Military Review

Munitionspanzer 38 (t) Ausf.K Ammunition Transporter (Germany)

0
In February 1943, the German army received the first self-propelled artillery mounts 15 cm sIG 33 (SF) auf Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf.Н or Grille, based on the light tank Pz.Kpfw. 38 (t). By summer, the industry had mastered the release of a new modification of this machine - 15 cm sIG 33 (SF) auf Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.M, which had some advantages over the basic self-propelled gun. Nevertheless, even after modernization, only 18 shells of separate loading were able to be placed inside the close fighting compartment. A special ammunition transporter was required, capable of providing long-term combat operation of self-propelled guns. To this end, the Munitionspanzer 38 (t) Ausf.K was created.

The need for special carriers of ammunition to help self-propelled guns appeared immediately after the appearance of such equipment at the front. However, until a certain time, SAU crews had to rely only on the assistance of automotive vehicles. The proposal to create an ammunition transporter appeared only in the autumn of 1943. The new machine was supposed to enter the existing companies of heavy infantry guns and ensure timely delivery of self-propelled projectiles.

In order to save time, effort and resources, it was decided to build a new conveyor on the basis of the existing equipment, namely the ACS Grille Ausf.M. This armored vehicle was built serially on the basis of the existing light tanks, which made it possible to quickly establish the production of new technology, as well as simplify operation due to the high degree of unification. In addition, in order to maximally simplify production, it was decided to abandon the significant processing of the base machine. Only the fighting compartment, which now had to become a cargo compartment for transporting ammunition, was to undergo noticeable changes. The new machine, which has become the next version of the development of the tank Pz.Kpfw.38 (t), received the corresponding designation - Munitionspanzer 38 (t) Ausf.K.

Munitionspanzer 38 (t) Ausf.K Ammunition Transporter (Germany)
General view of the conveyor Munitionspanzer 38 (t) Ausf.K. Photo Aviarmor.net


The new project meant the preservation of all the main units of the existing self-propelled gun. A ready-made tracked chassis with the hull of an existing design should have been used. Also maintained the existing felling of the fighting compartment. The layout of the car changed slightly, and all changes were associated with the new appointment. In front of the hull remained transmission units and a small office compartment with the workplace of the driver. The engine was located in the center of the hull, and the former fighting compartment in the stern was given under the cargo hold.

The case, borrowed from the Grille self-propelled gun, received two frontal sheets 20 mm thick. One of them was located vertically, the second - with a large slope. On the inclined sheet at the starboard side of the machine, a driver’s cabin was made, consisting of 15-mm parts. The hull sides should have been made of armor with a thickness of 15 mm, feed - of 10-mm. The cutting was to consist of several 10-mm sheets of different shapes, installed with a certain inclination inward. There were two frontal sheets placed at an angle to the axis of the machine, as well as the side with a beveled rear part. On the frontal part of the cabin, the swinging mask of the gun remained, but it was rigidly attached to other parts and was a fixed element of armor protection.

There are pictures of a certain car, similar to the Munitionspanzer 38 (t) Ausf.K, but with some differences in terms of the design of the wheelhouse. This model of the armored vehicle received a wheelhouse with a solid frontal part without a mask, and was also equipped with a hinged door in the rear sheet, under which there was a step. It was probably an early prototype or model of a promising machine. The serial equipment, for reasons of economy and acceleration of production, was maximally unified with the base ACS and received the corresponding cutting.


SAU 15 cm sIG 33 (SF) auf Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.M. Photo Worldwarphotos.info


The car was to be equipped with a Praga AC carburetor engine with an HP 145 power. With the help of a small-sized cardan shaft, the engine was connected to a six-speed gearbox located in the front of the case. In the fencing shelves of the central part of the body there was an air intake and exhaust pipe of the engine cooling system. Transmission transmitted torque to the front drive wheels.

A ready-made chassis, created in the framework of previous projects, was used. On each side of the car there were four large diameter skating rinks. The rollers were blocked in pairs and fitted with leaf springs. Between the second and third pairs of rollers were placed supporting rollers for the upper branch of the caterpillar. Spiked drive wheels with a pinch gearing were placed in the front of the chassis, guides of a similar design - in the stern.

In the aft section of the 15 cm sIG 33 (SF) auf Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.M base station was located the fighting compartment with the 150-mm gun, crew crew and ammunition. The new Munitionspanzer 38 (t) Ausf.K machine should have used the internal cutting capacity in a different way. The main task of this sample was the transportation of ammunition and assistance in combat work self-propelled guns. For this reason, the feed compartment in the new project has undergone some modifications.


Prototype ammunition carrier. Photo Henk.fox3000.com


Munitionspanzer 38 (t) Ausf.K, an ammunition carrier, retained the available attachments for projectiles and sleeves on the right cheekbone and boarding house, in the stern of the left side and on the stern sheet. As already mentioned, the stacking of the base self-propelled guns of ammunition allowed to carry up to 18 shells and the same number of shells. The new project meant the installation inside the cabin of a special additional rack of box construction, placed on the site of the gun. In addition, in the freed volumes of the machine it was possible to place several more sets of mounts for ammunition. Due to a number of new units, the total cargo hold capacity was increased to 40 projectiles.

Due to the need for maximum simplification of the project and the rejection of significant innovations, it was decided not to equip the new ammunition transporter with special loading systems. It was suggested to transfer shells and cartridges to self-propelled artillery installations manually. The machines were supposed to stand next to each other, after which the crews were able to overload the shells from the laying of the conveyor to the SPG racks. After replenishing ammunition gunners could continue shooting.

Transporter Munitionspanzer 38 (t) Ausf.K received only a light weapon for self defense. To protect the enemy’s infantry and other threats, the crew had to use the MG 7,92 34-mm machine gun. Like the base SAU, the carrier of ammunition could not carry the king pin or turret to install a machine gun. It was proposed to transport this weapon in packing.


Prototype view of the stern. Visible aft door. Photo Henk.fox3000.com


The crew of the carrier consisted of two people: the driver and the commander. The driver was placed in the control compartment inside the case. Workplace commander was in the cargo hold. The task of the commander was to use the FuG 16 radio station and participate in ammunition operations, both when loading onto a car and when replenishing ammunition self-propelled ammunition.

Being a modified version of the existing 15 ACS cm SIG 33 (SF) auf Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.M, Munitionspanzer 38 (t) Ausf.K munitions transporter should not differ from it in size and weight. The length of the machine was 4,95 m, the width of 2,15 m, height - 2,47 m. Dismantling the gun with the installation in its place of the new ammunition storage means did not change the weight of the machine. The combat weight of the carrier with 40 shots reached 12 tons. Due to this, mobility on the basis of self-propelled guns was preserved: speeds up to 35 km / h and power reserve 190 km.

The first order for the delivery of the Grille Ausf.M serial self-propelled guns appeared at the beginning of 1943 and was carried out from April to June. During this time, Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (Českomoravská Kolben-Daněk) collected 200 ACS based on light tanks. In the autumn of the same year, the command decided to place another order for the production of self-propelled guns. In addition, it was then decided to order the ammunition conveyors that can work in the same units with the existing 15 cm sIG 33 (SF) auf Pz.Kpfw.38 (t) of both modifications.


Unfinished conveyor without part of the cabin. Photo of Chamberlain P., Doyle H. "Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War"


For certain reasons, the assembly of ammunition transporters began relatively late. The first self-propelled guns of the new order were built in October 1943 of the year, while the assembly of Munitionspanzer 38 (t) Ausf.K was launched only in January of 44. After that, the manufacturer continued work and for some time in parallel produced two unified machines for various purposes, intended for joint operation.

Some sources mention that this unification of the ACS and the conveyor had some interesting features. So, if necessary, the auxiliary machine could quickly and simply be converted into a carrier of a heavy weapon. For this purpose, an additional set of shelves was removed from it, instead of which the 15 cm sIG 33 gun was installed. The reverse alteration, in which the ACS could “turn” into a carrier, was not excluded.

Assembly of conveyors continued until May 1944. During this time, the BMM plant produced, according to various sources, from 90 to 120 machines of a new type. For example, quite often the number in 102 released by Munitionspanzer 38 (t) Ausf.K. This equipment was soon transferred to the customer, who was engaged in the distribution of new machines between the mouths of heavy infantry guns.


The interior of the cargo compartment. Photo Shushpanzer-ru.livejournal.com


The plans of the command involved the transfer of Munitionspanzer 38 (t) Ausf.K machines to the units armed with the Grille ACS of both modifications. Each company with six self-propelled guns was to receive two carriers of ammunition. The number of assembled conveyors made it possible to equip most of the companies with heavy infantry guns with the required equipment. Some such units, however, had to use other means of transporting ammunition.

Munitionspanzer 38 (t) Ausf.K ammunition transporters were not designed for permanent front-line work, which had a positive effect on their survivability. Without being exposed to significant risk, such a technique suffered minimal losses, which was not the case with the SAU Grille. As a result, a significant number of carriers survived until the very end of the war, when the operation of this technology ceased, for obvious reasons. After the end of the fighting, this technique lost all real prospects, which led to its cancellation and subsequent disposal. All built transporters during the first post-war years went to the smelting as superfluous. The same fate befell the ACS 15 cm sIG 33 (SF) auf Pz.Kpfw.38 (t): only one such machine of the “M” modification has survived.

The Munitionspanzer 38 (t) Ausf.K project was created as a solution to a major problem related to the operation of existing armored vehicles. By minor improvements of the base self-propelled gun, the project's authors managed to create a new specialized vehicle that simplified the work of artillery. Nevertheless, it should be noted that the carrier of ammunition appeared rather late, because of what the Grille ACS crews had to use less convenient auxiliary equipment for several months.


Based on:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://worldwarphotos.info/
http://henk.fox3000.com/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Chamberlain P., Doyle H. Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War. - M .: AST: Astrel, 2008.
Author:
Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.

Транспортер боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.K (Германия)

В феврале 1943 года немецкая армия получила первые самоходные артиллерийские установки 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н или Grille, построенные на базе легкого танка Pz.Kpfw.38(t). К лету промышленность освоила выпуск новой модификации этой машины – 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M, имевшей некоторые преимущества перед базовой самоходкой. Тем не менее, даже после модернизации внутри тесного боевого отделения удалось разместить лишь 18 снарядов раздельного заряжания. Требовался специальный транспортер боеприпасов, способный обеспечивать длительную боевую работу САУ. С этой целью была создана машина Munitionspanzer 38(t) Ausf.K.

Необходимость в специальных подвозчиках боеприпасов для помощи артиллерийским самоходкам появилась сразу после появления подобной техники на фронте. Тем не менее, до определенного времени экипажам САУ приходилось рассчитывать лишь на помощь автомобильной техники. Предложение о создании транспортера боеприпасов появилось только осенью 1943 года. Новая машина должна была поступить в имеющиеся роты тяжелых пехотных орудий и обеспечивать своевременный подвоз снарядов самоходкам.

С целью экономии времени, сил и ресурсов было решено строить новый транспортер на базе существующей техники, а именно САУ Grille Ausf.M. Эта бронемашина строилась серийно на базе имеющихся легких танков, что позволяло быстро наладить производство новой техники, а также упростить эксплуатацию за счет высокой степени унификации. Кроме того, с целью максимального упрощения производства было решено отказаться от значительной переработки базовой машины. Заметным изменениям должно было подвергаться только боевое отделение, которое теперь должно было стать грузовым отсеком для перевозки боеприпасов. Новая машина, ставшая очередным вариантом развития танка Pz.Kpfw.38(t), получила соответствующее обозначение – Munitionspanzer 38(t) Ausf.K.


Транспортер боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.K (Германия)
Общий вид транспортера Munitionspanzer 38(t) Ausf.K. Фото Aviarmor.net


Новый проект подразумевал сохранение всех основных агрегатов существующей самоходки. Должно было использоваться готовое гусеничное шасси с корпусом имеющейся конструкции. Также сохранялась имеющаяся рубка боевого отделения. Компоновка машины менялась незначительно, и все изменения были связаны с новым назначением. В передней части корпуса оставались агрегаты трансмиссии и небольшое отделение управления с рабочим местом механика-водителя. В центре корпуса помещался двигатель, а бывшее боевое отделение в корме отдавалось под грузовой отсек.

Корпус, заимствованный у самоходки Grille, получал два лобовых листа толщиной 20 мм. Один из них располагался вертикально, второй – с большим наклоном. На наклонном листе у правого борта машины предусматривалась рубка механика-водителя, состоявшая из 15-мм деталей. Борта корпуса должны были выполняться из брони толщиной 15 мм, корма – из 10-мм. Рубка должна была состоять из нескольких 10-мм листов разной формы, устанавливаемых с некоторым наклоном внутрь. Имелись два лобовых листа, помещенных под углом к оси машины, а также борта со скошенной задней частью. На лобовой части рубки сохранялась качающаяся маска орудия, однако она жестко крепилась к другим деталям и представляла собой неподвижный элемент бронезащиты.

Сохранились фотографии некой машины, похожей на Munitionspanzer 38(t) Ausf.K, но имеющей некоторые отличия с точки зрения конструкции рубки. Этот образец бронемашины получил рубку со сплошной лобовой частью без маски, а также оснащался распашной дверью в кормовом листе, под которой имелась подножка. Вероятно, это был ранний прототип или макет перспективной машины. Серийная техника, из соображений экономии и ускорения производства, была максимально унифицирована с базовой САУ и получала соответствующую рубку.

Транспортер боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.K (Германия)
САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M. Фото Worldwarphotos.info


Машина должна была оснащаться карбюраторным двигателем Praga AC мощностью 145 л.с. При помощи карданного вала небольшой длины двигатель соединялся с шестискоростной коробкой передач, расположенной в передней части корпуса. В надгусеничных полках центральной части корпуса имелись воздухозаборник и выхлопной патрубок системы охлаждения двигателя. Трансмиссия передавала крутящий момент на передние ведущие колеса.

Была использована готовая ходовая часть, созданная в рамках предыдущих проектов. На каждом борту машины имелось по четыре опорных катка большого диаметра. Катки блокировались попарно и оснащались листовыми рессорами. Между второй и третьей парами катков помещались поддерживающие ролики для верхней ветви гусеницы. Спицованные ведущие колеса с цевочным зацеплением помещались в передней части шасси, направляющие аналогичной конструкции – в корме.

В кормовой части базовой САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M помещалось боевое отделение с 150-мм орудием, рабочими местами экипажа и боекомплектом. Новая машина Munitionspanzer 38(t) Ausf.K должна была использовать внутренний объем рубки иным образом. Главной задачей этого образца была транспортировка боеприпасов и помощь в боевой работе самоходкам. По этой причине кормовой отсек в новом проекте подвергся некоторым доработкам.

Транспортер боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.K (Германия)
Прототип перевозчика боеприпасов. Фото Henk.fox3000.com


Подвозчик боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.K сохранил имевшиеся в наличии крепления для снарядов и гильз на правых скуле и борту рубки, в корме левого борта и на кормовом листе. Как уже упоминалось, имевшиеся у базовой самоходки укладки боеприпасов позволяли перевозить до 18 снарядов и такое же количество гильз. Новый проект подразумевал установку внутри рубки специального дополнительного стеллажа коробчатой конструкции, помещавшегося на месте орудия. Кроме того, в освободившихся объемах машины можно было разместить еще несколько наборов креплений для боеприпасов. За счет ряда новых агрегатов общая вместимость грузового отсека была доведена до 40 снарядов.

Ввиду необходимости максимального упрощения проекта и отказа от значительных нововведений было решено не оснащать новый транспортер боеприпасов специальными системами погрузки. Передавать снаряды и гильзы самоходным артиллерийским установкам предлагалось вручную. Машины должны были становиться рядом друг с другом, после чего экипажи получали возможность перегружать снаряды из укладок транспортера на стеллажи САУ. После пополнения боекомплекта артиллеристы могли продолжать стрельбу.

Транспортер Munitionspanzer 38(t) Ausf.K получил лишь легкое оружие для самообороны. Для защиты от пехоты противника и иных угроз экипаж должен был применять 7,92-мм пулемет MG 34. Подобно базовой САУ, подвозчик боеприпасов не мог нести шкворень или турель для установки пулемета. Перевозить это оружие предлагалось в укладке.

Транспортер боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.K (Германия)
Прототип, вид на корму. Видна кормовая дверь. Фото Henk.fox3000.com


Экипаж подвозчика состоял из двух человек: механика-водителя и командира. Водитель помещался в отделении управления внутри корпуса. Рабочее место командира находилось в грузовом отсеке. Задачей командира было использование радиостанции FuG 16 и участие в операциях с боеприпасами, как при загрузке на машину, так и во время пополнения боекомплекта самоходок.

Являясь доработанным вариантом существующей САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M, транспортер боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.K не должен был отличаться от нее размерами и весовыми параметрами. Длина машины составляла 4,95 м, ширина 2,15 м, высота – 2,47 м. Демонтаж орудия с установкой на его месте новых средств хранения боекомплекта не приводил к изменению веса машины. Боевая масса подвозчика с 40 выстрелами достигала 12 т. Благодаря этому сохранилась и подвижность на базе самоходки: скорость до 35 км/ч и запас хода 190 км.

Первый заказ на поставку серийных самоходок Grille Ausf.M появился в начале 1943 года и выполнялся с апреля по июнь. За это время фирмой Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (Českomoravská Kolben-Daněk) было собрано 200 САУ на базе легких танков. Осенью того же года командование решило разместить еще один заказ на производство самоходок. Кроме того, тогда же решили заказать и транспортеры боеприпасов, способные работать в одних подразделениями с имеющимися 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) обеих модификаций.

Транспортер боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.K (Германия)
Недостроенный транспортер без части рубки. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


В силу определенных причин сборка подвозчиков боеприпасов началась сравнительно поздно. Первые самоходки нового заказа были построены в октябре 1943 года, тогда как сборка Munitionspanzer 38(t) Ausf.K стартовала только в январе 44-го. После этого предприятие-изготовитель продолжило работы и в течение некоторого времени параллельно выпускало две унифицированные машины различного назначения, предназначенные для совместной эксплуатации.

В некоторых источниках упоминается, что подобная унификация САУ и транспортера имела некоторые любопытные особенности. Так, при необходимости вспомогательная машина быстро и просто могла быть переоборудована в носитель тяжелого орудия. Для этого с нее снимался дополнительный комплект стеллажей, вместо которого устанавливалось орудие 15 cm sIG 33. Не исключалась и обратная переделка, при которой САУ могла «превращаться» в подвозчик.

Сборка транспортеров продолжалась до мая 1944 года. За это время завод BMM выпустил, по разным данным, от 90 до 120 машин нового типа. К примеру, достаточно часто встречается число в 102 выпущенных Munitionspanzer 38(t) Ausf.K. Эту технику вскоре передали заказчику, который занялся распределением новых машин между ротами тяжелых пехотных орудий.

Транспортер боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.K (Германия)
Интерьер грузового отсека. Фото Shushpanzer-ru.livejournal.com


Планы командования подразумевали передачу машин Munitionspanzer 38(t) Ausf.K в подразделения, вооруженные САУ Grille обеих модификаций. Каждая рота с шестью самоходками должна была получать по два подвозчика боеприпасов. Количество собранных транспортеров позволяло оснастить требуемой техникой большую часть рот тяжелых пехотных орудий. Некоторые подобные подразделения, однако, должны были использовать иные средства подвоза боеприпасов.

Транспортеры боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.K не предназначались для постоянной работы на переднем крае, что положительным образом сказалось на их живучести. Не подвергаясь значительному риску, подобная техника несла минимальные потери, чего нельзя было сказать о САУ Grille. В итоге значительное число подвозчиков дожило до самого конца войны, когда эксплуатация этой техники прекратилась по понятным причинам. После окончания боев эта техника потеряла все реальные перспективы, что привело к ее списанию и последующей утилизации. Все построенные транспортеры в течение первых послевоенных лет отправились в переплавку за ненадобностью. Та же судьба постигла и САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t): сохранилась лишь одна такая машина модификации «M».

Проект Munitionspanzer 38(t) Ausf.K создавался в качестве решения важнейшей проблемы, связанной с эксплуатацией имеющейся бронетехники. Путем незначительных доработок базовой самоходки авторам проекта удалось создать новую специализированную машину, упростившую работу артиллерии. Тем не менее, нельзя не отметить, что подвозчик боеприпасов появился достаточно поздно, из-за чего в течение нескольких месяцев экипажам САУ Grille приходилось пользоваться менее удобной вспомогательной техникой.


По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://worldwarphotos.info/
http://henk.fox3000.com/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня