Military Review

Self-propelled gun mount 15 cm sIG 33 (SF) auf Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.Н Grille (Germany)

0
In 1941-42, the German industry made several attempts to create advanced self-propelled artillery systems with 150 mm caliber guns. Such systems, due to their high rates of firepower, were of particular interest to the troops, but for various reasons, until a certain time, it was not possible to establish a full-fledged mass production of new technology. The first ACS with a 150-mm gun, built in relatively large numbers, was eventually 15 cm sIG 33 (SF) auf Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.N.


In early March 1942, the command determined the future prospects of the available lungs. tanks Pz.Kpfw. 38 (t) Czechoslovak production. The use of this equipment in its original form was already in doubt due to obsolescence, because of which it began to be considered as a promising basis for new combat vehicles, primarily self-propelled artillery installations. After some modifications, it was proposed to install various types of artillery guns on tank chassis. One of the options for such modernization of tanks implied the use of 15 cm sIG 33 guns.

The development of new armored vehicles based on Pz.Kpfw.38 (t) was entrusted to several organizations, including Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (now ČKD), one of the main manufacturers of such tanks. Having received the terms of reference for a new project, BMM experts have begun to adapt the existing combat vehicle for new weapons. It was decided to use some of the proven ideas and technical solutions, which allowed to speed up the development of the project, as well as simplify the production of serial equipment. In fact, it was planned to only slightly change the design of the case, as well as equip it with a set of new equipment. Other units were suggested to be used without changes.


One of the earliest examples of 15 cm sIG 33 (SF) auf Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.N. Photo Worldwarphotos.info


Perspective ACS with sIG 33 cannon received the symbol 15 cm sIG 33 (SF) auf Pz.Kpfw.38 (t), reflecting the main components of the machine. In addition, over time, the project received an additional name Grille ("Cricket"). It should be noted that in the course of further modernization of the self-propelled gun, a new machine of the same name appeared with other design features and other characteristics. This feature of the development of ACS based on Czechoslovak tanks can be confusing.

The first version of self-propelled guns based on Pz.Kpfw.38 (t) implied minimal changes to the base chassis while retaining its features. So, it was proposed to remove the existing tower from the tank, as well as remove the turret box and rework the hull roof structure. At the same time, it was planned to keep the existing lower part of the hull, as well as the internal units, undercarriage, etc. On the modified roof should have been located a new armored cabin with a weapon. The layout of the hull, despite all the changes, generally remained the same: the transmission and control compartment in the front, the combat compartment in the center and the engine compartment in the stern.

The lower part of the hull of the new ACS was supposed to go into a promising project without any changes. She kept the frontal part, consisting of several armor plates with a thickness of up to 25 mm, located at different angles to the vertical. In addition, in order to increase the level of protection, it was proposed to install additional sheets bringing the frontal armor thickness to 50 mm. The sides still had to be 15 mm thick, and the stern should have been made from 10-mm sheets. The roof and the bottom kept the thickness 8 mm.

Self-propelled gun mount 15 cm sIG 33 (SF) auf Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.Н Grille (Germany)
Scheme self-propelled guns. Figure Aviarmor.net


On the roof of the hull, a new project proposed to install a large wheelhouse of a characteristic faceted shape. Above the workplace of the driver should have a sloping frontal sheet, the sides of it were joined with the inside of the cheekbones set at an angle to the machine axis. Also included were boards with beveled back sheets and feed with a notch in the upper part. The cutting was proposed to be made of armor 15 mm thick.

At the rear of the hull, it was planned to keep the Praga EPA / 3 six-cylinder carburetor engine with 125 horsepower. With the engine using a propeller shaft, passing along the body, the mechanical transmission on the basis of a six-speed gearbox was connected. Like the other armored vehicles in service with the German army, the Pz.Kpfw.38 (t) tank had front-wheel drive wheels.

The undercarriage of the base machine was kept completely. It was based on four large diameter skating rinks on each side. The rollers were blocked in pairs and fitted with leaf springs. Despite the large diameter of the rollers, additional supporting rollers were included in the running gear. Driving wheels were placed in the front of the hull, guides - in the stern.

The main difference between the promising self-propelled gun from the base tank was the presence of a new combat compartment. In order to increase the habitable volumes, it was decided to use a relatively large and long cabin, the stern of which was placed above the engine compartment. In front of the cabin, the installation of the gun should have been installed, and various auxiliary units, primarily racks for ammunition, should be placed along the sides and at the stern of the fighting compartment.




Interior fighting compartment. Photo Aviarmor.net


The basic one weapons The Cricket ACS should have become a heavy sIG 33 field gun of 150 mm caliber. This system during the previous battles managed to show its best. High firepower combined with the power of relatively heavy ammunition made it possible to effectively deal with manpower, equipment and fortifications of the enemy. Moreover, the comparatively high efficiency of the sIG 33 cannon caused several self-propelled guns, including 15 cm sIG 33 (SF) auf Pz.Kpfw.38 (t).

The sIG 33 cannon was equipped with a 11 barrel with calibers of length, a horizontal slide gate and hydropneumatic recoil devices. Used separate loading, could use several types of shells for various purposes. The basis of the ammunition in this case were supposed to be high-explosive fragmentation shells of several types. The maximum initial velocity of the projectile was 240 m / s, which allowed firing at ranges up to 4,7 km.

The installation systems of the gun made it possible to produce horizontal and vertical guidance using hand drives. Horizontal guidance was carried out within a sector of width 10 °, vertical - from -3 ° to + 72 °. As in the case of the basic towed version, the gun was equipped with an Rblf36 sight.


Gun mount. Photo of Wikimedia Commons


Due to the limitations imposed by the dimensions of the machine and the carrying capacity of the chassis, the new ACS should have been distinguished by a small amount of ammunition. Inside the cabin, it was possible to place racks only on 15 shells of separate loading. In this part of the ammunition was placed in a rigid metal holders, while others were proposed to be transported in special textile bags. For a long shooting machine needed the help of a carrier of ammunition.

For self-defense, the Grille SAU crew was asked to use the MG 7,92 34-mm machine gun. As in the case of some other German projects self-propelled guns of the time, the machine gun could not be transported on a special installation in combat status. This weapon and ammunition for him should be transported in the packing of the fighting compartment and removed if necessary.

The crew of self-propelled gun 15 cm sIG 33 (SF) auf Pz.Kpfw.38 (t) was to consist of four people. In front of the hull, in his old place on the starboard side, fit the driver. The commander-gunner was located to the left of the gun. Behind him, on both sides of the weapons, the positions of two loaders were envisaged. One of the loaders also had to perform the duties of a radio operator and use a radio station like FuG 15.


At the front, 1944. Photo by Wikimedia Commons


The absence of major changes in the design of the chassis led to the preservation of basic dimensions. The 15 ACU cm sIG 33 (SF) auf Pz.Kpfw.38 (t) should have a length of the order of 4,6 m, width 2,16 m and height 2,4 m. The combat weight was determined at the level of 11,5 t. The weight increase compared to the base tank should lead to some impairment of mobility. So, with a specific power not more than 10,8 hp per ton the self-propelled gun could accelerate only to 35 km / h and have a power reserve of no more than 185 km.

The development of the new project was completed at the very beginning of 1943. In February, BMM assembled the first prototype of Cricket and presented it for testing. The upgraded chassis of the tank Pz.Kpfw.38 (t) was used as the basis for the new self-propelled gun, as a result of which the experimental machine was designated 15 cm sIG 33 (SF) auf Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.H, which reflected this upgrade. To simplify this option machines are sometimes referred to as Grille Ausf.H. It should be noted that this designation allows us to distinguish the first version of ACS Grille from the subsequent developments in this direction.

After some trials, the command approved the serial production of new self-propelled guns. The construction of 200 machines was ordered. At the same time, due to the completion of the serial production of Pz.Kpfw.38 (t) tanks, it was proposed to assemble new equipment during the repair and modernization of existing machines. Front light tanks entering the rear to undergo repairs had to be rebuilt and become carriers of 150-mm guns. It was assumed that this would allow to extend the life of the equipment, which is already morally obsolete and cannot fully solve its tasks in its original form, although it has not yet had time to develop a resource.


Self-propelled gun and crew member. Photo Worldwarphotos.info


By the end of February, 1943, BMM began repairing light tanks arriving from the front and then re-equipping them with a new design. The comparative simplicity of the project had a positive effect on the pace of order fulfillment: according to some information, two dozen self-propelled guns were handed over to the customer by early March. During March, 40 machines were assembled and sent to the army, and in April, another 25. After this, the production of "Crickets" of the first version ceased. In total, 90 vehicles armed with sIG 33 guns were assembled in a few months.

Interestingly, some sources mention the release of the order 200 SAU Grille Ausf.H. Apparently, in this case there is confusion associated with the use of similar notation. As far as we know, already in April, the new version of the 43-1 ACS version “H” was replaced in series production. It is the production and supply of these machines that allow us to “get” the amount of equipment to the required two hundred.

15 cm sIG 33 (SF) auf Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.Н Grille self-propelled guns were distributed between the mouths of heavy infantry guns from various divisions. The task of this equipment and its crews was to support the advance of infantry and tanks by attacking remote targets of the enemy, primarily various fortifications. This tactic of using large-caliber self-propelled artillery has already been tested in previous battles, in which sIG 33 carriers of previous models participated, and it proved itself quite well.

Appearing on the front in the spring of the year 1943, self-propelled guns Grille Ausf.H took part in the battles on the Eastern Front. Until a certain time, such a technique was used only in battles with the Red Army. After the outbreak of hostilities in Western Europe, part of the units armed with such self-propelled guns, was transferred to the new theater of operations.


The remains of the SAU Grille Ausf.H, discovered in the late nineties. Photos of Warrelics.eu


The 150-mm gun was a serious means of supporting the advancing troops, but at the same time, self-propelled guns were at serious risk. The enemy tried as quickly as possible to bring such equipment down, which, among other things, contributed to its low level of protection. As a result, heavy infantry company companies regularly suffered casualties. The equipment was destroyed, damaged without the possibility of restoration, or was delivered to the enemy as trophies.

All this ultimately led to the fact that at the time of the surrender, Germany had, according to various sources, only a few self-propelled guns of the type 15 cm sIG 33 (SF) auf Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.N. Others for one reason or another were disabled. In the future, and remaining in the presence of cars ceased to exist. Unfortunately, historians and lovers of military equipment, such self-propelled guns did not manage to become museum pieces.

Project 15 cm sIG 33 (SF) auf Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.N can be considered as another breakthrough in the creation of self-propelled carriers for 15 cm sIG 33 guns. After several projects that were not very successful in terms of production volumes, the German industry was able to organize the mass construction of the required equipment. In addition, the problem of using outdated tanks, which had not yet managed to develop a resource, but could no longer be used in the original quality, was solved. Soon after the completion of the design work on the ACS Grille Ausf.H, BMM and related organizations began to develop this technology. The result was the emergence of a new self-propelled 15 cm sIG 33 (SF) auf Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.M.


Based on:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://worldwarphotos.info/
http://ww2-weapons.com/
Chamberlain P., Doyle H. Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War. - M .: AST: Astrel, 2008.
Author:
Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.

Самоходная артиллерийская установка 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н Grille (Германия)

В 1941-42 годах немецкая промышленность предприняла несколько попыток создания перспективных самоходных артиллерийских установок с орудиями калибра 150 мм. Подобные системы, благодаря своим высоким показателям огневой мощи, представляли особый интерес для войск, однако в силу разных причин до определенного времени так и не удалось наладить полноценное массовое производство новой техники. Первой САУ с 150-мм орудием, построенной в сравнительно большом количестве, в итоге стала 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н.

В начале марта 1942 года командование определило дальнейшие перспективы имевшихся в наличии легких танков Pz.Kpfw.38(t) чехословацкого производства. Использование этой техники в исходном виде уже вызывало сомнения ввиду морального устаревания, из-за чего ее стали рассматривать в качестве перспективной основы для новых боевых машин, в первую очередь самоходных артиллерийских установок. После некоторых доработок на танковые шасси предлагалось устанавливать артиллерийские орудия разных типов. Один из вариантов подобной модернизации танков подразумевал использование орудия 15 cm sIG 33.

Разработка новых проектов бронетехники на базе Pz.Kpfw.38(t) была поручена нескольким организациям, в том числе предприятию Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (ныне ČKD), являвшемуся одним из основных производителей подобных танков. Получив техническое задание на новый проект, специалисты BMM приступили к адаптации имеющейся боевой машины под новое вооружение. Было решено использовать некоторые отработанные идеи и технические решения, что позволяло ускорить разработку проекта, а также упростить выпуск серийной техники. Фактически планировалось лишь незначительно изменить конструкцию корпуса, а также оснастить его набором нового оборудования. Прочие агрегаты предлагалось использовать без изменений.


Самоходная артиллерийская установка 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н Grille (Германия)
Один из ранних образцов 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н. Фото Worldwarphotos.info


Перспективная САУ с орудием sIG 33 получила условное обозначение 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t), отражающее основные компоненты машины. Кроме того, со временем проект получил дополнительное название Grille («Сверчок»). Необходимо отметить, что в ходе дальнейшей модернизации самоходки появилась новая одноименная машина с иными особенностями конструкции и другими характеристиками. Эта особенность разработки САУ на базе чехословацких танков может приводить к путанице.

Первый вариант самоходки на базе Pz.Kpfw.38(t) подразумевал минимальные изменения базового шасси с сохранением его особенностей. Так, было предложено снять с танка имеющуюся башню, а также удалить подбашенную коробку и переработать конструкцию крыши корпуса. Одновременно с этим планировалось сохранить имеющуюся нижнюю часть корпуса, а также внутренние агрегаты, ходовую часть и т.д. На доработанной крыше должна была располагаться новая броневая рубка с орудием. Компоновка корпуса, несмотря на все изменения, в целом оставалась прежней: трансмиссия и отделение управления в передней части, боевое отделение в центре и моторный отсек в корме.

Нижняя часть корпуса новой САУ должна была перейти в перспективный проект без каких-либо изменений. Она сохраняла лобовую часть, состоящую из нескольких бронелистов толщиной до 25 мм, расположенных под разными углами к вертикали. Кроме того, в целях повышения уровня защиты предлагалось устанавливать дополнительные листы, доводящие толщину лобовой брони до 50 мм. Борта по-прежнему должны были иметь толщину 15 мм, а корму следовало изготавливать из 10-мм листов. Крыша и днище сохраняли толщину 8 мм.

Самоходная артиллерийская установка 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н Grille (Германия)
Схема самоходки. Рисунок Aviarmor.net


На крыше корпуса новым проектом предлагалось устанавливать крупную рубку характерной граненой формы. Над рабочим местом механика-водителя следовало располагать наклонный лобовой лист, по бокам к нему присоединялись заваленные внутрь и установленные под углом к оси машины скулы. Также предусматривались борта со скошенными задними листами и корма с выемкой в верхней части. Рубку предлагалось изготавливать из брони толщиной 15 мм.

В корме корпуса планировалось сохранить шестицилиндровый карбюраторный двигатель Praga EPA/3 мощностью 125 л.с. С двигателем при помощи карданного вала, проходящего вдоль корпуса, соединялась механическая трансмиссия на основе шестискоростной коробки передач. Подобно другой бронетехнике, состоявшей на вооружении немецкой армии, танк Pz.Kpfw.38(t) имел ведущие колеса переднего расположения.

Ходовая часть базовой машины сохранялась полностью. Ее основой были четыре опорных катка большого диаметра на каждом борту. Катки блокировались попарно и оснащались листовыми рессорами. Несмотря на большой диаметр катков, в состав ходовой части были включены дополнительные поддерживающие ролики. Ведущие колеса помещались в передней части корпуса, направляющие – в корме.

Главным отличием перспективной самоходки от базового танка было наличие нового боевого отделения. С целью увеличения обитаемых объемов было решено использовать сравнительно крупную и длинную рубку, кормовая часть которой помещалась над двигательным отсеком. В передней части рубки следовало устанавливать систему монтажа орудия, а вдоль бортов и у кормы боевого отделения должны были помещаться различные вспомогательные агрегаты, в первую очередь стеллажи для боекомплекта.

Самоходная артиллерийская установка 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н Grille (Германия)
Самоходная артиллерийская установка 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н Grille (Германия)
Самоходная артиллерийская установка 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н Grille (Германия)
Интерьер боевого отделения. Фото Aviarmor.net


Основным оружием САУ «Сверчок» должно было стать тяжелое полевое орудие sIG 33 калибра 150 мм. Эта система в ходе предыдущих боев успела показать себя с лучшей стороны. Высокая огневая мощь в сочетании с могуществом сравнительно тяжелых боеприпасов позволяла эффективно бороться с живой силой, техникой и укреплениями противника. Более того, именно сравнительно высокая эффективность орудия sIG 33 стала причиной для появления нескольких самоходок, в том числе 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t).

Орудие sIG 33 оснащалось стволом длиной 11 калибров, горизонтальным скользящим затвором и гидропневматическими противооткатными устройствами. Использовалось раздельное заряжание, могли применяться несколько типов снарядов различного назначения. Основой боекомплекта при этом должны были являться осколочно-фугасные снаряды нескольких типов. Максимальная начальная скорость снаряда составляла 240 м/с, что позволяло вести огонь на дальностях до 4,7 км.

Системы монтажа орудия позволяли производить горизонтальную и вертикальную наводку при помощи ручных приводов. Горизонтальное наведение осуществлялось в пределах сектора шириной 10°, вертикальное – от -3° до +72°. Как и в случае с базовой буксируемой версией, орудие комплектовалось прицелом Rblf36.

Самоходная артиллерийская установка 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н Grille (Германия)
Орудийная установка. Фото Wikimedia Commons


Ввиду ограничений, накладываемых габаритами машины и грузоподъемностью шасси, новая САУ должна была отличаться не слишком большим возимым боекомплектом. Внутри рубки удалось разместить стеллажи лишь на 15 снарядов раздельного заряжания. При этом часть боеприпасов помещалось в жестких металлических держателях, а другие предлагалось перевозить в специальных текстильных мешках. Для длительной стрельбы машина нуждалась в помощи подвозчика боеприпасов.

Для самообороны экипажу САУ Grille предлагалось использовать 7,92-мм пулемет MG 34. Как и в случае с некоторыми другими немецкими проектами самоходок того времени, пулемет не мог перевозиться на специальной установки в боеготовом состоянии. Это оружие и боекомплект для него следовало транспортировать в укладке боевого отделения и извлекать при необходимости.

Экипаж самоходки 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) должен был состоять из четырех человек. В передней части корпуса, на своем старом месте у правого борта, помещался механик-водитель. Командир-наводчик располагался слева от орудия. За ним, с двух сторон от вооружения, предусматривались места двух заряжающих. Один из заряжающих также должен был выполнять обязанности радиста и использовать радиостанцию типа FuG 15.

Самоходная артиллерийская установка 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н Grille (Германия)
На фронте, 1944 г. Фото Wikimedia Commons


Отсутствие серьезных изменений в конструкции шасси привело к сохранению основных габаритов. САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) должна была иметь длину порядка 4,6 м, ширину 2,16 м и высоту 2,4 м. Боевая масса определялась на уровне 11,5 т. Увеличение веса в сравнении с базовым танком должно было привести к некоторому ухудшению подвижности. Так, при удельной мощности не более 10,8 л.с. на тонну самоходка могла разгоняться лишь до 35 км/ч и иметь запас хода не более 185 км.

Разработка нового проекта завершилась в самом начале 1943 года. В феврале фирма BMM собрала первый прототип «Сверчка» и представила его на испытания. В качестве основы для новой самоходки было использовано модернизированное шасси танка Pz.Kpfw.38(t), вследствие чего опытная машина получила обозначение 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н, в котором была отражена эта модернизация. Для упрощения такой вариант машины иногда именуют Grille Ausf.H. Следует отметить, такое обозначение позволяет отличить первый вариант САУ Grille от последующих разработок в этом направлении.

После недолгих испытаний командование одобрило серийное производство новых самоходок. Было заказано строительство 200 машин. При этом, по причине завершения серийного производства танков Pz.Kpfw.38(t), сборку новой техники предлагалось осуществлять в ходе ремонта и модернизации имеющихся машин. Строевые легкие танки, поступающие в тыл для прохождения ремонта, должны были перестраиваться и становиться носителями 150-мм орудий. Предполагалось, что это позволит продлить сроки эксплуатации техники, которая уже морально устарела и не может полноценно решать свои задачи в исходном виде, хотя еще не успела выработать ресурс.

Самоходная артиллерийская установка 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н Grille (Германия)
Самоходка и член экипажа. Фото Worldwarphotos.info


До конца февраля 1943 года фирма BMM начала ремонт поступающих с фронта легких танков с последующим их переоборудованием по новому проекту. Сравнительная простота проекта положительным образом сказалась на темпах выполнения заказа: по некоторым данным, до начала марта заказчику успели передать две дюжины самоходок. В течение марта собрали и отправили в армию 40 машин, в апреле – еще 25. После этого производство «Сверчков» первой версии прекратилось. В общей сложности за несколько месяцев было собрано 90 машин, вооруженных орудиями sIG 33.

Интересно, что в некоторых источниках упоминается выпуск порядка 200 САУ Grille Ausf.H. По-видимому, в этом случае имеет место путаница, связанная с использованием схожих обозначений. Насколько известно, уже в апреле 43-го САУ версии «H» в серийном производстве сменила новая модификация. Именно выпуск и поставки этих машин позволяют «добрать» количество техники до искомых двух сотен.

Самоходки 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н Grille распределялись между ротами тяжелых пехотных орудий при различных дивизиях. Задачей этой техники и ее экипажей была поддержка наступления пехоты и танков путем атаки удаленных объектов противника, в первую очередь различных укреплений. Подобная тактика применения крупнокалиберной самоходной артиллерии уже была опробована в предыдущих сражениях, в которых участвовали носители sIG 33 предыдущих моделей, и неплохо зарекомендовала себя.

Появившись на фронте весной 1943 года, самоходки Grille Ausf.H приняли участие в боях на Восточном фронте. До определенного времени подобная техника использовалась только в сражениях с Красной армией. После начала боевых действий в Западной Европе часть подразделений, вооруженных такими самоходками, была переброшена на новый театр военных действий.

Самоходная артиллерийская установка 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н Grille (Германия)
Останки САУ Grille Ausf.H, обнаруженные в конце девяностых годов. Фото Warrelics.eu


150-мм орудие было серьезным средством поддержки наступающих войск, но, в то же время, самоходки подвергались серьезному риску. Противник старался как можно скорее вывести подобную технику из строя, чему, среди прочего, способствовал ее низкий уровень защиты. Как следствие, роты тяжелых пехотных орудий регулярно несли потери. Техника уничтожалась, повреждалась без возможности восстановления или доставалась противнику в качестве трофеев.

Все это в итоге привело к тому, что на момент капитуляции Германия располагала, по разным данным, лишь несколькими САУ типа 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н. Прочие по тем или иным причинам были выведены из строя. В дальнейшем и остававшиеся в наличии машины прекратили свое существование. К сожалению историков и любителей военной техники, подобным самоходкам так и не удалось стать музейными экспонатами.

Проект 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н можно считать очередным прорывом в деле создания самоходных носителей для орудий 15 cm sIG 33. После нескольких не слишком удачных с точки зрения объемов производства проектов немецкая промышленность смогла наладить массовое строительство требуемой техники. Кроме того, была решена проблема использования устаревших танков, которые еще не успели выработать ресурс, но уже не могли применяться в исходном качестве. Вскоре после завершения проектных работ по САУ Grille Ausf.H специалисты BMM и смежных организаций занялись развитием этой техники. Результатом этого стало появление новой самоходки 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M.


По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://worldwarphotos.info/
http://ww2-weapons.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня