Танки, замаскированные под автомобили

Вряд ли нужно кому-то доказывать важность маскировки. И сейчас, и в самом начале прошлого века над тем, как сделать свою технику невидимой от врага работали целые институты. Корабли маскировали раскраской по Вилкинсону и Шпажинскому, а вот танки, танки раскрашивали весьма прихотливо, а порой, напротив, в тусклый серый цвет, все, мол, зависит от местности.

Танки, замаскированные под автомобили

Американский танк «Шерман», замаскированный под гусеничный транспортер. Даже вблизи не очень-то и разберешь, что это, а издалека, ну точно грузовик!

Другим способ маскировки стали макеты. Танки стоят в одном месте под копнами сена, а их макеты из фанеры, досок, и даже камней (так на Окинаве поступали японцы) в другом. В Германии в годы ВОВ выпустили даже пособие, как делать танки из снега, поскольку в России его много. И все это было бы очень хорошо, если бы не одно большое «но». Такой маскарад не защищал обычно сам танк. То есть защищал, но лишь в какой-то мере. Куда интереснее было бы сделать так, чтобы, ну скажем, реальный боевой танк выглядел бы как… городской автобус. Противник бы ничего не заметил, подошел к нему совсем близко, а тот – ба-бах, и противника как не бывало, одни дымящиеся обломки.


Танки, замаскированные под автомобили

Резиновый надувной танк – это, конечно, очень здорово. Но ведь он по врагу не стреляет!

И надо сказать, что такая мысль пришла в голову людям сразу же после Первой мировой войны. Посмотрим вот на это фото. На нем гусеничный транспортер возит туристов по горам. Все очень цивильно и невинно. Мы видим склоны горы Мон д'Арбуа в коммуне Межев, во Франции. Все довольны и улыбаются, однако на самом деле здесь засняты испытания секретной бронетанковой техники!

Танки, замаскированные под автомобили

В данном случае испытывается шасси. А все остальное – только для вида!

На некоторых фотоснимках мы видим и генерала Жана Батиста Эжена Этьена, ну да, того самого, которого его соотечественники называли «Père des Chars» (Папа танков). Он много чего интересного тогда предложил, а в 1919 году уже выпустил монографию «Изучение миссии танков в полевых условиях», где обобщил опыт их применения на поле боя, то есть даром времени не терял и работал очень даже интенсивно. Среди множества выдвинутых им идей были идеи и относительно маскировки танков, и одну из них он как раз и проверил в Альпах, замаскировав танковые шасси под альпийские транспортеры для развлекательных прогулок, чтобы скрыть данную разработку от потенциального противника.

Танки, замаскированные под автомобили

Крутизна, преодолеваемая этим шасси, очень приличная, не так ли?!

Танки, замаскированные под автомобили

А здесь уже мы видим самый настоящий тест.

Теперь вопрос: представьте, что вокруг вас пустыня. Через нее идет дорога, а по ней на фронт идут ваши грузовики с горючим, боеприпасами и… танки. И вот над вами появляется самолет-разведчик противника. Какие последствия вас после этого ожидают, ведь в пустыне укрыться негде? Понятно, что можно вызвать авиацию прикрытия. Но ведь рано или поздно она улетит и что тогда?

Танки, замаскированные под автомобили

Английские грузовики идут через Ливийскую пустыню под прикрытием самолетов «Лизандер».

Танки, замаскированные под автомобили

Что ж, если мер не принять или если они будут недостаточными, то последствия будут такими, как на этом фото.
Английские танки в Тунисе на дороге после налета германской авиации, 1943 год.

Ну, а если через пустыню выдвигаются к полю боя танки? Ведь они и подавно будут видны, словно на ладони, и сверху можно будет и бомбить, и обстреливать. Эх, замаскировать бы их под что-нибудь не столь важное, такое, на что бомбу можно и пожалеть, чтобы потом сбросить ее именно на танки, ведь бомбы… они тоже денег стоят, и запасы их далеко не безграничны!

Танки, замаскированные под автомобили

Английские танки «Матильда» в районе крепости Тобрук, 1941 год.

Что ж, если подумать, да проявить смекалку, то… спрятать можно все, что угодно. Например, сделать так, как сделали англичане в Индии – замаскировать бронеавтомобили «Ланчестер» Мк. II под… слонов! Слоны, мол, идут, и нечего тут высматривать! И правильно, когда всюду ходят слоны, то глаз какие-то мелочи в их движении уже не различает. Тут слоны и там «слоны». Такова уж особенность человеческого восприятия. Правда, двигаться такие «слоны» должны будут медленно. Но… ведь это только при появлении воздушных разведчиков противника, а едва те улетят, как скорость «слонов» можно и увеличить!

Танки, замаскированные под автомобили

Английские бронеавтомобили «Ланчестер» Мк. II, замаскированные под слонов!

Можно поступить и по-другому. Захватить танки противника и двинуть их на врага! Понятно, что на них должны быть нанесены опознавательные знаки своих собственных вооруженных сил. Но… знаки эти относительно невелики, а люди обычно смотрят на объект в целом, а не на его отдельные детали.

Танки, замаскированные под автомобили

Итальянские танки М13/37 с опознавательными знаками австралийцев.

Танки, замаскированные под автомобили

Английский танк «Матильда» с немецкими крестами. Северная Африка, 1942 г.

Да, но вот посмотрите на следующее фото. На нем американский длиннобазный 18-тонный автомобиль-танковоз «Mack ЕХ-ВХ» (6х4) с бензиновым 131-сильным мотором и колесами с 22-дюймовыми шинами, в кузове которого он перевозит другой, более легкий грузовик. Приличная скорость делает его не такой уж и легкой мишенью, так что такой машине проскочить к линии фронта много легче, чем, собственно, танку либо с танком на платформе. Но приглядись повнимательнее к тому, что именно он везет. На его платформе находится «танк-обманка», замаскированный под грузовик!

Танки, замаскированные под автомобили

Замаскированный танк «Валентайн» на платформе тягача-транспортера.

Ну, а вершиной успеха британских маскировщиков стала операция «Бертрам» в сентябре-октябре 1942 года. Тогда германское командование было полностью дезориентировано в отношении истинного направления планируемого удара англичан, что и закончилось для них поражением при Эль-Аламейне. А все потому, что масса танков «Матильда» были переделаны в автомобили и совершенно неожиданно для немцев оказывались там, где те их совсем не ожидали!

Танки, замаскированные под автомобили

На этом фото хорошо видно устройство маскировочной «оболочки» танка «Матильда. Она состояла из двух половин, очень легких и дешевых, которые можно было очень быстро с него удалить!

Танки, замаскированные под автомобили

Наблюдение за дорогой водитель «Матильды» мог вести через решетчатый радиатор!

С «Матильдой» и А9 было легко: водитель в них располагался по центру, поэтому можно было организовать ему наблюдение через решетчатый вентилятор. На танке «Черчилль» его место находилось несколько сбоку, и это было не так удобно, однако выгоды подобной маскировки перевешивали все, и англичане превратили в «крытый фургон» даже эти тяжелые танки. Просто решетчатой сделали всю переднюю часть макета, и этого оказалось вполне достаточно. Зато была придумана хитрая зацепка для глаза: темные следы от грязеочистителей на «стеклах». Их можно было увидеть издали, и это повышало достоверность объекта маскировки.

Но интереснее всего англичане поступили с колесными САУ «Дьякон» («Дикон»), в которые они конверсировали полноприводные грузовики АЕС «Матадор». Спереди машина имела бронированный капот и кабину, а сзади на платформе стояла открытая сзади башня с 57-мм орудием. Боекомплект из 58 снарядов находился здесь же в двух бронированных ящиках. При такой компоновке орудие не имело кругового обстрела – был непростреливаемый сектор там, где находилась кабина. Но стрелять вперед, несмотря на это, она могла, и вот этим-то обстоятельством и решили воспользоваться англичане, превратив эту САУ в очередной «грузовик». Причем, переделка была очень достоверной, ведь машина была колесной, так что никакой, даже очень внимательный наблюдатель не смог бы заподозрить, что перед ним танк!

Танки, замаскированные под автомобили

САУ «Дикон».

И сделано это было отнюдь не для того, чтобы перегонять эти САУ к линии фронта. Совсем напротив! Они должны были применяться в таком вот камуфляже непосредственно в боях! Дело в том, что в условиях пустыни точная линия фронта отсутствовала. Конечно, там были и минные поля, и сплошные линии траншей и колючей проволоки, но все это при желании всегда можно было обойти. И вот для того, чтобы противнику это не удалось, все участники войны в пустыне вели непрерывную разведку, как в воздухе, так и на земле. Итальянские броневики были специально приспособлены для действий в пустыне и вели разведку и патрулирование на значительном удалении от своих войск, а при случае нападали на английские транспортные машины и тыловые части. Вот против них-то и были задействованы в первую очередь САУ «Дикон».

Танки, замаскированные под автомобили

Расчет «Дикона» занят конверсированием своей САУ в грузовик.

Тактика применения их была очень простой, но действенной, как и у судов-ловушек, потопивших немало судов противника в ходе обеих мировых войн. Заметив одинокий грузовик, итальянцы на своей машине устремлялись на перехват, причем старались ее не столько уничтожить («это всегда успеется!»), а захватить как трофей. Подъехав поближе и дав пару предупредительных выстрелов, они заставляли «грузовик» остановиться и шли к нему за «поживой». И вот тут-то маскировка с него падала и с расстояния в 50-100 метров его пушка выпускала по итальянской бронемашине 57-мм бронебойный снаряд, а если надо, то и два, благо скорострельность ее была очень высокой. И все! Как правило, машина итальянцев вспыхивала как свечка, оставшихся в живых брали в плен и… очень часто ехали дальше навстречу новым «приключениям». Известны случаи, когда эти необычные САУ подпускали к себе и танки противника, а затем уничтожали их первым же выстрелом. Ну, а будучи обнаруженными, они быстро разворачивались и на полной скорости уходили от врага, отстреливаясь, словно тачанка, из орудия! Так что умная маскировка танков, соответствующая месту и времени, это великая вещь!

Танки, замаскированные под автомобили

А это ведь «Черчилль!»
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 28
  1. Бригадир 2 июня 2016 06:54
    "Обман, кругом обман.." грустно думал ёжик, слезая с кактуса... laughing
  2. Михаил Матюгин 2 июня 2016 08:01
    Низко снимаю шляпу перед Вами, уважаемый Вячеслав Олегович ! hi Практически каждый Ваш материал - истинный шедевр. Если бы сам не читал - не поверил ! request Прекрасно написано, тема редчайшая, фотографии эксклюзивны, анализ применения великолепен ! а что ещё надо для создания шедевра ?

    Да, в Сев.Африке обе стороны отличились какой то особой любовью к скрытности и макетам. Иногда даже макеты участвовали в атаках и штурмах, так сказать для психологического эффекта !

    вокруг вас пустыня. Через нее идет дорога, а по ней на фронт идут ваши грузовики с горючим, боеприпасами и… танки. И вот над вами появляется самолет-разведчик противника. Какие последствия вас после этого ожидают, ведь в пустыне укрыться негде? Понятно, что можно вызвать авиацию прикрытия. Но ведь рано или поздно она улетит и что тогда?
    Может быть эффективнее организовать систему воздушных патрулей, если много бензина и самолётов ?
    1. kalibr 2 июня 2016 08:21
      Спасибо, Михаил, я тронут! Но особой моей заслуги нет. Еще в 1998 году или позднее планировалось издание моей книги в издательстве журнала Т-М - "Ливийские качели". Вот тогда многое было открытием. Там все это должно было быть, а кучу фото я получил из Имперского архива войны в Англии. Но тогда у меня не было компьютера. Машинка! Текст печатный ушел в редакцию и... с концами. Фотографии постепенно англичане все выложили в Сеть (заказчик оплачивает только те, что ни разу не публиковались!). А саму тему мне подсказал модератор сайта и попал в точку. Полез в шкаф, нашел еще печатный текст. Набрать было делом нехитрым.
      "Что касается много бензина и самолетов", то это работало но не всегда. Например, английские Харрикейны в специальных контейнерах под крыльями с дырочками возили солдатам... пиво! В полете оно охлаждалось и спускалось вниз на парашютах. Для немцев не было большего счастья, если ветер относил их к ним!
  3. казак волгский 2 июня 2016 08:16
    поразила маскировка под слонов.......... и улыбнула. спасибо за статью - вроде известные факты- кроме слонов для меня- но поданы хорошо!!!!
  4. denvar555 2 июня 2016 08:35
    Заветная статья. Броневики замаскированные под слонов зачет!
    1. code54 2 июня 2016 21:21
      Слоны Супер!!! Статья отличная! Интересные фото!!!
      И еще. В детстве давным-давно гдет слышал что "Танк" название пошло от маскировки под ЖД цистерны техники-танков (Tank - бак, резервуар, цистерна, емкость, баллон, бачок)
      Правда?
  5. Zaurbek 2 июня 2016 10:38
    Со слонами круто придумали. Вообще, когда смотрю на грузовики предвоенных времен стран США, Англии, Германии и тд , то понимаю как мы отставали в автомобильной технике..
  6. Верден 2 июня 2016 11:19
    За время срочной службы многократно занимался маскировкой техники на местности. Правда, не танков, а в основном передвижных командных пунктов ПВО. Непростая это работа. Одних только окопов под машины сколько вырыть пришлось! Да и большие маскировочные сети натягивать, особенно поздней зимой или ранней весной, когда на них намерзает лёд - удовольствие ниже среднего. Но результат налицо. Однажды отойдя с километр на обратном пути еле нашёл в сумерках позицию, которую сам же помогал маскировать. Так что, в армии без маскировки - никуда.
    Вообще, когда смотрю на грузовики предвоенных времен стран США, Англии, Германии и тд , то понимаю как мы отставали в автомобильной технике..
    Уважаемый Zaurbek ! Отставали не настолько сильно, как может показаться на первый взгляд. Просто за три-четыре предвоенных года довольно сильно изменился дизайн автомобилей. В СССР тоже шли разработки, но не успели поставить их на производство - война началась. Вот количественно мы производили недостаточно, это факт.
    1. Zaurbek 2 июня 2016 11:33
      Я про количество, даже не говорю. Посмотрите на подвеску, резину, полный привод, двигатели... А все это требует развитой нефтехимии и металлообрабработки.
      1. Верден 2 июня 2016 12:53
        Цитата: Zaurbek
        Посмотрите на подвеску, резину, полный привод, двигатели...

        Так получается, что по образованию я - автомобильный инженер. И более того, длительное время занимавшийся старинными автомобилями. так что мог и посмотреть и пощупать своими руками. По двигательной базе мы отставали, это факт. Мы и сейчас отстаём в этом компоненте. Это связанно не столько с технологиями, сколько со слабой конструкторской школой двигателей. Что до подвески и трансмиссии, то перед войной разрабатывали многое, но, в отличие от американцев, имевших лишний год в запасе, не успели наладить выпуск. Если посмотрите, все поставляемые в СССР полноприводные американские машины - модели 41-42 годов. Мы в это время промышленность за Урал перебрасывали. А вся развитая нефтехимия и металлообработка шла на танки, самолёты, артиллерию...
        1. Zaurbek 2 июня 2016 13:54
          Про разработки я не спорю - были. Но выпуск на конвейере это показатель уровня развития промышленности. У нас очень часто запчасти подходили только к конкретной машине, а к такой же другой не подходили. А немцы до войны уже Мессершмиты свои из двух половинок собирали. Одна в Германии выпускалась, а другая в Чехии. Сами Сравните Студебеккер с советским аналогом и посмотрите на год выпуска аналога.

          P.S. Сам Инженер, но не автомобилист.
          1. Верден 2 июня 2016 14:27
            Цитата: Zaurbek
            Сами Сравните Студебеккер с советским аналогом и посмотрите на год выпуска аналога.

            Сравниваю.
            ЗИС-6. Производился с 33 по 41 год. Дальше - война.
            Общие данные
            Производитель: Завод имени Сталина (ЗИС), Флаг СССР СССР
            Годы пр-ва: 1933—1941 (8 лет)
            Дизайн
            Колёсная формула: 6×4
            Двигатели
            [скрыть]
            Тип: Бензиновый
            Объём: 5 560 см3
            Максимальная мощность: 73 л, с, кВт , при 2300 об/мин
            Максимальный крутящий момент: 279 Н·м, при 1200 об/мин
            Цилиндров: 6
            Диаметр цилиндра: 101,6 мм
            Ход поршня: 114,3 мм
            Степень сжатия: 4,6
            Система питания: Карбюратор
            Охлаждение: жидкостное
            Тактность (число тактов): 4
            Порядок работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4
            Трансмиссия
            [показать]механическая 4-ступ.
            Дополнительная коробка передач двухступенчатая. Передаточные числа: 1 передача - 1,53; 2 передача - 1,00. Главная передача ведущих мостов - одинарная червячная, передаточное число - 7,40.
            Характеристики
            Массово-габаритные
            Длина: 6060 мм
            Ширина: 2250 мм
            Высота: 2160 мм без нагрузки
            Клиренс: 290 мм
            Колёсная база: 3360+1080 мм
            Масса: 4230 кг в снаряженном состоянии
            Динамические
            Макс. скорость: 55 км/ч
            Другое
            Грузоподъёмность: 4000 кг
            Объём бака: 105 л

            Studebaker US6. Производился с 41 по 45 год.
            Общие данные
            Производитель: Studebaker
            Годы пр-ва: 1941—1945
            Сборка: Studebaker, REO
            Класс: Грузовой
            Дизайн
            Тип(ы) кузова: бортовой
            Колёсная формула: 6×6 (US6x6)
            6×4 (US6x4)
            Двигатели
            [скрыть]Hercules JXD
            Производитель: Hercules
            Марка: Hercules JXD
            Тип: Бензиновый
            Объём: 5 242 см3
            Максимальная мощность: 95 л. с., при 2500 об/мин
            Конфигурация: рядный, 6-цилиндр.
            Цилиндров: 6
            Клапанов: 12
            Диаметр цилиндра: 101,6 мм
            Ход поршня: 107,95 мм
            Степень сжатия: 5,82
            Система питания: карбюратор
            Охлаждение: жидкостное
            Клапанной механизм: SV
            Материал блока цилиндров: чугун
            Материал ГБЦ: чугун
            Тактность (число тактов): 4
            Порядок работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4
            Рекомендованное топливо: КБ-70 позже А-72
            Трансмиссия
            механическая 5-ступенчатая
            Характеристики
            Массово-габаритные
            Длина: 6366 мм
            Ширина: 2235 мм
            Высота: 2210 мм (по кабине) 2694 мм по тенту
            Клиренс: 248 мм
            Колёсная база: 3561+1118 мм
            Колея задняя: 1720 мм
            Колея передняя: 1580 мм
            Масса: 4480 кг
            Динамические
            Макс. скорость: 72 км/ч
            Другое
            Грузоподъёмность: 2268 кг (2,5 ton)
            Расход топлива: 38,5 л/ 100 км
            Объём бака: 151,4 л.

            Да, Студер превосходил ЗИСа по мощности двигателя и скорости, но уступал в грузоподъёмности. При этом взаимозаменяемость деталей на отечественных машинах была довольно высокая. А выпуск следующего поколения ЗИС наладить уже не успели. Наше отставание в автомобильной технике далеко не всегда связано с конструкциями и технологиями. Знаете, как обидно иной раз держать в руках чертёж, скажем 1967 года, на котором тщательно разработанный портальный мост для автобусов, который не пошёл в производство из-за решений руководства, и аналог которого фирма "Neoplan" создала и запатентовала лишь в восьмидесятые?
            1. Пинки Ф. 2 июня 2016 15:01
              Цитата: Верден
              но уступал в грузоподъёмности.

              хах, это легко решалось: в наставлении по эксплуатации рекомендовалось 4 тонны)
              1. Верден 2 июня 2016 16:09
                Это не правда. Таких наставлений по эксплуатации не было. Просто заставляла необходимость. Да ещё довольно просторные кузова и мощные, тяговитые моторы, побуждали бойцов грузить американские машины сверх меры. Расплачиваться за это приходилось свёрнутыми карданами, поломанными рессорами и мостами.
            2. Zaurbek 2 июня 2016 16:21
              Если сравнивать как машины военного времени , где ресурс не так важен, то цифры красивые. Как гражданский грузовик - не знаю. Способность к серийному выпуску с сохранением качества это 50% успеха модели. А этого и в довоенное время делать не получалось. Война затормозила конечно. Но в основном современность станочного парка и наличие специалистов. И не только на автозаводе. На мой взгляд ближайший аналог Студебеккера - Зил 157 (с оглядкой на него и делался), а это уже 1947 и далее...
              1. Верден 2 июня 2016 16:46
                Цитата: Zaurbek
                ближайший аналог Студебеккера - Зил 157

                Наверное, будете смеяться, но ЗИС-157 (ЗИЛ он стал несколько позже), разрабатывался на агрегатах БТР-152. То есть, сначала - БТР, а уже потом - грузовик. Именно поэтому по проходимости он кроет Студебеккер, как бык овцу. А груза тащит почти в два раза больше - 4,5 тонны. Я знаю, что говорю, поскольку не только имел шанс поездить на обоих машинах, но и был знаком с одним из разработчиков БТР-152 и ЗИС-157 - Борисом Михайловичем Фиттерманом. Талантливейший был человек. Разумеется, грех было не воспользоваться знаниями и идеями, полученными при эксплуатации автомобилей, поставленных по лендлизу. Но напрямую заимствовать их узлы и агрегаты было невозможно. Ведь все размеры деталей американских автомобилей, в том числе - валов и подшипников - дюймовые. А разработку начали ещё во время войны. Ведь от разработки до производства срок немалый.
                1. Zaurbek 2 июня 2016 16:52
                  Но он и создавался на 10-15 лет позже. Покрышки низкого давления появились, учли недостатки прошлых машин. Но идейный вдохновитель - Студебеккер. Я поездил на Зил-131 великолепная машина!
                  1. Верден 2 июня 2016 17:07
                    Цитата: Zaurbek
                    Я поездил на Зил-131 великолепная машина!

                    Вот тут я с вами точно не соглашусь. По сравнению с ЗИЛ-157, 131-й - недоделанный уродец. Он сильно перетяжелён, а мощности ему явно не хватает. При этом в целом надёжный мотор хорошо подходит по своим характеристикам дорожному ЗИЛ-130 и плохо чувствует себя на бездорожье, когда надо работать внатяг, на малых оборотах. В моей практике имел место такой случай. Наша рота, оснащённая машинами ЗИЛ-131, на учениях прибыла к месту предполагаемого развёртывания ночью. Была весна, ещё лежал снег, а утром, когда пригрело солнце и снег растаял, выяснилось, что стоим мы посреди болота. Все 131-е сели по самые мосты и выбраться не могли. Но был у нас один ЗИЛ-157. Он не только потихоньку вылез сам, но и выдернул из болота остальные машины. В колхозах, где в хозяйстве имелись 157-е, их всегда посылали туда, где прочим машинам путь был заказан. Правда, ввиду отсутствия усилителя руля, к машине должен был прилагаться водитель с хорошей физикой.))
            3. Комментарий был удален.
    2. Пинки Ф. 2 июня 2016 14:43
      Цитата: Верден
      Просто за три-четыре предвоенных года довольно сильно изменился дизайн автомобилей

      и насколько сильно изменился экстерьер? Не думаю, что это проблема № 1 для военных грузовиков. А в условиях войны дизайн вообще мало заботил - полуторку, например, упростили донельзя.
      Цитата: Верден
      все поставляемые в СССР полноприводные американские машины - модели 41-42 годов.

      это да, хотя, например, додж серии WC был крайне технологичен и прост. А студебеккер просто проиграл армейский тендер, но его выручил ленд-лиз)
      1. faiver 2 июня 2016 16:22
        На тендер студебекер выходил не с моделью US6, а я так понимаю с его предшественником и фирма получила заказ на почти 5тыс.ед., это модель 40г.
        1. Пинки Ф. 2 июня 2016 16:51
          Цитата: faiver
          На тендер студебекер выходил не с моделью US6, а я так понимаю с его предшественником и фирма получила заказ на почти 5тыс.ед., это модель 40г.

          на K25S действительно был заказ на 4724 машины, но, насколько знаю, именно с US6 Студебекер проиграл GMC конкурс на место основного грузовика армии США.
  7. Пинки Ф. 2 июня 2016 11:28
    Можно поступить и по-другому. Захватить танки противника и двинуть их на врага! Понятно, что на них должны быть нанесены опознавательные знаки своих собственных вооруженных сил.

    хм..А при чем здесь маскировка?
    закончилось для них поражением при Эль-Аламейне. А все потому, что масса танков «Матильда» были переделаны в автомобили и совершенно неожиданно для немцев оказывались там, где те их совсем не ожидали!
    Да ладно, автор, хватит гнать, что немцы продули только из-за закамуфлированных матильд. Да, Монти предпринял целый комплекс мер для дезориентации Роммеля, но не будь у союзников численного превосходства, все эти "пальмовые" танки, артиллерия-"грузовики", лжесклады ГСМ и прочие выдумки камуфляжников англосаксам не помогли бы.
  8. Балаган 2 июня 2016 12:08
    Здорово. С интересом прочитал. Далёк от темы - а у наших что-либо подобное было?
    1. Пинки Ф. 2 июня 2016 12:30
      Цитата: Балаган
      Далёк от темы - а у наших что-либо подобное было?

      "Беспокойное хозяйство", 1946г.)))

      "...уничтожено огнем противника макетов БТ-7 -12, КВ -8, Т-34 -22, макетов орудий - 47, автомашин - 12. Выяснилось авиаударов по ложным объектам - 7, из-за чего сожжено макетов танков р.т. -8, автомашин- 32..." .
      (из донесения командира маскировочной роты, Курская дуга)

      сборно-разборный макет танка образца 1943г. - 110кг с брезентовым покрытием, установка 30-40 мин расчётом в 4 человека. Переноска - 8-10 чел.

      подвижных макетов на грузовиках было изготовлено к началу К.Б. 250 экземпляров. Огонь из "пушки" имитировался патронами ИМ-100. Плюс 4 дымовые шашки для имитации горения. Говорят, использовали под Прохоровкой. Все уничтожены, часть водителей погибла.
      Еще о нашем "коварстве" Гудериан упоминает.
    2. Объектив 2 июня 2016 17:59
      Оно и сейчас есть))). На Донбассе ВСУ использовали неумело созданные маскировочные сети для создания ложных топливных и аритллерийских складов - пустые бочки и ящики из под снарядов. Говорят ополченцы разнесли их в пух и прах. А еще по тылам ополченцев зимой 2014-2015 года ездила ярко красная легковушка. Внимания на нее не обращали - гражданская и цвет заметен. Но свернув с дороги ее накрывали специальной маск сетью, доставали из тайника коптер и вели разведку. Через определенное время наносился огневой удар, а по дороге тарахтела старенькая ярко красная легковушка...
    3. Игорь В 2 июня 2016 22:14
      Цитата: Балаган
      Здорово. С интересом прочитал. Далёк от темы - а у наших что-либо подобное было?

      Посмотрите на сайте saper.etel.ru , там хорошо написано про маскировку.
  9. Пинки Ф. 2 июня 2016 12:40
    немного не в тему, но все же:
    1942 год, Флорида, 11-я выставка сигар
    1. Иван Иваныч 2 июня 2016 15:39
      Реклама - двигатель танков!)
      1. Пинки Ф. 2 июня 2016 17:15
        Цитата: Иван Иваныч
        Реклама - двигатель танков!)

        это да) И наоборот: вот пародия на FT-17 из мыла. Ну, не здоровенный кусок мыла, конечно, а фанерный каркас + 150 кг слоя мыла сверху. Мыловаренная выставка где-то в Германии в 30-х годах.
    2. Михаил Матюгин 3 июня 2016 18:37
      Цитата: Пинки Ф.
      немного не в тему, но все же:
      1942 год, Флорида, 11-я выставка сигар

      Эх, не картинка, а загляденье ! Сигары то наверное кубинские и доминиканские ? laughing
  10. Пинки Ф. 2 июня 2016 12:44
    а этот соломенный 1916-го или 1917-го, наверное, прадедушка надувных и фанерных)
  11. Кадук 2 июня 2016 12:52
    Хорошая статья!
    Спасибо!!!
  12. kalibr 2 июня 2016 14:58
    Цитата: Пинки Ф.
    не будь у союзников численного превосходства, все эти "пальмовые" танки, артиллерия-"грузовики", лжесклады ГСМ и прочие выдумки камуфляжников англосаксам не помогли бы.


    Конечно, не помогли! Но успех он в комплексном подходе! Если можно сделать так, то лучше так, чем "Ура!Ура! Вперед!" и погнали! Пот сберегает кровь! Один метр траншеи лучше, чем один метр могилы!
    1. Пинки Ф. 2 июня 2016 22:26
      Цитата: kalibr
      Но успех он в комплексном подходе!

      ну, так Вы и цитировали не полностью:
      Цитата: Пинки Ф.
      Да, Монти предпринял целый комплекс мер для дезориентации Роммеля

      Бертрам, конечно, сыграл свою роль и, возможно, хм.., немалую, но двукратное превосходство все же важнее, думаю. Роль Бертрама регулярно преувеличивалась британцами и во время и после ВМВ. По крайней мере, Александера, думаю, давила жаба, что изнасилованный DAK все же смог, помирая, надавать по сусалам союзникам, несмотря на всю фатальность ситуации.
      1. kalibr 2 июня 2016 22:35
        Ну так это же не диссертация, а популярная статья.
  13. Donlomakin 2 июня 2016 15:51
    Во время ВМВ был интересный случай. В Голландии немцы построили ложный аэродром. Англичане каким то образом его вычислили. Совершили авианалёт, и сбросили только одну бомбу. Деревянную. Поняв что их рассекретили. Немцы в тайне, заменили деревянные самолёты на настоящие. Англичане разбомбили его, и сбросили записку "Теперь гораздо лучше!"
    1. Микадо 2 июня 2016 18:45
      Цитата: Donlomakin
      Немцы в тайне, заменили деревянные самолёты на настоящие. Англичане разбомбили его, и сбросили записку "Теперь гораздо лучше!"

      Про деревянную бомбу слышал, про продолжение нет))

      Автору: Вячеслав Олегович, как обычно, спасибо!
      Пинки Ф: спасибо за выложенные фото.
      Интересно было читать, и статью, и дискуссию. Порадовало. С уважением ко всем, hi
  14. xomaNN 4 июня 2016 18:59
    Забавная маскировка! И ведь достигали результата - враг был введен в заблуждение tongue
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня