Речная пехота

Инновационное судостроение может вывести в прорыв всю отечественную экономику

Прогнозные потребности только основных внутренних заказчиков составляют порядка 1200 судов и технических средств, которые предстоит построить до 2030 года. Большая их часть пойдет на обновление и пополнение речного флота. Судостроение может стать двигателем отечественной экономики и способствовать ее качественному изменению.

Уже через 20 лет после Крымской войны, в 1876 году благодаря таланту контр-адмирала А. А. Попова и умению русских корабелов строится мощнейший броненосец «Петр Великий», а затем и первый в мире броненосный крейсер «Генерал-адмирал» водоизмещением 5300 тонн. Тридцатью годами позже австрийский экономист Йозеф Шумпетер обобщит подобный опыт развития экономики и введет понятие инновационной деятельности, определив инновацию как внедренное новшество, которое дает реальный экономический или социальный эффект.


Флот после Крыма


Крымская война 1854–1856 годов, ее уроки заставили морские державы превратить свои флоты из парусных в паровые. Эту задачу решает и российское правительство. К перевооружению флота привлекаются способные администраторы и молодые талантливые моряки – А. А. Попов, И. Ф. Лихачев, В. А. Римский-Корсаков, С. С. Лисовский, ставшие позднее известными адмиралами. Начинается строительство броненосцев. Создается паровой винтовой флот.

“ За три ближайших года рост объемов гражданского судостроения должен составить 23 процента ”
Первый российский броненосец – батарея «Первенец» – был заказан в 1861 году в Англии. Но уже через пару лет такие же строились в Санкт-Петербурге. Создается целая серия: две броненосные батареи, десять мониторов, двухбашенная лодка.

Одновременно с военным кораблестроением развивается на новой конструкторско-технологической базе и коммерческое гражданское направление. Российский судпром за десятилетие после окончания Крымской войны кардинально перестроился, войдя в век пара и железа, научной и инженерной мысли, качественно иной работы верфей. Эта деятельность требовала объединения усилий, обмена идеями. Рождалась интеллектуальная центростремительная сила, которая привела к новой форме кооперации – Русскому техническому обществу, включившему в себя наиболее талантливых и пассионарных представителей морского и судостроительного дела. В результате деятельности этих подвижников создавались принципиально новые образцы, внедрялись передовые технологии и формы организации производства, рождались неизвестные ранее сферы инженерии, заводские профессии.

Опираясь на строгое определение Шумпетера, отметим, что в основе Русского технического общества лежит прямая инновационная деятельность, которая по мере роста экономики, углубления специализации отраслей, развития кооперации оставалась стержнем всех отечественных научных и инженерных организаций, выросших из этого исторического корня.

НТО судостроителей имени Крылова, возникнув как IV отдел Русского технического общества, на протяжении всех 150 лет своего существования стремилось реализовать этот фундаментальный тренд. И в дореволюционные годы, и в советский период, и в наши дни основной задачей ставилось содействие инновациям.

Фарватер отечественной экономики


Потребности в современных судах и специальной технике отраслей, связанных с морской и водной деятельностью, постоянно возрастают. В кардинальном обновлении нуждаются водный транспорт, рыбопромысловый флот. Прогноз до 2030 года – порядка 1200 единиц судов и технических средств.

Особенно актуально кораблестроение для освоения шельфовых месторождений углеводородов, включающее производство разведочных и добывающих платформ (более 30), судов обеспечения, технических и служебно-вспомогательных средств (свыше 150), газовозов, в том числе ледового класса (более 20 единиц).

Требуются суда, по большей части уникальные, для возрождения Северного морского пути:

атомный ледокол-лидер мощностью 110 МВт – 1;
универсальные 60-МВт атомные ледоколы – 5;
линейные дизельные ледоколы 25 МВт и 18 МВт – 12;
вспомогательные и портовые ледоколы 4–7 МВт – 8;
плавучие атомные электростанции для северных регионов – 7 единиц.


Назрела модернизация морского транспортного флота, предполагающая строительство до 230 танкеров, в том числе дедвейтом более 70 тысяч тонн, балкеров, лесовозов, универсальных и многоцелевых судов.

Речная пехотаПеред речным флотом России стоит масштабная задача кардинального обновления, для чего необходимо спустить на воду до 750 судов речного и смешанного (река-море) плавания, а также технического флота, для осуществления надзора и других государственных нужд.

Отечественный рыбный промысел испытывает потребность более чем в двухстах больших и малых специализированных судах.

25 научно-исследовательских морских платформ требуется океанологам и представителям других отраслей знаний.

Только за три ближайших года рост объемов гражданского судостроения, включая НИОКР, должен составить 23 процента и превысить в денежных показателях 59 миллиардов рублей.

С такими задачами может справиться только инновационная экономика отрасли. Для ее развития государством намечена реализация следующих направлений:

1. Создание научно-технического задела, предусматривающего инвестиции в фундаментальные и поисковые исследования с учетом приоритетов технологических направлений и обновления опытно-экспериментальной базы.

2. Развитие инжиниринга, базирующегося на проектировании продукции под заданную стоимость, конкурентоспособность, серийность и использовании отечественной интеллектуальной собственности.

3. Импортозамещение на основе освоения новых производств и локализации действующих.

4. Наращивание производственных мощностей при планировании их развития с учетом долгосрочной загрузки и экономической эффективности.

5. Кадровое совершенствование, предусматривающее подготовку высококвалифицированных специалистов, привлечение и закрепление молодежи, оптимизацию структуры.

Овеществленные теории


Одна из важнейших проблем создания отечественного арктического флота и морской техники для освоения шельфовых месторождений в высоких широтах – новые судостроительные материалы. Решение стоящих в этой области задач требует использования последних достижений, в частности нанотехнологий. Большим успехом ученых и производственников стало получение листовых сталей с элементами наноструктуры. Ноу-хау использовано при строительстве уникальных буровых платформ «Приразломная» и «Арктическая». Кроме обеспечения высоких свойств (свариваемости, морозостойкости, пластичности и др.), эти работы открывают возможность унификации химического состава сталей и, следовательно, снижения их стоимости.

Речная пехота


Практика эксплуатации арктических судов ставит новые задачи по повышению эффективности и безопасности их работы в высоких широтах, во льдах. Проводимые исследования позволяют предложить нетрадиционные решения. Так, для обеспечения ледовой прочности и надежности транспортных судов в условиях круглогодичной навигации отечественной наукой создаются активные средства защиты корпуса. Она обеспечивается новыми информационно-технологическими подходами к решению задач этого класса, в том числе интерактивным контролем в процессе эксплуатации. Наряду с традиционными математическими методами применяются достижения искусственного интеллекта. Важная роль принадлежит технологиям обработки информации в мультипроцессорной среде, что позволяет интеллектуальной системе понимать сложные процессы взаимодействия судна с внешним миром, моделировать свои действия и обучаться на собственном опыте. Эти и другие ноу-хау способствуют созданию морской техники с новыми потребительскими качествами, что выводит Россию на передовые рубежи арктического судостроения, обеспечивая отрасли высокую конкурентоспособность в данной нише мирового рынка.

Пример масштабных технологических инноваций, поддержанных потенциалом НТО судостроителей имени Крылова, – строительство отечественных газовозов. Технические вопросы подготовки такого производства в России успешно решены.

Важным направлением стало внедрение организационно-управленческих инноваций:

совершенствование проектирования, инженерной подготовки и менеджмента строительства кораблей и судов на основе применения информационных технологий;
информационное обеспечение послепродажного обслуживания вооружений и военной техники, судов и прочей продукции отрасли;
подготовка персонала по направлениям информационных технологий для задач проектирования кораблей и судов, подготовки производства и менеджмента.


Наиболее перспективные начинания получают целевую поддержку действующего в составе НТО имени Крылова Комитета по поиску и одобрению инновационных проектов. В 2014 и 2015 годах рассмотрено девять таких проектов. Два из них уже внедряются в промышленное производство. Остальные находятся в различных стадиях проработки потенциальными инвесторами.
Автор: Владимир Александров
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/30961


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 31
  1. Razvedka_Boem 11 июня 2016 05:30
    Плавучие атомные электростанции были бы весьма востребованы на Севере.
    1. seti 11 июня 2016 08:49
      Собака лает а караван все одно идет. Самое главное выиграть время и вложить деньги. А постройка кораблей как для торгового так и для исследовательского флотов это новые рабочие места, инвестиции и технологии, занятость. Надеюсь все задачи с постройкой этого плана будут согласованы и выполнены.
    2. sub307 11 июня 2016 11:50
      "Плавучие атомные электростанции были бы весьма востребованы на Севере".
      Спасибо Вам Razvedka_Boem за "своевременный совет" по поводу того где употребить ПАЭС. В Арктике - само собой конечно, а вобще можно везде где требуется производство опресненной воды, электричества, бытового и промышленного тепла(в томже Крыму, к примеру и в прочиж "красивых" местах где есть дефицит вышеперечисленных ресурсов). ПАЭС "Академик Ломоносов" вроде должны были уже "сделать" http://topwar.ru/30634-pervaya-plavuchaya-atomnaya-elektrostanciya-k-2016-godu.h
      tml
      1. Razvedka_Boem 11 июня 2016 22:27
        Как употребить, как вы выразились ПАЭС, спецам виднее. В Крыму, будь такая нужда, сделали бы наземную АЭС. Но не стали. Обошлись тем что есть. Хотя зачем в Крыму, в туристической зоне нужна АЭС..
        "(в томже Крыму, к примеру и в прочиж "красивых" местах где есть дефицит вышеперечисленных ресурсов)."
        Вы когда пишете sub307, не спешите, ставьте знаки препинания и вообще пишите без ошибок.
        В Крыму АЭС не нужна. Ни наземная, ни тем более плавучая.
    3. svp67 11 июня 2016 16:38
      Цитата: Razvedka_Boem
      Плавучие атомные электростанции были бы весьма востребованы на Севере.

      Можно подумать в Крыму она будет лишней...
      1. Razvedka_Boem 11 июня 2016 22:25
        Вы удивитесь, но будет лишней.
    4. bandabas 11 июня 2016 20:54
      Приезжайте в гости. Желательно на постоянную основу. Ждемссссс.
  2. сурож 11 июня 2016 05:47
    Ого, оказывается не все так плохо с перспективами в экономике, идем потихоньку! А то дождь моросит с утра, Аргентина RT запретила, какая-то тяжесть во всех членах...
    1. sub307 11 июня 2016 12:27
      Ага точно... не всё...в смысле плохо. Местами даже хорошо:""Росатом" разработал и готов выпускать линейку электростанций различной мощности для монтажа на арктических территориях.
      Как рассказал заместитель генерального директора - директор блока по управлению инновациями ГК "Росатом" Вячеслав Першуков: "Мы подготовили линейку ядерных мощностей... Гигаватт в Арктике не нужен. Остановиться на максимальной мощности в 40-60 мегаватт более чем достаточно", - сказал Першуков.
      Он отметил, что корпорация готова взять на себя не только испытания энергогенерирующих установок, но и их производство и доставку в Арктику. "Вся логистика, которая делается по Северному морскому пути, осуществляется предприятиями "Росатома", - подчеркнул Першуков".
      http://www.i-mash.ru/news/nov_predpr/80290-rosatom-razrabotal-linejjku-jelektros
      tancijj-dlja.html
      1. Громобой 11 июня 2016 15:58
        Цитата: сурож
        А то дождь моросит с утра, Аргентина RT запретила, какая-то тяжесть во всех членах...
        А я ещё сегодня ФУТБОЛ под занавес этого тяжёлого дня.Главное не расслабляться и быть в форме.Матч состоится в любую погоду!
    2. 97110 11 июня 2016 16:00
      Цитата: сурож
      Ого, оказывается не все так плохо с перспективами в экономике

      Да уж. И надуваем щёки. Прочитал
      Перед речным флотом России стоит масштабная задача кардинального обновления, для чего необходимо спустить на воду до 750 судов речного и смешанного (река-море) плавания
      , чуть не прослезился. Живы, живы старые большевики. А хозяева речкина флота, что - уже умерли? И судоходные компании национализированы? Нет? Так о чём разговор. Кому нужны "750 судов речного и смешанного (река-море) плавания", если яхта на Кипре не проплачена? Что за суда "смешанного (река-море) плавания"? Под какой груз? А, вопрос не в этом. Так, Автор? Ваше дело прокукарекать, а там хоть не рассветай. Выдь на Волгу (имеется в виду Дон), чей стон раздается? Правильно, одних танкеров. Что там смешанного из сухогрузов после "Волжских" построено? Говорить не о чём. Потому что ставки фрахтов рождаются на Панамаксах и в Новороссийске, для "смешанных" они убыточны. Но и возить Волжским с Ростова втрое дороже, чем чистым моряком из Новороссийска не получится. Ничего за статью не поставил. Чую, что даже на Гипроречку не тянет план, потому методика "независимо от форм собственности". Какую грузовую базу собирается 750 судов обслуживать? Русловой добычи нерудных уже давно нет, плотов тоже. Пассажиры только прогулки по реке, транспортного пассажирского флота нет. Северного завоза не стало. Боюсь, что потребность во флоте просчитана на основании баланса флота МРФ РСФСР 1990 года.
      1. Алексий 12 июня 2016 03:43
        Я не пойму. Главная цель всё изгадить?
        1. 97110 12 июня 2016 16:48
          Цитата: Алексий
          Я не пойму. Главная цель всё изгадить?

          Почему изгадить? На Миссисипи всяко всё будет ОК. И на озёрах - без балды. Сколько планов подобных опубликованному Вы в Вашей ЮС читали? Что, вот так N речных и смешанного плавания построить до 2020 года? Или не лезут власти не в свою епархию? В шиппинге ЧАСТНИК рулит. А государство, если что-то хочет, деньги готовит в бюджете и торги объявляет для решения ГОСУДАРСТВЕННЫХ задач.
  3. AllXVahhaB 11 июня 2016 06:03
    А что конкретно делается в рамках данной программы, кроме внедрения организационно управленческих инноваций и нанотехнологий? Только два проекта внедряются в промышленное производство? И как при таких темпах построить 1200 судов???
  4. амурец 11 июня 2016 06:37
    Всё это хорошо!Но вот что вот что делается для производства ССУ?Мы практически потеряли крупное и среднее дизелестроение.Клепать и варить коробки корпусов мы можем,но чем насыщать корпуса.Имеется ввиду оборудование?Эмбарго на поставку дизелей MTU создал немало проблем нашему кораблестроению,а где гарантии что такого не будет с гражданскими судами? Это ссылки на корабел.ру О проблемах нашего моторостроеения для кораблей и судов.Ссылки даны на один сайт но за разные годы.Данных свежее 2012года я не нашёл.
    http://www.korabel.ru/news/comments/rossiya_poteryala_dizelestroenie.html
    http://www.korabel.ru/news/comments/dizelestroenie_segodnya_a_zavtra.html
  5. Сергей333 11 июня 2016 07:30
    Цитата: AllXVahhaB
    И как при таких темпах построить 1200 судов???

    Как? Строить начинать, а там у верфей деньги будут и Ваши нанотехнологии сами подгребут (и про Чубайса забудут).
    1. 31rus2 11 июня 2016 08:56
      В статье четко написано нужны инвестиции,а вот где их брать,т.е опять ,проекты,заявления,а денег нет ,ищите сами
      1. 97110 11 июня 2016 16:11
        Цитата: 31rus2
        В статье четко написано нужны инвестиции,а вот где их брать

        и как отдавать.
    2. 97110 11 июня 2016 16:05
      Цитата: Сергей333
      Как? Строить начинать, а там у верфей деньги будут

      У каких верфей? Китай, Корея, Турция? При чём тут весь этот треск, хозяева-буржуи определят, где строить и на какие деньги. Российских верфей там не будет.
  6. 31rus2 11 июня 2016 08:51
    Уважаемые,программа хорошая,но не выполнима,правильно пишут форумчане,много что утратили,а желания и денег нет и это самое главное,кстати это ответ нужна ли нам "кубышка"
  7. Вечно так 11 июня 2016 09:04
    Сегодня, особенно для речного флота, острейший вопрос обрастания корпуса. за сезон может вырости борода до полуметра длиной. Сделал я новый корпусный материал на основе полиэтилена, не обрастает, не трескается, ни жары ни мороза ни солнца не боится, можно футеровать даже аварийные суда, используя ржавую обшивку как матрицу, продвигал его продвигал и заполучил инсульт, инфаркт и рейдерский захват фирмы местными товагищами пожелавшими продать технологию в штаты. Да и корабелы того же Новороссийска отказались. С новым материалом не надо корпуса красить, а где распил зин??, сразу столько людей без работы. Такие вот пирожки.
    1. 97110 12 июня 2016 16:53
      Цитата: Вечно так
      Сегодня, особенно для речного флота, острейший вопрос
      чего возить. Будет работа - обрашкают бороду "Кингом" и "Вомой", делов то. Вашу технологию запустят. Если РАБОТА БУДЕТ. На холодном отстое одинаково с каким корпусом гнить - стальной даже лучше, проще на скрап двинуть.
  8. кеп 11 июня 2016 09:49
    Опять возникает вопрос кадров. Вот вакансии по АСЗ.Фактического состояния никто не даст, это из открытых данных.
    https://rabota.yandex.ru/search/companies?text=%D0%9E%D0%90%D0%9E%20%D0%90%D0%A1
    %D0%97&rid=11453&wt=5&from=wizard¤cy=RUR
    Секретарь руководителя
    график: полный день
    30 000 Р
    2 июня
    trudvsem.ru

    Сборщик корпусов металлических судов 4 разряда
    график: полный день
    В избранное 52 300 Р
    2 июня
    trudvsem.ru

    Слесарь-монтажник судовой 3 разряда
    график: полный день
    42 000 Р
    2 июня
    trudvsem.ru


    Токарь 4 разряда-5 разряда
    график: вахтовый
    65 200–74 300 Р
    29 мая
    trudvsem.ru

    Начальник ООТиЗ
    график: полный день
    з/п не указана
    24 мая
    trudvsem.ru

    Руководитель электромонтажного производства
    график: полный день
    з/п не указана
    23 мая
    trudvsem.ru

    Начальник управления делами Генерального директора
    график: полный день
    з/п не указана
    23 мая
    trudvsem.ru

    С зарплатой как просили. hi
  9. 31rus2 11 июня 2016 10:36
    Уважаемый ,открываю объявления и удивляюсь,оказывается у меня на работе зарплата аж от25000рублей,на самом деле 15000 и то с трудом,то же самое по другим местам
  10. Argon 11 июня 2016 21:56
    Статья полный бред(современный диагноз).А вообще это измышления человека убеждения и основопологающие познания которого сформированны в условиях плановой экономики,плюс какой то стимулятор эйфории.Да дефицит флота существует и в"жирные нулевые"его даже пытались ликвидировать с помощью судостроительных программок-ну те компании,что покрупней.Сегодняшние реалии таковы ,что зарубежный капитал активно выводиться из страны(санкцииССС),а дефицит будет леквидироваться 10ти-12ти летками китайской,реже корейской постройки.Увы такова жизнь.
  11. Deck 12 июня 2016 08:11
    Внедрение организационно-управленческих инноваций - ну 90 % работы уже сделано! Бред! Надо не "совершенствовать" а создавать заново отрасль, окончательно развалившуюся в 2000-е. Нет ни квалифицированных рабочих, ни инженеров. Инженеров, а не инновационных менеджеров из НТО Крылова
  12. bamse 12 июня 2016 13:14
    Вот и у нас в Белой Калитве на Северском Донце будут судостроительный завод строить. В советское время по Донцу "Заря" курсировала, теперь только баржи ходят. Надеюсь, скоро опять пассажирские суда будут плавать какой-нибудь новейшей системы.
    1. 97110 12 июня 2016 15:15
      Цитата: bamse
      теперь только баржи ходят.

      Чё, правда? И что они там возят? Знаменитый БККК не работает с 2003 года, по крайней мере на воду. Синегорка попозже, но тоже ушла на автотранспорт. Может, хлеб? Бывало, в Краснодонецкой по корпусам судов, ожидающих погрузки, переходили Северский Донец. Сейчас этих перевозок НЕТ. Уголь? Тоже нет. Куда Вы на "Заре" поедете, если при вместимости и скорости автобуса, там ЭКИПАЖ, межнавигационный период, и двигун в пятеро мощней. Насчёт судостроения в Б.Калитве. На Дону судостроение было в Павловске, Калаче, Аксае, Ростове. Про Павловск не знаю, остальных НЕТ. Там традиции, кадры, судоподъёмные сооружения. Не нужны! Ваша Б.Калитва завтра несудоходной будет - там габариты судового хода обеспечиваются только гидроузлами Северско-Донецкой шлюзованной системы. Вы деревянные плотины постройки 1914 года видели? Посмотрите. Плотина из доски сороковки, верхний щит из дюймовки. Её каждый год на зиму укладывают, а по весне поднимают.
      1. bamse 12 июня 2016 17:10
        Да, баржи давно не ходят.

        Пассажирские суда будут туристов возить смотреть остатки турецкой крепости, Караул-гору и Две сестры.

        "Средне-русская речная компания" построит судостроительный комплекс ещё и в Азове.
        1. 97110 13 июня 2016 20:48
          Цитата: bamse
          "Средне-русская речная компания" построит судостроительный комплекс ещё и в Азове.

          Эти специалисты проводку по судну проводом АППВ 2*1,5 планируют делать? И про существование Речного регистра ещё не слышали? Лет 10 назад были у меня с Б.Калитвы "организаторы" речного флота, вопросы обсуждались перечисленные. Забудьте. Флот - это дорого и требует специалистов-профессионалов. Судостроители НИКОГДА не будут катать туристов на развалины крепости. Им надо сбыт судов организовать в количествах, больше чем 2. И ещё 2 для Азова. И для этого судостроительный КОМПЛЕКС! Там просто экономист есть, в этой среднерусской компании? Просто совершеннолетние люди есть, которые хотя бы кур дома завели и собаку прокормили?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня