Непотопляемый «Старый большевик»

Непотопляемый «Старый большевик»


27 мая 1942 года советский пароход совершил подвиг, ставший символом стойкости моряков из состава арктических конвоев

В истории Великой Отечественной войны арктические конвои, которыми в СССР поставлялась немалая часть военного снаряжения из стран — союзников по антигитлеровской коалиции, занимают особое место. На их долю пришлось около четверти всех перевезенных ленд-лизовских грузов, ведь это был самый быстрый путь переброски так необходимого нашей воевавшей стране снаряжения. Но и самый опасный: он занимал около 14 дней, однако далеко не все корабли доходили до конца маршрута: всего с 1941 по 1945 год его прошли 42 конвоя, то есть в общей сложности 722 транспорта, и 58 транспортов не сумели прийти в порты назначения. Насколько тяжелым был этот маршрут, можно судить по истории одного-единственного советского парохода — «Старый большевик». Это судно в течение одного только дня 27 мая 1942 года пережило 47 атак немецких самолетов — и все-таки даже после прямого попадания бомбы сумело дойти до Мурманска.


Первые поставки в СССР по программе союзнической помощи, которую теперь всю скопом называют ленд-лизом (хотя первоначально это слово касалось только американской военной помощи), начались во второй половине лета 1941 года. В качестве самого быстрого и достаточно безопасного на тот момент маршрута был выбран арктический. Финишной точкой арктических конвоев стали незамерзающие советские порты Северного Ледовитого океана — Мурманск, а также Архангельск. Именно этот город 31 августа 1941 года принял первый союзнический конвой, именовавшийся «Дервишем» и состоявший из 7 грузовых судов и 15 кораблей охранения. Следующий конвой, которому уже присвоили ставший вскоре знаменитым индекс PQ — PQ-1, — прибыл в СССР 11 октября. А первый конвой, который дошел до Мурманска — PQ-6, — прибыл в место назначения 20 декабря 1941 года.

Самыми знаменитыми среди полярных конвоев стали два шедших подряд — PQ-16 и PQ-17. Первый прославился тем, что оказался самым успешным с точки зрения соотношения затрат на его проводку и ценности доставленных грузов. Второй, увы, печально известен тем, что его подготовка шла под плотным контролем германских спецслужб, и потому по пути он был буквально разгромлен немецкой авиацией и военно-морским флотом, прежде всего подводными лодками. Причем этот разгром стал своего рода местью Германии за успешную проводку PQ-16. Хотя и судьбу «шестнадцатого» не назовешь простой, чему служит примером подвиг теплохода «Старый большевик».

Это судно попало в полярные конвои с сугубо мирной работы — перевозки леса Северным морским путем. «Старый большевик» был построен в 1933 году на Северной верфи в Ленинграде и относился к разряду крупнотоннажных лесовозов (длина около 111 м, водоизмещение — 8780 т, грузоподъемность — 5700 т генеральных грузов или 5100 т лесных материалов). Проект оказался настолько удачным, что в течение пяти лет — с 1930 по 1935 годы — построили очень крупную серию из 15 судов. Девять лесовозов сдал Адмиралтейский завод, еще шесть — Северная верфь. Эти суда отличались палубой повышенной прочности, поскольку, по проекту, до трети лесного груза размещалось именно на ней. Причем такой груз мог иметь высоту до 4 м, и потому лесовозы типа «Старого большевика», которые еще называли «большими лесовозами», славились своей отличной остойчивостью, то есть способностью плыть, не теряя равновесия. Наконец, поскольку основным районом плавания для больших лесовозов были определены северные моря, они получили усиленный корпус и ледовые подкрепления. Одним словом, для своего времени это были отличные суда, высокоманевренные, с хорошими мореходными качествами.

Все это и стало причиной, по которой большие лесовозы с началом войны призвали на службу. Немалая часть из них трудилась на Дальнем Востоке, доставляя в Советский Союз из США жизненно необходимые нашей стране паровозы — и весьма в этом преуспела. А «Старый большевик», работавший в Мурманском морском пароходстве, вошел в состав полярных конвоев. Чтобы обеспечить защиту теплохода от атак вражеской авиации, на нем смонтировали два зенитных орудия и несколько зенитных пулеметов — и лесовоз превратился в транспорт.

В конце марта 1942 года «Старый большевик» пришел в Нью-Йорк, где на его борт погрузили свыше 4000 т снарядов и взрывчатки, а также полтора десятка самолетов. В начале мая судно вышло в открытое море и взяло курс на Рейкьявик, где в то время формировалось большинство полярных конвоев. А поздним вечером 19 мая 1942 года сформированный караван PQ-16 взял курс на Мурманск. В его составе шли 35 грузовых судов под прикрытием 17 эскортных кораблей, а также сопровождавших караван до острова Медвежий 4 крейсеров и 3 эсминцев.

Первые пять дней пути прошли спокойно: гитлеровские самолеты или подводные лодки не добирались до каравана. Но утром 25 мая, когда конвой достиг острова Ян-Майен, его атаковали два десятка бомбардировщиков и торпедоносцев. И начался ад. Атаки следовали одна за другой, а короткие майские ночи не приносили судам и кораблям конвоя большого облегчения. Самым тяжелым для PQ-16 стал день 27 мая — тот самый, который навсегда изменил судьбу «Старого большевика» и его экипажа.

Волею судеб советский транспорт оказался в хвосте ордера, и потому подвергался особенно яростным атакам немецких самолетов. До поры до времени от крупных неприятностей его спасал плотный огонь собственных зенитных орудий и пулеметов, а также очень активное и точное маневрирование. Судно буквально уворачивалось от пикировавших на него «Юнкерсов», и главная заслуга в этом принадлежала его капитану — моряку с 20-летним стажем, опытному северному мореходу Ивану Афанасьеву, и рулевому — бывшему военному моряку-балтийцу Борису Аказенку. Именно стараниями рулевого «Старый большевик» трижды сумел увернуться от близких торпед, сброшенных торпедоносцами врага.

Непотопляемый «Старый большевик»

Иван Афанасьев. Фото: sea-man.org

Однако как ни маневрировал транспорт, как ни ставили огневой заслон на пути атакующих самолетов его зенитчики, одна из 47 воздушных атак закончилась успехом гитлеровцев. Одновременно «Старый большевик» атаковали девять вражеских самолетов, и одному из них удалось попасть прямо в полубак судна, непосредственно перед настройкой. Взрывом был убит расчет переднего зенитного орудия, а само оно разбито; взрывной волной задело и капитанский мостик, контузив Ивана Афанасьева. Но самое страшное, что та же бомба вызвала пожар в трюме, где располагался груз боеприпасов. Чтобы не допустить немедленного взрыва, Борис Аказенок и первый помощник капитана по политчасти, настоящий старый большевик (балтийским матросом он участвовал в Октябрьской революции) Константин Петровский выстроили людской конвейер, по которому снаряды вручную переправили из горящего отсека в безопасное место.

Заметив, что на «Старом большевике» разгорается пожар, и хорошо представляя себе, какой именно груз находится у него на борту, командование конвоя PQ-16 предложило советским морякам покинуть ежеминутно грозящее взорваться судно. К нему уже подошел английский эсминец, чтобы забрать экипаж русского транспорта, а затем потопить пароход: такой была обычная практика конвоев. Но экипаж «Старого большевика» на это предложение ответил одной фразой: «Мы не собираемся хоронить судно». И тогда конвой, огрызаясь на продолжающие атаки самолетов, пошел дальше, а горящий транспорт остался один на один с холодным морем и обжигающим пламенем.

Восемь часов экипаж «Старого большевика» боролся за спасение своего корабля — и в конце концов победил! Пожар удалось погасить, на пробоины поставили пластырь, и транспорт двинулся вдогонку за конвоем. Он нагнал его на следующий день, когда его возвращения уже никто не ожидал. Увидев, как израненный, с пробоиной в борту, фактически снесенной трубой и обгоревшей палубой лесовоз подходит к ордеру и занимает свое место в нем, командир конвоя приказал поднять на леерах флагманского корабля охранения сигнал «Сделано хорошо». На скупом на эмоции языке морских сигналов это означает восхищение действиями экипажа корабля, которому адресована эта фраза.

Вечером 30 мая, когда основная часть конвоя PQ-16 вошла в Кольский залив, дымивший изуродованной трубой «Старый большевик» встретил артиллерийский салют стоявших на рейде кораблей. Старший офицер эскорта передал командованию флотом следующую телеграмму: «Разрешите передать вам мое личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями вашего теплохода "Старый большевик". Так могли поступить только русские». А вскоре в адрес командования советского ВМФ пришла новая телеграмма — из британского Адмиралтейства: «От имени Королевского военно-морского флота хочется поздравить ваши суда по поводу прекрасной дисциплины, храбрости и решимости, проявленных во время боя в течение шести дней. Поведение команды "Старого большевика" было великолепным».

В Советском Союзе подвиг экипажа «Старого большевика» оценили не менее высоко. Капитан лесовоза Иван Афанасьев, помполит Константин Петровский и рулевой Борис Аказенок 28 июня 1942 года были удостоены звания Героя Советского Союза, орденами и медалями наградили и всех остальных членов экипажа — как живых, так и погибших (после сражения в море похоронили четверых моряков). Сам «Старый большевик» тоже был награжден — орденом Ленина: его изображение с тех пор украшало флаг судна. С этим орденоносным флагом «Старый большевик» в июне 1942 года в составе очередного конвоя ушел в Англию, откуда перешел на Тихий океан и до ноября 1945 года, действуя в составе Дальневосточного морского пароходства, продолжал заниматься доставкой военных грузов из США. Судно оставалось в рабочем строю до 1969 года, пока наконец годы не взяли свое…

Память о «Старом большевике» и его героическом экипаже жива и поныне. В 2011 году Окская судоверфь сдала азовским морякам универсальный сухогруз «Капитан Афанасьев» (тип RSD44 «Герои Сталинграда», серия из десяти судов). А в Мурманске с 1960 года трудится спасательное судно-буксир «Капитан Афанасьев», проведшее не одну спасательную операцию в Арктике.
Автор: Сергей Антонов
Первоисточник: http://rusplt.ru/wins/teplohod-voyna-podvig-istoriya-25341.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 51
  1. Lester7777 29 мая 2016 08:08
    Были люди. Сталь не выдерживала, а они держались.
    1. aba 29 мая 2016 11:25
      а они держались.

      Даже без поддержки со стороны конвоя.
      aba
      1. def89 29 мая 2016 12:15
        По задумке авторов мемориал рыбакам и кораблям тралового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны, должен был походить на стилизованный столб морской воды, взметенный к небу мощным взрывом. Тогда, на улице Шмидта появилась стела, огражденная парапетом с якорями, в обрамлении цепей, покрытая плитами из особого стекла. На её вершине – мозаичные флаги СССР и советского Военно-Морского Флота. Памятник светился изнутри, в него были вмонтированы динамики, воспроизводящие шум моря, крики чаек, бой склянок во время смены вахт и мелодию песни, с военных лет ставшей неофициальным гимном нашего края: «Прощайте, скалистые горы».
        Сегодня мало кто скажет, что стела похожа на столб воды, да и склянки можно услышать редко. В нижней части памятник опоясан кольцом из нержавеющей стали – на кольце выгравирована надпись: “Вечная слава морякам тралфлота, погибшим при защите Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны”. Рядом с мемориалом два больших постамента и 26 гранитных досок с силуэтами судов и названиями 32 погибших траулеров. Как только началась война, рыболовецкие траулеры спешно переоборудовали в сторожевики и военный транспорт. Практически безоружные, с изношенными паровыми машинами, невзирая на смертельную опасность, они выходили на промысел. Их экипажи состояли из ветеранов флота, подростков и женщин. Но они выполняли боевые задачи: снабжали боеприпасами и продовольствием защитников полуостровов Рыбачьего и Среднего, вывозили раненых, не раз высаживали десанты.
        А изначально планировалось, что памятник будет посвящен легендарному экипажу траулера – РТ-10 «Лебедка», более известному как СКР-12 «Туман». Этот маленький кораблик вступил в бой с тремя фашистскими миноносцами. «Туман» получил 11 прямых попаданий, из-за повреждения он не мог вести ответный огонь, погибли командир и комиссар корабля. Но под непрерывным обстрелом судов противника два матроса «Тумана» подняли флаг корабля, сбитый с мачты.
        Мемориал был открыт 9 мая 1975 года под звуки песни «Прощайте, скалистые горы». До сих пор, с 8-ми утра и до 20-и, каждые четыре часа раздается эта песня начинающаяся с крика чаек, а ночью памятник светиться сам и подсвечивается со всех сторон. Сейчас памятник, как ивесь парк находиться на реконструкции.

        ПРОЩАЙТЕ, СКАЛИСТЫЕ ГОРЫ

        Слова Н. Букина
        Музыка Е. Жарковского

        Прощайте, скалистые горы,
        На подвиг Отчизна зовет!
        Мы вышли в открытое море,
        В суровый и дальний поход.
        А волны и стонут, и плачут,
        И плещут о борт корабля...
        Растаял в далеком тумане Рыбачий -
        Родимая наша земля.

        Корабль наш упрямо качает
        Крутая морская волна,
        Поднимет и снова бросает
        В кипящую бездну она.
        Обратно вернусь я не скоро,
        Но хватит для битвы огня.
        Я знаю, друзья, что не жить мне без моря,
        Как море мертво без меня.

        Нелегкой походкой матросской
        Иду я навстречу врагам,
        А после с победой геройской
        К скалистым вернусь берегам.
        Хоть волны и стонут, и плачут,
        И плещут о борт корабля,
        Но радостно встретит героев Рыбачий -
        Родимая наша земля.

        Последнее двустишие повторяется

        слова - 1942, музыка - 1943
        https://youtu.be/zDd8gtTlG0E
    2. Комментарий был удален.
    3. ava09 20 ноября 2016 01:40
      Этим самоотверженным ещё и везло: большой пароход, восемь с лишним тысяч тонн водоизмещения, да и гружён лесом, который не тонет. Был бы танкер или груз - взрывчатка, было бы сложнее выжить.
      1. Cat Man Null 20 ноября 2016 01:50
        Цитата: ava09
        восемь с лишним тысяч тонн водоизмещения, да и гружён лесом, который не тонет. Был бы танкер или груз - взрывчатка, было бы сложнее выжить

        - гм... читаю внимательно статью, и что же вижу:

        В конце марта 1942 года «Старый большевик» пришел в Нью-Йорк, где на его борт погрузили свыше 4000 т снарядов и взрывчатки, а также полтора десятка самолетов. В начале мая судно вышло в открытое море и взяло курс на Рейкьявик, где в то время формировалось большинство полярных конвоев. А поздним вечером 19 мая 1942 года сформированный караван PQ-16 взял курс на Мурманск...

        - никакого "леса" в грузе нет, даже и в помине request
        - а вот 4000+ т. снарядов и взрывчатки как раз есть yes

        ava09, смотрим в книгу, а что видим? wink
        1. ava09 20 ноября 2016 02:11
          Уел...))) Признаюсь, что Пикуля, что про конвои ДВМП читал ещё школьником, особенно поразил случай с "Монбланом": (с)Взрыв в Га́лифаксе (англ. Halifax Explosion) — взрыв, произошедший 6 декабря 1917 года в гавани канадского города Галифакса. Французский военный транспорт «Монблан» (англ.)русск., загруженный практически одной взрывчаткой (тротилом, пироксилином и пикриновой кислотой), столкнулся с норвежским кораблём «Имо». На судне начался пожар, приведший к взрыву, в результате чего порт и значительная часть города были полностью разрушены. Около 2 тыс. человек погибли под обломками зданий и из-за возникших после взрыва пожаров. Приблизительно 9 тыс. человек получили ранения, 400 человек лишились зрения. Об этом событии в 2003 году был снят художественный фильм «Разрушенный город»[1]. Взрыв в Галифаксе входит[2] в число сильнейших взрывов, устроенных человечеством, этот взрыв считают мощнейшим взрывом доядерной эпохи[3].(с)
          Пароходу "Старый большевик" в таком случае, повезло вдвойне: с таким грузом бомба попала в машинное отделение, а не в трюм со взрывчаткой и не было её детонации.
          P.S.Спасибо за поправку.
          1. Cat Man Null 20 ноября 2016 02:24
            Цитата: ava09
            Спасибо за поправку

            Цитата: активатор
            Та нэма за шо hi

            - этот случай со "Старым Большевиком" и в "Реквием каравану PQ-17" упоминается, ЕМНИП
            - могу путать, поскольку после "Каравана" читал "Крейсер Его Величества Улисс" Маклина (тоже, в общем, про конвои)
            - причем "Крейсер" прочел только потому, что в "Реквием" Пикуля эпиграф оттуда затесался laughing

            И было все это лет так тридцать тому... блин, хорошее время было winked
  2. профессор 29 мая 2016 08:20
    Хорошая статья. Побольше бы таких. good
    1. atalef 29 мая 2016 08:28
      замечательная статья. Герои.
      Следующий караван был PQ-17, там всё оказалось гораздо печальней.
      1. nnz226 29 мая 2016 11:56
        Английские корабли охранения (якобы "владычицы морей"), узнав о выходе "Тирпица" обделались и убежали, бросив конвой. Вот и потери отсюда такие. А "Тирпица" Лунин подбил, и тот до каравана не дошёл....
        1. Kenneth 29 мая 2016 12:02
          Вот что бывает с людьми изучающим историю по худ произведениям типа Пикуля
          1. kotvov 29 мая 2016 13:19
            Вот что бывает с людьми изучающим историю по худ произведениям типа Пикуля,,
            Константин,надеюсь вы можете слаживать 2+2,почему тогда,если не было попадания торпеды,Тирпиц вернулся на место стоянки?так что,произведения(мною уважаемого Пикуля)не при чем.
            1. Kenneth 29 мая 2016 15:41
              Я могу даже интегралы но это к делу не относится. После войны по немецким данным уточняли успехи подводников. Для Лунина подтвердили менее половины заявленных. Тирпица там не было. Что атакуется видит только командир. Кстати упоминался еще потопленной эсминец. Может назовете что это был за эсминец. Любое боевое повреждение несет массу последствий разбор, ремонт, доклад наверх. Ничего этого не обнаружено по тирпицу. Итого Пикуль несколько раздул пропагандистский миф. Хотя это не умоляет героизма и профессионализма подводников вообще и Лунина в частности

              Все-таки 4 цели ему подтвердили.
              1. непотопляемый 29 мая 2016 16:20
                Цитата: Kenneth
                это не умоляет героизма и профессионализма подводников

                Почему-то не хочу я Вам верить,будьте Вы хоть 1000 раз правы.Пока существуют версии присутствия Тирпица,я буду верить им,т.к.воспитан на таких примерах,как подвиг экипажа *Старого большевика*.
                1. Kenneth 29 мая 2016 19:30
                  Да верьте во что угодно раз вы воспитаны как адепт этой религии
                  Вопросы веры с верующими я не буду обсуждать.
          2. alexej123 29 мая 2016 13:19
            А чем В.С.Пикуль не устраивает? То, что придаёт художественную "обёртку" документальным фактам? Вы конкретные примеры его "вранья" приведите. А так, балаболить.
            1. реалист 29 мая 2016 18:43
              пикуль не врал -он художественно домысливал и подавал имеющийся материал -кто может пусть сделает лучше !
          3. VovanFalcon 29 мая 2016 15:04
            Валентин Саввович не был лгуном!...
            1. Kenneth 29 мая 2016 15:46
              Конечно он не был лгуном как например Резун. Он писал отличные исторические книги и я кстати прочитал почти все. Другое дело что он иногда ошибался, а иногда допускал преувеличения, потому что занимался литературой а не историческим исследованием.
              1. alexej123 29 мая 2016 17:18
                Я понял отчего вас покоробило - написали, что англичане бросили конвой, обделавшись в страхе перед "Тирпицем". Это правда. Спасали свои задницы. И В.С.Пикуль здесь тысячу раз прав. Нет - докажите обратное.
                1. Kenneth 29 мая 2016 19:50
                  Мне противно с вами разговаривать с таком тоне
                  Что значит обосрались. А сколько они конвоев провели, сколько кораблей потеряли. Наверное этим они заслужили чтобы всякое.... не писало про обосрались.
                  1. alexej123 30 мая 2016 00:11
                    Во-первых я вас не обзывал "всяким...", вы не в пабе находитесь, может вам там привычней. По сути - Так в статье за "Старый Большевик" - гражданская команда, практически безоружная отражала нападение авиации и спасала корабль, и довела его. У наглосаксов - вооружённые корабли БРОСИЛИ конвой, только услышав "Тирпиц" вышел в море". Не нравится слово обосрались - читайте обделались, суть одна, душка военного в них не оказалось (по крайней мере в руководстве Адмиралтейства) ни на йоту.
                    1. Комментарий был удален.
                    2. alexej123 30 мая 2016 00:28
                      А по сути за "враньё" Пикуля откровенно СЛИЛИСЬ, про..ли и ладно.
                  2. Комментарий был удален.
                2. saygon66 29 мая 2016 22:54
                  - О том, как англичане сопровождали конвои, можно прочесть у Алистера Маклина, в книге " HMS Ulisses" - "Корабль Его Величества "Улисс", в русском переводе - "Полярный конвой"... Маклин служил на крейсере "Роялист" и участвовал в полярных конвоях...
              2. рюрикович 29 мая 2016 17:58
                Цитата: Kenneth
                Конечно он не был лгуном как например Резун. Он писал отличные исторические книги и я кстати прочитал почти все. Другое дело что он иногда ошибался, а иногда допускал преувеличения, потому что занимался литературой а не историческим исследованием.

                Пикуль был писателем. И он мастерски скупые исторические факты передавал художественным литературным языком. Я,например, несколько раз перечитывал "Моонзунд". С исторической точки зрения там описаны реальные события,но так, что интересно читать. Писатель на то и писатель, что он может придать различную степень эмоций в описании данного события. От чего многое и выглядит, как преувеличенное или приуменьшенное. Идеологию в обществе ещё никто не отменял, а Пикуль писал в годы СССР.Так и в случае c "Караваном PQ-17". Исторически с точки зрения России "Тирпиц" отвернул после контакта с К-21, а следовательно можно было и предположить удачную атаку. Может бы с точки зрения немцев "Тирпиц" отвернул после контакта( не атаки!) с ПЛ противника и сообщения о роспуске конвоя. Так что сколько участников, столько и мнений. Пикуль лишь передал то, что считал нужным, как писатель.Ещё раз повторюсь - Пикуль писатель, а не историк-документалист. И преувеличения имел право использовать, если он существенно не меняют картину истории. ведь благодаря и литературе в том числе формируется идеология молодёжи. Я лично вырос на книгах Пикуля. hi
              3. Русский ватник 29 мая 2016 19:26
                А по мне, так побольше бы таких преувеличений.... В противовес истории США,"выигравших вторую мировую, как и первую, и победившие Наполеона, на своей территории." Если Пикуль и преувеличивал, то контекст событий оставался... hi
          4. Монархист 29 мая 2016 23:00
            Значит подвига“Старого большивека" не было?Английчане не бросили охрануPQ 17.Э то все придумал историк-недоучка Пикуль?
            1. alexej123 30 мая 2016 00:15
              Господин Kenneth так не считает. По его словам В.С.Пикуль "врёт", наглосаксы довели конвой до Мурманска, никто не обделывался в гальюнах, никто не бросал конвой, атаки на "Старый Большевик" отбивали "бравые" вояки хоумфлита, никто не предлагал бросить команде корабль. Альтернативная история, которой господа из-за рубежа при поддержке "пятой колонны" пытаются пичкать.
        2. ava09 20 ноября 2016 01:48
          (с)Английские корабли охранения (якобы "владычицы морей"), узнав о выходе "Тирпица" обделались и убежали, бросив конвой(с)
          Эк, вы загнули. Кораблям охранения был приказ наоборот, якобы идти на перехват "Тирпица", а конвой терзала авиация и подводные лодки. Думаю, это была военно-политическая провокация с целью хоть временно, но прервать поставки СССР грузов по Ленд-лизу. Это мотив для затягивания войны и как следствие, большего ослабления СССР и Германии. Сионисты и англосаксы, развязавшие эту войну, вообще хотели взять их тёпленькими после как можно большего ущерба, нанесённого в результате боевых действий.
  3. Sevurallag 29 мая 2016 08:30
    В школе это надо проходить, вернее начиная со школы!
  4. технарь 29 мая 2016 08:43
    Статье зачёт. Героизм в годы ВОВ проявляли советские люди на всех участках ведения боевых действий. Но война в морских условиях - это отдельная тема. Поэтому отлично, что такие статьи пишутся, они нужны нам, чтобы люди помнили о своих героических предках, гордились ими и удерживали высоко поднятую ими планку патриотизма. Советую почитать "Реквием каравану PQ-17" Валентина Пикуля. Там описан беспримерный героизм наших моряков, брошенных английским эскортом и вынужденных добираться до родных берегов один на один с вражескими подлодками и авиацией. Это настоящий пример мужества и героизма, проявленных советскими моряками перед лицом смертельной опасности.
  5. казак волгский 29 мая 2016 09:31
    Легендарное для меня судно. впервые о нем и людях на нем ходивших еще в школе прочел..... Вечная Слава несгибаемым морякам! Спасибо за хорошую статью!
  6. Kenneth 29 мая 2016 09:35
    В советском флоте ответственность за оставление судна на котором еще не исчерпаны все средства борьбы з живучесть была несколько более тяжелой чем в английском. Могли и расстреляют. И расстреливали кстати. Если замполит подсуетится.
    1. alexej123 30 мая 2016 10:17
      По ошибке плюсанул. Опять информация ОБС - примеры приведите, расстрельные списки, имена замполитов. А , я понял, по вашему ещё действовали морские заградотряды НКВД. Вы вроде с российским флажком, а откровенную дурь несёте. Люди действовали до конца не перед страхом смерти от руки замполита. А причины вам называть думаю нет смысла, вы их не примите, у вас же свой альтернативный взгляд на историю.
  7. Aleksander 29 мая 2016 10:22
    Не менее интересна судьба танкера" Азербайджан": шел с грузом льняного масла из Англии в караване PQ 17, был атакован, получил пробоину и вспыхнул-высота огня достигла 70 метров!
    Но огонь сумели потушить и от эвакуации отказались, пришли в Архангельск, правда большая часть груза вытекла в море....
  8. Олегмог 29 мая 2016 11:31
    Хоть и живу в Мурманске, но к своему стыду читаю статью впервые!
    Сильные люди были! Я думал что хоронить погибших моряков в море,
    перестали еще при парусном флоте!
    1. Kenneth 29 мая 2016 12:05
      Можно еще вспомнить про лесовоз ижора.
      1. alexej123 29 мая 2016 13:21
        Да, попал под "Тирпица" и ко., один.
        1. реалист 29 мая 2016 18:37
          не попал -а принял бой и сделал все чтобы максимально навредить , помешать выполнению боевой задачи, попал это когда котенок попал в пасть псу и погиб ....а эти ребята шли на смерть с презрительной улыбкой и без бронежилета .
          1. Kenneth 29 мая 2016 19:47
            В значительной части девчата. С единственной пушкой их которой похоже даже не успели пристреляться. Но успели выйти на связь и сообщить.
          2. alexej123 30 мая 2016 10:20
            Не цепляйтесь к словам. Именно попал, потому что сознательно он "Тирпица" не искал. Флаг не спустили, не сдались, передавали по радио о встрече с немцами. Погибли геройской и ужасной смертью. С этим не спорю.
          3. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
    2. реалист 29 мая 2016 18:41
      нет общей исторической информационной доски чтобы сегодняшние наши дети могли ткнуть пальцем в место и дату и узнать что происходило ....а читать они не хотят , это у нас не было компьютеров и телевизоров и читали исторические книги а эти познают мир через американские игрушки .....
  9. Горный стрелок 29 мая 2016 13:22
    Мужество всегда вызывает уважение. А вообразить себе горящее судно, уходящий конвой и студёный океан вокруг, в воде которого человек замерзает в течении четверти часа! Ну, знаете... В атаку, наверное, проще.
  10. Maxim73 29 мая 2016 16:21
    "Корабль тонул, но не седел от ужаса. Груз разбивали бомбами, но еще ни один контейнер не вскрикнул от боли. Металл покрывался инеем, но бездушное железо не ощущало холода. Все страдания выпали на людскую долю..." Пикуль В.С. "Реквием каравану PQ-17".
  11. кедр 29 мая 2016 18:17
    Ещё одна героическая страница из Книги памяти подвига Советского народа в Великой Отечественной войне. Сколько и скольких ещё не знаем, а ведь каждый подвиг пример мужества, который ведёт к Победе. Нам сейчас такие примеры очень нужны. Спасибо Сергею Антонову за очень своевременную статью!
  12. реалист 29 мая 2016 18:33
    «Сделано хорошо» -как коротко и емко . а сколько стоит за этим : потушили горящие снаряды , поставили пластырь . немногие наверное представляют себе что это значит, в отсеках залитых водой строит стенку , подпирать ее ....они отважные герои только маленького роста и никто их не видит , к сожалению.
    1. Maxim73 29 мая 2016 19:43
      А ещё там очень ХОЛОДНАЯ вода...
  13. ple 29 мая 2016 19:11
    я горжусь этими храбрыми людьми сейчас такого поискать надо
    ple
    1. Maxim73 29 мая 2016 20:53
      Оглянитесь - они среди Вас.
  14. tolancop 29 мая 2016 22:09
    Материал хороший, но с ложкой дегтя.
    "..Второй, увы, печально известен тем, что его подготовка шла под плотным контролем германских спецслужб, и потому по пути он был буквально разгромлен немецкой авиацией и военно-морским флотом, прежде всего подводными лодками. Причем этот разгром стал своего рода местью Германии за успешную проводку PQ-16..."
    Автор, видимо, мало читал, иначе бы знал, что PQ-17 был разгромлен потому, что был брошен эскортом по приказу британского Адмиралтейства. История PQ-17 описана достаточно подробно и незачем притягивать за уши версию о мести немцев за предыдущий успешный конвой.
    1. Монархист 29 мая 2016 23:16
      Можно сказать,что немцы взяли реванш за неудачу с PQ16

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня