Первый настоящий авианосец

Первый настоящий авианосецПроцесс создания авианесущих кораблей в СССР проходил в сложных условиях борьбы мнений в кругах военного и политического руководства страны. Поэтому первый в классе авианесущих кораблей – тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) проекта 1143 «Киев» имел ограниченные задачи и создавался как противолодочный корабль с приданием ему функций ракетного крейсера в развитие противолодочных крейсеров проекта 1123 с групповым базированием авиации типа «Москва».

Головной противолодочный крейсер с авиационным вооружением «Киев» был заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве 21 июля 1970 года, спущен на воду 26 декабря 1972 года и сдан флоту 28 декабря 1975 года.

Событием на флоте стало первое прибытие в Севастополь тяжелого авианесущего крейсера «Киев» после постройки его на Черноморском заводе в Николаеве и окончания там швартовых испытаний. Место в районе Угольной и пятых бочек готовилось заранее. Но сначала крейсер обосновался на внешнем рейде. Его охраняли как минимум два корабля 30-й дивизии, включая всю систему охраны и обороны 68-й бригады кораблей охраны водного района (ОВР).


В сентябре штабу дивизии была поставлена задача: подготовить и провести «Специальное тактическое учение с ТАКР «Киев» по выявлению тактических свойств корабля». Руководителем назначался Владимир Самойлов, тогда первый заместитель командующего Черноморским флотом (ЧФ), его же заместителем был командир дивизии, а работающим штабом по разработке плана самого учения, его этапов и эпизодов, заданий силам, написанию отчетов – штаб 30-й дивизии.

Штаб дивизии под моим руководством переселился на корабль, и мы практически на месяц были оторваны от дел дивизии. В плане проводимого учения необходимо было правильно построить отношения с правительственной комиссией по испытаниям, которую возглавлял Евгений Волобуев, первый заместитель командующего Северным флотом (СФ).

Спланировав отдельные эпизоды учения и увязав их с единым тактическим фоном, мы провели весь необходимый цикл подготовки и сумели дважды выйти на подготовительное учение. Некоторые боевые расчеты мы взяли с кораблей дивизии постоянной готовности (операторов РЛС ВО, ЗРК, акустиков, артиллеристов, БИПовцев). Конечно, были в этом учении определенные неувязки: заводской корабль плавал в едином строю с кораблями постоянной готовности да еще выполнял боевые упражнения на уровне задач К-3 и С-1. Серьезным вопросом было то, что одновременно с государственными испытаниями оружия испытывались автоматизированные системы управления соединением, взаимного обмена информацией и т.д., для чего нужны были корабли ордера с такими же системами. «Тотально» мобилизовали всех, кто имел эту технику.

13–14 октября на выходе в море провели спланированное специальное тактическое учение. На корабль прибыл и командующий ЧФ, адмирал Николай Ховрин. Ему пришлось заслушивать четыре стороны: Евгения Волобуева, командира дивизии Юрия Стадниченко, командира 70-й бригады, руководившего другими кораблями и, разумеется, завод. Все боевые расчеты с кораблей дивизии были допущены и в тактическом плане (кто может и когда надо стрелять), все мы были подготовлены хорошо. Учение прошло в соответствии с разработанными документами, отработали все «контуры» корабля. После учения крейсер убыл опять в Николаев на завод. А опыт, приобретенный в этом учении, штабу дивизии пригодился позже, потому что впоследствии в Севастополь «Киев» прибывал неоднократно и сразу переподчинялся штабу 30-й дивизии.

28 декабря 1975 года был подписан акт государственной приемки противолодочного, как его тогда называли, крейсера «Киев» в состав Военно-морского флота. За этим стоял огромный труд всего Черноморского флота, а штаб 30-й дивизии заявил о своем приоритете в освоении авианесущего корабля нового поколения.

СМОТР ДЛЯ ГЛАВКОМА


Одним из значительных мероприятий первой половины 1976 года было проведение в Севастополе выставки кораблей, современного оружия и боевой техники под руководством главнокомандующего ВМФ. Гвоздем показа был ТАКР «Киев» с его техническим оснащением и авиационным комплексом. На Минной и Куринной были сосредоточены самые новые корабли и вспомогательные суда Военно-морского флота, а в больших надувных прорезиненных палатках размещалось новейшее оборудование, приборы, различного рода устройства всех управлений и отделов Военно-морского флота. После трехдневного ознакомления участников с береговой частью планировалось проведение морской части: выход в море на ТАКР «Киев» с показом современных кораблей и летательных аппаратов при выполнении ими боевых упражнений и свойственных задач. Спланированы с учетом закрытия района действия сил до 55 кораблей и самолетов. Дивизия была готова к проведению выхода в море под руководством главнокомандующего ВМФ на борту авианесущего крейсера. На «Киеве» было 10 самолетов и 12 вертолетов.

Развертывание сил началось в ночь с 5 на 6 мая. Однако с рассветом, когда часть кораблей уже была в море, район учения покрылся густым туманом. Проведению такого грандиозного мероприятия грозил срыв. Всех беспокоило соблюдение мер безопасности. Дивизия отвечала за эти вопросы, так как именно она организовывала морскую часть. Ее командир Юрий Стадниченко находился на мостике рядом с главкомом, а я – внизу на ЦКП «Киева». Всеми мерами и способами мы добывали обстановку. Но, поскольку район учения охватывал почти всю западную часть Черного моря, добывание обстановки было крайне сложным делом. Хотя все пароходства и другие гражданские ведомства подтвердили запрет в этот день плавания в районе, обстановку надо было проверять и постоянно убеждаться в чистоте района. Главное, что никто не собирался ни переносить, ни отменять спланированное учение.

Забегая вперед, хочу сказать, что учение все же прошло успешно. Все полеты авиации с «Киева» и ракетные стрельбы были выполнены. И не потому, что туман рассеялся через три часа, а потому, что планировался показ участникам сборов стратегического противолодочного самолета Ту-142, который базировался в 33-м центре боевого применения ВМФ в Николаеве. Он был поднят на четыре часа раньше относительно времени Ч и, находясь в районе, начал давать нам морскую обстановку, которую мы тут же наносили на планшеты и приборы системы «Корень». Как выяснилось позже, самолет пилотировал командир полка подполковник Владимир Дейнека.

Вспоминаю последний эпизод учения в море: огромный самолет Ту-142 с вращающимися винтами четырех двигателей на высоте 100 м где-то в 50 м от «острова» крейсера на контркурсе прошел рядом с нами, чем привел в неописуемый восторг всех участников выхода в море. Итоговый разбор, который проводил сам Сергей Горшков, прошел в спокойной манере, так как главной во всех этих вопросах была, конечно, морская часть.

В СОВМЕСТНОМ ПЛАВАНИИ


Памятным событием явилось совместное плавание двух советских авианосцев, «Киева» и «Минска», в Средиземном море в 1978 году и проведение учения по борьбе с авианосными группировками противника. В качестве авианосной многоцелевой группы (АМГ) противника выступил вертолетоносец «Москва» с кораблями охранения. Впервые с «Киева» был нанесен удар группой самолетов в составе восьми Як-38 по «АМГ противника».

В январе 1980 года состоялось плавание под флагом начальника Главного штаба ВМФ Георгия Егорова в Черном море. Егоров по указанию Горшкова в Севастополе проводил оперативный сбор. Ключевым событием этого сбора был выход в море ТАКР «Киев» и показ организации встречного боя корабельных ударных групп с применением авиации и крылатых ракет. Несмотря на то что участниками сбора были все командующие флотами, обстановка была спокойная. Штаб 30-й дивизии, располагаясь на ТАКРе, был организатором этого боя и «играл» против Военно-морской академии, представители которой размещались на противолодочном крейсере (ПКР) «Ленинград» во главе с талантливым моряком контр-адмиралом Львом Васюковым. В развитие этого боя был показан противовоздушный бой соединения кораблей, находящихся в охранении ТАКР «Киев». Все мишени были сбиты кораблями дивизии, причем приходилось стрелять через корабли ордера. Еще не прозвучало снятие боевой готовности № 1, Сергей Горшков сам позвонил на «Киев». При мне на мостике Георгий Егоров докладывал главкому по телефону результаты этого боя. Докладывал исключительно грамотно по схеме экспресс-анализа, которую я ему вручил прямо в руки практически сразу после стрельбы. Главком был удовлетворен.

ДЕМОНСТРАЦИЯ МОЩИ АРМИИ И ФЛОТА


В 1981 году было спланировано учение «Запад-81», где Советский Союз «побряцал оружием» и еще раз показал НАТО мощь своих армии и флота. В ряде эпизодов принял участие и Черноморский флот. На это учение на Балтику впервые должен был прийти и «Киев». Корабль в очередной раз прибыл в Севастополь. Штаб бригады Северного флота, куда входил корабль, мгновенно исчез (так было, кстати, всегда), и нам было приказано готовить авианосец к предстоящему учению. Это значило – разгрузить, отвести в Николаев, установить контроль за его ремонтом на Черноморском заводе, привести обратно, загрузить, замерить поля, проверить и отправить на Балтику.

Командующий Черноморским флотом взял все вопросы, касающиеся подготовки крейсера к учению, на личный контроль, потому что, как всегда, поджимали сроки. Лично мне он сказал: «За подготовку «Киева» отвечаете головой!» Штабу 30-й дивизии не впервой выпадала такая нагрузка, и самое главное, на Черноморском флоте к тому времени был хорошо отработанный тыл. Все, что на него завязывалось, решалось быстро и с достаточно высоким качеством.

«Киев» к учению на Балтийском флоте мы подготовили, и впервые такая громадина пошла на Балтику.

Наша дивизия получила указание подготовить к этим учениям свой отряд с флагманом ПКР «Ленинград». Его мы также тщательно готовили вместе с двумя большими противолодочными кораблями проекта 61 и двумя сторожевыми кораблями проекта 1135. Нагрузка на дивизию была очень высокая, потому что на боевой службе уже находилась одна из бригад. Каждую неделю, прибывая в штаб флота со всеми графиками и вспомогательными документами, я докладывал командующему флотом ход подготовки «Киева» и отряда кораблей Черноморского флота.

После полной разгрузки авианосец под моим командованием в ночь вышел в Николаев. Проходя мимо четвертых бочек, где стоял крейсер «Адмирал Ушаков» (проект 68-бис), с высоты мостика авианосца мы ощутили большую разницу с ветераном флота во всем, начиная от размеров и заканчивая ракетным вооружением и радиолокационными антеннами.

Рано утром, во время входа в Бугско-Днестровский лиманский канал, погода была хорошая, и к вечеру авианосец был ошвартован к стенке завода, где были проведены необходимые ремонтные работы.

На контрольном выходе корабля под моим руководством перед убытием на Балтику крейсер очень красиво подошел к судну комплексного снабжения «Березина». Это было выполнено в кратчайший срок при скорости «Березины» 14 узлов. Быстро были поданы все «дороги» для приемки запасов на крейсер траверзным способом. С правого борта «Березины» и по ее корме подошли еще два корабля. Фотоснимки этого ордера обошли весь флот и всю страну.

1 августа 1981 года ТАКР «Киев» встал на якорь на внешнем рейде Балтийска. Через некоторое время туда прибыл крейсер «Ленинград» с охранением. Что касается оперативной необходимости, прибытие таких кораблей на Балтику не имело смысла, хотя с точки зрения показа цель была достигнута. Все министры обороны стран Организации Варшавского договора побывали на «Киеве». Был там и министр обороны Кубы Рауль Кастро.

Учение «Запад-81» прошло успешно. Его результаты, действия сил, в том числе и во время морской части, были растиражированы средствами массовой информации. Корабли 30-й дивизии свою задачу решили, затем благополучно вернулись в Севастополь. Кроме показа боевых упражнений Сергей Горшков, используя момент, представил министру очередные предложения по перспективным авианесущим кораблям, и Дмитрий Устинов разрешил увеличить на 10 тыс. т водоизмещение пятого авианесущего корабля по сравнению со строящимся четвертым «Баку», что позволяло принять на борт самолеты горизонтального взлета. Это был настоящий прорыв.

6 июня 1985 года экипажу первого советского авианосца «Киев» был вручен Краснознаменный флаг и орден Красного Знамени.

К сожалению, «Киев» был списан до срока, отслужив всего полных 19 лет и продержавшись дольше других авианосцев. Это случилось на Северном флоте на 35-м заводе 28 августа 1994 года, когда в последний раз на крейсере прозвучала команда: «Флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания – спустить!»

25 мая 2000 года корабль начал движение к китайским берегам, якобы на металлолом. Сейчас он находится в городе Тяньцзинь, где используется в качестве развлекательного центра.
Автор: Игорь Касатонов
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/history/2016-05-27/1_avianosets.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 28
  1. Добрый 29 мая 2016 07:23
    В 1981 году было спланировано учение «Запад-81», где Советский Союз «побряцал оружием» и еще раз показал НАТО мощь своих армии и флота.

    Они в НАТО это до сих пор помнят ! Где теперь эти люди, которые доблестно делали свою нелегкую работу? Как имена их, кто помнит??? Алкашу-Ельцину было наплевать на армию.
  2. Simpsonian 29 мая 2016 07:23
    Прикольный в первоисточнике первый комментаний...
  3. avg-mgn 29 мая 2016 07:24
    Автору спасибо за статью. Специально не стал бы тему искать, а здесь прочео с удовольствием. История, братцы...
  4. dojjdik 29 мая 2016 07:49
    никаких плавучих аэродромов не надо у нас их и на земле достаточно-раскрутка нас на большие бабки бесполезна; наша сила -подводники;
    1. altman 29 мая 2016 20:08
      Сила флота я считаю в его сбалансированности, без перекоса на подлодки, авиацию или надводные корабли. Необходима морская доктрина и строительство кораблей под нее.
    2. Alexey RA 30 мая 2016 10:00
      Цитата: dojjdik
      никаких плавучих аэродромов не надо у нас их и на земле достаточно

      И какие аэродромы расположены в районе горла Белого моря?
      Чем будем прикрывать с воздуха надводные силы флота, обеспечивающие оборону позиционного района РПКСН? Истребителями аж с трёх аэродромов Мурманска, с вместимостью 1 полк каждый? Великолепно - пока с них поднимут резервы, пока они выйдут на дальность пуска, дежурные силы (примерно 1/4 общего числа имеющихся боеготовых машин) уже будут связаны воздушным боем и уничтожением идущих на корабли ПКР заняться не смогут.
  5. chunga-changa 29 мая 2016 08:10
    Спасибо за статью. Всегда интересно читать воспоминания непосредственных участников. Здоровья Вам.
  6. Горный стрелок 29 мая 2016 08:12
    Какая была Держава! Беречь надо было, а не давать всяким крысам на расхищение. И мы тоже хороши, повелись на драные джинсы и жвачку.
    Горбач, гореть тебе в аду! Про ЕБН-а вообще молчу. За каких то восемь лет ... такого наворотил ( вернее, разрушил) , уже 16-й год все вернуть пытаемся обратно.
    1. Платоныч 29 мая 2016 08:59
      Эта т...ь меченая еще что-то там из себя корчит ..ука...
    2. руслан 29 мая 2016 10:59
      16 год пытаемся вернуть???? лол, правильнее говорить 16 год совершенствуем горбо-ельцинский порядок! и хватить уже мечтать, что ельцинский наследничек что-то исправит, кроме финансовых потоков в свои офшоры :) вам что 10 лет? такой наивный, ужас прям...
  7. кеп 29 мая 2016 08:43
    К сожалению, «Киев» был списан до срока, отслужив всего полных 19 лет и продержавшись дольше других авианосцев. Это случилось на Северном флоте на 35-м заводе 28 августа 1994 года, когда в последний раз на крейсере прозвучала команда: «Флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания – спустить!»

    25 мая 2000 года корабль начал движение к китайским берегам, якобы на металлолом. Сейчас он находится в городе Тяньцзинь, где используется в качестве развлекательного центра.


    "Поубывав бы" am Без перевода.
    1. Profan 29 мая 2016 14:48
      Вбыл бы!!! (Тоже без перевода)
  8. kepmor 29 мая 2016 09:45
    Дорогой автор, Игорь Владимирович!
    Публикуйте чаще свои воспоминания! Вам есть чем поделиться с людьми, а нам будет очень интересно и познавательно!
    Здоровья Вам, товарищ Командующий!
    1. Андрей НМ 30 мая 2016 04:24
      Знаю Игоря Владимировича, как настоящего потомственного морского офицера, человека, который держит слово и переживает за дело. Очень достойный. "Наставление штабов...", подаренное им, храню, как реликвию.
  9. казак волгский 29 мая 2016 10:04
    Прочел с удовольствием. Спасибо.
    1. Силуэт 30 мая 2016 13:07
      Не статья, а панегирик какой-то. И себе, любимому и и недоавианосцу+недоПКР."Киев" никогда не был первым настоящим авианосцем, хотя бы потому, что таковым и не проектировался. Вообще противолодочный крейсер - крайне неудачная идея, нашедшая свое воплощение в советском ВМФ. Тупиковая ветвь эволюции противолодочных кораблей. Как авианосец он был неполноценен. Как протволодочный крейсер - крайне уязвим и не мог ходить без сопровождения противолодочных кораблей 1 и 2 ранга. Да еще и оснащался штурмовиками . Зачем противолодочному кораблю штурмовики ? Кого штурмовать-то? Однозначно - минус.
  10. moskowit 29 мая 2016 10:08
    "...25 мая 2000 года корабль начал движение к китайским берегам, якобы на металлолом. Сейчас он находится в городе Тяньцзинь, где используется в качестве развлекательного центра..."

    А в нашей стране ушло время, когда предателей и истинных врагов Народа к стенке ставили! Им теперь, "понимаешь", мемориальные центры открывают и ещё какой то му.ак, запустил термин для этой негодяйской и беспринципной шоблы термин "элита"... Какое же всё таки отвращение вызывают эти рожи... am
  11. Верден 29 мая 2016 10:53
    В 1981 году было спланировано учение «Запад-81», где Советский Союз «побряцал оружием» и еще раз показал НАТО мощь своих армии и флота.
    Крупные учения во времена СССР проводились регулярно. "Западов" было несколько, сам в 1986 году принимал участие в учениях "Щит". Не оружием бряцали, а подготовкой армии занимались. Что до ТАКР "Киев", то называть его настоящим авианосцем я бы не стал. Насколько я понимаю, его авиационное крыло предназначалось в основном для борьбы с ПЛ. Самолёты он мог принимать только с вертикальным взлётом. Возможности Як-38 вряд ли были больше, чем у тех же Харриеров... Главынм же оружием "Киева" являлись ракеты.
  12. anodonta 29 мая 2016 12:04
    При всём моём уважении к достижениям отечественных судостроителей не могу назвать "Киев" авианосцем. Да, проект 1143 очень интересный и оригинальный, безусловно полезный нашему флоту, но вот назвать его "настоящим авианосцем" у меня язык не поворачивается! Извините, уж!
    1. Furious Bambr 29 мая 2016 18:33
      hi Абсолютно прав, товарищ дорогой! Не авианосец, а тяж в противодействие авианосцам (вместе с "Батонами"). К комментам выше: понимаю, что периоды правления Горбачева и ЕБН и они сами весьма неоднозначны - хрен его знает, как на месте руководителей страны поступили бы простые люди на их месте. Написал бы больше и резче... но хочу выпить и закусить без нервных расстройств, чего и Вам Всем советую wink
  13. Удав КАА 29 мая 2016 13:08
    Игорь Владимирович Касатонов (*Касяк*) уважаемый всеми флотоводец. Грамотный, волевой, целеустремленный. Если бы он стал Главкомом, думаю, Флот только бы выиграл...
    Но хочется сказать о другом. Однобока статья: "Я - Касатонов - все сделал!" -- и абсолютно ничего о командире -- капитане 1 ранга Юрие Георгиевиче Соколове! По итогам ввода в строй "Киева" (освоения новой техники) он должен был получить Героя Советского Союза и звание -- контр-адмирал. Но не судьба...
    А НШ дивизии только указания давал (*организовывал*), а выполнял-то их командир с экипажем. Я помню вечно недосыпающего старпома кап.2 ранга Вениамина Павловича Саможенова! Он аж поченел от этого *воза* ответственности и нагрузки! А *бычки*!!!(командиры БЧ). По тем усилиям, которые они вкладывали, их нужно Зубрами называть! Один Кононенко (командир БЧ-5,*Конь*) чего стоил! Именно на их плечи легли 41 тыс.т корабельной стали, машин и механизмов ТАКРа и 1500 чел экипажа! И эти титаны корабельной службы на своих плечах все держали, вынесли и вывели корабль в море! На боевую службу в 1977г, а не на межфлотский переход в 1976г, который черноморцы считают 1-ой БС. Севера дали "Киеву" путевку в жизнь! 170 бригада ПЛК 7 ОПЭСК! А не 30 диПЛК ЧФ!
    Так что, есть нюансы, о которых знают посвященные -- участники тех самых событий.
    P.S. Не умаляя заслуг НШ 30 диПЛК ЧФ, все-таки хочется сказать, что он всего лишь являлся "проводником" в жизнь решений КОМАНДИРА, начиная с КД и заканчивая ГК ВМФ.
    С уважением к зам ГК ВМФ, адмиралу И.В.Касатонову
    Nordseeman Удав КАА soldier .
  14. Андрей Скоковский 29 мая 2016 16:41
    хоть бы фоточку запостили........
  15. podgornovea 29 мая 2016 22:03
    Интересно было-бы от автора статью про ПКР "Москва" и "Ленинград" почитать, в инете много чего есть, но не изнутри. Как они себя показали, с учётом того что возможности по модернизации у них были ОЧЕНЬ большие.
  16. гордый 29 мая 2016 23:09
    Имя автора говорит о многом- Игорь Владимирович Касатонов он для меня как икона ВМФ! Он из той плеяды личностей которые в смутные для страны времена не изменил присяге и воинскому долгу а как истинный русский офицер боролся до последнего за спасение ВМФ от разграбления и полного его уничтожения! И пускай "Киев" вводил в строй не посредственно не он а другие,это не уменьшает его заслуг перед ВМФ ибо в лихие 90-е для ЧФ он хорошего сделал как никто другой! Статья в целом мне понравилась!Удачи, здоровья и долгих лет жизни вам Игорь Владимирович, надеюсь мне доведется еще прочесть на этом сайте что-нибудь из ваших воспоминаний!
  17. Замечательная статья. Большое спасибо!
  18. rudolff 29 мая 2016 23:49
    Красивый корабль. Пускай и не авианосец, пускай и не противолодочный, но как эскортный мог бы и послужить. Заменить только самолеты на вертушки, пара ДРЛО, остальные ПЛО и был бы себе весьма полезный крейсер.
    1. Силуэт 30 мая 2016 13:16
      Еще бы ГЭУ заменить - и вообще новый корабль получится. Исправленный и дополненный.И причал для него построить (которого до сих пор нет)
    2. Комментарий был удален.
    3. Андрей НМ 30 мая 2016 19:59
      А когда на рейде стояли Киев, Баку и Невский! Вот это была красотища! Сильно выглядело, особенно когда из Полярного в Североморск на катере рейсовом между них проходили.
  19. okroshka79 30 мая 2016 22:34
    Полностью согласен с мнением уважаемого Удава Каа. Становление ТАКР"Киев" все же произошло на Северном флоте. Из корабельных офицеров первого экипажа хочу еще отметить офицеров БЧ-2: капитана 3 ранга (тогда) Рыбака Юрия Петровича (К-р БЧ-2), капитан-лейтенантв Дядченко Александра Гавриловича (к-р Д-1 (ДГК)), капитан-лейтенанта Версоцкого Евгения Ивановича (к-р Д-2), капитан-лейтетанта Моисеева Михаила Павловича (к-р Д-3), капитан-лейтенанта Булавчика Михаила Григорьевича (К-р Д-4). Я с огромным уважением, отношусь к адмиралу Игорю Владимировичу Касатонову. Безусловно, наш флот не понес бы таких не боевых потерь, будь он в подлое время 90-х Главкомом ВМФ. Но история не признает сослагательных наклонений. И, очевидно, зная его принципиальный характер и бесконечную любовь к нашему флоту,именно поэтому его и не назначили. И разгром флота без всякой Цусимы осуществил прозванный на флоте "адмирал-титаник", фамилию его даже противно называть рядом с названными в статье такими адмиралами, как вице-адмирал Евгений Иванович Волобуев, Георгий Михайлович Егоров и не упомянутый в статье командир 170 бпк контр-адмирал Евгений Александрович Скворцов, под руководством которого и происходило становление экипажа ТАКР "Киев". А Игорю Владимировичу - низкий поклон и огромное флотское офицерское спасибо за спасение Черноморского флота и пожелание добрых долгих лет жизни.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня