Самоходная артиллерийская установка Panzer Selbstfahrlafette Ic (Германия)

Легкий разведывательный танк в предложенном виде VK 901 не устроил немецких военных, что привело к появлению нескольких альтернативных проектов на его основе. После завершения проверок этого танка было предложено создать аналогичную машину с усиленной броней. Кроме того, вскоре появился проект самоходной артиллерийской установки на существующем шасси. Одним из результатов работ по развитию базового легкого танка стало строительство двух самоходок типа Pz.Sfl.Ic.

Предварительная проработка проекта новой артиллерийской самоходки началась в июле 1940 года. К этому времени танк VK 901 прошел часть испытаний и успел показать недостаточно высокие характеристики. К примеру, потенциального заказчика в лице командования Вермахта не устроило недостаточно мощное бронирование, из-за которого машина не могла полноценно решать «танковые» задачи. Одновременно с этим имеющееся гусеничное шасси представляло определенный интерес и могло быть использовано в других проектах.

По результатам недолгих обсуждений было принято решение о разработке новой самоходной артиллерийской установке на базе существующего легкого разведывательного танка. Перспективный проект получил обозначение Panzer Selbstfahrlafette Ic («Бронированный самоходный лафет»). Кроме того, известно о применении в отношении этой разработки названия 5cm PaK 38 auf Pz.Kpfw.II Sonderfahrgestell 901. Также в некоторых источниках легкую САУ обозначают как VK 903b и указывают, что она была развитием танка VK 903, а не VK 901. Тем не менее, подобная версия выглядит неправдоподобной и противоречит другим данным о проекте.


Самоходная артиллерийская установка Panzer Selbstfahrlafette Ic (Германия)
Общий вид самоходки Pz.Sfl.Ic


По имеющимся данным, разработку новой САУ Panzer Selbstfahrlafette Ic или Pz.Sfl.Ic поручили фирме Rheinmetall-Borzig. Базовый проект легкого танка был создан совместными усилиями компаний Daimler-Benz и MAN, но развитие разработки поручили другой организации. Следует отметить, создатели танка VK 901 тоже не остались без работы: в это время они занимались рядом других проектов, в том числе и обновлением существующей разведывательной машины.

Основой для новой САУ должен был стать существующий легкий танк, в конструкцию которого требовалось внести ряд изменений. Все доработки, в первую очередь, были связаны с необходимостью установки нового вооружения. Кроме того, по некоторым данным, были доработаны некоторые агрегаты ходовой части, что было сделано с целью повышения характеристик в сравнении с базовым танком. В результате такого подхода к проектированию получилась бронемашина, внешне значительно напоминавшая базовый танк VK 901. Одновременно с этим имелись заметные внешние отличия.

Перспективная самоходка Pz.Sfl.Ic в целом сохранила корпус и шасси базового танка, хотя некоторые агрегаты подверглись изменениям. Старыми остались общая архитектура, компоновка и защита корпуса. Так, шасси для САУ по-прежнему предлагалось строить по классической для немецкой бронетехники схеме с передним размещением трансмиссии и механика-водителя, центральным боевым отделением и кормовым моторным отсеком. При этом предлагалось доработать боевое отделение с целью установки нового броневого агрегата и требуемого вооружения.

Была сохранена существующая форма корпуса с несколькими 30-мм лобовыми листами, расположенными под разными углами к вертикали. Борта и корма корпуса имели толщину 15 мм. В некоторых источниках, однако, утверждается, что в новом проекте было решено усилить бронирование за счет замены 15-мм листов деталями толщиной 20 мм. Сверху и снизу машина защищалась крышей и днищем толщиной не более 15-20 мм. Броневой корпус получал лобовую часть сложной формы, а также оснащался развитой подбашенной коробкой, на которой предлагалось монтировать новые агрегаты боевого отделения.

В корме был сохранен карбюраторный двигатель Maybach HL 66P мощностью 150 л.с. Состав трансмиссии тоже остался прежним. Задачей механической трансмиссии с пятискоростной коробкой передач было приведение в движение передних ведущих колес. Как и на множестве образцов немецкой бронетехники того времени, основная часть агрегатов трансмиссии располагалась в передней части корпуса и соединялась с двигателем при помощи карданного вала, проходящего над днищем.

Была сохранена общая архитектура ходовой части базового танка. По некоторым данным, в ходе разработки самоходки было принято решение о некотором усилении подвески, что могло быть связано с применением более мощного орудия. Также встречаются данные о переработки шасси танка VK 901 с учетом наработок по проекту VK 903, а также с использованием его агрегатов.

По общей конструкции ходовой части САУ Panzer Selbstfahrlafette Ic не отличалась от VK 901 и VK 903. Использовалось шахматное расположение пяти опорных катков на каждом борту (два во внешнем ряду и три во внутреннем). Катки получали индивидуальную торсионную подвеску. Сравнительно крупные ведущие колеса помещались в передней части корпуса со значительным превышением над катками, направляющие колеса меньшего диаметра – в корме. Верхняя ветвь мелкозвенчатой гусеницы должна была лежать на опорных катках, поддерживающие ролики отсутствовали.

На крыше корпуса новым проектом предусматривалась установка рубки, защищающей вооружение и его расчет. Для САУ Pz.Sfl.Ic была разработана новая шестигранная рубка со сравнительно длинными бортовыми листами, относительно широким лбом и узкой кормой. Специфическая форма лобовой части рубки, по-видимому, была связана с размещением люков корпуса: новые агрегаты не должны были мешать экипажу попадать на свои места. Известно, что рубка не должна была оснащаться крышей, а наличие или отсутствие кормового листа не может быть подтверждено существующими данными. По уровню защиты рубка должна была соответствовать корпусу. По этой причине рубку предлагалось собирать из листов толщиной 30 и 15 (либо 20) мм.

В качестве основного вооружения самоходки была предложена 50-мм противотанковая пушка. Оружие для САУ предлагалось сделать путем незначительной переработки существующей полевой пушки 5 cm PaK 38 L/60. Такое орудие могло использовать 50-мм снаряды нескольких типов, разгоняя их до скоростей порядка 1150-1180 м/с. Наиболее эффективный снаряд Pz.Gr.40 позволял пробивать до 95 мм гомогенной брони с дистанции 500 м при угле встречи 60°. В базовой буксируемой версии пушка PaK 38 обслуживалась расчетом из пяти человек, который мог делать до 12-14 выстрелов в минуту. В 1940 году, незадолго до старта разработки самоходки Pz.Sfl.Ic, немецкая промышленность начала осваивать массовый выпуск пушек PaK 38. Таким образом, перспективная боевая машина должна была стать носителем одного из новейших орудий с высокими характеристиками.

Самоходная артиллерийская установка Panzer Selbstfahrlafette Ic (Германия)
САУ (слева) где-то на фронте. Справа - трофейный советский истребитель


Пушку PaK 38 с модернизированным дульным тормозом предлагалось монтировать в лобовой установке новой рубки. Системы монтажа орудия должны были обеспечивать наведение в пределах определенного сектора. Можно предположить, что крепления для пушки были заимствованы у исходного полевого орудия и претерпели некоторые изменения. В таком случае пушка могла вести огонь с углами вертикальной наводки от -8° до +27°, достаточными для поражения целей на дистанциях прямой видимости.

Данные о применении дополнительного пулеметного вооружения отсутствуют. Имеющиеся фотоматериалы позволяют предполагать, что самоходка нового типа не имела штатных креплений для пулемета, который, если и присутствовал на машине, должен был транспортироваться в укладке. Также экипаж в случае необходимости мог бы использовать личное стрелковое оружие.

Экипаж перспективной САУ Panzer Selbstfahrlafette Ic должен был состоять из четырех человек. Механик-водитель и радист размещались в передней части корпуса. Предназначенное для них отделение управления имело два люка в крыше и четыре смотровых прибора в лобовом и бортовых листах. Командир-наводчик и заряжающий должны были работать в боевом отделении и использовать основное вооружение.

Несмотря на значительные доработки конструкции, необходимые для изменения роли на поле боя, новая самоходка по размерам и весу мало отличалась от базового легкого танка. Длина машины по корпусу составляла 4,24 м, ширина – 2,38 м, высота не превышала 2-2,2 м. Боевая масса находилась в пределах 10,5 т. Благодаря этому САУ Pz.Sfl.Ic могла развивать скорость до 60 км/ч, а запас хода достигал 200 км. С точки зрения подвижности самоходка не должна была отличаться от других машин своего семейства, созданного на базе VK 901.

30 мая 1941 года командование решило судьбу нового проекта. Вермахт заказал сборку 1200 машин нового типа с 50-мм пушками. После этого решения фирма Rheinmetall-Borsig завершила разработку проекта и получила разрешение на строительство и испытания опытной техники. Заказ на сборку и проверку двух прототипов появился в июле того же года. Две новые машины Pz.Sfl.Ic должны были выйти на испытания не ранее сентября.

В указанные сроки фирма-разработчик построила и предъявила на испытания две опытные самоходки нового типа. Подробные сведения о проверке этих машин отсутствуют, но дальнейшие события могут в определенной мере раскрыть особенности испытаний и позволяют понять причины решения, принятого армией после выхода техники на полигон.

Не позже начала 1942 года командование решило отказаться от своих планов по строительству 1200 САУ Panzer Selbstfahrlafette Ic. По тем или иным причинам предложенная техника не устроила военных. Вероятно, поводом для такого решения стало сохранение основных недостатков базового танка VK 901. Армия считала, что эта машина имеет недостаточное бронирование для борьбы с современными и перспективными танками противника, а новая самоходная артиллерийская установка не отличалась от нее параметрами защиты. В таком случае наличие 50-мм противотанковой пушки не могло стать плюсом, способным перевесить имеющиеся минусы.

Самоходная артиллерийская установка Panzer Selbstfahrlafette Ic (Германия)
Отправка техники на фронт. Слева - платформа с самоходкой Pz.Sfl.Ic


Несмотря на отказ заказчика от серийного строительства новой техники, две опытные машины не отправились на металлолом. Их решили опробовать в условиях реальных боев, для чего отправили в одну из строевых частей, воевавших на Восточном фронте. По некоторым данным, появление обозначения 5cm PaK 38 auf Pz.Kpfw.II Sonderfahrgestell 901 было связано именно с передачей техники войскам. Для отправки в армию машины нуждались в «армейском» обозначении. Такое название было образовано от обозначений пушки и базового танка (проекты семейства VK 901 считались развитием легкого танка Pz.Kpfw.II). Подробности службы двух машин Pz.Sfl.Ic в войсках неизвестны, однако имеются сведения о судьбе этой техники.

Обе самоходки совместно с другой техникой использовались в различных боях, однако ввиду своей малочисленности попросту не могли самостоятельно оказать заметное влияние на ход боев. К середине августа 1942 года одна из машин пришла в небоеспособное состояние, но в составе подразделения по-прежнему числились две самоходки. Сведения о судьбе двух САУ Pz.Sfl.Ic после 20 августа 1942 года отсутствуют. Известно лишь то, что до наших дней эта техника не дожила. Возможно, она была разбита в ходе боев или возвращена в тыл и затем утилизирована.

Можно предположить, что на начальном этапе боевых действий на Восточном фронте САУ Panzer Selbstfahrlafette Ic могли показывать достаточно высокую эффективность. Главным фактором, влияющим на боевую эффективность, должна была стать 50-мм противотанковая пушка, имеющая достаточно высокие характеристики по меркам начала сороковых годов. Тем не менее, в обозримом будущем главный плюс нового проекта мог быть потерян по причине усиления защиты техники противника. Уже в 1943 году орудие PaK 38 сочли слишком слабым для поражения новой бронетехники противника и сняли с производства.

Таким образом, решение об отказе от серийного строительства САУ Pz.Sfl.Ic, принятое еще в 1941 году, оказалось полностью оправданным. Бурное развитие бронетехники на фоне войны лишало перспектив множество разработок. Проект новой самоходки Panzer Selbstfahrlafette Ic, как и некоторые другие разработки того времени, лишился будущего и не вышел из стадии войсковых испытаний прототипов.


По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://forum.valka.cz/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны", Aviarmor.net

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. Михаил Матюгин 1 июня 2016 08:41
    Конечно я не специалист по бронетехнике, но "сколько же открытий чудных" есть ещё в море разнообразных образцов, порождённых эпохой Второй Мировой ?! Спасибо Автору !

    Кстати на фото, где "справа - трофейный советский истребитель" - в таком состоянии,в каком находится данная машина, - скорее правильнее сказать остатки совершившего вынужденную посадку сов.истребителя.
  2. Объектив 1 июня 2016 17:26
    Для 1940 года - сау вполне приличная, но вот для 1942... не то пальто, как говорят щас молодые....
  3. РПК 2 июня 2016 05:52
    Какой только фигнёй не засоряется ресурс ВО.
    1. роман66 14 октября 2016 09:38
      а что же не фигня? обсуждение придурков с незалежной? история военной техники как раз то для во!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня