Легкий разведывательный танк VK 901 (Германия)

Немецкий легкий танк Pz.Kpfw.II был создан и принят на вооружение в середине тридцатых годов. Сразу после завершения испытаний первой версии этой машины стартовала разработка новых вариантов. Впоследствии развитие проекта продолжалось и приводило к появлению новых модификаций бронемашины, отличавшихся от базовой версии теми или иными особенностями конструкции. Одной из самых интересных версий развития Panzerkampfwagen II стал проект VK 901.

Работы по новому проекту модернизации имеющегося танка начались летом 1938 года, в соответствии с контрактом от 18 июня. Вермахт заказал разработку новой версии существующей техники с последующим строительством машин первой партии. Подрядчиками по новому заказу стали фирмы MAN и Daimler-Benz. Первая должна была создать обновленное шасси, а вторая отвечала за разработку башни и комплекса вооружения. Требовалось создать легкий танк с боевой массой порядка 9-10 т, предназначенного для ведения разведки и боя. Перспективная машина получила обозначение VK 901. Кроме того, в связи с разработкой танка на базе существующей техники в дальнейшем появилось обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.G.

В силу некоторых причин было решено отказаться от некоторых основных черт базового проекта, разработав часть агрегатов новой машины с нуля, с учетом новых технических требований. В результате таких изменений облика машины инженерам пришлось заново разработать броневой корпус, башню, ходовую часть и т.д. Общая компоновка, подход к обеспечению защиты и некоторые другие черты проекта оставались без изменений.


Легкий разведывательный танк VK 901 (Германия)
Общий вид танка VK 901. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


При создании корпуса было решено сохранить существующую компоновку с передним расположением трансмиссии, обитаемыми отсеками в центре и кормовым моторным отделением. Также в целом сохранялись основные параметры брони. VK 901, как поздние модификации Pz.Kpfw.II, должен был получить лобовую броню толщиной 30 мм, а также 15-мм бортовую и кормовую. Толщина крыши и днища корпуса должна была достигать 20 мм.

Форма бронекорпуса новой машины основывалась на существующих разработках, но заметно отличалась от них. Лобовая часть корпуса образовывалась тремя листами разных размеров, установленных под разными углами к вертикали. Для усиления брони было решено не проделывать лючки для обслуживания трансмиссии в средней наклонной детали лба. В верхнем листе небольшой высоты сохранились два смотровых люка с броневыми заслонками.

Корпус получал борта сложной формы. Их нижняя часть устанавливалась с развалом наружу, а верхняя образовывала борта надстройки, выполняющей функции подбашенной коробки. Подобная надстройка присутствовала по всей длине корпуса позади лобовых листов. Корпус получал горизонтальную крышу с небольшим участком в корме, установленным с наклоном назад.

По имеющимся данным, танки VK 901 могли оснащаться карбюраторными двигателями разных типов. В частности, рассматривались изделия Maybach HL 45 мощностью 150 л.с. и HL 66P мощностью 180 л.с. При помощи механической трансмиссии на основе пятискоростной коробки передач крутящий момент двигателя должен был передаваться на передние ведущие колеса.

Легкий разведывательный танк VK 901 (Германия)
Схема бронемашины. Рисунок Nemectanki.ru


В рамках нового проекта было решено отказаться от существующей ходовой части танка Pz.Kpfw.II. Вместо нее была использована новая конструкция с применением иных агрегатов. Новый танк должен был получать пять опорных катков большого диаметра на каждом борту, установленных в шахматном порядке. Внешний ряд при этом состоял из двух катков, внутренний – из трех. Катки предлагалось оснащать индивидуальной торсионной подвеской. В передней части корпуса помещались ведущие колеса, в корме – направляющие. Ведущие колеса устанавливались с большим превышением над катками, чем направляющие. Ввиду большого диаметра опорных катков верхняя ветвь мелкозвенчатой гусеницы не нуждалась в поддерживающих роликах.

Специально для нового танка VK 901 фирмой Daimler-Benz была разработана башня с вооружением. Конструкция башни основывалась на имеющихся наработках, но имела некоторые отличия от существующих изделий. Использовалась традиционная для немецких танков того времени конструкция с прямыми лобовыми и скуловыми листами, а также изогнутой деталью, выполняющей функции бортов и кормы. Крыша, соответственно, состояла из двух бронелистов. Лобовые детали башни и маска имели толщину 30 мм, прочие листы были вдвое тоньше.

В рамках нового проекта интересным образом была решена проблема повышения уровня защиты башни. Было решено оставить броневые листы башни без изменений, но при этом не оснащать их смотровыми приборами. Необходимость использования небольших лючков в бортах и корме была предметом споров, а их исключение позволяло не ослаблять конструкцию брони. В результате было принято решение использовать иной состав приборов для наблюдения. Следить за обстановкой теперь предлагалось при помощи невысокой командирской башенки с перископическими приборами.

Основным вооружением танка VK 901 должна была стать 20-мм автоматическая пушка KwK 38 L/55. В зависимости от типа используемого снаряда обеспечивалась начальная скорость на уровне 750-850 м/с, что позволяло пробивать порядка 20 мм брони с дистанции 100 м. В одной установке с пушкой должен был монтироваться 7,92-мм пулемет MG 34. Наведение оружия должно было осуществляться при помощи прицела типа TZF10.

Легкий разведывательный танк VK 901 (Германия)
VK 901 и экипаж. Фото Nemectanki.ru


Также рассматривался другой вариант вооружения танка. Вместо 20-мм автоматической пушки предлагалось применять самозарядное противотанковое ружье Mauser EW 141. Используя патрон 7,92х95 мм «318», это оружие могло пробивать до 25 мм брони при выстреле с дистанции 100 м. Второй вариант вооружения танка с противотанковым ружьем также подразумевал использование спаренного пулемета.

Управлять новым разведывательным танком должен был экипаж из трех человек. Механик-водитель и радист помещались в передней части корпуса. Для посадки на свои места они должны были использовать люки в крыше корпуса. Наблюдение за обстановкой и дорогой предлагалось осуществлять при помощи двух лючков в лобовом листе корпуса и двух в бортах. Водитель располагал рабочим местом, оснащенным приборной доской с контрольными приборами и набором рычагов для управления. На месте радиста планировалось устанавливать радиостанцию FuG 2. Рабочее место командира-наводчика поместили в одноместной башне. Командир мог использовать люк в небольшой башенке и осматривать окружающее пространство при помощи набора перископов.

Новый танк VK 901 получился сравнительно компактным, однако в требования по боевой массе уложиться не удалось. Машина с топливом, боекомплектом и экипажем должна была весить около 10,5 т. Длина танка составляла 4,24 м. ширина – 2,38 м, высота – 2,05 м. Расчеты показывали, что бронемашина сможет развивать скорость до 50 км/ч и будет иметь запас хода 200 км.

Контракт от 18 июня 1938 года оговаривал разработку проекта с последующим строительством прототипа, его испытаниями и сборкой партии из 75 предсерийных машин. Фирмы-разработчики проекта VK 901 были загружены другими работами, из-за чего создание нового разведывательного танка затянулось. То же произошло и со сборкой опытной машины. Первый прототип VK 901 / Pz.Kpfw.II Ausf.G удалось достроить только в самом конце 1939 года. Вскоре машину отправили на испытания.

Легкий разведывательный танк VK 901 (Германия)
Танк на испытаниях. Фото Aviarmor.net


Опытный VK 901 справился с испытаниями, хотя не обошлось без претензий со стороны заказчика. После проверок военные приступили к анализу проекта и определению его перспектив. Одновременно с этим подрядчики продолжили сборку требуемой техники. Интересно, что фирма Daimler-Benz опередила коллег по темпам сборки своей продукции. В результате этого выпуск башен для предсерийных танков превысил объемы производства новых шасси.

По имеющимся данным, в 1940-41 годах силами двух фирм были построены 11 танков нового типа. Согласно некоторым источникам, сборку этой техники начали лишь в 1941 году по специальному заказу, и она предназначалась для проведения войсковых испытаний. Так или иначе, общий выпуск танков VK 901 ограничился лишь 12 машинами, которые прошли необходимые проверки и были переданы армии.

В некоторых источниках упоминается, что в ходе производства 11 танков VK 901 проект претерпевал некоторые изменения, выражавшиеся в применении новых систем и доработках конструкции. Как следствие, партию из 12 машин нередко разделяют на три условные серии: Pz.Kpfw.II Ausf.G1, G2 и G3. По некоторым данным, машины разных серий, несмотря на малую численность, отличались вооружением и типами двигателей. Так, наиболее мощный 180-сильный мотор Maybach HL 66P устанавливался только на последние танки версии Ausf.G3.

Некоторые источники утверждают, что во второй половине 1941 года танки VK 901 / Pz.Kpfw.II Ausf.G были переданы в войска для проверки в условиях реальной войны. Другие источники, однако, не приводят подобные сведения и отмечают, что данные об использовании этой техники войсками попросту отсутствуют. При этом какие-либо подробности войсковых испытаний VK 901 отсутствуют. Вероятно, эти машины показали характеристики и потенциал на уровне серийных Panzerkampfwagen II и поэтому не смогли убедить командование в необходимости размещения новых заказов на производство.

Судьба 12 разведывательных танков неизвестна. Имеются неподтвержденные данные об использовании этой техники в течение длительного времени. Некоторые танки VK 901 могли оставаться в войсках вплоть до 1944 года. В дальнейшем эта техника либо погибла на поле боя, либо была разобрана за ненадобностью.

Легкий разведывательный танк VK 901 (Германия)
Одна из башен, использованных в качестве стационарных огневых точек. Фото Aviarmor.net


Как уже упоминалось, фирма Daimler-Benz, отвечавшая за выпуск башен с вооружением, опередила своих коллег из MAN по темпам выпуска продукции в рамках проекта VK 901. Как следствие, к моменту прекращения строительства новых танков было собрано 50 башен с прицельным оборудованием и пушечно-пулеметным вооружением. 12 таких изделий установили на танки, тогда как остальные, в связи с прекращением работ, остались не у дел. Тем не менее, ненужным башням нашли применение.

Танковые башни были переданы строителям укреплений Атлантического вала. Эти изделия предлагалось использовать в качестве долговременных огневых точек. 27 башен отправили для использования в укрепрайонах Франции и Германии, еще 11 башен установили на территории Дании. После открытия Второго фронта эти системы использовались для защиты от наступающих войск противника, однако сравнительно малая огневая мощь имеющегося вооружения не позволяла рассчитывать на эффективное противодействие наступающим войскам.

Большая часть башен танков VK 901, задействованных при строительстве укреплений, была уничтожена в ходе войны. До конца боев смогли дожить лишь несколько подобных огневых точек. К примеру, одна из башен являлась элементом защиты аэродрома Ольберг Западный. После войны башню не стали демонтировать, из-за чего она оставалась на своем месте до конца девяностых годов.

В ходе испытаний легкий разведывательный танк VK 901 / Pz.Kpfw.II Ausf.G не смог заинтересовать военных, что привело к резкому сокращению заказа на строительство предсерийной техники. В дальнейшем новые машины смогли попасть на фронт, но и там не показали никаких выдающихся результатов. Как следствие, очередной проект пополнил список бесперспективных разработок. Тем не менее, наработки по новому танку не пропали. В дальнейшем некоторые идеи проекта VK 901 были использованы при создании новой бронетехники.


По материалам:
http://aviarmor.net/
http://achtungpanzer.com/
http://nemectanki.ru/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. D-Master 30 мая 2016 06:39
    Практика показала, что подобная техника не особо нужна на полях сражений. Авиация справлялась с разведкой намного лучше. Но задел немецких инженеров позволил компании Wargaming в лучшей военной игре WOT сделать отличный светляк, который выполняет именно то, для чего его придумали: быстро перемещается и собирает разведданные.
    1. MORDVIN13rus 30 мая 2016 19:53
      Простите за не скромный вопрос: Но с каких это пор "Картошка", стала лучшей военной игрой????
      1. mirag2 31 мая 2016 09:07
        Согласен,что "Картошка"-дрянь.А вот сам танк на мой взгляд слишком высокий силуэт имеет для разведчика.
  2. bbss 30 мая 2016 09:47
    А зачем собственно так подробно обсасывается этот нацистский мусор? Можно ещё понять подробный разбор воевавшей техники, а эти поделки за каким ... нужны?
    1. mirag2 31 мая 2016 09:06
      Товарищ,мне думается Вы не правы-ведь это ИСТОРИЯ.И не просто история,а даже история техники что ли.Ведь это так интересно.И если бы наши конструкторы не изучали историю и чужой опыт мы не имели бы многого.Ибо "этот нацистский мусор" является частью истории технического прогресса человечества.
      Давайте забудем тогда про Освенцим.Так что ли?
  3. Константин Ю. 30 мая 2016 15:35
    ..Во во.. только в игрушках..
    Цитата: D-Master
    игре WOT сделать отличный светляк, который выполняет именно то, для чего его придумали: быстро перемещается и собирает разведданные.

    Танки-фантастишь, всех побивахам...черпают мнения о технике "герои" WOT
  4. Объектив 30 мая 2016 18:56
    Очередной "лишний" в линейке вермахта танк. Кто то из ветеранов говаривал, что счастье танкистов, в том что немцы распылялись на всякие там проекты. Панцер два был рядовым легким танком. Обычным, типичным... И не было нужды огород городить...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня