома. Но отступать пришлось в крайне неблагоприятных оперативно-тактических и организационных условиях, к тому же подстраиваясь под темпы польской эвакуации.

Вследствие ожесточенных боев некомплект в армиях Северо-Западного фронта, почти не получавших пополнений, возрос с 210 тысяч до 650 тысяч человек. Несмотря на тяжелые условия борьбы с противником, превосходившим в силах и обладавшим неограниченным лимитом боеприпасов при большом числе орудий, ему не позволили ни отрезать, ни окружить ни единой воинской части.

В начале августа неприятель особенно напирал в направлении на Белосток – Брест – Ковель. 26 августа новое руководство Ставки отдает директиву о прекращении Великого отступления и начинает бороться с инерцией продолжительного отхода.

В ходе оборонительно-наступательных операций в августе – октябре 1915-го (Виленская, Луцкая, Чарторийская, наступление на Серете) фронт был стабилизирован по линии Черновцы – Дубно – Пинск – Барановичи – Крево – озеро Нарочь – Двинск – Якобштадт.

Отошли, но не бежали


Великое отступление осуществлялось по плану, поэтапно. Его можно квалифицировать как стратегический откат, маневр, характерный для противоборства массовых армий. Русские войска вели активную оборону, наносили эффективные контрудары. Откат был сопряжен с решением важнейших стратегических задач, главная из которых – эвакуация «польского балкона». Видел это и противник. М. Гофман отмечал: «По-видимому, русские действительно повторяют 1812 год и отступают по всему фронту. Они сжигают сотни поселений и увозят население».

Великое отступление имело для России крайне неблагоприятные как военные, так и экономические последствия. С конца апреля и до 5 сентября 1915 года (падение Вильно) максимальная величина отката русской армии составила до 500 километров. Неприятель полностью отвел угрозу от Венгрии и Восточной Пруссии. Россия утратила важные регионы, сеть стратегических железных дорог, понесла чувствительные людские потери.

Но была спасена армия, и противник не смог добиться желаемого стратегического успеха, даже ценой большой крови. М. Гофман записал в своем дневнике 3 августа (по новому стилю), подводя некоторые итоги действий германских войск на северном фланге «польского балкона»: «На левом крыле Гальвица (армейской группы генерала артиллерии М. фон Гальвица. – А. О.) те 25 000 человек, которые мы потеряли убитыми и ранеными, нам не вернут».

Как ни парадоксально, именно стратегический откат, названный Великим отступлением, ознаменовал крах вражеских планов вывести Россию из войны. Оно позволило сохранить второй фронт борьбы с австро-германцами (смертельный для них самим фактом своего существования), и это обстоятельство лишило Четверной союз даже гипотетической перспективы на успешный исход Первой мировой.
Автор: Алексей Олейников
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/30773


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. ПоручикТетеринъ 28 мая 2016 08:54
    Отличная статья. Про великое отступление в отечественной историографии действительно говорится немного. И этот факт вызывает глубокое сожаление, поскольку данная тема очень интересна--командованию императорской армии удалось осуществить стратегическую операцию такого масштаба если не на "отлично", то, по меньшей мере, на твердую "хорошо". Такая оценка связана с тем, что, как верно отмечено в статье, русской Ставке удалось сохранить армию, как организованную вооруженную силу, противостоящую Центральным державам, что в условиях Мировой войны было для Германии и ее сателлитов признаком будущего поражения. Единственное, что не указано в статье--это дата смены руководства Ставки. 23 августа 1915 года Верховным главнокомандующим становится лично Николай II, принимая на себя ответственность за судьбу армии. За день до этого, им же было проведено совещание в Зимнем дворце, где были определены ответственные за снабжение армии вооружением и боеприпасами. Эти действия дали свой результат--с 3 сентября началась Вильно-Молодечнеская операция, ликвидировавшая прорыв немцев и окончательно остановившая их наступательный порыв. Подробнее с этими данными можно ознакомится в следующей статье: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-imperatora-nikolaya-ii-v-okonchanii-velikog
    o-otstupleniya-russkoy-armii-v-1915-godu
  2. xan 28 мая 2016 10:09
    Нафиг такая промышленность, которая не может сделать достаточное количество пуль и снарядов? А главное зачем нужны такие руководители, которые не могут решить эти проблемы, когда даже не надо эвакуировать производства? Французы у себя в это же время все решали посадками и расстрелами. Почему сопли жевала царская бюрократия понятно, но почему слюнтяйничали Ставка и особенно царь? Хотя это тоже понятно, царь даже из откровенных спекулянтов в промышленных маштабах не повесил ни одного. Вон Путин Ходора посадил, и все налоги стали платить. А там надо было расстрелять пару промышленников-торговцев со Швецией и пару промышленников-спекулянтов снарядами. Хорошо хоть Сталин сделал выводы из этого бардака.
    xan
  3. russkiy redut 28 мая 2016 19:19
    Думаю ситуация с нехваткой патронов,оружия и продовольствия для армии создавалась искусственно,некоторыми лицами работающими на иностранцев. Россию готовили к проигрышу и капитуляции,предварительно ослабив и вымотав участием в войне,создав предпосылки для революции и развала. Но русские никак не хотели сдаваться и проигрывать,тогда было решено просто выпустить "Декрет о Мире",разложить армию и подписать Брестский договор.
    1. xan 28 мая 2016 20:55
      Цитата: russkiy redut
      Думаю ситуация с нехваткой патронов,оружия и продовольствия для армии создавалась искусственно,некоторыми лицами работающими на иностранцев.

      А царь с генералами куда смотрел? Я тут недавно узнал, что Александр 1 в 1812 году предупредил некоторых своих родственничков, что если от них будут исходить инициативы, идущие в разрез с официальной линией русского правительства, он примет самые жесткие меры невзирая на личности. Этого хватило, хотя ссыкуны и решалы как видно были и в тех кругах.
      xan
  4. sibiryak10 30 мая 2016 11:22
    Царь Николай, как пишут многие его современники, был хороший человек, но увы, был плохой правитель государства. Все планы по переустройству государства и промышленному подъему остались планами, его действия во внешней и внутренней политике привели к тому, что когда его свергли в феврале 2017, то практически все в России этому радовались.
  5. антивирус 26 сентября 2016 13:46
    антивирус 2 июля 2016 22:46 | Бились, как за Россию
    потеря русской Польши и появление в штабах германских и Австро-венгерских прихлебателей привела к крушению династии Романовых( жемчужина в короне- 75% угля Империи оказывается из Лодзи и т п, и политически выбыли из европейских салонных кругов)
    Не было сил продиктовать условия мира. даже после победы на Зап фронте.
    отступление ни чего не решило; а что должно было решить?
  6. антивирус 26 сентября 2016 13:54
    антивирус 27 июля 2016 13:47 | Ковельская битва
    Цитата: 97110
    Ставка вновь приказала атаковать Ковель, наступать теми же силами и теми же средствами, хотя противник уже был готов к атаке русских войск на этом направлении. Свят, свят, свят!
    Во всём можно найти салонные пасьянсы-расклады-контры.
    Потеряли Польшу в 1915г и получили берлинских поляков в добавку к лондонским и парижским( Все наверное кричали о независимости от России под любым протекторатом).
    Надо было влезать в Царство Польское.Кратчайший путь где?
    Зимой 1915-16 гг произошло видимо первое предательство России со стороны Антанты по вопросу"Польша часть России или нет?"
    И мы надорвались под Ковелем.
    Если разгромить Авст-Венгров то их выход из войны не вернет Польшу , а лишь подарит бОльшие территории Италии и что еще ?
    Да и могли ли вывести А-В из войны? Ещё год до братаний было.
    Контроль над Польшей -это контроль над центральной Европой ( со времен 3-го радела Польши и Священного союза Александра 1-го.
    Политика заставила лить кровь военных и не осуществима сама идея оказалась.
    Буденный и Жуков мудрее Алексеева и Николая Вт?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня