Military Review

F. Mannlicher semi-automatic rifle M1885 (Austria-Hungary)

10
The Austro-Hungarian gunsmith Ferdinand Ritter von Mannlicher is widely known for his designs, some of which had a great influence on the further development of small arms. The specialist worked on systems of various classes and looked for ways to improve the performance. weapons. So, in 1885, F. Mannlicher developed his first version of a self-loading rifle. This weapon did not go into the series, but allowed to work out the original ideas that were later used in new projects.


In the eighties of the century before last, there was still no wide choice of tested and tested in practice automatic systems of small arms, because of which the designers had to create new principles on their own, and then test them in the course of testing their developments. The project F. Mannlicher Modell 1885 (not to be confused with the rifle of the same name, which had a manual reloading system) was no exception to this rule. The designer independently determined the overall appearance of the prospective weapon, calculated the principles of its operation, and produced a prototype designed for testing.

Considering the available possibilities and the performance of one or another idea, the Austro-Hungarian gunsmith decided to use the force of recoil as a source of energy for recharging. The impulse formed during the shot was proposed to be used together with a moving barrel and a number of other mechanisms. Probably, the choice of such a variant of automation was due to the relatively high reliability and simplicity. At the same time, the full potential of the design was never realized due to the peculiarities of the mechanics and the ammunition used. However, the F. Mannlicher rifle is deservedly considered the first efficient model of a self-loading weapon with a short barrel stroke, and therefore takes an appropriate place in stories rifle weapons.


General view of an experimental rifle Modell 1885


As a cartridge for a new weapon was selected ammunition type 11x58 mm M1887, also known as 11 mm Werndl. This cartridge was created for the M1867 Werndl-Holub rifle during its modernization in the mid-seventies of the XIX century. A characteristic feature of the cartridge, which had a definite influence on the work of F. Mannlicher, was the use of a propellant charge from black powder. This fact further affected the performance of a semi-automatic rifle. At the same time, however, during the development of a new weapon, such features of the munition did not cause any concerns. On the contrary, a relatively new cartridge could be considered as a convenient and effective ammunition.

The result of the design work of F. Mannlicher was the appearance of the finished design of a perspective rifle, capable of firing in a self-loading mode. The finished model, which differed from the existing systems by its structure and principles of operation, also had to have a characteristic appearance. The new rifle received a relatively long barrel, protruding beyond the barrel and the wooden box. Also used a long barrel, because of which I had to lengthen the butt and change its shape. At the bottom of the box was placed a small pistol grip with a trigger hook. The back of the box was framed as a shoulder rest. Despite the unusual design, in terms of ergonomics, the new weapon hardly differed from other rifles of that time.

All parts of automation should have been placed inside the receiver, formed by several main parts. Its front and rear parts had a tubular shape, and in the center a thickening was provided with a box-shaped block on the left. The latter was to perform the functions of the receiving window of the store. From the bottom, it was proposed to fasten a narrow frame to the receiver tube to accommodate some automation components and firing mechanism. The receiver and its mechanisms were to be fastened to the wooden box with a few screws.

The front tubular unit contained the barrel and its own return spring. The design of the tube and the barrel allowed the latter to move back a distance 32 mm while compressing the spring. The barrel was a tubular piece of the required length with a set of bulges on the outer surface of the breech. Ring thickenings were intended for centering the trunk in the box and for contact with the return spring. In addition, at the bottom of the chamber there was a prong with a hinge for connecting with other automation components.

F. Mannlicher semi-automatic rifle M1885 (Austria-Hungary)
Ferdinand Ritter von Mannlicher, 1904


To the rear hinge of the trunk joined detail of a complex curved shape with a Y-shaped back. A curious feature of the M1885 rifle was the use of non-standard means of locking the barrel, one of which was a curved pusher piece with a rear part in the form of a two-pronged fork, pivotally connected to the barrel. In the extreme forward position of the mechanisms, this part had to engage with the corresponding protrusions of the bolt and connect it with the barrel.

The bolt of the new rifle was a part of complex shape with several channels, slots and projections. So, in front of the gate there was a small-diameter channel for placing a needle drummer. The spring of the firing pin was put on the tail end of the firing pin and was located in the back cavity of the bolt. Under the front part of the bolt were thickening, performing the function of combat stops. In the back there was a pointed protrusion necessary for the contact of mechanisms during recharging. Also in the back of the bolt was placed a part of the USM - the trigger and the rocker blocking it. The upper shoulder of the trigger entered the hole shank drummer. With its back wall, the bolt should have been in contact with the return spring placed in the tubular shank of the receiver. On the right side of the bolt there was a handle for manual reloading of the weapon in preparation for firing or in the event of automatic failures.

For his new rifle, F. Mannlicher proposed an original ammunition supply system. It was proposed to place the cartridges in a box store opened from above, mounted on the projection of the left surface of the receiver. The store received the most simple design, in which there was no feed spring and pusher - the cartridges had to get to the feed mechanisms under their own weight. For an experimental model of small arms such a design shop was acceptable.

Getting into the lower part of the store, connected with the receiver, the cartridges went to the line of discharging. For the supply of ammunition to a moving bolt, it was proposed to use the L-shaped lever, hinged in the store. When the bolt moved backward, a special projection on its left surface was supposed to cling to the lever of the magazine, which turned and pushed the cartridge inside the receiver, onto the disilline. When the bolt went forward, the lever had to return to the neutral position, allowing the new cartridge to fall down.


Cartridge 11x58 Werndl


In the middle part of the receiver, with a slight shift backwards, the units of the firing mechanism were fixed. The trigger was attached pivotally to the corresponding frame, its thrust and the leaf spring holding it in a neutral position. The trigger and the blocking arm, in turn, were placed inside the gate and had to move with it.

The work of mechanisms rifle F. Mannlicher arr. 1885 was as follows. The shooter had to put into the magazine the 11x58 mm Werndl cartridges and cock the weapon with the help of the side handle of the bolt. When the valve was retracted, its return spring was compressed and the trigger was brought to the required position. In addition, moving back, the shutter had to hit the lever of the store, which pushed the cartridge on the disillation line. During the reverse movement of the bolt using a return spring, the cartridge was sent to the chamber and the bolt hitch with the barrel.

When the trigger was pressed, its spring was compressed, and the pull with the hook had to pull the trigger arm. After that, the trigger was released and allowed the spring-loaded drummer to move forward, producing a shot. Combustion of the propellant with the formation of a large amount of powder gases was to push the bullet out of the sleeve and carry it along the barrel, and also lead to the formation of a recoil pulse.

Under the effect of recoil, the barrel and the bolt coupled to it should have started to move backward, compressing two return springs. In this case, the barrel and bolt had to be coupled with the help of a pusher-plug. After passing the barrel and bolt 32 mm through the interaction of the pusher, stops and protrusions on the gate should be done uncoupling. The pusher at this moment went down, allowing the shutter to freely move on. The barrel was locked in the rear position by the interaction of the pusher and the lower stop.


Rifle gears to rearmost position


Moving back under the effect of recoil, the valve continued to compress its own return spring. At this time, the extraction and ejection of the spent cartridge case also took place with the subsequent supply of a new cartridge from the magazine. Also, the trigger and its yoke, interacting with the bottom of the receiver, had to return to the starting position required for the subsequent shot, pulling the drummer back and squeezing the mainspring. In this form, the bolt reached the rearmost position with maximum compression of the return spring.

Then, the unsupported shutter, under the action of the spring, had to move forward, the loading cartridge into the chamber. In addition, the protrusion under the back of the bolt had to cling to the upper prong of the pusher-fork, after which the barrel could begin to move forward. In the extreme forward position of the bolt and barrel, the coupling with locking was again made. The weapon was ready for a new shot. After pressing the trigger, the automation cycle was repeated.

It is known that in 1885, F. Mannlicher produced a prototype of a new self-loading rifle, which was soon used for testing. The main task of the tests was to determine the efficiency of the newest automation system, first implemented in a full-fledged project. The rifle of the new type was delivered to the shooting range, where it showed its pros and cons.

According to reports, a prototype advanced weapons could fully confirm the assumptions of the designer. Automatics based on recoil of the barrel with its short course showed its efficiency and demonstrated the fundamental possibility of building a new weapon using similar principles of work. The rifle of the new type was really capable of independently recharging with the extraction of a spent cartridge case and the supply of a new cartridge due to the recoil impulse acting on the moving barrel.

However, it was not without some problems. First of all, it was found that the cartridge 11x58 mm Werndl with a charge of black powder can not be used in advanced weapons with automatic. A characteristic disadvantage of such powders is instability with possible incomplete combustion. As a result, the recoil impulse of such weapons may vary from shot to shot. In addition, black powder left carbon in the barrel, interfering with long-term shooting without cleaning or even making it impossible.


Cartridge feeding system from the store to the filing line, top view


The cartridge with specific characteristics did not allow to fully realize all the advantages of the new rifle. Due to the use of black powder, the likelihood of delays during firing due to insufficient recoil remained, as well as difficulties caused by contamination of the weapon’s units, primarily the barrel.

Because of the outdated cartridge, F. Mannlicher's new semi-automatic rifle, Modell 1885, could not leave the test stage. Full exploitation of such weapons by the army was not possible. However, apparently, this rifle was not intended for the troops. In the mid-eighties of the 19th century, gunsmiths were just beginning to develop self-loading and automatic systems. To test new ideas, they needed experimental samples intended only for testing. Probably, Mannlicher rifle arr. 1885 was representative of this particular class of weapons.

According to reports, only one M1885 self-loading rifle was assembled for testing. After completing the verification of this sample, during which its pros and cons were identified, the designer continued to work on advanced weapons systems. By order of the army of Austria-Hungary and on his own initiative, F. Mannlicher later created several samples of magazine and self-loading rifles. In addition, in 1894, the gunsmith introduced his first self-loading pistol, which was a real breakthrough in this area.

The M1885 self-loading rifle was not widely known and did not reach mass production. Nevertheless, the creation of this sample allowed F. Mannlicher to test a new idea, which was necessary for the creation of new projects. Using technical solutions, including those tested with the 1885 rifle of the year, the Austro-Hungarian gunsmith later succeeded in creating a number of new weapons and laying the foundation for the further development of small arms. Over time, the automation on the basis of recoil of the barrel with a short stroke has been widely spread and used in many new projects of various systems.


On the materials of the sites:
https://forgottenweapons.com/
http://austro-hungarian-army.co.uk/
http://thefirearmblog.com/
http://thehighroad.org/
Author:
Photos used:
Wikimedia Commons, Forgottenweapons.com
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Volga Cossack
    Volga Cossack 3 June 2016 06: 44
    +4
    The cycle never ceases to amaze! Thanks. And even Mannlicher had such developments ..........
  2. Beaver
    Beaver 3 June 2016 07: 24
    +5
    Mannlicher! A human legend, one might say, is the era in small arms. Thank you, Cyril, read the article with great interest. good hi
  3. kumaxa
    kumaxa 3 June 2016 07: 57
    0
    here is the first prototype of AUG.
  4. 31rus2
    31rus2 3 June 2016 08: 22
    +1
    Thank you, I haven’t read it with such ecstasy for a long time, maybe I’m in a hurry, but according to many experts in the First World War it was Mannlicher rifles that were considered the best
    1. Aleksandr72
      Aleksandr72 3 June 2016 10: 09
      +4
      If you are writing about the Mannlicher 8mm rifle arr. 1895 of the year, the main difference of which from other magazine rifles was a direct action bolt with a rotary combat cylinder with two lugs, thanks to which a strong and reliable shutter locking was ensured, many weapon researchers assessed this bolt as sensitive to pollution and difficult to unlock when recharge. I think many people remember the scene with this rifle in the movie "Green Van". However, in the process of army tests carried out before the adoption of this system into service with the Austro-Hungarian army, from one copy of the infantry rifle arr. In 1895, a total of 50 (fifty thousand) shots were fired without cleaning and lubricating the weapon. Before the first breakdown, the rifle fired 000 shots, and in total during the tests, 13 (one) extractor, 016 (one) magazine feeder spring and 1 (two) trigger springs were replaced in this rifle - few modern samples are able to show such high endurance now weapons. I read that by the end of the Imperialist War, many Cossack units at the front independently acquired Mannlicher carbines arr. 1 (it is clear that from the trophies) instead of the standard Mosin rifle of the Cossack model, preferring the Austrian weapon, because it was more compact, lighter and faster, and also much more convenient for the Cossack than the regular one. In conclusion: on the basis of the Mannlicher carbine arr. 2 in 1895 in Tula, master Yasnikov (or Yasinovsky according to other sources) created a reworking self-loading rifle. The Russian master supplied the Austrian carbine with a gas venting mechanism and a new trigger with a disconnector. However, the matter did not go further than the prototype, as, incidentally, for almost all rework systems, Yasnikov's self-loading did not come out very successful.
      Here is a photo of a self-loading rifle of the Yasnikov (Yasinovsky) system stored in the Tula Museum of Weapons:
      1. Beaver
        Beaver 3 June 2016 12: 26
        +1
        Quote: Aleksandr72
        Here is a photo

        The original placement of the vent pipe. smile It is interesting and informative to observe the development of engineering. hi
        1. Felix99
          Felix99 6 June 2016 14: 36
          0
          Compare with the later model Garanda M-1, a similarity in the development of design thought is visible. The gas outlet from the cut of the barrel, the longitudinal traction of the shutter to the right of the barrel.
      2. brn521
        brn521 3 June 2016 13: 45
        +4
        Quote: Aleksandr72
        If you are writing about the 8 mm rifle Manlihera arr. 1895 ...

        then I will add more from Fedorov's book "In Search of Weapons":
        "Inspection of rifles in combat conditions made me change my views on some long-known truths in the arms business. This happened, for example, with the Austrian rifles of the Mannlicher system. At one time, based on purely theoretical reasoning, we believed that this rifle has a very significant disadvantage: in her store there is an open window through which dust and dirt can enter the feeder. In all manuals textbooks, as well as in my course, this disadvantage of the Austrian rifle was especially emphasized. At the exams at the Mikhailovsky Artillery School, I seriously asked about it the junkers and reduced the score for ignorance. Meanwhile, comparing the Russian and Austrian rifles in the trenches, I came to just the opposite conclusion. Dust and dirt that got into the store of the Russian rifle during loading accumulated there, since they were not And in the Austrian - thanks to the window - dust and dirt fell out. Our store, with a relatively rare hour the source turned out to be a repository of all rubbish.
        I had to 'pay in' my extra mistake "
  5. Dam
    Dam 3 June 2016 10: 39
    +2
    Kirill many thanks, interesting and previously unknown rifle to me
  6. moskowit
    moskowit 3 June 2016 21: 34
    0
    Thank. The article is relevant to the topic of the site. Substantial and very interesting. It would be well for the respected Author to submit an article with a review and comparative analysis of all self-loading systems of the late 19, the beginning of the 20 centuries.

Самозарядная винтовка Ф. Маннлихера M1885 (Австро-Венгрия)

Австро-венгерский оружейник Фердинанд Риттер фон Маннлихер широко известен своими разработками, часть которых оказала большое влияние на дальнейшее развитие стрелкового вооружения. Специалист занимался системами различных классов и искал способы повышения характеристик оружия. Так, в 1885 году Ф. Маннлихер разработал свой первый вариант самозарядной винтовки. Это оружие не пошло в серию, но позволило отработать оригинальные идеи, которые в дальнейшем были использованы в новых проектах.

В восьмидесятых годах позапрошлого века еще не было широкого выбора отработанных и проверенных на практике систем автоматики стрелкового оружия, из-за чего конструкторам приходилось самостоятельно создавать новые принципы, а затем проверять их в ходе испытаний своих разработок. Проект Ф. Маннлихера Modell 1885 (не следует путать с одноименной винтовкой, имевшей ручную систему перезарядки) не стал исключением из этого правила. Конструктор самостоятельно определил общий облик перспективного оружия, просчитал принципы его работы и изготовил опытный образец, предназначенный для проведения испытаний.

Учитывая имеющиеся возможности и работоспособность тех или иных идей, австро-венгерский оружейник решил использовать в качестве источника энергии для выполнения перезарядки силу отдачи. Импульс, образующийся при выстреле, предлагалось применять вместе с подвижным стволом и рядом прочих механизмов. Вероятно, выбор такого варианта автоматики был обусловлен сравнительно высокой надежностью и простотой. Одновременно с этим весь потенциал конструкции так и не удалось реализовать из-за особенностей механики и использованных боеприпасов. Тем не менее, винтовка Ф. Маннлихера заслуженно считается первым работоспособным образцом самозарядного оружия с коротким ходом ствола, и поэтому занимает соответствующее место в истории стрелковых вооружений.


Самозарядная винтовка Ф. Маннлихера M1885 (Австро-Венгрия)
Общий вид экспериментальной винтовки Modell 1885


В качестве патрона для нового оружия был выбран боеприпас типа 11х58 мм M1887, также известный под названием 11 mm Werndl. Этот патрон был создан для винтовки M1867 Werndl-Holub при ее модернизации в середине семидесятых годов XIX века. Характерной чертой патрона, оказавшей определенное влияние на работы Ф. Маннлихера, было использование метательного заряда из черного пороха. Этот факт в дальнейшем сказался на показателях самозарядной винтовки. При этом, однако, во время разработки нового оружия подобные особенности боеприпаса не вызвали никаких опасений. Наоборот, сравнительно новый патрон мог рассматриваться в качестве удобного и эффективного боеприпаса.

Результатом проектных работ Ф. Маннлихера стало появление готовой конструкции перспективной винтовки, способной осуществлять стрельбу в самозарядном режиме. Готовый образец, отличавшийся от существующих систем своим строением и принципами работы, также должен был иметь характерный внешний вид. Новая винтовка получила сравнительно длинный ствол, выступающий за пределы ствольной коробки и деревянной ложи. Также использовалась ствольная коробка большой длины, из-за которой пришлось удлинить приклад и изменить его форму. На нижней части ложи помещалась небольшая рукоять пистолетного типа со скобой спускового крючка. Задняя часть ложи была оформлена в виде плечевого упора. Несмотря на необычную конструкцию, с точки зрения эргономики новое оружие почти не отличалось от других винтовок того времени.

Все детали автоматики должны были помещаться внутри ствольной коробки, образованной несколькими основными деталями. Ее передняя и задняя части имели трубчатую форму, а в центре предусматривалось утолщение с коробчатым блоком слева. Последний должен был выполнять функции приемного окна магазина. Снизу к трубке ствольной коробки предлагалось крепить узкую раму для размещения некоторых деталей автоматики и ударно-спускового механизма. Ствольная коробка и ее механизмы должны были скрепляться с деревянной ложей при помощи нескольких винтов.

Передний трубчатый агрегат вмещал ствол и его собственную возвратную пружину. Конструкция трубки и ствола позволяла последнему перемещаться назад на расстояние 32 мм, сжимая при этом пружину. Ствол представлял собой трубчатую деталь необходимой длины с набором утолщений на внешней поверхности казенной части. Кольцевые утолщения предназначались для центровки ствола в коробке и для контакта с возвратной пружиной. Кроме того, на нижней части патронника предусматривался зубец с шарниром для соединения с другими деталями автоматики.

Самозарядная винтовка Ф. Маннлихера M1885 (Австро-Венгрия)
Фердинанд Риттер фон Маннлихер, 1904 г.


К заднему шарниру ствола присоединялась деталь сложной изогнутой формы с Y-образной задней частью. Любопытной особенностью винтовки M1885 было использование нестандартных средств запирания ствола, одной из которых являлась изогнутая деталь-толкатель с задней частью в виде двузубой вилки, шарнирно соединенная со стволом. В крайнем переднем положении механизмов эта деталь должна была входить в зацепление с соответствующими выступами затвора и соединять его со стволом.

Затвор новой винтовки представлял собой деталь сложной формы с несколькими каналами, прорезями и выступами. Так, в передней части затвора имелся канал малого диаметра для помещения игольчатого ударника. Боевая пружина ударника надевалась на хвостовую часть ударника и находилась задней полости затвора. Под передней частью затвора находились утолщения, выполнявшие функцию боевых упоров. В задней части располагался заостренный выступ, необходимый для контакта механизмов при перезарядке. Также в задней части затвора помещалась часть деталей УСМ – курок и блокирующее его коромысло. Верхнее плечо курка входило в отверстие хвостовика ударника. Своей задней стенкой затвор должен был контактировать с возвратной пружиной, помещенной в трубчатом хвостовике ствольной коробки. На правой части затвора имелась рукоять для ручной перезарядки оружия при подготовке к стрельбе или при сбоях автоматики.

Для своей новой винтовки Ф. Маннлихер предложил оригинальную систему подачи боеприпасов. Патроны предлагалось помещать в открытый сверху коробчатый магазин, закрепленный на выступе левой поверхности ствольной коробки. Магазин получил максимально простую конструкцию, в которой отсутствовали подающая пружина и толкатель – патроны должны были попадать к механизмам подачи под собственным весом. Для экспериментального образца стрелкового оружия подобная конструкция магазина была приемлемой.

Попадая в нижнюю часть магазина, соединенную со ствольной коробкой, патроны выходили на линию досылания. Для подачи боеприпасов к движущемуся затвору было предложено использовать Г-образный рычаг, шарнирно закрепленный в магазине. При движении затвора назад специальный выступ на его левой поверхности должен был цеплять рычаг магазина, который поворачивался и толкал патрон внутрь ствольной коробки, на линию досылания. При прохождении затвора вперед рычаг должен был возвращаться в нейтральное положение, позволяя новому патрону упасть вниз.

Самозарядная винтовка Ф. Маннлихера M1885 (Австро-Венгрия)
Патрон 11х58 Werndl


В средней части ствольной коробки, с некоторым сдвигом назад, закреплялись агрегаты ударно-спускового механизма. Шарнирно на соответствующей рамке крепились спусковой крючок, его тяга и пластинчатая пружина, удерживающая его в нейтральном положении. Курок и блокирующее коромысло, в свою очередь, помещались внутри затвора и должны были двигаться вместе с ним.

Работа механизмов винтовки Ф. Маннлихера обр. 1885 г. выглядела следующим образом. Стрелок должен был помещать в магазин патроны 11х58 мм Werndl и взводить оружие при помощи боковой рукояти затвора. При отведении затвора назад происходило сжатие его возвратной пружины и приведение курка в требуемое положение. Кроме того, двигаясь назад, затвор должен был бить по рычагу магазина, который выталкивал патрон на линию досылания. При обратном движении затвора при помощи возвратной пружины выполнялось досылание патрона в патронник и сцепка затвора со стволом.

При нажатии на спусковой крючок происходило сжатие его пружины, а тяга с крючком должна была тянуть коромысло курка. После этого курок освобождался и позволял подпружиненному ударнику сдвинуться вперед, производя выстрел. Сгорание метательного заряда с образованием большого количества пороховых газов должно было выталкивать пулю из гильзы и проводить ее по стволу, а также приводить к образованию импульса отдачи.

Под действием отдачи ствол и сцепленный с ним затвор должны были начинать движение назад, сжимая две возвратные пружины. При этом ствол и затвор должны были сцепляться при помощи толкателя-вилки. После прохождения стволом и затвором 32 мм путем взаимодействия толкателя, упоров и выступов на затворе должна была выполняться расцепка. Толкатель в этот момент уходил вниз, позволяя затвору свободно идти дальше. Ствол блокировался в заднем положении путем взаимодействия толкателя и нижнего упора.

Самозарядная винтовка Ф. Маннлихера M1885 (Австро-Венгрия)
Механизмы винтовки к крайнем заднем положении


Двигаясь назад под действием отдачи, затвор продолжал сжимать свою собственную возвратную пружину. В это время также происходили извлечение и выброс стреляной гильзы с последующей подачей нового патрона из магазина. Также при этом курок и его коромысло, взаимодействуя с дном ствольной коробки, должны были возвращаться в исходное положение, необходимое для последующего выстрела, оттягивая ударник назад и сжимая боевую пружину. В таком виде затвор выходил в крайнее заднее положение с максимальным сжатием возвратной пружины.

Затем ничем не удерживаемый затвор под действием пружины должен был двигаться вперед, досылая патрон в патронник. Кроме того, выступ под задней частью затвора должен был цеплять верхний зубец толкателя-вилки, после чего ствол мог начать движение вперед. В крайнем переднем положении затвора и ствола вновь производилась сцепка с запиранием. Оружие было готово к новому выстрелу. После нажатия на спусковой крючок цикл работы автоматики повторялся.

Известно, что в 1885 году Ф. Маннлихер изготовил опытный образец новой самозарядной винтовки, который вскоре был использован для испытаний. Основной задачей испытаний при этом было определение работоспособности новейшей системы автоматики, впервые реализованной в полноценном проекте. Винтовка нового типа была доставлена на стрельбище, где показала свои плюсы и минусы.

По имеющимся данным, опытный образец перспективного оружия смог полностью подтвердить предположения конструктора. Автоматика на основе отдачи ствола с его коротким ходом показала свою работоспособность и продемонстрировала принципиальную возможность строительства нового оружия с использованием подобных принципов работы. Винтовка нового типа действительно была способна самостоятельно осуществлять перезарядку с извлечением стреляной гильзы и подачей нового патрона за счет импульса отдачи, воздействующего на подвижный ствол.

Тем не менее, не обошлось без некоторых проблем. Прежде всего, было установлено, что патрон 11х58 мм Werndl с зарядом дымного пороха не может использоваться в перспективном оружии с автоматикой. Характерным недостатком подобных порохов является нестабильность с вероятным неполным сгоранием. Как следствие, импульс отдачи такого оружия может меняться от выстрела к выстрелу. Кроме того, черный порох оставлял в канале ствола нагар, мешавший длительной стрельбе без чистки или даже делавший ее невозможной.

Самозарядная винтовка Ф. Маннлихера M1885 (Австро-Венгрия)
Система подачи патронов из магазина на линию досылания, вид сверху


Патрон со специфическими характеристиками не позволял в полной мере реализовать все преимущества новой винтовки. Из-за применения дымного пороха оставалась вероятность задержек при стрельбе, связанных с недостаточной отдачей, а также присутствовали сложности, обусловленные загрязнением агрегатов оружия, прежде всего ствола.

Из-за устаревшего патрона новая самозарядная винтовка Ф. Маннлихера Modell 1885 не могла выйти из стадии испытаний. Полноценная эксплуатация подобного оружия армией не представлялась возможной. Тем не менее, по-видимому, эта винтовка и не предназначалась для войск. В середине восьмидесятых годов XIX века оружейники только начинали разработку самозарядных и автоматических систем. Для проверки новых идей им требовались экспериментальные образцы, предназначенные только для испытаний. Вероятно, винтовка Маннлихера обр. 1885 г. была представителем именно этого класса оружия.

По имеющимся данным, была собрана только одна самозарядная винтовка M1885, предназначенная для проведения испытаний. После завершения проверки этого образца, в ходе которой были определены его плюсы и минусы, конструктор продолжил работу над перспективными системами вооружений. По заказу армии Австро-Венгрии и по собственной инициативе Ф. Маннлихер в дальнейшем создал несколько образцов магазинных и самозарядных винтовок. Кроме того, в 1894 году оружейник представил свой первый самозарядный пистолет, ставший настоящим прорывом в этой области.

Самозарядная винтовка M1885 не получила широкой известности и не дошла до серийного производства. Тем не менее, создание этого образца позволило Ф. Маннлихеру проверить новую идею, что было необходимо для создания новых проектов. С применением технических решений, в том числе проверенных при помощи винтовки 1885 года, австро-венгерскому оружейнику в дальнейшем удалось создать ряд образцов новых вооружений, а также заложить фундамент для дальнейшего развития стрелкового оружия. Со временем автоматика на основе отдачи ствола с коротким ходом получила достаточно широкое распространение и применялась во множестве новых проектов самых разных систем.


По материалам сайтов:
https://forgottenweapons.com/
http://austro-hungarian-army.co.uk/
http://thefirearmblog.com/
http://thehighroad.org/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Wikimedia Commons, Forgottenweapons.com

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 10
  1. казак волгский 3 июня 2016 06:44
    Не перестает цикл удивлять! Спасибо. И даже у Маннлихера такие разработки были..........
  2. Castor 3 июня 2016 07:24
    Маннлихер! Человек-легенда, можно сказать, эпоха в стрелковом оружии. Спасибо Кирилл, прочитал статью с огромным интересом. good hi
  3. kumaxa 3 июня 2016 07:57
    вот вам первый прототип AUG.
  4. 31rus2 3 июня 2016 08:22
    Спасибо,давно не читал с таким упоением,может спешу,но по мнению многих специалистов в Первую мировую именно винтовки Маннлихер считались лучшими
    1. Александр72 3 июня 2016 10:09
      Если вы пишете о 8-мм винтовке Манлихера обр. 1895 года, главное отличие которой от других магазинных винтовок заключалось в затворе прямого действия с с поворотной боевой личинкой с двумя боевыми выступами, благодаря которым обеспечивалось прочное и надежное запирание затвора, то многие оружейные исследователи оценивали данный затвор как чувствительный к загрязнению и затрудненное его отпирание при перезарядке. Я думаю многие помнят сцену с участием этой винтовки в фильме "Зеленый фургон". Однако, в процессе армейских испытаний, проводившихся перед принятием данной системы на вооружение австро-венгерской армии, из одного экземпляра пехотной винтовки обр. 1895 года было произведено в общей сложности 50 000 (пятьдесят тысяч) выстрелов без чистки и смазки оружия. До первой поломки винтовка произвела 13 016 выстрелов, а всего за время испытаний в данной винтовке были заменены 1 (один) экстрактор, 1 (одна) пружина подавателя магазина и 2 (две) пружины УСМ - такую высокую выносливость и сейчас способны показать немногие современнные образцы оружия. Доводилось читать о том, что к концу Империалистической войны многие казачьи части на фронте самостоятельно обзавелись карабинами Манлихера обр. 1895 года (понятно, что из трофеев) взамен штатной винтовки Мосина казачьего образца, предпочтя австрийское оружие, потому что оно было компактнее, легче и скорострельнее, а также намного удобнее для казака чем штатное. В заключении: на базе карабина Манлихера обр.1895 года в 1915 году в Туле мастером Ясниковым (или Ясиновским по другим источникам) была создана переделочная самозарядная винтовка. Русский мастер снабдил австрийский карабин газоотводным механизмом и новым УСМ с разобщителем. Однако дальше опытного образца дело не пошло, как впрочем и для практически всех переделочных систем самозарядка Ясникова вышла не слишком удачной.
      Вот фото самозарядной винтовки системы Ясникова (Ясиновского), хранящейся в Тульском музее оружия:
      1. Castor 3 июня 2016 12:26
        Цитата: Александр72
        Вот фото

        Оригинальное размещение газоотводной трубки. smile Занимательно и познавательно наблюдать за развитием инженерной мысли. hi
        1. Felix99 6 июня 2016 14:36
          Сравните с более поздним образцом Гаранда М-1, видна схожесть в развитии конструкторской мысли. Газоотвод от среза ствола, продольная тяга затвора справа от ствола.
      2. brn521 3 июня 2016 13:45
        Цитата: Александр72
        Если вы пишете о 8-мм винтовке Манлихера обр. 1895 года...

        тогда добавлю еще из книги Федорова "В поисках оружия":
        "Осмотр винтовок в боевых условиях заставил меня изменить взгляды на некоторые давно известные истины в оружейном деле. Так случилось, например, с австрийскими винтовками системы Манлихера. В свое время, основываясь на чисто теоретических рассуждениях, мы считали, что у этой винтовки есть весьма существенный недостаток: в ее магазине имеется открытое окно, через которое в подающий механизм могут попасть пыль и грязь. Во всех учебниках ручного оружия, а также и в моем курсе этот недостаток австрийской винтовки особенно подчеркивался. На экзаменах в Михайловском артиллерийском училище я самым серьезным образом спрашивал о нем юнкеров и сбавлял балл за незнание. А между тем, сравнивая в окопах русские и австрийские винтовки, я пришел как раз к обратному выводу. Пыль и грязь, попадавшие во время заряжания в магазин русской винтовки, скоплялись там, так как им не было выхода. А в австрийской - именно благодаря окну - пыль и грязь вываливались наружу. Наш же магазин при сравнительно редкой чистке оказывался вместилищем всякого сора.
        Пришлось 'заприходовать' лишнюю свою ошибку"
  5. Damm 3 июня 2016 10:39
    Кирилл огромное спасибо , интересная и мне ранее неизвестная винтовка
  6. moskowit 3 июня 2016 21:34
    Спасибо. Статья отвечающая теме сайта. Содержательно и очень интересно. Хорошо бы уважаемому Автору представить статью с обзором и сравнительным анализом всех самозарядных систем конца 19, начала 20-х веков.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня