Military Review

Cache "from Stirlitz"

26
Cache "from Stirlitz"



In the popular Soviet TV series “Seventeen Moments of Spring”, Stierlitz's courier, Professor Pleischner, delivers the encryption of a Soviet scout in a capsule that he hides in his mouth. In case of danger, the small capsule had to be swallowed, but the professor did not notice the “flower” signal on the windowsill and he himself passed the secret message to the enemy. So the Soviet viewer was clearly shown one of the real caches with a container for delivering an important spy story.

В stories special services to caches and containers rightly assigned one of the places of honor. The young "Stirlitz" in special academies must learn the basics of the correct choice and practical manufacturing of containers, their competent operational use for communication with their future agents. Containers contain hidden cavities, access to which is closed by special locks with special secrets. In the twentieth century, for the opening of containers, as a rule, a sequence of unnatural twisting, turning, pressing was used, for example, left-handed thread was especially popular. A hiding place is considered to be a previously agreed place in the city and in the countryside, where the container for the agent or operational intelligence officer is hidden.

AGENT "BOLT"


As the CIA veterans write in their memoirs, in American intelligence the containers were divided into active and passive. The active ones had an obvious working function, such as a lighter, and then a pen with a T-100 / 50 micro-camera for the CIA Ogorodnik agent, which he used to capture secret documents in the Soviet embassy in Bogota and later in Moscow, working in the Ministry of Foreign Affairs.

The passive container, for example, a statuette, has no functions, but contains a cavity for storing important documents. The CIA practiced the delivery of cipher-notebooks inside inexpensive souvenirs that did not have any locks, but simply broke up to get an attachment. Such containers were called disposable; they were prepared individually for each operational officer and agent.

At the height of the Cold War, the CIA station in Moscow, actively using containers and caches, made a principled decision to abandon bricks and wooden bars as “disposable” or, as they were sometimes called, “junk” containers, and replaced them with fake hollow stones. Americans rightly believed that practical Muscovites in the conditions of the then shortage of building materials would surely pick up a weighty piece of board with undercover materials inside, which could not be allowed. And because Martha Paterson, a young CIA officer, for laying a cache on the Krasnokholmsky bridge, was already carrying “in the bosom” not a piece of wood, but a large plastic container- “stone”, which consisted of two halves fastened together with screws and rubber glue.

"STONE" FROM LANGLY


Construction and contents of the container "Stone". Photo courtesy of the author

Containers for long-term storage were made of high-strength alloys with waterproof lids. As a rule, illegal immigrants and especially valuable agents used them when, when they received a danger signal, they had to urgently change documents and quickly stock up with a decent amount for an emergency escape to another country or back to their home. One such cache, full of documents and money, neatly buried in a quiet place, disappeared in the most banal way, since a motorway was soon built over it, completely blocking the way to the cache, for which the intelligence officer paid for his safety and could not get acquainted with road expansion plans.

In Moscow, in the Museum of the Border Guard Service of Russia, one can see diplomatic suitcases-containers in which the Japanese tried to transport people who were valuable for reconnaissance, albeit not in very comfortable conditions. In 1965, the Egyptian security services wanted to secretly take Israeli agent Mordechai Lauka in a special suitcase from Italy, pumping him up with drugs. The agent could have suffocated during the flight, but his life was saved due to the delay of the flight and the vigilance of the Italian customs, who found a moaning man hanging inside a suitcase on special straps. During the Cold War, Western intelligence agencies prepared special refrigerated boxes and car cavities for secretly transporting a person weighing up to 110 kg and growing to 2 m. A person could be in such containers up to 8 hours using urination bags, absorbent sponges, food, water, bags with ice, heating elements and fans. The main limitation was the supply of oxygen for breathing.

Throughout recent history, it was fashionable to dig tunnels, dig, hide and work in special shelters and caches. An excellent example of conspiracy, ingenuity and craftsmanship is the underground printing house of the Bolsheviks, which has not been deciphered by numerous agents and provocateurs of the tsarist police. In 1925, the Georgian communists restored the printing house as a museum, which is now carefully preserved in Moscow, Forest Street, by the staff of the State Museum of Modern Russian History from the effects of time and from the active attempts of neighbors to throw away "this old stuff" and finally open a real and modern urban “masterpiece” - a boutique, sauna or massage salon.


Container "Bolt".

For covert photography there was a large arsenal of a wide variety of containers for installing photographic equipment - from brooches, buckles and buttons on coats to radio receivers, umbrellas, books, and even thermoses with coffee.

Stationary photo containers, one of which, created by the inventive staff of the 7 Office of the KGB in a flower box on the upper floor balcony, made it possible to photograph the texts of secret documents carefully removed by the spy Penkovsky on the windowsill at home. These photographs of the Seven became one of the main evidence in the case of the agent of two intelligence services.

Especially carefully hid secret information when necessary delivery, for which many a variety of containers with destruction were developed. A very original example was shown by Czechoslovak intelligence, having made a container in the form of a plastic case for soap. Inside this “soap box” an unmanifested film with secret information was wound on a photo flash, which worked when opening the lid without a key-magnet and instantly illuminated the film. Polish intelligence placed thin-walled aluminum microfilm cartridges with information that could be destroyed by lighting a cigarette.

Legendary illegal intelligence officer Rudolf Ivanovich Abel was armed with numerous containers for storing and delivering intelligence information. The most famous were opening coins, as well as cufflinks and special, hollow nails and bolts inside, where he stored microdots — tiny film flakes 1 by 1 mm in size, which were photographed with reduced images and texts from the A4 format. It is known that in search of microdots and caches with information, the FBI officers during the arrest of Abel broke even his favorite guitar into pieces.

"Coin" with a cavity for micro-points

In 2006, the FSB showed a documentary about the use of "electronic cache" hidden in an artificial stone by British intelligence in Moscow. Inside were placed the receiver, transmitter, computer and power supply elements. Passing by the “stone”, the agent secretly transmitted his report using only the keyboard of a standard cellular phone or other personal electronic device. In advance, after the preparation of the message, the device was transferred to the transfer mode. When the agent passed near the “stone”, the device from the agent’s pocket continuously sent a low-power radio signal. Then, the device automatically received a confirmation signal from the “stone” and transmitted encrypted information to it in the performance mode. If there were messages for the agent in the “stone”, they were also automatically transferred to the device in his pocket if the agent was in the near zone from the “stone”.

With the apparent convenience in such an electronic cache, it is necessary to periodically charge batteries or change batteries, and also completely replace the “stone” for repair, forcing British diplomats, as seen in the FSB film, to wander in the dark at the roadside, masquerading as homeless collecting branches for a night fire. It can be assumed that the intelligence officers of Her Majesty will be able to reduce the electronics of the “stone” to matchbox size and even less, but with all the desire, the power supply unit must be energy-consuming and therefore large enough, and besides, the whole design must be airtight, impact-resistant and frost resistant container.

Despite the active onslaught of digital technologies, it is difficult to imagine another way of transferring documents, special equipment and money to an agent without secret caches in the secret services of secret services. And that is why the most exciting literary episodes of spy capture describe an ambush of counterintelligence near the place where the cache was laid in an effort to determine the identity of the agent who should remove this cache.


And this is how an extremely flat container looked like that had a special cavity inside. Illustrations provided by the author.

At the end of the day, the brigadier, who was not graced over the years, was shown the author of the article during a training trip with outdoor sports. It turned out that the brigadier was recently awarded a government award for deciding to cover a strange figure with a piece of cardboard that a foreigner, who was an "on duty" outdoor object that day, was trying to imperceptibly draw a shoe on the asphalt. The brigadier assured the management as much as possible to organize covert surveillance of this place and then, when it seemed that every conceivable and inconceivable time for the ambush had already passed, the cardboard box was casually pushed aside by the modestly dressed "village worker" who later became an engineer of the provincial defense enterprise. And a strange, at first glance, figure painted by a foreign boot on the asphalt was a tag-signal, which meant laying a cache. The further active development of the “worker” by counterintelligence allowed to neutralize the agent who supplied the foreign intelligence officer with military secrets of the USSR.

In another episode of the Cold War, the ambush at the hiding place was not so successful. In 1985, an FBI employee picked up an empty Coca-Cola can, which was left on the side of a country highway by a former US Navy cryptographer, John Walker, who supplied Soviet intelligence with secret documents about military encryption and cryptography systems for years to 17. Walker left the bank as a signal to set a cache for a Soviet intelligence officer, whom the FBI planned to take red-handed at the time of the seizure of the secret documents prepared by the agent. The young American counterintelligence officer mistakenly took the bank for Walker's container, took it away and, thereby removing the cache readiness signal, saved the Soviet employee who didn’t see the signal bank in the proper place and returned to the residency.

It remains to wish the future employees of the Russian intelligence and counterintelligence observation, patience and diligence, resourcefulness and reasonable initiative, and “Lady Luck” will be on your side.
Author:
Originator:
http://nvo.ng.ru/spforces/2016-06-03/12_tainik.html
26 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Razvedka_Boem
    Razvedka_Boem 5 June 2016 05: 55
    +7
    The intelligence war is a war of minds.
  2. Shiva83483
    Shiva83483 5 June 2016 06: 27
    +12
    So the war from the very beginning proceeded according to the principle-the winner is not the one who shoots the enemy, but the one who changes his mind. Another confirmation today is the operation of the United States in Afghanistan, and the operation of Russia in Syria ... as they say in advertising, feel the difference ....
  3. Jarilo
    Jarilo 5 June 2016 06: 34
    +13
    I can imagine how difficult counterintelligence is now, everyone has a tracking, recording, scanning and photographing device in their pocket - a smartphone.
    1. Nikolay K
      Nikolay K 5 June 2016 09: 52
      +5
      As the author writes
      it’s hard to imagine another way of transferring documents, special equipment and money to an agent without a classic cache.

      But in modern times, the only problem is the transfer of documents. In the era of plastic cards and wire transfers, it is not difficult to credit money. About the transmission of information via any electronic channels, I generally keep quiet.
  4. cap
    cap 5 June 2016 06: 43
    +5
    Informative article for author ++

    It remains to wish the future employees of the Russian intelligence and counterintelligence observation, patience and diligence, resourcefulness and reasonable initiative, and “Lady Luck” will be on your side.

    And with the last words I agree. hi
  5. ovod84
    ovod84 5 June 2016 06: 55
    +7
    Yes, James Bond and Stirlitz, and there’s also a good movie Shit and the sword.
    1. northern
      northern 5 June 2016 08: 15
      +4
      and TASS is authorized to declare
      1. sabakina
        sabakina 5 June 2016 10: 12
        +7
        I remember right now! When on TV showed "TASS is authorized to declare", the streets were empty!
  6. avg-mgn
    avg-mgn 5 June 2016 07: 53
    +10
    Professionals, they are both professionals in the KGB, Langley and the CIA. We know little about them, but nothing at all about specialists involved in the development and construction of various lotions and stashes. But these are piece goods, each with its own zest. In general, thanks to the author. ++
  7. igordok
    igordok 5 June 2016 08: 16
    +8
    Now on eBee, etc. so many "safes" are sold, D. Bond would be envious. And in a stone, and in a bolt as in an article, and in a bottle, and in a socket, and in a book. The main thing is that the "subject" is ordinary, not striking.


  8. Volga Cossack
    Volga Cossack 5 June 2016 08: 26
    +3
    Arsenal of knights cloak and dagger ........ Thanks for the article. By the way, after all, we have somewhere in the museum of such things in Moscow ...... I read in childhood about him in the Young - Technique. is he alive ????? Forum users tell me ????
    1. SOKOL777
      SOKOL777 5 June 2016 23: 12
      0
      Quote: Volga Cossack
      . By the way, we have a museum of such things somewhere in Moscow ....


      In St. Petersburg, Liteiny prospect-3.
      True, getting there was problematic before perestroika.
      How now I do not know.
  9. olgen58
    olgen58 5 June 2016 08: 36
    +1
    And then there’s the movie Secret Guard of course a lot of fiction, but the principle of operation has been preserved
  10. ivanovbg
    ivanovbg 5 June 2016 09: 23
    +11
    Interesting and informative. Only this is not at all original:

    The original example was shown by Czechoslovak intelligence, making a container in the form of a plastic soap case.


    Real scouts use the soap itself as a cache. Boil water in an open saucepan. An empty saucepan is placed in boiling water and a bar of soap is thrown into it. When the soap has softened, they stick around the "parcel" then leave it to cool, gently wash off the traces of molding with warm water and transfer the container as a personal hygiene item. They even deliberately smear a few curled hairs in it, from those that grow between the legs, so that there are not too many people who want to wash themselves with an agent's package.
    1. Consul-t
      Consul-t 5 June 2016 13: 28
      +2
      Where does such good knowledge about hairs come from? laughing
      1. papik09
        papik09 6 June 2016 08: 43
        +2
        And he himself put them there ... bully
  11. Monarchist
    Monarchist 5 June 2016 09: 44
    +4
    Thanks to the author for the article. It would be interesting to read more about such operations in the retrospective in the history of special services.
  12. Arktidianets
    Arktidianets 5 June 2016 09: 47
    +2
    While reading the article, the film "TASS is authorized to declare" came to my mind
    1. DV69
      DV69 5 June 2016 11: 26
      +2
      Quote: Arctidian
      While reading the article, the film "TASS is authorized to declare" came to my mind


      And he did the right thing that surfaced. This film is based on real events, namely about the agent of the CIA Ogorodnik.
    2. dropout
      dropout 5 June 2016 20: 26
      +2
      And I remembered the cartoon "SPY PASSION"
  13. DJDJ GORA
    DJDJ GORA 5 June 2016 12: 27
    +1
    Thank you for the article. It’s very interesting, and if I knew about containers, then I read the micro-points from Abel for the first time.
  14. Kibl
    Kibl 5 June 2016 14: 39
    +2
    There is no limit to the altitude of human thought and ingenuity, cunning and resourcefulness. IPhone alone can not do here !!!!
  15. Sergey333
    Sergey333 5 June 2016 17: 15
    +2
    Now everything has become simple - I collected information about the object, wrote a wikipedia article, and you don’t need to hide anything anywhere.
  16. Lens
    Lens 5 June 2016 17: 35
    0
    Thank you so much! Very informative and exciting.
  17. corporal
    corporal 5 June 2016 20: 52
    +1
    About the bolts


    Not only hiding places, but also a nest egg good
  18. Corsair0304
    Corsair0304 15 June 2016 14: 57
    +1
    Good article, informative. And the cartoon from the Soviet past "Spy Passions" is generally a masterpiece)) how big-nosed foreign spies tried to steal a dental chair from the Ryazan counterintelligence officers laughing
  19. realist
    realist 7 January 2017 13: 28
    0
    eternal competition of two parties, intelligence and counterintelligence ......

Тайник "от Штирлица"

Тайник "от Штирлица"


В популярном советском сериале «Семнадцать мгновений весны» курьер Штирлица, профессор Плейшнер, доставляет шифровку советского разведчика в капсуле, которую прячет во рту. В случае опасности маленькую капсулу следовало проглотить, однако профессор не заметил сигнала «цветок» на подоконнике и сам передал секретное сообщение противнику. Так советскому зрителю наглядно показали один из реальных тайников с контейнером для доставки важного агентурного сообщения.

В истории спецслужб тайникам и контейнерам справедливо отведено одно из почетных мест. Молодые «Штирлицы» в специальных академиях в обязательном порядке изучают основы правильного выбора и практического изготовления контейнеров, их грамотного оперативного применения для связи со своими будущими агентами. Контейнеры содержат скрытые полости, доступ к которым закрывается специальными замками с особыми секретами. В ХХ веке для открывания контейнеров, как правило, использовалась последовательность неестественных закручиваний, поворотов, надавливаний, например, особенно популярной была левая резьба. Тайником же считается заранее оговоренное место в городе и сельской местности, где прячется контейнер для агента или оперативного офицера разведки.


АГЕНТУРНЫЙ «БОЛТ»


Как пишут ветераны ЦРУ в своих мемуарах, в американской разведке контейнеры разделяли на активные и пассивные. Активные имели явную рабочую функцию, как например, зажигалка, а потом авторучка с микрофотоаппаратом Т-100/50 для агента ЦРУ Огородника, которым он пользовался для съемки секретных документов в советском посольстве в Боготе и позднее в Москве, работая в Министерстве иностранных дел.

Пассивный же контейнер, например статуэтка, не имеет никаких функций, но содержит полость для хранения важных документов. В ЦРУ практиковали доставку шифр-блокнотов внутри недорогих сувениров, которые не имели никаких замков, а просто разламывались, чтобы достать вложение. Такие контейнеры назывались одноразовыми; их готовили индивидуально для каждого оперативного офицера и агента.

В разгар холодной войны резидентура ЦРУ в Москве, активно используя контейнеры и тайники, приняла принципиальное решение отказаться от кирпичей и деревянных брусков в качестве «одноразовых» или, как их иногда называли, «бросовых» контейнеров, и заменила их на фальшивые полые камни. Американцы справедливо полагали, что практичные москвичи в условиях тогдашнего дефицита стройматериалов наверняка подберут увесистый кусок доски с агентурными материалами внутри, чего допустить было нельзя. И потому Марта Патерсон, молодой офицер ЦРУ, для закладки тайника на Краснохолмском мосту уже несла «за пазухой» не деревяшку, а большой пластиковый контейнер-«камень», состоявший из двух половинок, скрепленных между собой винтами и резиновым клеем.

«КАМЕНЬ» ИЗ ЛЭНГЛИ

Тайник "от Штирлица"

Конструкция и содержимое контейнера «Камень». Фото предоставлено автором

Контейнеры длительного хранения изготавливались из высокопрочных сплавов с водонепроницаемыми крышками. Как правило, их использовали нелегалы и особо ценные агенты, когда при получении сигнала опасности надо было срочно менять документы и быстро запастись приличной суммой для экстренного побега в другую страну или обратно к себе домой. Один такой тайник, набитый документами и деньгами, аккуратно зарытый в тихом месте, пропал самым банальным образом, поскольку над ним вскоре построили автостраду, начисто преградившую путь к тайнику, за что и поплатился офицер разведки, отвечавший за его сохранность и не сумевший вовремя ознакомиться с планами расширения автодорог.

В Москве, в музее Пограничной службы России, можно увидеть дипломатические чемоданы-контейнеры, в которых японцы пытались перевозить ценных для разведки персон, правда, не в совсем комфортных условиях. В 1965 году египетские спецслужбы захотели тайно вывезти в специальном чемодане из Италии израильского агента Мордехая Лаука, накачав его наркотиками. Агент мог бы задохнуться во время перелета, но жизнь его была спасена из-за опоздания авиарейса и бдительности итальянских таможенников, которые обнаружили стонущего человека, висящего внутри чемодана на специальных ремешках. В период холодной войны западные спецслужбы готовили специальные охлаждаемые коробки и полости автомобилей для тайной транспортировки человека весом до 110 кг и ростом до 2 м. В таких контейнерах человек мог находиться до 8 часов, используя пакеты для мочеиспускания, впитывающие губки, еду, воду, пакеты со льдом, согревающие элементы и вентиляторы. Главным ограничением был запас кислорода для дыхания.

На протяжении всей новейшей истории было модно рыть тоннели, делать подкопы, прятаться и работать в специальных убежищах и схронах. Великолепным примером конспирации, изобретательности и мастерства является подпольная типография большевиков, так и не расшифрованная многочисленными агентами и провокаторами царской полиции. В 1925 году грузинские коммунисты на свои деньги восстановили типографию в качестве музея, который теперь бережно сохраняется в Москве, на Лесной улице, сотрудниками Государственного музея новейшей истории России от воздействия времени и от активных попыток соседей выбросить «это старье» и открыть здесь наконец-то настоящий и современный городской «шедевр» – бутик, сауну или массажный салон.

Тайник "от Штирлица"

Контейнер «Болт».

Для скрытого фотографирования существовал большой арсенал самых разнообразных контейнеров для установки фотоаппаратуры – от брошек, пряжек и пуговиц пальто до радиоприемников, зонтиков, книжек и даже термосов с кофе.

Практиковались и стационарные фото-контейнеры, один из которых, созданный изобретательными сотрудниками 7-го Управления КГБ в ящике для цветов на балконе верхнего этажа, позволил заснять тексты секретных документов, старательно снимаемых шпионом Пеньковским на подоконнике у себя дома. Эти фотографии «семерки» стали одними из главных уликовых материалов в деле агента двух разведок.

Особо тщательно пряталась секретная информация при необходимости доставки, для чего было разработано много самых разнообразных контейнеров с уничтожением. Весьма оригинальный пример показала чехословацкая разведка, сделав контейнер в виде пластикового футляра для мыла. Внутри этой «мыльницы» непроявленная пленка с секретной информацией наматывалась на фотовспышку, которая срабатывала при открывании крышки без ключа-магнита и мгновенно засвечивала фотопленку. Польская разведка помещала внутрь обычной сигареты тонкостенные алюминиевые кассеты для микропленки с информацией, которые можно было уничтожить, закурив сигарету.

Легендарный разведчик-нелегал Рудольф Иванович Абель был вооружен многочисленными контейнерами для хранения и доставки агентурной информации. Самыми известными были открывающиеся монеты, а также запонки и специальные, полые внутри гвозди и болты, где он хранил микроточки – крохотные чешуйки пленки размерами 1 на 1 мм, на которые фотографировали уменьшенные во много раз изображения и тексты с листа формата А4. Известно, что в поисках микроточек и тайников с информацией сотрудники ФБР во время ареста Абеля разломали на куски даже его любимую гитару.

«МОНЕТА» С ПОЛОСТЬЮ ДЛЯ МИКРОТОЧКИ

В 2006 году ФСБ показало документальный фильм об использовании британской разведкой в Москве «электронного тайника», скрытого в искусственном камне. Внутри размещались приемник, передатчик, компьютер и элементы электропитания. Проходя мимо «камня», агент скрытно передавал свой отчет, используя только клавиатуру стандартного сотового телефона или другого персонального электронного устройства. Заранее, после подготовки сообщения, устройство переводилось в режим передачи. Когда агент проходил недалеко от «камня», устройство из кармана агента непрерывно посылало маломощный радиосигнал. Затем устройство автоматически получало подтверждающий сигнал от «камня» и передавало ему зашифрованную информацию в режиме быстродействия. Если в «камне» находились сообщения для агента, они также автоматически передавались на устройство в его кармане, если агент находился в ближней зоне от «камня».

При видимом удобстве в таком электронном тайнике надо периодически заряжать аккумуляторы или менять батареи, а также целиком заменять сам «камень» для ремонта, что вынуждает британских дипломатов, как это видно в фильме ФСБ, бродить в темное время суток у обочины дорог, маскируясь под бомжей, собирающих ветки для ночного костра. Можно полагать, что офицеры разведки Ее Величества смогут уменьшить электронику «камня» до размеров спичечной коробки и даже меньше, но вот блок электропитания при всем желании должен быть энергоемким и потому достаточно большим, и к тому же вся конструкция должна быть в герметичном, ударопрочном и морозоустойчивом контейнере.

Несмотря на активное наступление цифровых технологий, в тайной деятельности спецслужб трудно себе представить другой способ передачи агенту документов, специальной техники и денег без классического тайника. И потому самые захватывающие литературные эпизоды поимки шпионов описывают засаду контрразведки около места закладки тайника в стремлении определить личность агента, который должен этот тайник изъять.

Тайник "от Штирлица"

А вот так выглядел предельно плоский контейнер, имевший внутри специальную полость. Иллюстрации предоставлены автором

Автору статьи во время тренировочного выезда с наружкой в конце дня показали бригадира, не по годам украшенного сединой. Оказалось, что бригадир был недавно отмечен правительственной наградой за то, что решился прикрыть картонкой странную фигуру, которую пытался незаметно чертить ботинком на асфальте иностранец, бывший в тот день «дежурным» объектом наружки. Бригадир как мог убедил руководство организовать скрытое наблюдение за этим местом и затем, когда казалось, что все мыслимые и немыслимые сроки засады уже прошли, картонку как бы невзначай отодвинул скромно одетый «сельский труженик», оказавшийся впоследствии инженером расположенного в провинции оборонного предприятия. А нарисованная иностранным ботинком на асфальте странная на первый взгляд фигура была меткой-сигналом, означавшим закладку тайника. Дальнейшая активная разработка «труженика» контрразведкой позволила обезвредить агента, снабжавшего иностранного разведчика военными секретами СССР.

В другом эпизоде холодной войны засада у тайника была не такой удачной. В 1985 году сотрудник ФБР подобрал пустую банку из-под кока-колы, которую оставил на обочине загородного шоссе бывший шифровальщик ВМС США, Джон Уокер, снабжавший 17 лет советскую разведку особо секретными документами о военных шифраторах и системах криптографии. Уокер оставил банку в качестве сигнала о закладке тайника для советского разведчика, которого ФБР планировало взять с поличным в момент изъятия приготовленного агентом пакета с секретными документами. Молодой американский контрразведчик ошибочно принял банку за контейнер Уокера, забрал ее и, удалив тем самым сигнал о готовности тайника, спас от захвата советского сотрудника, который не увидел банку-сигнал на положенном месте и вернулся обратно в резидентуру.

Остается пожелать будущим сотрудникам российской разведки и контрразведки наблюдательности, терпения и старательности, находчивости и разумной инициативы, и «госпожа удача» будет на вашей стороне.
Автор: Владимир Алексеенко
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/spforces/2016-06-03/12_tainik.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 25
  1. Razvedka_Boem 5 июня 2016 05:55
    Война разведок - война умов.
  2. Shiva83483 5 июня 2016 06:27
    Дык война с самого начала шла по принципу-побеждает в ней не тот кто перестреляет врага, а тот кто передумает. Очередное потверждение сегодня-операции сша в Афганистане, и операция России в Сирии...как говорят в рекламе-почуйствуйте разницу....
  3. Jarilo 5 июня 2016 06:34
    Представляю как сложно сейчас контрразведке, у каждого в кармане устройство слежения, записи, сканирования и фотографирования - смартфон.
    1. Николай К 5 июня 2016 09:52
      Как пишет автор
      трудно себе представить другой способ передачи агенту документов, специальной техники и денег без классического тайника.

      Но в нынешние времена проблема только в передаче документов. В эру пластиковых карт и безналичных переводов зачислить деньги труда не представляет. Про передачу информации по любым электронным каналам я вообще молчу.
  4. кеп 5 июня 2016 06:43
    Статья познавательная автору++

    Остается пожелать будущим сотрудникам российской разведки и контрразведки наблюдательности, терпения и старательности, находчивости и разумной инициативы, и «госпожа удача» будет на вашей стороне.

    А с последними словами согласен. hi
  5. ovod84 5 июня 2016 06:55
    Да.Джеймс Бонд и Штирлиц , а ещё есть хороший фильм Шит и меч .
    1. северный 5 июня 2016 08:15
      и ТАСС уполномочен заявить
      1. sabakina 5 июня 2016 10:12
        Как щас помню! Когда по ящику показывали "ТАСС уполномочен заявить", на улицах было пусто!
  6. avg-mgn 5 июня 2016 07:53
    Профессионалы, они и в КГБ и в Лэнгли и в ЦРУ - профессионалы. Про них мы мало знаем, а вот о специалистах, занимающихся разработкой и конструированием разного рода примочек и заначек - вообще ни чего. А ведь это штучные изделия, каждое со своей изюминкой. В общем автору спасибо. ++
  7. igordok 5 июня 2016 08:16
    Сейчас на еБее и т.п. столько "сейфов" продается, Д.Бонд обзавидовался бы. И в камне, и в болте как в статье, и в бутылке ,и в розетке, и в книге. Главное чтоб "предмет" был обычным, в глаза не бросался.


  8. казак волгский 5 июня 2016 08:26
    Арсенал рыцарей плаща и кинжала........ Спасибо за статью. Кстати у нас ведь где то музей подобных вещей есть в Москве...... читал в детстве про него в Юном - Технике . он жив????? Форумчане подскажите????
    1. SOKOL777 5 июня 2016 23:12
      Цитата: казак волгский
      . Кстати у нас ведь где то музей подобных вещей есть в Москве....


      В Питере,Литейный проспект-3.
      Правда попасть туда проблематично было до перестройки.
      Как сейчас не знаю.
  9. olgen58 5 июня 2016 08:36
    А ещё есть фильм тайная стража конечно много фантастики но принцип работы сохранен
  10. ivanovbg 5 июня 2016 09:23
    Интересно и информативно. Только вот это ничуть не оригинально:

    оригинальный пример показала чехословацкая разведка, сделав контейнер в виде пластикового футляра для мыла


    Настоящие разведчики используют само мыло как тайник. В открытой кастрюле кипячут воду. В кипящей воде ставлют порожную кастрюлю и в ней бросают кусок мыла. Когда мыло размягчегся, им облепляют "посылку" потом оставляют его остыть, бережно смывают следы лепки теплой водой и переносят контейтер как предмета личной гигиены. Даже умышленно вмазывают в нем нескольких закрученных волосок, из тех, что растут между ног, чтобы не было слишком много желающих помытся агентурной посылкой.
    1. Consul-t 5 июня 2016 13:28
      Откуда такие хорошие познания про волоски? laughing
      1. papik09 6 июня 2016 08:43
        А он их сам туда "вмазывал"... bully
  11. Монархист 5 июня 2016 09:44
    Спасибо автору за статью. Было бы интересно почтить подробнее о таких операциях т.с.в ретроспективе в истории спецслужб.
  12. Арктидианец 5 июня 2016 09:47
    При чтении статьи в памяти всплыл фильм "ТАСС уполномочен заявить"
    1. DV69 5 июня 2016 11:26
      Цитата: Арктидианец
      При чтении статьи в памяти всплыл фильм "ТАСС уполномочен заявить"


      И правильно сделал, что всплыл. Это фильм основан на реальных событиях, а именно об агенте ЦРУ Огороднике.
    2. недоучка 5 июня 2016 20:26
      А я вспомнил мультфильм "ШПИОНСКИЕ СТРАСТИ"
  13. DJDJ GORA 5 июня 2016 12:27
    Спасибо за статью. Очень интересно и если про контейнеры знал, то микроточки у Абеля прочитал впервые.
  14. KIBL 5 июня 2016 14:39
    Не предела и высоты полёта человеческоё мысли и смекалки,хитрости и изворотливости.Одними IPhone здесь не обойтись!!!!
  15. Сергей333 5 июня 2016 17:15
    Сейчас всё стало просто - сведения об объёкте собрал, статью в википедии написал, и никуда ничего прятать не надо.
  16. Объектив 5 июня 2016 17:35
    Огромное спасибо! Очень познавательно и увлекательно.
  17. капрал 5 июня 2016 20:52
    О болтах


    Не только тайники, но и заначка good
  18. Корсар0304 15 июня 2016 14:57
    Хорошая статья, познавательная. А мульт из советского прошлого "Шпионские страсти" вообще шедевральный )) как носатые иностранные шпионы пытались стащить у рязансколицых контрразведчиков стоматологическое кресло laughing
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня