Танки в гражданской войне в Испании 1936 – 1938 гг. (часть 3)

32
События 1936-1939 гг. в Испании в советской историографии многие годы рассматривались как «национально-освободительная война испанского народа», но очевидно, что это не соответствует истине. Просто произошло столкновение сил демократии и сил тоталитарных режимов, и все это случилось в крайне отсталой, по сути, полуфеодальной, крестьянской стране, с въевшимся в сознание масс патриархальным менталитетом. И – да, это была самая настоящая «генеральная репетиция» будущей войны, где отрабатывалась ее техника и тактика.

Танки в гражданской войне в Испании 1936 – 1938 гг. (часть 3)

Т-26 – «самый значимый советский танк» испанской войны. Танковый музей под Мадридом.

Данный аспект войны в Испании у нас был известен и в эпоху СССР! Но… давался без особых подробностей. Правда, повезло ВМФ, поскольку адмирал Кузнецов рассказал в своих мемуарах о действиях испанских ВМФ достаточно подробно, а затем еще и опубликовал целый ряд аналитических статей на ту же тему. По авиации информации вроде бы тоже было много, но только они до недавнего времени были сильно «размазаны» по разным изданиям. Танкам повезло меньше всего. И понятно, почему. Наши самолеты были хороши, но немецкие оказались лучше! Кто виноват? Конструкторы! А вот танки… танки были вне конкуренции всю войну. Поэтому-то и рассказывать нашим ее участникам про свои ошибки совсем не хотелось. Тем не менее, информация о танках в Испании есть и почему бы нам с ней не познакомиться по различным источникам?

Впрочем, сразу же выяснится, что точного числа Т-26 и БТ-5, посланных Испании, неизвестно. Историки за рубежом склонны к преувеличению цифр, наши, напротив, обычно их преуменьшают.

Например, в монографии «Т-34» И.П. Шмелева написано, что из СССР испанцам послали 362 танка, или – и того меньше - 347. Но, например, такой испанский историк, как Рафаэль Тревино Мартинец дает другие цифры: танков Т-26 около 500 и еще 100 БТ- 5, и все это без учета разных БА.

О том, что танков было 362, написал и Раймонд Сурлемонт – французский историк БТТ в журнале «Арморед кар», но при этом добавлял, что помимо танков СССР отправил республиканцам 120 броневиков ФАИ и БА-3/ БА-6.

Хью Томас – известный английский историк, монография которого была издана несколько раз и является, по общему мнению, наиболее объективным исследованием этой темы в англоговорящих странах, вообще пишет о 900 советских танках, плюс к ним 300 БА. Он дает следующую таблицу.

Люди Авиация Танки Артиллерия
Националисты
из Германии 17000 600 200 1000
из Италии 75000 660 150 1000
Марокканцы 75000
Всего 167000 1264 350 2000
Республиканцы
из России 3000 1 000 900 1550
Другие страны и
Интербригады 35000 320

Невоенные формирования из-за границы 15000
Всего 53000 1320 900 1550
* Huqh Thomas, The Spanich civil war, p/ 985


Из Италии пришло 149 танкеток CV 3/35 «Фиат-Ансальдо» и... 16 БА «Лянча-Ансальдо» 17М модели 1917 г., а 5 танкеток поступили в Испанию 16 августа 1936 года, броневики 22 декабря. 29 сентября прислали еще 10 танкеток, 3 - с огнеметами. Лишь в конце октября 1936 года удалось сформировать полноценную роту из смешанных итало-испанских экипажей, которую показали генералу Франко 17 октября на военном параде. В бой эти «танки» пошли 21 октября возле городка Навалкарнеро. Оборонявшие его республиканцы, завидя «танки», тут же отступили. Но одну танкетку итальянцы потеряли, зато были очень горды своим успехом, поэтому назвали эту часть «Навалкарнеро»! 29 октября эти танкетки первый раз встретились с нашими Т-26. Получилась танковая дуэль нашего танка с пушкой и итальянской танкетки с пулеметом и огнеметом, которой командовал офицер П. Берези. Разумеется, Т-26 подбил ее прямым попаданием, а ее экипаж погиб. Вторая танкетка была сильно повреждена, но и Т-26 получил серьезные повреждения от снарядов артиллерии националистов. Всего же в ходе осенних боев за Мадрид в 1936 году итальянцы потеряли 4 машины, троих человек убитыми, ранеными 17 и один пропал без вести. Тогда 8 декабря 1936 года поступило еще одно пополнение из Италии в количестве 20 машин.

Выяснилось, что советские танки поражают итальянские первым же попавшим в них снарядом. Поэтому использовать их стали в качестве «быстрых подразделений» (прямо как сегодняшние части «быстрого реагирования»!), и это оказалось оправданным. То есть их отправляли туда, где наших танков не было и именно там они наносили неожиданные удары. Так, при их помощи националисты заняли Сантадер, а уже весной в марте- апреле 1938 года активно воевали в горах Монтенегро. В июле 1938 года усиленные германскими 37-мм орудиями РАК-36 эти танкетки смогли прорвать фронт республиканцев у Теруэля и продвинуться затем вперед на более чем 100 километров!


И на этом можно было воевать и побеждать?

В декабре 1938 года 32 танкетки доставили из Италии националистам в последний раз. Теперь танковая часть, принадлежавшая итальянскому экспедиционному корпусу в Испании, стала называться полком, в составе штаба, двух батальонов танкеток, в каждом из которых было две роты. Один батальон танкеток имел испанские экипажи. Кроме этого, был один моторизованный батальон, рота бронеавтомобилей, рота разведчиков-мотоциклистов и рота Берсальеров. В полк еще входил батальон Ордити, батальон противотанковых орудий, вооруженный 65-мм горными пушками и немецкие РАК-36. Сюда же включили 47-мм и 45-мм трофейные пушки.

В декабре 1938 года полк воевал в Каталонии, где бои в очередной раз привели к прорыву фронта республиканцев. Теперь сопротивление республиканцев слабело на глазах, но тяжесть положения успешно компенсировалось республиканской прессой. 17 января 1939 года газеты сообщили о героическом подвиге капрала Селестино Гарсия Морено, который около городка Санта Колома де Куералт повстречался с 13 итальянскими танками и три подорвал ручными гранатами. Затем он взял киркомотыгу, взломал на них люки и взял в плен всех пятерых танкистов. Причем остальные 10 машин при этом сразу обратились в бегство! 26 января танки франкистов вошли в Барселону, а 3 февраля 1939 года при штурме города Героны на французской границе итальянцы потеряли последнюю танкетку. Собственно, на границе они были 10 февраля, где CTV захватили 22 танка республиканцев, 50 пушек и более 1000 пулеметов! 3 мая итальянские танки парадировали в Валенсии, а 19 мая в Мадриде, что, конечно, наполнило сердца танкистов дуче гордостью. Однако потери в 56 танкеток вряд ли говорят об их высоком качестве. Хотя, да, все мемуаристы отмечают, что свой девиз: «Быстро к победе», они оправдали, то есть ездили действительно быстро и… так или иначе, но республиканцев заставляли отступать.

«Легион "Кондор"» 9 танков Т-I А получил в конце 1936 года, потом 32 танка были поставлены в середине сентября. Танковая группа легиона получила название «танковая группа Дрон». Командовал ей подполковник Вильгельм Риттер фон Тома. Группа состояла из штаба, двух танковых рот, из трех секций каждая. В секции было по пять линейных танков и одна машина командира. Части поддержки включали в себя транспортную секцию, полевую мастерскую по ремонту, противотанковую и огнеметную секции. Фон Тома обратил внимание, что «испанцы быстро учатся, но также быстро забывают то, что выучили». Из-за этого в смешанных германо-испанских экипажах немцы были за главных.


Впечатляющая и грозная машина, не так ли?

Слабость Т-IА показали уже в самые первые бои, и с декабря 1936 года в Испанию пошли танки Т-IВ. К 1938 году германские танковые части насчитывали 4 батальона, каждый из 3 рот и по 15 танков в каждой роте. 4 роты /60 танков/ были составлены из трофейных Т-26. За захват танка Т-26 командование националистов давало премию в 500 песет – месячная зарплата американского пилота у республиканцев (причем, советским «сталинским соколам» платили меньше, чем всем остальным!), причем особенно активно «добывали» наши танки марокканцы, для которых это были огромные деньги. Они же были мусульмане! Вина не пили, в карты не играли, а все «заработанные» деньги, как и современные гастарбайтеры из Средней Азии, посылали своим семьям. И понятно, какой находкой был для них «настоящий русский танк!» Ну, а в итоге националисты добыли в качестве трофеев… 150 танков Т-26, БТ-5 и БА БА-10, и это лишь те машины, что они смогли отремонтировать и использовать затем у себя в армии. По сути дела, СССР заложил основу танкового парка Франко, вот как!


Интересный парадокс: чем армия не более убога, тем у нее ярче униформа, а в ней больше всяких «прибамбасов».

Немцы в Испании были полностью независимы и, по сути, испанцам не подчинялись, а лишь координировали с ними свои действия. Был случай, когда Франко потребовал, чтобы фон Тома послал свои танки в атаку вместе с пехотой «в обычной манере генералов, принадлежавших к старой школе», на что тот ему ответил: «Я буду использовать танки, не распыляя их, а концентрируя», и Франко утерся! Причем в роте у него было по 15 танков, а всего в наличии было 180 машин. Но только в Каталонии у республиканцев было до 200 советских танков и БА. И чтобы вы думали? Командование на каталонском фронте рассматривало Т-26 как… излишне тяжелые и вдобавок как недостаточно эффективные!


Зимой главное для солдата - это согреться!

Возникает вопрос: какой еще эффективности нужно было испанцам от советских машин, если у Т-IА и T-IВ, и CV 3/35 не было пушек, а у наших они были? Господство авиации Франко, якобы приводившее к большим потерям у республиканцев, достаточно установленным считать нельзя. Если на один уничтоженный понтонный мост на реке Эбро националисты израсходовали до пятисот бомб, то сколько же бомб они тратили на один уничтоженный танк? И потом в критические дни ноября 1936 года именно Т-26 и истребители И-15 и И-16 господствовали в Испании и на земле, и в воздухе!


А вот многие республиканцы воевали в «джинсе»!

Очевидно, что республиканцы просто... не умели соответствующим образом воевать! То есть важнейшими причинами победы националистов стали боевая подготовка, обеспечение дисциплины и профессиональное командование. Вот и М. Кольцов в книге «Испанский дневник» неоднократно писал, что у националистов выделены специальные сержанты, чтобы расстреливать отступающих и трусов, что позади пехоты ставили пулеметы. Но генерал Энрико Листер тоже приказывал расстреливать своих солдат в случае отступления. Сержанты-республиканцы имели даже приказ расстреливать офицеров, скомандовавших отступление без письменного на то приказа из штаба. «Каждый, кто допустит потерю хотя бы дюйма земли, ответит за это головой» - так обращался Листер к своим войскам, и все равно это не помогало, республиканцы терпели одно поражение за другим. С другой стороны, возможно, советских военных советников там просто не слушали? «Большое количество русских офицеров в Арагоне ставит испанских солдат в положение колонизируемых аборигенов» - гласила телеграмма из штаба Арагонского фронта военному министру Испанской Республики, и этот пример отношения к нам вовсе не является единичным. И спрашивается, а где благодарность? Причем элементарная! Интересно, что американским пилотам и офицерам-добровольцам из Англии, США и Канады такого никто не говорил, а зарплату им платили больше, чем нашим в разы! Наверное, слишком наши с ними церемонились! А сказали бы прямо: без наших танков и самолетов вы все тут «ноль без палочки» и, глядишь, уяснили бы они свое место. А то все «братская солидарность», «пролетарский интернационализм», «интернациональная помощь», а надо было вот как немцы… «а пошел ты!»
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    8 июня 2016 06:31
    Интересный материал. Одно "но". Автор упускает тот момент, что как бы не был силен и грозен танк, но он один на поле боя не побеждает. Есть воспоминания о той войне, все наши танкисты в голос орут: "танки плохо поддерживались пехотой, пехота за танками не шла".
    Был случай когда танки, что то порядка ШЕСТИ раз заползали на высоту, которую должны были взять, а пехота не шла. Анархисты митинговали и решали - идти в атаку или нет, решили - идти, но вот незадача, наступило время сиесты, решили идти после неё.
    В результате, не поддержанные пехотой танки понесли потери от пехоты противника, который их просто забросал гранатами и бутылками с ЗС.



    Часть танков было брошено французскими, к слову само плохо оцениваемыми нашими танкистами и испанскими экипажами. А поднявшаяся пехота была встречена огнем и контрударом подошедших резервов, не только остановлена, но и сбита с занимаемых позиций.
    Армия Республики не была армией, в том виде, в которым она должна быть. Это было плохоуправляемое скопление вооруженных революционных масс

    Плакат той поры, на нем изображен флаг анархистов, ничего не напоминает?

    1. 0
      8 июня 2016 12:08
      Цитата: svp67
      на нем изображен флаг анархистов, ничего не напоминает?

      Честно говоря нет, а что должно напомнить?
      1. +2
        8 июня 2016 20:40
        Ну, это - традиционные цвета анархистов-синдикалистов, которые на/в Стране 404 были присвоены "правосеками".
        1. +1
          8 июня 2016 20:43
          Цитата: Aqela
          Ну, это - традиционные цвета анархистов-синдикалистов, которые на/в Стране 404 были присвоены "правосеками".

          В точку drinks
  2. +4
    8 июня 2016 09:10
    Просто произошло столкновение сил демократии и сил тоталитарных режимов...Знаете Вячеслав, всё таки трактовка советских историографов, более точна..И на то были основания..События 30-х годов в Испании прошлого века,это как итог всех испанских революций, которые сотрясали страну на протяжении 19 века..И какие силы демократии столкнулись в Испании? Самые демократичные страны Франция,Англия,США заявили о не вмешательстве в дела Испании..и республиканскому правительству попросту было отказано в помощи на официальном уровне..Таким образом от сил демократии почти ничего не остаётся..А остаются, только тоталитарные режимы Германии,Италии и ...СССР..в свете последних указаний..СССР признан "тоталитарной" страной...
    1. 0
      8 июня 2016 15:30
      Я потому и написал СИЛЫ, а не страны и Ваш вопрос можно было предвидеть. Внутри страны было много именно демократических сил (хотя и понимавших демократию по-разному) и я.думаю, Вы не будете возражать, что это не так. Их было много! "Западные демократии" устранились на уровне правительств, но не отдельных граждан. Это тоже сила - "интернационалисты" и три страны которые современная историография относит к тоталитарным СССР, Германия, Италия, плюс собственно мятежники Франко. Вот так. Поэтому и написано - силы.
      1. 0
        8 июня 2016 17:39
        Это тоже сила - "интернационалисты" ..Сила...Но..стоило бы..демократическим странам проявить свою силу...Но по сути..эти страны...отдали демократические силы Испании на растерзание фашизму...Знак равенства, между тоталитарной Германией , Италией и СССР не поставишь..
        1. 0
          8 июня 2016 19:33
          Конечно! Разделяй и властвуй. это принцип "западных демократий"
          1. +1
            8 июня 2016 20:45
            Ну, в принципе, такие слова говаривал Гай Юлий Цезарь, римский император, за долго до появления государств англов, саксов, норманнов, алеманов, франков, скоттов, готов, даже тюрков и арабов... да и эллины в те времена существенно отличались генетически и культурно от нынешних... request
            1. 0
              9 июня 2016 06:22
              Хорошим "от Цезаря" почему бы не попользоваться?
          2. 0
            9 июня 2016 06:18
            Конечно! Разделяй и властвуй. это принцип "западных демократий"


            Это принцип тех кто желает властвовать
      2. +1
        9 июня 2016 06:24
        Я потому и написал СИЛЫ, а не страны


        Внутри Испанские "СИЛЫ" не смогли бы воевать без поддержки извне. поэтому правильней видеть в Испанслой войне противостяние мевду странами которые поддерживали воюющие стороны.
  3. mvg
    +3
    8 июня 2016 10:38
    "Республиканцы не умели воевать" - главный вывод статьи. Вопрос: а франкисты то где научились? Те же цыгане, только в профиль.. И те несколько тысяч немцев, и 2-3 десятка хенкелей и мессершмидтов, вкупе с Т-1Б, не делали историю..
    P.S.: В моем понимании, если Россия взялась помогать Республике/. надо было делать это да Победы.. и в Т-26 "урюков" не сажать, вместо экипажа. Командиры - только кадровые, операции - только согласованные.
    А так просто "протестили" технику, при чем в явный "минус", но выводы не сделали. 41-43 гг как раз и показали это.
    1. +4
      8 июня 2016 11:42
      Цитата: mvg
      Те же цыгане, только в профиль.

      Цитата: mvg
      в Т-26 "урюков" не сажать, вместо экипажа.

      Я хочу вам напомнить, что эти, как вы выразились "цыгане", владели нашим миром до англо-саксов. Вот полностью, со всеми потрохами. И их стараниями сегодняшний мир во многом такой, какой он есть. По сей день латиноамериканский мир правит бал на 2-х континентах (на одном уж точно). Поэтому не совсем понятен пренебрежительный тон в их адрес.
      1. +1
        8 июня 2016 14:37
        А Ваш мир - это ГДЕ???
        1. +2
          8 июня 2016 20:53
          Ну, к примеру, испанские дублоны активно применялись в России (да и не только в России, их охотно применяли практически все государства Европы) под названием "ефимки", при этом в России тогда золотых монет не чеканили совсем.
          За изрядное время до расцвета Британской Империи Испания, Португалия и Голландия вполне себе поделили весь земной шар на зоны влияния. Напоминать про открытие Америки испанской экспедицией, возглавляемой Христофором Колумбом тоже нужно? Про герилью - прообраз партизанского движения, серьёзно потеснившей войска Наполеона 1-го Бонапарта, Вы никогда не слышали? Или Вы не в ладах не только с историей, но и географией? negative
          Так что сравнивать испанцев с цыганами, даже никогда не имевших своего государства, просто глупо. fool
          1. 0
            9 июня 2016 06:20
            Да, вспомним знаменитый Тордесильясский договор от 1494 года подтвержденный буллой папы в 1506-ом... Таких говоров даже и США себе не позволяют!
  4. 0
    8 июня 2016 11:34
    17 января 1939 года газеты сообщили о героическом подвиге капрала Селестино Гарсия Морено, который около городка Санта Колома де Куералт повстречался с 13 итальянскими танками и три подорвал ручными гранатами. Затем он взял киркомотыгу, взломал на них люки и взял в плен всех пятерых танкистов. Причем остальные 10 машин при этом сразу обратились в бегство!

    Видимо в редакции тоже были "советские добровольцы".
  5. +2
    8 июня 2016 12:04
    советским «сталинским соколам» платили меньше, чем всем остальным!

    а зарплату им платили больше, чем нашим в разы!

    Ну начнем с того, что "птицам деньги не нужны", а если без шуток, то воины интернационалисты были как бы добровольцы (если верить пропаганде), какие деньги?
    Вообще странно узнать, что нашим советникам испанцы платили зарплату, ведь СССР получил 510 тонн испанского золота, на этом фоне возмущение автора о низких окладах советских советников неуместно.
    1. +1
      8 июня 2016 14:35
      Не знаю, как в Испании, но в Китае действительно советским лётчикам платили меньше ( но они и не за длинным долларом туда ехали)! А вот лётчикам из других стран платили больше и разрешали вообще не участвовать в воздушных боях!
    2. 0
      8 июня 2016 15:06
      Почему же так категорично - не помню кому из летчиков испанца новенький автомобиль подарили. Шевроле, кажется.
    3. 0
      8 июня 2016 15:32
      Это не возмущение, а констатация факта.
  6. +1
    8 июня 2016 13:44
    Цитата: parusnik
    Просто произошло столкновение сил демократии и сил тоталитарных режимов...Знаете Вячеслав, всё таки трактовка советских историографов, более точна..И на то были основания..События 30-х годов в Испании прошлого века,это как итог всех испанских революций, которые сотрясали страну на протяжении 19 века..И какие силы демократии столкнулись в Испании? Самые демократичные страны Франция,Англия,США заявили о не вмешательстве в дела Испании..и республиканскому правительству попросту было отказано в помощи на официальном уровне..Таким образом от сил демократии почти ничего не остаётся..А остаются, только тоталитарные режимы Германии,Италии и ...СССР..в свете последних указаний..СССР признан "тоталитарной" страной...


    Современные историки выделяют четыре модели фашизма :
    1. Чистый фашизм ( итальянский )- мобилизация общества для утверждения в клубе великих держав.
    2. Интернационал-социализм ( советский )- мобилизация ресурсов захваченной страны для мировой революции.
    3. Национал- социализм ( германский ) - мобилизация нации для реванша.
    4. Иберийский фашизм ( испанский ) - мобилизация нации для установления порядка внутри страны. Никаких расовых закидонов и территориальных претензий к соседям. Франко во ВМВ не участвовал,немцев на свою территорию не пустил.После ВМВ создал условия для роспуска фашистских структур и реставрации монархии.
    1. +3
      8 июня 2016 14:31
      Из какого "дурно пахнущего нестиранного носка" вы достали сию "заначку СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИКОВ"??? И поделитесь тогда отношением этих же историков к АМЕРИКАНСКОЙ РАССОВОЙ СЕГРИГАЦИИ?
    2. +1
      8 июня 2016 15:34
      Ну я же не могу об этом писать в статье о танках...
  7. +1
    8 июня 2016 14:46
    900 танков из СССР это конечно бред! А вот 75000 итальянцев потренировавшихся на эфиопах! И Испанский иностранный легион получивший опыт в боях с Рифскими племенами - сила серьёзная! Да и многие добровольцы в интербригадах наверно не имели военной подготовки и опыта боёв!
    1. 0
      8 июня 2016 15:35
      Не имели! Был центр подготовки в Альбасете. Курсы в три месяца и в бой. Насчет танков я привел все цифры, которыми оперирует современная историография.
      1. 0
        8 июня 2016 22:13
        Понятно, что эти 900 танков не вы придумали! Но считаю таким количеством хотели показать, что при столь огромном перевес в бронетехники им "леваки" абсолютно не смогли воспользоваться да и техника то была значит дрянной!
        1. 0
          9 июня 2016 10:22
          Статьи на бронетанковую тематику у уважаемого Вячеслава Олеговича, не побоюсь этого слова, возможно одни из лучших в русскоязычной интернет-сфере !

          Цитата: hohol95
          ти 900 танков не вы придумали! Но считаю таким количеством хотели показать, что при столь огромном перевес в бронетехники им "леваки" абсолютно не смогли воспользоваться да и техника то была значит дрянной!

          Ну как сказать - в 41 году перевес в танках у РККА тоже был большой, и что ? была порочна сама система организации и управления. Ну и тех, кто вернулся из Испании и пытался что то советовать, быстренько поставили к стенке.
          1. +1
            9 июня 2016 12:36
            В 1941 году вся техника была на территории СССР! А переправить из СССР В ИСПАНИЮ 900 танков не считая бронеавтомобили мне думается очень было затруднительно! Туда отправляли не только танки, но и много ещё чего! И количество боеспосбной техники в 1941 году было меньше чем общая цифра, которой любят пугать запад и доказывать превентивность удара Германии! Только забывается размер СССР,плачевное состояние с запасными частями и спецмашинами - заправщиками!
          2. +1
            9 июня 2016 19:23
            Спасибо! Но когда "танками" занимаешься с 1980 года, то есть 36 лет, то поневоле накопишь массу информации, текстов и знаний, поэтому и слова ложатся на бумагу сами собой.Сейчас вот пошла в работу очередная книга "про танки" - "Великая танковая идея". Для тех, кто все знает там особо ничего нового нет, но... каждый год подрастают новые интересующиеся этой темой им будет там, что почитать! Когда выйдет сообщу.
  8. +1
    8 июня 2016 14:53
    Наша помощь всегда нам оборачивалась боком, как после всего этого кому то помогать?
  9. +1
    9 июня 2016 16:46
    Финны прекрасно воевали всю "войну - продолжение" на БТ и Т26! И до сих пор в танковом музее рабочие экземпляры! В умелых руках отличная боевая машина!
    1. 0
      9 июня 2016 19:09
      Воевали - громко сказано! Берегли - замечательно! Воевать финны старались на более современной технике! Германских 4-ках и штугах 3-их! Закупили у немцев трофейные т-34! Хотя бронемашины советские использовали интенсивно!
      1. 0
        9 июня 2016 22:45
        Цитата: hohol95
        Закупили у немцев трофейные т-34!

        Под их пушки у них было налажено производство снарядов. Царские же трехдюймовки почти что. Хотя финские снаряды и требовали небольшой подстройки противооткатных механизмов.
  10. -1
    13 июня 2016 17:05
    Мы поставляли в Испанию технику за деньги, а как ей потом распоряжались сама Испания это уже её дело. СССР за Испанию войну выигрывать не собирался. Кроме того был предательски комитет по не вмешательству где главную скрипку играли западные страны. К стати Павлова растрелляли Иза пьяные художества в Испании....после его художеств в начале ВоВ ему и это вспомнили. Посмотрите библиотеку газеты Дуэль раздел "Помни Войну."