Military Review

The twelve days of the Chilean revolution. "Red Colonel" and his socialist republic

5
As in many other countries of Latin America, military regimes succeeded each other in Chile in the twentieth century, military coups occurred with rather rapid regularity. However, was in stories countries and a very short-term episode, out of the general trend. It is about the so-called. "The Socialist Republic of Chile." Its creation was proclaimed 6 June 1932, and already 18 June was crushed. And, nevertheless, despite only a twelve-day existence, the Socialist Republic of Chile forever remained one of the brightest and most interesting pages in the history of the country.


In January, 1925 in Chile there was a military coup. He was led by Colonel Carlos Ibáñez del Campo and Colonel Marmaduque Grove Vallejo. It was the latter that was destined to play a crucial role in the dramatic events that unfolded seven years later. The 1925 coup d'état restored power to President Arturo Alessandri. The positions of Colonel Ibáñez del Campo were greatly strengthened - he assumed the post of Minister of War, and the next President, Emiliano Figueroa, Minister of the Interior. By the way, it is Colonel Ibáñez (pictured) who is considered the actual founder of the Chile Carabinieri Corps. In February, 1927 Ibáñez del Campo established a military dictatorship and proclaimed himself the vice-president of Chile, sending Figueroa to resign. In March of the same year, Ibáñez won the presidential election and already officially occupied the post of head of the Chilean state. In an effort to strengthen its popularity in society, Ibáñez del Campo banned all opposition organizations, including the anarcho-syndicalist trade union movement developed in the country, and created the Republican Confederation of Civic Action - mass pro-government trade union organizations. In this Ibáñez del Campo sought to learn from the experience of Benito Mussolini, who, by the way, was very popular in Latin America.

By actively using populist methods, Ibáñez proclaimed himself an enemy of the oligarchy and a defender of the interests of ordinary Chileans, while at the same time mercilessly suppressing the speeches of the workers. During one of the July 1931 demonstrations, the carabineers shot dead therapist Jaime Pinto Riesco. At his funeral, Professor Alberto Campino was killed. The death of distinguished members of the intelligentsia finally radicalized Chilean society. In July, 1931 in Chile broke out riots, in which Ibáñez was forced to flee the country. Until 1937, the ex-president was in Argentina.

After the overthrow of Ibáñez, several presidents succeeded immediately in Chile. Popular performances continued, the most famous of which was the armed uprising of sailors of the Chilean naval fleet. September 3, 1931 there were about 5 thousand sailors who captured almost all of the country's warships in the port of Coquimbo. Sailors opposed the reduction of salaries for service, but then put forward general social and economic demands, including redistribution of land, confiscation of capital of large businesses, the provision of benefits to the unemployed, and the resignation of the most odious senior officers of the armed forces. The government tried to negotiate with the rebels, but then abandoned this idea and on September 6 sent a military against the rebellious sailors Aviation. Ships located at the bases in Coquimbo and Talcahuano were bombed from the air for thirty minutes. The raid involved 80 Chilean air force bombers. Then, coastal artillery and ground forces joined the operation. On the evening of September 6, the rebellious sailors ceased resistance. On September 17, a court in Santiago sentenced 10 leaders of an armed uprising to death, and another 8 sailors to lengthy prison terms.

The twelve days of the Chilean revolution. "Red Colonel" and his socialist republic

- "Red Colonel" Marmaduke Grove

The political crisis in the country was one of the reasons for the preparation of a new armed intervention. At the origins of the conspiracy was Colonel Marmaduke Grove Vallejo (1878-1954) - one of the most interesting personalities in Chilean modern history. A professional military man who received a specialty as an artillery officer, Grove then turned into a pilot, becoming one of the actual "founding fathers" of Chilean military aviation. In 1925, he participated in the military coup of Ibáñez del Campo, from 1926 he served as Chile’s military attaché in the UK. However, the relationship between Ibáñez del Campo and the sympathetic socialists Marmaduke Grove deteriorated and in 1928, the colonel was forced to emigrate to Argentina. True, he then tried to lead an armed uprising against the dictatorship of Ibáñez - for this, Grove on a red painted plane flew from Argentina to Concepción. But almost immediately he was captured by the Carabinieri. Marmaduk Grove was convicted and sent into exile on Easter Island. But on board a French vessel en route to Tahiti, Grove escaped from Easter Island and then left French Polynesia for France - to Marseille. When the junta of Ibáñez fell in 1931, Marmaduke Grove returned to Chile. He, as a fighter against Ibáñez del Campo, was greeted with triumph, restored to the rank of colonel in military service and was appointed commander of the air forces of the El Bosque base.

However, there was still tension in society. New Chilean President Juan Esteban Montero pursued an anti-communist policy. 25 December 1931, with the permission of Montero, the police and paramilitary forces began a “Communist hunt”. Mass killings of people suspected of sympathizing with the left began. The Chilean trade unions in response launched a general strike, which the government suppressed with the help of the army. At the same time, the economic crisis intensified in the country. The number of unemployed has increased to 350 thousand people. Social discontent spread to the armed forces. Many officers of the Chilean army and, in particular, aviation (it so happened that the Air Force officers were more educated and came from less well-off strata than the commanders of the army and navy) were also unhappy with the policies of President Montero. Fearing the armed intervention of the military, Montero 3 June 1932 ordered the release of Colonel Marmaduke Grove Vallejo from the duties of the commander of the air base "El Bosque." But it was too late. The personnel of the El Bosque base under the leadership of Grove, whom his subordinates respectfully called "Don Marma", raised a rebellion. On June 4, the garrison of the Chilean capital, Santiago, and almost all of the country's air force joined the rebels. The military surrounded the presidential palace. Montero was deposed, and power in the country fell into the hands of a revolutionary junta formed by Colonel Marmaduk Grove. The junta itself was composed of Colonel Marmaduke Grove, leader of the New Social Action movement Eugenio Matte, retired general Antonio Puga and former Chilean ambassador to the US Carlos Davila. It was Davila who was the author of the concept of state socialism, in whose realization he saw the only way to overcome the economic crisis that swept the country.



6 June 1932 was proclaimed the Socialist Republic of Chile and the Program of Socialist Revolution was published. According to this program, the implementation of the following measures was primarily assumed: 1) the introduction of collective ownership of the means of production along with private ownership; 2) nationalization of industrial enterprises of strategic importance for the state; 3) confiscation of uncultivated land of landowners and transferring them to farmers for farming; 4) the creation of state-owned oil, sugar, tobacco companies; 5) “socialization” of the republic’s banking system; 6) establishing state control over the distribution of food products; 7) restriction of the rights of foreign companies in Chile. It was also envisaged to amnesty political prisoners and sailors who participated in the uprising of the Chilean fleet in September 1931.

The revolutionary government expected massive support for reform from left-wing organizations. In the National University of Chile, the Communists formed the Council of Workers 'and Students' Deputies, and the widespread formation of workers 'and peasants' councils in the country's settlements. The peasant councils began to confiscate the lands of the landowners, and the workers' councils began to “collectivize” enterprises.

- Colonel Marmaduke Grove in the days of the republic

Naturally, the actions of the revolutionary junta, aimed at turning Chile into a socialist state, caused a sharply negative reaction from the United States and Great Britain, the country's main economic partners. London and Washington were very concerned about the upcoming nationalization of large companies, the restriction of the rights of foreign capital in Chile, and most importantly - they were afraid of turning Chile into an outpost of Soviet economic and political influence in Latin America. After all, the government of Marmaduk Grove, despite being short in power, managed to start negotiations with the Soviet Union on the exchange of stocks of Chilean nitrates for Soviet oil. Accordingly, Chile not only transferred to the socialist model of development, but also refused to buy American oil, hitting US revenues. Such American capitalists could not forgive the revolutionary government of Chile.

The American and British governments declared non-recognition of the revolutionary regime in Chile. At the same time, substantial funds were allocated to overthrow the revolutionary government. Inside the latter, the “fifth column” was also active, led by Carlos Dávila (see photo). Although it was Davila who was the author of the concept of state socialism and one of the leaders of the revolutionary junta, when he was Chile's ambassador to the United States of America, he established contacts with the American government and in fact was a paid US agent. When Marmaduk Grove and his companions finally disappeared illusions about Carlos Davila, the latter was removed from the revolutionary government. But by this time Davila had enlisted the support of right-wing radical circles, bought by senior officers of the capital’s garrison and the Carabinieri corps. Preparations began for the rebellion, which became known to the Chilean left. But a delegation of workers ’councils of deputies, communists and socialists, which met with Marmaduka Grove and Eugenio Matte and requested weapon for the general arming of workers, was refused. Marmaduke Grove believed that arming the workers' detachments would only accelerate the revolt of the rightist circles.

16 June in Chile began an armed uprising counter-revolutionary military. The rebels occupied the El-Bosco military air base, where a revolutionary uprising began thirteen days ago, and then seized the building of the War Ministry. The revolutionary junta was deprived of communication with its supporters in the province, which brought its end closer. On June 18, the counter-revolutionary military seized the presidential palace "La Moneda" and arrested the leaders of the revolutionary government. Marmaduke Grove was again exiled to Easter Island. Eugenio Matte also went there. Thus ended a twelve-day attempt at the socialist reorganization of Chile during the years of the global economic crisis. But on the expulsion of the revolutionary leaders, Carlos Davila, who came to power as a result of the rebellion, did not calm down. The massacre of activists of workers' councils, socialists and communists began.

However, the regime of Carlos Davila did not exist for half a year. Three months later, on September 13 of 1932, Carlos Davila was overthrown by another military junta led by General Blanche. General Bartolome Guillermo Blanche Espejo in the government of Davila served as Minister of the Interior. Professional cavalry officer, in 1925-1927. he served as military attache in France, then led the country's police, and in 1927-1930, during the dictatorship of Ibáñez del Campo, served as minister of war of Chile.

However, the regime of General Blanche did not last long - already September 27 1932 was overthrown by General Vignola. President Blanche was forced to resign and transfer the powers of the head of state to the President of the Supreme Court of Chile, Abraham Oyandela Urrutia, who ordered an amnesty for political prisoners in the country. So the "red colonel" Marmaduke Grove was once again free. 19 April 1933 as a result of the merger of a number of small socialist organizations (New Social Action, Revolutionary Socialist Action, Socialist Marxist Party, United Socialist Party, and a number of others), the Socialist Party of Chile was founded. Marmaduka Grove was elected its leader. In 1933-1949 he took the chair of the senator, and in 1938-1940. led by the Popular Front of Chile. For twenty years, Marmaduke Grove remained the undisputed leader of the Socialist Party of Chile, and 15 died on May 1954 at the age of 75. By the way, his brother Marmaduke Grove was married to the sister of the future Chilean president - socialist Salvador Allende. Salvador Allende himself from a young age was acquainted with Marmaduke Grove, a friend of his father. The “Red Colonel” was a worthy example of emulation for El Salvador, but the fate of Allende himself was much more tragic.
Author:
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Lester7777
    Lester7777 6 June 2016 06: 57
    +4
    Of course, not Panama in the 49th, but people also knew how to have fun.

    Great article, thank you!
  2. ovod84
    ovod84 6 June 2016 07: 02
    +5
    Yes, the article is interesting, I didn’t even know about such a person, although I had studied the history of Latin American countries at one time. Many thanks to the author.
  3. parusnik
    parusnik 6 June 2016 09: 22
    +4
    Marmaduke Grove, a wonderful man .. sorry in fact S. Aljende repeated his mistakes .. Thank you, Ilya .. excellent article ..
  4. Monarchist
    Monarchist 6 June 2016 20: 08
    +1
    A unique phenomenon: at the beginning of the 30s there was a socialist revolution on the Latin American continent! I wonder how Grove felt about gay people? Cuban authorities are now liberal about gays. But seriously, the current left is no longer a match for Grove. Think of Ortega and his Sandinistas in the 80s and now. The Castro brothers of the 70s and the current Raul "fists of the revolution" (as Fidel used to say)
  5. Reptiloid
    Reptiloid 7 June 2016 09: 49
    +1
    Thank you very much for the article, Ilya! Unfortunately, I did not know anything about these events at all.
    I really like reading what you write about Indians and their descendants. As well as about the East.
    When I was small, I read the book "Bertillon --- 166". I was very shocked. Only now I don't have this book.
    Now reading Kim McQuarrie's Last Days of the Incas.
    Sincerely.

Двенадцать дней чилийской революции. «Красный полковник» и его социалистическая республика

Как и во многих других странах Латинской Америки, в Чили в ХХ веке сменяли друг друга военные режимы, с достаточно скорой регулярностью происходили военные перевороты. Однако, был в истории страны и очень краткосрочный эпизод, выбивающийся из общей тенденции. Речь идет о т.н. «Социалистической республике Чили». Ее создание было провозглашено 6 июня 1932 года, а уже 18 июня она была разгромлена. И, тем не менее, несмотря лишь на двенадцатидневное существование, Социалистическая республика Чили навсегда осталась одной из наиболее ярких и интересных страниц в истории страны.

В январе 1925 г. в Чили произошел военный переворот. Его возглавили полковник Карлос Ибаньес дель Кампо и полковник Мармадуке Грове Вальехо. Именно последнему и было суждено сыграть важнейшую роль в драматических событиях, развернувшихся семь лет спустя. Переворот 1925 г. восстановил власть президента Артуро Алессандри. Позиции полковника Ибаньеса дель Кампо сильно укрепились — он занял пост военного министра, а при следующем президенте Эмилиано Фигероа — министра внутренних дел. Двенадцать дней чилийской революции. «Красный полковник» и его социалистическая республика Кстати, именно полковник Ибаньес (на фото) считается фактическим основателем Корпуса карабинеров Чили. В феврале 1927 г. Ибаньес дель Кампо установил военную диктатуру и провозгласил себя вице-президентом Чили, отправив Фигероа в отставку. В марте того же года Ибаньес одержал победу на президентских выборах и уже официально занял пост главы чилийского государства. Стремясь укрепить свою популярность в обществе, Ибаньес дель Кампо запретил все оппозиционные организации, включая развитое в стране анархо-синдикалистское профсоюзное движение, и создал Республиканскую конфедерацию гражданского действия — массовые проправительственные профсоюзные организации. В этом Ибаньес дель Кампо стремился перенять опыт Бенито Муссолини, который, кстати, был весьма популярен в Латинской Америке.

Активно используя популистские методы, Ибаньес провозглашал себя врагом олигархии и защитником интересов простых чилийцев, хотя одновременно безжалостно подавлял выступления рабочих. Во время одной из июльских демонстраций 1931 г. карабинеры застрелили врача — терапевта Хайме Пинто Риеско. На его похоронах был убит профессор Альберто Кампино. Смерть уважаемых представителей интеллигенции окончательно радикализовала чилийское общество. В июле 1931 г. в Чили разразились массовые беспорядки, в результате которых Ибаньес был вынужден бежать из страны. До 1937 года экс-президент находился в Аргентине.


После свержения Ибаньеса в течение года в Чили сменилось сразу несколько президентов. Продолжались народные выступления, самым известным среди которых стало вооруженное восстание моряков чилийского военно-морского флота. 3 сентября 1931 г. там выступили около 5 тысяч военных моряков, которые захватили почти все военные корабли страны в порту Кокимбо. Матросы выступили против снижения жалования за службу, но затем выдвинули и общие социальные и экономические требования, включая перераспределение земли, конфискацию капиталов крупного бизнеса, выдачи пособий безработным, отставки наиболее одиозных старших офицеров вооруженных сил. Правительство попыталось вести переговоры с восставшими, но затем отказалось от этой идеи и 6 сентября направило против восставших моряков военную авиацию. Корабли, находившиеся на базах в Кокимбо и Талкахуано, в течение тридцати минут подвергались бомбежкам с воздуха. В налете участвовали 80 бомбардировщиков чилийских ВВС. Затем к операции подключились береговая артиллерия и сухопутные войска. Вечером 6 сентября восставшие матросы прекратили сопротивление. 17 сентября суд в Сантьяго приговорил 10 лидеров вооруженного восстания к смертной казни, еще 8 моряков — к длительным срокам тюремного заключения.

Двенадцать дней чилийской революции. «Красный полковник» и его социалистическая республика

— "красный полковник" Мармадуке Грове

Политический кризис в стране стал одной из причин подготовки нового вооруженного выступления. У истоков заговора стоял полковник Мармадуке Грове Вальехо (1878-1954) — одна из наиболее интересных личностей в чилийской истории новейшего времени. Профессиональный военный, получивший специальность офицера — артиллериста, Грове затем переквалифицировался в летчика, став одним из фактических «отцов-основателей» чилийской военной авиации. В 1925 г. он участвовал в военном перевороте Ибаньеса дель Кампо, с 1926 г. служил в должности военного атташе Чили в Великобритании. Однако отношения между Ибаньесом дель Кампо и симпатизировавшим социалистам Мармадуке Грове все ухудшались и в 1928 г. полковник был вынужден эмигрировать в Аргентину. Правда, затем он попытался возглавить вооруженное выступление против диктатуры Ибаньеса — для этого Грове на самолете, выкрашенном в красный цвет, прилетел из Аргентины в Консепсьон. Но почти сразу его схватили карабинеры. Мармадуке Грове осудили и отправили в ссылку на остров Пасхи. Но на борту французского судна, следовавшего на Таити, Грове бежал с острова Пасхи и затем из Французской Полинезии выехал во Францию — в Марсель. Когда в 1931 г. пала хунта Ибаньеса, Мармадуке Грове вернулся в Чили. Его, как борца против Ибаньеса дель Кампо, встретили с триумфом, восстановили в звании полковника на военной службе и назначили командующим военно-воздушными силами базы «Эль-Боске».

Однако в обществе по-прежнему сохранялось напряжение. Новый президент Чили Хуан Эстебан Монтеро проводил антикоммунистическую политику. 25 декабря 1931 г., с разрешения Монтеро, полиция и полувоенные формирования начали «охоту на коммунистов». Начались массовые убийства людей, заподозренных в симпатиях к левым. Чилийские профсоюзы в ответ начали всеобщую забастовку, которую власть подавила с помощью армии. Одновременно в стране усиливался экономический кризис. Количество безработных увеличилось до 350 тысяч человек. Социальное недовольство перекинулось и на вооруженные силы. Многие офицеры чилийской армии и, в особенности авиации (так сложилось, что офицеры ВВС были более образованными и происходили из менее обеспеченных слоев, чем командный состав армии и флота) также были недовольны политикой президента Монтеро. Опасаясь вооруженного выступления военных, Монтеро 3 июня 1932 г. распорядился освободить полковника Мармадуке Грове Вальехо от обязанностей командующего военно-воздушной базой «Эль-Боске». Но было уже поздно. Личный состав базы «Эль-Боске» под руководством Грове, которого подчиненные уважительно называли «дон Марма», поднял восстание. 4 июня к восставшим присоединились гарнизон чилийской столицы Сантьяго и почти весь личный состав военно-воздушных сил страны. Военные окружили президентский дворец. Монтеро был низложен, а власть в стране оказалась в руках революционной хунты, сформированной полковником Мармадуке Грове. В состав хунты вошли сам полковник Мармадуке Грове, лидер движения «Новое общественное действие» Эухенио Матте, генерал в отставке Антонио Пуга и бывший посол Чили в США Карлос Давила. Именно Давила был автором концепции государственного социализма, в реализации которой он видел единственный способ преодоления экономического кризиса, охватившего страну.

Двенадцать дней чилийской революции. «Красный полковник» и его социалистическая республика


6 июня 1932 года была провозглашена Социалистическая Республика Чили и опубликована Программа социалистической революции. Согласно этой программе, в первую очередь предполагалась реализация следующих мер: 1) введения коллективной собственности на средства производства наряду с частной; 2) национализация имеющих стратегическое значение для государства промышленных предприятий; 3) конфискация необрабатываемых земель латифундистов и передача их крестьянам для ведения сельского хозяйства; 4) создание государственных нефтяной, сахарной, табачной компаний; 5) «социализация» банковской системы республики; 6) установление государственного контроля над распределением продовольственных продуктов; 7) ограничение прав иностранных компаний на территории Чили. Также предусматривалось амнистировать политических заключенных и военных моряков, участвовавших в восстании чилийского флота в сентябре 1931 г.

Массовую поддержку реформ революционное правительство ожидало со стороны левых организаций. В Национальном университете Чили коммунистами был сформирован Совет рабочих и студенческих депутатов, началось повсеместное формирование рабочих и крестьянских советов в населенных пунктах страны. Крестьянские советы приступили к конфискации земель латифундистов, а рабочие советы — к «коллективизации» предприятий.

Двенадцать дней чилийской революции. «Красный полковник» и его социалистическая республика
— полковник Мармадуке Грове в дни республики

Естественно, что действия революционной хунты, направленные на превращение Чили в социалистическое государство, вызвали резко негативную реакцию США и Великобритании — основных экономических партнеров страны. Лондон и Вашингтон были очень обеспокоены готовящейся национализацией крупных компаний, ограничением прав иностранного капитала в Чили, а самое главное — боялись превращения Чили в форпост советского экономического и политического влияния в Латинской Америке. Ведь правительство Мармадуке Грове, несмотря на непродолжительность нахождения у власти, успело начать переговоры с Советским Союзом об обмене запасов чилийских нитратов на советскую нефть. Соответственно, Чили не только переходило к социалистической модели развития, но и отказывалось от закупок американской нефти, ударяя по доходам США. Такого американские капиталисты простить революционному правительству Чили не могли.

Американское и британское правительства заявили о непризнании революционного режима в Чили. Одновременно были выделены значительные средства на свержение революционного правительства. Внутри последнего также активно действовала «пятая колонна» во главе с Карлосом Давилой (на фото). Двенадцать дней чилийской революции. «Красный полковник» и его социалистическая республика Хотя именно Давила был автором концепции государственного социализма и одним из лидеров революционной хунты, еще в бытность свою послом Чили в Соединенных Штатах Америки он установил связи с американским правительством и фактически был платным агентом США. Когда у Мармадуке Грове и его соратников окончательно исчезли иллюзии относительно Карлоса Давилы, последнего вывели из состава революционного правительства. Но Давила к этому времени заручился поддержкой праворадикальных кругов, купленных старших офицеров столичного гарнизона и корпуса карабинеров. Началась подготовка к мятежу, о которой стало известно и чилийским левым. Но делегация советов рабочих депутатов, коммунистов и социалистов, встретившаяся с Мармадуке Грове и Эухенио Матте и запросившая оружие для всеобщего вооружения рабочих, получила отказ. Мармадуке Грове полагал, что вооружение рабочих отрядов лишь ускорит мятеж правых кругов.

16 июня в Чили началось вооруженное выступление контрреволюционных военных. Мятежники заняли военно-воздушную базу «Эль-Боско», где тринадцать дней тому назад и началось революционное восстание, а затем захватили здание Военного министерства. Революционная хунта оказалась лишена связи со своими сторонниками в провинции, что приблизило ее конец. 18 июня контрреволюционно настроенные военные захватили президентский дворец «Ла Монеда» и арестовали руководителей революционного правительства. Мармадуке Грове был вновь выслан на остров Пасхи. Туда же отправился и Эухенио Матте. Так закончилась двенадцатидневная попытка социалистического переустройства Чили в годы мирового экономического кризиса. Но на высылке революционных лидеров Карлос Давила, пришедший к власти в результате мятежа, не успокоился. Начались расправы над активистами рабочих советов, социалистами и коммунистами.

Впрочем, режим Карлоса Давилы не просуществовал и полугода. Уже спустя три месяца, 13 сентября 1932 года, Карлоса Давилу свергла очередная военная хунта во главе с генералом Бланшем. Генерал Бартоломе Гильермо Бланш Эспехо в правительстве Давилы занимал должность министра внутренних дел. Профессиональный кавалерийский офицер, в 1925-1927 гг. он служил военным атташе во Франции, затем руководил полицией страны, а в 1927-1930 гг., во время диктатуры Ибаньеса дель Кампо, занимал пост военного министра Чили.

Однако и режим генерала Бланша не продержался долго — уже 27 сентября 1932 г. его сверг генерал Виньола. Президент Бланш был вынужден уйти в отставку и передать полномочия главы государства председателю Верховного суда Чили Абрааму Ойянеделю Уррутиа, который распорядился провести в стране амнистию политических заключенных. Так «красный полковник» Мармадуке Грове вновь оказался на свободе. 19 апреля 1933 г. в результате слияния целого ряда малых социалистических организаций (Новое общественное действие, Революционное социалистическое действие, Социалистическая марксистская партия, Объединенная социалистическая партия и ряд других) была основана Социалистическая партия Чили. Ее лидером был избран Мармадуке Грове. В 1933-1949 гг. он занимал кресло сенатора, а в 1938-1940 гг. руководил Народным фронтом Чили. На протяжении двадцати лет Мармадуке Грове оставался бессменным лидером Социалистической партии Чили и умер 15 мая 1954 г. в 75-летнем возрасте. Кстати, родной брат Мармадуке Грове был женат на сестре будущего чилийского президента — социалиста Сальвадора Альенде. Сам Сальвадор Альенде с юных лет был знаком с Мармадуке Грове — другом своего отца. «Красный полковник» был достойным для Сальвадора примером подражания, но судьба самого Альенде сложилась куда более трагично.
Автор: Илья Полонский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. Lester7777 6 июня 2016 06:57
    Конечно, не Панама в 49-ом, но тоже умели люди развлекаться.

    Отличная статья, благодарю!
  2. ovod84 6 июня 2016 07:02
    Да ,статья интересна, даже не знал о таком человеке, хотя и в своё время изучал историю стран Латинской Америки.Автору большое спасибо.
  3. parusnik 6 июня 2016 09:22
    Мармадуке Грове, замечательный человек..жаль по сути С.Альенде повторил его ошибки..Спасибо,Илья..отличная статья..
  4. Монархист 6 июня 2016 20:08
    Уникальное явление:еще в начале 30г.на латиноамериканской континенте социалистическая революция!Интересно как Грове относился к голубым? Кубинские власти теперь либерально смотрят на геев.А если серьезно нынешние левые уже не чета Грове.Вспомните Ортегу и его Сандинистов в 80 тые и сейчас. Братья Кастро 70-тых и теперешний Рауль"кулаки революции "(так раньше говорил Фидель)
  5. Reptiloid 7 июня 2016 09:49
    Большое спасибо за статью, Илья!К сожалению мне ничего не было известно об этих событиях вообще.
    Очень люблю читать то,что Вы пишите про Индейцев и их потомков.Как и про Восток.
    Когда мелкий был,прочитал книгу "Бертильон---166".Очень был потрясён.Только вот книги этой сейчас у меня нет.
    Сейчас читаю Ким Маккуарри "Последние дни Инков ".
    С уважением.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня