Масштабы и причины «стратегического провала» флотов и ВВС США и Австралии в свете списания F-14D и F-111C/E/G
Самолёты тактической и стратегической боевой авиации с изменяемой геометрией крыла начали вызывать восторг и интерес у любителей и специалистов в области авиакосмических технологий, а также полюбились военными лётчиками более 52-х лет назад, когда в далёком декабре 1964-го года в воздух поднялся первый опытный образец многоцелевого дальнего истребителя-бомбардировщика F-111A «Aardvark», в дальнейшем превратившегося в несколько универсальных ударных модификаций со стратегическими возможностями специально для американских и австралийских ВМС и ВВС. Изменяемая геометрия крыла придавала авиации два важнейших тактических качества: низковысотный полёт в режиме следования рельефу местности на околозвуковой или малой сверхзвуковой скорости для преодоления системы ПВО противника (при сложенном крыле) и средневысотный или высотный полёт на дозвуковых крейсерских скоростях с раскрытым крылом, применяющийся для минимального расхода топлива при перелётах на большие расстояния в пределах обширного регионального ТВД. К данному разряду машин относятся и выведенные из состава американского флота палубные истребители-перехватчики/многоцелевые истребители семейства F-14A «Tomcat», которые активно заменяются на очень сомнительные по суммарным тактико-техническим параметрам F/A-18E/F «Super Hornet» и ужасно медленные 1,3-маховые палубные многоцелевые истребители 5-го поколения F-35C.
Данный обзор продолжает интересное, но очень короткое и обобщающее мнение неназванного китайского автора-обозревателя в области военной техники, которое было опубликовано на ресурсе «Военный Паритет», где кратко были описаны масштабы тактических упущений, пришедших в американский флот после списания всех модификаций палубных «Томкэтов» и «Супер Томкэтов». Подобная ситуация сложилась и с истребителями-бомбардировщиками F-111, которые были выведены из эксплуатации, совместно с версиями РЭБ EF-111A «Raven» в ВВС США в конце 90-х годов, и в ВВС Австралии — в конце 2010 года. Завершение развёртывания этих машин, несомненно, в худшую сторону сказалось на оперативных возможностях дальней тактической ударной авиации ВВС США. Масштабы упущений ни много, ни мало сродни заморозке программы интеграции стратегической малозаметной крылатой ракеты AGM-129A/B/C ACM в состав вооружения стратегических бомбардировщиков B-52H и B-1B «Lancer», поскольку резко уменьшилась оперативность ВВС Австралии и ВВС США в Индо-Азиатско-Тихоокеанском регионе. И «Супер Томкэты» и «Трубкозубы» обладали всеми необходимыми для реализации концепции БГУ качествами, а также громадным модернизационным потенциалом для успешной службы в XXI-м веке, но американцы эту возможность благополучно для нас упустили.
ЧТО ПОТЕРЯЛИ ВМС США ПОСЛЕ «УХОДА» «СУПЕР ТОМКЭТА»?
Специалисты компании «Grumman», выигравшие 3 февраля 1969 года конкурс Пентагона на перспективный палубный истребитель-перехватчик VFX («Variable geometry Fighter Experimental» или «Navy Fighter Geometry»), объявленный в 1968-м году, изначально опирались на конструкцию планера с изменяемой геометрией крыла, поскольку знали, что именно такое крыло сделает из будущего F-14A поистине многоцелевой палубный авиационный комплекс, позволяющий флоту не только эффективно оборонять авианосные ударные группировки от тактических истребителей, стратегических бомбардировщиков и морской авиации противника, но и осуществлять эскортирование своих бомбардировщиков-ракетоносцев в радиусе до 1500 км от АУГ без дозаправки, а также выполнять ударные операции на аналогично расстоянии от авианосца. Солидный опыт, накопленный «груммановцами» при проектировании и серийном производстве F-111A/B/C/D, был использован и в отношении «Томкэта», а поэтому любые вопросы, касающиеся аэродинамических качеств крыла при различных углах стреловидности, были быстро разрешены, либо вообще отсутствовали.
Важнейшими, можно сказать даже, революционными, можно считать конструкцию силовой установки и хвостовых плоскостей планера. Во-первых, мотогондолы 2-х ТРДДФ «Pratt & Whitney» TF30-P-414A были разнесены на приличное друг от друга расстояние, что в сравнении с «Фантомами» и «Трубкозубами» резко увеличило живучесть машины в случае повреждения одного из двигателей (подобная схема нашла своё применение в наших многоцелевых истребителях семейств МиГ-29, Су-27 и Т-50 ПАК-ФА, а также китайских J-11 и J-15). Первое конструктивное решение повлекло за собой и второе: планер получил хвостовое оперение с 2 вертикальными стабилизаторами, расположенными непосредственно на мотогондолах и над соплами двигателей. Такое решение позволило избежать сильного вращающего момента в плоскости рыскания при полёте с одним работающим двигателем. Момент возникал из-за приличного разнесения двигателей от продольной оси планера. Большая суммарная площадь стабилизаторов компенсировала все эти недостатки. В пользу такой конструкции играло также поступление на вооружение ВВС СССР высокоскоростного перехватчика МиГ-25П, также имеющего большое двухкилевое вертикальное оперение.
Как и любой высокоскоростной перехватчик, F-14A получил регулируемые воздухозаборники двигателей ковшевого типа с внешним сжатием, где регулировка воздушного потока осуществляется отклонением рамп-створок в верхней части каналов воздухозаборников. Зазор воздушного канала воздухозаборника, создаваемый автоматическим движением рамп, зависит от высоты, скорости, угла атаки и текущей массы самолёта. Полностью рампы раскрываются при высокоскоростных и высотных режимах перехвата. За счёт широкого применения в конструкции «Томкэта» титановых сплавов (24,4%), алюминия (39,4%) и бороэпоксидных материалов (0,6%) при малом количестве стальных элементов (17,4%), планер машины, даже с учётом приводов изменения геометрии крыла и V-образной титановой балки кессоной конструкции с центральной поперечной балкой крыла, получился достаточно лёгким и прочным, позволяющим реализовать перегрузки до 7 единиц. Масса пустого F-14A составляла 18,1 тонны, а нормальная взлётная масса с парой «Фениксов» (AIM-54A/B) и парой «Сперроу» (AIM-7F/M) приближалась к 26 тоннам. Это, естественно, не позволяло иметь тяговооружённость на уровне 1,0 с двигателями первых версий, зато позволило выйти на этот уровень позднее (в 1986-м году), когда в воздух поднялся первый опытный F-14D «Super Tomcat», являющийся серийным F-14B со значительно более мощными ТРДДФ «General Electic» F110-GE-400 тягой по 12700 кг/с. Высокие аэродинамические качества планера F-14A, а также регулируемые воздухозаборники обеспечивали максимальную скорость 2480 км/ч (без подвесок) и около 2200 км/ч (с подвесками), что примерно на 25% выше, чем у нынешних F/A-18E/F «Super Hornet». Но это только видимые преимущества «Супер Томкэта».
Сняв 23 сентября 2006-го года с вооружения ВМС США «Томкэты», командование флота сделало ставки на менее сложные и дорогие в обслуживании «Супер Хорнеты». Не секрет, что аварийность этих машин значительно ниже, чем у первых версий F-14, выше и скорость устоявшегося разворота в «собачьей свалке» (ближний маневренный воздушный бой) благодаря более высокой тяговооружённости и большим наплывам у корневой части крыла; но это ведь не главное, когда E-2D «Хокай» обнаруживает в 600 км от АУГ до сотни стратегических крылатых ракет, которые приближаются, к примеру, к дружественной военно-морской базе на Филиппинах: F/A-18E/F со своими 1700 км/ч точно сделать ничего не смогут, да и радиус действия в 800 км для дальних перехватов явно мал. А вот F-14D могли бы и реально «сделать погоду», особенно при использовании усовершенствованных ракет-перехватчиков AIM-54C «Phoenix» и AIM-120D AMRAAM. Да и аварийность этих модификаций была уже не на таком критическом уровне, как у первых истребителей с двигателями TF-30 от «Pratt & Whitney».
Что можно сказать по поводу маневренных качеств «Томкэтов»? Как любой летательный аппарат с тяговооружённостью значительно ниже 1,0, первую модификацию «Томкэта» нельзя сравнивать такими асами «энергетического» маневрирования, как МиГ-29С, Су-35С, F-16C, F-15C/E/SE и F/A-18E/F. Тем не менее, «показать зубы» «Кот-забияка» мог всегда, и часто это делал в учебных боях с нашими фронтовыми истребителями МиГ-23МЛД, базировавшимися в 80-е гг. на вьетнамской АвБ Камрань, в составе 169-го смешанного авиаполка. Когда наши истребителеи поднимались в воздух на патрулирование, пилоты американских F-14A, несущие воздушное дежурство над Южно-Китайским морем, заранее брали «Двадцать третьи» на сопровождение благодаря мощным бортовым импульсно-доплеровским РЛС со щелевой антенной решёткой (ЩАР) AN/AWG-9, происходило это на расстоянии до 200 км, МиГ-31Б с его «Заслоном» тогда был на этапе предсерийной подготовки, и инструментов для достойного ответа у нас в распоряжении не было. А у них на подвесках были «Фениксы» активной радиолокационной ГСН и дальностью до 180 км. Далее, по логике вещей, происходило сближение и наши машины вступали в имитационные ближние воздушные бои с американскими «Томкэтами», половина которых часто заканчивалась победой последних: всё зависело от подготовки и опыта наших и американских пилотов. Другими словами, маневренные качества первой версии F-14A были не столь плохие, и это понятно из опубликованной документации начального этапа испытаний палубного истребителя-перехватчика: предельный угол атаки в горизонтальном полёте достигал 41 градуса, резкий разворот в плоскости тангажа без потери управляемости мог доходить до 90 градусов (почти «Кобра Пугачёва», в доказательство даже видео в «YouTube» имеется), планер уверенно выдерживал 9,5-кратную положительную перегрузку, что сравнимо с показателями большинства современных тактических истребителей. Отличные несущие качества планера в режиме максимальной стреловидности крыла (68 градусов) реализуются благодаря совокупности аэродинамических свойств крыла и поверхности фюзеляжа между мотогондолами, свою роль выполняет также цельноповоротное заднее горизонтальное оперение (рули высоты): за счёт этого всё семейство палубных F-14 показывает высокие маневренные качества на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.
Интересным фактом является, то что аэродинамическое качество планера F-14A-D имеет коэффициент 9,1, что даже выше, чем у европейского многоцелевого истребителя EF-2000 «Тайфун» (коэффициент составляет 8,8). Также известно, что новые двигатели от «Дженерал Электрик» F-110-GE-400 на 34% повысили форсажную тягу на мидель у модификации F-14D «Super Tomcat»: с 1481,25 кг/кв. м она увеличилась до 1984 кг/кв. м. Результатом стало увеличение разгонных качеств «Томкэта», повышение скороподъёмности со 150 до 180 м/с (на 20%), увеличение тяговооружённости до 0,85 — 1,0 (в зависимости от типа подвески и количества топлива), а также возможность полёта с малой сверхзвуковой крейсерской скоростью (до 1,25М), что пилотам «Супер Хорнетов» в «лучших снах не снилось». Н 8 точках подвески может быть размещено до 6580 кг высокоточного ракетно-бомбового вооружения и различные оптико-электронные прицельно-навигационные контейнера для ведения разведки и целеуказания на большом удалении от цели. Но это та информация, которую можно рассчитать с помощью простых математических действий, более сложный и интересный момент — модернизация всех версий «Томкэта», которая зависит напрямую от конструкции фюзеляжа.
«F-14D+ BLOCK X»: ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ МОДЕРНИЗАЦИИ ИЛИ ВСЛЕД ЗА «САЙЛЕНТ ИГЛОМ»
Глубокое усовершенствование и объединение F-15E «Srike Eagle» и F-15C «Eagle» до единой обновлённой версии F-15SE «Silent Eagle» является сегодня главной «изюминкой» корпорации «Боинг» в достижении многочисленных миллиардных контрактов среди большого списка арабских государств Аравийского полуострова, Израиля, а также Республики Корея. Сочетая в себе лучшие лётно-технические и боевые качества двух ключевых версий «Орла», F-15SE получил продвинутый планер с углом разведения хвостового вертикального оперения, а также широким использованием радиопоглощающих материалов, что снизило радиолокационную сигнатуру до показателей ЭПР около 0,7 — 1 кв. м. Этому способствуют и конформные отсеки вооружения, расположенные сразу за воздухозаборниками, они скрывают радиоконтрастные активные головки самонаведения ракет AIM-120C/D от облучения РЛС противника. Новая бортовая РЛС AN/APG-63(V)3 c АФАР реализовала в «Бесшумном Орле» возможности высокоточной работы как по малоразмерным воздушным, так и по наземным целям, вероятно, и в режиме синтезированной апертуры. Параметры этой РЛС приближаются к AN/APG-81, установленной на малозаметные истребители семейства F-35, в частности, дальность обнаружения воздушной цели типа «Рафаль» у AN/APG-63(V)3 составляет 150 км, а типа «F-15C» — 215 км. Под подобное усовершенствование заточено и семейство F-14A «Tomcat».
Основной упор при модернизации делается именно на снижение радиолокационной заметности летательного аппарата. Применительно к F-14D «Super Tomcat», это придание угла разведения вертикальным хвостовым стабилизаторам в пределах 20—30 градусов для максимально эффективного разброса облучающей электромагнитной волны вражеской РЛС, внедрение радиопоглощающих материалов в обводы кромок воздухозаборников и предкрыльевые неподвижные наплывы, изменение геометрии каналов воздухозаборников непосредственно перед лопатками компрессоров двигателей во избежание отражения радиолокационного излучения РЛС противника, создание усовершенствованной конструкции фонаря кабины (уход от прямых углов и скруглений в модели переплёта фонаря, радиопоглощающие материалы в элементах переплёта).
Второй момент — установка внутреннего отсека вооружения. Как у F-14D «Super Tomcat», так и у ранних версий палубного многоцелевого истребителя имеется достаточно ёмкая ниша между мотогондолами двигателей; её ширина составляет около 1,6 м, благодаря чему здесь мог быть встроен крупный отсек вооружения длиной более 4,5 м, в который могло бы поместиться от 4 до 6 ракет класса «воздух-воздух» дальнего радиуса действия AIM-120D. Во-первых, это значительно увеличило бы значение «Супер Томкэта» как дальнего перехватчика и палубного истребителя для завоевания господства в воздухе, во-вторых, позволило бы исключить внешнюю подвеску в операциях, где требуется преодоление наземной и воздушной ПВО противника, а значит — дополнительное снижение ЭПР. Отсек вооружения мог бы вместить и такое высокоточное вооружение, как малоразмерные планирующие бомбы GBU-39 SDB, причём в количестве до 10 ед., делая из F-14D отличный тактический ударный истребитель поколения «4++».
Не менее интересным является рассмотрение возможного обновления бортового радиоэлектронного оборудования F-14 D «Super Tomcat», где на первый план выходит БРЛС истребителя. «Супер Томкэты» оснащались бортовой РЛС AN/APG-71, которая, в отличие от чисто противовоздушной AN/AWG-9, стала первой мощнейшей в истории палубной авиации многорежимной БРЛС, способной работать по наземным, морским и воздушным целям в радиусе до 250 км, её же инструментальная дальность достигла 370 км. Дело в том, AN/APG-71 является модификацией станции AN/APG-70, установленной на тактические истребители F-15E «Strike Eagle», но с улучшенными энергетическими показателями. Диаметр антенной решётки AN/APG-71 составляет 914 мм, при азимутальной зоне обзора 160 градусов (у РЛС AN/AWG-9 она составляет 130 градусов). Позднее планировалось усовершенствовать и программное обеспечение управления режимами бортовой РЛС, включив алгоритмы, используемые на «Страйк Игле»: это и режим SAR (синтезированной апертуры), и режим следования рельефу местности, и доплеровский режим; последний, как известно, позволяет точно вычислять радиальные скорости сопровождаемых объектов, а также может похвастаться высокой степенью помехозащищённости. Но все работы «заморозили» одновременно с завершением боевого развёртывания «Томкэтов» и «Супер Томкэтов» на базе АУГ ВМС США, в то время, как модернизированные F-14D могли получить РЛС принципиально нового типа.
Внутренние размеры радиопрозрачного обтекателя палубного истребителя F-14D приспособлены к установке практически любых версий американских бортовых РЛС. Фаворитами могли быть станции AN/APG-63(V)3, AN/APG-81 и даже AN/APG-77, установленная на «Рапторах», боевая мощь и тактические особенности такого палубника в разы бы превзошли те, с которыми мы знакомы в «Супер Хорнетах», за исключением, конечно, устойчивой маневренности в длительном БВБ, ведь управляемый вектор тяги для F110-GE-400 ещё не разработан, а «засветился» лишь в связке с ТРДДФ F100-PW-100 для экспериментального сверхманевренного американского истребителя F-15 ACTIVE, который в серии так и не оказался.
Установленный под носовым обтекателем РЛС комбинированный оптико-электронный прицельный комплекс IRSTS, позволяющий в дневных и ночных условиях вести наблюдение за наземными, надводными и воздушными целями в инфракрасном и телевизионном каналах на дальности до 80 км, мог быть заменён на оптико-электронную ИК-систему с распределённой по планеру истребителя апертурой DAS, применённую в БРЭО F-35A, либо её аналог. Такой F-14D+ стал бы превосходной разведывательно-ударной палубной единицей ВМС США, способной выполнять и функции ПВО. Касаемо DAS, можно отметить рост «стелс»-возможностей обладающего ей летательного аппарата. Как и в случае с нашими оптико-электронными прицельными комплексами ОЛС-УЭМ (МиГ-35), 8ТК (МиГ-31), 36Ш/ОЛС-27К (Су-27/33) и ОЛС-35 (Су-35С/Т-50), AN/AAQ-37 DAS способна в пассивном режиме (с выключенной БРЛС) обнаруживать и сопровождать воздушные цели на удалении от 100 (тактическая авиация) до 1000 и более километров (стартующие ОТБР и МБР), поцелям могут быть запущены ракеты AIM-120D, которые будут обнаружены уже на подлёте к цели либо её радиолокационными средствами, либо по данным СПО, оповещающей об облучении АРГСН. «Томкэт» же при полном 2-маховом форсаже мог бы начать уход со включенным комплексом РЭБ. F-14D+ имели бы на порядок больше противовоздушных/противоракетных, противокорабельных и чисто ударных возможностей, уверенно подкреплённых большим радиусом действия, скоростью и количеством узлов подвески, но американцы склонились в сторону простоты, «сомнительной» дешевизны и ограниченных достоинств «Супер Хорнетов», лишив свой стратегически важный флот «длинной руки» на десятки лет, что выгодно и нам, и Китаю.
Информация