Military Review

Browning Auto-5 self-loading rifle

8
John Moses Browning has developed many samples of small weapons and proposed a number of technical solutions that are still very popular. In addition, a number of weapons models J.M. Browning and now are in service with different armies, as well as continue to be operated by arrows. One of these products, used until today, is Browning Auto-5, a self-loading smooth-bore gun. It was the first self-loading rifle in the world, which managed to reach mass production.


At the end of the 19th century, armies and amateur shooters mastered new magazine rifles with manual reloading, and automatic systems only took the first steps. However, this did not prevent designers from trying to create systems of completely new classes. In the creation of self-loading smooth-bore guns, J.M. became the pioneer. Browning He created the first version of the project at the very end of the century.

Work on prospective topics began in the 1898 year, and Browning soon prepared design documentation in a new fashion. Soon he collected a prototype gun and tested it in practice. Over the next few years, two more versions of the project appeared, which were also tested using prototype guns. Three variants of the weapon were to use rifle cartridges with smokeless powder and work by rolling back the barrel with a long stroke, however, in the design of these samples were noticeable differences.


General view of the Browning Auto-5 shotgun from the FN company of later release. Photo of Wikimedia Commons


According to the test results of three experienced rifles, the designer stopped at the latest version. It differed from its predecessors in high performance and a more successful design. That it was decided to bring to mass production. After a brief improvement, the project of a self-loading rifle was completed and proposed to a potential manufacturer. In addition, the designer filed a number of applications for the registration of inventions and received four patents.

A little later, after the start of mass production, the new gun received the symbol Browning Auto-5. This title reflected the possibility of automatic reloading, and the figure indicated ready-to-use ammunition in the form of four cartridges in the store and one in the chamber.

A new self-loading rifle was developed using the experience of creating other systems with manual reloading. In particular, the overall layout as a whole was borrowed from other samples. To the front of the receiver was proposed to mount the barrel and the tubular store, which was located on the forearm. Behind the box joined the butt of the required form. Such architecture of the gun, among other things, allowed to carry out a number of upgrades in the future, affecting the ergonomics of the system without significant changes in the internal mechanics.


Belgian rifle and spare barrel. Photo Icollector.com


The main part of the weapon, designed for mounting other mechanisms, was the receiver, made in the form of a unit with a rectangular lower part and a rounded top. From the rear wall of the box departed inclined tube, which served as the casing of the return spring. In the front wall of the box there were openings for mounting the barrel and the magazine, and instead of the bottom it was proposed to mount the frame of the firing mechanism and the magazine inlet. On the right wall of the box was provided a window for ejection of spent cartridges with a small spruce in the back.

The Browning Auto-5 shotgun received a sleek barrel with a length of 711 mm. In the breech of the trunk was attached a special pad to interact with other mechanisms of weapons. In the central part of the trunk there was a ring for contact with the return spring. The cylindrical return spring of the barrel, in turn, had to be put on the body of the store and inside the forearm. Means for additional braking were provided in the barrel rollback system. With the head of the return spring should have been in contact with the ring of variable cross section. The barrel ring, approaching the conical part of the spring ring, was supposed to compress it and increase its adhesion to the magazine body. The change in the design of the braking system made it possible to adapt the self-loading rifle to various ammunition relatively quickly and easily.

Browning Auto-5 self-loading rifle
Advertising gun "Auto-5" in the Russian catalog, 1910. Photo World.guns.ru


Under the barrel of a new gun J.M. Browning has placed a tubular store of simple design. It had a cylindrical body of the required diameter, on the front of which a thread was provided for the cover. The supply of cartridges was to be carried out using a pusher and a twisted spring placed in front of the store. Equipment shop was made through a window on the bottom of the gun, covered with a spring-loaded lid. On top of the store, a wooden U-shaped forearm was fastened to the rifle. The Browning Auto-5 rifles of some series received a special lever on the left front of the receiver. When turning, he blocked the movement of cartridges from the store to the feeder, which made it possible to quickly change ammunition without full and long store equipment.

The shutter gun was made in the form of a metal block of complex shape. The gate contours were designed so that it could mate tightly with the rear lining of the barrel. Also on the gate means of coupling with the trunk were provided in the form of a set of levers and a swinging larva. Inside the gate there was a cylindrical channel for the striker and the mainspring. With its rear part, the bolt should have been in contact with a return spring placed in a tubular casing. For cocking weapons should use the bolt handle, derived on the right side of the gun.

Shotgun Auto-5 got a trigger type trigger. All the main units of this device were located in the rear lower part of the receiver. The design of the trigger ensured the coaching of the course with its subsequent descent by means of a hook, which was removed on the lower part of the weapon. In the back of the trigger guard was placed a movable fuse button. With its help, it was possible to block the movement of parts USM and thereby prevent unwanted shot.


Scheme shotgun from the user manual. Figure Stevespages.com


The first project of J.M. Browning provided for equipping the gun with wooden fittings. Applied handguard, fixed under the barrel and the store, as well as the butt with a pistol protrusion. In the neck of the butt it was proposed to make a channel of small diameter, which goes deep into the part. It should have been located casing return spring bolt.

The basic version of the gun "Auto-5" received a barrel 12-caliber (18,5 mm) and could use the appropriate cartridges for smooth-bore systems. Later versions of weapons were created, calculated for other ammunition. Guns equipped with 16- and 20-caliber barrels were produced. The possibility of creating such modifications was due to successful automation, which could be adapted to use different cartridges with different characteristics.


Incomplete disassembly of the gun. Photo of Wikimedia Commons


The gun received the most simple sights in the form of an open mechanical sight, placed above the front of the receiver, and the front sight over the muzzle of the barrel.

With a barrel length of 711 mm, the rifle of the base modification had a full length of 1270 mm and weighed 4,1 kg. In the future, reworking and reworking of various units has repeatedly led to changes in size and weight. Some modifications were shorter and lighter than the base rifle, others were larger and heavier.

The principles of operation of the automation of a new self-loading rifle were fairly simple. At the same time, the project Browning Auto-5 was a real breakthrough in the development and construction of small arms. The ideas laid down in it were later repeatedly used to create new rifles, both modifications of the “Auto-5” and independent developments.


Shotgun L23A1, used by the British army. Photo World.guns.ru


Preparing a gun for shooting was quite simple. Equipment shop was made using a window with a spring-loaded cover on the bottom surface of the receiver. Four rounds should be loaded into the magazine in succession (in the basic configuration of the 12 caliber). After that, the mechanisms were cocked by moving the bolt handle back and returning. Turning off the fuse, you can start shooting.

Pressing the trigger triggered the trigger, which hit the drummer and fired. Under the effect of recoil, the barrel coupled to the bolt had to move backward, compressing both return springs. Due to the specific design of the barrel rollback system, some absorption of the recoil impulse was made with a reduction in the speed of movement of the aggregates. After passing the distance equal to the length of the cartridge case, the automatics uncoupled the bolt and barrel, after which the latter could return to the most forward position.

During the forward movement of the barrel, the spent cartridge case was removed from the chamber. After complete extraction, the sleeve was thrown through a window in the wall of the box. At the same time, the hammer was cocked and the drummer was moved to the neutral position. Then, the spring-loaded feeder had to push the new cartridge from the magazine to the discharging line. Under the action of its own return spring, the bolt had to go forward, push the cartridge into the chamber and re-engage the barrel. After that, the gun was ready for a new shot.


The gun on the machine, designed for training shooters. Photo World.guns.ru


Initially, J.M. Browning had planned that the auto-5 prospective self-loading rifle would be produced by Winchester, which had already produced many designs for it. Nevertheless, the head of the company T.J. Bennett refused to enter into a contract for the release of a gun. Such a decision had two prerequisites of a marketing and economic nature. The Winchester leadership doubted the prospects for a new weapon. Also for the first time in stories the teamwork designer refused to simply sell the project and requested a percentage of sales of serial guns. All this did not suit the leaders of the arms firm, which led to the termination of cooperation with J.M. Browning

Further, the designer offered his development to Remington, however, this time the contract was not concluded. The appearance of the contract was prevented by the unexpected death of the head of the company and the subsequent change of leadership. J.M. Browning again had to look for a potential manufacturer of the world's first self-loading rifles.

In 1902, the gunsmith offered a new system to the Belgian company Fabrique Nationale, which already produced its pistols. Belgian merchants became interested in the proposal, which resulted in the appearance of a new contract and the further development of mass production. At the same time, a curious story occurred that showed the fallacy of T.J.’s judgments. Bennett For his own money J.M. Browning ordered a batch of 10 thousand new guns, which are sent to the United States. In about a year, all the guns were sold out, which showed real prospects for self-loading weapons. Sales in Europe also revealed a major interest from the shooters.


Shotgun Remington Model 11 American production. Photo of Wikimedia Commons


In 1906, official Washington raised import duties on small arms, which had a significant impact on the market. Not wanting to lose a profitable business, J.M. Browning and the company Fabrique Nationale decided to sell the license for the production of rifles Auto-5 American company Remington. Shortly thereafter, new shotguns called the Browning Model 11 appeared on the United States market. About the basic system they were distinguished by some minor details. In particular, the American-made rifles were not equipped with an ammunition blocking system.

The main operators of the new guns are hunters and arrows-athletes. The ability to produce multiple shots without the need for constant manual reloading has become a noticeable advantage over other guns of the same class. Such advantages are often the decisive factor in the purchase, able to level a noticeable difference in price.

In addition, self-loading rifles attracted the attention of several armies. For example, in the interwar period a significant number of Belgian-made Avto-5 guns were purchased by the British Army. After analyzing the experience of the First World War, in which "trenching brooms" were used by some armies, the British military decided to reinforce infantry units with self-loading rifles. In the British army, Browning Auto-5 shotguns received the designation L23A1. During World War II, this weapon was actively used in various operations, primarily in the fight against Japanese troops in Southeast Asia. Guns remained in service after the Second World War.


Scheme gun Remington Mod.11. Figure Okiegunsmithshop.com


An interesting way to use guns J.M. Browning used in military aviation USA. Shotguns were mounted on special machines that simulated machine-gun mounts of bombers, which allowed for the initial training of shooters. This approach made it possible to work out the aiming of weapons with significant savings in ammunition. A number of Auto-5 rifles have also been used in infantry for a long time.

From time to time, both manufacturers carried out modernization of a self-loading rifle in order to improve performance, simplify operation, reduce the cost of production, etc. In addition, the variants "Auto-5", designed for new cartridges of other calibers, were created. Like the base system, new modifications attracted the attention of customers and were sold in large quantities.

According to reports, the Browning Auto-5 shotguns were manufactured by Fabrique Nationale and Remington for several decades, almost throughout the 20th century. During this time, it was released more than two million rifles of all options and modifications. Thus, the Belgian gunsmiths, with constant upgrades, produced Browning Auto-5 guns before the 1974 year, after which the production under license was transferred to the Japanese company Miroku. Japanese license guns were produced until the end of the nineties. American production continued until 1967, with the upgraded Model 11-48 rifle, which was distinguished by its lightweight construction and the shape of various parts, launched into the market in the late 1940s.


Marking on the gun company "Remington". Photo of Rockislandauction.com


Already at the very beginning of the last century, shortly after the start of production, J.M. self-loading rifles. Browning caught the attention of potential buyers. In addition, over time, this development has interested other gunsmiths. As a result, several new rifles based on the mechanics of Avto-5, but released by other companies, entered the market. These or other copies or converted versions of the gun J.M. Browning are produced so far and have a certain distribution.

At the end of the XIX century J.M. Browning was able to develop the world's first smooth-bore gun with the possibility of self-reloading. This sample soon became the first representative of its class, delivered to the series and entered the market. Finally, the Browning Auto-5 shotgun holds another record. This weapon was made for almost 100 years without significant reworking of the structure: all changes concerned only individual parts and did not affect automation. Thus, the designer J.M. Browning was able to create in all senses a unique and outstanding weapon.


On the materials of the sites:
http://world.guns.ru/
http://browning.com/
http://remington.com/
http://stevespages.com/
https://all4shooters.com/
http://militaryfactory.com/
Author:
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Vladimirets
    Vladimirets 7 June 2016 07: 27
    +11
    The most classic classic, sorry for the tautology. It is still one of the best semiautomatic devices in the world, prices for AUTO-5 in the secondary market are just cosmic. I would also add that the first AUTO-5 had a chamber, 65 mm long, not typical of modern weapons (but quite common at the time).
  2. Begemot
    Begemot 7 June 2016 08: 20
    +13
    Thanks to the author for the article. Judging by the serial number 47919, the release-December of 1929, the FN assembly in Herstal itself has such a device. My grandfather brought from the war, he hunted for 30 for years, then he presented me with 1982, since then I go hunting with him every year in spring and autumn. The trees, of course, do not tolerate,
    I’m already carrying out the third set, and the iron is super, if you look after it - no problems, hammering as it should, for all the years I changed only the striker, my darling worn out. Brilliant weapons.
    1. The comment was deleted.
  3. 0000
    0000 7 June 2016 11: 14
    +1
    there was such a shot / barrel is not chrome (to look after and look after), it is heavy wink

    but in general good
  4. cth; fyn
    cth; fyn 7 June 2016 11: 23
    +1
    My mother Love Ivanna!
    Although judging by the comments above - a good gun
    1. Begemot
      Begemot 7 June 2016 11: 36
      +1
      My mother
      Yes, it seemed, Sergeant, in AK there are more 7 details (95),
  5. Dam
    Dam 7 June 2016 14: 24
    +4
    Good trunk. Failsafe, although a little heavy compared to modern versions. For this, it is deprived of any plastic washers and stoppers that make the Browning Gold unreliable
  6. Lekov L
    Lekov L 7 June 2016 16: 35
    +5
    Several non-standard design for hunting rifles ..
    A sort of heavy, angular, "Teutonic" style used to be a little strained ...
    Weight, again, is there ..
    However, once defended the dawn with just such an apparatus (it was a long time ago, no need for the inspectors to report - they just waved to a friend wink ) I will report to you that the gun simply does not give it the wrong "investment".
    And there is almost no return.
    Ergonomics are awesome !!!
    With respect to engineering geniuses and colleagues to you ...
    1. alex-cn
      alex-cn 9 June 2016 12: 39
      +3
      and almost no returns
      This is typical for everyone with a long barrel stroke, on the mts-21, too. just recoil stretched in time. I saw and shot from a-5 brought from Germany (trophy), a crown with 7 teeth on a bracket, shot this gun a lot, but as early as 95 all the details were their own, and there were almost no delays. It got stuck of course, but it was done beautifully. By the way, its owner seduced me at mts.

Самозарядное ружье Browning Auto-5

Джон Мозес Браунинг разработал множество образцов стрелкового оружия и предложил ряд технических решений, до сих пор пользующихся большой популярностью. Кроме того, ряд образцов оружия Дж.М. Браунинга и сейчас состоят на вооружении разных армий, а также продолжают эксплуатироваться стрелками. Одним из подобных изделий, используемых до сегодняшнего дня, является самозарядное гладкоствольное ружье Browning Auto-5. Это было первое самозарядное ружье в мире, которому удалось дойти до серийного производства.

В конце XIX века армии и стрелки-любители осваивали новые магазинные винтовки с ручной перезарядкой, а автоматические системы только делали первые шаги. Тем не менее, это не мешало конструкторам пытаться создавать системы совершенно новых классов. В деле создания самозарядных гладкоствольных ружей первопроходцем стал Дж.М. Браунинг. Первый вариант нового проекта он создал в самом конце столетия.

Работы по перспективной тематике начались в 1898 году, и вскоре Браунинг подготовил конструкторскую документацию по новому образцу. Вскоре он собрал опытный образец ружья и проверил его на практике. В течение нескольких следующих лет появились еще два варианта проекта, которые так же проверялись с помощью ружей-прототипов. Три варианта оружия должны были использовать ружейные патроны с бездымным порохом и работать за счет отката ствола с длинным ходом, однако в конструкции этих образцов присутствовали заметные отличия.


Самозарядное ружье Browning Auto-5
Общий вид ружья Browning Auto-5 фирмы FN позднего выпуска. Фото Wikimedia Commons


По результатам испытаний трех опытных ружей конструктор остановился на последней версии. Она отличалась от предшественников высокими характеристиками и более удачной конструкцией. Именно ее было решено доводить до серийного производства. После недолгого совершенствования проект самозарядного ружья был завершен и предложен потенциальному производителю. Кроме того, конструктор подал ряд заявок на регистрацию изобретений и получил четыре патента.

Немного позже, после начала серийного производства, новое ружье получило условное обозначение Browning Auto-5. В этом названии отражалась возможность автоматической перезарядки, а цифра обозначала готовый к применению боекомплект в виде четырех патронов в магазине и одного в патроннике.

Новое самозарядное ружье было разработано с использованием опыта создания иных систем с ручной перезарядкой. В частности, общая компоновка в целом была заимствована у других образцов. К передней части ствольной коробки предлагалось крепить ствол и трубчатый магазин, на котором располагалось цевье. Сзади к коробке присоединялся приклад требуемой формы. Подобная архитектура ружья, среди прочего, позволила в дальнейшем провести ряд модернизаций, затрагивающих эргономику системы без значительных изменений внутренней механики.

Самозарядное ружье Browning Auto-5
Винтовка бельгийского производства и запасной ствол. Фото Icollector.com


Основной деталью оружия, предназначенной для монтажа прочих механизмов, стала ствольная коробка, выполненная в виде агрегата с прямоугольной нижней частью и закругленной верхней. От задней стенки коробки отходила наклонная трубка, выполнявшая функции кожуха возвратной пружины. В передней стенке коробки имелись отверстия для установки ствола и магазина, а вместо дна предлагалось монтировать рамку ударно-спускового механизма и приемное устройство магазина. На правой стенке коробки предусматривалось окно для выброса стреляных гильз с небольшой елью в задней части.

Ружье Browning Auto-5 получало гладкий ствол длиной 711 мм. В казенной части ствола крепилась специальная накладка для взаимодействия с другими механизмами оружия. В центральной части ствола имелось кольцо для контакта с возвратной пружиной. Цилиндрическая возвратная пружина ствола, в свою очередь, должна была надеваться на корпус магазина и находиться внутри цевья. В системе отката ствола были предусмотрены средства для дополнительного торможения. С головной частью возвратной пружины должно было контактировать кольцо с переменным сечением. Кольцо ствола, надвигаясь на коническую часть кольца пружины, должно было сжимать его и увеличивать сцепление с корпусом магазина. Изменение конструкции системы торможения позволяло сравнительно быстро и просто адаптировать самозарядное ружье под разные боеприпасы.

Самозарядное ружье Browning Auto-5
Реклама ружья "Авто-5" в российском каталоге, 1910 г. Фото World.guns.ru


Под стволом нового ружья Дж.М. Браунинг разместил трубчатый магазин простой конструкции. Он имел цилиндрический корпус требуемого диаметра, на передней части которого предусматривалась резьба для крышки. Подача патронов должна была осуществляться при помощи толкателя и витой пружины, помещенных в передней части магазина. Снаряжение магазина производилось через окно на нижней части ружья, прикрытое подпружиненной крышкой. Поверх магазина на ружье закреплялось деревянное цевье U-образного профиля. Ружья Browning Auto-5 некоторых серий получали специальный рычаг на левой передней части ствольной коробки. При повороте он блокировал перемещение патронов из магазина к подавателю, что позволяло быстро поменять боеприпас без полного и длительного снаряжения магазина.

Затвор ружья был выполнен в виде металлического блока сложной формы. Обводы затвора были рассчитаны так, чтобы он мог плотно сопрягаться с задней накладкой ствола. Также на затворе предусматривались средства сцепления со стволом в виде набора рычагов и качающейся личинки. Внутри затвора имелся цилиндрический канал для ударника и боевой пружины. Своей задней частью затвор должен был контактировать с возвратной пружиной, помещенной в трубчатом кожухе. Для взведения оружия следовало использовать рукоятку затвора, выведенную на правую сторону ружья.

Ружье Auto-5 получило ударно-спусковой механизм куркового типа. Все основные агрегаты этого устройства располагались в задней нижней части ствольной коробки. Конструкция УСМ обеспечивала взведение курса с последующим его спуском при помощи крючка, выведенного на нижнюю часть оружия. В задней части скобы спускового крючка была помещена подвижная кнопка предохранителя. С ее помощью можно было блокировать перемещение деталей УСМ и тем самым предотвращать нежелательный выстрел.

Самозарядное ружье Browning Auto-5
Схема ружья из пользовательского руководства. Рисунок Stevespages.com


Первым проектом Дж.М. Браунинга предусматривалось оснащение ружья деревянной фурнитурой. Применялись цевье, закрепляемое под стволом и магазином, а также приклад с пистолетным выступом. В шейке приклада предлагалось проделывать канал небольшого диаметра, входящий глубоко в деталь. В нем должен был располагаться кожух возвратной пружины затвора.

Базовый вариант ружья «Авто-5» получал ствол 12-го калибра (18,5 мм) и мог использовать соответствующие патроны для гладкоствольных систем. В дальнейшем были созданы варианты оружия, рассчитанные и под другие боеприпасы. Выпускались ружья, оснащенные стволами 16- и 20-го калибров. Возможность создания таких модификаций была обусловлена удачной автоматикой, которую можно было адаптировать для применения разных патронов с отличающимися характеристиками.

Самозарядное ружье Browning Auto-5
Неполная разборка ружья. Фото Wikimedia Commons


Ружье получило самые простые прицельные приспособления в виде открытого механического прицела, помещенного над передней частью ствольной коробки, и мушки над дульной частью ствола.

При длине ствола 711 мм ружье базовой модификации имело полную длину 1270 мм и весило 4,1 кг. В дальнейшем доработки конструкции и переделка различных агрегатов неоднократно приводили к изменению габаритов и веса. Одни модификации были короче и легче базового ружья, другие – крупнее и тяжелее.

Принципы работы автоматики нового самозарядного ружья были достаточно простыми. В то же время, проект Browning Auto-5 стал настоящим прорывом в деле разработки и строительства стрелкового оружия. Заложенные в нем идеи в дальнейшем неоднократно применялись при создании новых ружей, как модификаций «Авто-5», так и самостоятельных разработок.

Самозарядное ружье Browning Auto-5
Ружье L23A1, использовавшееся британской армией. Фото World.guns.ru


Подготовка ружья к стрельбе была достаточно простой. Снаряжение магазина производилось при помощи окна с подпружиненной крышкой на нижней поверхности ствольной коробки. В магазин последовательно следовало загружать четыре патрона (в базовой конфигурации 12-го калибра). После этого производилось взведение механизмов путем отведения рукоятки затвора назад и возвращения обратно. Отключив предохранитель, можно было начинать стрельбу.

Нажатие на спусковой крючок приводило в действие курок, который бил по ударнику и производил выстрел. Под действием отдачи ствол, сцепленный с затвором, должен был двигаться назад, сжимая обе возвратные пружины. За счет специфической конструкции системы отката ствола производилось некоторое поглощение импульса отдачи с сокращением скорости движения агрегатов. После прохождения расстояния, равного длине стреляной гильзы, автоматика производила расцепку затвора и ствола, после чего последний мог вернуться в крайнее переднее положение.

Во время перемещения ствола вперед производилось извлечение стреляной гильзы из патронника. После полного извлечения гильза выбрасывалась через окно в стенке коробки. В это же время производилось взведение курка и отведение ударника в нейтральное положение. Затем подпружиненный подаватель должен был выталкивать новый патрон из магазина на линию досылания. Под действием собственной возвратной пружины затвор должен был уходить вперед, проталкивать патрон в патронник и вновь сцепляться со стволом. После этого ружье было готово к новому выстрелу.

Самозарядное ружье Browning Auto-5
Ружье на станке, предназначенное для обучения стрелков. Фото World.guns.ru


Изначально Дж.М. Браунинг планировал, что перспективное самозарядное ружье Auto-5 будет выпускаться фирмой Winchester, которая уже выпускала множество образцов его разработки. Тем не менее, руководитель компании Т.Дж. Беннетт отказался от заключения контракта на выпуск ружья. У такого решения было две предпосылки маркетингового и экономического характера. Руководство «Винчестера» сомневалось в перспективах нового оружия. Кроме того, впервые в истории совместной работы конструктор отказался просто продать проект и затребовал процент с продаж серийных ружей. Все это не устроило руководителей оружейной фирмы, что привело к прекращению сотрудничества с Дж.М. Браунингом.

Далее конструктор предложил свою разработку компании Remington, однако и в этот раз контракт не был заключен. Появлению договора помешала неожиданная смерть главы фирмы и последовавшая за ней смена руководства. Дж.М. Браунингу вновь пришлось искать потенциального производителя первых в мире самозарядных ружей.

В 1902 году оружейник предложил новую систему бельгийской компании Fabrique Nationale, которая уже выпускала пистолеты его разработки. Коммерсанты из Бельгии заинтересовались предложением, результатом чего стало появление нового контракта и дальнейшее развертывание серийного производства. В это же время произошла любопытная история, показавшая ошибочность суждений Т.Дж. Беннетта. За собственные деньги Дж.М. Браунинг заказал партию из 10 тыс. новых ружей, которые отправил в США. Примерно за год все ружья были распроданы, что показало реальные перспективы самозарядного оружия. Продажи в Европе также позволили выявить крупный интерес со стороны стрелков.

Самозарядное ружье Browning Auto-5
Ружье Remington Model 11 американского производства. Фото Wikimedia Commons


В 1906 году официальный Вашингтон поднял импортные пошлины на стрелковое оружие, что оказало значительное влияние на рынок. Не желая терять прибыльный бизнес, Дж.М. Браунинг и компания Fabrique Nationale решили продать лицензию на производство ружей Auto-5 американской компании Remington. Вскоре после этого на рынке Соединенных Штатов появились новые ружья под названием Browning Model 11. О базовой системы их отличали некоторые незначительные детали. В частности, ружья американского выпуска не оснащались системой блокировки подачи патронов.

Основными эксплуатантами новых ружей стали охотники и стрелки-спортсмены. Возможность производства нескольких выстрелов без необходимости постоянной ручной перезарядки стала заметным преимуществом перед другими ружьями аналогичного класса. Подобные преимущества нередко становились решающим фактором при покупке, способным нивелировать заметную разницу в цене.

Кроме того, самозарядные ружья привлекли внимание нескольких армий. К примеру, в межвоенный период значительное количество ружей «Авто-5» бельгийского производства было приобретено армией Великобритании. Проанализировав опыт Первой мировой войны, в которой некоторыми армиями применялись «окопные метлы», британские военные решили усилить пехотные подразделения самозарядными ружьями. В британской армии ружья Browning Auto-5 получили обозначение L23A1. В ходе Второй мировой войны это оружие активно использовалось в различных операциях, в первую очередь при борьбе с японскими войсками в Юго-Восточной Азии. Ружья оставались на вооружении и после Второй мировой.

Самозарядное ружье Browning Auto-5
Схема ружья Remington Mod.11. Рисунок Okiegunsmithshop.com


Интересен способ применения ружей Дж.М. Браунинга, использовавшийся в военной авиации США. Ружья монтировались на специальных станках, имитирующих пулеметные установки бомбардировщиков, что позволяло проводить начальную подготовку стрелков. Такой подход позволял отработать наводку оружия со значительной экономией боеприпасов. Некоторое количество ружей Auto-5 также в течение длительного времени применялось в пехоте.

Время от времени обе фирмы-производителя проводили модернизацию самозарядного ружья с целью повышения характеристик, упрощения эксплуатации, удешевления производства и т.д. Кроме того, создавались варианты «Авто-5», рассчитанные под новые патроны иных калибров. Как и базовая система, новые модификации привлекали внимание заказчиков и продавались большими партиями.

По имеющимся данным, ружья семейства Browning Auto-5 производились фирмами Fabrique Nationale и Remington в течение нескольких десятилетий, почти на всем протяжении XX века. За это время было выпущено более двух миллионов ружей всех вариантов и модификаций. Так, бельгийские оружейники, с постоянными модернизациями, выпускали ружья Browning Auto-5 до 1974 года, после чего производство по лицензии передали японскому предприятию Miroku. Японские лицензии ружья производились до конца девяностых годов. Американское производство продолжалось до 1967 года, причем в конце сороковых годов на рынок выпустили модернизированное ружье Model 11-48, отличавшееся облегченной конструкцией и формой различных деталей.

Самозарядное ружье Browning Auto-5
Маркировка на ружье фирмы "Ремингтон". Фото Rockislandauction.com


Уже в самом начале прошлого века, вскоре после начала производства, самозарядные ружья Дж.М. Браунинга привлекли внимание потенциальных покупателей. Кроме того, со временем эта разработка заинтересовала других оружейников. Как следствие, на рынок вышли несколько новых ружей, основанных на механике «Авто-5», но выпущенных другими фирмами. Те или иные копии либо переделанные варианты ружья Дж.М. Браунинга выпускаются до сих пор и имеют определенное распространение.

Еще в конце XIX века Дж.М. Браунингу удалось разработать первое в мире гладкоствольное ружье с возможностью самостоятельной перезарядки. Этот образец вскоре стал и первым представителем своего класса, поставленным в серию и вышедшим на рынок. Наконец, ружью Browning Auto-5 принадлежит еще один рекорд. Это оружие производилось в течение почти 100 лет без значительных переработок конструкции: все изменения касались только отдельных деталей и не затрагивали автоматику. Таким образом, конструктору Дж.М. Браунингу удалось создать во всех смыслах уникальное и выдающееся оружие.


По материалам сайтов:
http://world.guns.ru/
http://browning.com/
http://remington.com/
http://stevespages.com/
https://all4shooters.com/
http://militaryfactory.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 8
  1. Владимирец 7 июня 2016 07:27
    Самая классическая классика, простите за тавтологию. До сих пор является одним из лучших полуавтоматов мира, цены на АВТО-5 на вторичном рынке бывают просто космическими. Я бы ещё добавил, что первые АВТО-5 имели не типичный для современного оружия (но вполне распространенный в своё время) патронник длиной 65мм.
  2. Begemot 7 июня 2016 08:20
    Спасибо автору за статью. У самого такой аппарат судя по заводскому номеру 47919, выпуск-декабрь 1929 года, сборки FN в Херстале. Дед с войны привез, сам 30 лет охотился, потом мне подарил в 1982-м, с тех пор я с ним хожу на охоту каждый год весной и осенью. Деревяшки , конечно, не терпят,
    уже третий комплект донашиваю, а железо - супер, если ухаживать - никаких проблем, долбит как полагается, за все годы поменял только боек, износился родимый. Гениальное оружие.
    1. Комментарий был удален.
  3. 0000 7 июня 2016 11:14
    было такое_стрелямс /ствол не хром (ухаживать и ухаживать), тяжеловато wink

    но в общем good
  4. cth;fyn 7 июня 2016 11:23
    Мать моя Любовь Иванна!
    Хотя судя по комментариям выше - хорошее ружьё
    1. Begemot 7 июня 2016 11:36
      Мать моя
      Да показалось, Сержант, в АК на 7 деталей больше(95),
  5. Damm 7 июня 2016 14:24
    Хороший ствол. Безотказен, хотя чуть тяжеловат по сравнению с современными версиями. За то лишён всяких пластиковых шайб и стопоров, которые делают ненадежным браунинг голд
  6. Леков Л 7 июня 2016 16:35
    Несколько нестандартный для охотничьих ружей дизайн..
    Этакий тяжеловатый, угловатый, "тевтонский" стиль раньше немного напрягал...
    Вес, опять же,наличествует..
    Однако отстояв однажды зорьку с именно таким аппаратом (давно было, не надо инспекторам докладывать - просто со знакомым махнулись wink ) доложу я вам, что ружье это просто не дает в него неправильно "вложиться".
    И отдачи почти нет.
    Эргономика потрясающая!!!
    С уважением к инженерным гениям и к вам коллеги...
    1. алекс-сп 9 июня 2016 12:39
      и отдачи почти нет
      Это характерно для всех с длинным ходом ствола, на мц-21 тоже так. просто отдача растянута во времени. Видел и стрелял из а-5 привезенного из Германии(трофей), коронка с 7 зубцами на скобе, стреляло это ружье много, но еще в 95 все детали были свои, и задержек почти не было.Затерлось конечно, но сделано красиво. Кстати, его владелец меня на мц и соблазнил.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня