Замок Бельвер – «мой дом – моя круглая крепость»

«Статьи просто класс. Был на Майорке, видел замок Бельвер, который стоит на холме в Пальме. Говорят, это единственный в своем роде замок круглый в плане. Если есть возможность – расскажите про него. Очень понравился».
(Head)


Европа, как мы знаем, в Средние века была настоящей «страной замков», где выстроено их было более 15 тысяч. Но замки в Европе были разные. Самый ранний (из тех, что мы знаем) – замок Дуэ-ла-Фонтен во французском городе Анже, был выстроен в середине Х века – вот как давно. Но подобные замки были очень просты, а их главной частью являлась башня донжон.


Замок Бельвер – «мой дом – моя круглая крепость»

Вот таким видится издали замок Бельвер тем, кто приезжает на остров Мальорка.

Некоторые из таких башен были очень велики, например, это знаменитый лондонский Тауэр, в переводе с английского просто «башня». Но были и другие донжоны, например, башня графов Фландрских в Генте, которую начали строить в 1180 году. Внизу располагалась темница, кухня и комнаты для гостей, выше – часовня и залы, и вот что интересно и даже забавно: верхнюю его галерею с дозорными башенками и зубцами достроили лишь в ХIХ веке на потребу туристам. До этого в них, по-видимому, нужды не было!


Чтобы осмотреть замок, нужно подняться к нему на гору!

Огромный круглый донжон в Вильнёв-сюр-Ионнэ построил король Франции Филипп II Август в ХII веке. Однако таким замкам все равно требовался двор, одной башней было не обойтись! Так появились так называемые «концентрические замки», одним из которых стал замок Бомарис в Англии.


Замок Бомарис в Англии – типичный «концентрический замок».

Но замки знатным феодалам и государям требовались не только для войны. Например, император Священной Римской империи Фридрих II в качестве своеобразного охотничьего домика пользовался восьмиугольным замком Дель Монте в Италии, и случай, когда замки строились с подобной целью, далеко не единственный!

Например, замок мог быть либо зимней, либо летней резиденцией. Вот такую летнюю резиденцию себе в 1300 – 1311 гг. приказал построить испанский король Хайме II. Стоит он на горе высотой 112 м на расстоянии 2,5 км от центра города Пальма. А началось все с того, что его отец, король Арагона Хайме I присоединил Пальму к своим владениям в 1229 году, а затем в 1235 году еще и короновался короной острова Мальорка. Когда после его смерти в 1276 году принадлежавшие ему владения разделили его сыновья, младший его сын Хайме II получил и титул короля Майорки.


Макет замка Бельвер, на котором хорошо видна его необычная архитектура.

Строительство замка Хайме II поручили архитектору Пере Сальве, который закончил возведение основных его построек уже в 1311 году. Интерьер разрабатывал художник Франсиско Кабальти, который уж постарался угодить своему венценосному заказчику. Для строительства замка использовали местный песчаник, который добывали прямо у подножия холма, на котором его возводили. Считается, что его прообразом стала древняя крепость Иродион, стоявшая на Западном берегу реки Иордан, также имевшая круглую форму и одну главную большую башню и три башни малых. Не прошло и 30 лет, как в 1343 году замок подвергся атаке: король Педро IV Арагонский, завоевывая Мальорку, решил начать с него. Затем в 1344 году была Мальорка присоединена к Арагону, а в замке стали содержать сторонников последнего ее короля Хайме III, включая и его вдову, и сыновей. В 1391 году на острове случилось крестьянское восстание, и замок был вновь осажден, но на этот раз его защитникам удалось успешно отбиться. А в 1394 году король Арагона Хуан I спасался здесь от чумы, эпидемия которой охватила Европу и добралась и до Испании. Ну, а теперь, когда мы хотя бы в общих чертах познакомились с историей этого необычного замка, давайте немного по нему прогуляемся, как если бы мы посетили прекрасный город Пальма на Мальорке!



Вот двор, с которого мы и начнем нашу экскурсию. Двор находится внутри цитадели, имеющей диаметр около 50 м. По всему ее периметру идет двухъярусная галерея. Арки первого этажа круглые. Их поддерживает 21 колонна, а готические арки второго поддерживают 42 колонны восьмиугольной формы. Это типичный итальянский стиль – соединение античности и готики, что и красиво, и рационально.


Посредине двора находится колодец, снабжавший замок водой.


А вот это тот же двор, но только превращенный в театральный зал. Можно сказать, что это просто идеальное место для постановок шекспировских трагедий: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Никакие декорации в этом месте просто не нужны!


Обходим двор по галерее и если кто-то устал, он может присесть…


На втором этаже потолки еще типично готического типа. Надежность и прочность такой конструкции доказало само время!

В XVII веке замок модернизировали для установки артиллерии. В 1713 году с северной стороны достроили еще и крытый бастион. А в XVIII веке замок превратился в тюрьму для важных политических преступников. В начале XIX века здесь томился испанский политик и писатель Гаспар Мельчор де Ховельянос, который составил и первое его научное описание. Французский физик Франсуа Араго, обвиняемый в шпионаже, тоже прятался здесь. Так что можно сказать, что это отчасти «испанский замок Иф», пусть даже знаменитых имен с этим замком связано не так уж и много.


Теперь мы поднимаемся на крышу и видим, что она совершенно плоская, что с нее открывается замечательный вид на город и порт, и что для обороны замка лучше места просто нет.


Ширина крыши такова, что по ней можно свободно кататься на велосипеде.


К массивной цитадели пристроены три башни, в плане похожие на букву U, и башня-донжон, к которой с крыши (!) – вот уж поистине архитектурный изыск, идет арочный мост длиной семь метров. Высота этой башни 25 м, в ней четыре этажа и ориентирована она строго на север. Диаметр башни 12 м, а венчает ее кольцо из 38 машикулей. Высота самого нижнего этажа, в котором находилась темница – пять метров. Три большие башни подковообразной формы ориентированы по трем другим сторонам света, а 4 малые башни указывают, соответственно, северо-западное, северо-восточное, юго-западное и юго-восточное направления.

В 1931 году замок поступил в распоряжение муниципалитету Мальорки для превращения его в музей. Но в 1936 году его опять преобразовали в тюрьму. Теперь уже для 800 мятежников-националистов. И они же прокладывали шоссе, ведущее сегодня к замку. В 1976 году в нем открыли Музей истории города, начиная с первых поселенцев Пальмы и до эпохи Средневековья. Здесь же выставлена и коллекция скульптур, принадлежавших кардиналу Деспуча. Внутренний двор умело приспособлен для проведения различных мероприятий развлекательного характера. Например, здесь проводится в фестиваль классической музыки с участием Симфонического оркестра Балеарских островов.


А теперь давайте еще немного изучим его, так сказать, оборонные функции. Посмотрите: цитадель замка окружена сухим каменным рвом, так же, как и отдельно стоящий донжон, но замок имеет еще и внешнюю стену с бойницами для артиллерии, а за ней и еще один ров!


Вон он, этот ров, со всех сторон облицованный камнем!


Мост в донжон очень узкий, и прямо над ним бойница для стрелков.


Дверь довольно узка и, стоя под машикулями, ее никак не выломать, потому, что сверху тебя просто забросают камнями!

На первом этаже двухэтажной цитадели находились хозяйственные помещения и комнаты прислуги. В стене только узкие бойницы, идущие по всему периметру. На втором этаже размещались королевские покои, кухня и часовня. Лестницы, соединявшие этажи – винтовые, что также мешает подниматься наверх нападающим, а вот защитникам, напротив, очень помогает.


Интересно, что по периметру крыши замка раньше шли зубцы, но их зачем-то убрали во время реконструкции, проводившейся в XVII веке.


Главный вход в цитадель замка расположен рядом с северо-западной башенкой, и к нему ведет мост в форме буквы Г, так что, тот, кто входит в замок, должен при этом повернуться спиной к его главной башне. Есть другой вход, у юго-западной башенки, и он устроен точно так же.


Как уже отмечалось, в замке находится музей, который украшают сохранившиеся мозаики…


…И в котором можно увидеть вот эти скульптуры и много чего еще!

В заключении стоит сказать, что благодаря своему расположению на возвышенности для примитивной артиллерии XV – XVI вв. этот замок представлял собой крепкий орешек, поскольку тогдашним пушкам приходилось стрелять по нему снизу-вверх. Но, разумеется, с прогрессом артиллерии любой замок, даже самый совершенный, стал для нее уязвим.


Средневековая тяжелая бомбарда ведет огонь по замку. Рисунок современного художника.
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти