Military Review

Huaqiao. The number one diaspora in economics and politics of Southeast Asia

7
In the economic and political life of Southeast Asia, Huaciao has a tremendous influence. So called ethnic Chinese, representatives of multimillion Chinese diasporas who live outside of China. According to researchers, in the modern world there are at least 40 of millions of huaqiao, living mainly in America, Europe and Southeast Asia. In Indochina and on the islands of the Malay Archipelago, Chinese traders appeared at the beginning of our era, as economic relations between China and the “countries of the southern seas” developed, their number only increased. The economic prosperity of a number of countries in Southeast Asia, nicknamed "Asian tigers", was largely due to the vigorous activity of the local Chinese diasporas. In Singapore, Huaqiao is in fact in power, in Malaysia, their economic influence is very great, Chinese business holds strong positions in Thailand, Indonesia, the Philippines, Myanmar, and many other countries in the region.


Huaqiao. The number one diaspora in economics and politics of Southeast Asia


Southeast Asia's Huaqiao is a classic “trade minority” or, using the terminology of the American sociologist and philosopher Thomas Sowell, a “minority intermediary”. According to Sowell, the “minority - mediator” has a unique social position. As a rule, these are migrants who occupy an important niche in society. They carry out trade-exchange functions that are vital to society, but, at the same time, are perceived by society as “alien”. In certain cases, social dissatisfaction spills on them, and politicians successfully speculate on them. The classic example of the “minority - mediator” in the European stories - Jews, in turn, as Sowell emphasizes, "the Chinese-huaqiao began to be called Jews of Southeast Asia, the nationality for - the Jews of Nigeria, the Parsis - the Jews of India, and the Lebanese - the Jews of West Africa."

Up to the European colonization of Southeast Asia, Chinese traders played a crucial role in interethnic commercial relations in the region. Chinese merchants controlled exports and imports in the region, collaborated with European merchants, who later made them a serious competitor. After the colonization of most of the countries of Southeast Asia, Chinese entrepreneurs actively manifested themselves in other sectors of the economy, including the crop and manufacturing industries. They also stood at the origins of the banking sector in many countries of the region.



Meanwhile, not all Huaqiao of Southeast Asia are entrepreneurs or managers of commercial organizations. The mass migration of Chinese, especially residents of the southern provinces of China, to Southeast Asia began in the middle of the 19th century and was by no means a good life. The main flows of migrants came from the provinces of South China, especially from Guangdong, Guangxi, Guizhou. Yesterday's peasants from Chinese villages were hired by workers in mines and plantations. However, given the Chinese people's natural craving for knowledge, their discipline and cohesion, many later “fought out in people”, becoming entrepreneurs or intellectuals. At the same time, the huaqiao did not break ties with their homeland, but rather sought to help their relatives and countrymen left in China, perceiving them at that time as victims of the Manchu occupation.

Today, the Chinese diaspora is the richest and most educated in the countries of Indochina and the Malay Archipelago. According to the researchers, ethnic Chinese control up to 70% of the wealth of the countries of Southeast Asia, while making up only 6% of the region’s population. Of the 200 richest people in the world, 16 are entrepreneurs from the Chinese diaspora in Southeast Asia. The financial resources and economic potential of the Chinese diaspora in the region is enormous, which makes it an extremely important component of the political life of the states of Southeast Asia.



The main factor contributing to the mass migration of Chinese to the countries of Southeast Asia was their geographical accessibility. Much easier from the southern provinces of China to get to Thailand or Vietnam than to European countries. As a result of mass migration, in many countries of Southeast Asia, huaqiao have become a significant part of the population. At present, the Chinese make up 76% of the population of Singapore, 24% of the population of Malaysia, 14% of the population of Thailand, 11,2% of the population of Brunei. The Chinese diaspora are less numerous in countries like Indonesia (3%), Laos (3%) and Myanmar (3%). In the Philippines, Chinese make up 1,5% of the country's population; in Vietnam, 1,1%. The least fortunate were the Chinese of Cambodia (1%), who suffered a great deal during the Polpotov repressions (and this despite the fact that there were many people of Chinese origin among the leaders of the Khmer Rouge). In Singapore, as we noted above, the Chinese dominate the political and economic life of the country. Malaysia and Indonesia are inhabited by unassimilated diasporas of Huaqiao, whereas in Vietnam, Thailand, and Myanmar, the Chinese have largely assimilated with the local population. The main reason for poor assimilation in Indonesia and Malaysia are confessional differences - these countries are known to be Muslim, while in Thailand, Myanmar, and Vietnam the bulk of the population is Buddhist and, accordingly, it is easier for Chinese to dissolve in a culturally similar environment. However, in both Malaysia and Indonesia there are groups of almost completely assimilated Chinese population - the so-called. “Peranakan”, which adopted Malay and Indonesian names and customs, often consist of mixed marriages with representatives of the peoples of the Malay Archipelago.

In the first half of the twentieth century. the Chinese have become a serious political force in the countries of Southeast Asia. It is worth noting that it was often in emigration that Chinese revolutionary groups that opposed the Qing Dynasty could easily exist. After the Xinhai Revolution, the ties of the Chinese diasporas with China became even stronger. Chinese entrepreneurs collaborated with the Kuomintang, and among the numerous Chinese proletariat and, in part, the intelligentsia, the communist ideology gained popularity. It was the Chinese who most often stood at the origins of the communist and labor movement in the British, Dutch and French colonies in Indochina and the Malay Archipelago. In particular, the Communist Party of Malaya, which had long led a guerrilla war in the jungle of the first British Melaka, and then sovereign Malaysia, was almost entirely a Chinese organization.

On the other hand, for a long time, the remnants of the Kuomintang army divisions fought in Burma, retreating to the area of ​​the infamous Golden Triangle from the southern Chinese province of Yunnan. The attitude towards the Chinese diasporas on the part of the “host societies” also varied. For example, in Thailand, the Chinese have assimilated most successfully, there are many mixed families and, in fact, many Thai huaqiao are Thai Thai people. However, back in 1920 - 1930 - s. in Siam, there were discriminatory laws against the Chinese, who were ordered to adopt Thai names and renounce their language. Later, the Thai government’s policy towards the Chinese diaspora was substantially liberalized.

A completely different picture is observed in Indonesia, where the Chinese look like an alien group against the background of the local population, mostly Muslim. In the history of Indonesia, anti-Chinese pogroms have repeatedly occurred, caused by social reasons and, above all, by the discontent of the local population with the living conditions in the country. The first major anti-Chinese pogrom occurred in 1740 year. The Dutch authorities ordered the relocation of all Chinese workers to the plantations of Ceylon (then Ceylon was still Dutch). In Batavia, unrest began, causing a three-day "Chinese pogrom", during which 5 killed about 10 thousands of Chinese. After the pogrom, the Chinese population of Batavia was resettled in special neighborhoods. Then the position of the Chinese improved. They received the status of Dutch nationals and became intermediaries between European colonialists and the native population.



Of course, after the proclamation of the national independence of Indonesia, the authorities began to discriminate against the Chinese population, which was manifested in the ban on Chinese, the use of Chinese names and surnames. The Chinese population was most severely persecuted in 1965-1998. The anti-Chinese policy of the Indonesian authorities was explained by the fact that the Chinese constituted the majority of activists and supporters of the Communist Party of Indonesia and were viewed as the “fifth column” of China in Indonesian society. But even after China abandoned its plans for revolutions in the countries of Southeast Asia, Indonesia retained the anti-Chinese line in domestic politics. The authorities skillfully allowed the protest energy of the masses into the mainstream of interethnic conflicts. The most ambitious anti-Chinese speeches recently in Indonesia occurred in 1997-1998.

In Malaysia, the Chinese make up a quarter of the country's population, but are denied the rights that indigenous people have - Malays and some other smaller nations. Malaysia is characterized by the existence of privileges and preferences established by law for the indigenous population - “Bumiputra”, which does not include Chinese and Indian migrants, who constitute a significant part of the country's population. At the same time, the Chinese control most of the Malaysian business, actively represented in culture, science, and in government institutions. Therefore, it is hardly possible to say that the situation of the Chinese in Malaysia is very bad.

In Southeast Asia, Chinese are ambivalent. On the one hand, the governments of the states of the region cannot deny the obvious - the contribution of the Chinese diasporas to the economies of the Southeast Asian countries is enormous. But, on the other hand, the economic success of the Chinese diasporas cannot but arouse envy, and in some cases fears about the gradual subordination of national economies to the interests of China through the activities of rich and active diasporas. Therefore, in many countries of Southeast Asia, there has always been a wary attitude towards the attempts of local Chinese to move from the economic sphere of society to the political sphere. But, and this is especially evident in Thailand, Cambodia, Laos, Vietnam, the Chinese actively increased the influence of diasporas through the descendants of mixed marriages with representatives of local peoples. "Half-breeds", which most often had Thai, Khmer, Vietnamese surnames and names, made official career much easier, achieved success in the political arena. However, not all of them were oriented towards relations with the diaspora - many, on the contrary, preferred to finally assimilate among the host society and distance themselves from the diaspora environment.

Anti-Chinese sentiment in the countries of Southeast Asia is based not only on the envy of the economic success of the active huaqiao. In fact, the latter did not always achieve the increase of their wealth by legal means. No need to clarify the phenomenon of the famous Chinese "triad", extended its activities throughout Southeast Asia. Even in the second half of the 19th century, some representatives of the Chinese diaspora were involved in the opium trade, and in the 20th century, the drug business became one of the main shadow areas of activity for Chinese mafia organizations in Southeast Asia. Attempts of the People's Republic of China in the 1950-th - 1960-s. The use of the Chinese diasporas as the main fighting force of pro-communist revolutions in Southeast Asia also led to an increase in hostility and suspicion towards the Chinese diasporas. In particular, in Indonesia in 1965, after General Suharto’s military coup that brutally attacked the country's communist movement, television broadcasting in Chinese was banned. Formally, the ban was lifted only in 1994 year, but only in 2000 was the first telecast in Chinese.



Today, the PRC is increasingly developing cooperation with overseas Chinese diasporas around the world, and the Huaqiao communities in the countries of Southeast Asia rank first in this list. At the same time, Taiwan is a serious rival of the PRC in cooperation with the Huaqiao diasporas. It should be noted that Taiwan has never interrupted ties with the Chinese diasporas of Southeast Asia, especially since as a capitalist country, it was much easier and more comfortable for him to cooperate with Chinese business than the People’s Republic of China, especially during the time of Chairman Mao. Moreover, the Chinese in Southeast Asia, at least the part that actually has economic influence and opportunities, were historically associated with the Kuomintang, that is, were in opposition to the Communists, who were established in mainland China.

However, the changes that followed in the political and ideological sphere of the PRC and soon reflected in China’s foreign policy could not but lead to significant shifts in relations between Beijing and the Huaqiao diasporas. Today, the Chinese diasporas are considered by China as an important instrument of influence in the region, and the Huaqiao themselves, in turn, are well aware that a world-class superpower like China is the best guarantor of security and further growth of economic well-being and influence of the diaspora. There are two main trends in China’s relationship with the Huaqiao diaspora in Southeast Asia. First, the cultural and economic ties between the Chinese diaspora and the PRC will only grow and develop. Secondly, the Chinese diasporas in the countries of Southeast Asia will strive (for the most part) to maintain political neutrality, since they understand that the absence of pronounced political ambitions is a guarantee of their socio-economic well-being and peaceful existence in the host countries. Therefore, one can hardly expect the transformation of the Chinese diasporas into open conductors of Chinese political influence.
Author:
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. parusnik
    parusnik 9 June 2016 07: 52
    +3
    Today, China is increasingly developing cooperation with foreign Chinese diasporas around the world...We would be so ... Thank you, Ilya a great review ..
  2. inkass_98
    inkass_98 9 June 2016 07: 55
    +3
    In fact, huaqiao are the "fifth column" in any country of residence. They are often mentally connected with the metropolis, separating citizenship from nationality. Hence the regular scandals accusing members of the diaspora of military or industrial espionage in favor of China, especially often (which is logical) such scandals break out in the United States.
    1. Cossack Ermak
      Cossack Ermak 9 June 2016 17: 47
      +1
      Give the Chinese a finger - they will bite off their whole hand! You can not let the Chinese into their territory.
  3. Reptiloid
    Reptiloid 9 June 2016 09: 12
    0
    Good morning, Ilya! Thank you very much for continuing the stories about China.
    Yeah, the Chinese --- they are very loyal and dedicated to their homeland, secret agents.


    Our "5th column", Russian, consists of Russians. Something like this.
  4. Vivan
    Vivan 9 June 2016 12: 12
    +1
    Some huaqiao have made major strides in the political arena. In Thailand - former prime ministers Thaksin and his sister (?) Sivanatra, in Vietnam - the current member of the Political Bureau of the CPV, the Secretary of the Hanoi city committee Hoang Chung Hai (in Chinese - Huang Zhonghai).
  5. NOMADE
    NOMADE 9 June 2016 13: 52
    0
    The article is good! + of course. But ..., sadly, in the sense of our Far East territories (
  6. Vivan
    Vivan 10 June 2016 05: 21
    0
    Quote: inkass_98
    In fact, huaqiao are the "fifth column" in any country of residence. They are often mentally connected with the metropolis, separating citizenship from nationality. Hence the regular scandals accusing members of the diaspora of military or industrial espionage in favor of China, especially often (which is logical) such scandals break out in the United States.

    In 1958, by agreement between the PTV and the CPC, huaqiao in the north of Vietnam became citizens of the DRV, and in the south of Vietnam (under the Saigon regime), huaqiao had dual citizenship. In 1978, Secretary General of the CPV Le Duan, realizing the real danger posed by the "fifth column," suggested that the huaqiao in the South of Vietnam: either become Vietnamese or leave Vietnam. Most of the huaqiao in South Vietnam left for China, which is why the huaqiao now make up only 1,1% of the population in Vietnam and are considered one of the 54 minority ethnic groups in Vietnam.
    In 1975-1990, Huaqiao in Vietnam behaved "quieter than water, lower than grass." The first Vietnamese astronaut would be the hero of Vietnam, as # 1 Nguyen Van Kok (9 victories), and not Pham Tuan, if not for Kok’s wife (she is huaqiao).
    After the collapse of the USSR and the socialist camp, Vietnam was forced to reckon with China, and huaqiao in Vietnam no longer felt like "second-class people."

Хуацяо. Диаспора номер один в экономике и политике Юго-Восточной Азии

В экономической и политической жизни Юго-Восточной Азии огромным влиянием пользуются «хуацяо». Так называют этнических китайцев, представителей многомиллионных китайских диаспор, которые проживают за пределами Китая. По данным исследователей, в современном мире насчитывается не менее 40 миллионов хуацяо, проживающих в основном в Америке, Европе и Юго-Восточной Азии. В Индокитае и на островах Малайского архипелага китайские торговцы появились еще в начале нашей эры, по мере развития экономических отношений между Китаем и «странами южных морей» их количество только увеличивалось. Экономическое процветание ряда стран Юго-Восточной Азии, прозванных «азиатскими тиграми», во многом было обусловлено и активной деятельностью местных китайских диаспор. В Сингапуре хуацяо фактически находятся у власти, в Малайзии их экономическое влияние очень велико, прочные позиции занимает китайский бизнес в Таиланде, Индонезии, на Филиппинах, в Мьянме, во многих других странах региона.

Хуацяо. Диаспора номер один в экономике и политике Юго-Восточной Азии


Хуацяо Юго-Восточной Азии — это классическое «торговое меньшинство» или, пользуясь терминологией американского социолога и философа Томаса Соуэлла, — «меньшинство-посредник». Согласно точке зрения Соуэлла, «меньшинство — посредник» обладает уникальным социальным положением. Как правило, это мигранты, занимающие важную нишу в обществе. Они осуществляют торгово-меновые функции, жизненно необходимые обществу, но, в т же время, воспринимаются обществом как «чужие». В определенных случаях на них выплескивается социальное недовольство, чем успешно спекулируют политики. Классический пример «меньшинства — посредника» в европейской истории — евреи, в свою очередь, как подчеркивает Соуэлл, «китайцев-хуацяо стали называть евреями Юго-Восточной Азии, народность ибо — евреями Нигерии, парсов — евреями Индии, а ливанцев- евреями Западной Африки».


Вплоть до европейской колонизации Юго-Восточной Азии китайские торговцы играли важнейшую роль в межнациональных коммерческих отношениях в регионе. Китайские купцы контролировали экспорт и импорт в регионе, сотрудничали с европейскими коммерсантами, которые позднее составили им серьезную конкуренцию. После колонизации большинства стран Юго-Восточной Азии, китайские предприниматели активно проявляли себя и в других сферах экономики, включая растениеводство и обрабатывающую промышленность. Они же стояли у истоков банковской сферы во многих странах региона.

Хуацяо. Диаспора номер один в экономике и политике Юго-Восточной Азии


Между тем, далеко не все хуацяо Юго-Восточной Азии являются предпринимателями или менеджерами коммерческих организаций. Массовая миграция китайцев, в особенности жителей южных провинций Китая, в Юго-Восточную Азию началась еще в середине XIX века и отнюдь не от хорошей жизни. Основные потоки мигрантов шли из провинций Южного Китая, особенно из Гуандуна, Гуанси, Гуйчжоу. Вчерашние крестьяне из китайских деревень нанимались рабочими на рудники и плантации. Однако, учитывая природную тягу китайцев к знаниям, их дисциплинированность и сплоченность, многие впоследствии «выбивались в люди», становясь предпринимателями или представителями интеллигенции. При этом, хуацяо не рвали связи с родиной, а напротив стремились помогать оставшимся в Китае родственникам и землякам, воспринимая их на тот период как жертв маньчжурской оккупации.

Сегодня китайская диаспора является наиболее богатой и образованной в странах Индокитая и Малайского архипелага. По данным исследователей, этнические китайцы контролируют до 70% богатств стран Юго-Восточной Азии, при этом составляя в совокупности лишь 6% населения региона. Из 200 богатейших людей мира 16 — это предприниматели из китайской диаспоры в Юго-Восточной Азии. Финансовые ресурсы и экономический потенциал китайской диаспоры в регионе огромен, что превращает ее в крайне важный компонент и политической жизни государств Юго-Восточной Азии.

Хуацяо. Диаспора номер один в экономике и политике Юго-Восточной Азии


Главным фактором, способствовавшим массовой миграции китайцев в страны Юго-Восточной Азии, стала их географическая доступность. Гораздо проще из южных провинций Китая попасть в Таиланд или Вьетнам, чем в страны Европы. В результате массовой миграции, во многих странах Юго-Восточной Азии хуацяо превратились в значительную часть населения. В настоящее время китайцы составляют 76% населения Сингапура, 24% населения Малайзии, 14% населения Таиланда, 11,2% населения Брунея. Менее многочисленны китайские диаспоры в таких странах как Индонезия (3%), Лаос (3%) и Мьянма (3%). На Филиппинах китайцы составляют 1,5% населения страны, во Вьетнаме — 1,1%. Менее всего повезло китайцам Камбоджи (1%), которые немало пострадали во время полпотовских репрессий (и это несмотря на то, что среди лидеров «красных кхмеров» было много лиц китайского происхождения). В Сингапуре, как мы уже отметили выше, китайцы доминируют в политической и экономической жизни страны. В Малайзии и Индонезии проживают неассимилировавшиеся диаспоры хуацяо, тогда как во Вьетнаме, Таиланде, Мьянме китайцы в значительной степени ассимилировались с местным населением. Главной причиной слабой ассимиляции в Индонезии и Малайзии являются конфессиональные различия — эти страны, как известно, являются мусульманскими, тогда как в Таиланде, Мьянме, Вьетнаме основная масса населения является буддистами и, соответственно, китайцам проще раствориться в близкой в культурном отношении среде. Однако, и в Малайзии, и в Индонезии существуют группы практически полностью ассимилировавшегося китайского населения — т.н. «перанакан», которые восприняли малайские и индонезийские имена, обычаи, часто состоят в смешанных браках с представителями народов Малайского архипелага.

Еще в первой половине ХХ в. китайцы превратились в серьезную политическую силу в странах Юго-Восточной Азии. Стоит отметить, что часто именно в эмиграции могли спокойно существовать китайские революционные группировки, выступавшие против династии Цин. После Синьхайской революции связи китайских диаспор с Китаем еще более усилились. Китайские предприниматели сотрудничали с Гоминьданом, а среди также многочисленного китайского пролетариата и, частично, интеллигенции набирала популярность коммунистическая идеология. Именно китайцы чаще всего стояли у истоков коммунистического и рабочего движения в британских, голландских и французских колониях в Индокитае и на Малайском архипелаге. В частности, Коммунистическая партия Малайи, долгое время ведшая партизанскую войну в джунглях сначала Британской Малакки, а затем и суверенной Малайзии, была практически полностью китайской организацией.

С другой стороны, долгое время в Бирме сражались остатки дивизий гоминьдановской армии, отступившие в район печально известного «Золотого треугольника» из южной китайской провинции Юньнань. Разнилось и отношение к китайским диаспорам со стороны «принимающих обществ». К примеру, в Таиланде китайцы ассимилировались наиболее успешно, существует множество смешанных семей и, по сути, многие таиландские хуацяо — это таиландцы китайского происхождения. Впрочем, еще в 1920-е — 1930-е гг. в Сиаме действовали дискриминационные законы в отношении китайцев, которым предписывалось принимать тайские имена и отказываться от своего языка. Позже политика таиландского правительства в отношении китайской диаспоры существенно либерализовалась.

Совершенно другая картина наблюдается в Индонезии, где китайцы выглядят чужеродной группой на фоне местного населения, по преимуществу — мусульманского. В истории Индонезии неоднократно происходили антикитайские погромы, вызванные социальными причинами и, прежде всего, недовольством местного населения условиями жизни в стране. Первый крупный антикитайский погром произошел еще в 1740 году. Голландские власти отдали приказ переселить всех китайских работников на плантации Цейлона (тогда Цейлон был еще голландским). В Батавии начались волнения, что вызвало трехдневный «китайский погром», во время которого были убиты от 5 о 10 тысяч китайцев. После погрома китайское население Батавии было переселено в специальные кварталы. Затем положение китайцев улучшилось. Они получили статус голландских подданных и превратились в посредников между европейскими колонизаторами и туземным населением.

Хуацяо. Диаспора номер один в экономике и политике Юго-Восточной Азии


Разумеется, после провозглашения национальной независимости Индонезии власти страны начали дискриминацию китайского населения, проявлявшуюся в запрете на китайский язык, использование китайских имен и фамилий. Наиболее жестко китайское население страны преследовалось в 1965-1998 гг. Антикитайская политика индонезийских властей объяснялась тем, что китайцы составляли большинство активистов и сторонников Коммунистической партии Индонезии и рассматривались в качестве «пятой колонны» Китая в индонезийском обществе. Но и после того, как Китай отказался от планов революций в странах Юго-Восточной Азии, Индонезия сохраняла антикитайскую линию во внутренней политике. Власти умело пускали протестную энергию масс в русло межнациональных конфликтов. Наиболее масштабные антикитайские выступления за последнее время в Индонезии произошли в 1997-1998 гг.

В Малайзии китайцы составляют четверть населения страны, но лишены тех прав, которыми обладают представители коренного населения — малайцы и некоторые другие более мелкие народы. Для Малайзии характерно существование установленных законом льгот и преференций коренному населению — «бумипутра», к которому не относятся китайские и индийские мигранты, составляющие значительную часть населения страны. В то же время, китайцы контролируют большую часть малазийского бизнеса, активно представлены в культуре, науке, в правительственных учреждениях. Поэтому вряд ли можно говорить о том, что положение китайцев в Малайзии очень плохое.

В Юго-Восточной Азии к китайцам двойственное отношение. С одной стороны, правительства государств региона не могут отрицать очевидное — вклад китайских диаспор в экономику стран ЮВА колоссален. Но, с другой стороны, экономические успехи китайских диаспор не могут не вызывать зависти, а в некоторых случаях — и опасений по поводу постепенного подчинения национальных экономик интересам Китая посредством деятельности богатых и активных диаспор. Поэтому во многих странах Юго-Восточной Азии всегда было настороженное отношение к попыткам местных китайцев перейти из экономической сферы жизнедеятельности общества в политическую. Но, и особенно это прослеживается в Таиланде, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, китайцы активно наращивали влияние диаспор через потомков смешанных браков с представителями местных народов. «Полукровки», чаще всего имевшие тайские, кхмерские, вьетнамские фамилии и имена, гораздо проще делали чиновничью карьеру, добивались успеха на политическом поприще. Впрочем, далеко не все из них ориентировались на связи с диаспорой — многие предпочитали, напротив, окончательно ассимилироваться в окружении принимающего общества и дистанцироваться от диаспорной среды.

Антикитайские настроения в странах Юго-Восточной Азии основаны не только на зависти к экономическим успехам активных хуацяо. На самом деле, последние далеко не всегда добивались преумножения своих богатств законными способами. Не нуждается в пояснении феномен знаменитых китайских «триад», распространивших свою деятельность на всю Юго-Восточную Азию. Некоторые представители китайских диаспор еще во второй половины XIX века были замешаны в торговле опиумом, а в ХХ веке наркобизнес стал одним из главных теневых сфер деятельности китайских мафиозных организаций в Юго-Восточной Азии. Попытки КНР в 1950-е — 1960-е гг. использовать китайские диаспоры как главную боевую силу прокоммунистических революций в Юго-Восточной Азии также привели к росту неприязненного и подозрительного отношения к китайским диаспорам. В частности, в Индонезии в 1965 г. — после военного переворота генерала Сухарто, зверски расправившегося с коммунистическим движением страны, — было запрещено телевещание на китайском языке. Формально запрет был снят лишь в 1994 году, но только в 2000 г. вышла первая телепередача на китайском языке.

Хуацяо. Диаспора номер один в экономике и политике Юго-Восточной Азии


Сегодня КНР все активнее развивает сотрудничество с зарубежными китайскими диаспорами всего мира, и общины хуацяо в странах Юго-Восточной Азии стоят в этом списке на первом месте. В то же время, серьезным соперником КНР в сотрудничестве с диаспорами хуацяо является Тайвань. Следует отметить, что Тайвань никогда не прерывал связей с китайскими диаспорами Юго-Восточной Азии, тем более, что как капиталистической стране, ему было гораздо проще и комфортнее сотрудничать с китайским бизнесом, чем Китайской Народной Республике, особенно во времена председателя Мао. Тем более, китайцы Юго-Восточной Азии, по крайней мере та их часть, которая реально имеет экономическое влияние и возможности, исторически были связаны именно с Гоминьданом, то есть находились в оппозиции коммунистам, утвердившимся в материковом Китае.

Однако, изменения, последовавшие в политико-идеологической сфере КНР и вскоре отразившиеся на внешней политике Китая, не могли не привести и к существенным сдвигам в отношениях между Пекином и диаспорами хуацяо. Сегодня китайские диаспоры рассматриваются КНР как важный инструмент влияния в регионе, а сами хуацяо, в свою очередь, прекрасно понимают, что такая сверхдержава мирового уровня как Китай является наилучшим гарантом безопасности и дальнейшего роста экономического благосостояния и влияния диаспоры. Можно выделить две основные тенденции во взаимоотношениях Китая с диаспорами хуацяо в Юго-Восточной Азии. Во-первых, культурные и экономические связи китайской диаспоры и КНР будут только расти и развиваться. Во-вторых, китайские диаспоры в странах Юго-Восточной Азии будут стремиться (в большинстве своем) придерживаться политического нейтралитета, так как понимают, что отсутствие выраженных политических амбиций является гарантией их социально-экономического благополучия и спокойного существования в принимающих странах. Поэтому вряд ли можно ожидать превращения китайских диаспор в открытых проводников китайского политического влияния.
Автор: Илья Полонский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. parusnik 9 июня 2016 07:52
    Сегодня КНР все активнее развивает сотрудничество с зарубежными китайскими диаспорами всего мира..Нам бы так...Спасибо,Илья великолепный обзор..
  2. inkass_98 9 июня 2016 07:55
    Фактически хуацяо являются "пятой колонной" в любой стране проживания. Они зачастую ментально связаны с метрополией, отделяя гражданство от национальности. Отсюда и регулярные скандалы по обвинению членов диаспоры в военном или промышленном шпионаже в пользу Китая, особенно часто (что логично) такие скандалы вспыхивают в США.
    1. Казак Ермака 9 июня 2016 17:47
      Дай китайцам палец - откусят всю руку! Нельзя китайцев пускать на свою территорию.
  3. Reptiloid 9 июня 2016 09:12
    Доброе утро,Илья!Большое спасибо за продолжение рассказов о Китае.
    Даа,китайцы---они такие, очень верные и преданные своей родине,секретные агенты.


    Наша "5-я колонна",российская,из россиян состоит . Как-то так.
  4. Vivan 9 июня 2016 12:12
    Некоторые хуацяо добились крупных успехов на политической арене. В Таиланде – бывшие премьеры Таксин и его родная сестра (?) Сиванатра, во Вьетнаме – нынешний член политбюро КПВ, секретарь ханойского горкома Хоанг Чунг Хай (по-китайски – Хуан Чжунхай).
  5. N.O.M.A.D.E. 9 июня 2016 13:52
    Статья хороша! + конечно. Но..., печально, в смысле наших ДВ территорий (
  6. Vivan 10 июня 2016 05:21
    Цитата: inkass_98
    Фактически хуацяо являются "пятой колонной" в любой стране проживания. Они зачастую ментально связаны с метрополией, отделяя гражданство от национальности. Отсюда и регулярные скандалы по обвинению членов диаспоры в военном или промышленном шпионаже в пользу Китая, особенно часто (что логично) такие скандалы вспыхивают в США.

    В 1958 г по договоренности между ПТВ и КПК хуацяо на Севере Вьетнама стали гражданами ДРВ, а на Юге Вьетнама (при сайгонском режиме) хуацяо имели двойное гражданство. В 1978 г генсек КПВ Ле Зуан, осознав реальную опасность со стороны "пятой колонны", предложил хуацяо на Юге Вьетнама: или стать вьетнамцами, или покинуть Вьетнам. Большинство хуацяо в Южном Вьетнаме уехало в Китай, благодаря чему сейчас во Вьетнаме хуацяо составляют всего 1,1% населения и считаются одной из 54 народностей меньшинства Вьетнама.
    В 1975-1990 гг хуацяо во Вьетнаме вели себя “тише воды, ниже травы”. Первым вьетнамским космонавтом стал бы герой Вьетнама ас #1 Нгуен Ван Кок (9 побед), а не Фам Туан, если б не жена Кока (она – хуацяо).
    После распада СССР и соцлагеря Вьетнам был вынужден считаться с Китаем, и хуацяо во Вьетнаме больше не чувствовали себя “людьми второго сорта”.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня