«Сердце» китайских анархистов. Как революционные идеи проникали в Поднебесную

3
Начало ХХ века стало временем бурного распространения европейских революционных и социалистических идей в странах Дальнего Востока, прежде всего в Японии и Китае, в меньшей степени — в Корее. Вслед за развитием тесных экономических связей со странами Запада и Российской империей Восточная Азия стала испытывать и влияние европейской культуры, философии, политической идеологии. Наибольшее распространение в Японии и Китае получили различные модификации социализма и анархизма. Интересно, что анархизм приобрел особую популярность среди японских и китайских интеллектуалов. Это было связано с определенным созвучием европейских анархистских идей некоторым направлениям традиционной китайской философии. Как известно, в китайской культурной традиции сосуществовали конфуцианство и даосизм. И если конфуцианство было ориентировано на укрепление государства и властной вертикали, то даосизм представлял собой протоанархическую философию, выдвигавшую на первый план «естественный закон» Дао. Власть государства и правителей представлялась даосам искусственным наслоением, препятствующим «естественному закону». В отличие от конфуцианцев, чьим идеалом был ученый — чиновник, даосы, пропагандировавшие отречение от земных благ, рисовали другие образы для подражания — монахов-отшельников, нищих странников, даже разбойников. В Средние века даосские секты часто становились эпицентрами народных крестьянских восстаний. Так что китайские анархисты начала ХХ века могли вполне обоснованно утверждать наличие предшественников своих идей в самой китайской философской и культурной традиции.

Распространение европейского анархизма в Китае началось в первые годы ХХ века — благодаря проникновению из Японии первой анархической литературы. Япония, уже вовсю модернизировавшаяся и имевшая тесные связи с Западом, была в плане усвоения европейских политических идей более продвинутой, чем Китай. Распространению радикальных идей в китайском обществе способствовал и системный политический кризис маньчжурской Империи Цин. Первые кружки китайских анархистов появились в эмиграции — среди китайской молодежи, учившейся в Японии и во Франции. Кстати, Франция стала второй страной, через которую шло распространение анархистских идей в Китае. Здесь в начале ХХ в. училось несколько сотен китайских студентов, которые имели возможность познакомиться с деятельностью анархо-синдикалистов, представленных во Всеобщей конфедерации труда Франции. Парижский анархистский кружок возглавил Ли Шицзэн (1881-1973) — бывший атташе китайского посольства, по приезду во Францию ушедший с дипломатического поприща и занявшийся биологией.

Китайские анархистские кружки во Франции и Японии издавали собственные газеты и журналы, в которых пропагандировали свою социальную утопию. При этом немало места уделялось вопросам борьбы за права женщин, пропаганде гуманизма, вегетарианства. В то же время, во Франции, в отличие от Японии, кружки китайских анархистов стремились демонстрировать отказ от собственно китайской культурной традиции и подчеркивали свою ориентацию на современную западную науку и философию. Постепенно анархистская идеология проникает и в сам Китай, где организуются подпольные группы. Некоторые из них ставят своей целью физическое уничтожение маньчжурских чиновников. Таким образом, анархизм смыкается с традиционной для Китая практикой «тайных обществ».

В 1912 г. произошла Синьхайская революция, свергнувшая господство маньчжурской династии. Перед многочисленными радикальными группами, действовавшими в Китае, встал вопрос о том, как строить свою деятельность дальше и какие ставить перед собой цели. Достаточно активная подпольная организация в то время действовала в Гуандуне — южной провинции Китая, и называлась «Общество китайских террористов Гуанчжоу». До Синьхайской революции общество ставило своей целью борьбу с династией Цин посредством нападений на маньчжурских чиновников. После свержения императора многие участники этой подпольной организации задумались о перспективах дальнейшего развития Китая, которые они связывали с социальной революцией.

Среди гуандунских анархистов наибольшую известность получил Лю Шифу (1884-1915). Уроженец провинции Гуандун, он происходил из богатой семьи и с юности подавал большие успехи в учебе. Достаточно сказать, что начальную чиновничью степень Лю Шифу получил в 15 лет, а в 20 лет — в 1904 г. — уехал учиться в Японию, как и многие другие его ровесники из китайских состоятельных семей. В Японии, судя по всему, и произошло знакомство Лю Шифу с революционными идеями. В 1905 г. он стал членом Объединенного Союза — национально-освободительной организации, выступавшей против маньчжурской династии. В 1906 г., вернувшись из Японии, Лю Шифу обосновался в Сянгане (Гонконге), где жил до 1907 г. В 1907 г., вернувшись в Гуандун, Лю участвовал в подготовке покушения на одного из высокопоставленных маньчжурских военных чиновников — командующего флотом Ли Чжуня. Но когда террористы переносили бомбу, произошел взрыв. Бомбу переносил как раз Лю Шифу — взрывом ему оторвало все пальцы на левой руке. Естественно, что взрыв привлек внимание полиции. Лю Шифу арестовали. До 1909 года он находился в заключении, пока за Лю не вступилась группа чиновников, уважавших его литературный талант. Лю был освобожден и вновь уехал в Сянган. В Сянгане им и было создано «Общество китайских террористов Гуанчжоу». Боевиками общества был убит маньчжурский генерал Фэншань. Как раз в этот период Лю Шифу и знакомится с анархистскими идеями, которые привлекают его внимание.

В 1912 г. Лю Шифу и несколько его соратников по Обществу китайских террористов Гуанчжоу объявили о создании новой организации. Она получила название «Синь шэ» — «Сердце». Влияние на идеологию этого тайного общества оказала традиционная китайская философия. Добиться социальных преобразований, по мнению Лю Шифу и его соратников, можно было посредством развития морально-нравственных качеств человека. Был разработан даже специфический «моральный кодекс» товарищей по «Сердцу», сочетавший анархистские принципы с традиционными даосскими и буддистскими: 1) не есть мясо, 2) не пить алкоголь, 3) не курить, 4) не иметь слуг, 5) не жениться, 6) не пользоваться фамилией, 7) не поступать на государственную службу, 8) не служить в армии и на флоте, 9) не перемещаться на рикшах и паланкинах, 10) не вступать в политические партии, 11) не участвовать в парламентской деятельности, 12) не исповедовать какую-либо религию.

«Сердце» китайских анархистов. Как революционные идеи проникали в Поднебесную
— Гуанчжоу начало ХХ века

Общество «Сердце» в современном смысле не было политической организацией, поскольку даже не имело программы и устава, не говоря уже о формальной организационной структуре. На первых этапах своего существования «Сердце» скорее напоминало буддистскую или даосскую общину. Товарищи по «Сердцу» проводили время в разговорах о самосовершенствовании. Однако постепенно, знакомясь с литературой и критически оценивая политическую ситуацию в Китае, общество стало политизироваться. В августе 1913 г. «Сердце» приступило к изданию собственного печатного органа — журнала со странным названием «Предрассветный крик петуха». Как объясняли сами члены общества смысл названия своего печатного органа, если петух будет кричать, не переставая, то приблизится время социальных изменений. Однако уже 7 сентября 1913 г. Гуанчжоу заняли войска Юань Шикая.

Журнал «Предрассветный крик петуха» был запрещен. Опасаясь ареста и расправы, Лю Шифу и его соратники бежали в соседний Макао, где выпустили два номера журнала «Минь шэн» — «Голос народа». Но вскоре власти Макао выслали их из города под давлением администрации Гуандуна. Лю Шифу перебрался в Японию, где в апреле 1914 г. возобновил издание журнала. Но и на новом месте ему не было покоя — японская полиция постоянно преследовала китайских политических эмигрантов. Летом 1914 г. Лю Шифу был вынужден покинуть и Японию. Он обосновался в Шанхае — на территории французской концессии, где опять продолжил выпуск журнала. К этому времени журнал уже открыто позиционировал себя как анархо-коммунистическое издание. Вокруг него происходило объединение единомышленников из других городов Китая.

В сентябре 1914 г. редакция журнала «Голос народа» во главе с Лю Шифу создала новую организацию — «Товарищество анархо-коммунистов Шанхая». Оно провозгласило своей целью построение свободного коммунистического общества, в котором будут уничтожены частная собственность на средства производства и эксплуатация. Фактически шанхайское товарищество превратилось в идеологический центр китайского анархизма. Кстати, издававшийся в Шанхае журнал «Голос народа» распространялся не только в самом Китае, но и среди китайских диаспор в Японии, США, Канаде, Франции, Великобритании, Эквадоре и многих других странах. В журнале началась публикация работ Петра Кропоткина — ведущего идеолога анархо-коммунизма. Произошла и переориентация группы Лю Шифу с традиционной китайской философии на современную европейскую науку. Для обоснования своей политической доктрины группа Лю Шифу стремилась опираться на биологию, используя концепцию Кропоткина о взаимопомощи в природе. По мнению издателей журнала «Голос народа», в идеальном обществе единственной формой организации людей станут свободно организованные коллективы, тогда как все современные институты — государство, армия, суд, полиция, пенитенциарная система — будут ликвидированы.

Строительство свободного коммунистического общества товарищество связывало исключительно с социальной революцией, однако подчеркивало необходимость созревания революции в обществе и отказывалось от стремления приблизить ее «волевыми действиями». Шанхайские анархисты рассуждали в категориях классовой борьбы, разделяя общество на два класса — «трудящихся» и «богатых». К первым относились крестьяне, рабочие, ремесленники, слуги, а также интеллигенция, не обладавшая собственностью, ко вторым — чиновники, помещики, предприниматели, промышленники, политические деятели. Рассматривая трудящихся как движущую силу революционных преобразований, единомышленники Лю Шифу, в то же время, не торопились отождествлять революцию с простым восстанием, мятежом или военным переворотом, а связывали ее с развитием самосознания народных масс.

Шанхайские анархисты выступали с критикой Сунь Ятсена (на фото) и его понимания развития китайского общества. По мнению Лю Шифу, пропагандируемое Сунь Ятсеном огосударствление экономики не могло привести к социалистическому переустройству китайского общества, так же, как и вторая предлагаемая Сунь Ятсеном мера — земельный налог. С другой стороны, в отличие от гоминьдановцев, у анархистов не было программы реального экономического преобразования китайского общества, их планы по совершенствованию общественной жизни носили более умозрительный, чем практический характер.

Под влиянием китайских анархистов, вернувшихся из Франции и попавших там под влияние анархо-синдикалистских теорий, Лю Шифу стал рассматривать синдикалистскую деятельность как важнейшую практику анархизма, в связи с чем призывал к созданию профсоюзов и ведению просветительской работы среди трудящихся. Просвещение рабочего класса Лю Шифу связывал с организацией школ для рабочих и крестьян, в том числе и для женщин — работниц, причем обучение в этих школах должно было быть организовано на общедоступном «народном языке», понятном простым людям. В ликвидации неграмотности трудящегося населения Лю Шифу видел одну из главных основ последующих социальных изменений. Под влиянием идей Лю Шифу, среди интеллигентной молодежи Гуандуна началось настоящее «хождение в народ». Многие молодые люди отправились в рабочие кварталы, чтобы обучать простых людей грамоте и прививать им начальные знания о самоорганизации и защите своих экономических интересов. На железной дороге «Шанхай — Сычуань» сочувствовавший анархистам Су Айнань создал бесплатную школу для рабочих мужчин и женщин.

В Гуандуне появились анархо-синдикалистские профсоюзы. Еще более серьезное влияние пропаганда шанхайского товарищества оказала на этнических китайцев, работавших или учившихся в Юго-Восточной Азии — в Бирме, Голландской Ост-Индии (Индонезии), Малакке, Сингапуре, где также стали появляться анархистские кружки с собственными печатными изданиями и синдикалистские профсоюзы. Еще одним важным направлением деятельности китайских анархистов — последователей Лю Шифу — стала популяризация международного языка эсперанто в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Именно товарищами Лю Шифу были созданы группы по изучению эсперанто в Шанхае, Сянгане, Гуанчжоу и некоторых других городах. Эсперанто рассматривался китайскими анархистами как очень нужный инструмент объединения трудящихся всех стран мира, поэтому изучению «международного языка» и уделялось в Китае (и в Японии, кстати, тоже) столь значительное внимание.

После того, как в 1915 г., всего лишь в возрасте 31 года, Лю Шифу скончался от туберкулеза, его деятельность продолжили многочисленные сторонники, не дав заглохнуть эстафете, начатой гуандунским мыслителем и революционером. Идеи китайских анархистов оказали значительное влияние на весь ход последующей политической истории Китая. Во многом, именно благодаря анархистским группам первой четверти ХХ века, в Китае началось распространение и марксистской идеологии, сыгравшей ключевую роль в политической и экономической модернизации страны в ХХ веке. О своем большом интересе к анархизму впоследствии говорил и сам Мао Цзэдун. Сложно не заметить и вклад групп китайских анархистов в организацию народного просвещения и развития профсоюзного движения в отсталом Китае 1910-х — 1920-х годов. Наконец, не следует забывать и о значимости анархистской критики феодальных порядков старого Китая, препятствовавших полноценному развитию страны.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    2 июня 2016 07:51
    Автор поднял редкую и необычную тематику ! Он молодец большой !

    Но как остановить рост Китая и предотвратить поглощение им наших Сибири и Дальнего Востока ? да просто - надо спровоцировать там очередную гражданскую войну - например между сторонниками ортодоксального маоизма и оппортунистами, сторонниками Сяо Пина.

    Или активно пропагандировать идеи анархизма - тоже будет интересно !
    1. Комментарий был удален.
    2. +3
      2 июня 2016 12:41
      Что такое анархизьм и к чему в частности он привел в Китае доступным для школьников языком объяснил Борис Юлин
  2. +1
    4 июня 2016 19:30
    Большое спасибо, Илья! Рад,что прочитал Вашу статью! Всегда не хватает информации по этой теме! Такая огромная страна!Такая древняя страна!Сколько там народов живёт!И иероглифов---больше, чем в любой другой цивилизации!
    Я думаю,вообще-то коммунистические идеи давно в Китае. Вспомнить Буддизм с его идеей всеобщего равенства.
    Или Восстание Жёлтых Повязок,которое начал (как писал Лев Гумилёв)лидер тайной даосской секты.Он говорил,что,стоит ему победить,"синее небо жестокости сменится жёлтым небом Справедливости"(синий ---цвет Конфуцианства,жёлтый ---Даосизма),то есть благодатная почва для прорастания коммунистических идей.Восставшие казнили императора. Лидер стал новым, но---своей смертью не умер.Это было задолго до Кромвеля,но позже, чем в древнем Египте.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»