Транспортер боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.K (Германия)

В феврале 1943 года немецкая армия получила первые самоходные артиллерийские установки 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н или Grille, построенные на базе легкого танка Pz.Kpfw.38(t). К лету промышленность освоила выпуск новой модификации этой машины – 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M, имевшей некоторые преимущества перед базовой самоходкой. Тем не менее, даже после модернизации внутри тесного боевого отделения удалось разместить лишь 18 снарядов раздельного заряжания. Требовался специальный транспортер боеприпасов, способный обеспечивать длительную боевую работу САУ. С этой целью была создана машина Munitionspanzer 38(t) Ausf.K.

Необходимость в специальных подвозчиках боеприпасов для помощи артиллерийским самоходкам появилась сразу после появления подобной техники на фронте. Тем не менее, до определенного времени экипажам САУ приходилось рассчитывать лишь на помощь автомобильной техники. Предложение о создании транспортера боеприпасов появилось только осенью 1943 года. Новая машина должна была поступить в имеющиеся роты тяжелых пехотных орудий и обеспечивать своевременный подвоз снарядов самоходкам.

С целью экономии времени, сил и ресурсов было решено строить новый транспортер на базе существующей техники, а именно САУ Grille Ausf.M. Эта бронемашина строилась серийно на базе имеющихся легких танков, что позволяло быстро наладить производство новой техники, а также упростить эксплуатацию за счет высокой степени унификации. Кроме того, с целью максимального упрощения производства было решено отказаться от значительной переработки базовой машины. Заметным изменениям должно было подвергаться только боевое отделение, которое теперь должно было стать грузовым отсеком для перевозки боеприпасов. Новая машина, ставшая очередным вариантом развития танка Pz.Kpfw.38(t), получила соответствующее обозначение – Munitionspanzer 38(t) Ausf.K.


Транспортер боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.K (Германия)
Общий вид транспортера Munitionspanzer 38(t) Ausf.K. Фото Aviarmor.net


Новый проект подразумевал сохранение всех основных агрегатов существующей самоходки. Должно было использоваться готовое гусеничное шасси с корпусом имеющейся конструкции. Также сохранялась имеющаяся рубка боевого отделения. Компоновка машины менялась незначительно, и все изменения были связаны с новым назначением. В передней части корпуса оставались агрегаты трансмиссии и небольшое отделение управления с рабочим местом механика-водителя. В центре корпуса помещался двигатель, а бывшее боевое отделение в корме отдавалось под грузовой отсек.

Корпус, заимствованный у самоходки Grille, получал два лобовых листа толщиной 20 мм. Один из них располагался вертикально, второй – с большим наклоном. На наклонном листе у правого борта машины предусматривалась рубка механика-водителя, состоявшая из 15-мм деталей. Борта корпуса должны были выполняться из брони толщиной 15 мм, корма – из 10-мм. Рубка должна была состоять из нескольких 10-мм листов разной формы, устанавливаемых с некоторым наклоном внутрь. Имелись два лобовых листа, помещенных под углом к оси машины, а также борта со скошенной задней частью. На лобовой части рубки сохранялась качающаяся маска орудия, однако она жестко крепилась к другим деталям и представляла собой неподвижный элемент бронезащиты.

Сохранились фотографии некой машины, похожей на Munitionspanzer 38(t) Ausf.K, но имеющей некоторые отличия с точки зрения конструкции рубки. Этот образец бронемашины получил рубку со сплошной лобовой частью без маски, а также оснащался распашной дверью в кормовом листе, под которой имелась подножка. Вероятно, это был ранний прототип или макет перспективной машины. Серийная техника, из соображений экономии и ускорения производства, была максимально унифицирована с базовой САУ и получала соответствующую рубку.

Транспортер боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.K (Германия)
САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M. Фото Worldwarphotos.info


Машина должна была оснащаться карбюраторным двигателем Praga AC мощностью 145 л.с. При помощи карданного вала небольшой длины двигатель соединялся с шестискоростной коробкой передач, расположенной в передней части корпуса. В надгусеничных полках центральной части корпуса имелись воздухозаборник и выхлопной патрубок системы охлаждения двигателя. Трансмиссия передавала крутящий момент на передние ведущие колеса.

Была использована готовая ходовая часть, созданная в рамках предыдущих проектов. На каждом борту машины имелось по четыре опорных катка большого диаметра. Катки блокировались попарно и оснащались листовыми рессорами. Между второй и третьей парами катков помещались поддерживающие ролики для верхней ветви гусеницы. Спицованные ведущие колеса с цевочным зацеплением помещались в передней части шасси, направляющие аналогичной конструкции – в корме.

В кормовой части базовой САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M помещалось боевое отделение с 150-мм орудием, рабочими местами экипажа и боекомплектом. Новая машина Munitionspanzer 38(t) Ausf.K должна была использовать внутренний объем рубки иным образом. Главной задачей этого образца была транспортировка боеприпасов и помощь в боевой работе самоходкам. По этой причине кормовой отсек в новом проекте подвергся некоторым доработкам.

Транспортер боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.K (Германия)
Прототип перевозчика боеприпасов. Фото Henk.fox3000.com


Подвозчик боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.K сохранил имевшиеся в наличии крепления для снарядов и гильз на правых скуле и борту рубки, в корме левого борта и на кормовом листе. Как уже упоминалось, имевшиеся у базовой самоходки укладки боеприпасов позволяли перевозить до 18 снарядов и такое же количество гильз. Новый проект подразумевал установку внутри рубки специального дополнительного стеллажа коробчатой конструкции, помещавшегося на месте орудия. Кроме того, в освободившихся объемах машины можно было разместить еще несколько наборов креплений для боеприпасов. За счет ряда новых агрегатов общая вместимость грузового отсека была доведена до 40 снарядов.

Ввиду необходимости максимального упрощения проекта и отказа от значительных нововведений было решено не оснащать новый транспортер боеприпасов специальными системами погрузки. Передавать снаряды и гильзы самоходным артиллерийским установкам предлагалось вручную. Машины должны были становиться рядом друг с другом, после чего экипажи получали возможность перегружать снаряды из укладок транспортера на стеллажи САУ. После пополнения боекомплекта артиллеристы могли продолжать стрельбу.

Транспортер Munitionspanzer 38(t) Ausf.K получил лишь легкое оружие для самообороны. Для защиты от пехоты противника и иных угроз экипаж должен был применять 7,92-мм пулемет MG 34. Подобно базовой САУ, подвозчик боеприпасов не мог нести шкворень или турель для установки пулемета. Перевозить это оружие предлагалось в укладке.

Транспортер боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.K (Германия)
Прототип, вид на корму. Видна кормовая дверь. Фото Henk.fox3000.com


Экипаж подвозчика состоял из двух человек: механика-водителя и командира. Водитель помещался в отделении управления внутри корпуса. Рабочее место командира находилось в грузовом отсеке. Задачей командира было использование радиостанции FuG 16 и участие в операциях с боеприпасами, как при загрузке на машину, так и во время пополнения боекомплекта самоходок.

Являясь доработанным вариантом существующей САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M, транспортер боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.K не должен был отличаться от нее размерами и весовыми параметрами. Длина машины составляла 4,95 м, ширина 2,15 м, высота – 2,47 м. Демонтаж орудия с установкой на его месте новых средств хранения боекомплекта не приводил к изменению веса машины. Боевая масса подвозчика с 40 выстрелами достигала 12 т. Благодаря этому сохранилась и подвижность на базе самоходки: скорость до 35 км/ч и запас хода 190 км.

Первый заказ на поставку серийных самоходок Grille Ausf.M появился в начале 1943 года и выполнялся с апреля по июнь. За это время фирмой Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (Českomoravská Kolben-Daněk) было собрано 200 САУ на базе легких танков. Осенью того же года командование решило разместить еще один заказ на производство самоходок. Кроме того, тогда же решили заказать и транспортеры боеприпасов, способные работать в одних подразделениями с имеющимися 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) обеих модификаций.

Транспортер боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.K (Германия)
Недостроенный транспортер без части рубки. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


В силу определенных причин сборка подвозчиков боеприпасов началась сравнительно поздно. Первые самоходки нового заказа были построены в октябре 1943 года, тогда как сборка Munitionspanzer 38(t) Ausf.K стартовала только в январе 44-го. После этого предприятие-изготовитель продолжило работы и в течение некоторого времени параллельно выпускало две унифицированные машины различного назначения, предназначенные для совместной эксплуатации.

В некоторых источниках упоминается, что подобная унификация САУ и транспортера имела некоторые любопытные особенности. Так, при необходимости вспомогательная машина быстро и просто могла быть переоборудована в носитель тяжелого орудия. Для этого с нее снимался дополнительный комплект стеллажей, вместо которого устанавливалось орудие 15 cm sIG 33. Не исключалась и обратная переделка, при которой САУ могла «превращаться» в подвозчик.

Сборка транспортеров продолжалась до мая 1944 года. За это время завод BMM выпустил, по разным данным, от 90 до 120 машин нового типа. К примеру, достаточно часто встречается число в 102 выпущенных Munitionspanzer 38(t) Ausf.K. Эту технику вскоре передали заказчику, который занялся распределением новых машин между ротами тяжелых пехотных орудий.

Транспортер боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.K (Германия)
Интерьер грузового отсека. Фото Shushpanzer-ru.livejournal.com


Планы командования подразумевали передачу машин Munitionspanzer 38(t) Ausf.K в подразделения, вооруженные САУ Grille обеих модификаций. Каждая рота с шестью самоходками должна была получать по два подвозчика боеприпасов. Количество собранных транспортеров позволяло оснастить требуемой техникой большую часть рот тяжелых пехотных орудий. Некоторые подобные подразделения, однако, должны были использовать иные средства подвоза боеприпасов.

Транспортеры боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.K не предназначались для постоянной работы на переднем крае, что положительным образом сказалось на их живучести. Не подвергаясь значительному риску, подобная техника несла минимальные потери, чего нельзя было сказать о САУ Grille. В итоге значительное число подвозчиков дожило до самого конца войны, когда эксплуатация этой техники прекратилась по понятным причинам. После окончания боев эта техника потеряла все реальные перспективы, что привело к ее списанию и последующей утилизации. Все построенные транспортеры в течение первых послевоенных лет отправились в переплавку за ненадобностью. Та же судьба постигла и САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t): сохранилась лишь одна такая машина модификации «M».

Проект Munitionspanzer 38(t) Ausf.K создавался в качестве решения важнейшей проблемы, связанной с эксплуатацией имеющейся бронетехники. Путем незначительных доработок базовой самоходки авторам проекта удалось создать новую специализированную машину, упростившую работу артиллерии. Тем не менее, нельзя не отметить, что подвозчик боеприпасов появился достаточно поздно, из-за чего в течение нескольких месяцев экипажам САУ Grille приходилось пользоваться менее удобной вспомогательной техникой.


По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://worldwarphotos.info/
http://henk.fox3000.com/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня