Производители угрожают Министерству обороны срывом гособоронзаказа
На собрании Общественной палаты руководителями российских оборонных предприятий были раскритикованы указания Минобороны о рентабельности производства. Они, по мнению руководителей, могут явиться причиной очередного срыва государственного оборонзаказа. Действующие указания Минобороны норму рентабельности ограничивают 20% и фактически вынуждают предприятия оборонного комплекса работать в убыток.
По словам Михаила Погосяна, президента ОАК, головной подрядчик обязывается военным ведомством в закладывании в стоимость выпускаемой продукции 20% рентабельности, а для компонентов, закупаемых у субподрядчиков, – максимум процентов. По словам Погосяна, собственные затраты Объединенной авиастроительной корпорации на выполнение договоров от его стоимости составляют 30%, а рентабельность – 6%; расходы подрядчиков - 70% при рентабельности 0,7%.
Предельная рентабельность при такой схеме не превысит 7%. Погосян отметил, что Министерство обороны при этом запретило к себестоимости продукции относить расходы на транспортировку отдельных компонентов и узлов самолетами, страхование техники во время испытаний, а также затраты на приобретение комплектующих без приемки военными. ОАК и большинство других компаний из-за данных ограничений начнут нести убытки.
По заявлению представителя департамента экономики Объединенной судостроительной корпорации Ольги Гогниевой, дефляторы по государственной программе вооружений определены на уровне минимума. Например, согласно документу, на 2016 год дефлятор был установлен на уровне 2,6%, в то же время Центробанком России инфляция прогнозируется на уровне 5%. По словам Алексея Лосева, зам. гендиректора компании корпоративного управления концерна "Тракторные заводы", данные нормы рентабельности ставят под угрозу выполнение госзаказа.
Представители российских оборонных предприятий намерены передать в правительство просьбу о пересмотре указания Минобороны. При этом предлагается принять поправки к закону о государственных закупках, которые бы разрешили устанавливать на контракты гибкие цены, учитывающие фактические расходы компаний при исполнении долгосрочного заказа. По словам Александра Строганова, представителя Центра размещения госзаказа, с "оборонщиками" в настоящее время заключаются договоры на твердую сумму, не изменяемую из-за роста расходов подрядчиков.
Тем не менее большое количество жалоб подрядчиков, по мнению Строганова, вызвано не недоработкой закона о государственных закупках, а неумением прогнозировать расходы предприятий на исполнение контрактов.
Объем гособоронзаказа в 2012 г. составит 1,769 трлн рублей; на оснащение ВС России из этой суммы будет потрачено 1,109 трлн. Размер государственного оборонного заказа в последующие годы будет увеличиваться – в 2013 г. он составит 2,236 трлн рублей, в 2014 г. - 2,625 трлн рублей. Для сравнения, объем гособоронзаказа по линии Минобороны РФ в 2011 г. составил 580 млрд рублей. Контракты в рамках государственного оборонзаказа в текущем году подписали со значительным опозданием, так как военное ведомство предприняло попытку договориться с предприятиями "оборонки" по стоимости продукции.
Информация