Польский «Виккерс»: лёгкий танк 7TP

Лёгкий танк 7TP был польским вариантом развития английского «Виккерса 6-тонного», одного из наиболее распространенных танков предвоенного периода во всем мире. Разработка данного танка велась в 1933-1934 годах, при этом за время его серийного производства в 1935-1939 годах в Польше было собрано 139 таких танков. К моменту начала Второй мировой войны именно 7TP являлся наиболее боеспособным польским танком, который по своим возможностям и характеристикам превосходил немецкие легкие танки PzKpfw I и PzKpfw II, однако ввиду своей малочисленности никак не смог повлиять на ход боевых действий и предотвратить захват Польши. По своей боевой мощи данный танк на тот момент времени был сравним с чехословацким танком LT vz.38 и советским Т-26.

Стоит отметить, что в межвоенное время мало у какой европейской армии были сомнения в том, что в войне будущего решающую роль на поле боя сыграют танки. Прекрасно понимали это и в Польше, по этой причине польское военное руководство сделало основную ставку на развитие в стране собственного танкостроения. Однако для этого развития нужна была хоть какая-то база. Поэтому, как и большинство государств, которые обрели независимость по итогам Первой мировой войны, Варшава достаточно длительное время приобретала иностранную бронетехнику.

Первыми танками Польши в 1919 году стали полученные из Франции легкие танки Renault FT-17, которые достаточно успешно зарекомендовали себя в годы Первой мировой войны, действуя на Западном фронте. Именно танки Renault FT-17 до 1931 года составляли основу танковых войск Польши, пока не возникла острая потребность, чем-то заменить эту устаревшую боевую машину. Для замены польские военные рассматривали несколько вариантов, среди которых в лучшую сторону выделялись американский танк М1930 конструкции Кристи и британский Vickers Mk.E (известный в России больше как «Виккерс 6-тонный»). Однако с американцами договориться так и не удалось, поэтому поляки обратились к компании Vickers, чей танк ранее уже приглянулся делегации СССР, а позднее послужил прототипом для советского танка Т-26.


Польский «Виккерс»: лёгкий танк 7TP


В 1930 году польской военной делегацией был подписан контракт на поставку в страну 50 танков Vickers Mk.E, из которых 12 боевых машин поляки должны были собрать на месте своими руками. Танк произвел на военных очень благоприятное впечатление, однако нашелся и целый ряд недостатков — недостаточное бронирование, слабое вооружение (всего 2 пулемета), ненадежная силовая установка. Помимо всего прочего, стоимость одного «Виккерса» достигала 180 тысяч злотых, немалой по тем временам суммы. В этой связи уже в 1931 году польское правительство принимает решение создать на основе английского танка свой собственный легкий танк. Работы по модернизации боевой машины были развернуты в конце 1932 года. Надежды на новый танк поляки возлагали немалые — достаточно сказать, что контракт на поставку армии первой партии новых танков был подписан уже 19 января 1933 года, а проектные работы удалось завершить только 24 июня того же года.

Ходовая часть танка изменений не претерпела, полностью перейдя от «Виккерса». Ходовая состояла из 4-х двухкатковых тележек, которые были сблокированы попарно с подвеской на листовых рессорах, 4-х поддерживающих роликов, а также переднего ведущего и заднего направляющего колеса (на каждый борт). Гусеничная цепь была мелкозвенчатой, она насчитывала 109 стальных траков шириной 267 мм. Длина опорной поверхности гусениц танка составила 2900 мм. В отличие от ходовой части корпус польского танка был доработан за счет монтажа бронированного кожуха, расположенного над моторным отделением. При этом усилили и бронирование танка: толщину лобовых листов корпуса поляки довели до 17 мм, бортовых — до 13 мм.

Вооружение танка решили оставить полностью пулеметным, оно состояло из двух 7,92-мм пулеметов wz.30, установленных в двух цилиндрических башнях, которые по своей конструкции были аналогичны английским. Для своего времени пулемет Browning wz.30 калибра 7,92-мм обладал неплохими характеристиками. Максимальная его скорострельность составляла 450 выстр/мин, начальная скорость пули 735 м/с, максимальная дальность стрельбы — до 4500 метров. На дистанции в 200 метров данный пулемет пробивал 8-мм броню, поэтому мог эффективно использоваться для борьбы с легкобронированными целями. Боезапас двух танковых пулеметов состоял из 6 тысяч патронов. Для защиты ствола с жидкостной системой охлаждения польские конструкторы использовали цилиндрические кожухи. Каждая танковая башня могла вращаться на 280°, а углы вертикального наведения пулеметов составляли от -10° до +20°. При этом поляки выполнили конструкцию пулеметной установки с таким расчетом, чтобы вместо «Браунинга» всегда можно было установить пулеметы Maxim wz.08. или Hotchkiss wz.35.

Польский «Виккерс»: лёгкий танк 7TP


Замене подвергся и британский двигатель, который считался ненадежным и пожароопасным. Он был заменен на 6-цилиндровый дизельный двигатель Saurer, развивавший мощность 110 л.с. при 1800 об/мин. Система охлаждения двигателя была жидкостной. Внутри боевого отделения и моторного отсека циркуляция воздуха обеспечивалась с помощью двух вентиляторов. Топливные баки находились в передней части танка. Основной бак емкостью 110 литров находился рядом с местом механика-водителя, запасной емкостью 20 литров — рядом с коробкой переключения передач. При движении по шоссе танк мог тратить до 80 литров на 100 километров, а при движении по пересеченной местности расход увеличивался до 100 литров.

Трансмиссия боевой машины находилась в передней части корпуса. Она включала в себя карданный вал, главный и бортовые фрикционы, приводы управления, бортовые передачи и коробку переключения передач. Максимальная скорость движения по шоссе составляла 37 км/ч. При этом скорость при движении на 1-й передаче составляла 7 км/ч, на 2-й — 13 км/ч, на 3-й — 22 км/ч и на 4-й — 37 км/ч.

Экипаж легкого танка включал в себя 3-х человек. В передней части корпуса справа находилось место механика-водителя, командир боевой машины занимал правую башню, второй стрелок левую башню. Приборы наблюдения, установленные на танке, были простыми и немногочисленными. В бортах каждой башни было выполнено по две смотровых щели, которые были прикрыты бронестеклами, а рядом с пулеметами были установлены телескопические прицелы. Для механика-водителя был предусмотрен лишь передний двухстворчатый люк, в котором дополнительно была вырезана смотровая щель. Перископические приборы наблюдения на двухбашенных легких танках 7TP не устанавливались. Одновременно в разработке находилась версия однобашенного танка, вооруженного 37-мм танковой пушкой Bofors и спаренным с ней 7,92-мм пулеметом wz.30.

Польский «Виккерс»: лёгкий танк 7TP


Первый прототип легкого танка 7TP поступил на испытания в августе 1934 года. Хотя времени для создания полноценного опытного образца было достаточно, он был частично выполнен из небронеовой стали. Ходовые испытания танка проводились с 16 августа по 1 сентября 1934 года, за этот временной отрезок танк прошел 1100 км. Второй прототип танка в железе был доставлен для прохождения полигонных испытаний 13 августа 1935 года.

Сравнение нового легкого польского танка с британским Mk.E, не позволяет усомниться в том, что польским инженерам удалось оптимизировать конструкцию боевой машины, сделав танк более надежным. Но наиболее значимые изменения касались улучшения охлаждения двигателя, замены вооружения и усиления подвески. После производства прототипов и их осмотра военными, армия выдала заказ на строительство легких танков 7ТР (7-Tonowy Polsky).

При этом уже в 1935 году было совершенно очевидно, что двухбашенный вариант легкого танка 7ТР не обладает никакими резервами для дальнейшей модернизации. По этой причине основная ставка делалась на однобашенный вариант танка с пушечным вооружением. Однако достаточно долгое время поляки не могли решить, какую именно пушку поставить на танк. С 1934 по 1936 годы они успели рассмотреть 6 разных вариантов орудий калибром от 37-мм до 55-мм. При этом требования, предъявляемые к танковой пушке, были вполне себе стандартными. Орудие должно было обладать высокой скорострельностью, компактными размерами, возможностью бороться с бронетехникой противника, а также иметь хорошие эксплуатационные характеристики. Перебрав все возможные варианты, польские военные остановили свой выбор на 37-мм пушке шведской компании Bofors. Узнав о желании польской стороны разместить орудие «Бофорс» вместе с польским пулеметом, представители компании предложили Польше бесплатную помощь в создании спаренной конструкции башенного вооружения легкого танка 7ТР. Помимо этого, шведы оснастили польский танк прицелами компании «Zeiss». В итоге шведская сторона изготовила башню по предоставленным из Польши чертежам. Во многом она была похожа на башню танка «Виккерс».

Польский «Виккерс»: лёгкий танк 7TP
Легкий танк 7ТР с башней фирмы Bofors


Работы над башней велись в Швеции с декабря 1935 по ноябрь 1936, когда компания Bofors представила полякам готовую башню, с установленной в ней 37-мм пушкой. При этом от дальнейших поставок башен из Швеции польская сторона отказалась. Вместо этого при помощи инженера Фабриковского была спроектирована новая «адаптированная» конструкция, которая была предназначена для установки на первый прототип танка 7ТР. Изменения коснулись лишь подбашенной коробки и размещения аккумуляторных батарей, которые переместили из боевого отделения в трансмиссионное. Башня танка была выполнена в форме усеченного конуса и обладала дифференцированным бронированием. Лобовая часть, борта, корма и маска орудия были изготовлены из одинаковых бронелистов толщиной 15 мм, крыша башни имела толщину 8-10 мм. Из-за особенностей компоновки корпуса танка башню пришлось ставить на боевую машину со смещением на левый борт.

В период с 3 по 7 февраля 1937 года были проведены испытания, которые показали пригодность башен к установке на легкие танки 7ТР. Серийная продукция отличалась люком на крыше башни, а не в кормовом бронелисте, а также наличием кормовой ниши. Ниша одновременно была и противовесом для танкового орудия и местом для установки радиостанций N2C или RKBc, которые начали ставить на польские танки осенью 1938 года. Всего до начала Второй мировой войны успели собрать только 38 радиостанций. В итоге они появились на танках командиров взводов, рот и батальонов.

Стоит отметить, тот факт, что на тот период времени 37-мм пушки Bofors было достаточно. Орудие обладало отличными характеристиками и боевыми качествами, его было достаточно для поражения всех танков, имевшихся на тот период времени. На дистанции до 300 метров снаряд, выпущенный из такой пушки, пробивал броню толщиной до 60 мм, с дистанции до 500 метров — 48 мм, до 1000 метров — 30 мм, до 2000 метров — 20 мм. При этом скорострельность орудия составляла 10 выстр/мин. Боекомплект орудия состоял из 80 снарядов и располагался внутри танка следующим образом: 76 выстрелов хранились в нижней части боевого отделения, а еще 4 в танковой башне. Боекомплект спаренного вместе с орудием 7,92-мм пулемета wz.30 составлял 3960 патронов.

Польский «Виккерс»: лёгкий танк 7TP


Первые боевые стрельбы нового танка состоялись в 1937 году на баз Центра баллистических исследований, расположенном в местечке Зеленка недалеко от польской столицы. При этом цена одного танка с артиллерийским вооружением выросла до 231 тысячи злотых. Основным местом производства легких танков 7ТР с 1935 по 1939 годы был завод, расположенный в Чеховицах. Всего здесь было произведено 139 таких танков, из которых 24 являлись двухбашенными и были вооружены лишь пулеметами. Однако впоследствии все двухбашенные танки прошли модернизацию, на них была установлена одна орудийная башня.

Перед началом Второй мировой войны танками 7ТР были вооружены 1-й и 2-й батальоны легких танков польской армии (по 49 боевых машин в каждом). Вскоре после начала войны, уже 4 сентября 1939 года в Учебном центре танковых войск, расположенном в Модлине, закончилось формирование 1-й танковой роты командования обороны Варшавы. В составе роты насчитывалось 11 танков 7ТР. Еще 11 танков данного типа насчитывалось в составе 2-й роты легких танков командования обороны Варшавы, которая была сформирована незначительно позднее.

Стоит отметить, что польские легкие танки 7ТР обладали лучшим вооружением, чем многочисленные немецкие легки танки Рz.I и Рz.II и лучшей проходимостью, не уступая танкам Германии в бронезащите. В результате танки 7ТР успели принять участие в боевых действиях, уничтожив и повредив за все время боев примерно 200 немецких танков. В частности, данные польские танки приняли участие в контрударе польской армии под Пётркув-Трыбунальски, где 5 сентября 1939 года один танк 7ТР из состава 2-го батальона легких танков подбил 5 немецких легких танков Рz.I. Дольше всех с немецкими войсками сражались танки из состава 2-й танковой роты, которая обороняла Варшаву, они принимали участие в уличных боях в городе до 26 сентября 1939 года.

Польский «Виккерс»: лёгкий танк 7TP


Большая часть этих боевых машин была потеряна в боях, часть подорвана своими экипажами или даже утоплена в Висле. Но некоторое количество танков (до 20) было захвачено гитлеровцами, которые затем использовали их во время Второй мировой войны. Еще как минимум 4 подбитых танка 7ТР и один тягач на его базе были захвачены РККА в процессе присоединения Западной Белоруссии и Западной Украины к СССР в сентябре 1939 года. Этим польским танкам советские инженеры уделили пристальное внимание. Все захваченные советскими частями танки были повреждены, поэтому их сначала отремонтировали на Ремонтной базе №7, расположенной в столице Украины, а также на Научно-испытательном бронетанковом полигоне в Кубинке.

После этого танки прошли в Советском Союзе серию испытаний. По итогам испытаний конструкторы отметили, что для танковой промышленности СССР представляют интерес следующие элементы польского «Виккерса»: броневая защита маски орудийно-пулеметной установки в башне танка, дизельный двигатель производства компании «Заурер», а также смотровые приборы. В последнем случае речь велась о приборе кругового обзора образца 1934 года, который был создан инженером Рудольфом Гундлахом. Начиная с 1936 года, подобные устройства выпускались во Львове, поляки ставили их на танкетки TKS и легкие танки 7ТР. Патент на производство данного танкового перископа был позднее продан британской компании «Виккерс Армстронг». В годы Второй мировой войны подобными приборами наблюдения были оснащены все английские танки. Советские инженеры также скопировали польский перископ, использовав его затем в своих боевых машинах.

Тактико-технические характеристики танка 7TP:

Габаритные размеры: длина — 4,56 м, ширина — 2,43 м, высота — 2,3 м.
Боевая масса — 9900 кг.
Бронирование: лоб корпуса — 17 мм, борта корпуса — 13 мм, башня — 15 мм, крыша корпуса и днище — 5 мм.
Вооружение — 37-мм пушка Bofors (80 снарядов) и 7,92-мм пулемет WZ. 30 (3960 патронов).
Силовая установка — 6-цилиндровый дизельный двигатель Saurer CT1D мощностью 110 л.с.
Максимальная скорость — 37 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 160 км (по шоссе), 130 км (по пересеченной местности)
Запас топлива — 130 л.
Экипаж — 3 человека (механик-водитель, командир-заряжающий, наводчик).

Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/poland/7tp.htm
http://www.istpravda.ru/research/5110
http://szhaman.com/polskie-tanki-7tr
http://www.opoccuu.com/7tp.htm
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 24
  1. Комментарий был удален.
  2. gla172 1 июня 2016 07:11
    Картинка к теме....
  3. казак волгский 1 июня 2016 07:25
    особенно мне нравится что 7тр был оснащен пулеметами с водяным охлаждением. и еще интересно - Виккерс- 6 тонн по всему миру распространился от Уругвая до Тайланда а в Великобритании так и не был принят на вооружение..... Спасибо за статью.
    1. inkass_98 1 июня 2016 07:30
      Цитата: казак волгский
      а в Великобритании так и не был принят на вооружение.

      Ситуация была скорее обратная: не был принят на вооружение в Британии, поэтому был предложен в качестве экспортной модели. Оттого и распространился по миру, поскольку конструкция была довольно удачной, но дающей простор для усовершенствований и адаптаций под конкретные требования.
      Сергей, спасибо hi . Как всегда - подробно и интересно.
    2. goose 6 июня 2016 09:21
      Кстати, конструкция перископа не польская, а французская. Не надо приписывать поляками лишнее.
  4. Александр72 1 июня 2016 07:48
    приборе кругового обзора образца 1934 года, который был создан инженером Рудольфом Гундлахом. Начиная с 1936 года, подобные устройства выпускались во Львове, поляки ставили их на танкетки TKS и легкие танки 7ТР. Патент на производство данного танкового перископа был позднее продан британской компании «Виккерс Армстронг». В годы Второй мировой войны подобными приборами наблюдения были оснащены все английские танки. Советские инженеры также скопировали польский перископ, использовав его затем в своих боевых машинах.

    Только скопировали этот безусловно удачный и крайне необходимый для советских танков наблюдательный прибор только весной 1943 года и не польский, а его британскую версию MkIV, установленную на танке "Матильда". Советский прибор при этом даже назвали одинаково МК-4. Советский прибор серийно ставился в частности на танке Т-34-85 (три прибора - у наводчика, заряжающего и командира танка). Данный перископический вращающийся прибор наблюдения обеспечивал распознавание предметов на местности на удалении до 1000-1200 м. Меня всегда удивлял и возмущал следующий факт - с данным прибором наши танкисты и конструкторы имели возможность ознакомиться еще в 1939 году, изучив трофейные польские танки и танкетки и уже тогда прибор был внесен в перечень того, что можно было позаимствовать. Но до войны ничего сделано не было. И в боях 1941-42 года шли в атаку "слепые" Т-34, экипажи которых гибли в своих машинах, даже не увидев врага. Понятно, что в тяжелейших для промышленности условиях 1941-42 года было не до приборов наблюдения - танки бы выпустить! Но что мешало скопировать этот прибор и запустить его в серию до войны - не понимаю! Считаю, что этот прибор, сделав тот же Т-34 "зрячим" помог бы сберечь жизни многих советских танкистов.
    В заключение фото героя статьи:
  5. Михаил Матюгин 1 июня 2016 08:34
    Хорошая статья ! Мало известная информация (например не знал о приборе кругового обзора, которые уже ставились на эти танки) про весьма достойный для своего времени танк ! Поляки оказались молодцы - путём глубокой модернизации из весьма посредственной английской модели сделали один из лучших европейских танков своего периода !
  6. антивирус 1 июня 2016 09:41
    надейся на Бога, а сам не плошай
    Поляки противостояли СССР и "дружили" с Германией.
    И сколько танков построили против двух "тоталитарных" режимов?
    Особо ценная роль Британии и Франции в этом противостоянии- "союз только за Ваш счет" пшеки.
    А авиация так же развивалась?
    1. voyaka uh 1 июня 2016 10:44
      Конечно. Поляки производили и истребители, и средние бомбардировщики.
      В начале 30-х некоторые из них считались лучшими в мире (PZL P.11 ) - концу 30-х все устарели.
      (Как и в СССР с И-15, И-16)
      А количество? В СССР было произведено 12 тыс. "русских Виккерс" Т-26.
      Помогло? - не больше, чем полякам.
      1. alicante11 1 июня 2016 12:33
        Помогло? - не больше, чем полякам.


        Помогло, по крайней мере, отразить первый натиск. В отличие от Варшавы в Москву фаши не влезли.
        1. voyaka uh 1 июня 2016 22:55
          "отразить первый натиск"//////


          А если б Москва была в 100 км от границы, как Варшава - помогли бы отразить?
          1. alicante11 2 июня 2016 07:04
            А если б Москва была в 100 км от границы, как Варшава - помогли бы отразить?


            Вот только не надо про просторы. Если бы Москва была в 100км от границы, то такого количества танков бы не было.
          2. zombirusrev 13 июня 2016 17:33
            Не поверите помогло. А полякам ничего бы не помогло у них все было и танки и самолёты и от мобилизованные с весны армиям более 3-химиллионов человек. Чего они так храбрились и резали гражданских немцев на чхсвоей территории. Немцы просто разогнали это ляшское кичливоем воинство. Про это столько писано, что повторять лень. Дуэль хоть почитайте. А подобный перископа панораму наши ещё на т-35, т-28и поздних т-26 ставили.
      2. hohol95 1 июня 2016 13:15
        Вот почему все забывают о размерах СССР!!! 12 тысяч для такой территории ...
        На дальнем востоке их то-же было достаточно и они помогали "держать" "токийских ястребов" в рамках границ! И в Иран входили на Т-26 для успокоения прогерманского мятежа!
        1. svp67 1 июня 2016 16:09
          Цитата: hohol95
          И в Иран входили на Т-26 для успокоения прогерманского мятежа!

          ...и воевали там...

      3. svp67 1 июня 2016 16:06
        Цитата: voyaka uh
        В СССР было произведено 12 тыс. "русских Виккерс" Т-26.Помогло? - не больше, чем полякам.

        Вы уверенны? У Вас просто не достает информации... РККА их с успехом применяла даже в 1945 на Дальнем Востоке
      4. samoletil18 2 июня 2016 11:31
        Т-26 освобождали Ростов в 1941, сражались на Кавказе, причём успешно против pzIV. В большинстве учебных частей служили до конца войны. Наступали в Манчжурии в 1945. До конца блокады применялись на Ленинградском фронте. Были бы в строю все 12000 на 22.06.41! Но Халхин-Гол, освобождение западных Украины и Белоруссии, финская война. Плюс огромные просторы страны, где много границ с неадекватными соседями, которые развязывали войны каждые 15-20 лет, т.е. их приходилось много гонять по просторам. И в это же число вхдят Т-26 обр. 1931г.
        По разным данным, немцы опередили наших в развертывании к 22.06 на 24 суток минимум (!). Опустим головотяпство. Но, у нас было много и Т-26, в том числе. А без них и много другого, никакая территория не спасла бы. Сильные люди и даже во многом устаревшая техника дали развернуться и производству и армии. А так бы Освенцим ещё функционировал, если евреи ещё остались.
  7. SerB60 1 июня 2016 11:57
    Цитата: Александр72
    приборе кругового обзора образца 1934 года, который был создан инженером Рудольфом Гундлахом. Начиная с 1936 года, подобные устройства выпускались во Львове, поляки ставили их на танкетки TKS и легкие танки 7ТР. Патент на производство данного танкового перископа был позднее продан британской компании «Виккерс Армстронг». В годы Второй мировой войны подобными приборами наблюдения были оснащены все английские танки. Советские инженеры также скопировали польский перископ, использовав его затем в своих боевых машинах.

    Только скопировали этот безусловно удачный и крайне необходимый для советских танков наблюдательный прибор только весной 1943 года и не польский, а его британскую версию MkIV, установленную на танке "Матильда". Советский прибор при этом даже назвали одинаково МК-4. Советский прибор серийно ставился в частности на танке Т-34-85 (три прибора - у наводчика, заряжающего и командира танка). Данный перископический вращающийся прибор наблюдения обеспечивал распознавание предметов на местности на удалении до 1000-1200 м. Меня всегда удивлял и возмущал следующий факт - с данным прибором наши танкисты и конструкторы имели возможность ознакомиться еще в 1939 году, изучив трофейные польские танки и танкетки и уже тогда прибор был внесен в перечень того, что можно было позаимствовать. Но до войны ничего сделано не было. И в боях 1941-42 года шли в атаку "слепые" Т-34, экипажи которых гибли в своих машинах, даже не увидев врага. Понятно, что в тяжелейших для промышленности условиях 1941-42 года было не до приборов наблюдения - танки бы выпустить! Но что мешало скопировать этот прибор и запустить его в серию до войны - не понимаю! Считаю, что этот прибор, сделав тот же Т-34 "зрячим" помог бы сберечь жизни многих советских танкистов.
    В заключение фото героя статьи:

    Ещё и к горизонтальному воздушнику на Т-26 прямо "прикипели". Подвижности танку не хватало. Пусть 30 -35 км/ч бы было, но удельную мощность не помешало бы поднять. Последнюю версию двигателя делали так, что мощность указывали через дефис: 90 - 97 л.с. Не хотели видимо корму переделывать?
    Дизель у поляков, как и у японцев, стоял до Т-34, а у нас до сих пор миф гуляет, что Т-34 - первый дизельный танк в мире.
    1. Alexey RA 1 июня 2016 15:52
      Цитата: SerB60
      Ещё и к горизонтальному воздушнику на Т-26 прямо "прикипели". Подвижности танку не хватало. Пусть 30 -35 км/ч бы было, но удельную мощность не помешало бы поднять. Последнюю версию двигателя делали так, что мощность указывали через дефис: 90 - 97 л.с. Не хотели видимо корму переделывать?

      Проблема в том, что кормой бы дело не обошлось. Поднимаем мощность свыше 100 л.с. - может понадобиться новая КПП. Плюс увеличить ёмкость баков (больше мощность - более прожорливый движок) А потом всё это надо будет впихнуть в танк. smile

      Для СССР середины 30-х рассчитать и поставить в серию новую КПП - задача довольно сложная. Особенно под уже существующий корпус. И особенно в условиях, когда нельзя снижать выпуск танков - армии нужны новые машины для заполнения штатов. А уже с 1937 г. смысла в этой замене нет - Т-26 считается устаревшим и производится по инерции, за неимением лучшего (пока КБ лепят новый ЛТ с новым движком ему на замену).
      1. faiver 1 июня 2016 17:30
        забавно - поляк в 1937 устаревшим не считается а Т-26 считается :)
        1. samoletil18 2 июня 2016 11:36
          Цитата: faiver
          забавно - поляк в 1937 устаревшим не считается а Т-26 считается :)

          Они уже начали работу над 10ТР.
  8. фа2998 1 июня 2016 12:14
    Танк вполне достойный.Легкий танк,а орудие с полкилометра пробивает 48мм брони(большинство танков это не имели).В башне 2 человека,а у некоторых командир танка-многостаночник-и командовал,и заряжал и стрелял.Но Польша не имела таких ресурсов,что-бы танки строить сотнями.И слава богу! hi
  9. Комментарий был удален.
  10. moskowit 1 июня 2016 18:45
    Вторая и пятая фотографии запечатлели захват Польшей Тешинскую область Чехословакии в 1938 году.
    Подробнее с разделом Чехословакии немцами и поляками можно ознакомиться на сайте ВО в статье Самсонова Александра..
    .Два хищника - Польша и Германия - против Чехословакии
    6 августа 2011
  11. SerB60 1 июня 2016 22:07
    Цитата: faiver
    забавно - поляк в 1937 устаревшим не считается а Т-26 считается :)

    А "папа" их один - "шеститонный Виккерс")) Наши ещё пытались подвеску усилить,(толще сделали рессоры)
    но нарастить бронирование не получилось, так как движок и КПП не тянули возросшую с 6 до 10 тонн массу танка. Хотя испытывалась и подвеска типа чехословацкого LT-35. (120 лошадок на те же 10.5 тонн при 25 мм брони) При схожей подвеске, двигателе (и внешнем виде "а - ля" Т-26) итальянцы слепили средний 14 тонный танк М13/40 с 40 - 30 мм бронированием. Вот почему наши похожее из "Виккерса" не слепили? Чуть ли не один в один производили...
  12. mamont5 2 июня 2016 05:19
    "где 5 сентября 1939 года один танк 7ТР из состава 2-го батальона легких танков подбил 5 немецких легких танков Рz.I."

    Ну так, это игра в одни ворота. Пулеметы (Рz.I) против пушки (даже 37-мм) не катят.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня