Military Review

Air Transsib

3
80 years ago, 1 June 1936, the flight between Moscow and Vladivostok began


The flights were carried out from the Central airfield named after MV Frunze, better known as Khodinka. However, in the same 1936-m it was closed for a major reconstruction, during which it was necessary to build a concrete runway. While construction was in progress, civil flights were sent and received by Bykovo airport.

The airfield and navigation arrangement of the Moscow-Vladivostok airline was completed by 1932, but for a long time it was used mainly in the postal-cargo mode. After all, air passengers had to get to the “Vladik” for several days, with many transfers, which, with the exception of a small gain in time, did not give advantages over traveling by rail. And as far as such a flight was pleasant, anyone who had to fly An-2 can imagine.

Survey work on the Moscow-Vladivostok highway began in the late 20, when Dobrolet, the predecessor of Aeroflot, mastered more than 12 thousands of kilometers of regular overhead lines. The experience of long-distance passenger transportation was developed on the Moscow-Irkutsk highway with a length of 4500 kilometers, where, from May 1931, K. Kalinin K-4 airliner worked in postal quality in small quantities. He was replaced by a large-scale K-5 for eight passengers instead of four from its predecessor. K-5, in particular, was used on the route Irkutsk - Vladivostok. Three or two-engine Tupolev ANT-9 for nine passengers seemed more preferable for long-haul flights, but even he, who worked successfully for the Soviet-German airline Deruluft, did not meet the requirements for machines for transcontinental flights. For them, the board needed more and more comfortable. But what is interesting, the image of ANT-9 embellished all Soviet air tickets of those years.

The passenger plane specifically for the Moscow-Vladivostok line was taken by the team of A. N. Tupolev. Thus was born the five-engine giant (at that time) ANT-14 “Pravda”, during the creation of which the developments embodied in the heavy TB-3 bomber (ANT-6) were used: wing, landing gear and many other components of the 30’s Soviet “flying fortress” yo The ANT-14 was designed for 36 passengers and had an impressive flight mass at that time - 17,5 tons. But with a cruising speed of less than 200 kilometers per hour, the Pravda’s flight range was only about 1200 kilometers. To get to Vladivostok, it took several intermediate landings with the rest of the crew.

ANT-14 was tested in the air by M. M. Gromov in 1931, but, alas, it was not launched into the series, so he did not have to master the Moscow-Vladivostok route. The car was handed over to the squadron named after Maxim Gorky and not the poorest Soviet citizens were used for amusement walks over Moscow (flights were paid). He had to make only four long-haul flights: two to Kharkov, one each for Leningrad and Bucharest. However, the plane was very reliable. Over the 10 years of operation, he transported about 40 thousands of people without accidents and serious damage.

Air TranssibFor servicing the Moscow-Vladivostok air route, it was probably necessary at least no less than a dozen such machines. Civil Air Command fleet hoped to get them even more - fifty pieces already in 1933, but it remained in the plans. Apparently, inconsistencies with the necessary retrofitting of the ANT-14 in order to turn it into a military aircraft, not only a transport one, but also a bomber, also prevented the introduction of the machine into the series. The possibility of such a “conversion” was a requirement of the military leadership.

However, ANT-14 did not promise any decisive advantages in comparison with the railway Trans-Siberian Railway. This flight would cost the passenger approximately 200 rubles, which corresponded to the average monthly salary in the USSR in 1936, and G-1 and G-2, that is, heavy bombers TB-1 and TB sent to demobilization, were quite suitable for freight traffic on long-haul routes. -3.

Subsequently, the Moscow-Vladivostok flights were carried out by the famous Lee-2 — the Douglas DC-1938 transport and passenger Douglases manufactured from 3 of the year. Regular passenger air traffic on the highway actually opened only in 1948 when new 27-local IL-12 began to operate, more comfortable for air travelers, but quite unpretentious, requiring airfields for takeoff and landing that "Cross-country" Lee-2. This was a milestone in the development of air links - the Il-12 spent a little more than a day on the road from Moscow to Khabarovsk, while the Transsiberian express train overcame the path in six days. Advertising flights on the IL-12 read: “The plane will take you five to six times faster than the train. Ticket prices are cheaper than sleeping cars of the 1 category of courier trains. In the cockpit of the aircraft there are comfortable soft armchairs, a wardrobe, a wash basin, for infants there are cradles with bedding. There is a buffet on board. ”

By 1955, the main trunk horse of Aeroflot has become a more advanced, but still piston IL-14 on the passenger 32. And in the second half of the 50-x "air Transsib" submitted to the first Soviet jet airliners Tu-104. In 1958, a test nonstop flight from Moscow to Vladivostok made a turboprop handsome Tu-114 - a civilian modification of a heavy strategic bomber Tu-95.

In 1958 – 1964, the capital of Primorye began to take on regular Tu-104, as well as turboprop Il-18 and An-10 (later Tu-154 and Il-62 came), and piston veterans, including Lee-2 labor workers, went to near highway. Chroniclers of the airport "Knevichi" precisely from this time counting his new history. I wish there were more Russian-made cars in the future. And the first in our country transcontinental airline Moscow - Vladivostok and today is one of the longest in the world.
Author:
Originator:
http://vpk-news.ru/articles/30871
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. andrewkor
    andrewkor 5 June 2016 09: 48
    +1
    I am surprised by the fact that when starting to create 5 airborne corps (!), The USSR did not really bother with their transportation. Something like adapted TB-3s, but not numerous in 1941. PS-84, landing gliders. At the same time, already in 1931. was the only ANT-14 with its outstanding characteristics, unified with TB-3. Huge modernization potential made it possible to switch from 5 doors "Gnom-Ron" to 480 hp. to standard 4 doors M-17 and M-34 in 715-970 hp. and raise the gp. from 6,7t. up to 11, like on TB-3 "Aviaarktika" and even more. A little imagination: to make a multi-support chassis with front wheels, a cargo ramp in the tail. Shavrov writes that in the early 30s it was not possible to build the ANT-14 serially. Probably not there was a need for it at that time.
    1. Igor V
      Igor V 5 June 2016 22: 22
      0
      At that time there was neither experience nor knowledge for the mass production of such complex products. For example, in the 70-80s, the country's economic level was assessed by the possibility of mass production of cars. If the country produces - the level is high. For example, France in the 30s had many outstanding aircraft built in a single copy. Our aircraft designers studied mass production in Italy (in Fiat), in the USA, in Germany, and were able to establish this complex process.
    2. Aviator_
      Aviator_ 6 June 2016 22: 40
      0
      There was a need for an airplane. But the template-assembly technology was purchased in the United States only with a license to manufacture DC-3 in 1938. Shavrov is right; there was no opportunity to mass build ANT-14.

Воздушный Транссиб

80 лет назад, 1 июня 1936 года, началось авиасообщение между Москвой и Владивостоком

Полеты осуществлялись с Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе, более известного как Ходынка. Впрочем, в том же 1936-м его закрыли на капитальную реконструкцию, в ходе которой предстояло соорудить бетонную взлетно-посадочную полосу. Пока шло строительство, гражданские авиарейсы отправлял и принимал аэропорт «Быково».

Аэродромно-навигационное обустройство авиалинии Москва – Владивосток завершилось еще к 1932-му, но долгое время она использовалась преимущественно в почтово-грузовом режиме. Ведь авиапассажирам приходилось добираться до «Владика» несколько дней, со многими пересадками, что за исключением небольшого выигрыша во времени не давало преимуществ перед путешествием по железной дороге. А насколько такой перелет был приятен, может представить каждый, кому приходилось летать на Ан-2.


Изыскательские работы по трассе Москва – Владивосток начались еще в конце 20-х, когда «Добролет», предшественник «Аэрофлота», освоил более 12 тысяч километров регулярных воздушных линий. Опыт дальних пассажирских перевозок нарабатывался на трассе Москва – Иркутск протяженностью 4500 километров, где с мая 1931-го в почтовом качестве работал лайнер К-4 конструкции К. А. Калинина, выпущенный малой партией. Ему на смену пришел крупносерийный К-5 на восемь пассажиров вместо четырех у предшественника. К-5, в частности, использовался на трассе Иркутск – Владивосток. Более предпочтительным для дальних перелетов представлялся трех- или двухмоторный туполевский АНТ-9 на девять пассажиров, но и он, успешно трудившийся в советско-германской авиакомпании «Дерулюфт», не удовлетворял требованиям, предъявляемым к машинам для трансконтинентальных полетов. Для них нужен был борт побольше и поудобнее. Но что интересно, изображение АНТ-9 украшало все советские авиабилеты тех лет.

За пассажирский самолет специально для линии Москва – Владивосток взялся коллектив А. Н. Туполева. Так родился пятимоторный гигант (по тем временам) АНТ-14 «Правда», при создании которого использовались наработки, воплощенные в тяжелом бомбардировщике ТБ-3 (АНТ-6): крыло, шасси и многие другие компоненты советской «летающей крепости» 30-х годов. АНТ-14 был рассчитан на 36 пассажиров и имел впечатляющую по тем временам полетную массу – 17,5 тонны. Но при крейсерской скорости менее 200 километров в час дальность полета «Правды» составляла всего-то порядка 1200 километров. Чтобы добраться до Владивостока, требовалось несколько промежуточных посадок с отдыхом экипажа.

АНТ-14 был испытан в воздухе М. М. Громовым в 1931-м, но, увы, в серию запущен не был, поэтому осваивать трассу Москва – Владивосток ему так и не пришлось. Машину передали в агитэскадрилью имени Максима Горького и использовали для увеселительных воздушных прогулок над Москвой не самых бедных советских граждан (полеты были платные). Дальних рейсов ему пришлось совершить только четыре: два в Харьков, по одному в Ленинград и Бухарест. Впрочем, самолет получился очень надежным. За 10 лет эксплуатации он перевез около 40 тысяч человек без аварий и серьезных поломок.

Воздушный ТранссибДля обслуживания авиатрассы Москва – Владивосток необходимо было, наверное, никак не меньше десятка таких машин. Начальство гражданского воздушного флота рассчитывало получить их даже больше – полсотни штук уже в 1933-м, но это так и осталось в планах. Видимо, внедрению машины в серию мешали еще и неувязки с необходимым дооборудованием АНТ-14 с целью превращения его в военный самолет, причем не только транспортный, но и бомбардировщик. Возможность такой «конверсии» являлась требованием военного руководства.

Однако никаких решающих преимуществ АНТ-14 в сравнении с железнодорожным Транссибом не сулил. Пассажиру этот полет обошелся бы примерно в 200 рублей, что соответствовало среднемесячной зарплате в СССР в 1936-м, а для грузовых перевозок на дальних маршрутах вполне годились Г-1 и Г-2, то есть отправленные на дембель тяжелые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3.

В последующем рейсы Москва – Владивосток выполняли знаменитые Ли-2 – выпускавшиеся с 1938 года по американской лицензии транспортно-пассажирские «Дугласы» DC-3. Регулярное пассажирское авиасообщение на трассе открылось по сути только в 1948-м, когда на ней начали эксплуатироваться новые 27-местные Ил-12, более комфортабельные для авиапутешественников, но вполне неприхотливые, требовавшие для взлета-посадки такие же по качеству покрытия аэродромы, что и «вездеходные» Ли-2. Это стало вехой в развитии авиасообщения – на дорогу от Москвы до Хабаровска Ил-12 тратил чуть больше суток, в то время как транссибирский экспресс одолевал путь за шесть дней. Реклама полетов на Ил-12 гласила: «Самолет доставит вас в пять-шесть раз быстрее поезда. Стоимость билетов дешевле спальных вагонов 1-й категории курьерских поездов. В кабине самолетов – удобные мягкие кресла, гардероб, умывальник, для грудных детей – люльки с постельными принадлежностями. На борту имеется буфет».

К 1955 году основной магистральной лошадкой «Аэрофлота» стал более совершенный, но все еще поршневой Ил-14 на 32 пассажира. А во второй половине 50-х «воздушный Транссиб» покорился первым советским реактивным лайнерам Ту-104. В 1958-м тестовый беспосадочный полет из Москвы во Владивосток совершил турбовинтовой красавец Ту-114 – гражданская модификация тяжелого стратегического бомбардировщика Ту-95.

В 1958–1964 годах столица Приморья начала принимать в регулярном режиме Ту-104, а также турбовинтовые Ил-18 и Ан-10 (потом пришли Ту-154 и Ил-62), а поршневые ветераны, включая трудяг Ли-2, отправились на ближние магистрали. Летописцы аэропорта «Кневичи» именно с этого времени отсчитывают его новую историю. Хотелось бы, чтобы в будущем здесь было побольше машин российского производства. А первая в нашей стране трансконтинентальная авиалиния Москва – Владивосток и сегодня входит в число самых протяженных в мире.
Автор: Константин Чуприн
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/30871


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. andrewkor 5 июня 2016 09:48
    Меня удивляет то обстоятельство,что приступая к созданию воздушнодесантных корпусов -5шт.(!)СССР толком не озаботился об их транспортировке.Кое как приспособленные ТБ-3,да немногочисленные в 1941г. ПС-84,десантные планёры.В то же время уже в 1931г. был единственный АНТ-14 с его выдающимися характеристиками,унифицированный с ТБ-3.Огромный модернизационный потенциал позволял перейти от 5 дв."Гном-Рон" в 480 лс. к стандартным 4 дв. М-17 и М-34 в 715-970 лс. и поднять гп. с 6,7т. до 11 ,как на ТБ-3 "Авиаарктика" и даже больше.Чуть пофантазировать: сделать многоопорное шасси с передними колёсами,грузовую рампу в хвосте.Шавров пишет,что в начале 30-х не было возможности строить АНТ-14 серийно.Наверное не было потребности в нём в то время.
    1. Игорь В 5 июня 2016 22:22
      В то время не было ни опыта, ни знаний для серийного производства столь сложных изделий. К примеру, в 70-80-х годах возможностью массового производства автомобилей оценивался экономический уровень страны. Если страна выпускает - уровень высокий. Например Франция в 30-х годах имела много выдающихся самолётов, построенных в единственном экземпляре. Наши авиаконструкторы учились в Италии (на Фиате), в США, в Германии серийному производству, и смогли наладить этот сложный процесс.
    2. Авиатор_ 6 июня 2016 22:40
      Потребность в самолёте была. Но технология шаблонно-плазовой сборки была закуплена в США только вместе с лицензией на производство DC-3 в 1938 году. Шавров прав, возможности массово строить АНТ-14 не было.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня