Самоходная артиллерийская установка 15 cm sIG 33/2 (Sf) auf Jagdpanzer 38 (Германия)

6
В сентябре 1944 года немецкая промышленность выпустила последние самоходные артиллерийские установки типа 15cm sIG 33(Sf) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M Grille. Прекращение их производства было связано с решением об окончании сборки необходимых шасси. Тем не менее, самоходки с 150-мм орудиями представляли большой интерес для войск, что привело к появлению новой машины этого класса с требуемым вооружением. Эта разработка осталась в истории под названием 15 cm sIG 33/2 (Sf) auf Jagdpanzer 38.

В середине 1944 года фирма Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (чехословацкая ČKD) занималась строительством двух гусеничных шасси, использовавшихся в качестве основы для различной техники и представлявших собой дальнейшее развитие легкого танка Pz.Kpfw.38(t). На базе одного шасси строились самоходки Jagdpanzer 38 Hetzer, а другие использовались при строительстве САУ Grille и подвозчиков боеприпасов для них. Шасси самоходок второго типа не отличалось высокими характеристиками защиты, из-за чего со временем перестало устраивать военных. По этой причине к осени 44-го командование решило прекратить выпуск таких машин.

Завершение сборки шасси приводило к остановке выпуска САУ Grille Ausf.M, однако войска все равно нуждались в новых системах аналогичного класса. По этой причине в сентябре 1944 года немецкое командование затребовало разработать очередной вариант носителя 150-мм тяжелого пехотного оружия. Базой для этой машины должна была стать САУ Jagdpanzer 38 Hetzer. Такое решение позволяло обеспечить поставки требуемой техники, а также обойтись без серьезной перестройки производства бронемашин.

Самоходная артиллерийская установка 15 cm sIG 33/2 (Sf) auf Jagdpanzer 38 (Германия)
Общий вид САУ 15 cm sIG 33/2 (Sf) auf Jagdpanzer 38. Фото Mg-tank.ru


Тем не менее, не желая сокращать выпуск серийных самоходок с 75-мм орудиями, военные потребовали строить новую самоходку на основе другого шасси. Перестраивать в носители тяжелых орудий требовалось строящиеся и ремонтируемые бронированные ремонтно-эвакуационные машины Bergepanzer 38. Эти БРЭМ представляли собой доработанный вариант «Хетцера» с отсутствующим вооружением и иной конструкцией верхней части корпуса. Остальные агрегаты двух машин были максимально унифицированы. Так или иначе, вне зависимости от конкретного типа базовой машины, перспективная САУ должна была основываться на одном из шасси семейства Jagdpanzer 38.

Типы выбранного орудия и базового шасси были отражены в официальном обозначении перспективной бронемашины – 15 cm sIG 33/2 (Sf) auf Jagdpanzer 38. Кроме того, в некоторых источниках за этой самоходкой сохраняется имя предшественника – Hetzer.

Для перестройки САУ или БРЭМ в носитель тяжелого пехотного орудия требовались некоторые доработки броневого корпуса и других элементов конструкции. Корпус должен был частично сохранять имеющиеся обводы, образованные несколькими наклонными бронелистами. Лобовая часть изготавливалась из 60-мм брони, защита бортов и кормы возлагалась на листы толщиной 20 мм. К имевшемуся наклонному верхнему лобовому листу, форма которого была немного изменена, добавилась дополнительная деталь. Кроме того, появился дополнительный короб для установки орудия. Он состоял из вертикальных бортов и качающегося лобового листа, который мог опускаться и подниматься, выполняя функции маски орудия. В составе защиты орудия использовались листы толщиной 10-15 мм.

60-мм лобовой лист с окном для орудия, а также 20-мм борта и 8-мм корма образовывали надстройку, конструкция которой напоминала корпус. Все листы устанавливались с наклоном внутрь и увеличивали размеры обитаемого отсека. Крыша рубки не предусматривалась. Попадать в машину можно было прямо через борта рубки.


Схема машины. Рисунок Tehnikapobedy.ru


Была сохранена имевшаяся компоновка корпуса с передним расположением трансмиссии и объединением отделения управления с боевым отделением в общий обитаемый объем. За перегородкой в корме располагался двигатель с частью агрегатов. Таким образом, несмотря на переработку корпуса и использование иного вооружения, общая архитектура самоходки оставалась прежней.

САУ 15 cm sIG 33/2 (Sf) auf Jagdpanzer 38 должна была сохранять карбюраторный двигатель Praga AC/2 мощностью 150 л.с. Основным элементом трансмиссии была шестискоростная коробка передач с пятью передачами переднего хода и одной заднего. Трансмиссия переднего расположения соединялась с ведущими колесами.

Ходовая часть полностью заимствовалась у самоходки Jagdpanzer 38 и почти не отличалась от агрегатов предыдущей техники на базе Pz.Kpfw.38(t). На каждом борту монтировались четыре опорных катка, сблокированных попарно и оснащенных листовыми рессорами. Использовались передние ведущие колеса и кормовые направляющие.

В передней части рубки предусматривался монтаж нового вооружения. На установке с ручными приводами наведения должно было монтироваться орудие 15 cm sIG 33. Крепления орудия позволяли наводить его в пределах горизонтального сектора шириной 10° с углами возвышения от 0° до +73°. Это позволяло вести огонь как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Во всех случаях для наведения следовало использовать прицел Rblf36, заимствованный у базового буксируемого лафета орудия.


Левый борт, видны смотровые приборы водителя. Фото Aviarmor.net


150-мм орудие имело ствол длиной 11 калибров и могло разгонять снаряды до скорости порядка 240 м/с и отправлять их на расстояние до 4,7 км. В конструкции орудия присутствовали скользящий горизонтальный затвор и гидропневматические противооткатные устройства. В боекомплект могли входить снаряды раздельного заряжания нескольких типов: осколочно-фугасные, дымовые и кумулятивные. Натренированный расчет мог делать до трех выстрелов в минуту.

В сравнительно небольшом боевом отделении САУ 15 cm sIG 33/2 (Sf) auf Jagdpanzer 38 удалось разместить несколько стеллажей для боекомплекта в 15 выстрелов. Для длительной стрельбы самоходка нуждалась в помощи транспортеров боеприпасов.

Для самообороны от пехоты противника экипаж бронемашины должен был использовать один пулемет MG 34 или MG 42 калибра 7,92 мм. Это оружие и боекомплект для него предлагалось перевозить в одной из укладок боевого отделения. Системы монтажа на рубке, позволявшие все время держать пулемет в боеготовом состоянии, отсутствовали.

В экипаж новой боевой машины входили четыре человека. Механик-водитель помещался в передней части корпуса, слева от орудия. Для наблюдения за дорогой в лобовом листе рубки имелись смотровые приборы. Рабочее место командира-наводчика помещалось слева от орудия, позади водителя. Также в боевом отделении должны были работать двое заряжающих. Дополнительной обязанностью экипажа было использование радиостанции FuG 16.


Ствол поднят, маска автоматически закрыла проем. Фото Aviarmor.net


Несмотря на изменение конструкции, новая САУ не отличалась от предыдущей машины своими размерами. Более того, за счет использования орудия с меньшей длиной ствола удалось заметно сократить общие габариты. САУ 15 cm sIG 33/2 (Sf) auf Jagdpanzer 38 имела общую длину 4,87 м при ширине 2,63 м и высоте 2,2 м. Боевая масса составляла 16,5 т. За счет некоторого роса веса конструкции должна была немного сократиться подвижность: максимальная скорость на шоссе упала до 32 км/ч, запас хода – 130 км.

Заказ на разработку перспективной самоходки с орудием 15 cm sIG 33 появился в начале осени 1944 года. Проектные работы были выполнены в кратчайшие сроки, благодаря чему к началу зимы фирма BMM представила опытный образец новой боевой машины. Вскоре прототип прошел испытания и подтвердил расчетные характеристики. Машина имела приемлемую подвижность и сохраняла требуемую высокую огневую мощь.

По результатам испытаний было принято решение о принятии 15 cm sIG 33/2 (Sf) auf Jagdpanzer 38 на вооружение и старте серийного производства такой техники. При этом, однако, заказ на серийное строительство получил не разработчик, а другая организация. Фирма BMM в это время была загружена другой работой, из-за чего сборку новых машин поручили иному предприятию. По разным данным, это была фирма Alkett или Krupp – точный производитель до сих пор не установлен, хотя известно, что это были не чехословацкие заводы.

В декабре 1944 года фирма-изготовитель построила первые самоходки нового типа, базой для которых, по-видимому, стали ремонтно-эвакуационные машины Bergepanzer 38. За несколько следующих недель в САУ переделали 24 БРЭМ. После этого были выпущены еще шесть самоходок на базе иной техники. Эту партию построили путем ремонта и переоснащения «Хетцеров», вернувшихся с фронта. Таким образом, в конце 1944-о и начале 1945 года в общей сложности было построено 30 самоходок 15 cm sIG 33/2 (Sf) auf Jagdpanzer 38.


Крыша и боевое отделение САУ. Фото Mg-tank.ru


К концу 1944 года в составе вооруженных сил Германии присутствовало несколько десятков рот тяжелых пехотных орудий, которые оснащались различными самоходными носителями sIG 33 и вспомогательной техникой. Три десятка новых самоходок передали войскам и распределили между несколькими подразделениями. Штатный состав рот тяжелых орудий позволял перевести на новую технику пять таких подразделений – по шесть машин для каждой.

Подробности боевого применения 15 cm sIG 33/2 (Sf) auf Jagdpanzer 38 неизвестны. Вероятно, эта техника применялась войсками параллельно со своими предшественниками и использовалась в тех же целях. Схожие параметры подвижности и огневой мощи позволяли рассчитывать на аналогичную боевую эффективность.

Некоторое количество 150-мм орудий на базе Jagdpanzer 38 использовалось до самого конца боев в Европе. Позже эту технику вывели из эксплуатации. Дальнейшая судьба самоходок была такой же печальной, как и у множества других образцов. В послевоенные годы более не нужную технику отправили на разделку. Вследствие этого все три десятка построенных машин прекратили свое существование. Образцы 15 cm sIG 33/2 (Sf) auf Jagdpanzer 38 не сохранились, имеются лишь некоторые фотографии этой техники.

САУ 15 cm sIG 33/2 (Sf) auf Jagdpanzer 38 осталась в истории в качестве одной из последних попыток приспособить шасси танка Pz.Kpfw.38(t) к решению специализированных задач, а также сделать самоходку Jagdpanzer 38 Hetzer носителем нового оружия. Ввиду позднего начала работ в целом успешный проект не привел к строительству большого количества техники. Как следствие, решая боевые задачи на отдельных участках фронта, такие самоходки не могли повлиять на ситуацию в целом.


По материалам:
http://wehrmacht-history.com/
http://tehnikapobedy.ru/
http://aviarmor.net/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    14 июня 2016 11:15
    Спасибо Кирилл! В отличии от некоторых любящих чрезмерный пафос аффтаров, у вас кратко, ёмко и без набрасывания на вентилятор. drinks
    1. +1
      14 июня 2016 21:40
      Точно! Согласен good hi Плюс статье
  2. -1
    14 июня 2016 12:50
    Пушка откровенно устаревшая, не стоило огород городить.
    1. +2
      14 июня 2016 21:39
      Наоборот, пушка замечательная именно для поддержки пехоты.Практически миномётная траектория снаряда благодаря короткому стволу позволяла успешно бороться с укреплениями именно на переднем крае, а мощность 150-мм снаряда это лишь подтверждает.Типичная полковая пушка,только на танковом шасси. конечно,это орудие не предназначено для борьбы с танками, но именно орудие поддержки пехоты ,оно отличное.Подавление ДЗОТов, батарей противник на своём участке обороны,находящихся на закрытых позициях, скоплений пехоты в окопах Главное, умело и по назначению его применять request
  3. +1
    14 июня 2016 22:59
    Цитата: рюрикович
    пушка замечательная именно для поддержки пехоты.

    Полностью согласен ! Именно как орудие непосредственного сопровождения пехоты - незаменима. У нас разве что Су-122 была такого типа.
  4. +2
    25 октября 2016 11:20
    Да, хорошо чехи для первого Евросоюза потрудились.
  5. 0
    24 ноября 2016 10:12
    Старательно работали чехи на фашистов.