Military Review

Self-propelled artillery installation Sturminfanteriegeschütz 33B (Germany)

5
After the successful completion of the French campaign, in which the newest self-propelled artillery installations with 150-mm guns were actively used, the German command decided to create several new systems of this class. Given the new threats appearing on the battlefield, over time, the requirement has arisen to develop self-propelled guns with a high level of protection. These requirements were later implemented in the new project Sturminfanteriegeschütz 33B.


According to reports, the Sturminfanteriegeschütz 33B or StuIG 33 Ausf.B project was the result of processes that took place in the highest circles of Germany in the fall of 1941. It all started with the fact that Ferdinand Porsche made a new proposal to install a 150-mm gun on the chassis of one of the existing tanks. This proposal was generally approved by the command of the armored forces and artillery, but did not immediately lead to the start of work. Only a few weeks later, the command approved the development of a new project, and also determined the volume of construction of new equipment.

Interestingly, the implementation of the proposal F. Porsche was entrusted to its competitors. To develop and build new armored vehicles, Alkett should have been. Porsche, in turn, had to fulfill existing orders and engage in other projects. The command required the creation of an ACS based on a medium tank Pz.Kpfw.III or Pz.Kpfw.IV with enhanced armor, armed with an 15 cm sIG L / 11 gun. Like weapon has already been used in the composition of self-propelled systems and is well proven. Through the use of relatively new chassis and enhanced booking, the customer wanted to increase the mobility and vitality of the new technology.


StuIG 33 Ausf.B on the front. Photo Aviarmor.net


The new project received the official designation Sturminfanteriegeschütz 33B - "Assault infantry weapons." It is noteworthy that such a name was derived from the designation of the used gun, whereas the type of the base chassis did not get into it. Perhaps such a non-standard approach to the name of the project was due to the fact that at the time of determining the name the chassis was not yet selected for the prospective car.

As the basis for the new self-propelled artillery, the medium tank Pz.Kpfw.III of the modification “E” or “F” was chosen. For the installation of new equipment chassis had to undergo some changes. At the same time, in order to simplify the project, it was proposed to change only the design of the case. The power plant, transmission, chassis and a number of other systems were to be used in its current form, which allowed building self-propelled guns on the basis of serial tanks.

The hull of the existing tank was to be deprived of the turret and the turret box. Instead of them, an armored cabin should be mounted on the hull to accommodate the combat compartment. The cabin was proposed to be made of several armor plates, installed with a slope inward, there was also a vertical stern sheet. Unlike previous self-propelled guns for sIG 33 guns, the new machine was supposed to receive the roof of the fighting compartment. For an additional increase in the volume of the combat compartment, the logging boards were installed with the sideways spacing and formed developed nadgusenichnye niches.

Self-propelled artillery installation Sturminfanteriegeschütz 33B (Germany)
General view of the car. Photo Ww2history.ru


Before cutting, the front sheets of the hull remained, while the upper part with the viewing device of the driver was replaced by the front cutting plate. The rest of the hull design of the new ACS corresponded to the base tank. Also remained the same protection performance. The main body of the body had 30-mm front sheets and sides. The stern was made of 15 mm thick parts. The felling protection matched the body: 30 mm for forehead and sides, 15 mm at the stern and 16 mm for the roof. In addition, it was proposed to strengthen the frontal parts of the combat vehicle with additional armor plates. 50-mm sheets should be fixed over the existing armor. According to others, the frontal part of the cabin was made of a single sheet 80 mm thick.

The layout of the case was changed slightly. In front of the case were placed transmission units, and in the center there should have been a manned compartment, uniting the command and control sections. The feed was still intended for the installation of the engine, fuel tanks and other systems.

Depending on the specific type of base chassis of an ACS, StuIG 33 Ausf.B was supposed to receive a Maybach engine of the type HL 120TR or HL 120TRM with an 300 hp power. With the help of a mechanical transmission based on the five-speed gearbox ZF Aphon SSG46, the transmission of torque to the drive wheels was provided.


The process of loading ammunition. Photo Aviarmor.net


The running gear was preserved on the basis of six small-diameter support wheels with an individual torsion bar suspension. There were also front drive wheels with right-hand gearing, rear guide wheels and three supporting rollers on each side.

In the front part of the cabin there was an installation with an 15 cm sIG 33 L / 11 instrument. To mount the gun on the new chassis, we had to develop an updated version of the mounts and guidance systems. As part of this equipment, there were some units borrowed from the base gun carriage, but they had to be seriously refined. The barrel of the gun was placed in the slots of the frontal cutting sheet, additionally protected by a movable mask. Manual guidance drives allowed firing within a small horizontal sector with different pointing angles. The Rblf36 sight used on the towed gun and in its self-propelled versions was saved.

The 150-mm gun sIG 33 was equipped with a barrel of 11 caliber length, had a horizontal sliding gate and used separate loading ammunition with variable propelling charge. The calculation had the possibility of firing high-explosive fragmentation projectiles of several types, including reinforced above-caliber. There was also a smoke projectile, and in the foreseeable future a cumulative should have appeared. When firing at an initial projectile speed of up to 240 m / s, the sIG 33 can attack targets at ranges up to 4,7 km. His goals were manpower, fortifications, and enemy armor.


View of the stern and roof. Photo of Wikimedia Commons


The dimensions of the fighting compartment made it possible to arrange stacking in it for the placement of 30 shells of separate loading. Ammunition should have been located in several racks in different parts of the cabin.

ACS Sturminfanteriegeschütz 33B became the first carrier of 150-mm guns sIG 33, which managed to get additional weapons for self-defense, constantly ready for use. In the front cutting room, to the right of the gun, there was an embrasure for mounting the MG 34 machine gun. Ammunition for the machine gun was 600 ammunition.

The crew of the new self-propelled guns included five people. In front of the cabin, to the left and right of the gun, the driver and radio operator, respectively, were to be placed. To the left of the gun was placed the workplace of the commander, who was responsible for pointing the gun. In the stern of the fighting compartment there were two loaders. To get to their seats, the crew had to through the only common hatch in the roof of the hull.


Self-propelled on the way. Photo of Chamberlain P., Doyle H. "Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War"


Improvements to the design associated with the installation of new units, did not lead to a serious change in the dimensions of the machine, but it affected its combat weight. The length remained at the level of 5,4 m, width - 2,9 m. The height of the roof of the cabin was equal to 2,3 m. The combat weight increased to 21 t. was to reduce the mobility characteristics, although the maximum speed remained at the level of 19,5-35 km / h with a power reserve of the order of 40 km.

In September 1941, the command ordered the assembly of the first batch of Sturminfanteriegeschütz 12B 33 machines. It was necessary to complete the order as quickly as possible, however, the construction was completed only by the end of the year. In December, a dozen self-propelled guns were handed over to the customer. The basis for these machines were serial tanks Pz.Kpfw.III modifications "E" and "F / 8" (according to other sources, self-propelled guns were built on the basis of repaired StuG III chassis). The base tanks of the two modifications differed slightly from each other in the design and composition of the units, but were generally similar, which did not lead to the appearance of significant differences between self-propelled guns based on different chassis.

According to reports, the new self-propelled guns StuIG 33 Ausf.B successfully passed the tests and were ready for use in the military, but for a long time remained in the rear. While the command was deciding whether to send this vehicle to the front and where to use it, an order appeared for a second batch of self-propelled guns from the 12. This technique was ordered in September 1942 of the year, and by the end of the autumn the order was fully completed.


Museum copy in Kubinka. Photo of Wikimedia Commons


By early November, it was decided to send the first 12 machines to the front. Self-propelled guns were to take part in the hostilities in the area of ​​Stalingrad. StuIG 33 Ausf.B of the first batch was consolidated into a company with the 177 battalion of assault guns. Due to the existing situation in the area, the new SAU had to fight in urban conditions. Later, the self-propelled guns that remained in the ranks continued their service and, together with a number of other units, were surrounded.

Over the next few months, new equipment was used in battles with varying success. The offensive of the Red Army led to the fact that a lot of units and formations of the Wehrmacht were surrounded. Together with other units, the 177 Battalion of assault guns also ended up in the boiler. During the liquidation of the boiler, all remaining armored vehicles were destroyed or captured as trophies. One of them was taken by the Red Army with minimal damage. Soon she was sent to the test site.

In the winter of 1942-43, the second dozen self-propelled guns of the Sturminfanteriegeschütz 33B were handed over to the 17 battalion of light assault guns. During the first half of the year, the 1943 technology was transferred to other divisions several times. Operation of ACS with 150-mm guns was associated with permanent losses, which led to the corresponding consequences. According to various sources, the operation of the latest StuIG 33 Ausf.B machines continued until October of the 1943 year or until the spring of the 44. By this time, all the machines of the second batch died during the fighting.


The only remaining SAU StuIG 33 Ausf.B. Photo of Wikimedia Commons


During 1941-42, Alkett built only 24 self-propelled artillery mounts Sturminfanteriegeschütz 33B, which were used with varying success by several ground forces units. The service of the cars of the first batch lasted only a few months and ended in a boiler near Stalingrad, and the second dozen self-propelled guns were used at least until the autumn of the 43.

Only one type of machine, Sturminfanteriegeschütz 33B, survived the war. This sample of German technology was captured by the Red Army during the liquidation of the boiler in the Stalingrad area. Almost not damaged car was studied by Soviet experts, and then went to storage. This self-propelled gun exists now, being an exhibit of the armored museum in Kubinka. Other cars of this type could not even become trophies, being destroyed during the fighting.

Despite the small number of machines built, the Sturminfanteriegeschütz 33B project can be considered one of the most successful SAU options for 150-mm sIG 33 guns. This machine, unlike its predecessors, was built on a fairly successful chassis with high performance, and also received a powerful booking. Moreover, in terms of protection, the self-propelled gun significantly exceeded some modifications of the Panzerkampfwagen III base tank. However, for various reasons, it was possible to build only 24 self-propelled guns of this type, which was not enough for the full rearmament of troops with corresponding consequences for the situation at the front. Thus, the high potential of the project was completely leveled by a small number of serial equipment.


Based on:
http://aviarmor.net/
http://wwiivehicles.com/
http://ww2history.ru/
http://achtungpanzer.com/
Chamberlain P., Doyle H. Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War. - M .: AST: Astrel, 2008.
Author:
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Arktidianets
    Arktidianets 7 June 2016 07: 15
    0
    Sturminfanteriegeschütz language can be broken while you speak
    1. igordok
      igordok 7 June 2016 09: 53
      0
      Quote: Arctidian
      Sturminfanteriegeschütz language can be broken while you speak

      But the Germans also had to break their tongues.
      The name n. - Seschtscha, but in Russian it's just -
  2. faiver
    faiver 7 June 2016 07: 35
    -1
    This is a much more successful option for scumbag enemy pillboxes than our kv-2
    1. kugelblitz
      kugelblitz 7 June 2016 08: 17
      +4
      The KV-2 was too damp, but in fact there was a 30 mm cardboard box and a howitzer with an initial speed of 240 m / s. Then you should compare it with the SU-152, not with an actually experimental vehicle. The ISU-152 concept, for example, was more suitable for an assault weapon, such as a powerful 90 mm frontal armor and a cannon howitzer with a projectile flying out at a speed of 655 m / s, making it easier to shoot with direct fire into the embrasure of the pillbox.

      No wonder she didn’t go, it was cheaper to rivet Grille’s lungs for firing because of closed positions on trenches and squares, in fact with a mortar function. What are loopholes here, what are you ?! wassat
  3. code54
    code54 7 June 2016 19: 48
    0
    Would they like these steps or something, well, they would make one top sheet with a large slope! + space inside, + armor thickness due to the inclination of a larger one, + easier technological process. No really?

Самоходная артиллерийская установка Sturminfanteriegeschütz 33B (Германия)

После успешного завершения Французской кампании, в которой достаточно активно использовались новейшие самоходные артиллерийские установки с 150-мм орудиями, немецкое командование решило создать несколько новых систем этого класса. С учетом новых угроз, появляющихся на поле боя, со временем появилось требование о разработке самоходки с высоким уровнем защиты. Эти требования в дальнейшем были реализованы в новом проекте Sturminfanteriegeschütz 33B.

По имеющимся данным, проект Sturminfanteriegeschütz 33B или StuIG 33 Ausf.B стал результатом процессов, происходивших в высших кругах Германии осенью 1941 года. Все началось с того, что Фердинанд Порше выступил с новым предложением об установке 150-мм орудия на шасси одного из существующих танков. Это предложение в целом было одобрено командованием бронетанковых войск и артиллерии, однако не сразу привело к началу работ. Лишь через несколько недель командование одобрило разработку нового проекта, а также определило объемы строительства новой техники.

Интересно, что реализация предложения Ф. Порше была доверена его конкурентам. Разрабатывать и строить новые бронемашины должна была фирма Alkett. Компании Porsche, в свою очередь, пришлось выполнять имеющиеся заказы и заниматься иными проектами. Командование потребовало создать САУ на базе среднего танка Pz.Kpfw.III или Pz.Kpfw.IV с усиленным бронированием, вооруженную орудием 15 cm sIG L/11. Подобное оружие уже использовалось в составе самоходных систем и хорошо зарекомендовало себя. За счет использования сравнительно новых шасси и усиленного бронирования заказчик хотел повысить подвижность и живучесть новой техники.


Самоходная артиллерийская установка Sturminfanteriegeschütz 33B (Германия)
StuIG 33 Ausf.B на фронте. Фото Aviarmor.net


Новый проект получил официальное обозначение Sturminfanteriegeschütz 33B – «Штурмовое пехотное оружие». Примечательно, что такое название было образовано от обозначения использованного орудия, тогда как тип базового шасси в него не попал. Возможно, такой нестандартный подход к наименованию проекта был обусловлен тем, что в момент определения названия еще не было выбрано шасси для перспективной машины.

В качестве основы для новой самоходной артиллерийской установки был выбран средний танк Pz.Kpfw.III модификации «E» или «F». Для монтажа нового оборудования шасси должно было претерпевать некоторые изменения. При этом, с целью упрощения проекта, предлагалось менять лишь конструкцию корпуса. Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и ряд других систем должны были использоваться в существующем виде, что позволяло строить самоходки на базе серийных танков.

Корпус имеющегося танка должен был лишаться башни и подбашенной коробки. Вместо них на корпусе должна была монтироваться броневая рубка, вмещающая боевое отделение. Рубку предлагалось изготавливать из нескольких броневых листов, устанавливаемых с наклоном внутрь, также имелся вертикальный кормовой лист. В отличие от предыдущих самоходок для орудия sIG 33, новая машина должна была получать крышу боевого отделения. Для дополнительного увеличения объемов боевого отделения борта рубки устанавливались с разносом вбок и образовывали развитые надгусеничные ниши.

Самоходная артиллерийская установка Sturminfanteriegeschütz 33B (Германия)
Общий вид машины. Фото Ww2history.ru


Перед рубкой сохранялись лобовые листы корпуса, при этом верхняя деталь со смотровым прибором механика-водителя заменялась передним листом рубки. В остальном конструкция корпуса новой САУ соответствовала базовому танку. Также оставались прежними показатели защиты. Основная часть корпуса имела 30-мм лобовые листы и борта. Корму изготавливали из деталей толщиной 15 мм. Защита рубки соответствовала корпусу: 30 мм для лба и бортов, 15 мм на корме и 16 мм крыши. Кроме того, лобовые детали боевой машины предлагалось усиливать дополнительными броневыми листами. Поверх имеющейся брони следовало крепить 50-мм листы. По другим данным, лобовая часть рубки изготавливалась из одного листа толщиной 80 мм.

Компоновка корпуса была изменена незначительно. В передней части корпуса помещались агрегаты трансмиссии, а в центре должен был находиться обитаемый отсек, объединяющий отделение управления и боевое отделение. Корма по-прежнему предназначалась для установки двигателя, топливных баков и других систем.

В зависимости от конкретного типа базового шасси САУ StuIG 33 Ausf.B должна была получать двигатель фирмы Maybach типа HL 120TR или HL 120TRM мощностью 300 л.с. При помощи механической трансмиссии на основе пятискоростной коробки передач ZF Aphon SSG46 обеспечивалась передача крутящего момента на ведущие колеса.

Самоходная артиллерийская установка Sturminfanteriegeschütz 33B (Германия)
Процесс загрузки боеприпасов. Фото Aviarmor.net


Была сохранена ходовая часть на основе шести опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской. Также имелись передние ведущие колеса с цевочным зацеплением, задние направляющие колеса и три поддерживающих ролика на каждом борту.

В передней части рубки помещалась установка с орудием 15 cm sIG 33 L/11. Для монтажа орудия на новом шасси пришлось разработать обновленный вариант креплений и систем наведения. В составе этого оборудования присутствовали некоторые агрегаты, заимствованные у базового лафета, однако их пришлось серьезно доработать. Ствол орудия помещался в прорези лобового листа рубки, дополнительно защищенной подвижной маской. Ручные приводы наведения позволяли вести огонь в пределах небольшого горизонтального сектора с разными углами наведения. Был сохранен прицел Rblf36, использовавшийся на буксируемом орудии и в его самоходных версиях.

150-мм пушка sIG 33 оснащалась стволом длиной 11 калибров, имела горизонтальный скользящий затвор и использовала боеприпасы раздельного заряжания с переменным метательным зарядом. Расчет имел возможность стрельбы осколочно-фугасными снарядами нескольких типов, в том числе усиленным надкалиберным. Также существовал дымовой снаряд, а в обозримом будущем должен был появиться кумулятивный. При стрельбе с начальной скоростью снаряда до 240 м/с орудие sIG 33 могло атаковать цели на дальностях до 4,7 км. Предполагаемыми его целями были живая сила, укрепления и бронетехника противника.

Самоходная артиллерийская установка Sturminfanteriegeschütz 33B (Германия)
Вид на корму и крышу. Фото Wikimedia Commons


Размеры боевого отделения позволили расположить в нем укладки для размещения 30 снарядов раздельного заряжания. Боекомплект должен был располагаться в нескольких стеллажах в разных частях рубки.

САУ Sturminfanteriegeschütz 33B стала первым носителем 150-мм орудия sIG 33, которому удалось получить дополнительное вооружение для самообороны, постоянно готовое к применению. В лобовом листе рубки, справа от орудия, предусматривалась амбразура для монтажа пулемета MG 34. Возимый боекомплект для пулемета составлял 600 патронов.

В экипаж новой самоходки включили пять человек. В передней части рубки, слева и справа от орудия, должны были помещаться механик-водитель и стрелок-радист соответственно. Слева от орудия помещалось рабочее место командира, который должен был отвечать за наведение орудия. В кормовой части боевого отделения располагались двое заряжающих. Попадать на свои места экипаж должен был через единственный общий люк в крыше корпуса.

Самоходная артиллерийская установка Sturminfanteriegeschütz 33B (Германия)
Самоходки в пути. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


Доработки конструкции, связанные с установкой новых агрегатов, не привели к серьезному изменению габаритов машины, однако сказались на ее боевой массе. Длина осталась на уровне 5,4 м, ширина – 2,9 м. Высота по крыше рубки равнялась 2,3 м. Боевая масса выросла до 21 т. Для сравнения, вес танка Pz.Kpfw.III Ausf.E не превышал 19,5 т. Некоторый рост веса конструкции должен был привести к сокращению характеристик подвижности, хотя максимальная скорость оставалась на уровне 35-40 км/ч при запасе хода порядка 160 км.

В сентябре 1941 года командование заказало сборку 12 машин Sturminfanteriegeschütz 33B первой партии. Требовалось выполнить заказ как можно быстрее, однако строительство удалось завершить только к концу года. В декабре дюжину самоходок передали заказчику. Основой для этих машин стали серийные танки Pz.Kpfw.III модификаций «E» и «F/8» (по другим данным, самоходки строились на базе ремонтируемых шасси StuG III). Базовые танки двух модификаций незначительно отличались друг от друга конструкцией и составом агрегатов, но в целом были схожи, что не привело к появлению серьезных различий между самоходками на основе разных шасси.

По имеющимся данным, новые самоходки StuIG 33 Ausf.B успешно прошли испытания и были готовы к эксплуатации в войсках, однако в течение длительного времени оставались в тылу. Пока командование решало, отправлять ли эту технику на фронт и на каком участке использовать, появился заказ на вторую партию из 12 самоходок. Эту технику заказали в сентябре 1942 года, а к концу осени заказ был полностью выполнен.

Самоходная артиллерийская установка Sturminfanteriegeschütz 33B (Германия)
Музейный экземпляр в Кубинке. Фото Wikimedia Commons


К началу ноября было принято решение об отправке первых 12 машин на передовую. Самоходки должны были принять участие в боевых действиях в районе Сталинграда. StuIG 33 Ausf.B первой партии были сведены в роту при 177-м батальоне штурмовых орудий. В связи с имевшейся обстановкой в районе новым САУ пришлось воевать в городских условиях. В дальнейшем остававшиеся в строю самоходки продолжили службу и вместе с рядом других подразделений попали в окружение.

В течение нескольких следующих месяцев новая техника использовалась в боях с переменным успехом. Наступление Красной армии привело к тому, что масса подразделений и соединений Вермахта попали в окружение. Вместе с другими подразделениями в котле оказался и 177-й батальон штурмовых орудий. Во время ликвидации котла все остававшиеся в наличии бронемашины были уничтожены или захвачены в качестве трофеев. Одна из них была взята красноармейцами с минимальными повреждениями. Вскоре ее отправили на полигон для испытаний.

Зимой 1942-43 годов вторая дюжина самоходок Sturminfanteriegeschütz 33B была передана 17-му батальону легких штурмовых орудий. В течение первого полугодия 1943-го технику несколько раз передавали другим подразделениям. Эксплуатация САУ с 150-мм орудиями была связана с постоянными потерями, что привело к соответствующим последствиям. По разным данным, эксплуатация последних машин StuIG 33 Ausf.B продолжалась до октября 1943 года или до весны 44-го. К этому времени все машины второй партии погибли в ходе боев.

Самоходная артиллерийская установка Sturminfanteriegeschütz 33B (Германия)
Единственная сохранившаяся САУ StuIG 33 Ausf.B. Фото Wikimedia Commons


В течение 1941-42 годов фирма Alkett построила лишь 24 самоходные артиллерийские установки Sturminfanteriegeschütz 33B, которые с переменным успехом использовались несколькими подразделениями сухопутных войск. Служба машин первой партии продолжалась лишь несколько месяцев и завершилась в котле под Сталинградом, а вторая дюжина самоходок использовалась, как минимум, до осени 43-го.

Войну пережила только одна машина типа Sturminfanteriegeschütz 33B. Этот образец немецкой техники был захвачен Красной армии в ходе ликвидации котла в районе Сталинграда. Почти не поврежденная машина была изучена советскими специалистами, после чего отправилась на хранение. Эта самоходка существует и сейчас, являясь экспонатом бронетанкового музея в Кубинке. Другие машины этого типа не сумели даже стать трофеями, будучи уничтоженными в ходе боев.

Несмотря на малое количество построенных машин, проект Sturminfanteriegeschütz 33B можно считать одним из самых удачных вариантов САУ для 150-мм орудия sIG 33. Эта машина, в отличие от своих предшественников, строилась на достаточно удачном шасси с высокими характеристиками, а также получала мощное бронирование. Более того, по уровню защиты самоходка заметно превосходила некоторые модификации базового танка Panzerkampfwagen III. Тем не менее, в силу разных причин удалось построить лишь 24 самоходки такого типа, что было мало для полноценного перевооружения войск с соответствующими последствиями для ситуации на фронте. Таким образом, высокий потенциал проекта был полностью нивелирован малым числом серийной техники.


По материалам:
http://aviarmor.net/
http://wwiivehicles.com/
http://ww2history.ru/
http://achtungpanzer.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. Арктидианец 7 июня 2016 07:15
    Sturminfanteriegeschütz язык можно сломать, пока выговоришь
    1. igordok 7 июня 2016 09:53
      Цитата: Арктидианец
      Sturminfanteriegeschütz язык можно сломать, пока выговоришь

      А вот немцам приходилось тоже ломать язык.
      Меня прикалывает название н.п. - Seschtscha, а по русски просто -
  2. faiver 7 июня 2016 07:35
    Вот куда более удачный вариант для долбешки дотов противника нежели наш кв-2
    1. kugelblitz 7 июня 2016 08:17
      КВ-2 был слишком сырым, но по сути а тут 30 мм "картон" и гаубица с начальной скоростью 240 м/с. Вы уж тогда с СУ-152 тогда сравнивайте, а не с фактически опытной машиной. Концепция ИСУ-152 например была более подходящей для штурмового орудия, такие как мощная лобовая броня в 90 мм и гаубица-пушка со снарядом вылетающим со скоростью 655 м/с, позволяющая легче стрелять прямой наводкой в амбразуру дота.

      Неудивительно, что она не пошла, дешевле было клепать легкие Грилле для стрельбы из-за закрытых позиций по окопам и площадям, фактически с функцией миномета. Какие тут амбразуры, вы чё?! wassat
  3. code54 7 июня 2016 19:48
    Любили они эти ступеньки что ли, ну сделали бы лист один верхний с большим наклоном! + место внутри, + толщина брони за счет наклона большего, + проще технологический процесс. Нет разве?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня