Как правильно убить российскую космическую программу. Часть 1

Ознакомившись с комментариями к материалу На чём мы полетим в космос через 5 лет? По следам публикации, я уловил, что называется, несколько своих просчетов.

Во-первых, "в гроб" я не говорил и, более того, против этого самого "в гроб", как бы этого ни хотели показать некоторые читающие.


Во-вторых, абсолютно согласен, что гептил — это не лучший компонент. И от него принято решение отказаться в пользу керосина на "Союзе" и "Ангаре" к 2025 году. Но, простите, даже это не повод для того, чтобы угробить такой завод и ОКБ, как КБХА.

Прошу прощения, мало в 90-е назакрывали, а теперь локотки грызем?

В-третьих, прекрасно, если в центре имени Хруничева все обстоит так, как написали наши читатели. Восхитительно. Но опять же, если вы считаете, что центр имени Хруничева сможет все вытащить один на своих плечах, — без проблем. Тогда действительно, завод и испытательный полигон КБХА — в топку истории, со всеми вытекающими.

Как правильно убить российскую космическую программу. Часть 1


Проблема в том, что движки собираются именно в КБХА. А которые не собираются — те испытываются. В том числе и произведенные в ГКНПЦ имени Хруничева. Или я ошибаюсь, и прожигают двигла для "Протонов" там же, в Филях? Тогда извините...

В любом случае, в статье я дал некий анонс (для тех, кто читает построчно) о том, что пообщаюсь с работниками КБХА. Свою задачу я выполнил. На руках имею двухчасовой рассказ о происходящем на предприятии. Причем беседовал не с работягами. Инженеры, в том числе и руководитель одного из подразделений. Двое продолжают там работать, один попал под июньское сокращение. Сперва думал просто выложить запись, но потом от идеи отказался. Слишком уж ненормативка там... цвела. Но, если кто-то решит, что это "полимерный фейк", доказательства подлинности беседы есть.

Возможно, весь рассказ не поместится в одну статью, ничего, продолжим. Так что предлагаю вашему вниманию от первого лица монолог работников космической отрасли. Это действительно был фактически монолог, так что редкие свои пояснения я дам курсивом.

...Чуть больше полугода тому назад в КБХА произошла смена власти. Были старожилы, возглавляемые бывшим гендиректором и генконструктором Рачуком. Рачука убрали очень некрасиво. Просили-уговаривали долго, мотивировали и возрастом, и тем, что уже нахапал достаточно. Рачук действительно набрал достаточно лавров на тех же разработках других инженеров и конструкторов, которыми руководил. Ну, и премий, и прочего. Но, правда, когда говорят, что не дал развалить и угробить завод в 90-е, говорят правду.

Использовав историю с "Криосервисом" (достойно отдельного материала — Р.С.), Рачука убрали. В октябре 2015 приводят нового товарища. Камышева А.В. Из "Ростелекома". Слухи ходили разные, кто-то говорил, что он ставленник нашего губернатора Гордеева, кто-то — что Камышев является дальним родственником Медведева по линии воронежской тетки премьера. (Вообще, у губернатора Гордеева в плане Камышева жесткое алиби, поскольку большим начальником в "Ростелекоме" Камышев стал задолго до появления Гордеева в Воронеже — Р.С.).

Для нас, работников, назначение товарища банкира и.о. исполнительного директора стало реально шоком. Несмотря на все уставы и прочие документы, по которым в КБХА такой должности вообще не предусмотрено. Однако московская компания "Энергомаш" назначила Камышева исполнительным директором. Исполнять их волю. И началась череда кадровых перемен.

Было логично предположить, что новый исполнительный директор приведет новую исполнительную команду. Но то, что вышло на деле, мы не ожидали.

За какие-то 3-4 месяца верхушка руководства сменилась на 90%. Зам по экономике и финансам, зам по кадрам, юридический отдел. Началось дробление отделов. Точнее, Камышев начал создавать отделы, состоящие из 2-3 человек.

Например, у нас всю жизнь был один отдел кадров. И вполне понятно, чем он занимался. Теперь у нас есть отдел подбора персонала, отдел переаттестации, отдел по работе с персоналом.

Юристы. Было у нас юрбюро. Бюро! Не отдел. Из 3-х человек. Камышев создал управление. Из 3-х отделов, в каждом по 2-3 человека. Естественно, начальник управление, зам, секретарь у начальника, и в каждом отделе по начальнику отдела и подчиненному. И все начальники с соответствующими зарплатами.

А старых понемногу стали вытеснять. Доходило до откровенного унижения, когда на еженедельном совещании, куда приглашали всех, в определенный момент "старую гвардию" просили продолжать работать, а дальнейшие заводские вопросы директор обсуждал только со своей командой.

В итоге из старых осталось два (!!!) человека. Это зам. исполнительного директора по производству Волгин и и.о. главного инженера Кодынцев. Да и то не факт, что они еще сколько-нибудь продержатся.

Раньше у нас было три главных инженера. Главный инженер предприятия, главный инженер завода двигателей и главный инженер испытательного комплекса. Теперь будет всего один. Как он сможет объять все, мне, как инженеру, непонятно.

Директоров тоже отменили. Раньше на заводе и ИК (испытательный комплекс. — Р.С.) были директора. Теперь на испытательном комплексе есть руководитель комплекса и два его зама. Зам по производству и зам по стендовым системам. Зам по стендовым системам — это бывший главный инженер. Суть обязанностей прежняя, а вот зарплаты... Но о зарплатах я отдельно скажу позже, благо владею цифрами.

Вообще, когда Камышев приволок свою команду, посадил их в кресла в управлении и дал по-свойски зарплаты, то получился колоссальный провал. По зарплате у тех, кто был и тех, кто пришли.

Вот тебе цифры.

Заместитель исполнительного директора по персоналу. Оклад 150 тысяч. Плюс надбавка за секретность. 30%. У нас в отделе, который напрочь секретный, таких надбавок нет. А тут — отдел персонала... Что там секретить, кроме зарплат и их непроходимой глупости? У меня надбавка за секретность 10%. А я работаю в том числе и с технологией. А тут — персонал. Плюс еще есть переменная премиальная. Не знаю, за что там персональную службу премируют, но...

Для сравнения. У нас была должность генерального конструктора. Теперь ее нет. Ввели должность главного конструктора. Горохов у нас ГК. Крутой мужик, "ангаровский" движок проектировал, голова, дай бог ему здоровья и долгих лет.

У Горохова оклад 105 (сто пять) тысяч.

И это у человека, который, собственно, и дает возможность зарабатывать деньги своей головой. Не себе, не нам. Стране. Возмущен? Погоди...

Камышев приводит своего секретаря. Да, пипетка что надо, высший класс. И дает ей оклад 70 тысяч. Секретарю. Бухгалтерия, понятное дело, инфу слила, народ начал возмущаться и по старинке высказываться в открытую. Дошло до и. о. Чтобы обосновать такую зарплату этой пигалице, Камышев вводит должность начальника управделами, и ставит ее на эту должность. Типа она теперь будет командовать всеми секретарями завода, машбюро, почтой и так далее. С теми же +30% за секретность, премиями и прочими удовольствиями.

Набирали персонал в отдел мотивации, так там чуть ли не кастинг был по внешним данным и уровню знакомства с и. о. Набрали, по 80 тысяч положили. Подбор персонала — 65 тысяч оклад. Лет этак по 30, в головах вакуум. Доходило до идиотизма, мы со своими внутренними документами в отдел мотивации приходили, а они нам честно заявляли, мы тут два месяца всего работаем, не знаем, что нам с вашими расчетами делать.

Давай вот по тем, на ком все испытания стоят. То есть по ИК пройдемся. Вот тебе оклад руководителя испытательного комплекса Гурина. 54 тысячи. Оклад Матюхина, бывшего главного инженера ИК, теперь зама РИК по стендовым системам. 42 тысячи. Начальники отделов. Огневой отдел всегда подороже был, у них 35-37 тысяч. Холодные испытания, балансировочный, разгонный, те подешевле. 25-30 тысяч. За секретность не более 5%, переменки премиальной нет давно.

Выслуга лет была. В сентябре сейчас отберут. Но там реально надо полжизни отпахать, чтобы 12% получить. Но дело прошлое, убирают.

Вот реальный уровень зарплат руководителей. Это я пока только по руководителям прошелся. Вот оцени реальную разницу между теми, кто пришел по блату, сидит, ни хрена не соображая в том, что он хотя бы теоретически должен уметь, и теми, кто на себе тащит колоссальную ответственность за запуски.

А теперь мы плавно перейдем к ИТР и рабочим. Инженеры. Разница между 1 категорией и бескатегорийными — 3-5 тысяч. Без категории — это мальчик после института, 1 категория — это ты минимум лет 10 отпахал.

Есть еще разница между основным и вспомогательным производством. На основном еще доплачивают за вредность от 5 до 20%.

К основной ставке инженера без категории, которая составляет 16 тысяч.

Вот что такое инженер на КБХА. Точно считай сам, все равно — слезы в наше время. Уровень "свободная касса" в нормальном гипермаркете.

Далее. Рабочие. Слесари, монтажники, механики, гидравлики, вообще все рабочие специальности 6 разряда (а меньше у нас не берут), потолок — 14 тысяч.

Мастер — плюс-минус 20%.

И ясно, что нормальный рукастый человек да еще с опытом за такие гроши корячиться не пойдет. На испытательном основное большинство работяг с Гремячьего (близлежащее село. — Р. С.). А там такие кадры... Я, кстати, заметил, что если выпивающий — еще более-менее рукастый. Но если непьющий и с Гремячьего — от него вообще лучше подальше держаться, добра не будет. Либо смотреть в четыре глаза, чтобы чего-то не запорол.

У нас есть слесарь 6-го разряда, который весь день только траву косит. Просто потому, что у него руки исключительно под косу заточены. И народ за него работает. Просто потому, что траву тоже надо косить. Но о траве вообще отдельная тема.

В 2015-м году у нас не в пример прошлым годам было очень много проверок. Так вот, основная задача была — побелить, покрасить, постричь и подмести. Выгоняли всех: инженеров, рабочих, начальников секторов... Начальники отделов не выходили разве что. В дождь, не в дождь, пофиг.

Бордюры должны быть белые, трава покошена, асфальт выметен, кусты в кубики пострижены. ВСЕ комиссии смотрели санитарное состояние территории. Об этом на планерках говорили. Это вообще полный... Нет бы им в цеха хоть раз зайти, посмотреть, что там творится.

Читаешь потом замечания и тихо шизеешь. "Сжечь ветки, опилить аварийные и мертвые деревья"... Все. Комиссии...

Но о цехах отдельный рассказ будет.

Вот тут Рогозин выступал, брякнул, что мы от американцев отстаем на сколько-то там. Это он у нас за заводе не был, интересно, чтобы господин куратор после этого сказал. Нолик бы приписал.

А между тем, мы делаем то, что американцы пока не могут. И летают на наших движках. И французы, и испанцы, и немцы. И на МКС без нас пока никто и никак. Вот что пока.

А кто это "пока" отменит? Старики, которые на пенсию не уйдут, потому как некому больше да дебилы криворукие, что на стариках выезжают? Уходят кто сейчас? Вот в июне сокращение устроили. И еще одно в ноябре будет. И останутся те, кто я сказал. Со всеми вытекающими. Потому что они (показывает на остальных собеседников. — Р.С) хрен могут сложить, как одному на 16, а второму на 19 тысяч прожить. С семьями.

На патриотизме выезжать? Патриотами будут эти, в отделах с зарплатой от 60 и выше. А что бы им не быть патриотами и патриотками? Какие проблемы? А у нас одна проблема — выжить, да найти работу, чтобы не выживать, а жить. Жить мы хотим по-людски, понимаешь?

Лично я понимаю. Потому и продолжу "расшифровку" и публикации нашей довольно долгой и несколько сумбурной беседы. Потому что дальше будет еще рассказ о "трудовых" буднях и управления, и завода, и испытательного комплекса. От первых лиц. Которые реально первые, потому что они собирают и испытывают двигатели "Протонов", "Союзов", "Ангары". Хотя бы потому, что эти люди искренне болеют за свое предприятие. И никогда оттуда бы не ушли сами. Но здесь их просто выживают.

Так что продолжение следует. Завтра.
Автор:
Роман Скоморохов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

172 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти