Масштабы и причины «стратегического провала» флотов и ВВС США и Австралии в свете списания F-14D и F-111C/E/G

Масштабы и причины «стратегического провала» флотов и ВВС США и Австралии в свете списания F-14D и F-111C/E/G

Все серийные версии палубных многоцелевых истребителей-перехватчиков семейства F-14A «Tomcat» имеют важное тактическое преимущество — двухместную кабину экипажа. Как на Су-30СМ или F-15E, на «Супер Томкэтах» 2-й пилот выполняет роль оператора БРЭО, управляя радиолокационной станцией AN/APG-71, инфракрасно-телевизионным прицельным комплексом IRSTS, анализируя источники излучения на индикаторе СПО AN/ALR-67, а также наблюдая информацию о тактической обстановке, полученную с борта палубного самолёта ДРЛОиУ E-2C/D по радиоканалу «Link-16». Хорошее информационное поле F-14D, основанное на 2-х компактных ЖК МФИ у лётчика и 3-х подобных индикаторах у оператора систем (центральный — крупноформатный), в дополнение к возможности сканирования земной и водной поверхности, позволяет отнести «Super Tomcat» к поколению «4+». Возможная модернизация этих машин включала бы также обновление приборных панелей пилотов, так как несмотря на наличие МФИ в передней кабине лётчика, их размеры не позволяют полноценно дублировать кабину оператора систем, также замене на новые МФИ подлежало бы большое количество электромеханических аналоговых приборов, занимающих большую часть площади приборных панелей. Несмотря на тандемное расположение пилотов F-14A/D, в компоновке кабины есть и недостаток: визуальный передний обзор оператора систем сильно ограничен, поскольку его кресло расположено на уровне места первого пилота


Самолёты тактической и стратегической боевой авиации с изменяемой геометрией крыла начали вызывать восторг и интерес у любителей и специалистов в области авиакосмических технологий, а также полюбились военными лётчиками более 52-х лет назад, когда в далёком декабре 1964-го года в воздух поднялся первый опытный образец многоцелевого дальнего истребителя-бомбардировщика F-111A «Aardvark», в дальнейшем превратившегося в несколько универсальных ударных модификаций со стратегическими возможностями специально для американских и австралийских ВМС и ВВС. Изменяемая геометрия крыла придавала авиации два важнейших тактических качества: низковысотный полёт в режиме следования рельефу местности на околозвуковой или малой сверхзвуковой скорости для преодоления системы ПВО противника (при сложенном крыле) и средневысотный или высотный полёт на дозвуковых крейсерских скоростях с раскрытым крылом, применяющийся для минимального расхода топлива при перелётах на большие расстояния в пределах обширного регионального ТВД. К данному разряду машин относятся и выведенные из состава американского флота палубные истребители-перехватчики/многоцелевые истребители семейства F-14A «Tomcat», которые активно заменяются на очень сомнительные по суммарным тактико-техническим параметрам F/A-18E/F «Super Hornet» и ужасно медленные 1,3-маховые палубные многоцелевые истребители 5-го поколения F-35C.

Данный обзор продолжает интересное, но очень короткое и обобщающее мнение неназванного китайского автора-обозревателя в области военной техники, которое было опубликовано на ресурсе «Военный Паритет», где кратко были описаны масштабы тактических упущений, пришедших в американский флот после списания всех модификаций палубных «Томкэтов» и «Супер Томкэтов». Подобная ситуация сложилась и с истребителями-бомбардировщиками F-111, которые были выведены из эксплуатации, совместно с версиями РЭБ EF-111A «Raven» в ВВС США в конце 90-х годов, и в ВВС Австралии — в конце 2010 года. Завершение развёртывания этих машин, несомненно, в худшую сторону сказалось на оперативных возможностях дальней тактической ударной авиации ВВС США. Масштабы упущений ни много, ни мало сродни заморозке программы интеграции стратегической малозаметной крылатой ракеты AGM-129A/B/C ACM в состав вооружения стратегических бомбардировщиков B-52H и B-1B «Lancer», поскольку резко уменьшилась оперативность ВВС Австралии и ВВС США в Индо-Азиатско-Тихоокеанском регионе. И «Супер Томкэты» и «Трубкозубы» обладали всеми необходимыми для реализации концепции БГУ качествами, а также громадным модернизационным потенциалом для успешной службы в XXI-м веке, но американцы эту возможность благополучно для нас упустили.


Масштабы и причины «стратегического провала» флотов и ВВС США и Австралии в свете списания F-14D и F-111C/E/G

Австралийские F-111C «Aardvark» (в RAAF их прозвали «Pig»,- «Свинья») в количестве 24 дальних ударных истребителей-бомбардировщиков стали основными патрульными машинами ВВС в ИАТР. Огромный радиус действия в 2000 км, а также скорость 2400 км/ч позволяли в считанные часы достигать той или иной точки Юго-Восточной Азии, а также ближних рубежей в Индийском и Тихом океанах с 14-тонным ракетно-бомбовым «снаряжением» на 8 узлах подвески. В него входили: ПРЛР AGM-88 HARM, модификации тактических ракет класса «воздух-земля» AGM-65 «Maveric», а также различные высокоточные бомбы с полуактивной лазерной ГСН, либо спутниковой системой наведения. Сегодня эти уникальные машины сняты с вооружения RAAF и заменяются «позиционными» и медленными «Супер Хорнетами»


ЧТО ПОТЕРЯЛИ ВМС США ПОСЛЕ «УХОДА» «СУПЕР ТОМКЭТА»?

Специалисты компании «Grumman», выигравшие 3 февраля 1969 года конкурс Пентагона на перспективный палубный истребитель-перехватчик VFX («Variable geometry Fighter Experimental» или «Navy Fighter Geometry»), объявленный в 1968-м году, изначально опирались на конструкцию планера с изменяемой геометрией крыла, поскольку знали, что именно такое крыло сделает из будущего F-14A поистине многоцелевой палубный авиационный комплекс, позволяющий флоту не только эффективно оборонять авианосные ударные группировки от тактических истребителей, стратегических бомбардировщиков и морской авиации противника, но и осуществлять эскортирование своих бомбардировщиков-ракетоносцев в радиусе до 1500 км от АУГ без дозаправки, а также выполнять ударные операции на аналогично расстоянии от авианосца. Солидный опыт, накопленный «груммановцами» при проектировании и серийном производстве F-111A/B/C/D, был использован и в отношении «Томкэта», а поэтому любые вопросы, касающиеся аэродинамических качеств крыла при различных углах стреловидности, были быстро разрешены, либо вообще отсутствовали.

Важнейшими, можно сказать даже, революционными, можно считать конструкцию силовой установки и хвостовых плоскостей планера. Во-первых, мотогондолы 2-х ТРДДФ «Pratt & Whitney» TF30-P-414A были разнесены на приличное друг от друга расстояние, что в сравнении с «Фантомами» и «Трубкозубами» резко увеличило живучесть машины в случае повреждения одного из двигателей (подобная схема нашла своё применение в наших многоцелевых истребителях семейств МиГ-29, Су-27 и Т-50 ПАК-ФА, а также китайских J-11 и J-15). Первое конструктивное решение повлекло за собой и второе: планер получил хвостовое оперение с 2 вертикальными стабилизаторами, расположенными непосредственно на мотогондолах и над соплами двигателей. Такое решение позволило избежать сильного вращающего момента в плоскости рыскания при полёте с одним работающим двигателем. Момент возникал из-за приличного разнесения двигателей от продольной оси планера. Большая суммарная площадь стабилизаторов компенсировала все эти недостатки. В пользу такой конструкции играло также поступление на вооружение ВВС СССР высокоскоростного перехватчика МиГ-25П, также имеющего большое двухкилевое вертикальное оперение.

Как и любой высокоскоростной перехватчик, F-14A получил регулируемые воздухозаборники двигателей ковшевого типа с внешним сжатием, где регулировка воздушного потока осуществляется отклонением рамп-створок в верхней части каналов воздухозаборников. Зазор воздушного канала воздухозаборника, создаваемый автоматическим движением рамп, зависит от высоты, скорости, угла атаки и текущей массы самолёта. Полностью рампы раскрываются при высокоскоростных и высотных режимах перехвата. За счёт широкого применения в конструкции «Томкэта» титановых сплавов (24,4%), алюминия (39,4%) и бороэпоксидных материалов (0,6%) при малом количестве стальных элементов (17,4%), планер машины, даже с учётом приводов изменения геометрии крыла и V-образной титановой балки кессоной конструкции с центральной поперечной балкой крыла, получился достаточно лёгким и прочным, позволяющим реализовать перегрузки до 7 единиц. Масса пустого F-14A составляла 18,1 тонны, а нормальная взлётная масса с парой «Фениксов» (AIM-54A/B) и парой «Сперроу» (AIM-7F/M) приближалась к 26 тоннам. Это, естественно, не позволяло иметь тяговооружённость на уровне 1,0 с двигателями первых версий, зато позволило выйти на этот уровень позднее (в 1986-м году), когда в воздух поднялся первый опытный F-14D «Super Tomcat», являющийся серийным F-14B со значительно более мощными ТРДДФ «General Electic» F110-GE-400 тягой по 12700 кг/с. Высокие аэродинамические качества планера F-14A, а также регулируемые воздухозаборники обеспечивали максимальную скорость 2480 км/ч (без подвесок) и около 2200 км/ч (с подвесками), что примерно на 25% выше, чем у нынешних F/A-18E/F «Super Hornet». Но это только видимые преимущества «Супер Томкэта».

Сняв 23 сентября 2006-го года с вооружения ВМС США «Томкэты», командование флота сделало ставки на менее сложные и дорогие в обслуживании «Супер Хорнеты». Не секрет, что аварийность этих машин значительно ниже, чем у первых версий F-14, выше и скорость устоявшегося разворота в «собачьей свалке» (ближний маневренный воздушный бой) благодаря более высокой тяговооружённости и большим наплывам у корневой части крыла; но это ведь не главное, когда E-2D «Хокай» обнаруживает в 600 км от АУГ до сотни стратегических крылатых ракет, которые приближаются, к примеру, к дружественной военно-морской базе на Филиппинах: F/A-18E/F со своими 1700 км/ч точно сделать ничего не смогут, да и радиус действия в 800 км для дальних перехватов явно мал. А вот F-14D могли бы и реально «сделать погоду», особенно при использовании усовершенствованных ракет-перехватчиков AIM-54C «Phoenix» и AIM-120D AMRAAM. Да и аварийность этих модификаций была уже не на таком критическом уровне, как у первых истребителей с двигателями TF-30 от «Pratt & Whitney».

Что можно сказать по поводу маневренных качеств «Томкэтов»? Как любой летательный аппарат с тяговооружённостью значительно ниже 1,0, первую модификацию «Томкэта» нельзя сравнивать такими асами «энергетического» маневрирования, как МиГ-29С, Су-35С, F-16C, F-15C/E/SE и F/A-18E/F. Тем не менее, «показать зубы» «Кот-забияка» мог всегда, и часто это делал в учебных боях с нашими фронтовыми истребителями МиГ-23МЛД, базировавшимися в 80-е гг. на вьетнамской АвБ Камрань, в составе 169-го смешанного авиаполка. Когда наши истребителеи поднимались в воздух на патрулирование, пилоты американских F-14A, несущие воздушное дежурство над Южно-Китайским морем, заранее брали «Двадцать третьи» на сопровождение благодаря мощным бортовым импульсно-доплеровским РЛС со щелевой антенной решёткой (ЩАР) AN/AWG-9, происходило это на расстоянии до 200 км, МиГ-31Б с его «Заслоном» тогда был на этапе предсерийной подготовки, и инструментов для достойного ответа у нас в распоряжении не было. А у них на подвесках были «Фениксы» активной радиолокационной ГСН и дальностью до 180 км. Далее, по логике вещей, происходило сближение и наши машины вступали в имитационные ближние воздушные бои с американскими «Томкэтами», половина которых часто заканчивалась победой последних: всё зависело от подготовки и опыта наших и американских пилотов. Другими словами, маневренные качества первой версии F-14A были не столь плохие, и это понятно из опубликованной документации начального этапа испытаний палубного истребителя-перехватчика: предельный угол атаки в горизонтальном полёте достигал 41 градуса, резкий разворот в плоскости тангажа без потери управляемости мог доходить до 90 градусов (почти «Кобра Пугачёва», в доказательство даже видео в «YouTube» имеется), планер уверенно выдерживал 9,5-кратную положительную перегрузку, что сравнимо с показателями большинства современных тактических истребителей. Отличные несущие качества планера в режиме максимальной стреловидности крыла (68 градусов) реализуются благодаря совокупности аэродинамических свойств крыла и поверхности фюзеляжа между мотогондолами, свою роль выполняет также цельноповоротное заднее горизонтальное оперение (рули высоты): за счёт этого всё семейство палубных F-14 показывает высокие маневренные качества на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.

Интересным фактом является, то что аэродинамическое качество планера F-14A-D имеет коэффициент 9,1, что даже выше, чем у европейского многоцелевого истребителя EF-2000 «Тайфун» (коэффициент составляет 8,8). Также известно, что новые двигатели от «Дженерал Электрик» F-110-GE-400 на 34% повысили форсажную тягу на мидель у модификации F-14D «Super Tomcat»: с 1481,25 кг/кв. м она увеличилась до 1984 кг/кв. м. Результатом стало увеличение разгонных качеств «Томкэта», повышение скороподъёмности со 150 до 180 м/с (на 20%), увеличение тяговооружённости до 0,85 — 1,0 (в зависимости от типа подвески и количества топлива), а также возможность полёта с малой сверхзвуковой крейсерской скоростью (до 1,25М), что пилотам «Супер Хорнетов» в «лучших снах не снилось». Н 8 точках подвески может быть размещено до 6580 кг высокоточного ракетно-бомбового вооружения и различные оптико-электронные прицельно-навигационные контейнера для ведения разведки и целеуказания на большом удалении от цели. Но это та информация, которую можно рассчитать с помощью простых математических действий, более сложный и интересный момент — модернизация всех версий «Томкэта», которая зависит напрямую от конструкции фюзеляжа.

«F-14D+ BLOCK X»: ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ МОДЕРНИЗАЦИИ ИЛИ ВСЛЕД ЗА «САЙЛЕНТ ИГЛОМ»

Глубокое усовершенствование и объединение F-15E «Srike Eagle» и F-15C «Eagle» до единой обновлённой версии F-15SE «Silent Eagle» является сегодня главной «изюминкой» корпорации «Боинг» в достижении многочисленных миллиардных контрактов среди большого списка арабских государств Аравийского полуострова, Израиля, а также Республики Корея. Сочетая в себе лучшие лётно-технические и боевые качества двух ключевых версий «Орла», F-15SE получил продвинутый планер с углом разведения хвостового вертикального оперения, а также широким использованием радиопоглощающих материалов, что снизило радиолокационную сигнатуру до показателей ЭПР около 0,7 — 1 кв. м. Этому способствуют и конформные отсеки вооружения, расположенные сразу за воздухозаборниками, они скрывают радиоконтрастные активные головки самонаведения ракет AIM-120C/D от облучения РЛС противника. Новая бортовая РЛС AN/APG-63(V)3 c АФАР реализовала в «Бесшумном Орле» возможности высокоточной работы как по малоразмерным воздушным, так и по наземным целям, вероятно, и в режиме синтезированной апертуры. Параметры этой РЛС приближаются к AN/APG-81, установленной на малозаметные истребители семейства F-35, в частности, дальность обнаружения воздушной цели типа «Рафаль» у AN/APG-63(V)3 составляет 150 км, а типа «F-15C» — 215 км. Под подобное усовершенствование заточено и семейство F-14A «Tomcat».

Основной упор при модернизации делается именно на снижение радиолокационной заметности летательного аппарата. Применительно к F-14D «Super Tomcat», это придание угла разведения вертикальным хвостовым стабилизаторам в пределах 20—30 градусов для максимально эффективного разброса облучающей электромагнитной волны вражеской РЛС, внедрение радиопоглощающих материалов в обводы кромок воздухозаборников и предкрыльевые неподвижные наплывы, изменение геометрии каналов воздухозаборников непосредственно перед лопатками компрессоров двигателей во избежание отражения радиолокационного излучения РЛС противника, создание усовершенствованной конструкции фонаря кабины (уход от прямых углов и скруглений в модели переплёта фонаря, радиопоглощающие материалы в элементах переплёта).

Второй момент — установка внутреннего отсека вооружения. Как у F-14D «Super Tomcat», так и у ранних версий палубного многоцелевого истребителя имеется достаточно ёмкая ниша между мотогондолами двигателей; её ширина составляет около 1,6 м, благодаря чему здесь мог быть встроен крупный отсек вооружения длиной более 4,5 м, в который могло бы поместиться от 4 до 6 ракет класса «воздух-воздух» дальнего радиуса действия AIM-120D. Во-первых, это значительно увеличило бы значение «Супер Томкэта» как дальнего перехватчика и палубного истребителя для завоевания господства в воздухе, во-вторых, позволило бы исключить внешнюю подвеску в операциях, где требуется преодоление наземной и воздушной ПВО противника, а значит — дополнительное снижение ЭПР. Отсек вооружения мог бы вместить и такое высокоточное вооружение, как малоразмерные планирующие бомбы GBU-39 SDB, причём в количестве до 10 ед., делая из F-14D отличный тактический ударный истребитель поколения «4++».

Не менее интересным является рассмотрение возможного обновления бортового радиоэлектронного оборудования F-14 D «Super Tomcat», где на первый план выходит БРЛС истребителя. «Супер Томкэты» оснащались бортовой РЛС AN/APG-71, которая, в отличие от чисто противовоздушной AN/AWG-9, стала первой мощнейшей в истории палубной авиации многорежимной БРЛС, способной работать по наземным, морским и воздушным целям в радиусе до 250 км, её же инструментальная дальность достигла 370 км. Дело в том, AN/APG-71 является модификацией станции AN/APG-70, установленной на тактические истребители F-15E «Strike Eagle», но с улучшенными энергетическими показателями. Диаметр антенной решётки AN/APG-71 составляет 914 мм, при азимутальной зоне обзора 160 градусов (у РЛС AN/AWG-9 она составляет 130 градусов). Позднее планировалось усовершенствовать и программное обеспечение управления режимами бортовой РЛС, включив алгоритмы, используемые на «Страйк Игле»: это и режим SAR (синтезированной апертуры), и режим следования рельефу местности, и доплеровский режим; последний, как известно, позволяет точно вычислять радиальные скорости сопровождаемых объектов, а также может похвастаться высокой степенью помехозащищённости. Но все работы «заморозили» одновременно с завершением боевого развёртывания «Томкэтов» и «Супер Томкэтов» на базе АУГ ВМС США, в то время, как модернизированные F-14D могли получить РЛС принципиально нового типа.

Внутренние размеры радиопрозрачного обтекателя палубного истребителя F-14D приспособлены к установке практически любых версий американских бортовых РЛС. Фаворитами могли быть станции AN/APG-63(V)3, AN/APG-81 и даже AN/APG-77, установленная на «Рапторах», боевая мощь и тактические особенности такого палубника в разы бы превзошли те, с которыми мы знакомы в «Супер Хорнетах», за исключением, конечно, устойчивой маневренности в длительном БВБ, ведь управляемый вектор тяги для F110-GE-400 ещё не разработан, а «засветился» лишь в связке с ТРДДФ F100-PW-100 для экспериментального сверхманевренного американского истребителя F-15 ACTIVE, который в серии так и не оказался.

Установленный под носовым обтекателем РЛС комбинированный оптико-электронный прицельный комплекс IRSTS, позволяющий в дневных и ночных условиях вести наблюдение за наземными, надводными и воздушными целями в инфракрасном и телевизионном каналах на дальности до 80 км, мог быть заменён на оптико-электронную ИК-систему с распределённой по планеру истребителя апертурой DAS, применённую в БРЭО F-35A, либо её аналог. Такой F-14D+ стал бы превосходной разведывательно-ударной палубной единицей ВМС США, способной выполнять и функции ПВО. Касаемо DAS, можно отметить рост «стелс»-возможностей обладающего ей летательного аппарата. Как и в случае с нашими оптико-электронными прицельными комплексами ОЛС-УЭМ (МиГ-35), 8ТК (МиГ-31), 36Ш/ОЛС-27К (Су-27/33) и ОЛС-35 (Су-35С/Т-50), AN/AAQ-37 DAS способна в пассивном режиме (с выключенной БРЛС) обнаруживать и сопровождать воздушные цели на удалении от 100 (тактическая авиация) до 1000 и более километров (стартующие ОТБР и МБР), поцелям могут быть запущены ракеты AIM-120D, которые будут обнаружены уже на подлёте к цели либо её радиолокационными средствами, либо по данным СПО, оповещающей об облучении АРГСН. «Томкэт» же при полном 2-маховом форсаже мог бы начать уход со включенным комплексом РЭБ. F-14D+ имели бы на порядок больше противовоздушных/противоракетных, противокорабельных и чисто ударных возможностей, уверенно подкреплённых большим радиусом действия, скоростью и количеством узлов подвески, но американцы склонились в сторону простоты, «сомнительной» дешевизны и ограниченных достоинств «Супер Хорнетов», лишив свой стратегически важный флот «длинной руки» на десятки лет, что выгодно и нам, и Китаю.
Автор: Евгений Даманцев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 61
  1. Rokossovsky 7 июня 2016 07:13
    обзор продолжает интересное, но очень короткое и обобщающее мнение неназванного китайского автора-обозревателя в области военной техники

    Китайские авторы-обозреватели не всегда объективны,ИМХО... request
    Гражданин Д.Маджумдар вон тоже приподносится как эксперт в области военной техники,а на деле - студент-двоешник! lol

    F-14A «Tomcat», которые активно заменяются на очень сомнительные по суммарным тактико-техническим параметрам F/A-18E/F «Super Hornet» и ужасно медленные 1,3-маховые палубные многоцелевые истребители 5-го поколения F-35C.

    Ну F-35 та ещё какашка,а вот по Super Hornet спорное утверждение! Самолёт всё же удачный и надежный,а его более молодой возраст,в сравним с Котом,предполагает больший модернизациионый ресурс,просто исходя из логики.
    Во-первых, мотогондолы 2-х ТРДДФ «Pratt & Whitney» TF30-P-414A были разнесены на приличное друг от друга расстояние, что в сравнении с «Фантомами» и «Трубкозубами» резко увеличило живучесть машины в случае повреждения одного из двигателей (подобная схема нашла своё применение в наших многоцелевых истребителях семейств МиГ-29, Су-27 и Т-50 ПАК-ФА, а также китайских J-11 и J-15)

    Полагаю,что разносили мотогондолы по другой причине,совсем не связанной с живучестью машины. Как собственно и на МиГах,и на Сушках. Живучесть тут как бонус.
    Тем не менее, «показать зубы» «Кот-забияка» мог всегда, и часто это делал в учебных боях с нашими фронтовыми истребителями МиГ-23МЛД

    происходило сближение и наши машины вступали в имитационные ближние воздушные бои с американскими «Томкэтами», половина которых часто заканчивалась победой последних

    Если не самый удачный советский истребитель третьего поколения выигрывает половину имитационные боёв у перехватчика,фактически,четвёртого поколения,то это скорее заслуга конструкторов КБ Микояна,чем инженеров Груммана!
    но американцы склонились в сторону простоты, «сомнительной» дешевизны и ограниченных достоинств «Супер Хорнетов», лишив свой стратегически важный флот «длинной руки» на десятки лет, что выгодно и нам, и Китаю

    Низкий поклон штатовским "пилильщикам"!
    А вообще статья интересная,прочитал с удовольствием!
    Е.Даманцеву + от меня! hi
    1. ГШ-18 8 июня 2016 21:30
      Статья толковая. Автору спасибо +!
      1. ГШ-18 8 июня 2016 21:35
        могли быть станции AN/APG-63(V)3, AN/APG-81 и даже AN/APG-77, установленная на «Рапторах», боевая мощь и тактические особенности такого палубника в разы бы превзошли те, с которыми мы знакомы в «Супер Хорнетах»

        Слава Богу, что этого не произошло yes
    2. Aqela 8 июня 2016 21:36
      Если мне не изменяет мой склероз, разнесение двигателей было связано с устранением потерь тяговой мощности при интерференции реактивных струй. Всё остальные достижения - дополнительные "плюшки" и причинами не являются. what
  2. bober1982 7 июня 2016 08:14
    Снятие с вооружения F-111 не снизило ударные возможности американской авиации.Самолёт устарел,как и сама схема самолётов с изменяемой геометрией крыла.С автором не согласен,когда он сообщает : [i][i]Изменяемая геометрия крыла придавала авиации два важнейших тактических качества - низковысотный полёт в режиме следования рельефу местности на околозвуковых,или малой сверхзвуковой скорости.........и средневысотный полет на дозвуковых крейсерских скоростях с раскрытым крылом......для минимального расхода топлива....
    Если не брать во внимание своеобразный стиль изложения в статье (авиац.терминология),то полёт на предельно малой высоте с огибанием рельефа невозможно выполнять на сверхзвуке,и очень проблематично на скоростях,близких к скорости звука.
    Американцы довольно быстро отказались от изменяемой геометрии крыла,как бесперспективной.
    1. Hrad 7 июня 2016 09:10
      Это одна из причин, почему "тупые" американцы отказались от B-1 и идут дальше. Зато Ту-160 гордость России. Хотя специалисты знают, что это не гордость, но обыватялям это впудривают в мозги. Всё по-Стругацким, "Обитаемый остров"
      1. Оператор 7 июня 2016 09:52
        "Умные" американцы клепают Пингвинов, а "тупые" русские Су-35С.

        Ту-160 - это носитель крылатых ракет Х-101/102 с дальностью 5500 км. Какую ПВО он будет прорывать на предельно низкой высоте?

        А в состав авиационных платформ - носителей крылатых ракет "Калибр-А" с ядерной боеголовкой и дальностью 2500+ км потенциально входят все без исключения самолеты военной и гражданской авиации с взлетным весом от 10 тонн.

        "Это война, детка" (С), а не художественная литература.
      2. RomanS 8 июня 2016 22:09
        Ну да, Вы правы... Американцы придумали В-2. Нереальная крутотень!(в долларах).
    2. Лт. запаса ВВС 7 июня 2016 10:58
      Цитата: bober1982
      Самолёт устарел,как и сама схема самолётов с изменяемой геометрией крыла.

      У F-111 боевой радиус 2140 километров, боевая нагрузка 14290 килограмм. Какой современный тактический бомбардировщик может похвастаться такими показателями?+ скорость 2655 км/час?
      1. bober1982 7 июня 2016 11:40
        Согласен, что F-111 имел отличные боевые характеристики.Но сравнивать его с тактическим бомбардировщиком было бы не правильно.Этот самолет решал и стратегические задачи.Нельзя же его сравнивать с Су-24,в целом,не совсем удачной копией F-111
        Самолет был очень дорогим в эксплуатации,и затратным.
        1. Папандопуло 7 июня 2016 11:56
          Торнадо это тоже копия F-111?
          1. bober1982 7 июня 2016 12:09
            Нет,ничего общего у Торнадо с F-111 нет,и не может быть.
            1. cast iron 7 июня 2016 21:12
              Т.е. Су-24 - это плохая копия, а "Торнадо" - это не копия и не плохая? )))) Ну ну. Су-24 вполне на уровне американских самолетов выполняли боевую задачу в Сирии. Такая вот "плохая" копия у коммунистов получилась - до сих пор не устарела.
              1. bober1982 8 июня 2016 14:00
                Я не называл Су-24 плохой копией,назвал не слишком удачной,по сравнению с оригиналом,если так можно выразиться.Тем более F-111 это ветеран вьетнамской войны,наш Су-24- афганской,разница по годам большая.
                Насчёт "Торнадо" ничего не могу сказать,ни хорошего,ни плохого,просто не знаю,и не интересовался особо.Хотя не понятны ваши слова ....а Торнадо- это не копия и не плохая? Если это не копия,тогда что означает : и не плохая? чего именно?
                Су-24 и F-111 это классические бомбардировщики,хотя их и называют иногда (не грамотно)- истребителями-бомбардировщиками,и поэтому сравнивать эти самолеты с Торнадо неуместно,в разных категориях находятся.
                1. Папандопуло 11 июня 2016 01:47
                  У каждой "копии" есть свой "оригинал". Так выражаться нельзя.
      2. Оператор 7 июня 2016 11:55
        У одноместного истребителя Су-35С с взлетным весом 34,5 тонн боевой радиус с двумя подвесными баками составляет 2000 км, максимальная боевая нагрузка - 8 тонн.
        Суммарная тяга двигателей Су-35С в 29 тонн и планер, рассчитанный на эксплуатационную перегрузку в 10g, позволяют увеличить взлетный вес до 45 тонн и, соответственно, боевую нагрузку до 18 тонн при условии усиления шасси до уровня Су-34.

        Поэтому двухместному бомбардировщику F-111 с взлетным весом 45 тонн пора на покой.
        1. bober1982 7 июня 2016 12:10
          Его и отправили на покой.
          1. Оператор 7 июня 2016 12:53
            Я имею в виду покой в смысле отсутствия гальванизации F-111, как в статье Евгения Даманцева laughing
            1. bober1982 7 июня 2016 13:06
              Спорить не буду.
        2. voyaka uh 8 июня 2016 11:01
          "Суммарная тяга двигателей Су-35С в 29 тонн "////

          Это много, по-Вашему?
          2 Х 86,3 =172,6 у Су-35. Крейсерский сверхзвук не могут
          обеспечить. Поэтому конструируют для ПАК-ФА другой, молее мощный мотор.
          2 Х 116 =232 у Ф-22
          1 Х 125 =125 У Ф-35
          У обоих - крейсерский сверхзвук
          1. Комментарий был удален.
          2. Оператор 8 июня 2016 12:22
            О, новая фишка - крейсерский сверхзвук (полет на сверхзвуковой скорости на бесфорсажном режиме работы двигателей/двигателя).
            Определяется отношением максимальной бесфорсажной тяги к нормальному полетному весу самолета (тяговооруженностью) и отношением нормального полетного веса самолета к площади крыла (нагрузкой на крыло) - чем больше, тем лучше:
            F-22 ~ тяга 21 тс, вес 30 т, скорость 1960 км/ч или 1,82 М (тяговооруженность 0,7 тс/т, нагрузка на крыло 385 кг/кв.м)
            Су-35С ~ тяга 17,6 тс, вес 25,3 т, скорость 1938 км/ч или 1,8 М (тяговооруженность 0,69 тс/т, нагрузка на крыло 411 кг/кв.м)
            F-35A ~ тяга 13 тс, вес 24,4 т, скорость 1290 км/ч или 1,2 М (тяговооруженность 0,53 тс/т, нагрузка на крыло 571 кг/кв.м)
            1. voyaka uh 8 июня 2016 14:47
              "О, новая фишка - крейсерский сверхзвук "////

              Это - важная фишка. Когда с бесфорсажного сверхзвука пускают
              ракету ВВ, она получает дополнительный импульс.

              Поэтому бесфорсажный полет на 1,2 МАХ на расстояние 250 км Пингвина важнее, чем форсаж на несколько секунд до 1,8 МАХ Сушки.
              1. Parsec 8 июня 2016 15:07
                Цитата: voyaka uh
                Когда с бесфорсажного сверхзвука пускают
                ракету ВВ, она получает дополнительный импульс.


                Да ну?
                А зачем он им?

                Бесфорсажный сверхзвук нужен для быстрого вывода на рубежи атаки и развертывания в требуемых районах.

                Опять лепите...
              2. Оператор 8 июня 2016 15:44
                Если Су-35С может кратковременно летать на 1,8 М на максимальной бесфорсажной тяге, то уж тем более он может длительно летать на 1,2 М на меньшей бесфорсажной тяге.

                Наиболее экономичной сверхзвуковой скоростью (исходя из минимума волнового сопротивления) для любого самолета является 1,6 М. Именно она является сверхзвуковой бесфорсажной крейсерской скоростью как для F-22 Raptor, так и для Су-35С. F-35 не может достичь бесфорсажных 1,6 М по причине низкой тяговооруженности.

                Как правильно пояснил Parsec, сверхзвуковая крейсерская скорость служит для быстрого и относительно экономичного перелета от места базирования к месту боя. После чего истребители, снижают скорость до 900 км/ч, как наиболее эффективной для выполнения маневров и крейсерского дозвукового полета.

                Диапазон скоростей ниже 900 км/ч используется для барражирования или воздушной заправки топливом, диапазон скоростей выше 1,6 М - для перехвата высокоскоростных целей или отрыва от противника на догонных курсах.

                Использование максимальной форсажной или бесфорсажной скорости для увеличения импульса ракет "воздух-воздух" в принципе возможно, но на практике не используется из-за сокращения боевого радиуса истребителя. Единственное исключение из этого правила - запуск противспутниковых ракет.
                1. voyaka uh 8 июня 2016 22:24
                  "После чего истребители, снижают скорость до 900 км/ч, как наиболее
                  эффективной для выполнения маневров"////

                  Рэптор запланирован именно для ведения воздушного боя на сверхзвуке, а вовсе не для
                  "Быстрого перелета к месту боя".
                  А вот для ударов по земле оптимальна скорость 0.9 МАХ. На нее заточен Ф-35.
                  1. Оператор 9 июня 2016 11:28
                    "Рэптор запланирован именно для ведения воздушного боя на сверхзвуке" (С) laughing

                    Типа подлетел весь такой стелсовый на 90 км (наибольшая дистанция применения ракет по маневренной цели) к Су-35С, запустил AIM-120D с радиокомандным наведением и летишь на сверхзвуковой крейсерской скорости прямо навстречу Су-35С, передавая радиокоманды ракете с помощью носового радара.

                    В этом случае Су-35С запустит РВВ-БД с радиокомандным наведением с помощью хвостового радара, отвернет на 180 градусов, включит форсаж, не даст сократить дистанцию и собьет F-22 в лоб с помощью РВВ-БД, раньше чем AIM-120D сможет захватить цель своей ГСН.

                    Мораль такова - никто, кроме камикадзе, не будет летать в дальнем воздушном бою на сверхзвуковой скорости.
                    1. voyaka uh 10 июня 2016 13:56
                      У Вас действительно незаурядная фантазия. Так расписать в подробностях полностью
                      выдуманный воздушный бой! fellow
                      1. Оператор 10 июня 2016 14:48
                        Не скромничайте - мне далеко до вашего: "Рэптор запланирован именно для ведения воздушного боя на сверхзвуке" (С) laughing

                        А нафига ему тогда УВТ и самая низкая в классе 30-40 тонн удельная нагрузка на крыло (по последнему показателю он даже превосходит Су-35С)?

                        Подсказка - эффективность управляемых аэродинамических поверхностей на сверхзвуке превышает эффективность УВТ, а низкая удельная нагрузка на крыло тормозит самолет.
              3. ГШ-18 8 июня 2016 21:54
                Цитата: voyaka uh
                Это - важная фишка. Когда с бесфорсажного сверхзвука пускают
                ракету ВВ, она получает дополнительный импульс.

                Здесь вояка прав.
                Но только начиная с Су-30 последних версий бесфорсажный сверхзвук вошёл в обыденность на наших истребителях "Сухой".
            2. ГШ-18 8 июня 2016 21:52
              Цитата: Оператор
              Су-35С ~ тяга 17,6 тс, вес 25,3 т, скорость 1938 км/ч или 1,8 М

              Не верно! 17,6 надо умножить на 2! На Су-35 ДВА двигателя. Таким образом, тяговооружённость значительно больше единицы! Это началось ещё с Су-30 и как традиция продолжается на следующих моделях yes
              1. Оператор 9 июня 2016 11:34
                Вы, уважаемый, сначала ознакомьтесь с бесфорсажной тягой одного двигателя Су-35С, а потом уж заявляйте, что верно, а что не верно.
          3. ГШ-18 8 июня 2016 21:49
            Цитата: voyaka uh
            Суммарная тяга двигателей Су-35С в 29 тонн "////

            Это много, по-Вашему?
            2 Х 86,3 =172,6 у Су-35. Крейсерский сверхзвук не могут
            обеспечить. Поэтому конструируют для ПАК-ФА другой, молее мощный мотор.
            2 Х 116 =232 у Ф-22
            1 Х 125 =125 У Ф-35
            У обоих - крейсерский сверхзвук

            Вояка, ну вы хоть сами понимаете, что ахинею несёте? На Су-35, как и на Т-50 установлены одинаковые двигателя, в то же время для Т-50 они являются двигателями 1-го этапа. Тем не менее и на Су-35 и на Т-50 выдерживается в полной мере параметр бесфорсажного сверхзвукового полёта. В противном случае о сегодняшних их отличных боевых радиусах не было бы и речи. Двигатель 2-го этапа для Т-50 будет иметь дебет по мощности в разных режимах от 4-х до 8-и процентов. Что очень существенно. Но не это главное! Двигатель 2-го этапа будет иметь значительно больший моторесурс. Для этого его и создают наши сейчас. С уважением yes
            1. voyaka uh 8 июня 2016 22:31
              "Двигатель 2-го этапа будет иметь значительно больший моторесурс"////

              В добрый час! А то движки индийских Су-30 после 3-4 дней очень интенсивных учебных
              боев с Ф-15 в США полностью вышли из строя ( у всех самолетов). Их меняли.
              Сверх-маневренность с поворотом сопел гробит двигатели стремительно...
              1. ГШ-18 8 июня 2016 22:39
                Цитата: voyaka uh
                "Двигатель 2-го этапа будет иметь значительно больший моторесурс"////

                В добрый час! А то движки индийских Су-30 после 3-4 дней очень интенсивных учебных
                боев с Ф-15 в США полностью вышли из строя ( у всех самолетов). Их меняли.
                Сверх-маневренность с поворотом сопел гробит двигатели стремительно...

                Про тотальную замену двигателей на индийских сушках я слышал-смахивает на фейк. Опять бездоказательно.
                Тем не менее индийцы порвали америкозов как Бобик грелку! И в Индийском этапе и в Американском lol
                Только вот их Сушки-это экспортный, урезанный вариант. Ну вы понимаете, да, о чём я говорю? wink
                1. voyaka uh 9 июня 2016 09:00
                  "Тем не менее индийцы порвали америкозов как Бобик грелку! "////

                  Сами американцы пишут от этом с большой иронией.
                  Цели были разные. Индусы хотели выиграть, а американцы - досконально изучить возможности Сушек. Американцы с одной стороны поддавались, с другой - заставляли индусов ( те, понятное дело, прислали лучших асов) выжимать из Су-30 максимум,включая форсажи, повороты сопел, весь высший пилотаж.
                  Сами американцы так никогда не воюют. Они стараются так построить свои группы, чтобы сбивать гарантированно, с подстраховкой, без всяких собачьих свалок.
                  Поэтому результатами они были очень довольны, безудержно хвалили мастерство пилотов-индусов ( которое правда было на высшем уровне ).
                  1. Оператор 9 июня 2016 11:41
                    Мы вам верим - американцы поддавались (теряя репутацию), у индусов перегрелись движки, они показывали афигенное мастерство, министр ВВС США лично похвалил иднийских коллег за разгром F-22 в ближнем воздушном бою, но у вас нет никаких ссылок на это laughing

                    А ничего, что основным истребителем ВКС России является одноместный Су-35С, а не двухместный Су-30?
                    1. Bongo 9 июня 2016 11:46
                      Цитата: Оператор
                      А ничего, что основным истребителем ВКС России является одноместный Су-35С, а не двухместный Су-30?

                      Основным? Правда? Не знал... no Андрей, "уря-патриотизм" поумерьте, заносит вас в очередной раз чересчур.
                      1. Оператор 9 июня 2016 12:30
                        Не верю, что Вы НЕ поняли, что я хотел сказать - в сравнении с двухместным Су-30 одноместный Су-35С является основным для ВКС РФ.
                      2. Bongo 9 июня 2016 13:24
                        Цитата: Оператор
                        Не верю, что Вы НЕ поняли, что я хотел сказать - в сравнении с двухместным Су-30 одноместный Су-35С является основным для ВКС РФ.

                        "Основным" пока, что являются Су-27 различных модификаций. Вам вообще известно сколько иап укомплектовано Су-35С и как до недавнего времени обстояли дела с ракетным вооружением для этого самолёта?
                      3. Оператор 9 июня 2016 16:05
                        "До недавнего времени" у нас много чего не было.
                        Вам известно, сколько будет укомплектовано ИАП Су-35С?
                      4. Bongo 10 июня 2016 02:24
                        Цитата: Оператор
                        "До недавнего времени" у нас много чего не было.

                        Не играйте словами, истребитель который состоит на вооружении одного иап не может быть "основным".Давайте говорить не о "прекрасном будущем", а о том что есть. Су-30 в наших ВВС (ВКС) на данный момент намного больше.

                        Стоянка Су-35С 23-го иап, фото из личной коллекции


                        Цитата: Оператор
                        Вам известно, сколько будет укомплектовано ИАП Су-35С?

                        Известно, но около 100 истребителей не смогут заменить в перспективе все подлежащие списанию Су-27.Кроме того не от хорошей жизни в состав вооружения ввели Р-27 советского производства. Лишь недавно эпопея с новыми ракетами сдвинулась в сторону практической реализации.

                        Знаете Андрей, без обид, но у вас есть одна черта, которая не даёт воспринимать вас и то, что вы пишите всерьёз. Вы обладая определёнными знаниями, очень склонны выдавать желаемое за действительное, абсолютно отрываясь при этом от реальности..
                      5. Оператор 10 июня 2016 09:59
                        Без обид, у вас тоже есть черта - идолопоклонство перед западными вундервафлями ("лишь недавно", "эпопея", "сдвинулась в сторону практической реализации" - зачем педалировать то, что уже преодолено).

                        Откуда вам известна программа выпуска Су-35С? "Около ста" - это 90 или 190 единиц? Если не знаете, то не выдавайте желаемое (90) за действительное (190).

                        И освежите память насчет количества выпущенных F-22 и F-35.
                      6. Bongo 10 июня 2016 10:17
                        Цитата: Оператор
                        у вас тоже есть черта - идолопоклонство перед западными вундервафлями

                        В каком месте? what
                        Цитата: Оператор
                        "лишь недавно", "эпопея", "сдвинулась в сторону практической реализации" - зачем педалировать то, что уже преодолено

                        Вы уверены, что преодолено? no Вы большой оптимист, до второй половины 2015 года Су-35С были по сути "голубями мира", да и сейчас проблемы с вооружением решены не до конца, отделались полумерами. Я фотографию с Дзёмог лично сделанную мной, не просто так в комменты вставил.
                        Цитата: Оператор
                        Откуда вам известна программа выпуска Су-35С?


                        Во первых - это открытая информация, а во вторых я живу и работаю в Комсомольске-на-Амуре.

                        Цитата: Оператор
                        И освежите память насчет количества выпущенных F-22 и F-35.

                        На сегодняшний день в разы больше чем Су-35С. Или вы с этим тоже не согласны? Да и сравнивать Су-35С с этими машинами по большому счёту не корректно. Все мы прекрасно знаем на базе планера какого самолёта сделан Су-35С.
                      7. Оператор 10 июня 2016 11:12
                        Вы, когда публикуете статьи на topwar.ru об израильских вундервафлях (которые с каждым годом отстают по своим ТТХ от российских), не забывайте анализировать эти изделия на предмет хотя бы работоспособности.

                        Даже живя в Комсомольске-на-Амуре, нельзя установить телепатическую связь с начальником ГШ ВС РФ на предмет планирования выпуска Су-35С или серийного выпуска РВВ-МД/СД/БД. В этих вопросах динамика цены нефти (доступная в том числе жителям Москвы) является более показательным маркером.

                        Если честно, я в растерянности - не понял вашей логики между ЛТХ Су-35С и базой его планера. Между прочим, на сайте форуме "Стелс машины" (paralay.iboards.ru) в теме Т-50 приведена показательная картинка сравнения бортовых проекций планеров Су-27 и Т-50 - практически полное совпадение профилей и основных размеров. И что из этого вытекает? laughing

                        Сравнивать надо характеристики самолетов, а не базы планеров. А по всем ЛТХ, за исключением ЭПР и РЛС, Су-35С бьет F-22. Попробуйте для примера привести хотя бы один пример обратного.
                      8. Bongo 10 июня 2016 13:05
                        Цитата: Оператор
                        Вы, когда публикуете статьи на topwar.ru об израильских вундервафлях (которые с каждым годом отстают по своим ТТХ от российских), не забывайте анализировать эти изделия на предмет хотя бы работоспособности.

                        Поподробней пожалуйста про израильские "вундерыафли"? stop Вам не кажется, что свои слова надо чем-то подтверждать?
                        Цитата: Оператор
                        Если честно, я в растерянности - не понял вашей логики между ЛТХ Су-35С и базой его планера. Между прочим, на сайте форуме "Стелс машины" (paralay.iboards.ru) в теме Т-50 приведена показательная картинка сравнения бортовых проекций планеров Су-27 и Т-50 - практически полное совпадение профилей и основных размеров. И что из этого вытекает?

                        Вы в самом деле такой или придуряетесь? what
                        Цитата: Оператор
                        Даже живя в Комсомольске-на-Амуре, нельзя установить телепатическую связь с начальником ГШ ВС РФ на предмет планирования выпуска Су-35С или серийного выпуска РВВ-МД/СД/БД. В этих вопросах динамика цены нефти (доступная в том числе жителям Москвы) является более показательным маркером.

                        Цитата: Bongo
                        Во первых - это открытая информация

                        Более комментировать тут нечего, судя по всему адекватно воспринимать действительность вы не способны. Всего доброго. hi
                      9. Оператор 10 июня 2016 13:53
                        Ой, а как же лидирование F-22 хотя бы по одной из ЛТХ, кроме указанных мною, - неужели сложно назвать или "адекватность" мешает?
                        И вам всего доброго.
                2. Комментарий был удален.
        3. Комментарий был удален.
      3. cast iron 7 июня 2016 21:10
        Только давайте без диферамбов. Никогда США свои Ф111 не нагружали выше 7-8 тонн. Потому как приемлимой дальности при этом не получится, так же как и скорости.
    3. ГШ-18 8 июня 2016 21:41
      но американцы склонились в сторону простоты, «сомнительной» дешевизны и ограниченных достоинств «Супер Хорнетов»

      Я бы так не сказал. F-35C отнюдь не дешёвая машинка! Конечно, она не доведена ещё до ума, но мы же не знаем всех ньюансов американской ВМФ доктрины... request
    4. Aqela 8 июня 2016 21:44
      Ну, Су-24, вроде как, себя не плохо проявляют. Китайцы аналоги Ту-16 с вооружения снимать не планируют. Бразильцы вполне себе неплохо применяют самолёт "Тукано", явно устаревшей конструкции. Про годы разработки вертолетов "Ирокез", "Хью-Кобра" говорить надо?
      Вроде как мелькало сообщение, что представители американского спецназа высоко оценили "новейшую разработку" авиапрома России - Ан-2, который вполне хорош в своём сегменте...
      В довесок:
      Боинг CH-47 «Чинук» (англ. Boeing CH-47 Chinook) — американский тяжёлый военно-транспортный вертолёт продольной схемы. Разработан на основе CH-46 и широко эксплуатируется с начала 1960-х годов. Сменил в Армии США вертолёт H-37, позже — и CH-54. Состоит на вооружении более 20 стран мира. Кроме США, производился с 1970 г. в Италии (более 200 вертолётов) и Японии (фирмой «Кавасаки» произведено 54 вертолёта[1])

      и ещё
      Bell 206 — семейство лёгких многоцелевых вертолетов. Разработка и производство: Bell Helicopter Textron Company. Вертолет впервые поднялся в воздух 10 января 1966 года. Серийное производство, начатое в 1968 году, продолжается на настоящий момент (2011).
  3. котэ119 7 июня 2016 10:16
    томкэт хороший, красивый самолёт, для своего времени был продвинутым самолётом
  4. sivuch 7 июня 2016 11:17
    А можно узнать у автора,откуда у автора информация об учебных боях с 23-18 из Камрани?
    Нет , я не оспариваю,просто в свое время я писал монографию о Миг-23 и достаточно плотно прошерстил весь интернет,такого не нашел.
    В принципе,в И-И войне Миг-23МЛ(именно они ,а не предыдущие модели) воевали с томкетами вполне успешно
    1. Папандопуло 7 июня 2016 11:35
      Суперхорнетом заменили Томкет и Хорнет одновременно. При дозаправке он делает почти все то же что и Томкет.
      Это был самый совершенный американский самолет по аэродинамике, но на вертикалях он даже с обычным МиГ-23 ни в коем случае тягаться не мог.
    2. Папандопуло 7 июня 2016 12:04
      Появился Супеохорнет у Австралии - также выкинули уродца F-111 неспособного вести полноценный воздушный бой, тем более Индонезия перестала представлять существенную угрозу. Он был предназначен для тактического ядерного бомбометания и никаких стратегических задач не решал. Откуда у Австралии ядер? ВВС конечно Королевские, только она ими не командует...
      1. bober1982 7 июня 2016 12:15
        Австралия закупила F-111 для сдерживания Индонезии,в качестве противовеса индонезийским Ту-16,которые наша страна поставляла.А затем всё правильно - угроза миновала,и их убрали.
        1. Оператор 7 июня 2016 13:00
          Теперь Австралия поставлена перед неразрешимой проблемой - Индонезия закупает Су-35С, а Австралия в ответ может рассчитывать только на Пингвины bully
      2. ГШ-18 8 июня 2016 22:02
        Цитата: Папандопуло
        тем более Индонезия перестала представлять существенную угрозу.

        Это пока... Там Сушки плотно заселяются. И 35-е будут.
        1. Папандопуло 12 июня 2016 14:21
          Там в кои веки американцы свои базы развернули.
    3. Bongo 7 июня 2016 14:22
      Цитата: sivuch
      А можно узнать у автора,откуда у автора информация об учебных боях с 23-18 из Камрани?

      Игорь, есть такой неисчерпаемый источник информации- фантазия smile На него автор в основном и опирается.
      Чего только стоит это:
      F-14D+ имели бы на порядок больше противовоздушных/противоракетных, противокорабельных и чисто ударных возможностей, уверенно подкреплённых большим радиусом действия, скоростью и количеством узлов подвески
      Автор в школе плохо учил математику negative "на порядок" - это в 10 раз! А вообще, автор в очередной раз демонстрирует слабое знание предмета, публикация изобилует "ляпами".
      1. ГШ-18 8 июня 2016 22:32
        Цитата: Bongo
        Автор в школе плохо учил математику negative "на порядок" - это в 10 раз!

        В математическом смысле-да. Однако порядки бывают разные. В данном случае-в 2 раза.
  5. 00001 7 июня 2016 16:51
    Сейчас уже давно всё делается под расходники, а этот "...имитатор" не вылезет из зонтика
  6. Денис-Скиф 7 июня 2016 17:31
    и Фе-35 на подходе. Музеи готовятся ужо.
  7. Aqela 8 июня 2016 21:56
    Внимательно прочитал все комментарии. Да, статья небесспорная. Немало неточностей и ошибок. Однако, в целом довольно интересная и, что особенно важно, побуждающая на интересную и основательную дискуссию на уровне фактов, а не эмоций. Это - несомненный плюс! good

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня