Military Review

F. Mannlicher experimental semi-automatic rifle M1905 (Austria-Hungary)

7
Since the early eighties of the 19th century, Austro-Hungarian designer Ferdinand Ritter von Mannlicher worked on advanced self-loading and automatic systems weapons. The gunsmith led the development of such systems until his death in 1904. Several projects of various systems remained unfinished. However, in 1905, the designer's widow managed to get a patent for the latest development - an experimental self-loading rifle. By the date of the patent, this sample is often referred to as the Mannlicher M1905.

In his latest project, F. Mannlicher decided to use some existing ideas, and also to introduce a number of new solutions. The main idea of ​​the M1905 project was to adapt the existing automation system to a new cartridge. Back in 1901, the designer created a new pistol with automatics based on a free gate. A few years later he decided to use similar mechanisms in weapons of a different class. The main goal of the new project was to rework an existing pistol using a new cartridge, a barrel with different parameters and a rifle layout. The result of this work was the emergence of a new prototype. According to some reports, a rifle based on the M1901 pistol was initially viewed as an experimental product and was created solely for the study of original ideas.

From a general layout point of view, the M1905 experimental design was supposed to be a typical magazine rifle of the time. It was proposed to use a long rifled trunk, covered with a wooden forend of great length, behind which was placed the receiver with the main mechanisms. It was also proposed to complete the rifle with a wooden butt with a pistol protrusion. Thus, the project did not envisage any serious innovations concerning the general structure and ergonomics of weapons. All innovations concerned only the mechanics placed inside the receiver.


General view of the rifle Mannlicher M1905


All the basic mechanisms of the experimental rifle were placed inside the receiver. Its lower part was made in the form of a tray with a hole in the front of the bottom. Inside the box was provided a set of guides, mounts for axles, stops, etc. In the upper part of the walls of the box there was a pair of guides for the movable slide frame. An interesting feature of the Mannlicher M1905 rifle was the design of the bolt group, which received a large movable casing frame, which also served as a receiver cover.

The shutter frame was made in the form of an elongated part of rectangular section with a tubular upper part. In the bottom wall of this part, a long slot was provided for the installation of a swinging bar with a hole. The upper tubular part of the frame contained a cylindrical return spring bolt with a guide rod. There was an abutment in the lower rear part of the bolt carrier for contact with its own return spring of small length. This spring was placed in the corresponding cavity of the receiver.

The shutter was made in the form of an elongated part with a section in the form of a figure of eight, inside which there were several cavities. A return spring should be placed in the cylindrical channel of the top of the valve. The lower cavity, in turn, contained a drummer with a return spring that holds it in a neutral position. The tail part of the firing pin passed through the channel in the rear cap of the bolt and could be in contact with the trigger trigger mechanism. In front of the bolt, a handle was provided for manual cocking. There was also a spring loaded part to grip the spent cartridge case for the welt.


Receiver box


The new rifle had to work using the principle of a semi-free shutter with retarding braking. To limit the speed of movement of parts and the absorption of part of the pulse, it was decided to use a special stop. It was made in the form of a hook with an axis and placed in the corresponding cavity in the lower part of the gate. Hook-emphasis did not have a rigid connection with the bolt, but, in contact with its protrusions, it could move along special guides, as well as swing on its axis.

The rifle F. Mannlichera received a trigger type trigger mechanism. All its parts were placed in the rear bottom of the receiver. As part of the USM there were several lugs, rocker arms and springs, the task of which was to raise and lower the L-shaped swinging hammer. The trigger and some other parts during the operation of the mechanisms had to pass through the hole of the bar installed in the bottom of the slide frame. In the cocked position, the trigger fell below the level of the lower part of the gate, and during operation it had to turn on the axle and hit the firing pin.

It was proposed to control the fire using a traditional spring-loaded trigger placed on the bottom of the weapon inside the safety bracket. An additional governing body was a small safety lever that blocked the work of the firing mechanism.


Neutral automatics


F. Mannlicher, when working on a new rifle, decided to use a rotor design shop. A similar system of storage and supply of cartridges was created for the Mannlicher – Schönauer rifle and had some advantages over box magazines. Thus, the specific placement of cartridges allowed to reduce the likelihood of their skewing and other negative phenomena, and in addition, problems associated with the feeder spring were eliminated. The M1905 rifle magazine, based on the units of the previous sample, contained five rounds.

The main part of the rotary magazine has become a special shape in the form of a cylinder with three lodgments for cartridges on the outer surface. The axis of such a drum-rotor was mounted on two racks, which allowed it to rotate freely. There were also protrusions for interacting with other parts of the automation and turning the store during automatic recharging. Racks turning parts were fixed on the plate-cover. The latter had an axis in the front and a latch in the rear. This allowed the cover to be thrown back and forth and the magazine removed from the rifle for reloading.

The prototype M1905 experimental rifle was supposed to use 8x57 mm Mauser unitary rifle cartridges. In the future, it was possible to create new versions of weapons for other munitions of a similar class, helped by the design of automation with a certain modernization potential.


The state of automation with the rearmost position of the shutter


The rifle received wooden fittings, made in the form of individual large parts. A comparatively long forearm with an upper lining of the barrel and a butt with a pistol protrusion were used. The use of a single lodge, similar to that used on other rifles of that time, was not possible because of the layout of the ammunition system. The design of the store with a movable bottom cover did not allow this part of the receiver to be covered with wooden parts. As a result, the single bed was divided into two main parts. The connection of various weapon assemblies during the final assembly was carried out with the help of several screws and clamps.

Standard sights of that time were used. An open mechanical sight was placed above the breech bore, and a fly was attached near the muzzle cut.

Despite the experimental nature of the project, the rifle received a number of details, indicating a possible combat use. So, on the muzzle of the barrel there were fasteners for the bayonet, the fittings were equipped with sleeves for the belt, and there were also some other characteristic details. At the same time, it is known that part of the details for the M1905 prototype was borrowed from the standard German rifle Mauser Gewehr 98.


Shutter group, top view


The M1905 rifle was built on the basis of automation, using a semi-free shutter rollback. The general principles of operation of this weapon were borrowed from the previous project and adapted for other ammunition. Despite the similar origins of the main ideas, the new project ended with the successful implementation of the tasks. An experienced self-loading rifle could reload without an arrow.

To prepare an experimental rifle for firing, it was necessary to equip a magazine and set mechanisms. It was proposed to open the lid of the magazine and bring out the holding drum for cartridges. He should have put the cartridges in his recesses, after which the store could be returned to his place. By feeding the bolt handle back and then returning it to the neutral position, the mechanisms were cocked and the cartridge was fed into the chamber. With the fuse off, the weapon was ready to fire.

When the trigger was pressed, the trigger was released, which, under the action of its own spring, had to turn and move up and down. In the extreme forward position, the upper shoulder of the trigger should have hit the firing pin of the hammer, making a shot. The recoil impulse generated during the shot had to set the automation mechanisms in motion and provide recharging.


Shutter cover


The bolt group not engaged with the barrel began to roll back under the effect of recoil. The first to start moving the shutter, pushing the trigger back and down. In addition, there was an engagement of the hook stop with its subsequent withdrawal from the corresponding grooves of the receiver, which led to some slowdown of the rollback. Reaching the extreme rear position, the bolt using a spring-loaded thrust completely removed the sleeve and threw it through the window formed above. In addition, this produced a final pressing of the trigger down and its fixation in the cocked position.

Fully compressing its return spring, the shutter had to transmit the remaining recoil impulse to the slide frame. The frame's own return spring should have extinguished part of this pulse, allowing the entire bolt group to move back some distance. At this point, the swinging part in the bottom of the bolt carrier should have gone into a horizontal position, ensuring the correct movement of other parts. Also at this moment the turn of a rotor of shop should be made.

After a full rollback, the bolt group as a whole and the bolt had to go back. Moving forward, the slide frame had to return to the position allowing the trigger mechanism to work. The task of the shutter, in turn, was the engagement of the upper cartridge from the drum, followed by discharging into the chamber. After the mechanisms returned to the neutral position, the rifle could produce the next shot.


Open Shutter Rifle


The design of the trigger allowed to shoot only single, which required each time to press the trigger. The structure of the rotary shop allowed to make five shots, after which it was necessary to re-equip the weapon with cartridges and cock its mechanisms.

According to various sources, in the 1902-1903 years, F. Mannlicher made one prototype of a new rifle chambered for 8х57 mm Mauser. This weapon was intended for the first check of perspective automation and therefore had some characteristic features. Thus, the available information about this rifle suggests that in its manufacture it was widely used parts borrowed from other types of weapons. In the future, perhaps the M1905 design could be changed accordingly.

It is known that the experimental rifle was tested and showed the efficiency of the proposed system. Despite the specifics of the design and a relatively powerful rifle cartridge, automation based on a semi-free stop with braking demonstrated the fundamental possibility of using such systems. Completion of tests allowed to continue the development of weapons, and then offer them to potential customers and begin preparations for full-scale mass production.


Rotary store in the clear


However, all this did not happen. The self-loading rifle project, now known as the Mannlicher M1905, stopped. 20 January 1904, the designer of the gunsmith died, and there was no one to continue the work. The project was not completed; new samples of the product were not produced or tested. In addition, there were unrealized possible plans to offer new weapons to potential customers in the face of the armies of different countries.

In February, 1904, the widow of gunsmith Cecilia von Mannlicher, filed applications for a patent securing a new invention to the designer. US patent US 804748 A was issued in November of the following year. This was the last development of F. Mannlicher, marked by a patent. Other new ideas and projects could not reach the stage at which the application could be filed.

The only assembled prototype self-loading rifle M1905 became a museum copy. Subsequently, he changed his owners and is now, as far as is known, an exhibit at the National Firearms Center in the UK. Other promising weapons were not made, which gives the surviving rifle special value with technical and historical points of view.


Barrel, handguard and sight


The latest development of Ferdinand Ritter von Mannlicher in the field of self-loading rifles is of great interest in the context of the creation and development of automatic systems of small arms. At the same time, it should be noted that by modern standards the M1905 rifle looks very strange and unusual. The development of small arms, which continued throughout the 20th century, made it possible to create new automation systems, as well as to test and improve the previously developed ones. In addition, real prospects were established for various automation options, which led to the abandonment of some ideas in certain areas and their consolidation as a kind of classics in others.

It should be noted that the rotor store from a modern point of view looks like a very strange thing with dubious prospects. The Mannlicher M1905 rifle, equipped with such a system, had only five rounds of ammunition, and the possibility of increasing the magazine’s capacity was virtually absent. As a result, to date, rotary stores have been preserved only on some samples of rifles and are a very rare system, almost completely supplanted by other designs.

Automation based on a semi-free shutter in combination with a powerful rifle cartridge looks no less unusual. The experience of creating small arms further showed that such a combination of ammunition and automation systems has certain problems that require a separate solution. As a result, the number of systems with a semi-free bolt for a rifle cartridge is not too large, although some of these samples have received some distribution. However, to date, such automation options have been partially superseded by others.

Perhaps, if F. Mannlicher could continue his research in the field of automatic small arms, he would be able to determine the real prospects of his new developments and create more sophisticated samples. However, the death of the designer led to a complete stop of work. Check out the ideas embodied in his recent projects, including in M1905, had to other specialists.


On the materials of the sites:
http://forgottenweapons.com/
https://collections.royalarmouries.org/
http://world.guns.ru/
http://hungariae.com/

US Patent 804748 A:
http://google.com/patents/US804748
Author:
Photos used:
Forgottenweapons.com, US 804748 A Patent
7 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, daily additional materials that do not get on the site: https://t.me/topwar_ru

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Aleksandr72
    Aleksandr72 8 June 2016 06: 44
    +3
    It seemed to me that there was a certain similarity between Tokarev’s self-loading rifle (receiver cover) and the Mannlicher’s experimental self-loading rifle (bolt-casing frame, as described in the article) described in the article. It is clear that there is nothing in common between these rifles, even the principle of operation of automation is completely different. But the design of the above node is similar (at least externally). Compare yourself - this is the SVT-40 rifle:
  2. inkass_98
    inkass_98 8 June 2016 07: 32
    +2
    The rotary magazine performed by the М1905 is not only inconvenient, but also impractical. In the field, removing the magazine and equipping it is fraught with huge contamination of the mechanisms, given the moment that the bolt is in the extreme rear position. All the "giblets" outside, dirt, dust and sand will be frequent guests of mechanisms. And this despite the fact that German / Austrian weapons are traditionally sensitive to pollution and require careful maintenance.
    And the master's "swan song" turned out to be interesting, thanks to Kirill for the informative article.
    1. Beaver
      Beaver 8 June 2016 08: 54
      +1
      At first glance - a monstrous hybrid self-loading pistol with a revolver, plus an excess rifle cartridge. belay Any "specialist" will immediately pronounce a verdict: it will not work. negative
      However, the Maestro was not embarrassed, he thought a little, "he blew inside and spat somewhere" and voila - everything works like clockwork! good
      Undoubtedly, this is a purely experimental product, so to speak "concept-rifl". However, most of the ideas embodied in it, albeit in a modified form, are still used in automatic and self-loading weapons.
      Many thanks to Cyril. good hi
  3. aszzz888
    aszzz888 8 June 2016 08: 08
    +2
    Cyril, thanks for the next article.
    It is interesting to compare weapons with that time, and the present.
  4. aszzz888
    aszzz888 8 June 2016 08: 09
    +2
    Cyril, thanks for the next article.
    Comparing the armament of those years with the present is very interesting.
    1. avt
      avt 8 June 2016 08: 29
      +3
      Quote: aszzz888
      Cyril, thanks for the next article.

      Yes . Somehow, the last series of articles about the shooting subject and self-propelled guns turned out to be quite decent! good
  5. potapych
    potapych 8 June 2016 12: 07
    0
    entertaining

Экспериментальная самозарядная винтовка Ф. Маннлихера M1905 (Австро-Венгрия)

C начала восьмидесятых годов XIX века австро-венгерский конструктор Фердинанд Риттер фон Маннлихер работал над перспективными системами самозарядного и автоматического оружия. Разработку подобных систем оружейник вел до самой своей смерти в 1904 году. Незавершенными остались несколько проектов различных систем. Тем не менее, в 1905 году вдове конструктора удалось получить патент на последнюю разработку – экспериментальную самозарядную винтовку. По дате получения патента этот образец нередко именуют Mannlicher M1905.

В своем последнем проекте Ф. Маннлихер решил использовать некоторые существующие идеи, а также внедрить ряд новых решений. Основная идея проекта M1905 заключалась в адаптации существующей системы автоматики под новый патрон. Еще в 1901 году конструктор создал новый пистолет с автоматикой на основе свободного затвора. Через несколько лет он решил использовать подобные механизмы в оружии иного класса. Главной целью нового проекта была переработка существующего пистолета с использованием нового патрона, ствола с иными параметрами и винтовочной компоновки. Результатом этих работ стало появление нового опытного образца. По некоторым данным, винтовка на базе пистолета M1901 изначально рассматривалась в качестве экспериментального изделия и создавалась исключительно для изучения оригинальных идей.

С точки зрения общей компоновки экспериментальный образец M1905 должен был являться типичной магазинной винтовкой того времени. Предлагалось использовать длинный нарезной ствол, прикрытый деревянным цевьем большой длины, позади которого помещалась ствольная коробка с основными механизмами. Также винтовку предлагалось комплектовать деревянным прикладом с пистолетным выступом. Таким образом, проект не предусматривал никаких серьезных нововведений, касавшихся общего строения и эргономики оружия. Все нововведения касались только механики, помещенной внутри ствольной коробки.


Экспериментальная самозарядная винтовка Ф. Маннлихера M1905 (Австро-Венгрия)
Общий вид винтовки Mannlicher M1905


Все основные механизмы экспериментальной винтовки помещались внутри ствольной коробки. Ее нижняя часть была выполнена в виде лотка с отверстием в передней части дна. Внутри коробки предусматривался набор направляющих, креплений для осей, упоров и т.д. В верхней части стенок коробки имелась пара направляющих для подвижной затворной рамы. Интересной особенностью винтовки Mannlicher M1905 стала конструкция затворной группы, которая получила крупную подвижную раму-кожух, также выполнявшую функции крышки ствольной коробки.

Рама затвора была выполнена в виде вытянутой детали прямоугольного сечения с трубчатой верхней частью. В нижней стенке этой детали предусматривалась длинная прорезь для установки качающейся планки с отверстием. Верхняя трубчатая часть рамы вмещала цилиндрическую возвратную пружину затвора с направляющим стержнем. В нижней задней части затворной рамы имелся упор для контакта с ее собственной возвратной пружиной небольшой длины. Эта пружина помещалась в соответствующей полости ствольной коробки.

Затвор был выполнен в виде продолговатой детали с сечением в виде восьмерки, внутри которой имелись несколько полостей. В цилиндрическом канале верхней части затвора должна была помещаться возвратная пружина. Нижняя полость, в свою очередь, вмещала ударник с возвратной пружиной, удерживающей его в нейтральном положении. Хвостовая часть ударника проходила через канал в задней заглушке затвора и могла контактировать с курком ударно-спускового механизма. В передней части затвора предусматривалась рукоятка для ручного взведения. Также имелась подпружненная деталь для захвата стреляной гильзы за рант.

Экспериментальная самозарядная винтовка Ф. Маннлихера M1905 (Австро-Венгрия)
Ствольная коробка изделия


Новая винтовка должна была работать, используя принцип полусвободного затвора с торможением отката. Для ограничения скорости движения деталей и поглощения части импульса было решено использовать специальный упор. Его выполнили в виде крючка с осью и поместили в соответствующую полость в нижней части затвора. Крючок-упор не имел жесткой связи с затвором, но, контактируя с его выступами, мог двигаться по специальным направляющим, а также качаться на своей оси.

Винтовка Ф. Маннлихера получила ударно-спусковой механизм куркового типа. Все его детали помещались в задней нижней части ствольной коробки. В составе УСМ имелись несколько тяг, коромысел и пружин, задачей которых являлось взведение и спуск Г-образного качающегося курка. Курок и некоторые другие детали в ходе работы механизмов должны были проходить через отверстие планки, установленной в дне затворной рамы. Во взведенном положении курок опускался ниже уровня нижней части затвора, а при работе должен был поворачиваться на оси и бить по ударнику.

Управление огнем предлагалось производить при помощи традиционного подпружиненного спускового крючка, помещенного на нижней части оружия внутри предохранительной скобы. Дополнительным органом управления был небольшой рычажок предохранителя, блокировавший работу ударно-спускового механизма.

Экспериментальная самозарядная винтовка Ф. Маннлихера M1905 (Австро-Венгрия)
Автоматика оружия в нейтральном положении


Ф. Маннлихер при работе над новой винтовкой решил использовать магазин роторной конструкции. Подобная система хранения и подачи патронов была создана для винтовки Mannlicher–Schönauer и имела некоторые преимущества перед коробчатыми магазинами. Так, специфическое размещение патронов позволяло снизить вероятность их перекоса и иных негативных явлений, а кроме того, исключались проблемы, связанные с пружиной подавателя. Роторный магазин винтовки M1905, основанный на агрегатах предыдущего образца, вмещал пять патронов.

Основной деталью роторного магазина стала деталь особой формы в виде цилиндра с тремя ложементами для патронов на внешней поверхности. Ось такого барабана-ротора крепилась на двух стойках, что позволяло ей свободно вращаться. Также имелись выступы для взаимодействия с другими деталями автоматики и поворота такого магазина во время автоматической перезарядки. Стойки поворотной детали закреплялись на пластинке-крышке. Последняя имела ось в передней части и защелку в задней. Это позволяло откидывать крышку вниз-вперед и извлекать магазин из винтовки для выполнения перезарядки.

Опытный образец экспериментальной винтовки M1905 должен был использовать унитарные винтовочные патроны 8х57 мм «Маузер». В дальнейшем было возможно создание новых вариантов оружия под иные боеприпасы аналогичного класса, чему способствовала конструкция автоматики с определенным модернизационным потенциалом.

Экспериментальная самозарядная винтовка Ф. Маннлихера M1905 (Австро-Венгрия)
Состояние автоматики при крайнем заднем положении затвора


Винтовка получила деревянную фурнитуру, выполненную в виде отдельных крупных деталей. Были использованы сравнительно длинное цевье с верхней накладкой ствола и приклад с пистолетным выступом. Использование единой ложи, подобной применяемой на других винтовках того времени, не представлялось возможным по причине особенностей компоновки системы боепитания. Конструкция магазина с подвижной нижней крышкой не позволяла прикрыть эту часть ствольной коробки деревянными деталями. Как следствие, единая ложа была разделена на две основные части. Соединение различных агрегатов оружия при окончательной сборке выполнялось при помощи нескольких винтов и хомутов.

Были использованы стандартные для того времени прицельные приспособления. Над казенной частью ствола помещался открытый механический прицел, а рядом с дульным срезом закреплялась мушка.

Несмотря на экспериментальный характер проекта, винтовка получила ряд деталей, говорящих о возможном боевом использовании. Так, на дульной части ствола имелись крепления для штыка, фурнитура была оснащена антабками для ремня, а также присутствовали некоторые другие характерные детали. В то же время известно, что часть деталей для опытного образца M1905 была заимствована у стандартной немецкой винтовки Mauser Gewehr 98.

Экспериментальная самозарядная винтовка Ф. Маннлихера M1905 (Австро-Венгрия)
Затворная группа, вид сверху


Винтовка M1905 строилась на основе автоматики, использующей откат полусвободного затвора. Общие принципы работы этого оружия были заимствованы из предыдущего проекта и адаптированы под иные боеприпасы. Несмотря на подобное происхождение основных идей, новый проект завершился успешным выполнением поставленных задач. Опытная самозарядная винтовка могла проводить перезарядку без участия стрелка.

Для подготовки экспериментальной винтовки к стрельбе следовало снарядить магазин и взвести механизмы. Предлагалось открывать крышку магазина и выводить наружу удерживающий барабан для патронов. В его выемки следовало вкладывать патроны, после чего магазин можно было вернуть на свое место. Путем подачи рукоятки затвора назад и последующего ее возврата в нейтральное положение выполнялись взведение механизмов и подача патрона в патронник. С отключенным предохранителем оружие было готово к стрельбе.

При нажатии на спусковой крючок происходило освобождение курка, который под действием собственной пружины должен был проворачиваться и перемещаться вверх и вперед. В крайнем переднем положении верхнее плечо курка должно было бить по хвостовику ударника, производя выстрел. Импульс отдачи, образующийся при выстреле, должен был приводить механизмы автоматики в движение и обеспечивать перезарядку.

Экспериментальная самозарядная винтовка Ф. Маннлихера M1905 (Австро-Венгрия)
Затворная рама-кожух


Не сцепленная со стволом затворная группа под действием отдачи начинала откат. Первым начинал двигаться затвор, продавливая назад и вниз спущенный курок. Кроме того, происходило зацепление упора-крючка с его последующим выводом из соответствующих пазов ствольной коробки, что приводило к некоторому замедлению отката. Достигая крайнего заднего положения, затвор при помощи подпружиненной тяги полностью извлекал гильзу и выбрасывал ее через образовавшееся сверху окно. Кроме того, при этом производилось окончательное вдавливание курка вниз и его фиксация в взведенном положении.

Полностью сжав свою возвратную пружину, затвор должен был передавать оставшийся импульс отдачи затворной раме. Собственная возвратная пружина рамы должна была гасить часть этого импульса, позволяя всей затворной группе сдвинуться назад на некоторое расстояние. В этот момент качающаяся деталь в дне затворной рамы должна была выходить в горизонтальное положение, обеспечивающее правильное перемещение других деталей. Также в этот момент должен был производиться поворот ротора магазина.

После полного отката затворная группа в целом и затвор должны были возвращаться вперед. Двигаясь вперед, затворная рама должна была возвращаться в положение, позволяющее работать ударно-спусковому механизму. Задачей затвора, в свою очередь, было зацепление верхнего патрона из барабана с последующим досыланием в патронник. После возвращения механизмов в нейтральное положение винтовка могла произвести следующий выстрел.

Экспериментальная самозарядная винтовка Ф. Маннлихера M1905 (Австро-Венгрия)
Винтовка с открытым затвором


Конструкция УСМ позволяла стрелять только одиночными, что требовало каждый раз нажимать спусковой крючок. Строение роторного магазина позволяло сделать пять выстрелов, после чего следовало вновь снаряжать оружие патронами и взводить его механизмы.

По разным данным, в 1902-1903 годах Ф. Маннлихер изготовил один опытный образец новой винтовки под патрон 8х57 мм Mauser. Это оружие предназначалось для первой проверки перспективной автоматики и поэтому имело некоторые характерные особенности. Так, имеющиеся сведения об этой винтовке позволяют предполагать, что при ее изготовлении достаточно широко применялись детали, заимствованные у других образцов оружия. В дальнейшем, возможно, конструкция M1905 могла быть изменена соответствующим образом.

Известно, что экспериментальная винтовка была испытана и показала работоспособность предложенной системы. Несмотря на специфику конструкции и сравнительно мощный винтовочный патрон, автоматика на основе полусвободного затвора с торможением продемонстрировала принципиальную возможность применения таких систем. Завершение испытаний позволяло продолжать развитие оружия, а затем предлагать его потенциальным заказчикам и начинать подготовку к полномасштабному серийному производству.

Экспериментальная самозарядная винтовка Ф. Маннлихера M1905 (Австро-Венгрия)
Роторный магазин в открытом виде


Тем не менее, всего этого так и не произошло. Проект самозарядной винтовки, ныне известный под названием Mannlicher M1905, остановился. 20 января 1904 года конструктор-оружейник ушел из жизни, и продолжать работы оказалось некому. Доводка проекта не осуществлялась, новые образцы изделия не выпускались и не испытывались. Кроме того, остались нереализованными возможные планы о предложении нового оружия потенциальным заказчикам в лице армий разных стран.

В феврале 1904 года вдова оружейника Сесилия фон Маннлихер подала заявки на получение патента, закрепляющего за конструктором новое изобретение. Американский патент US 804748 A был выдан в ноябре следующего года. Это была последняя разработка Ф. Маннлихера, отмеченная патентом. Другие новые идеи и проекты не смогли дойти до той стадии, на которой могла быть подана заявка.

Единственный собранный опытный образец самозарядной винтовки M1905 стал музейным экземпляром. В дальнейшем он менял своих хозяев и в настоящее время, насколько известно, является экспонатом музея National Firearms Centre в Великобритании. Другие образцы перспективного оружия не изготавливались, что придает сохранившейся винтовке особую ценность с технической и исторической точки зрения.

Экспериментальная самозарядная винтовка Ф. Маннлихера M1905 (Австро-Венгрия)
Ствол, цевье и прицел


Последняя разработка Фердинанда Риттера фон Маннлихера в области самозарядных винтовок представляет большой интерес в контексте создания и развития автоматических систем стрелкового оружия. В то же время, нельзя не отметить, что по современным меркам винтовка M1905 выглядит весьма странно и необычно. Развитие стрелкового оружия, продолжавшееся в течение XX века, позволило создать новые системы автоматики, а также опробовать и улучшить разработанные ранее. Кроме того, были установлены реальные перспективы тех или иных вариантов автоматики, что привело к отказу от некоторых идей в определенных областях и к их закреплению в качестве своеобразной классики в других.

Нельзя не отметить, что роторный магазин с современной точки зрения выглядит весьма странной вещью с сомнительными перспективами. Винтовка Mannlicher M1905, оснащенная такой системой, имела боезапас всего в пять патронов, а возможность увеличения емкости магазина фактически отсутствовала. В результате к настоящему времени роторные магазины сохранились лишь на некоторых образцах винтовок и являются весьма редкой системой, почти полностью вытесненной иными конструкциями.

Не менее непривычно смотрится автоматика на основе полусвободного затвора в сочетании с мощным винтовочным патроном. Опыт создания стрелкового оружия в дальнейшем показал, что подобное сочетание боеприпаса и системы автоматики имеет определенные проблемы, которые требуют отдельного решения. В итоге количество систем с полусвободным затвором под винтовочный патрон не слишком велико, хотя некоторые подобные образцы получили определенное распространение. Тем не менее, к настоящему времени такие варианты автоматики были частично вытеснены другими.

Возможно, если бы Ф. Маннлихер смог продолжить свои исследования в области автоматики стрелкового оружия, то ему удалось бы определить реальные перспективы своих новых разработок и создать более совершенные образцы. Однако смерть конструктора привела к полной остановке работ. Проверять идеи, заложенные в его последних проектах, в том числе в M1905, пришлось другим специалистам.


По материалам сайтов:
http://forgottenweapons.com/
https://collections.royalarmouries.org/
http://world.guns.ru/
http://hungariae.com/

Патент US 804748 A:
http://google.com/patents/US804748
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Forgottenweapons.com, Патент US 804748 A

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. Александр72 8 июня 2016 06:44
    Мне показалось, что имеется определенное сходство самозарядной винтовки Токарева (крышки ствольной коробки) и описанной в статье экспериментальной самозарядки Маннлихера (затворной рамы-кожуха - как указано в статье). Ясно, что между этими винтовками нет ничего общего, даже принцип действия автоматики у них совершенно разный. Но конструкторское оформление вышеуказанного узла схоже (по крайней мере внешне). Сравните сами - это винтовка СВТ-40:
  2. inkass_98 8 июня 2016 07:32
    Роторный магазин в исполнении М1905 мало того, что неудобен, он еще и непрактичен. В полевых условиях вынимать магазин и снаряжать чревато огромным загрязнением механизмов, учитывая тот момент, что затвор находится в крайнем заднем положении. Все "потроха" наружу, грязь, пыль и песок будут частыми гостями механизмов. И это при том, что немецкое/австрийское оружие традиционно чувствительно к загрязнениям и требует тщательного ухода.
    А "лебединая песня" мастера получилась интересной, Кириллу спасибо за содержательную статью.
    1. Castor 8 июня 2016 08:54
      На первый взгляд - чудовищный гибрид самозарядного пистолета с револьвером, плюс избыточный винтовочный патрон. belay Любой "специалист" сразу вынесет приговор: это не будет работать. negative
      Однако Маэстро не смутился, немного подумал, "внутрь куда-то дунул-плюнул" и вуаля - всё работает, как часы! good
      Бесспорно, это чисто экспериментальное изделие, так сказать "концепт-райфл". Однако, большинство заложенных в нём идей, пусть в изменённом виде, применяются в автоматическом и самозарядном оружии до сих пор.
      Кириллу огромное спасибо. good hi
  3. a.s.zzz888 8 июня 2016 08:08
    Кирилл, спасибо за очередную статью.
    Интересно сравнивать вооружение с тем временем, и настоящим.
  4. a.s.zzz888 8 июня 2016 08:09
    Кирилл, спасибо за очередную статью.
    Сравнивать вооружение тех лет, с настоящим очень интересно.
    1. avt 8 июня 2016 08:29
      Цитата: a.s.zzz888
      Кирилл, спасибо за очередную статью.

      Да . Как то последний цикл статей про стрелковую тему и самоходки получился вполне приличный! good
      avt
  5. potapych 8 июня 2016 12:07
    занимательная
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня