Military Review

Blood and sweat Temirtau

0


40 years ago, on the night of 1 on 2 in August 1959, in the city of Temirtau, Karaganda region, unrest began among the members of the Komsomol - the builders of the Karaganda Metallurgical Plant - the famous Kazakhstan Magnitogorsk.

Unrest lasted three days. When they were suppressed, troops from Moscow (the Dzerzhinsky division) and Tashkent were involved, as were the guards of the notorious Karaganda camps (Karlag). According to official data, 16 people were killed during the clashes of builders with the troops, over 100 were injured. According to unverified data, around 10 thousands of rounds of ammunition were used in the suppression of unrest by the troops.

Events in Temirtau occupy a special place in modern stories Of Kazakhstan. The decision to build the Karaganda Metallurgical Plant in Temirtau was taken at the height of World War II in 1943. Even earlier, in the first years of the war, Germany occupied a large territory of the European part of the USSR, and the Soviet leadership had to fire thousands of industrial enterprises to the east. After losing the coal and metallurgical base in the Donetsk-Krivoy Rog basin in Ukraine, the USSR had only one metallurgical base left — in the Urals.

Then the Karaganda coal basin with its unique coking coal was considered as a reserve base for creating a new coal and metallurgical base in the deep rear of the country. By 1959, construction has gained tremendous scope. Combine built the whole country. The Komsomol Central Committee announced the construction of Karmet one of the first Komsomol construction projects. Thousands of Komsomol members from all over the country (approximately from the 80 areas of all republics of the Soviet Union) arrived in Temirtau and settled in tent camps in the eastern part of the city, near the construction site. In addition to the Soviet Komsomol members, a large group of Bulgarians from the youth movement of the foremen, the Bulgarian counterpart of our VLKSM, came to the construction site. Bulgarians settled in hostels, our homes are not enough. The living conditions were terrible. In the red-hot steppe stood hundreds of army-style tents. There was practically nothing: no shops, no places for recreation. But most importantly - there was an acute shortage of water. In addition, the Komsomol was much more real front and works. A lot of people were not busy. Construction was an extensive method. The unskilled labor of a huge number of Komsomol members brought from all over the Union was used extremely unproductively.

Those who have been in the Karaganda steppes in the middle of summer know what heat and lack of water are. In the campground there were several cisterns, the water from which was used simultaneously for cooking, drinking and washing. Under the sun, this water was more like boiling water. The enthusiasm of Komsomol members, who came from more fertile lands - Georgia, Ukraine, Moldova, Russia - disappeared before our eyes. The situation in the tent camps gradually heated up.

The immediate reason for the start of the Temirtau events was the incident with the water. In one of the cisterns, the water was for some reason spoiled. Then they said that some jokers poured ink into the tank. Perhaps the water is just rotten. Nevertheless, the accumulated irritation immediately found its way out. A crowd gathered and demanded an explanation. Police arrested several of the most active participants in the speech. Then 1 August 1959, an angry mob stormed the building of the district police station in the eastern part of Temirtau, demanding the release of the arrested Komsomol members. However, they had already been transferred to Karaganda, for 30 kilometers from Temirtau. Required to return back.

The situation became completely unmanageable. Thousands of young builders-Komsomol-people from the tent camp on the night from 1 to 2 in August 1959, rioted throughout the eastern part of Temirtau. The store was taken by storm and looted near the ROVD building. The crowd rushed to the building of trust "Kazmetallurgstroy" (CCM). There were clashes with the police. Control over the situation was completely lost. Crowds of builders trashed the city. The second secretary of the Karaganda regional committee of the party Enodin was captured. He escaped by stating that he was a simple engineer. Karaganda’s Komsomol active was assembled in alarm and guarded a dynamite warehouse, which was half way from Temirtau to Karaganda.

It is worth noting that in the unrest was mainly attended by visitors to the Komsomol vouchers from different regions of the Soviet Union. The local population and the Bulgarian Komsomol did not participate in the speeches.

On August 2, Secretary of the Central Committee of the CPSU Brezhnev, First Secretary of the Central Committee of the Communist Party of Kazakhstan Belyaev, Chairman of the Council of Ministers of Kazakhstan Kunaev, Minister of Internal Affairs Kabylbayev arrived in Temirtau. In the end, it was decided to use force. The decision was made by Brezhnev. The soldiers of the Dzerzhinsky division from Moscow and the soldiers from Tashkent opened fire at this moment. The assault captured the buildings of the ROVD and the shops seized by young builders. According to official data, 16 people died.

The events in Temirtau were the only and most ambitious spontaneous unrest on domestic soil in the history of the Komsomol and in the history of the USSR. The movement of the All-Union Komsomol construction projects subsequently took a huge scope. Student construction teams, various groups of Komsomol members built the Baikal-Amur Mainline, mastered the virgin lands, erected facilities throughout the country. Youth was the cheapest labor. In addition, the state has always saved on social and living conditions. In the Far North and BAM, people lived in trailers.

The lessons of the Temirtau events as a whole were obviously taken into account. In the seventies-eighties, the state skillfully supported and controlled the enthusiasm of the Komsomol movements. Never again in the history of the USSR was there any Komsomol unrest similar to the events in Temirtau. Much attention was paid to ideological support, the creation of a leisure system, and the overall cultural and social activity of Komsomol members. Intensively developed the idea of ​​Komsomol romance. This allowed the state to save on social and domestic programs of new construction projects, but to prevent the repetition of Temirtau events.

In Temirtau itself, immediately after the suppression of unrest, trials of their most active participants took place. Several people were sentenced to death. At the same time, a landing of Komsomol and party workers from Karaganda, Almaty, Moscow was landed in the city. Began construction of social facilities. Then, in particular, the Rodina cinema was built.

The events in Temirtau did not prevent the completion of the construction of the Karaganda Metallurgical Plant. With the end of its construction, Karaganda became one of the main coal-metallurgical complexes of the country. The only problem was that it was a complex that successfully functioned for the needs of the USSR as a whole. After its collapse, Kazakhstan inherited the former pride of the Soviet industry - the Karaganda Metallurgical Plant, built by the incredible efforts of the entire Soviet Union, and the coal mines of Karaganda, without having a real opportunity to use their potential.

Kazakhstan itself can consume only five percent of Kazakhstan Magnitogorsk products within the country. Everything else he has to sell for export. The cold war is over. Nobody needed the defense complex of the former USSR both in Russia and in Kazakhstan. We have witnessed a huge tragedy of entire generations of Soviet people, their enormous superhuman efforts without any compensation from the state for the creation of an industrial complex of the former USSR.

The events in Temirtau in 1959 were remarkable for another reason. In fact, they were the beginning of a long-term political career of the first secretary of the Central Committee of the Communist Party of Kazakhstan, Dinmukhamed Kunaev.

Eyewitnesses

Khristenko, Mikhail Mikhailovich.


In August 1959 of the year - the driver of the “Kazmetallurgstroy” trust (CMS).

- I remember those events well. I then worked as a driver in the CCM. At the construction site there were a lot of Komsomol members from different parts of the country. They all lived in tents. I remember on the tents it was written “Odessa-Mama”, “Vitebsk on the Dnieper”, “Greetings from Tbilisi”. They lived, however, they are bad. Bulgarian builders — there were many of them too — lived in dormitory houses, and ours were increasingly in tents. How many were there, I do not remember, but a lot.

In the evening of August 1 1959, I returned to Temirtau by truck. There were several women in the back with me. When we drove through the tent city in the eastern part of the city, we began to come across different groups. They started throwing stones into the car - they broke windows and headlights. We barely got out. Women shouted - take, they say, us in Karaganda. And on the highway - the police, nobody is allowed. And these Komsomol members are drunk around. Our car base was crushed, hijacked, in my opinion, by 18 machines; in tanks with fuel dirt poured. In general, the horror that was. The soldiers still stood at the CMS trust building, so they shot at them surreptitiously. Weapon they seem to have taken some, which they then defeated.

Details

Kenzhebaev Sagandyk Zhunusovich.


In 1959 year - the first secretary of the Central Committee of the Komsomol of Kazakhstan.

- During the Temirtau events, I was the first secretary of the Central Committee of the Komsomol of Kazakhstan and a member of the bureau of the Komsomol Central Committee. At the beginning of the events I was in Almaty and in general in Kazakhstan was not - then I was in Vienna at the World Festival of Youth. I learned about the incident on arrival. Immediately flew from Moscow to Temirtau and began to understand the reasons for the performance of young people.

The fact is that now some figures attribute political issues to the Temirtau events and interpret this as a political action by the working class Temirtau. I believe that such an assessment does not correspond to historical reality. The fact is that it was a spontaneous performance of young people on the basis of outrage at the inconveniences that were created by the local administration and, in general, by the leaders of the city and region of Karaganda. Before leaving for the festival, I went to the first secretary of the Central Committee of the Communist Party of Kazakhstan, a member of the Presidium of the Central Committee of the CPSU, Nikolai Ilyich Belyaev with a special note. I visited Temirtau, went around all the tents, working quarters, was in workshops, at a construction site — I talked everywhere with young people. And everyone resented the disorder of their life and work.

The labor recruitment plan for the construction of Temirtau was exceeded somewhere on 30-40%, in the absence of an adequate scope of work. In addition, the entire infrastructure was not ready to receive such a large number of people: there were no outlets, catering, housing, or enough drinking water. People lived in tents, in cramped conditions, and the leaders did not pay due attention to these inconveniences.

After the trip to Temirtau, I wrote a big note addressed to Belyaev and was at his reception. I said that this situation is fraught with serious consequences. He promised to take emergency measures. I left - and exactly what we were talking about with Belyaev happened. This note saved me when the corresponding conclusions were made.

From among the Karaganda leadership only the first secretary of the Karaganda regional committee of the Komsomol Nikolai Davydov survived. The first secretary of the Karaganda regional committee, Pavel Nikolaevich Isaev, was expelled from the party, he was put on trial, he went to Sverdlovsk, where he worked as a foreman. Then he became blind on the nervous ground and died suddenly. The chairman of the Karaganda economic council, Dmitry Grigorievich Anik, was expelled from the party, removed from work, put on trial, but was not convicted.

- Sagandyk Zhunusovich, how many people were involved in the construction of the Kazakhstan Magnitogorsk?

- Up to 100 thousands of people from all over the Soviet Union. In the tents at the time of the Temirtau events, about 15 thousands of people lived in directions from the center. And there was such a practice that every time Isaev or Anika went to Moscow and asked to send more young people. And the CPSU Central Committee has always satisfied their requests.

- It turns out that this is one of the first Komsomol construction projects in the Union and the only mass action of Komsomol members?

- Yes, it was one of the first construction projects and the only performance of young people. After that, there were events in Novocherkassk, but there were already workers. And the opening of fire in Temirtau was ordered by none other than Brezhnev. Then he was secretary of the Central Committee of the CPSU. He was accompanied by Belyaev, and Kunaev, and Isaev, and Anika. When the youth took to the streets and, in the opinion of the leadership, the movement became uncontrollable, it was Brezhnev who gave instructions to open fire on the speakers.

And although the order to open fire belongs to him, he did not admit it then. And the responsibility for this decision was assumed by the Minister of Internal Affairs of Kazakhstan, Major-General Shyrakbek Kabylbayev. The question is, where is the logic? Did an ordinary republican minister at that time give an indication of the opening of fire on the working class? Now, many years later, I think, why did Brezhnev show cowardice then and did not recognize his responsibility? And I come to the opinion that then there was a struggle for power in the top leadership of the party. Brezhnev was only taken to the Central Committee of the CPSU, he is a supporter of Khrushchev. Khrushchev had not really strengthened his position, and there was a struggle between factions for power. If Brezhnev had said that he had instructed, it could have damaged the prestige of Khrushchev - in the sense that it was the Khrushchev side that opened fire on the workers.

- Sagandyk Zhunusovich, and who, in your opinion, could then force Kabylbaev to admit his responsibility for such a decision?

- Kabylbaeva could push on this and Brezhnev, and Kunaev. Kunaev then was the chairman of the Council of Ministers. A few years later, already under Brezhnev and Kunaev, Kabylbayev returned to the post of Minister of the Interior. So, Kunaev and Brezhnev did not forget this. And in the 1959 year, Kabylbayev was removed from work and convicted.

- And you were at the plenum when you removed Belyaev?

- Yes of course. The fact is that the events in Temirtau served as a reason to film Belyaev. For this purpose Brezhnev came specially. In place of Belyaev Brezhnev put Kunaev. In politics, interests always coexist.

- And Belyaev was not considered a member of the Khrushchev group?

- When he came to us, he was secretary of the Central Committee of the CPSU and a member of the Presidium of the Central Committee of the CPSU. He was in disgrace, and he was actually exiled to Kazakhstan. When the so-called struggle of Khrushchev against the anti-Party group of Molotov-Malenkov and others was fought, Belyaev spoke on the side of Khrushchev. As a result, he became a member of the Presidium. But then the alignment of forces there changed, and he was sent to us.

- Sagandyk Zhunusovich, and to whom did the Komsomol organization at Magnitka submit?

- Formally, according to the Charter of the Komsomol, us. But in reality, management was in the hands of Moscow.
Author:
Originator:
http://www.continent.kz"rel =" nofollow ">http://www.continent.kz
Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.

Кровь и пот Темиртау

Кровь и пот Темиртау


40 лет назад в ночь с 1 на 2 августа 1959 года в г. Темиртау Карагандинской области начались волнения среди комсомольцев – строителей Карагандинского металлургического комбината – знаменитой Казахстанской Магнитки.

Волнения продолжались три дня. При их подавлении были задействованы войска из Москвы (дивизия Дзержинского) и Ташкента, охрана печально известных Карагандинских лагерей (Карлаг). По официальным данным, в ходе столкновений строителей с войсками были убиты 16 человек, свыше 100 получили ранения. По непроверенным данным, при подавлении волнений войсками было использовано около 10 тысяч патронов.


События в Темиртау занимают особое место в современной истории Казахстана. Решение о строительстве Карагандинского металлургического комбината в г. Темиртау было принято в разгар Второй мировой войны в 1943 году. Еще раньше, в первые годы войны, Германия оккупировала большую территорию европейской части СССР, и советскому руководству пришлось в пожарном порядке переводить тысячи промышленных предприятий на восток. После потери угольно-металлургической базы в Донецко-Криворожском бассейне на Украине у СССР осталась только одна база металлургического производства – на Урале.

Тогда Карагандинский угольный бассейн с его уникальными коксующими углями рассматривался в качестве резервной базы для создания в глубоком тылу страны новой угольно-металлургической базы. К 1959 году строительство приобрело огромный размах. Комбинат строила вся страна. ЦК ВЛКСМ объявил строительство Кармета одной из первых комсомольских строек. Тысячи комсомольцев со всей страны (примерно из 80 областей всех республик Советского Союза) прибыли в Темиртау и поселились в палаточных городках в восточной части города, недалеко от места строительства. Помимо советских комсомольцев на стройку приехала большая группа болгар из молодежного движения бригадиров – болгарского аналога нашего ВЛКСМ. Болгар поселили в общежитиях, нашим домов не хватило. Условия жизни были ужасные. В раскаленной степи стояли сотни палаток армейского образца. Не было практически ничего: ни магазинов, ни мест отдыха. Но самое главное – был острый недостаток воды. Кроме того, комсомольцев было намного больше реального фронт а работ. Много людей было не занято. Стройка велась экстенсивным методом. Неквалифицированный труд огромного количества комсомольцев, привезенных со всего Союза, использовался крайне непродуктивно.

Кто бывал в карагандинских степях в середине лета, знает, что такое жара и отсутствие воды. В палаточном лагере стояло несколько цистерн, вода из которых использовалась одновременно для приготовления пищи, для питья и умывания. Под солнцем эта вода больше походила на кипяток. Энтузиазм комсомольцев, приехавших из более благодатных краев – Грузии, Украины, Молдавии, России – улетучивался на глазах. Обстановка в палаточных лагерях постепенно накалялась.

Непосредственным поводом к началу темиртауских событий послужил инцидент именно с водой. В одной из цистерн вода по каким-то причинам оказалась испорченной. Потом говорили, что какие-то шутники налили в цистерну чернила. Возможно, вода просто протухла. Тем не менее накопившееся раздражение сразу нашло свой выход. Собралась толпа, которая потребовала объяснений. Милиция арестовала несколько самых активных участников выступления. Тогда 1 августа 1959 года разъяренная толпа взяла штурмом здание районного отделения милиции в восточной части Темиртау, требуя освободить арестованных комсомольцев. Однако их к тому времени уже перевели в Караганду, за 30 километров от Темиртау. Потребовали вернуть обратно.

Ситуация становилась совсем неуправляемой. Тысячи молодых строителей-комсомо-льцев из палаточного городка в ночь с 1 на 2 августа 1959 года устроили беспорядки по всей восточной части Темиртау. Был взят штурмом и разграблен магазин недалеко от здания РОВД. Толпа бросилась на здание треста “Казметаллургстрой” (КМС). Здесь произошли столкновения с милицией. Контроль над ситуацией был полностью потерян. Толпы строителей громили город. Был захвачен второй секретарь Карагандинского обкома пар-тии Энодин. Он спасся, заявив, что является простым инженером. Комсомольский актив Караганды был собран по тревоге и охранял динамитный склад, который находился на полдороги от Темиртау к Караганде.

Стоит отметить, что в волнениях принимали участие в основном приезжие по комсомольским путевкам из разных районов Советского Союза. Местное население и болгарские комсомольцы в выступлениях не участвовали.

2 августа в Темиртау приехали секретарь ЦК КПСС Брежнев, первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Беляев, председатель Совета Министров Казахстана Кунаев, министр внутренних дел Кабылбаев. В конечном итоге было решено применить силу. Решение принимал Брежнев. Прибывшие к этому моменту солдаты дивизии Дзержинского из Москвы и солдаты из Ташкента открыли огонь. Штурмом были взяты захваченные молодыми строителями здания РОВД, магазины. Погибло, по официальным данным, 16 человек.

События в Темиртау стали единственными и самыми масштабными стихийными волнениями на бытовой почве в истории комсомола и в истории СССР. Движение Всесоюзных комсомольских строек приняло впоследствии огромный размах. Студенческие строительные отряды, различные группы комсомольцев строили Байкало-Амурскую магистраль, осваивали целину, возводили объекты по всей стране. Молодежь была самой дешевой рабочей силой. К тому же государство всегда экономило на социальных и бытовых условиях. На Крайнем Севере и БАМе люди жили в вагончиках.

Уроки темиртауских событий в целом были, очевидно, учтены. В семидесятые-восьмидесятые годы государство умело поддерживало и контролировало энтузиазм комсомольских движений. Никогда больше в истории СССР не было комсомольских волнений, подобных событиям в Темиртау. Большое внимание уделялось идеологической поддержке, созданию системы досуга, общей культурной и социальной активности комсомольцев. Интенсивно развивалась идея комсомольской романтики. Это позволяло государству экономить на социальных и бытовых программах новых строек, но не допускать повторения темиртауских событий.

В самом Темиртау сразу после подавления волнений прошли суды над наиболее активными их участниками. Несколько человек были приговорены к высшей мере наказания. Одновременно в городе был высажен десант комсомольских и партийных работников из Караганды, Алма-Аты, Москвы. Началось строительство объектов соцкультбыта. Тогда был построен, в частности, кинотеатр “Родина”.

События в Темиртау не помешали завершению строительства Карагандинского металлургического комбината. С окончанием его строительства Караганда стала одним из главных угольно-металлургических комплексов страны. Проблема была только в том, что это был комплекс, который успешно функционировал для нужд СССР в целом. После его распада Казахстан получил в наследство бывшую гордость советской промышленности – Карагандинский металлургический комбинат, построенный путем невероятных усилий всего Советского Союза, и угольные шахты Караганды, не имея реальной возможности использовать их потенциал.

Сам Казахстан может потребить внутри страны только пять процентов продукции Казахстанской Магнитки. Все остальное он вынужден продавать на экспорт. Холодная война закончилась. Оборонный комплекс бывшего СССР и в России, и в Казахстане оказался никому не нужен. Мы стали свидетелями огромной трагедии целых поколений советских людей, их колоссальных сверхчеловеческих усилий без каких-либо компенсаций со стороны государства за создание производственного комплекса бывшего СССР.

События в Темиртау в 1959 году примечательны и по другой причине. Фактически именно они стали началом многолетней политической карьеры первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Динмухамеда Кунаева.

Очевидцы

Христенко Михаил Михайлович.


В августе 1959 года – водитель автобазы треста “Казметаллургстрой” (КМС).

– Я хорошо помню те события. Я тогда работал шофером в КМС. На стройке было очень много комсомольцев из разных районов страны. Жили они все в палатках. Я помню, на палатках было написано “Одесса-мама”, “Витебск на Днепре”, “Привет из Тбилиси”. Жили, правда, они плохо. Болгарские строители – их тоже было много – жили в домах-общежитиях, а наши все больше в палатках. Сколько их было, не помню, но много.

Вечером 1 августа 1959 года я возвращался в Темиртау на грузовике. Со мной в кузове было несколько женщин. Когда мы проезжали палаточный городок в восточной части города, нам стали попадаться разные группы. В машину начали кидать камни – разбили стекла, фары. Мы еле выбрались. Женщины кричали – вези, мол, нас в Караганду. А на трассе – милиция, никого не пускают. И эти комсомольцы кругом пьяные ходят. Нашу автобазу разгромили, угнали, по-моему, 18 машин; в баки с горючим грязь насыпали. В общем, ужас, что было. Солдаты еще стояли у здания треста КМС, так они в них стреляли исподтишка. Оружие какое-то они, кажется, в РОВД взяли, которое потом разгромили.

Подробности

Кенжебаев Сагандык Жунусович.


В 1959 году – первый секретарь Центрального комитета комсомола Казахстана.

– В период темиртауских событий я был первым секретарем Центрального комитета комсомола Казахстана и членом бюро ЦК ВЛКСМ. На начало событий меня в Алма-Ате и вообще в Казахстане не было – я тогда находился в Вене на Всемирном фестивале молодежи. Узнал о происшедшем уже по приезде. Сразу же из Москвы прилетел в Темиртау и начал разбираться в причинах выступления молодежи.

Дело в том, что сейчас некоторые деятели приписывают темиртауским событиям политический характер и трактуют это как политическое выступление рабочего класса Темиртау. Я считаю, что такая оценка не соответствует исторической действительности. Дело в том, что это было стихийное выступление молодежи на основе возмущения теми неудобствами, которые были созданы местной администрацией и вообще руководящими деятелями города, области Караганды. До отъезда на фестиваль я со специальной запиской заходил к первому секретарю ЦК Компартии Казахстана, члену Президиума ЦК КПСС Беляеву Николаю Ильичу. Я побывал в Темиртау, обошел все палатки, рабочие кварталы, был в цехах, на стройке – всюду беседовал с молодежью. И все возмущались неустройством своего быта и труда.

План набора рабочей силы на строительство Темиртау был перевыполнен где-то на 30-40%, при отсутствии надлежащего фронта работ. Кроме того, вся инфраструктура была не готова к приему такого количества людей: не было торговых точек, общественного питания, жилья, достаточного количества питьевой воды. Люди жили в палатках, в стесненных условиях, и на эти неудобства руководители не обращали должного внимания.

После поездки в Темиртау я написал большую записку на имя Беляева и был у него на приеме. Я сказал, что такая обстановка чревата серьезными последствиями. Он обещал принять экстренные меры. Я уехал – и случилось именно то, о чем мы говорили с Беляевым. Меня эта записка спасла, когда были сделаны соответствующие оргвыводы.

Из числа карагандинского руководства уцелел только первый секретарь Карагандинского обкома комсомола Николай Давыдов. Первый секретарь Карагандинского обкома Павел Николаевич Исаев был исключен из партии, его отдали под суд, он уехал в Свердловск, где работал начальником цеха. Потом он ослеп на нервной почве и скоропостижно умер. Председателя Карагандинского совнархоза Дмитрия Григорьевича Аника исключили из партии, сняли с работы, отдали под суд, но осужден он не был.

– Сагандык Жунусович, сколько всего людей было задействовано на строительстве Казахстанской Магнитки?

– До 100 тысяч человек со всего Советского Союза. В палатках на момент темиртауских событий жило примерно 15 тысяч человек по направлениям из центра. Причем была такая практика, что каждый раз Исаев или Аника ехали в Москву и просили прислать еще молодежи. И ЦК КПСС всегда удовлетворял их просьбы.

– Получается, что это одна из первых комсомольских строек в Союзе и единственное массовое выступление комсомольцев?

– Да, это была одна из первых строек и единственное выступление молодежи. После этого были события в Новочеркасске, но там уже выступали рабочие. Причем открытием огня в Темиртау распорядился не кто иной, как Брежнев. Тогда он был секретарем ЦК КПСС. Его сопровождали и Беляев, и Кунаев, и Исаев, и Аника. Когда молодежь вышла на улицы и, по мнению руководства, движение стало неуправляемым, именно Брежнев дал указание открыть огонь по выступающим.

И хотя распоряжение об открытии огня принадлежит ему, он тогда в этом не признавался. А ответственность за это решение взял на себя министр внутренних дел Казахстана генерал-майор Шыракбек Кабылбаев. Спрашивается, где же логика? Разве рядовой республиканский министр в те времена мог дать указание на открытие огня по рабочему классу? Сейчас, спустя много лет, я думаю, почему Брежнев проявил тогда трусость и не признал свою ответственность? И прихожу к мнению, что тогда в высшем руководстве партии шла борьба за власть. Брежнев был только взят в ЦК КПСС, он сторонник Хрущева. Хрущев еще не очень укрепил свои позиции, и там шла борьба между фракциями за власть. Если бы Брежнев сказал, что он дал указание, это могло нанести урон престижу Хрущева – в том смысле, что именно хрущевская сторона открыла огонь по рабочим.

– Сагандык Жунусович, а кто, на ваш взгляд, мог тогда заставить Кабылбаева признать свою ответственность за такое решение?

– Кабылбаева могли толкнуть на это и Брежнев, и Кунаев. Кунаев тогда был председателем Совмина. Через несколько лет, уже при Брежневе и Кунаеве, Кабылбаев снова вернулся на пост министра внутренних дел. Значит, Кунаев и Брежнев этого не забыли. А в 1959 году Кабылбаев был снят с работы и осужден.

– А вы были на пленуме, когда сняли Беляева?

– Да, конечно. Дело в том, что события в Темиртау послужили поводом для того, чтобы снять Беляева. Для этого специально приезжал Брежнев. На место Беляева Брежнев поставил Кунаева. В политике всегда соседствуют интересы.

– А Беляев не считался членом хрущевской группы?

– Когда он к нам приехал, он был секретарем ЦК КПСС и членом Президиума ЦК КПСС. Он оказался в опале, и его фактически сослали в Казахстан. Когда велась так называемая борьба Хрущева против антипартийной группы Молотова-Маленкова и других, Беляев выступал на стороне Хрущева. В результате он стал членом Президиума. Но потом расстановка сил там поменялась, и его направили к нам.

– Сагандык Жунусович, а кому подчинялась комсомольская организация на Магнитке?

– Формально, по Уставу ВЛКСМ, нам. Но реально управление было в руках Москвы.
Автор: Едиге Мурзагалиев
Первоисточник: http://www.continent.kz" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.continent.kz


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня