Битва при Монжисаре: как король-юноша могущественного султана разгромил. Часть вторая

Продолжение материала про уникальную победу палестинских крестоносцев над намного более многочисленной армией исламистов, двигавшейся на Иерусалим.

Ход сражения

Итак, в конце ноября 1177 года огромная султанская армия, последовательно разбив несколько христианских отрядов, несколько расслабилась (как и сам Саладин), рассредоточилась по Иерусалимскому королевству и занялась мародёрством. Больше того, день 27 ноября султан Египта и Сирии считал для себя счастливым, «днём триумфа», и, видимо, предполагал, что в этот день он сможет без боя, или благодаря лёгкому штурму, вступить в Иерусалим, как за 3 года до этого он триумфально вступил в Дамаск. Но 25 ноября 1177 года вдруг всё неожиданно поменялось – войску исламистов пришлось принять сражение с внезапно подошедшими к их лагерю отрядом крестоносцев.


Расположение поля боя локализуется по-разному: одни считают, что Mons Gisardi это холм Al-Safiya у Рамлы, другие исследователи допускают, что сражение произошло у Tell As-Safi ,недалеко от современного поселения Menehem, рядом с Ашкелоном; но, так или иначе, битва произошла на равнинном пространстве с грядами холмов, где-то между Ашкелоном и Рамлой.

Битва при Монжисаре: как король-юноша могущественного султана разгромил. Часть вторая

Государства крестоносцев в Заморье.


Следует отметить, что ударным силам армии Бальдуина IV всё же удалось избежать уничтожения благодаря быстрому маршу и отличному маневрированию. Дело в том, что его малочисленные пехотинцы были не городские ополченцы (как окружённый и уничтоженный иерусалимский арьербанн), а пешие и конные «сержанты», профессиональные воины, для быстроты передвижения которых использовались различные «худосочные» кони, мулы и даже ослы, т.е., по сути, они действовали как «драгуны» Нового Времени или «димахи» Античности, не уступая в быстроте передвижения и профессионализме рыцарям. Именно благодаря быстроте сработал фактор неожиданности: при Монжисаре «франкам» удалось застигнуть «сарацин» врасплох.

Однако у Бальдуина IV было всё же очень мало воинов: примерно 450-600 рыцарей в качестве главной ударной силы (к 300-375 светским рыцарям Иерусалима присоединилось ещё 84 тамплиера во главе с гроссмейстером Ордена Храма Одо де Сен-Аманом, примерно 50 госпитальеров и ряд иных конных контингентов). При этом ездящая пехота (даже в варианте драгун) в войске христиан играла лишь вспомогательную роль и вряд ли сражалась в конном строю, тогда как у мусульман было огромное превосходство в коннице. Иерусалимцы пребывали в смятении, т.к. видели перед собой огромный лагерь вражеской армии, и осознавали незначительность своих шансов. Но делать было нечего – христианам надлежало вступить в битву с яростью обречённых, чтобы попытаться ценой своих жизней спасти Святой Город.

Кроме того, в их руках находилась великая христианская святыня – часть Креста, на котором был распят Иисус Христос, который был найден при раскопках в Иерусалиме ещё царицей Еленой, матерью римского императора Константина. Часть от этой реликвии была вделана крестоносцами по византийскому образцу в боевой штандарт крестообразной формы, ставший главным знаменем армии Иерусалимского королевства.

Битва при Монжисаре: как король-юноша могущественного султана разгромил. Часть вторая

Авангард крестоносцев из тамплиеров и госпитальеров на марше.


Теперь передадим слово уже знакомому нам патриарху Сирийской церкви Михаилу, в летописи которого сохранилось одно из лучших описаний битвы при Монжисаре, фактически это записанный рассказ оставшегося безымянным участника сражения.

«…Все потеряли надежду... Но Бог явил всё своё могущество в слабых, и внушил немощному королю Иерусалима мысль атаковать; вокруг него собрались остатки его войска. Он спустился с коня, простёрся ниц перед Святым Крестом, и вознёс молитву… При виде этого сердца всех воинов дрогнули и преисполнились надежды. Они возложили руки свои на Истинный Крест и поклялись, что не покинут боя до конца, а если бы неверные турки одержали победу, то тот, кто попытался бы бежать и не погиб, считался бы хуже Иуды. И тогда они сели в сёдла, двинулись вперёд и оказались перед мусульманами, которые уже праздновали победу, ибо полагали, что уничтожили до этого всех франков.

Увидев турок (так сирийский иерарх называет всех мусульманских воинов), чьи войска были подобны морю, рыцари снова спешились, отрезали свои волосы; обнялись в знак примирения и попросили друг у друга прощения в последний раз, а затем ринулись в бой. В ту же минуту Господь поднял жестокую бурю, которая подняла пыль со стороны франков и погнала её на турок. Тогда христиане поняли, что Бог принял их раскаяние и услышал их молитву, они возликовали и воспряли духом…».


Как известно из других свидетельств, крестоносцы, вознеся молитвы Иисусу Христу, Пресвятой Деве и великомученику Георгию, устремились в атаку, «поставив всё на одну карту». Саладин в это время, увидев малочисленного, но решительного и готового к бою противника, стал собирать свои полки. Однако, несмотря на то, что всего примерно 500 рыцарских копий вонзилось в центр мусульманской армии, успех сопутствовал христианам (источники не сообщают, пешим порядком или в конном строю атаковала христианская пехота, поддержавшая атаку рыцарей).

Если бы Саладин проявил себя у холма Мон-Жисар как храбрый и распорядительный полководец, то он наверняка смог бы переломить ход боя в свою пользу. Однако «Благочестие веры», видимо, любил убивать только безоружных пленных (по свидетельству хрониста, султан при начале вторжения собственноручно перерезал горло первому взятому в плен христианскому воину, видимо, из разбитого отряда пограничников - туркополов), тогда как перспектива реальной рукопашной с неизвестным результатом сильно устрашила его. По свидетельству мусульманского участника боя, небольшой отряд рыцарей, видимо, во главе с королём Иерусалима (менее 100 воинов), явно ориентируясь на знамя султана, пробился к его гвардейцам, и так яростно атаковал их, что те, несмотря на своё большое численное превосходство (700-1000 воинов), стали постепенно отступать. Оказавшись перед лицом непосредственной опасности, сам Саладин, а с ним и его свита, раньше всех других своих воинов обратились в бегство.

Битва при Монжисаре: как король-юноша могущественного султана разгромил. Часть вторая

Решающая атака небольшого отряда крестоносцев во главе с королём на ставку Салахуддина.


Увидев это, солдаты армии исламистов, и так уже колебавшиеся под ударами христиан, поняли, что всё пропало, раз сам султан бежит, и тоже побежали. Попытки младших офицеров восстановить порядок в рядах мусульман ни к чему не привели; старшие же офицеры бежали сразу же вслед за своим повелителем. Снова передадим слово Михаилу Сирийцу: «…Неверные турки, напротив, заколебались, а затем развернулись и обратились в бегство. Франки преследовали их целый день и отняли у них многие тысячи их верблюдов и всё их имущество. Так как турецкие войска рассеялись по пустынным местностям, франкам понадобилось 5 дней, чтобы разыскивать их. … Некоторые из них, добравшись до Египта, во главе с Саладином, оделись во всё чёрное и пребывали в глубоком трауре…».

Результаты и последствия сражения

Бегство всегда означает непропорциональный рост потерь со стороны проигравшего, и битва при Монжисаре не стала исключением: крестоносцев было очень мало, и у них просто не было сил для того, чтобы брать пленных в больших количествах. Кроме того, ожесточения христианам прибавило то, что исламисты, по всей видимости, убили всех попавших в плен ополченцев из разгромленного арьербана, вероятно, думая, что рабов после взятия Иерусалима и так будет захвачено множество, или они перерезали пленных, увидев, что битва проиграна. Поэтому преследование бежавших мусульман продолжалось достаточно долго, и было очень ожесточённым. Сам Салахуддин спасся, по словам очевидца, лишь пересев с коня на быструю верблюдицу, и практически не слезал с неё до самых стен Каира.

Огромный обоз и весь парк осадных машин, с таким трудом заранее приготовленный, попал в руки христианского войска. В хрониках особенно подчёркивается невероятное число захваченных верблюдов – их число было столь велико, что цены на них упали на ближневосточных базарах в несколько раз. Однако по причине того, что окружение Саладина бежало одним из первых, высших офицеров его армии (в отличии от простых воинов, особенно пехотинцев) погибло мало – известно лишь о гибели Ахмада - сына Таки Ад-Дина, известного военачальника, родственника Саладина.

В руки крестоносцев после боя попала походная канцелярия султана, в том числе был захвачен его личный, украшенный драгоценностями, экземпляр Корана, который был подарен ему ранее королём Иерусалима. При заключении мира между Айюбидским Египтом и Иерусалимским королевством в 1180 году Бальдуин IV вновь преподнёс этот экземпляр тому, кому он был подарен ранее, со словами: «Вы тогда у Мон-Гисара потеряли этот мой подарок. Возьмите его снова. Вы уже убедились, что не стоит льву поступать подобно шакалу. Искренне надеюсь, что Вы больше не будете нарушать мира между нами и вами, и надеюсь, что мне не придётся эту книгу вновь Вам дарить в третий раз.»

Очень показательно поведение после битвы синайских бедуинов, которые были, видимо, привлечены султаном к походу на Иерусалим обещаниями богатой добычи. Когда мусульманская армия побежала, то их контингент бежал одним из первых, и, поняв, что обещанной добычи не предвидится, они стали нападать на других беглецов из султанского войска. По свидетельствам очевидцев, бедуины убили ради незначительных трофеев очень многих своих единоверцев, и даже попытались было напасть на свиту самого Саладина.

Потери армии Бальдуина IV даже в решающей битве были весьма серьёзными и составили, согласно сохранившемуся письму гроссмейстера Ордена Госпиталя Роже де Мулена (Roger des Moulins), 1.100 чел. убитыми и 750 чел. ранеными, которые были переправлены в знаменитый иерусалимский госпиталь. К этому следует добавить несколько тысяч погибших иерусалимских пехотинцев окружённого ополчения и неизвестное число туркополов разбитого авангарда.

Потери армии Саладина обеими сторонами оцениваются как катастрофические – до 90% состава армии, по, видимо, завышенной оценке христианских авторов. Но так или иначе мусульманская пехота (которая не могла убежать от конных воинов) пострадала очень сильно, тогда как мусульманская кавалерия (часть из которой вообще находилась вне поля боя, разоряя страну) в основном сохранила боеспособность. И надо сказать, что ещё одним подтверждением огромных потерь мусульман является то, что полки чернокожих суданских наёмников в армии Саладина больше никогда не достигали такой численности, какая у них была до Монжисара.

Армия христиан, одержав грандиозную победу, не организовала стратегического преследования и тем более не выступила на Каир, т.к. понесла большие потери, и была физически и морально сильно истощена. Кроме того, более насущным делом была необходимость очищения центра страны от наводнивших её отрядов мародёров. Но армия мусульман и так понесла огромные потери, и главное – прямая угроза самому существованию Иерусалимского королевства была снята на долгие годы.

В ознаменование победы Бальдуин IV приказал построить на месте битвы католический монастырь в честь святой Екатерины Александрийской, «защитницы Христианства», принявшей мученическую смерть в период правления императора Максимина в Александрии Египетской, т.к. победа была одержана в день её памяти.

Битва при Монжисаре: как король-юноша могущественного султана разгромил. Часть вторая

Границы государства Саладина - "от Ирака до Ливии", как мечтают его современные последователи из ИГИЛ.


Саладин же на протяжении 8 лет, пока был жив его победитель, хорошо помнил «полученный урок», и не решался объявить новый масштабный поход "на Иерусалим", совершая лишь беспокоящие набеги на христианские земли. Основные свои усилия султан Египта направил на присоединение территорий иных мусульманских правителей, постепенно захватив половину Аравийского полуострова, большую часть Сирии, Ирака, Восточную Ливию, весь Судан и даже часть Эфиопии. Фактически ему удалось возродить угасавший Арабский халифат и постепенно объединить весь Ближний Восток (исключая территории современных Израиля и Ливана, входивших в состав княжеств крестоносцев) в «единое исламское государство» от Ливии до Ирака, о чём также мечтают его нынешние идеологические последователи - джихадисты из ИГИЛ.

Битва при Монжисаре (Тель-Аc-Сафите) стала одной из величайших побед крестоносцев на Ближнем Востоке и считается одним из образцов не только полководческого искусства европейского рыцарства, но и примером того, как решительная тактика, героизм и самоотверженность с одной стороны позволяют преодолеть, казалось бы, невероятное численное соотношение, тогда как с другой стороны трусость командного состава, неосмотрительность при ведении наступления и низкая дисциплина при огромной жажде наживы приводят к гибели огромной армии.
Автор: Михаил Матюгин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 39
  1. sibiryak10 30 мая 2016 06:54
    Спасибо за статью! Не зря в Средние Века рыцарская конница считалась лучшим войском. В ближнем бою с ней было очень непросто справиться.
    1. Maegrom 30 мая 2016 07:38
      Особенно читая о её ущербности на фоне конных стрелков.
      1. Михаил Матюгин 30 мая 2016 10:16
        Цитата: Maegrom
        читая о её ущербности на фоне конных стрелков.

        Вообще то не стоит преувеличивать роль конных стрелков - это не более чем один из родов войск, при этом армии, выставлявшие воинов этого типа часто были не в состоянии выставить иные.

        Если будет продолжение цикла, то расскажу про то, как европейские средневековые армии весьма успешно справлялись с конными лучниками Востока.
  2. Korsar4 30 мая 2016 07:43
    Интересно. Но для меня времена легендарные. И как все было на самом деле можно только догадываться.
    1. Михаил Матюгин 30 мая 2016 10:18
      Цитата: Korsar4
      Но для меня времена легендарные. И как все было на самом деле можно только догадываться.

      Как раз про эту битву сохранилось достаточно много информации и поэтому её ход хорошо известен.

      А касательно легендарности - так события последних десятилетий в Ираке, в Сирии и даже в Египте показывают что идеи Саладина "живы и будут жить".
    2. Наган 30 мая 2016 22:35
      Времена легендарные. А арабы похоже с тех пор не изменились. Поглумиться да пограбить - тут они первые, а чуть запахло ответкой так сразу на верблюдицу пoсeксуaльнeй побыстрее и ходу. Последние пару сотен лет им не навалял только ленивый, а от евреев они регулярно огребали примерно как Саладин при Монжисаре от крестоносцев.
      1. Наган 31 мая 2016 02:07
        Да, прочел шикарную шутку про арабов на англоязычном сайте, даю сразу в переводе.

        Вопрос: как назвать араба, имеющего верблюда и козу?
        Ответ: Бисeксуaл
  3. Riv 30 мая 2016 08:05
    Ну да... Христиане внезапно вышли в тыл к растянувшемуся на марше противнику. Знамя Салах-ад-Дина на дистанции атаки, самого полководца можно на копье насадить. Только у рыцарей и заботы было - подстричься и обняться. :)
    Riv
    1. Михаил Матюгин 30 мая 2016 10:23
      Цитата: Riv
      самого полководца можно на копье насадить. Только у рыцарей и заботы было - подстричься и обняться. :)

      Чтобы его "насадить на копьё" - надо было отрядом менее 100 человек пробиться сквозь гвардию в 700-1000 человек ! а по тяжести вооружения гвардия Саладина не уступала европейскому рыцарству 12 века ! но ... стала отходить, и сам султан фактически первым побежал.

      А сохранённый в летописях эпизод с тем, как воины-христиане обнялись и обрезали часть волос - очень характерен, они шли на смерть, шансов кроме как на героическую гибель, как считали перед боем, в общем то небыло (никто не мог предположить нестойкости султана и его армии).

      "Атаман снял серу шапку и на землю положил, сказав - всё ребята, никуда не побежим".
      1. Riv 30 мая 2016 11:45
        Прикольно.
        Теперь я знаю, зачем в Советской Армии новобранца стригли наголо. Чтобы глупые мысли о христианской любви в голову не лезли.

        Вам не приходит в голову простая вещь? Героически сдохнуть Балдуин со своим войском могли и раньше. Случаев было предостаточно. Но почему то король не устроил банзай-атаку с поголовным выбриванием всей волосни на теле, а вполне грамотно вызвал подмогу, догнал мусульман и вжарил им в самый подходящий момент. Видимо не так уж он и помирать собирался, тем более что сам в бой пошел только когда исход битвы был уже определен.
        Riv
        1. Михаил Матюгин 30 мая 2016 12:01
          Цитата: Riv
          Героически сдохнуть Балдуин со своим войском могли и раньше.

          Вообще король был обречён на раннюю смерть с детства, когда заболел проказой.

          Цитата: Riv
          Видимо не так уж он и помирать собирался, тем более что сам в бой пошел только когда исход битвы был уже определен.
          Он атаковал впереди своих немногочисленных рыцарей в самы1й решительный момент.

          А грамотный вызов подмоги - это как ? пограничные
          войска туркопулов были во многом истреблены в стычке на границе, иерусалимская пехота истреблена при выходе из города, спаслись только ударные силы кавалерии, которые успешно скрылись в Аскалоне.
          1. Riv 30 мая 2016 14:25
            Насчет "атаковал в самый решительный момент" - это вы кина насмотрелись. Не верьте сказкам. И масочку стильную на жаре не поносишь, и подданные от короля старались держаться подальше, и отнюдь не проказа была главной причиной смерти во цвете лет. Она вообще была в то время привычным злом. Умер он не от проказы, а от банальной дизентерии (по другим сведениям - от малярии). Меньше надо было водичку грязную в походах из луж хлебать. Проказа вероятно тоже дала осложнения.

            Болдуин ко времени битвы уже практически не мог ходить и если и не совсем ослеп, то был весьма близок к этому. Куда уж там атаковать с копьем на перевес? На лошади бы удержаться. Так что его личная гвардия на поле боя отнюдь не ворвалась на галопе. Гвардейцам просто дали возможность погоняться за бегущими, когда бой уже был выигран. Действительно: лошади свежие, пусть разомнутся.
            Riv
            1. Михаил Матюгин 30 мая 2016 16:29
              Цитата: Riv
              И масочку стильную на жаре не поносишь,

              Возможно опубликуем скажем так третью часть, где подробно будет проанализирована личность Бальдуина IV и особенности боевых действий на Бл.Востоке.

              Цитата: Riv
              и отнюдь не проказа была главной причиной смерти во цвете лет. Она вообще была в то время привычным злом.
              Сильно спорный момент - скорее наоборот страшным злом. И быстро развивавшаяся проказа именно была главной причиной смерти (хотя у короля была явная проблема - видимо его организм очень быстро прореагировал на эту в целом медленно текующую болезнь).

              Цитата: Riv
              Так что его личная гвардия на поле боя отнюдь не ворвалась на галопе. Гвардейцам просто дали возможность погоняться за бегущими,
              Именно что атаковала ! Или Вы не верите описанию одного из лиц, сопровождавших самого Салахуддина на поле боя ?
              1. Riv 30 мая 2016 17:47
                Не очень. После описания массовой стрижки на поле боя в виду противника - как то не очень...

                А проказа - вы не в курсе. Боялись ее тогда не больше, чем позже оспы. Ну да, неприятно. Но дожить до того, как последствия болезни становились фатальными, человек успевал редко. Инкубационный период очень долог. Это надо было заразиться в совсем уж юном возрасте. Были даже специальные писаные законы для прокаженных. А так - дело житейское, бич Божий. Все мы грешники, каждому им прилететь может.

                Но к концу 16 века - как отрезало. Пандемия сошла на нет. Сама. Толи человек иммунитет выработал, толи эпидемия чумы выжгла ослабленных проказой людей, которые генетически были к ней предрасположены, но массовых заболеваний ею уже не было. ХЗ... Гены - дело темное.
                Riv
                1. Михаил Матюгин 30 мая 2016 19:42
                  Цитата: Riv
                  А проказа - вы не в курсе. Боялись ее тогда не больше, чем позже оспы.

                  Вот только для оспенных больных лепрозориев не строили, и не отгораживали от общества.

                  Цитата: Riv
                  Инкубационный период очень долог.

                  Ну не только инкубационный период долог (от неск.месяцев до видимо нескольких лет), но само течение болезни очень длительное - в среднем 20 лет. Но течение могло быть разным - и в чем более ранним возрасте заражение - тем больше последствия и тем скорее летальный исход.

                  Цитата: Riv
                  Но к концу 16 века - как отрезало. Пандемия сошла на нет.
                  Вы сильно неправы - ни "как отрезало", просто научились лечить. Точнее строжайше изолировать больных - и препятствовать распространению. Но до изобретения новейших антибиотиков серьёзного лечить в целом нельзя (точнее устраивать длительные ремиссии).
                  1. Riv 31 мая 2016 11:44
                    В 16-м веке научились лечить проказу??? И насчет строгой изоляции вам тоже кто то неправду рассказал. Живой (вернее уже нет) пример - сам Болдуин Четвертый. Че то не больно строго его изолировали, а ведь болен был с детства. И рыцари у него прокаженные были... И по улицам городов больные разгуливали и побирались...
                    В общем не так все было, как в фильмах пишут. :)
                    Riv
                    1. Михаил Матюгин 31 мая 2016 12:34
                      Цитата: Riv
                      В 16-м веке научились лечить проказу??? И насчет строгой изоляции вам тоже кто то неправду рассказал.

                      Именно строительство широкой сети лепрозориев и особых поселений прокажённых привело к спаду эпидемии (которая была обусловлена именно бактериологической а не генетической как считалось ранее природой распространения проказы). Не лечить - но именно изолировать и создавать относительно нормальные условия для жизни больных отдельно от общества.

                      И да, пандемии чумы выкосили очень многих больных. В итоге стало меньше и меньше распространителей. И с тех пор вплоть до наших дней количество больных постепенно уменьшалось - исключая небольшой всплеск, связанный с освоением колониальных территорий - а в XX веке, после изобретения антибиотиков, резко сходит на нет.

                      По сути остались только больные в эндемичных регионах - Индия, Бразилия, Юг США и ряд территорий в бассейне Тихого океана.
                      1. Riv 31 мая 2016 17:59
                        Изолировать... Все-таки вы не знаете предмета. Лепрозории при монастырях существовали, но загнать туда прокаженного можно было только его же согласия. Монастырь не тюрьма и не зона строгого режима. Сбежать оттуда было не так уж сложно. Поэтому прокаженных на улицах городов хватало.

                        Был и еще один путь для них: Орден Святого Лазаря. В нем из прокаженных состояли вполне боеспособные части, причем в бою буквально стоявшие до последнего. Орден несколько раз уничтожался вместе с магистром, но каждый раз возрождался. Изгои? Как бы не так... Орден, кстати, существует и сейчас.
                        Riv
            2. Korsar4 30 мая 2016 20:21
              Нельзя проказу недооценивать.

              И в осознании обреченности - что-то Гамлетовское. Можно делать что считаешь необходимым.
  4. Башибузук 30 мая 2016 09:20
    Михаил, спасибо за статью.
    Текст написан хорошо.
    И, в прошлый раз, тут критиканы меня полоскали....можно все-таки я кое-что прокомментирую.
    Ибо, ЧИТАЛ. Текст читал...для тех, кто любит вставлять свои ремарки.
    ...
    "...для быстроты передвижения которых использовались различные «худосочные» кони, мулы и даже ослы," - если арьербан был вооружен ослами, то и неудивительно, что его уничтожили подчистую.
    Ослы не бегают. Или бегают на крайне короткие расстояния, рывок от опасности. Скорость движения осла соответствует скорости движения человека. Я жил в Средней Азии, я оттуда, поэтому ослов видел постоянно.
    ..
    "..500 копий ударили по центру войска..". А как бы уточнить, что имеется ввиду - 500 копий - численность чисто копейщиков, или "копье" - как подразделение воинов при рыцаре.
    "Копье" как подразделение - может составлять от 5 - 6 человек до ...до.. сложно даже сказать , до роты. Но ограничимся чисто десятком. Тогда получается - 5000 воинов, часть верховых, часть пехоты.
    А если имеются в виду чистые рыцари- копьеносцы так это полный состав всего войска Балдуина, рыцарский состав.
    ...
    Так вот, с учетом того, что основное войско Саладина промышляло грабежом-разбоем-мародерством, вдали от ставки...то, как-то незаметно, особого воинского искусства. От рыцарей.
    Разгромить неуправляемое стадо, бойцам, заточенным на бой и воодушевленных верой - это естественно. И не удивительно.
    По крайней мере, я так считаю.
    И скорее всего, именно обыденность такого деяния и привело к тому, что в истории это сражение осталось чисто проходным моментом.
    Войско крестоносцев разгромило орду безмозглых мародеров. Судьба такая. Естественно.
    Салах-ад-дин запятнал себя, встав во главе шайки мародеров.
    А Бальдуин просто выполнил свои обязанности. Естественные обязанности.
    И о чем тут было говорить и писать - тогдашним летописцам.
    ...
    Очень понравились рисунки. Очень.
    ....
    PC....кто в этот раз начнет критиканство разводить?
    1. Михаил Матюгин 30 мая 2016 10:29
      Спасибо !
      Цитата: Башибузук
      если арьербан был вооружен ослами, то и неудивительно, что его уничтожили подчистую.

      Арьербан был иерусалимской пехотой - ополчением. Даже без ослов (если на них только везли запасы воды и еды).

      Я говорил что конные и пешие "сержанты", т.е. профессиональные воины, но не рыцари, использовали просто менее сильных коней. Ослов использовали в крайних случаях для быстроты и лёгкости передвижения.

      Цитата: Башибузук
      Ослы не бегают. Или бегают на крайне короткие расстояния, рывок от опасности
      Их использовали исключительно как транспортное средство. Кстати кони на марше тоже не скачут во весь опор - быстро выдохнется, и на чём тогда в атаку пойдёшь ?!

      Цитата: Башибузук
      А если имеются в виду чистые рыцари- копьеносцы так это полный состав всего войска Балдуина, рыцарский состав.
      Речь идёт только о численности рыцарей, т.е. копий в буквально смысле, а не "копий" как обозначения рыцарского отряда (нечто типа современного "отделения").
      1. Riv 30 мая 2016 11:54
        Это были специально подготовленные, боевые палестинские ослы. Порода была выведена путем скрещивания местных ишаков с пленными арабами. Можете себе представить, как боевой осел ненавидел все мусульманское.
        Секрет разведения породы был утерян после взятия Иерусалима, но до сих пор в мусульманских странах не прекращаются попытки восстановить ее.
        Riv
        1. Orakul2000 31 мая 2016 02:28
          По поводу боевых ослов, пацсталом!!!!laughing
          1. Башибузук 31 мая 2016 19:11
            Riv....лопни мои глаза.
            (Как еще только за сутки не лопнули???)
            ...
            Буду обращаться к модераторам... - такие комментарии пропускать нельзя!
            Стою на том - "...путем скрещивания местных ишаков с пленными арабами."
            ...
            Возникает закономерный вопрос - а где были ОСЛИЦЫ?
            ....
            Судороги...иск предъявлю, КШМ...
  5. pigkiller 30 мая 2016 10:19
    Битва при Хаттине решила дальнейшую судьбу христианских гос. образований на Ближнем Востоке.
  6. Черкашин Иван 30 мая 2016 10:24
    А Бальдуин просто выполнил свои обязанности. Естественные обязанности.
    И о чем тут было говорить и писать - тогдашним летописцам.

    Возможно просто не нашлось достойного автора, воспевшего эту победу))) В основе "Песни о Роланде" тоже далеко не героические свершения лежат, а как трубадуры повернули.

    А если по статье, то очень интересно, но вы правы вопросов к этой битве масса и не думаю что на них найдутся ответы.
    1. Башибузук 30 мая 2016 14:42
      Вот точно, не нашлось достойных авторов.
      А про Роланда - ну как так можно ..."..тоже не героические свершения"...
      Ну как же, ну как же.
      Роланд, великий герой, местами даже племянник Карла Великого.
      Сколько он всего героического совершил:
      - меч назвал Дюрандалем? Назвал!
      - рог свой боевой назвал Олифаном? Назвал!
      - коня своего назвал Вейтлантифом? Назвал!
      Это же каким героем надо быть, чтобы всяким железякам да роговым дудкам название давать.
      Конь хуже у него обзывается, чем меч.
      А как приспичило дракона завалить - так он его дубиной. А не мечом. Во какой, Герой!
      ...
      ...
      Блин, даже завидно стало. Сейчас свою "клаву" поименую Памелой Андерсон. И стану Героем!
  7. Михаил Матюгин 30 мая 2016 10:36
    Цитата: pigkiller
    Битва при Хаттине решила дальнейшую судьбу христианских гос. образований на Ближнем Востоке.

    Которые существовали ещё целое столетие после неё ? Кроме того, последовавшая война между европейскими королями и Саладином завершилась миром.

    Но в чём то Вы правы - у Иерусалимского королевства - точно так же как и у современного Израиля - дефицит пространства, одно поражение ставит государство на край гибели, некуда отступать, позади море.

    Цитата: Черкашин Иван
    А Бальдуин просто выполнил свои обязанности. Естественные обязанности.
    Ну так просто, "естественные обязанности" - имея 3.000 - разгромил 30.000 ? Конечно, никакого искусства.
    1. Черкашин Иван 30 мая 2016 12:17
      Уважаемый Михаил, это не мои слова. Я еще плохо умею вставлять цитаты. это цитата ув. Башибузука, дальше мой комментарий.
  8. Torins 30 мая 2016 10:45
    Цитата: Maegrom
    Особенно читая о её ущербности на фоне конных стрелков.

    И в чем же заключалась их ущербность на фоне конных стрелков?)) Разве что повышенный риск потерять дорогостоящего боевого коня, пока часть сил заходит конным стрелкам в тыл) Да и давайте вспомним, когда это конные стрелки и рыцари массово применялись против друг друга. Мне что то в голову приходит только набеги венгров на священную римскую империю, так венгры все генеральные сражения исправно проигрывали и всячески избегали столкновений с основными силами противника)
  9. Михаил. 30 мая 2016 11:07
    В этом и есть Тюрки.Брать числом и со слабым духом.Стоить поднажать сразу как Шакалы побегут.Пример события 2-5апреля в Нагорном Карабахе.Когда элита Азербайдданской Армии ее профессиональный спецназ напал вероломно на передовые гарнизоны Армянских зашитников мальчиков призывников.Которые все же дали им такой отпор.Что сам Баку запросил о перемирии.
    1. Riv 30 мая 2016 11:49
      Вах! Пафос! Больше ПАФОСА!!!
      Ну зачем вы так уж плохо об армянах? Мне мало верится, что на передовой стоял именно призыв, а вся кадровая армянская армия доблестно пряталась в сорока километрах от линии обороны.
      Riv
  10. Михаил Матюгин 30 мая 2016 11:58
    Цитата: Torins
    И в чем же заключалась их ущербность на фоне конных стрелков?))

    В общем главная проблема у европейских средневековых армий - малая численность и "излишнее стремление проявлять личный героизм".

    А против конных лучников - во первых были свои конные лучники, во вторых были пешие арблетчики, которые благодаря дальнобойности просто держали на расстоянии конных лучников Востока, а в третьих - что могут сделать конные лучники твёрдому строю профессиональной пехоты, прикрытому большими щитами ?

    Поэтому так или иначе исход всех сражений Средних веков решался в рукопашной.
  11. Царь,простоЦарь 30 мая 2016 12:23
    Стратегия в средневековье и ранее была судя по всему - одна. Дорубиться до предводителя, убить его, или заставить бежать - и битва, как правило выиграна.
    Место битвы неизвестно? А монастырь который должен был быть построен на месте боя, или не построили?
    1. Rorabek 30 мая 2016 16:07
      Считать людей живших на этой земле до нас, примитивнее нас...обычное заблуждение, исскуство войны всегда было, соответственно времени, силам и средствам современности
    2. Михаил Матюгин 30 мая 2016 16:24
      Цитата: Царь,простоЦарь
      Место битвы неизвестно? А монастырь который должен был быть построен на месте боя, или не построили?

      Там огромная равнина, пересечённая невысокими холмами, на которой ведётся активная с\х деятельность. Не только в эпоху мамлюков, а даже уже при поздних Айюбидах монастырь (который был очень небольшим) был уничтожен. Место боя устанавливается только примерно.
    3. uwzek 30 мая 2016 19:16
      Цитата: Царь,простоЦарь
      Дорубиться до предводителя, убить его, или заставить бежать - и битва, как правило выиграна.

      Только не до предводителя, до флага... Где там в битве предводитель, иногда, и сам предводитель уже не знал точно. Упавший флаг означал команду "спасайся, кто может". Почему так за знамёнами и охотились в те битвы...
      1. Царь,простоЦарь 30 мая 2016 21:56
        Да, верная поправка. Хотя при Гастингсе, Вильгельму пришлось лицом доказывать, что он жив.
  12. Torins 30 мая 2016 14:09
    Цитата: Михаил Матюгин
    Цитата: Torins
    И в чем же заключалась их ущербность на фоне конных стрелков?))

    В общем главная проблема у европейских средневековых армий - малая численность и "излишнее стремление проявлять личный героизм".

    А против конных лучников - во первых были свои конные лучники, во вторых были пешие арблетчики, которые благодаря дальнобойности просто держали на расстоянии конных лучников Востока, а в третьих - что могут сделать конные лучники твёрдому строю профессиональной пехоты, прикрытому большими щитами ?

    Поэтому так или иначе исход всех сражений Средних веков решался в рукопашной.

    Прямо всех?) Вспомните грюнвальдскую битву, основной силой с обеих сторон была рыцарская кавалерия) А вообще главная роль рыцарской конницы как раз уничтожать пехоту, с чем до появления профессиональных и хорошо обученных пикинеров, эта самая рыцарская конница очень хорошо справлялась) Другими словами рыцарь - это танк (от легкого то тяжелого, в зависимости от временного периода) средневековья, крайне эффективный при грамотном применении))
    1. Проксима 30 мая 2016 18:07
      Цитата: Torins
      Другими словами рыцарь - это танк (от легкого то тяжелого, в зависимости от временного периода) средневековья, крайне эффективный при грамотном применении))

      А профессиональные пешие воины на мулах и ослах - это моторизированная пехота. Тут без всякой иронии. В статье правильно подмечено про аналогию с драгунами. Мне представляется, что главным залогом победы при Монжизаре была МОБИЛЬНОСТЬ АРМИИ Бальдуина,пусть и обеспеченная таким экзотическим образом.
  13. геолог 30 мая 2016 18:39
    Болдуин IV вызывает восхищение не только своим бесстрашием и силой духа , возможно связанными с неизлечимой болезнью, но и как человек, обладающий полководческой интуицией. Вспомним про пылевую бурю перед атакой и холмистую местность. Он смог использовать свой шанс внезапной атаки в условиях плохой видимости и пересеченной местности.... Раздался тяжелый топот - земля задрожала как от поступи страшных джинов и вдруг, сквозь желтую мглу пыли, прямо на Салах-эд-дина выскочил отряд могучих всадников в тяжелых доспехах с огромными копьями наперевес...Кочевники из личной стражи владыки Востока подались было назад , чтобы уменьшить инерцию внезапного удара, но поздно - несколько рядов с жутким треском ломающихся костей пронизаны копьями и сброшены вниз по копыта, а потом началась адская рубка обезумевшей от страха бегущей толпы...
    1. Царь,простоЦарь 30 мая 2016 21:40
      https://www.youtube.com/watch?v=CJAr1LdGdNA

      "геолог", шутка, без обид.
  14. Михаил Матюгин 30 мая 2016 18:56
    Цитата: Проксима
    Мне представляется, что главным залогом победы при Монжизаре была МОБИЛЬНОСТЬ АРМИИ Бальдуина

    Да, ув.Проксима, именно так, это Вы верно подметили. Пограничники-туркополы частично разбиты, частично бежали, немобильное пешее ополчение разгромлено (причём в обоих случая пленные вырезаны).
    Но у "Царства Иерусалимского" остались ещё войска - причём мобильные (малочисленные "пешие сержанты" на марше не отставали от всадников, а "конные сержанты" - так вообще были тяжёлой кавалерией, по вооружению мало в чём уступавшей рыцарям) и "самые ударные" - которые в итоге и принесли победу.
  15. Torins 31 мая 2016 16:59
    Цитата: Проксима
    Цитата: Torins
    Другими словами рыцарь - это танк (от легкого то тяжелого, в зависимости от временного периода) средневековья, крайне эффективный при грамотном применении))

    А профессиональные пешие воины на мулах и ослах - это моторизированная пехота. Тут без всякой иронии. В статье правильно подмечено про аналогию с драгунами. Мне представляется, что главным залогом победы при Монжизаре была МОБИЛЬНОСТЬ АРМИИ Бальдуина,пусть и обеспеченная таким экзотическим образом.

    Полностью с вами согласен. Салладина тогда победила непривычная для него тактика и высокая моральная мотивация противника. Собственно это классический и наверное единственный прием когда более слабый может победить сильного)
  16. JääKorppi 5 июня 2016 12:17
    1100 убиты и 700 раненных крестоносцев в решающем сражении, а ранее указано, что вся армия не более 600 человек! Надо бы с цифрами разобраться!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня