Military Review

Ethiopian army to the start of hostilities

10
The state of the armed forces of Abyssinia


In Addis Ababa, they knew about the preparation of the Italian invasion. However, the "king of kings" postponed the mobilization until the last moment, in order not to give reason to accuse Ethiopia of aggression. Realizing that war was inevitable, the emperor in September 1935 announced a general mobilization. Mobilization and concentration, due to the characteristics of the Ethiopian army, the existence of the feudal system and poor communications, was extremely slow. Thus, concentration on the Northern front ended only at the end of December 1935, in the midst of the war. In total, up to 500 thousand people were mobilized.

By the beginning of the war, the Ethiopian army consisted of the following parts:

- The Imperial Guard (Kebur Zabanga), or First Division, was the selective core of the army. The guard was both the personal guard of the emperor and the elite infantry division, the operational reserve of the supreme commander. The guards numbered about 10 thousand warriors, including the 4 cavalry squadron. Guardsmen were trained by Swedish, Norwegian and Belgian officers. The battalions were commanded by officers who graduated from the French Military Academy of Saint-Cyr. The guard had good weapons - rifles, machine guns and mortars, there was one company of heavy machine guns. Only the guardsmen had khaki uniforms of the Belgian army. The remaining soldiers were dressed in a white cotton uniform and were good targets for the enemy.

- Provincial and tribal troops - up to 100 thousand people. They were recruited from volunteers and contained races (princes). Of them stand out command personnel during the formation of the state militia. There were also about 100 Thousands of settler soldiers (“flows”). Among them was the battle core of 30 thousand "tripolkov", who previously served for hire in the British and Italian troops in Somalia, Sudan and Libya. "Tripoli" combat core of the Ethiopian army and served as the personnel basis for the formation of new units. There was also a small number of Belgian advisory officers in the country.

- The general militia could total up to 500 thousand people. It was the least trained part of the armed forces of Abyssinia. Many warriors of the militia were armed only with bows and spears.



Ethiopian army to the start of hostilities

Abyssinian warriors

Not enough for arming the army weapons and equipment. In the whole country there were about 500 thousand rifles, only 10% were modern storefronts, the rest were outdated systems. In the army there were 200-300 machine guns of various systems. The artillery was scanty: up to 50 different guns, several anti-aircraft guns of the Oerlikon system. Ammunition was limited - 150 rounds per rifle, 10 thousand per machine gun. Aviation almost none - a few old passenger planes. From armored vehicles - several armored vehicles and obsolete tanks. The whole army had only 4 radios, wire communication was available in a limited amount. Therefore, communication was often carried out in an archaic way - with the help of messengers, “runners,” tom-toms (“talking drums”) and bonfires. For comparison, the Italian army had 6 thousand machine guns, 700 guns, 150 tankettes and 150 aircraft.

At the same time, the Abyssinian warriors traditionally were distinguished by high fighting spirit, had developed military traditions. The soldiers were unpretentious, hardy, brave, well wielded the weapons that they had in their hands. They fought well in direct combat, in hand-to-hand combat. Abyssinians knew the theater of warfare, could organize partisan and sabotage activities in the conditions of mountainous, wooded and desert terrain.

Thus, the Ethiopian army was still mostly of a feudal type, was not trained in modern battle tactics, was poorly equipped with equipment. The Ethiopian troops, despite their large numbers, were inferior to the enemy in almost all respects — unity of command, weapons and equipment, communications. There were almost no armored vehicles and aircraft. Artillery was weak; there was no food and ammunition for a long war. Part of the troops had only archaic weapons. However, the Abyssinians were high-quality combat material, differed courage and stamina, well owned personal weapons, which made them a dangerous enemy in melee.

The Abyssinian army at the beginning of the war was divided into three main operational areas. On the northern front there was an army group of 150-200 with thousands of people under the command of the Muluet, Seiyoum, Kama, Imr, and Aielu races. The troops were supposed to cover the main communications leading from the north to the Ethiopian capital. Thus, in the north, the Abyssinians were seriously inferior to 250 thousand enemy strike forces, both in number and in armament. The troops of Desta and Nasibu races were stationed on the Southern Front - 100-150 thousand soldiers. There were about 110 thousand Italians against them. In the central direction there were only about 10 thousand soldiers, against 17 thousand Italian soldiers. In reserve, the Negus had 10 thousand guards, as well as various militias, numbering up to 100 thousand people.

As a result, at the beginning of the war, Ethiopia threw 450-500 thousand people, and could increase the number of troops at the expense of the militia, but the problem was a serious shortage of modern weapons and ammunition. At the same time, there were many slaves, porters, guide pack animals, rear service personnel, that is, a large number of non-combatants in the army. As a result, the real combat strength of the army was much less than the total number of troops. Therefore, the Abyssinian army was much inferior to the enemy and could not fight on equal terms with the Italians, due to the lack of weapons, supply problems and the general backwardness of the country (economic, military-technical, science, education, etc.).

The supreme commander was a Negus, with whom various military advisers were stationed. The headquarters of the “king of kings” at different periods of the war was located in Addis Ababa, Dessier and Quoram. At the head of the armies and army groups were races.



War plans

Italy. The global and domestic political situation demanded a blitzkrieg. The delay of the war could lead to external and internal problems, threatened with a financial crisis. Therefore, the war was planned to end before the beginning of the period of great tropical rains (from June), which hampered the use of aircraft, armored vehicles and transport.

The main goal was the capital of Abyssinia - Addis Ababa. The military-political leadership hoped that after the direct defeat of the Abyssinian army and the seizure of the capital, most of the racial princes and feudal lords would change the emperor, but this assumption turned out to be erroneous. Most races continued to resist and after the fall of the capital, they led the partisan movement.

Of the two operational directions from Eritrea to Addis Ababa, which led through Dessier and Gondar, the Italians chose Dessier, since it was easier to organize an offensive and a rear. Caravan and partly wheel tracks were located here, and the highlands did not have hard-to-reach frontiers. This direction on the offensive of the main forces of the Italian Expeditionary Army was located further than the Anglo-Egyptian Sudan, outside the operational influence of the British. In addition, this most convenient route from the north to the center of Abyssinia led through the richest and most densely populated agricultural areas of the country. The invasion struck the country's economy and facilitated the supply of troops with food. The Abyssinians were forced to either quit the richest regions of the country or to enter into a decisive battle, as the Italians needed. This allowed one powerful blow to defeat the enemy and complete the main fighting. Also, the Italians remembered the defeat of 1 in March of 1896 in the area of ​​the town of Adua and wanted revenge. Thus, the Italian command concentrated on the Northern (Eritrean) front the main strike force of the expeditionary army.

The southern (Somali) front was to play a supporting role. The southern front was to forge as much as possible of the Ethiopian troops and support the advance of the Northern front with a strike on Harar - the center of Abyssinia of second importance. Also, the southern group was supposed to act on the capital direction, seeking to connect with the main forces. Thus, the Southern Front distracted almost half of the Ethiopian army and developed an offensive against Harar and Addis Ababa.

The distance in 1200 km, which divided the two fronts, hampered the interaction of Italian troops, so an auxiliary central front was created. Italian troops from the Assab area were to develop an offensive on Dessier. Thus, a small group of Italian troops in the central direction provided the flanks of the main fronts. As a result, the design of the Ethiopian campaign consisted of a concentric offensive in the northern, southern and partly central operating areas. The main blow was delivered in the north, from Eritrea in the direction of the capital of Abyssinia.



Source: Korsun N. G. The Italo-Abyssinian War 1935-1936

Abyssinia. The Abyssinian command quite correctly determined the main operational directions and distributed troops to them. The main forces were located on the northern front, a strong army was in the south. On the Southern Front, where the Abyssinians planned to defend, they had some numerical advantage over the Italians. At the same time, the disunity of the Northern and Southern fronts, the lack of communications, the almost complete lack of transport, the weak organization of the rear did not allow the Abyssinian army to maneuver with forces, to carry out a quick transfer of reinforcements and reserves. As an operational reserve, the emperor located in the junctions of roads, in the districts of Dessier and Diredua, the most selective forces were the guards.

The Abyssinian high command also worked out the right strategy: dragging out the war by unleashing a wider partisan struggle and acting on enemy communications, as well as maintaining mobile defenses on mountain frontiers. Delaying the war was supposed to stretch the enemy's forces, his communications, and during the beginning of the rainy season, to reduce the enemy's mobility, to reduce his advantage in aviation and technology to a minimum. Then, after the Italian army got stuck, it was planned to launch a decisive counteroffensive with the aim of encircling and defeating the main enemy forces. This should have forced Italy to go to peace negotiations (scenario of the First War with Italy).

Thus, Abyssinia had a good plan of war, which corresponded to the capabilities of its army, which could not compete with the Italian army, well-armed and technically equipped, in a direct decisive battle. On the other hand, the fighting qualities of the Abyssinian warriors made it possible to unleash an active partisan and sabotage war in the rear of the enemy, on his communications, to wage a small war in the mountains and forests.

However, the problem was that, under pressure from Britain and some princes who dreamed of repeating the defeat of the Italian army of the 1896 model of the year, they adopted another plan of war, more decisive. The Negus succumbed to the pressure and changed the original plan. As a result, the Abyssinian command was prepared for decisive battles with large masses of troops, after the concentration of the army was completed, which was advantageous to the Italian army, which in direct clash had complete superiority. It was a strategic mistake that had fatal consequences for the army and the country.


"King of Kings" Haile Selassie

The outbreak of war

October 3 1935, without declaring war, the Italian army invaded from Eritrea and Somalia into Ethiopia. At the same time, Italian aviation began bombing the city of Adua. Three Italian corps (1, Colonial and 2) under the command of de Beaune, which in Eritrea turned on a narrow section of 10 km, forced the border river Mareb and began to move cautiously deeper into Ethiopia on Axum and Adua, from one mountain line to to another. In this case, the Italians widely used artillery, aircraft and armored vehicles. The Italian command was cautious, and in order to secure itself from the detour and the encirclement, the troops were deeply echeloned. Thus, at the beginning of the campaign, the Italians acted cautiously, trying to crush the enemy with technical power, organize the rear and prepare communications.

The Abyssinian army, which was led by the races of Seyoum, due to the fact that it had not yet completed mobilization and concentration, evaded the defense of strong mountain positions in the areas of Atssum, Adua and Adigrat.

As a result, the Italian army, meeting only the weak resistance of scattered enemy units, by October 8 reached the line Axum, Adua, Adigrat. Then the Italians stopped to organize the rear, prepare the roads for the passage of vehicles, strengthen the occupied positions and prepare a springboard for further movement. At this time, some feudal lords betrayed the country, and went over to the side of the Italians. However, most of the soldiers did not follow their example, remaining loyal to their homeland.

The Italian High Command, dissatisfied with de Bono's cautious actions, demanded an accelerated pace of attack. Commander de Bono complied with the request of Rome and decided to make the next move, occupying the area of ​​the city of Makalle (Makale). The 1 and Eritrean (formerly colonial) corps, advancing in the zone of the Eritrean Range and interacting with the flank squad of General Mariotti, occupied the 8-11 in November 1935, the Makelle region. The 2 Corps, cautiously advancing from the right, collided with opposition from local partisans. After this success, the Italian army, having significantly advanced its left wing to the south, stopped again. The Italian front was pulled forward in the direction of a single road that connected McAlle and Adigrat, and the interaction of certain groups was difficult due to the mountainous terrain. Again there was a long break in the fighting. The Italians pulled back, redeployed forces and reinforced the Northern Front with infantry divisions that had arrived. On the Southern Front at this time, the battle was limited to fights in the border zone.

The Abyssinian military-political leadership, ending with the concentration of troops, was waiting for the supply of arms and ammunition purchased abroad (through Sudan and British and French Somalia). The Abyssinians also hoped to hold on until the rainy season, when the roads would become impassable, and the mountain rivers in many sections would become difficult to overcome. In addition, Addis Ababa hoped that the delay in hostilities would lead to a deterioration in Italy’s international position and a rejection of aggression. October 7 1935. The League of Nations recognized Italy as the aggressor. 11 November 1935. The Council of the League of Nations decided to impose economic sanctions on Italy: the supply of weapons and certain types of strategic raw materials were banned. The League of Nations called for limiting imports of Italian goods and refraining from providing loans and loans to Rome. However, a number of leading countries of the world and Europe refused to establish restrictions on trade and economic relations with Italy - among them the USA, Germany, Austria and Hungary. The embargo on the supply of oil and oil products to Italy has not been introduced. Thus, Ethiopia’s hopes for the world community turned out to be ephemeral.

The Italian High Command, enraged by the lack of high-profile victories and blitzkrieg, decided to change the command of the expeditionary forces. Instead of de Bono, they appointed the head of the Italian General Staff, Marshal Pietro Badoglio. In the First Italian-Ethiopian War, he fought as a lieutenant and was seriously wounded in the battle of Adou. Badoglio ordered the troops to prepare for a further offensive. He also limited the bombardment of enemy troop clusters with the goal of letting the Abyssinians complete concentration in certain areas (this was reported by agents) so that the enemy could be beaten with several decisive blows. Marshal feared that the Ethiopian command, worried by air strikes, would divide the troops into small detachments and move on to a small partisan war. The Italian army did not have the strength and capabilities to ensure complete control over such a large country as Ethiopia. Badoglio also regrouped the forces of the Northern Front and formed the 3 Corps at the expense of the reinforcements arrived, which took up positions between the 1 and the Eritrean Corps. Then the 4 Army Corps was formed, which strengthened the right wing of the Northern Front.





Italian artillery

To be continued ...
Author:
Articles from this series:
Second Italian-Ethiopian War

How Italy conquered Ethiopia
Italian armed forces to the beginning of the invasion of Ethiopia
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Volga Cossack
    Volga Cossack 27 May 2016 06: 59
    +6
    Worthy of continuing the cycle. I read it with pleasure. Thank.
  2. Moore
    Moore 27 May 2016 07: 19
    +2
    Thus, Ethiopia’s hopes for the world community were ephemeral.

    Nothing changes in this world
  3. jktu66
    jktu66 27 May 2016 09: 17
    +2
    What a handsome man on a horse, a king who is kings! smile
    1. Pereira
      Pereira 27 May 2016 10: 19
      +1
      Pay attention to his landing - chivalrous.
  4. Aleksander
    Aleksander 27 May 2016 10: 06
    +1
    What id.otami were the Italians recently, only 80 years ago! Is it really necessary to lose almost a million citizens in order to begin to think that there is no need to go anywhere?
    Judging by their participation in the aggression in Libya and the sanctions against Russia, the brains completely fell into place.
  5. Reptiloid
    Reptiloid 27 May 2016 10: 31
    +2
    Thank you very much for continuing the topic. These articles are new material to me!
  6. reservist
    reservist 27 May 2016 12: 56
    +4
    There was practically no aviation - a few old passenger planes.

    Ethiopian Air Force commander Mikhail Ivanovich Babichev, son of Ivan Filaretovich Babichev, junior officer of the 25th Kazan Dragoon Regiment and general of the Ethiopian army ...
    1. Anglorussian
      Anglorussian 28 May 2016 00: 23
      +1
      Where ours didn’t disappear ...
  7. Robert Nevsky
    Robert Nevsky 27 May 2016 18: 55
    0
    Victory Yes Ethiopia!
  8. bubalik
    bubalik 27 May 2016 22: 43
    0
    recourse
    The general militia could number up to 500 thousand people. It was the least trained part of the armed forces of Abyssinia. Many militia soldiers were armed only with bows and spears.
    ,,
    For comparison, in the Italian army there were 6 thousand machine guns, 700 guns, 150 tankettes and 150 aircraft.
    , against artillery and machine guns ,,, brutally recourse
  9. Lankaster
    Lankaster 28 May 2016 08: 59
    0
    Many militia soldiers were armed only bows and spears

    Is there at least one shot of the Abyssinians with bows? They meet with spears, shields and swords, but I have never seen them with bows ... request All with rifles, albeit ancient.

Армия Эфиопии к началу боевых действий

Состояние вооруженных сил Абиссинии

В Аддис-Абебе знали о подготовке итальянского вторжения. Однако «царь царей» откладывал мобилизацию до последнего момента, чтобы не дать повода обвинить Эфиопию в агрессии. Поняв, что война неизбежна император в сентябре 1935 г. объявил всеобщую мобилизацию. Мобилизация и сосредоточение, вследствие особенностей эфиопской армии, существования феодального строя и плохих путей сообщения, проходила крайне медленно. Так, сосредоточение на Северном фронте закончилось только в конце декабря 1935 г., в самый разгар войны Всего было мобилизовано до 500 тыс. человек.

К началу войны, эфиопская армия состояла из следующих частей:


— Отборным ядром армии была императорская гвардия (Кебур Забанга), или Первая дивизия. Гвардия была как личной охраной императора, так и элитной пехотной дивизией, оперативным резервом верховного главнокомандующего. Гвардия насчитывала около 10 тыс. воинов, включая 4 эскадрона конницы. Гвардейцы обучались шведскими, норвежскими и бельгийскими офицерами. Командовали батальонами офицеры, которые закончили французскую военную академию Сен-Сир. Гвардия имела хорошее вооружение — винтовки, пулеметы и минометы, имелась одна рота тяжелых пулеметов. Только гвардейцы имели униформу бельгийской армии цвета хаки. Остальные солдаты были облачены в белую хлопковую форму и были хорошими мишенями для противника.

— Войска провинций и племен — до 100 тыс. человек. Они комплектовались из добровольцев и содержались расами (князьями). Из них выделялись командные кадры во время формирования государственного ополчения. Также имелось около 100 тыс. солдат-поселенцев («текленья»). Среди них было боевое ядро из 30 тыс. «триполков», которые раньше служили по найму в британских и итальянских войсках в Сомали, Судане и Ливии. «Триполки» боевым ядром эфиопской армии и служили кадровой основой для формирования новых частей. Также в стране было небольшое количество бельгийских офицеров-советников.

— Всеобщее ополчение могло насчитывать до 500 тыс. человек. Это была наименее обученная часть вооруженных сил Абиссинии. Многие воины ополчения были вооружены только луками и копьями.

Армия Эфиопии к началу боевых действий

Армия Эфиопии к началу боевых действий

Армия Эфиопии к началу боевых действий

Абиссинские воины

Для вооружения армии не хватало оружия и снаряжения. Во всей стране было около 500 тыс. винтовок, только 10% — современные магазинные, остальные — устаревших систем. В армии было 200-300 пулеметов различных систем. Артиллерия была мизерной: до 50 различных орудий, несколько зенитных орудий системы «Эрликон». Боезапас был ограничен — по 150 патронов на винтовку, 10 тыс. на пулемет. Авиации практически не было — несколько старых пассажирских самолетов. Из бронетехники — несколько бронемашин и устаревших танков. Вся армия располагала всего 4 рациями, проволочная связь имелась в ограниченном размере. Поэтому связь часто осуществлялась архаичным образом — с помощью гонцов-«бегунов», там-тамов («говорящих барабанов») и костров. Для сравнения, в итальянской армии было 6 тыс. пулеметов, 700 орудий, 150 танкеток и 150 самолетов.

При этом абиссинские воины традиционно отличались высоким боевым духом, имели развитые воинские традиции. Солдаты были неприхотливыми, выносливыми, храбрыми, хорошо владели тем оружием, которое у них было в руках. Хорошо бились в прямом бою, в рукопашной. Абиссинцы хорошо знали театр боевых действий, могли организовать партизанскую и диверсионную деятельность в условиях горной, лесистой и пустынной местности.

Таким образом, эфиопская армия ещё была в основном феодального типа, не была обучена современной тактике боя, была слабо оснащена техникой. Эфиопские войска, несмотря на свою большую численность, уступали противнику почти по всем параметрам — единство управления, вооружение и техника, связь. Почти не было бронетехники и авиации. Слабой была артиллерия, не было запасов продовольствия и боеприпасов для ведения длительной войны. Часть войск имела только архаичное вооружение. Однако абиссинцы были качественным боевым материалом, отличались мужеством и стойкостью, отлично владели личным оружием, что делало их опасным врагом в ближнем бою.

Абиссинская армия в начале войны была разделена по трем основным операционным направлениям. На Северном фронте располагалась группа армий численностью 150-200 тыс. человек под началом расов Мулугета, Сейюма, Кама, Имру, Айелу. Войска должны были прикрыть основные коммуникации, ведущие с севера к эфиопской столице. Таким образом, на севере абиссинцы серьёзно уступали 250 тыс. ударной группировке противника, как в числе, так и в вооружении. На Южном фронте располагались войска расов Деста и Насибу — 100-150 тыс. воинов. Против них было около 110 тыс. итальянцев. На центральном направлении имелось всего около 10 тыс. воинов, против 17 тыс. итальянских солдат. В резерве у негуса была 10 тыс. гвардия, а также различные ополчения, численностью до 100 тыс. человек.

В итоге, в начале войны Эфиопия выставила 450-500 тыс. человек, и могла увеличить численность войск за счёт ополчения, но проблема была в серьёзной нехватке современного оружия и боеприпасов. При этом в армии было много рабов, носильщиков, вожатых вьючных животных, обслуги тыла, то есть большое количество некомбатантов. В результате реальный боевой состав армии был намного меньше общей численности войск. Поэтому абиссинская армия сильно уступала противнику и не могла на равных воевать с итальянцами, из-за нехватки оружия, проблем снабжения и общей отсталости страны (экономической, военно-технической, науки, образования и т. д.).

Верховным главнокомандующим был негус, при котором находились различные военные советники. Ставка «царя царей» в различные периоды войны располагалась в Аддис-Абебе, Дессье и Куорам. Во главе армий и армейских группировок стояли расы.

Армия Эфиопии к началу боевых действий


Планы войны

Италия. Мировая и внутриполитическая обстановка требовала блицкрига. Затягивание войны могло привести к внешним и внутренним проблемам, грозило финансовым кризисом. Поэтому войну планировали завершить до начала периода больших тропических дождей (с июня), которые затрудняли использование авиации, бронетехники и транспорта.

Главной целью была столица Абиссинии — Аддис-Абеба. Военно-политическое руководство рассчитывало, что после прямого поражения абиссинской армии и захвата столицы, большинство расов-князей и феодалов изменит императору, однако это предположение оказалось ошибочным. Большинство расов продолжили сопротивление и после падения столицы, возглавили партизанское движение.

Из двух операционных направлений из Эритреи в Аддис-Абебу, которые вели через Дессье и Гондар, итальянцы выбрали Дессье, так как здесь легче было организовать наступление и тыл. Здесь располагались караванные и частично колесные пути, а горная местность не имела труднопреодолимых рубежей. Это направление на наступления главных сил итальянской экспедиционной армии располагалось дальше англо-египетского Судана, вне оперативного воздействия британцев. Кроме того, этот наиболее удобный путь с севера к центру Абиссинии, вёл через наиболее богатые и плотно населенные земледельческие области страны. Вторжение наносило удар хозяйству страны и облегчало снабжение войск продовольствием. Абиссинцы вынуждены были или бросить наиболее богатые области страны или вступить в решительное сражение, что и требовалось итальянцам. Это позволяло одним мощным ударом разгромить врага и завершить основные боевые действия. Также итальянцы помнили о поражении 1 марта 1896 г. в районе г. Адуа и желали реванша. Таким образом, итальянское командование сосредоточило на Северном (Эритрейском) фронте основную ударную группировку экспедиционной армии.

Южный (Сомалийский) фронт должен был сыграть вспомогательную роль. Южный фронт должен был сковать как можно больше эфиопских войск и поддержать наступление Северного фронта ударом на Харар — второй важности центр Абиссинии. Также южная группировка должна была действовать на столичном направлении, стремясь к соединению с главными силами. Таким образом, Южный фронт отвлекал почти половину эфиопской армии и развивал наступление на Харар и Аддис-Абебу.

Расстояние в 1200 км, разделявшее два фронта, затрудняло взаимодействие итальянских войск, поэтому был создан вспомогательный Центральный фронт. Итальянские войска из района Ассаба должны были развить наступление на Дессье. Таким образом, небольшая группа итальянских войск на центральном направлении обеспечивала фланги основных фронтов. В итоге, замысел Эфиопской кампании состоял в концентрическом наступлении на северном, южном и частично центральном операционных направлениях. Основной удар наносили на севере, из Эритреи в направлении на столицу Абиссинии.

Армия Эфиопии к началу боевых действий

Армия Эфиопии к началу боевых действий

Источник: Корсун Н. Г. Итало-абиссинская война 1935-1936 гг.

Абиссиния. Абиссинское командование довольно верно определило главные операционные направления и распределило по ним войска. Основные силы были расположены на Северном фронте, сильная армия была на юге. На Южном фронте, где абиссинцы планировали обороняться, они имели некоторое численное преимущество над итальянцами. При этом разобщенность Северного и Южного фронтов, недостаток коммуникаций, почти полное отсутствие автотранспорта, слабая организация тыла не позволяли абиссинской армии производить маневр силами, осуществлять быструю переброску подкреплений и резервов. В качестве оперативного резерва император расположил в узлах дорог, в районах Дессье и Диредауа, самые отборные силы — гвардию.

Абиссинское верховное командование также выработало правильную стратегию: затягивание войны путем развязывания широкой партизанской борьбы и действия на коммуникациях противника, а также ведения подвижной обороны на горных рубежах. Затягивание войны должно было растянуть силы противника, его коммуникации, а во время начала сезона дождей снизить подвижность противника, свести его преимущество в авиации и техники к минимуму. Затем, после того как итальянская армия завязнет, намечалось перейти в решительное контрнаступление с целью окружения и разгрома основных сил противника. Это должно было заставить Италию пойти на мирные переговоры (сценарий Первой войны с Италией).

Таким образом, Абиссиния имела хороший план войны, который соответствовал возможностям её армии, которая не могла меряться силами с итальянской армией, хорошо вооруженной и технически оснащенной, в прямом решительном бою. С другой стороны, боевые качества абиссинских воинов позволяли развязать активную партизанскую и диверсионную войну в тылу врага, на его коммуникациях, вести в горах и лесах малую войну.

Однако, проблема была в том, что под давлением Британии и некоторых князей, которые мечтали повторить разгром итальянской армии образца 1896 года, приняли другой план войны, более решительный. Негус поддался давлению и изменил первоначальный план. В результате абиссинское командование изготовилось к решительным боям с большими массами войск, после завершения сосредоточения армии, что было выгодно итальянской армии, которая в прямом столкновении имела полное превосходство. Это была стратегическая ошибка, которая привела роковым последствиям для армии и страны.

Армия Эфиопии к началу боевых действий

"Царь царей" Хайле Селассие

Начало войны

3 октября 1935 года, без объявления войны, итальянская армия вторглась из Эритреи и Сомали в Эфиопию. Одновременно итальянская авиация начала бомбардировку города Адуа. Три итальянских корпуса (1-й, колониальный и 2-й) под началом де Бона, которые в Эритрее развернулись на узком участке в 10 км, форсировали пограничную реку Мареб и начали осторожно продвигаться вглубь Эфиопии на Аксум и Адуа, от одного горного рубежа к другому. При этом итальянцы широко использовали артиллерию, авиацию и бронетехнику. Итальянское командование осторожничало, и чтобы обеспечить себя от обхода и окружения, глубоко эшелонировало войска. Таким образом, в начале кампании итальянцы действовали осторожно, старались подавить противника технической мощью, организовать тыл и подготовить коммуникации.

Абиссинская армия, которую возглавлял рас Сейюма, из-за того, что ещё не завершила мобилизацию и сосредоточение, уклонилась от обороны сильных горных позиций в районах Атссум, Адуа и Адиграт.

В результате итальянская армия, встречая только слабое сопротивление разрозненных отрядов противника, к 8 октября вышла на рубеж Аксум, Адуа, Адиграт. Затем итальянцы остановились, чтобы организовать тыл, подготовить дороги для проезда автотранспорта, укрепить занятые позиции и подготовить плацдарм для дальнейшего движения. В это время некоторые феодалы предали страну, и перешли на сторону итальянцев. Однако, большая часть солдат не последовала их примеру, оставшись верными родине.

Верховное итальянское командование, недовольное осторожными действиями де Боно, потребовало ускоренных темпов наступления. Командующий де Боно подчинился требованию Рима и решился сделать следующий ход, заняв район города Макалле (Макале). 1-й и Эритрейский (бывший колониальный) корпуса, наступая в зоне Эритрейского хребта и взаимодействуя с фланговым отрядом генерала Мариотти, заняли 8-11 ноября 1935 года район Макелле. Уступом справа осторожно наступал 2-й корпус, который столкнулся с противодействием местных партизан. После этого успеха, итальянская армия, значительно выдвинувшись своим левым крылом к югу, снова приостановилась. Итальянский фронт был вытянут вперёд в направлении одной дороги, которая связывала Макалле и Адиграт, и взаимодействие отдельных групп было затруднено из-за гористой местности. Опять наступил длительный перерыв в боевых действиях. Итальянцы подтягивали тылы, произвели перегруппировку сил и усилили Северный фронт прибывшими пехотными дивизиями. На Южном фронте в это время сражение ограничивалось схватками в приграничной полосе.

Абиссинское военно-политическое руководство, заканчивая сосредоточение войск, ждало подвоза купленных за границей вооружений и боеприпасов (через Судан и британское и французское Сомали). Также абиссинцы надеялись продержать до сезона дождей, когда дороги станут непроходимыми, а горные реки на многих участках станут труднопреодолимыми. Кроме того, Аддис-Абеба рассчитывала, что затягивание боевых действий приведёт к ухудшению международного положения Италии и отказу от агрессии. 7 октября 1935 г. Лига Наций признала Италию агрессором. 11 ноября 1935 г. Совет Лиги Наций принял решение ввести экономические санкции против Италии: были запрещены поставки оружия, отдельных видов стратегического сырья. Лига Наций призвала ограничить импорт итальянских товаров и воздержаться от предоставления Риму кредитов и займов. Однако ряд ведущих стран мира и Европы отказались установить ограничения на торгово-экономические отношения с Италией — среди них США, Германия, Австрия и Венгрия. Эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов в Италию не ввели. Таким образом, надежды Эфиопии на мировое сообщество оказались эфемерными.

Верховное итальянское командование, разгневанное отсутствием громких побед и блицкрига, решило сменить командование экспедиционными войсками. Вместо де Боно назначили главу итальянского Генштаба, маршала Пьетро Бадольо. В Первую итало-эфиопскую войну он сражался лейтенантом и был тяжело ранен в битве при Адуа. Бадольо приказал войскам готовиться к дальнейшему наступлению. Он также ограничил бомбардировки скоплений войск противника с целью дать абиссинцам завершить сосредоточение в известных районах (об этом доносила агентура), чтобы можно было разбить врага несколькими решительными ударами. Маршал опасался, что эфиопское командование, обеспокоенное воздушными ударами, разделит войска на мелкие отряды и перейдёт к малой, партизанской войне. У итальянской армии не было сил и возможностей, чтобы обеспечить полный контроль над такой большой страной как Эфиопия. Также Бадольо произвел перегруппировку войск Северного фронта и сформировал за счёт прибывших подкреплений 3-й корпус, который занял позиции между 1-м и Эритрейским корпусами. Затем был сформирован и 4-й армейский корпус, который усилил правое крыло Северного фронта.

Армия Эфиопии к началу боевых действий

Армия Эфиопии к началу боевых действий

Армия Эфиопии к началу боевых действий

Армия Эфиопии к началу боевых действий

Итальянская артиллерия

Продолжение следует…
Автор: Самсонов Александр


Статьи из этой серии:

Вторая итало-эфиопская война

Как Италия захватила Эфиопию
Вооружённые силы Италии к началу вторжения в Эфиопию

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. казак волгский 27 мая 2016 06:59
    Достойное продолжения цикла. прочел с удовольствием. Спасибо.
  2. Мур 27 мая 2016 07:19
    Таким образом, надежды Эфиопии на мировое сообщество оказались эфемерными.

    Ничего не меняется в этом мире
  3. jktu66 27 мая 2016 09:17
    Каков красавчик на коне, царь который царей! smile
    1. Перейра 27 мая 2016 10:19
      Обратите внимание на его посадку - рыцарская.
  4. Aleksander 27 мая 2016 10:06
    Какими же ид.отами были итальянцы совсем недавно, всего 80 лет назад! Неужели необходимо потерять почти миллион граждан, чтобы начать соображать, что не надо лезть никуда?
    Судя по участию в агрессии в Ливию и санкциям против России-мозги до конца так и встали на место.
  5. Reptiloid 27 мая 2016 10:31
    Большое спасибо за продолжение темы. Эти статьи ---новый материал для меня!
  6. reservist 27 мая 2016 12:56
    Авиации практически не было — несколько старых пассажирских самолетов.

    командующий военно-воздушными силами Эфиопии Михаил Иванович Бабичев, сын Ивана Филаретовича Бабичева, младшего офицера 25-го Казанского драгунского полка и генерала эфиопской армии ...
    1. Anglorussian 28 мая 2016 00:23
      Где наша толко не пропадала...
  7. Робертъ Невский 27 мая 2016 18:55
    Победа да Эфиопию!
  8. bubalik 27 мая 2016 22:43
    recourse
    Всеобщее ополчение могло насчитывать до 500 тыс. человек. Это была наименее обученная часть вооруженных сил Абиссинии. Многие воины ополчения были вооружены только луками и копьями.
    ,,
    Для сравнения, в итальянской армии было 6 тыс. пулеметов, 700 орудий, 150 танкеток и 150 самолетов.
    ,против артиллерии и пулеметов,,,жестоко recourse
  9. Lankaster 28 мая 2016 08:59
    Многие воины ополчения были вооружены только луками и копьями

    А есть хоть один снимок абиссинцев с луками? С копьями, щитами и мечами встречаются, а вот с луками не видел ни разу... request Все с винтовками, пусть и древними.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня