На чём мы полетим в космос через 5 лет? По следам публикации

В декабре прошлого года была опубликована статья на тему состояния дел в конструкторском бюро химавтоматики, сокращенно КБХА. Это предприятие является одним из столпов нашей космической индустрии, поскольку разрабатывает и производит ракетные двигатели для ракет-носителей "Протон-К", "Протон-М", "Союз-2-1б", "Ангара". А также для целого ряда МБР, до сих пор стоящих на вооружении ВС РФ.

На чём мы полетим в космос через 5 лет? По следам публикации



КБХА: не придётся ли снова сожалеть о «Протоне»?

В том материале я выражал, скажем так, озабоченность происходящим на предприятии. Писал о кадрах, которые наша космическая отрасль может потерять.

Прошло полгода, и я снова решил осведомиться о состоянии дел. Вполне нормальное желание. Сегодня эта озабоченность перешла в уверенность. И вот почему.

С 1 июня в КБХА планируется сокращение. Обещанное еще в декабре. На 15-20%. Цифра огромная в масштабе предприятия. Как я и говорил раньше, увольняют не "эффективных менеджеров" из управления, а рабочих из цехов и испытательного комплекса.

Причем увольняют не стариков. Увольняют как раз молодых. Как мне рассказал один из попавших под это сокращение, к нему подошел начальник цеха и прямо предложил: "Давай мы тебя уволим по сокращению. Ты молодой, работу найдешь. Ну не смогу я себе в глаза смотреть по утрам в зеркале, если этих двоих (фамилии, понятное дело, я опускаю) уволю. Им до пенсии по полтора года осталось..."

И молодые уходят. И уходят, кстати, с удовольствием. Потому что в марте и апреле люди получали "голый оклад", то есть 14-17 тысяч рублей. О премиях, надбавках и прочих вещах все забыли. Остаются только начисления за переработку и внеурочные. Но с переработкой, понятное дело, на заводе идет борьба, а внеурочные (испытания) — это исключительно для полигона.

Один из моих декабрьских собеседников уже трудится в другой компании города. И с ним мы очень обстоятельно поговорим на тему завода чуть позже. Второго ипотека (точнее, невозможность ее выплаты) занесла аж на космодром Восточный. Там инженер-гидравлик с опытом работы в космической отрасли стоит 55 тысяч.

А что же предлагают так называемые "эффективные менеджеры" трудящимся?

Предлагают очень интересную вещь.

Увольняя по сокращению людей, понятное дело, высвобождаются некоторые денежные суммы. Куда они пойдут? Частично на повышение окладов. А частично — на премирование и оплаты сверхурочных работ.

Понятно, что если уволить из 5 человек троих, работы меньше не станет. И делать ее все равно придется. Соответственно, вот и возникают вышеупомянутые сверхурочные. То есть работать человек будет больше, а получать в лучшем случае столько, сколько в 2014 году, который теперь в КБХА вспоминают с благоговением.

Ладно, если бы предприятие выпускало утюги или колбасу. Но речь идет о ракетных двигателях для космических кораблей. Каким образом, пусть опытные, но уже в возрасте кадры, работая постоянно сверх нормы, смогут обеспечить надлежащее качество?


Опыт и умение — очень немаловажная деталь. Но не в случае, когда 55-58 летний мужик будет пахать как молодой. В полторы смены и по выходным. А он будет пахать, никуда не денется. Семью никто не отменял. И пенсию, кстати, тоже.

Этакое крепостное право от "эффективных менеджеров". Видимо, господин Камышев решил поставить дело как в своем бывшем "Центртелекоме". Возможно, там это и дало положительный эффект, но телефонная связь и ракетные двигатели все-таки разные вещи. Мне так кажется.

Так что я не сильно буду удивлен через полгода очередным известием о катастрофе на взлете очередной ракеты-носителя. Для этого есть все предпосылки. И это, мягко говоря, не радует.

Но давайте заглянем в будущее. Лет на пять. Ведь рано или поздно, но время уходить для пенсионеров придет. Да и не смогут они, как ни крути, работать в таком режиме. Уйдут. Дотянут до пенсии и уйдут.

Возникает вопрос: кто дальше?

Кто дальше будет собирать двигатели? Выпускники нашего политехнического университета? Весьма, кстати, уважаемого ВУЗа даже в масштабах страны. Поставщика кадров для многих "закрытых" заводов. Не смешно. Вряд ли сегодняшняя цифра в 15-17 тысяч рублей кого-то заинтересует. Равно как и перспектива работать по выходным и ночам за надбавку в 3-5 тысяч.

Не знаю, что вообще планируют господа "эффективные менеджеры" в КБХА. Может, гастарбайтеров нанимать, может, еще что. В любом случае, у меня нет ни малейшего желания слушать то, что они могли бы сказать мне в ответ на эти вопросы. Ибо это будут исключительно слова людей, абсолютно некомпетентных в сфере космической индустрии.

А люди уходят. И решат ли они вернуться обратно через несколько лет, сказать сложно. Потому что моих собеседников приглашали на крупное военное предприятие с достойной работой и хорошей зарплатой. И так было до 2015 года. А уходят они из непонятной конторы, где плюют на все. В том числе и на то, что будет завтра.

Господин Рогозин, почему вы еще не в Воронеже?

Кстати, обращаю внимание читающих на то, что в США, куда сегодня уходит каждый четвертый двигатель из КБХА, уже криком кричат, особенно военные, на тему того, что надо выпускать свои двигатели и побыстрее. Не потому ли они так оживились, что в курсе происходящего?

Мне очень сложно оценить должным образом происходящее. Но налицо факт того, что ведущий производитель ракетных двигателей сегодня, точнее, с 1 июня, лишается кадров. Лишается будущего. А вместе с ним лишается будущего и наша космическая отрасль.

Если не изменить ситуацию, то... мне не хотелось бы стать пророком.

Возможно, мое мнение, составленное из разговоров с ушедшими сотрудниками КБХА, несколько непрофессионально и предвзято. Поэтому я договорился с несколькими из них о более широком интервью. Пусть они расскажут всем, как приходили на завод, как и почему ушли.

Продолжение последует в самое ближайшее время.
Автор:
Роман Скоморохов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

69 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти