Главный калибр Советского Союза: 406-мм орудие на Ржевском полигоне

Главный калибр Советского Союза: 406-мм орудие на Ржевском полигоне


На закрытой территории Ржевского полигона стоит орудие, которое по праву можно было бы назвать "Главным калибром Советского Союза". С равным успехом оно может претендовать и на титул "Царь-пушки". Еще бы, ведь его калибр ни много ни мало 406 мм. Созданная накануне Великой Отечественной войны артиллерийская установка предназначалась для вооружения крупнейших в мире линкоров "Советский Союз", "Советская Белоруссия" и "Советская Россия". Планам этим не суждено было сбыться, но сами пушки сослужили добрую службу в период обороны Ленинграда и одним только этим заслужили право занять достойное место в музее. Но пока уникальный памятник истории отечественного оружия не имеет даже статуса музейного экспоната…

Кто бывал в московском Кремле, конечно, видел там знаменитую "Царь-пушку", отлитую русским орудийным мастером Андреем Чоховым в 1586 году. Но мало кто знает, что существует ее советский аналог. Это самое крупнокалиберное артиллерийское орудие Советского Союза, накануне войны прошедшее полигонные испытания, а в годы Великой Отечественной защищавшее от врага блокадный Ленинград.


В начале 1920-х годов корабельная и береговая артиллерия советского Военно-морского флота значительно отставала от соответствующей артиллерии ведущих капиталистических государств. В то время в СССР работала целая плеяда талантливых конструкторов морских артиллерийских систем и организаторов их серийного производства: И.И. Иванов, М.Я. Крупчатников, Б.С. Коробов, Д.Е. Бриль, А.А. Флоренский и другие.

Главный калибр Советского Союза: 406-мм орудие на Ржевском полигоне

Конструкторы Иванов И.И., Крупчатников М.Я., Грабин В.Г. (слева направо)

Крупнейшим успехом советских конструкторов и артиллерийских заводов стало создание уникальной и сложнейшей 406-мм артиллерийской системы – прототипа пушек главного калибра новых линкоров.

В соответствии с новой кораблестроительной программой СССР на стапелях судостроительных заводов были заложены новые линейные корабли: в 1938 году – "Советский Союз" и "Советская Украина", в 1939 году – "Советская Белоруссия" и в 1940 году – "Советская Россия". Полное водоизмещение каждого из линкоров, воплотивших традиции отечественного кораблестроения и новейшие достижения науки и техники, составляло 65 150 тонн. Силовая установка должна была обеспечить скорость 29 узлов (53,4 км/ч). Основное вооружение линкоров – девять 406-мм орудий – размещалось в трех броневых башнях, две из которых находились в носовой части. Такое расположение главного калибра позволяло наилучшим образом направлять и концентрировать огонь 16-дюймовок, стрелявших тысячекилограммовыми снарядами на дальность 45 км. В артиллерийское вооружение новых линкоров входили также двенадцать новых 152-мм орудий, восемь 100-мм универсальных пушек, а противовоздушную оборону каждого корабля обеспечивали тридцать две 37-мм зенитки. Наведение артиллерии осуществлялось с помощью новейших дальномеров, автоматических приборов управления огнем и четырех гидросамолетов-корректировщиков, для запуска которых предусматривалась катапульта.

Главный калибр Советского Союза: 406-мм орудие на Ржевском полигоне

Окончательный технический проект линкора проекта 23, ноябрь 1938 г.

Проектируемая 406-мм башенная установка была уникальной артиллерийской системой, для которой все элементы - от самого орудия до боеприпасов - разрабатывались впервые.

Сама опытная артустановка МК-1 была изготовлена меньше чем за год.

Приказом Народного Комиссара ВМФ адмирала Н.Г. Кузнецова № 0350 от 9 июня 1940 года для производства полигонных испытаний 406-мм орудия Б-37, качающейся части МК-1 к орудию Б-37, полигонного станка МП-10 и боеприпасов к артустановке (снарядов, зарядов, порохов и взрывателей) была назначена комиссия под председательством контр-адмирала И.И. Грена. Программа испытаний, разработанная АНИМИ (Артиллерийским научно-исследовательским морским институтом), была утверждена начальником АУ ВМФ генерал-лейтенантом береговой службы И.С. Мушновым. Руководителем испытаний был назначен военинженер 2 ранга С.М. Рейдман.

Главный калибр Советского Союза: 406-мм орудие на Ржевском полигоне

Инженер-капитан 2 ранга С. М. Рейдман. 1943 г.

Полигонные испытания начались на НИМАП (Научно-исследовательским морским артиллерийским полигоном) 6 июля 1940 года. Общий объем испытаний определялся в 173 выстрела при ожидаемой живучести ствола 150 выстрелов.

Баллистические характеристики орудия были следующие: начальная скорость полета снаряда при его весе 1 105 кг – 830 м/с, дульная энергия – 38 800 т. м., максимальное давление пороховых газов в канале ствола – 3 200 кг/см2, максимальная дальность полета снаряда – 45,5 км. Вес качающейся части – 198 тонн, отношение дульной энергии к весу качающейся части – 196,5 тонн. Масса ствола с казенником и затвором Б-37 составляла 140 тонн, а скорострельность орудия – 2,6 выстрела в минуту.

В этот период на морском артиллерийском полигоне была проделана большая работа по подготовке измерительной базы, которая к 1940 году достигла весьма высокого уровня и позволяла в практике испытаний широко применять приборные методы контроля, в том числе и осциллографирование динамических процессов.

Подготовка и проведение испытаний были трудными и напряженными, особенно в части подготовки боеприпасов (вес снаряда – 1 105 кг, заряда – 319 кг), много времени уходило на их выкапывание из грунта после выстрела, сборку и доставку в лабораторию для осмотра и обмеров. Многие эксперименты в процессе испытаний носили новаторский характер. Так, при стрельбе на дистанцию 25 км для выяснения причин повышенного рассеивания снарядов пришлось строить баллистические рамы высотой 40 метров. В то время начальная скорость полета снарядов определялась только по хронографам, поэтому после каждого выстрела на этих рамах-мишенях необходимо было менять поврежденную зарядом проволочную навивку, что также представляло большие трудности. Каждый выстрел из орудия Б-37 имел высокую значимость, поэтому испытания строились очень продуманно в интересах всего комплекса задач. Результаты каждой стрельбы рассматривались в подкомиссиях по принадлежности вопросов и очень часто обсуждались на общем заседании комиссии.

2 октября 1940 года полигонные испытания орудия Б-37, качающейся части МК-1, станка МП-10 и боеприпасов были закончены.

Главный калибр Советского Союза: 406-мм орудие на Ржевском полигоне

406-мм (16-дюймовый) снаряд орудия Б-37. Центральный военно-морской музей

В выводах отчета комиссии отмечалось: "Проведенные испытания 406/50-мм орудия Б-37, качающейся части МК-1 и полигонного станка МП-10 дали вполне удовлетворительные результаты". Вот так лаконично был отмечен многомесячный напряженный труд инженеров-конструкторов и артиллеристов-испытателей.

Качающаяся часть МК-1 с орудием Б-37 были рекомендованы комиссией для серийного изготовления с внесением некоторых конструктивных изменений.

Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов в своих мемуарах "Накануне" вспоминает: "…В августе [1941 года] я поехал на Балтику… Начальник морского полигона контр-адмирал И.И. Грен попросил побывать на испытании нового, двенадцатидюймового орудия. "Лучшая пушка в мире", – говорил он. И, как показала жизнь, не преувеличивал. Показали мне и шестнадцатидюймовую пушку для будущих линкоров. Это оружие – яркое доказательство наших экономических возможностей и талантливости советских конструкторов – тоже оказалось превосходным…"

Главный калибр Советского Союза: 406-мм орудие на Ржевском полигоне

Контр-адмирал И.И. Грен. 1942 г.

19 октября 1940 года, в связи с обострением международной обстановки, советским правительством было принято постановление о сосредоточении усилий на строительстве малых и средних боевых кораблей и на достройке заложенных крупных кораблей с большой степенью готовности. Линкор "Советский Союз" в число последних не входил, поэтому серийное производство 406-мм орудий развернуто не было. После окончания полигонных испытаний орудие Б-37 продолжало оставаться на НИМАП в Ленинграде.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В первые недели гитлеровским войскам удалось углубиться в территорию Советского Союза. В середине августа 1941 года начались ожесточенные бои на ближних подступах к Ленинграду. В результате быстрого продвижения противника сложилась угрожающая обстановка. Над городом нависла смертельная опасность. Войска Красной армии на всех направлениях мужественно отражали атаки превосходящих сил противника.

Краснознаменный Балтийский флот, в конце августа 1941 года сосредоточенный в Ленинграде и Кронштадте, оказал значительную помощь Ленинградскому фронту своей мощной дальнобойной корабельной и береговой артиллерией, которая всю блокаду надежным огневым щитом прикрывала город.

Сразу же после начала войны НИМАП принял активное участие в решении вопросов, связанных с подготовкой Ленинграда к обороне. В кротчайшие сроки была произведена умелая, быстрая и целенаправленная перестройка его работы в интересах обороны города. Артустановки морского полигона из-за большого веса не могли быть эвакуированы, и их стали готовить к битве за Ленинград.

В июле-августе 1941 года на морском артиллерийском полигоне было приведено к бою все имевшиеся в наличии артиллерийское вооружение, сформированы и подготовлены к боевым действиям артиллерийский дивизион и команда МПВО (местной противовоздушной обороны).

В период подготовки НИМАП к обороне Ленинграда была произведена смена ствола и бронирование 406-мм орудия (Б-37), все артустановки подготовлены для кругового обстрела, установлены точки наводки со световым ориентиром для ночных стрельб, оборудованы четыре командных пункта артбатарей и два броневых артиллерийских погреба вблизи огневых позиций.

Главный калибр Советского Союза: 406-мм орудие на Ржевском полигоне

Воентехник 1 ранга Кухарчук, командир батареи № 1 НИМАП, в которую входило 406-мм орудие. 1941 г.

Вся артиллерия морского полигона состояла из четырнадцати орудий: одного 406 мм, одного 356 мм, двух 305 мм, пяти 180 мм, одного 152 мм и четырех 130 мм. Орудие калибра 406 мм вошло в состав батареи № 1, в которую кроме него также входили одно 356-мм и два 305-мм орудия. Это были орудия главного калибра, самые мощные и дальнобойные. Командиром батареи был назначен воентехник 2 ранга Александр Петрович Кухарчук.

В конце августа 1941 года артиллерия НИМАП готова была приступить к выполнению боевых задач, а накануне этого в газете "Ленинградская правда" было опубликовано следующее сообщение: "Начиная с 22 августа с морского полигона в Ленинграде будет проводиться пробная стрельба, о чем доводится до всеобщего сведения. Военный комендант города Ленинграда полковник Денисов".

Первые боевые выстрелы НИМАП произвел 29 августа 1941 года по скоплению войск противника в районе совхоза "Красный Бор" на колпинском направлении именно из Б-37, самого мощного и дальнобойного орудия Военно-морского флота СССР. А уже в начале сентября на том же самом направлении двигалась колонна вражеских танков с целью прорыва к Ленинграду, и опять мощные разрывы 406-мм снарядов, ложившиеся в голове и хвосте колонны, вызвали замешательство у противника и заставили его остановиться. Уцелевшие танки повернули вспять. Бойцы народного ополчения из Ижорского батальона, защищавшие Колпино, всегда с большой благодарностью вспоминали артиллеристов морского полигона, которые своим огнем помогли им в 1941 году удержать рубежи обороны на подступах к Ленинграду.

С 29 августа по 31 декабря 1941 года артиллерия НИМАП открывала огонь 173 раза, уничтожая крупные скопления живой силы и техники противника и подавляя его батареи. За этот период 406-мм орудие выпустило по врагу 81 снаряд (17 фугасных и 64 бронебойных).

В 1942 году морской артиллерийский полигон выполнил 9 боевых стрельб. 10 февраля орудие Б-37 своим огнем поддерживало наступательную операцию 55-й армии в районе населенных пунктов Красный Бор, Ям-Ижора и Саблино. Было израсходовано три снаряда. Об итогах этой операции известно, что: "…на участке, где оборону держала 55-я армия, отличились артиллеристы. За один этот день они уничтожили 18 орудий и 27 пулеметов, разрушили 19 дзотов и землянок". В эти потери врага внесло свой вклад и 406-мм орудие морского артиллерийского полигона.

Главный калибр Советского Союза: 406-мм орудие на Ржевском полигоне

Командный и инженерно-технический состав Научно-испытательного морского артиллерийского полигона (НИМАП). 1942 г.

Вот как описывает свои впечатления от боевого применения Б-37 очевидец тех событий, участник обороны Ленинграда, Николай Кислицын: "Вспоминается, как среди привычно звучащих разрывов снарядов и выстрелов нашей артиллерии изредка где-то раздавался глуховатый мощный звук, сотрясающий стекла. Долго я тогда недоумевал, пока не встретился с одним артиллеристом. Оказалось, что в предвоенное время было развернуто проектирование и строительство новейших надводных кораблей высокого класса. Для них на морском полигоне под Ленинградом проводились испытания орудия калибром 406 мм. Стрельбы из этого орудия охолощенными снарядами велись с большой дальностью по определенной площади полигона. Орудие успешно проходило испытания. В связи с началом войны испытания были прекращены. Когда Ленинград оказался в блокаде, это мощное орудие было использовано для поражения важных военных объектов в глубине расположения противника. Запас снарядов оказался небольшим, и, когда он был израсходован, артиллеристы стали выкапывать глубоко зарывшиеся в землю во время испытаний снаряды и приводить их в боевое состояние. Вражеская авиация тщетно искала огневую позицию этого гиганта, умелая маскировка помогла ему оставаться необнаруженным…"

8 декабря 1942 года Ставка Верховного Главного командования Красной армии издала директиву о проведении наступательной операции по прорыву блокады Ленинграда.

Операция началась 12 января 1943 года в 9 часов 30 минут. В течение 2 часов 20 минут на позициях противника бушевал артиллерийский ураган – это били 4 500 орудий и реактивных минометов двух советских фронтов и Краснознаменного Балтийского флота: 11 артиллерийских батарей стационарной береговой артиллерии, 16 батарей железнодорожной артиллерии, артиллерия лидера "Ленинград", 4 эскадренных миноносцев и 3 канонерских лодок. В составе артиллерии КБФ было и 406-мм орудие морского артиллерийского полигона

12 января оно в течение 3 часов 10 минут вело методичный огонь по узлам сопротивления противника в районе 8-й ГЭС, было израсходовано 22 фугасных снаряда.

13 февраля оно же вело артиллерийский огонь по оборонительным рубежам, огневым средствам и живой силе противника в районе 8-й ГЭС и 2-го Рабочего поселка, было израсходовано 16 снарядов (12 фугасных и 4 бронебойных).

Главный калибр Советского Союза: 406-мм орудие на Ржевском полигоне

Развалины 6-й ГЭС после обстрела 406-мм орудием в ходе операции по прорыву блокады Ленинграда. Январь 1943 г.

В конце 1943 года Ленинград продолжал оставаться на передовой линии огня. Если самолеты противника уже не имели возможности бомбить город ни в ноябре, ни в декабре, то обстрелы из орудий крупного калибра продолжались. Артиллерийские обстрелы держали Ленинград в постоянном напряжении, необходимо было избавить город от них. Соображения стратегического плана требовали полного снятия блокады Ленинграда и изгнания немецко-фашистских захватчиков из Ленинградской области.

Ставка Верховного Главного командования, планируя боевые действия по освобождению территории Советского Союза, приняла решение начать 1944 год с наступательной операции под Ленинградом и Новгородом (Первый Сталинский удар).

На 14 января 1944 года было намечено начало операции по полному освобождению Ленинграда от вражеской блокады.

Утром 14 января в течение 65 минут позиции противника обстреливались артиллерией Ленинградского фронта и КБФ, 100 тысяч снарядов и мин обрушились на боевые порядки врага.

15 января войска Ленинградского фронта нанесли мощный удар по противнику с Пулковских высот. 200 орудий и минометов 100 минут крушили вражеские укрепления, буквально перепахивая траншеи и ходы сообщения, доты и дзоты. Более 200 орудий корабельной и береговой артиллерии КБФ били по позициям крупнокалиберной артиллерии, узлам сопротивления и опорным пунктам противника.

Главный калибр Советского Союза: 406-мм орудие на Ржевском полигоне

Вражеский ДОТ, разрушенный огнем 406-мм орудия. Красное Село. Январь 1944 г.

В наступательной операции Ленинградский фронт поддерживала артиллерия КБФ в составе 215 орудий калибром от 100 до 406 мм. Привлечение крупнокалиберной береговой (стационарной и железнодорожной) и корабельной артиллерии обеспечивало поражение целей, находящихся на значительном удалении от передовой обороны противника.

15 января 406-мм орудие вело огонь по плановым целям в районе г. Пушкина, было израсходовано 30 снарядов.

20 января оно обстреливало цели в районе деревни Копорская и ж. д. станции Антропшино, было израсходовано три снаряда.

С 15 по 20 января 1944 года в ходе наступательной операции Ленинградского фронта по полному освобождению Ленинграда от вражеской блокады, орудием Б-37 было выпущено 33 снаряда (28 фугасных и 5 бронебойных).

В ходе этой операции была уничтожена цель № 23 (высота 112,0) – узел сопротивления противника на подступах к г. Пушкину с севера.

Об уничтожении этой цели 406-мм орудием морского артиллерийского полигона бывший командующий Краснознаменным Балтийским флотом адмирал В.Ф. Трибуц вспоминал так: "Я и раньше знал об этой так называемой цели № 23. Но все же проверил свои предположения по телефону, вызвал командира четвертой [артиллерийской] группы инженер-капитана 1 ранга И.Д. Снитко. Он подтвердил мои сведения, и я поручил ему фундаментально заняться зловредным "орешком". Орудие 406 мм сумело его расколоть. На высоте 112 вскоре взметнулся взрыв и возникло огромное пожарище. Как потом выяснилось, там был разрушен железобетонный командный пункт, долговременные сооружения и подняты на воздух склады боеприпасов".

Артиллерия Краснознаменного Балтийского флота выполнила поставленные перед ней задачи по обеспечению наступления войск Ленинградского фронта и освобождению Ленинграда от вражеской блокады. За 14 дней наступательной операции она провела 1 005 стрельб, выпустив по врагу 23600 снарядов разных калибров от 100 мм до 406 мм.

После разгрома немецко-фашистских войск на юго-западном направлении для Ленинграда сохранялась угроза с северо-запада, со стороны Финляндии, армия которой занимала оборону на Карельском перешейке уже около трех лет.

В Выборгской наступательной операции от КБФ принимало участие 49 корабельных (130–305 мм); 125 береговых (100–406 мм). В соответствии с приказом командующего артиллерией КБФ № 001/ОП от 2 июня 1944 года два дальнобойных орудия морского полигона, 406 мм и 356 мм, вошли в третью артиллерийскую группу.

За первые четыре дня наступления артиллерия КБФ провела 582 стрельбы и израсходовала более 11 000 снарядов калибром от 100 мм до 406 мм.

9 июня орудие Б-37 вело огонь по плановым целям, при этом было израсходовано 20 снарядов, а 10 июня оно же вело огонь по одной неплановой цели, и было израсходовано 10 снарядов. Все снаряды были фугасные.

По результатам осмотра поражения целей возле железнодорожной станции Белоостров были получены следующие результаты:

– огонь по цели Г-208 – командная высота, входившая в общую систему узла сопротивления противника. Огонь вело 406-мм орудие. Были уничтожены: пулеметная точка вместе с расчетом, два пулеметных гнезда, бронированная наблюдательная вышка. Также были разрушены траншеи и участок дороги, это вынудило противника бросить четыре 76-мм орудия. На дороге осталось лежать много трупов вражеских офицеров и солдат;

– огонь по цели Г-181 – командная высота в деревни Камешки. Огонь вело 406-мм орудие. Прямым попаданием снаряда был разрушен перекресток дорог с трех направлений, это помешало противнику вывезти противотанковую и зенитную батареи. В районе расположения позиций 152-мм и 210-мм вражеских артиллерийских батарей находились воронки от попадания 406-мм снарядов.

В результате Выборгской наступательной операции была разгромлена крупная группировка финских войск и освобождена северная часть Ленинградской области, после этого битва за Ленинград была окончательно завершена.

Для орудия Б-37 это были последние боевые стрельбы.

За весь период обороны Ленинграда из 406-мм орудия было сделано 185 выстрелов, при этом было выпущено 109 фугасных и 76 бронебойных снарядов.

Главный калибр Советского Союза: 406-мм орудие на Ржевском полигоне

Мемориальная плита, увековечивающая боевые заслуги 406-мм орудия Краснознаменного НИМАП. Центральный военно-морской музей

После окончания Великой Отечественной войны по решению командования ВМФ на Б-37 была установлена мемориальная плита, в настоящее время хранящаяся в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. На ней выбито следующее: "406-мм артустановка Военно-морского флота Союза ССР. Это орудие Краснознаменного НИМАП с 29 августа 1941 года по 10 июня 1944 года принимало активное участие в обороне Ленинграда и разгроме врага. Метким огнем оно разрушало мощные опорные пункты и узлы сопротивления, уничтожало боевую технику и живую силу противника, поддерживало действия частей Красной армии Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота на Невском, Колпинском, Урицко-Пушкинском, Красносельском и Карельском направлениях".

Главный калибр Советского Союза: 406-мм орудие на Ржевском полигоне

406-мм орудийная установка на Ржевском полигоне. 2008 г.

Чтобы сохранить для потомков это уникальное оружие, необходимо создать на Ржевском полигоне Музей военно-морского вооружения и техники, где разместятся экспонаты, которые из-за их массогабаритных характеристик не помещаются в стенах других военно-исторических музеев. И такие экспонаты, помимо Б-37, уже имеются. Например, стоящее рядом с 406-мм артустановкой 305-мм береговое орудие 1915 года выпуска, которое тоже защищало Ленинград в годы Великой Отечественной войны, а ствол на нем, между прочим, наследован с линкора "Императрица Мария".

Музеи боевой техники и вооружения – танковый, авиационный, автомобильный и т. д., – интерес к которым постоянно растет, уже существуют в других регионах. Так может быть, настало время организовать подобный музей и в Санкт-Петербурге – музей военно-морского вооружения и техники? Там же можно будет представить и опытно-испытательную работу полигонов ВМФ. И не беда, что этот музей будет находиться не в историческом центре. Ведь есть же музеи вдали от центра города, посещаемые с не меньшим интересом. Интересно было бы узнать мнение министра обороны РФ и губернатора Санкт-Петербурга по этому вопросу, потому что решение о создании нового государственного музея на Ржевском полигоне нужно принимать уже сегодня.
Автор: Лукин Валерий Евгеньевич
Первоисточник: http://flot.com/2016/История13/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 80
  1. РПК 12 июня 2016 06:34
    Не повезло немчуре,которые попали в зону досягаемости 16ти дюймовок.Разрывы таких снарядов,порождали у немцев тоску по своей любимой Эльзе.
    1. Kars 12 июня 2016 14:53
      Копипастил фотообзор)
      http://topwar.ru/16733-406-mm-glavnyy-kalibr.html
      1. Дюк 13 июня 2016 06:32
        Вот еще фотографии с Ржевского полигона.




    2. Petr petrov 13 июня 2016 19:13
      Сохранить бы надо.....в порядок привести!!!!!!
      1. Верден 14 июня 2016 12:49
        Цитата: Petr petrov
        Сохранить бы надо.....в порядок привести!!!!!!

        Сохранить - не то слово! Печально, когда видишь столь свинское отношение к собственной истории. В своё время примерно так же относились у нас к старинным автомобилям. Когда дошло, что к чему, скольких уникальных машин недосчитались! Иную технику удаётся сберечь энтузиастам. Но на полигон им пути нет, а судя по фото, руководству полигона образцы уникальной техники "до фонаря". Хотя, возможно, дело в банальном отсутствии денег. Был бы не полигон, а парадный фасад армии, наверное бы средства нашлись. Хотя, с моей точки зрения, музей такой техники ничуть не менее интересно, чем танковый музей в Кубинке или авиационный в Монино. Нужен просто грамотный подход и раскрутка, как у военного Диснейленда в Алабино.
    3. Верден 14 июня 2016 12:54
      Цитата: РПК
      Не повезло немчуре,которые попали в зону досягаемости 16ти дюймовок.Разрывы таких снарядов,порождали у немцев тоску по своей любимой Эльзе.

      Любопытный момент. В статье приведена выписка из газеты "Ленинградская Правда".
      "Начиная с 22 августа с морского полигона в Ленинграде будет проводиться пробная стрельба, о чем доводится до всеобщего сведения. Военный комендант города Ленинграда полковник Денисов".
      И это в осаждённом городе, постоянно подвергавшемся обстрелам и бомбёжкам. На такой шаг пошли, чтобы не сеять панику среди жителей. Когда снаряды такого калибра пролетали над домами, воздушной волной выдавливало стёкла и срывало плохо закреплённые листы кровли.
  2. амурец 12 июня 2016 07:12
    <<19 октября 1940 года, в связи с обострением международной обстановки, советским правительством было принято постановление о сосредоточении усилий на строительстве малых и средних боевых кораблей и на достройке заложенных крупных кораблей с большой степенью готовности. Линкор "Советский Союз" в число последних не входил, поэтому серийное производство 406-мм орудий развернуто не было. После окончания полигонных испытаний орудие Б-37 продолжало оставаться на НИМАП в Ленинграде.>> Примерно в это же время было принято решение об усилении береговой обороны ДКБФ.У меня вопрос к автору:известно ли ему что планировалось строительство 4-х орудийной береговой батареи и где это намечалось?Кроме упоминания в книге Ю.Перечнева "Советская береговая артиллерия" стр 51-53, я больше упоминаний не находил.А так статья хорошая,впервые увидел некоторые фотографии,да и отчёт о боевых действиях этого орудия.Хотя упоминания об этом орудии не так уж редки.
    1. Severok 12 июня 2016 13:20
      На Ленинградском направлении планировалось ставить артустановки на Ханко. На Мурманском направлении были поставлены береговые артустановки на п-ве Рыбачий и Айновых островах.
  3. bionik 12 июня 2016 07:17
    Советская корабельная 406-мм пушка Б-37 в одноствольной полигонной установке МП-10 в цехе №5 Новокраматорского машиностроительного завода.

    Такими пушками предполагалось вооружить линейные корабли типа «Советский Союз». После прекращения строительства линейных кораблей типа «Советский Союз» в июле 1941 года работы над созданием орудия Б-37 были остановлены.
  4. слепой 12 июня 2016 08:50
    мощная бабаха . интерестно как далеко бы отбросило человека стоявшего рядом с пушкой в момент выстрела ?
    1. амурец 12 июня 2016 10:46
      Цитата: слепой
      мощная бабаха . интерестно как далеко бы отбросило человека стоявшего рядом с пушкой в момент выстрела ?

      Смотря где стоять? Почитайте книгу "Подвиг 30-й батареи".Там описано к чему приводит выстрел холостым снарядом на 100мм меньше,"всего 305"мм.В самом конце книги,когда на батарее кончились даже учебные болванки.
  5. Комментарий был удален.
  6. Siberia 9444 12 июня 2016 10:38
    Спасибо за статью да же не знал о такой пухе. Нужно перевести в порядок , а то больно смотреть. Если фото было сделано 2008 то состояние наверно еще хуже.
    1. мыслитель 12 июня 2016 14:56
      Есть фото 2012 года, поприличней выглядит.
      1. Siberia 9444 12 июня 2016 16:56
        Спасибо за фото порадовало hi
  7. Серый 43 12 июня 2016 11:15
    Интересно-какой был ресурс этой пушки?
    1. 500 выстрелов. Вообще говоря на расстрел не испытывали, но одно из орудий выпустило 173 снаряда без проблем.
      1. MooH 12 июня 2016 14:04
        А в статье 150 написано. request
        1. тлауикол 12 июня 2016 15:19
          300 выстрелов ( ожидаемо ). 500 фантастика даже для британцев с американцами
          1. Было установлено, что при боевом заряде 310 кг начальная скорость снаряда массой 1108 кг достигает 830 м/с, а дальность стрельбы 250 каб (45,67 км). Первоначально предполагалось (в ТТЗ на первоначальный проект орудия), что 1105 кг снаряд будет разгоняться до скорости 870 м/с, обеспечивающей дальность его полета 49,8 км. Однако от этого пришлось отказаться, так как из-за чрезмерно большого давления в канале ствола при выстреле (до 3200 кг/см2) недопустимо
            снизилась бы его живучесть. Комиссия однако рекомендовала выдать задание на ра-
            боты по доведению начальной скорости снаряда до 870 м/с. Живучесть ствола орудия
            Б-37 была оценена в 500 выстрелов
            (при давлении в канале ствола 3000 кг/см2).

            Это Васильев, "линкоры типа Советский Союз". За что купил, за то и продаю
            1. Алекс 12 июня 2016 21:35
              500 выстрелов - это, ЕМНИП, при стрельбе уменьшенным зарядом. При стрельбе обычным зарядом оценивалась в 150 выстрелов. Комиссия считала, что при уменьшении начальной скорости на 10% (до 800 м/с при давлении до 3000 кг/см^2) можно достигнуть живучести в 300 выстрелов. В общем, орудие вышло довольно таки неплохое, с вполне приличными характеристиками.
            2. 73bor 13 июня 2016 00:30
              Судя по установке у орудия неплохая настильная траектория стрельбы у 305-х более крутая баллистика!
    2. Комментарий был удален.
  8. НольНольСедьмой 12 июня 2016 11:24
    Статье минус. Копипаста советских агиток.

    Срединное отклонение 16" Mk7 в 87-м году составляло 0,25% от дальности. Это с компьютерами, радарами и прочим. Для советских артсистем, насколько я в курсе, принимается за 0,5% в полигонных условиях. Т.е. половина снарядов на дистанции 20 км попадает не далее 100 м от точки прицеливания. Не цели, подчеркну, а точки прицеливания. Наводили в те годы без GPS, так что точность загоризонтной стрельбы +/- остановка. Эффективность достигалась массированнием. Работа таких пух против танков и пулемётов - на совести автора.
    1. voyaka uh 12 июня 2016 11:53
      Конечно. Только на пристрелку цели надо 3-4 снаряда. А снарядов такого калибра всего были единицы.

      ДОТы немцы при отходе армии Север подрывали изнутри.
      1. НольНольСедьмой 12 июня 2016 12:37
        О, минусовальщики набежали.

        Не вижу возражений по существу.
        1. Комментарий был удален.
          1. Цитата: Cat Man Null
            это турбопатриоты. Они в своем, отдельном от реальности мире живут.

            Ну, привет из параллельной реальности:))
        2. амурец 12 июня 2016 14:29
          Цитата: НольНольСедьмой
          Не вижу возражений по существу.

          Я не люблю минусовать,но вам отвечу так:есть книга П.Мельникова"Залпы с берега" в годы войны он командовал 12-ти дюймовой батарей башенной батареей форта Красная Горка.Вот он подробно описывает как боролись они за звание"снайперская батарея" и как боролись с немецкой дальнобойной артиллерией,обстреливающей Ленинград.После сентябрьского штурма,когда замкнулось кольцо блокады,им давали минимум боеприпасов,а задачи надо было выполнять.И кроме того из таких орудий по отдельно стояшим малым целям не стреляли.И ещё.береговые пушки очень точно привязываются к месту установки и пристреливают реперы ещё в мирное время.
          1. voyaka uh 12 июня 2016 21:18
            "он подробно описывает как боролись они за звание"снайперская батарея" и как боролись с немецкой дальнобойной артиллерией,обстреливающей Ленинград"/////

            Простите, это совсем невозможно было. Немцы разместили свою дальнюю артиллерию заведомо
            вне радиуса действия советской. Ни они не могли поражать тяжелую советскую, ни наоборот.
            1. НольНольСедьмой 12 июня 2016 21:56
              Там все сложно. Автор пишет, как стрелял на 39 км. Технически для 305/52 пушки 1907-го года это возможно. Однако эффективность такой стрельбы вызывает вопросы.
            2. амурец 12 июня 2016 23:28
              Цитата: voyaka uh

              Простите, это совсем невозможно было. Немцы разместили свою дальнюю артиллерию заведомо
              вне радиуса действия советской. Ни они не могли поражать тяжелую советскую, ни наоборот.

              Дальность стрельбы 12-ти дюймовыми снарядами образца 1928 составляла 45.5 км.Но этот снаряд очень сильно изнашивал ствол,поэтому в основном использовались снаряды образца 1911года.
            3. Alexey RA 14 июня 2016 16:04
              Цитата: voyaka uh
              Простите, это совсем невозможно было. Немцы разместили свою дальнюю артиллерию заведомо
              вне радиуса действия советской. Ни они не могли поражать тяжелую советскую, ни наоборот.

              Прошу прощения, а каким образом можно разместить артиллерию для стрельбы по городу за радиусом советской артиллерии, если дальность стрельбы советских морских и береговых орудий превышает дальность стрельбы осадных орудий немцев? По чему им тогда стрелять?
              Более того, зачастую позиции советских орудий находились между городом и немецкими орудиями. Особенно этим ЖДАУ отличались.
              Вот карта досягаемости нашей береговой и корабельной и основных позиций немецкой артиллерии из Перечнева:
          2. НольНольСедьмой 12 июня 2016 21:28
            Цитата: амурец
            есть книга П.Мельникова"Залпы с берега"

            Ага.
            Однако проблема этим не была исчерпана. Перед войной мы учились стрелять по морской цели. Именно такая задача отрабатывалась на многочисленных учениях и тренировках. Стрельба же по закрытым наземным целям ведется совсем иными методами. В чем-то она, может быть, проще морской стрельбы, а в чем-то значительно сложнее. Для нее нужна специальная организация разведки и корректировки, нужны планшеты, выполненные в определенных масштабах, вспомогательные таблицы и графики.
            Ничего этого у нас не было. Конечно, и раньше возможность ведения огня по наземным объектам не исключалась. На командирских занятиях в мирное время мы решали такие задачи, чтобы не утрачивать разносторонности в своей профессиональной подготовке. Но решали-то не всерьез. Дистанцию до цели и направление на нее определяли только по карте, что для настоящей боевой стрельбы не гарантировало надежного успеха.
            Да и как мы тут могли упражняться по полному циклу? Если б я вздумал развернуть орудия в сторону Койвисто (чему, впрочем, мешало устройство двориков), это [30] вызвало бы по меньшей мере недоумение: «Что задумал этот лейтенант — стрелять по своим? Или у него пораженческие настроения и он считает, что враг может занять у нас хоть одну пядь земли?» Опасность вызвать такие вопросы была вовсе не воображаемой, она вытекала из всего духа направления в нашей учебе, в нашем воспитании.
            А теперь приходилось срочно наверстывать упущенное — готовить нужные планшеты и графики, учить разведчиков и корректировщиков, отрабатывать с Клементьевым и Женаевым организацию стрельбы по наземным целям. Вдобавок пришлось учить бойцов правильному окапыванию и индивидуальной маскировке, переползаниям и броскам в атаку — словом, всему, что должен знать и уметь пехотинец. Эта сторона подготовки у нас тоже оказалась запущенной.

            Звоню на командный пункт дивизиона, докладываю Крючкову:
            — Боевое задание выполнено. Израсходовано тридцать шесть снарядов. Осечек и пропусков нет.
            — Молодец, Мельников, спасибо, — отвечает комдив.
            — А насчет результатов что-нибудь слышно? — деликатно осведомляюсь я.
            — Ты же знаешь, что с армейцами у нас связь только через сектор. А сектору сейчас не до нас.
            Да, это так. Стреляли по площади. Может быть, нам и не доведется узнать, какой ущерб мы нанесли врагу. И все-таки настроение праздничное.
            Звонит Герасимов. С начала стрельбы он был на огневой позиции — там, где все эти дни он проводит большую часть своего времени. И у него тот же вопрос — от имени всех артиллеристов. Объясняю, как обстоит дело.
            Говорю, что ущерб противнику мы наверняка нанесли и что в таких условиях успех нашей боевой работы надо оценивать по тому, как выдерживали мы темп стрельбы, насколько хорошо обслуживали люди материальную часть. А с этим у нас все в порядке. Командир дивизиона доволен.
        3. fzr1000 12 июня 2016 16:14
          Я первым утром минус поставил за апломб и некомпетентность.
      2. MooH 12 июня 2016 14:00
        Цитата: voyaka uh
        Конечно. Только на пристрелку цели надо 3-4 снаряда. А снарядов такого калибра всего были единицы.

        ДОТы немцы при отходе армии Север подрывали изнутри.

        1. Стреляли по своей территории, соответственно могли заранее все тщательно промерить в пределах досягаемости.
        2. Немцы подрывали свои доты со всем боекомплектом еще и во время артподготовки? Видимо сразу отступать готовились.
        1. voyaka uh 12 июня 2016 21:28
          1". Стреляли по своей территории, соответственно могли заранее все тщательно промерить в пределах досягаемости."////

          Заранее, до войны, знали, где немцы оккупанты разместят свои цели? И даже произвели пристрелку? smile
          Прочитайте приведенный выше отрывок из книги П.Мельникова"Залпы с берега". Сами поймете.
          1. MooH 12 июня 2016 22:36
            Цитата: voyaka uh
            1". Стреляли по своей территории, соответственно могли заранее все тщательно промерить в пределах досягаемости."////

            Заранее, до войны, знали, где немцы оккупанты разместят свои цели? И даже произвели пристрелку? smile
            Прочитайте приведенный выше отрывок из книги П.Мельникова"Залпы с берега". Сами поймете.

            Вы сравниваете строевую береговую батарею и наземный испытательный полигон. Там несколько различные задачи и несколько различные кадры. Пристреливать цели до войны совсем не обязательно, существуют и иные методы топопривязки.
            1. voyaka uh 13 июня 2016 22:57
              Из книги командира батареи:

              "Да, это так. Стреляли по площади. Может быть, нам и не доведется узнать, какой ущерб мы нанесли врагу. И все-таки настроение праздничное."

              Какие пристрелки, какие корректировки? Стреляли наугад, и командир об этом честно написал.
      3. Aaleks1974 14 июня 2016 19:09
        Это для каких-же таких целей, они взрывали свои доты? Тратили немалое кол-во взрывчатки получается? Использовать их наши не могут. Так в чем суть подрывов? Или это очередной вброс, типа подрывов дотов на линии Сталина в 40-ом?
    2. Цитата: НольНольСедьмой
      Статье минус. Копипаста советских агиток.

      Комментарию минус. Бред сив кэйбл
      Цитата: НольНольСедьмой
      Срединное отклонение 16" Mk7 в 87-м году составляло 0,25% от дальности. Это с компьютерами, радарами и прочим.

      Срединное отклонение является характеристикой РАССЕИВАНИЯ при стрельбе из артиллерийского (стрелкового) оружия, т.е. никакие радары и компьютеры к этому отношения не имеют.
      ПО поводу Мк7 - Во время тестовых стрельб у о. Крит в 1987 году из 15 снарядов, выпущенных с расстояния 31 900 м, 14 попали в квадрат со стороной 230 м вокруг центра мишени, из них 8 в квадрат со стороной 140 м. Дисперсия рассеяния снарядов составила 112 м или 0,36 % дальности стрельбы.
      Цитата: НольНольСедьмой
      Для советских артсистем, насколько я в курсе, принимается за 0,5% в полигонных условиях

      Ключевые слова, как я понимаю, "насколько я в курсе".
      Цитата: НольНольСедьмой
      Работа таких пух против танков и пулемётов - на совести автора.

      Проблемы вообще нет. Орудие выпускает десяток снарядов не меняя точку прицеливания по относительно компактной цели (узлу сопротивления на высоте, например), и с учетом могущества фугасного 406-мм снаряда там сущий ад
    3. Комментарий был удален.
      1. НольНольСедьмой 12 июня 2016 13:18

        Цитата: Андрей из Челябинска
        никакие радары и компьютеры к этому отношения не имеют.

        Данные о скорости снаряда и характеристики СУО не имеют отношения к рассеиванию? Серьёзно?
        Цитата: НольНольСедьмой
        составляло 0,25% от дальности

        Цитата: Андрей из Челябинска
        из 15 снарядов, выпущенных с расстояния 31 900 м... из них 8 в квадрат со стороной 140 м.

        Вы видите здесь противоречие?
        Цитата: Андрей из Челябинска

        Ключевые слова, как я понимаю, "насколько я в курсе".

        У Вас есть другие данные?
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Проблемы вообще нет. Орудие выпускает десяток снарядов не меняя точку прицеливания по относительно компактной цели (узлу сопротивления на высоте, например), и с учетом могущества фугасного 406-мм снаряда там сущий ад

        1. Кто даст координаты и обеспечит корректировку огня? С учетом изменения скорости снаряда при выгорании ствола и рандомного качества советских снарядов и зарядов? Сколько попаданий в боевых условиях достигали при стрельбе по цели "неподвижный линкор" (300х30 м)? Десяток снарядов, говорите? Ну-ну.
        2. А что там за могущество фугасного снаряда? 88 кг ВВ? Почти ФАБ-250.
        1. Цитата: НольНольСедьмой
          Данные о скорости снаряда и характеристики СУО не имеют отношения к рассеиванию? Серьёзно?

          Абсолютно. Учить матчасть не пробовали?
          Азы по рассеиванию неплохо изложены тут http://www.studfiles.ru/preview/4410176/page:2/
          Если коротко, то рассеивание - это разброс снарядов по площади при фиксированном положении орудия в пространстве (и углов его наводки, есессно). Т.е. если орудие стреляет в одну и ту же точку, одними и теми же снарядами и зарядами, то снаряды будут падать с некоторым отклонением от данной точки. Рассеивание зависит от качества снарядов, температуры и количества пороха в зарядах, метеорологии и проч, но вот СУО к нему никакого отношения не имеет и иметь не может.
          Цитата: НольНольСедьмой
          Вы видите здесь противоречие?

          Ну, не 0,25%, а 0,36% - но кто Вам таки их считает?:))) Умилительная точность в выкладках.
          Цитата: НольНольСедьмой
          У Вас есть другие данные?

          У меня может и есть. Но это не я заявил о "0,5% в полигонных условиях". Поэтому поменяйте Ваше "я так думаю" на источник, из которого Вы взяли эту цифру, а потом уже что-то требуйте от меня.
          Цитата: НольНольСедьмой
          Кто даст координаты и обеспечит корректировку огня?

          Координаты дает любая военная карта местности - у нас тут НЕПОДВИЖНАЯ цель, если что.
          Цитата: НольНольСедьмой
          С учетом изменения скорости снаряда при выгорании ствола

          Для справки - из этого орудия во время испытаний было отстреляно 173 снаряда, изучался каждый выстрел и ТТХ орудия были великолепно известны.
          Цитата: НольНольСедьмой
          рандомного качества советских снарядов и зарядов

          Рэндомным тут является Ваш "точность" в формулировах - 0,25% или 0,36 % - разница в 1,44 раза. А так - во время испытний действительно наблюдался повышенный разброс по дальности, но причины достаточно быстро выявили и во многом устранили, так что никакого рэндома для наших артиллеристов там не было.
          Цитата: НольНольСедьмой
          Сколько попаданий в боевых условиях достигали при стрельбе по цели "неподвижный линкор" (300х30 м)?

          Где Вы видели линкор на суше? Или Вы умудрились перепутать результаты морских стрельб и стрельб сухопутных? Т.е. Вы умудряетесь экстраполировать морские бои на сушу?:)))
          Слушайте, ну это даже не детский сад.
          1. НольНольСедьмой 12 июня 2016 20:11
            Да, тяжело.
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Рассеивание зависит от качества снарядов, температуры и количества пороха в зарядах, метеорологии и проч, но вот СУО к нему никакого отношения не имеет и иметь не может.

            Внимательно читаем свой собственный текст. Температура пороха и частично метеорология - это скорость снаряда. СУО 80-х годов позволяла измерять ее при каждом выстреле и оперативно вносить поправки. СУО 40-х не позволяла.
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Ну, не 0,25%, а 0,36% - но кто Вам таки их считает?:))) Умилительная точность в выкладках.

            Очень тяжело. Ну, матчасть так матчасть.
            Если я Вас правильно понял, по Вашей версии "дисперсия" и срединное отклонение" - это одно и то же, просто два разных названия для красоты. Это не совсем так.
            https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D



            0%B5_%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
            https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D



            1%8F_%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D



            0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%8B

            По первой ссылке упоминается Вд гаубицы М30 - 41 м. на 11,8 км, т.е. 0,35%. По Вашей ссылке Вд Д-30 19 м. на 8000 м. (0,24%).

            Но это для гаубиц и без экстремальных дальностей.

            Ищем пушечные. Находим, допустим, таблицы для Д-25Т (первое, что у меня нашлось). Получаем Вд 4% на дальности прямого выстрела. Оно и понятно - танковая пуха вообще не про Вд. Однако возвышения Б-37- явно не гаубичные. Так что цифра рассеяния 1/300, которую дает тот же Лукин - требует как минимум уточнения по условиям испытаний.

            Цитата: Андрей из Челябинска
            Координаты дает любая военная карта местности - у нас тут НЕПОДВИЖНАЯ цель, если что.

            Вы про ГЭС или про танки?
            по скоплению войск противника в районе совхоза "Красный Бор"

            Еще как дает.
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Для справки - из этого орудия во время испытаний было отстреляно 173 снаряда, изучался каждый выстрел и ТТХ орудия были великолепно известны.

            Вы не обратили внимания, что испытывался другой ствол? Другой, кстати, конструкции? Вы считаете эти характеристики полностью повторяемыми?
            Цитата: Андрей из Челябинска
            так что никакого рэндома для наших артиллеристов там не было.

            Расскажите мне, пожалуйста, подробнее про офигительное качество советских снарядов и зарядов военных лет.
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Или Вы умудрились перепутать результаты морских стрельб и стрельб сухопутных? Т.е. Вы умудряетесь экстраполировать морские бои на сушу?:)))

            Вас не интересует опыт использования 406-мм пушек по прямому назначению? Где ж мне взять статистику по наземной стрельбе из таких орудий? Не так их много было.

            Вот эта убер аллес не прокатит?

            http://www.bellabs.ru/30-35/Dora-Karl.html
          2. НольНольСедьмой 12 июня 2016 20:45
            Цитата: Андрей из Челябинска
            на источник, из которого Вы взяли эту цифру, а потом уже что-то требуйте от меня.

            Для начала.
            http://www.nesenenko.narod.ru/ARTILLERIA/glava09.htm

            Пойдет?
            1. Цитата: НольНольСедьмой
              Пойдет?

              Пойдет. Лесом.
              Вы мне что приводите? "Артиллерия" Издание 2-е и дополненное. В котором русским по белому написано
              Основное назначение этой книги - ознакомить советскую молодежь с современной артиллерией, с ее оружием, с типичными приемами стрельбы и боевой работы.

              Послушайте, НольНольСемь, мне чесслово некогда начитывать Вам лекции по теории артиллерийской стрельбы. Поэтому я просто объясню Вам, откуда у Вас взялась цифра 0,5% для советской артиллерии (раз уж Вы сами это объяснить не в состоянии), и закончим на этом.
              Идете сюда http://armyman.info/books/id-9833.html
              Качаете "Таблицы стрельбы артиллерийских орудий полевой артиллерии" Это серьезный документ, по этим таблицам стреляли наши предки. Там много советских орудий, в т.ч. 152-мм гаубицы 1937 и 1943 г и т.д. Так вот, если посмотрите гаубицы, то увидите, что их срединное отклонение составляет примерно от 0,36 до 0,41%. Далее начинаете смотреть пушки. Танковая Д-25Т действительно имеет 83 метра на 16 км или 0,518% срединного отклонения.
              Сравниваем это с импортными орудиями. К счастью в том же архиве есть германская 105-мм пушка. Так вот при стрельбе ГЕРМАНСКИМ боеприпасом ее срединное отклонение на 16 км - 73 м (0,456%), но в отличие от советской это не предельная ее дальность (она не танковая пушка), ну а на предельных 19 км немка имеет 108 м или 0,568%.
              В общем, Ваша цифирь - это полевая артиллерия. А теперь берем "Курс морской тактики. Артиллерия и броня" Гончарова 1932 г и читаем начинае где-то со второй главы. Там и формулы и расчетные и фактические значения, и это учебник по морской артиллерии, а не мурзилка для молодежи. Так вот, Гончаров делает вывод, что отклонения с ростом калибра орудия уменьшаются, с увеличением дальности стрельбы - растут, но при этом чем больше калибр тем меньше рост отклонения при увеличении дальности. И - таблицы, разумеется.
              Так вот, для 305-мм/52 орудия на 150 кбт отклонение по дальности составляет 58 саженей (шестифутовых) что дает нам 106 м отклонение на 27 780 м дальности или 0,38%. При этом у 152-мм/50 пушки обр 1908 г при стрельбе на максимальную дальность отклонение составляет уже 0,41%, хотя для нее предельная дальность - 80 кбт, а не 150.
              Иными словами, Ваша ошибка заключается в том, что Вы пытаетесь (вслед за Натаном Окуном, кстати) "натянуть" показатели полевой артиллерии на морскую крупнокалиберную. Чего делать карекотически нельзя.
              Засим желаю здравствовать.
              1. НольНольСедьмой 14 июня 2016 12:39
                Цитата: Андрей из Челябинска
                Основное назначение этой книги - ознакомить советскую молодежь с современной артиллерией, с ее оружием, с типичными приемами стрельбы и боевой работы.

                Ага. Доступно любому выпускнику начальной школы. Незачем лезть в тервер без необходимости))
                Цитата: Андрей из Челябинска
                мне чесслово некогда начитывать Вам лекции по теории артиллерийской стрельбы

                И не надо. У Вас есть возможность дать ссылку.
                Цитата: Андрей из Челябинска
                Идете сюда

                Наконец-то нормальный разговор.
                Цитата: Андрей из Челябинска
                гаубицы, то увидите, что их срединное отклонение составляет примерно от 0,36 до 0,41%

                В книге для советской молодежи сказано, что Вд для гаубиц ниже, чем для пух, при прочих равных.
                Цитата: Андрей из Челябинска
                Танковая Д-25Т действительно имеет 83 метра на 16 км или 0,518% срединного отклонения.

                Ура. Она же - корпусная А-19, кажется. Так о чем сыр-бор?
                Цитата: Андрей из Челябинска
                Сравниваем это с импортными орудиями

                На кой черт? Я указывал Мк7 87-го года как предел точности, реально достигнутый для неуправляемых снарядов 16". Сравнение тут смысла не имеет. Если кому-то показалось, что я гноблю Б-37 как особо косую - это не так.
                Цитата: Андрей из Челябинска
                стрельбе ГЕРМАНСКИМ боеприпасом

                Тут надо вникать в детали. Ок, боеприпасы выносим за скобки. Повёлся на очернение советского строя и все такое.

                Цитата: Андрей из Челябинска
                Гончаров делает вывод, что отклонения с ростом калибра орудия уменьшаются, с увеличением дальности стрельбы - растут, но при этом чем больше калибр тем меньше рост отклонения при увеличении дальности. И - таблицы, разумеется.
                Так вот, для 305-мм/52 орудия на 150 кбт отклонение по дальности составляет 58 саженей (шестифутовых) что дает нам 106 м отклонение на 27 780 м дальности или 0,38%

                Это не Гончаров делает вывод, это физика. Чем тяжелее снаряд, тем меньше влияние внешних факторов, при прочих равных.
                ОК, берем 0,38%. Берём даже 0,33 по Лукину. Получаем Вд 66м на 20 км. Зона средних повреждений ФАБ-250 с бОльшим количеством взрывчатки - 56 метров (при том бомба куда. меньше зарывается в землю). Т.е. вероятность накрытия точечной слабо укрепленной цели - меньше 0,5. Сильно укрепленной нужно прямое попадание.

                Еще раз. Я не спорю, что пушка стреляла и, может быть, во что-то и попала. Я не собираюсь сравнивать ее с другими 16" пушками тех лет. Я утверждаю, что использование данного дивайса было импровизацией с очень ограниченным эффектом. Ув. автор, к сожалению, не считает нужным отделять факты от баек.
                1. Цитата: НольНольСедьмой
                  ОК, берем 0,38%. Берём даже 0,33 по Лукину. Получаем Вд 66м на 20 км

                  Берем боковое отклонение как максимальное для 305-мм/52 пушки - 11,7 сажен или 21,39 метра. Таким образом, выпустив 10 снарядов получим пять попаданий в прямоугольник 132 на 42,79 м. Так?
                  Площадь прямоугольика - 5648,8 м, площадь зоны поражения от разрывов пяти снарядов по аналогии со средними повреждениями от ФАБ-250 (56м) = 1759,3 или 31% обстрелянной территории. Зона легких повреждений - 62% (там радиус 112 м)
                  Цитата: НольНольСедьмой
                  Еще раз. Я не спорю, что пушка стреляла и, может быть, во что-то и попала

                  Читаем еще раз описания эффекта стрельбы
                  огонь по цели Г-208 – командная высота, входившая в общую систему узла сопротивления противника. Огонь вело 406-мм орудие. Были уничтожены: пулеметная точка вместе с расчетом, два пулеметных гнезда, бронированная наблюдательная вышка. Также были разрушены траншеи и участок дороги, это вынудило противника бросить четыре 76-мм орудия. На дороге осталось лежать много трупов вражеских офицеров и солдат;

                  – огонь по цели Г-181 – командная высота в деревни Камешки. Огонь вело 406-мм орудие. Прямым попаданием снаряда был разрушен перекресток дорог с трех направлений, это помешало противнику вывезти противотанковую и зенитную батареи. В районе расположения позиций 152-мм и 210-мм вражеских артиллерийских батарей находились воронки от попадания 406-мм снарядов.

                  В чем несоответствие?:))
                  1. Верден 14 июня 2016 19:52
                    Цитата: Андрей из Челябинска
                    В чем несоответствие?:))

                    О несоответствиях пишут те, кто действительно считает, что во время взрыва корабля можно спастись, прыгнув рядом с ним в воду.)) Судят о такой теме сугубо по киношным поделкам. То, что при взрыве крупнокалиберного снаряда можно погибнуть просто от ударной волны, расходящейся на многие десятки метров, такие спорщики не догадываются.
                  2. НольНольСедьмой 15 июня 2016 14:07
                    Цитата: Андрей из Челябинска
                    ФАБ-250 (56м) = 1759,3 или 31% обстрелянной территории

                    Вообще не понял.
                    На мой взгляд, математика не настолько кислая.
                    Цитата: Андрей из Челябинска
                    В чем несоответствие?:))

                    Несоответствие в том, что автор забывает указать 3 вещи:
                    1. Расход снарядов.
                    2. Время работы орудия по цели. С учетом ответа корректировщика, один выстрел занимает пару минут минимум.
                    3. Численность ЛС батареи. Да ПВО. Да снабжение.

                    Даже если мы считаем и орудие (расходование ресурса) и снаряды условно бесплатными (они все равно уже сделаны до войны, а толку от них все равно никакого не предвидится), то с ЛС сложнее. В данном случае куча народу (в том числе обученных артиллеристов, которым было бы чем заняться, наверное) с дикими усилиями крушила цели, для которых обычно применяется полковая, ну дивизионная артиллерия.


                    Цитата: Верден
                    Считал, сто стреляя по неподвижным объектам (сельский дом) хороший артиллерист не должен тратить на поражение цели больше 2-3 снарядов.

                    Раз уж на то пошло, нужны подробности. Он из 8" РВГК стрелял по сельскому дому? Если речь про ЗиС-3 прямой наводкой, то прав дед.
                    Есть нормативы расходования боеприпасов. Про 8" не скажу, но для 6" на неукрепленную наблюдаемую огневую позицию закладывается 30 снарядов, кажется. А на ненаблюдаемую - 300.
                    Цитата: Alexey RA
                    Прошу прощения, а зачем нужна GPS при стрельбе из стационарного орудия по неподвижной цели? Тут главное - точно дать координаты цели, например привязав её к известным ориентирам.

                    Вы получите квадрат 100х100 метров, и для цели, и для орудия. Погрешность топопривязки сложится с остальными погрешностями. Вд в 100 метров сама по себе дает эллипс с осью 800 метров.
                    Это, конечно, если карты 1:10 000 завезли. Причем и на батарею, и корректировщикам. Что, увы, случалось далеко не каждый день.
                    Цитата: python2a
                    Наши артиллеристы к 1943 году цели поражали играючи 1-2снарядами.

                    Чистая правда. Для ПТО. Кто выиграл - день прожил. Кто нет - тот нет.

                    Цитата: python2a
                    на зенитных стрельбах срезали трос

                    Обрыв троса мишени - рядовое событие при стрельбах.
        2. V.ic 12 июня 2016 16:02
          Цитата: НольНольСедьмой
          У Вас есть другие данные?

          Снимите со своего " значащую цифру" в первом разряде. Будет правомерно, не "007", а просто "ОО", кстати хорошее обозначение для мест "известного" назначения.
          1. НольНольСедьмой 12 июня 2016 19:07
            Цитата: V.ic
            Снимите со своего " значащую цифру"

            Благодарю за совет. Что еще мне снять? Музыку включить?
    4. Верден 14 июня 2016 15:07
      Цитата: НольНольСедьмой
      Т.е. половина снарядов на дистанции 20 км попадает не далее 100 м от точки прицеливания

      Мой родной дядя был артиллеристом, прошедшим всю войну. Командовал батареей 203 мм гаубиц Б-4 - "Кувалда Сталина". Считал, сто стреляя по неподвижным объектам (сельский дом) хороший артиллерист не должен тратить на поражение цели больше 2-3 снарядов. Правда, говорил, что сильно зависит от качества боеприпасов. Сорванное кольцо обтюрации сводило всё мастерство на нет. Дед друга рассказывал, как во время войны ему довелось впервые корректировать огонь "Катюш" по вокзалу. До этого корректировал обычную артиллерию. Пробравшись в город, вместе с радистом подобрались поближе к вокзалу. Как раз метров на сто, чтобы лучше видеть результаты попаданий. Когда вокруг начали рваться РС, не обладавшие в отличие от снарядов высокой точностью, пришлось рвать когти. Дед утверждал, что в этот момент бежал рядом с немецкими солдатами. Времени и возможности разбираться кто есть кто не было.)) Стрельба с кораблей - другое дело. Цели там подвижные, да ещё постоянная качка.
      1. БУКа 1972 14 июня 2016 22:54
        Цитата: Верден
        Дед утверждал, что в этот момент бежал рядом с немецкими солдатами. Времени и возможности разбираться кто есть кто не было.))

        Забавное чувство дэжавю. Вы есть не первый от кого я слышу подобное утверждение, до этого слышал такую же историю от своего собственного деда ветерана ВОВ, царство ему небесное, который точно так же находясь в разведывательном рейде, уже на выходе из немецких тылов получил задание на корректирование артиллерийского огня. Он говорил что по поводу типов и калибров применяемой артиллерии, никто им ничего не сообщил, более того такой информацией не владела и встреченная ими группа полковой разведки, передавшая им приказ и ушедшая на доразведку позиций немецкой дальнобойной артиллерии. Так же он утверждал что пристрелка велась силами дивизионной артиллерии, а потом, уже после трех-четырёх пристрелочных смешанных залпов 122 и 152 мм гаубиц, ударили два заранее подтянутых в этот район гвардейских реактивных минометных дивизиона из состава их и соседней армий. Катюши обрушили на позиции германских нацистов шквал огня, смешав небо с землёй и на время заставили всех забыть кто ты есть, каких придерживаешься убеждений или вероисповеданий и какой ты собственно национальности. Группа деда по его же собственным словам "драпала" более организованно и поэтому сумела придти в себя намного быстрее немецких солдат. Так что помимо успешного выполнения обоих боевых заданий, они сумели взять в плен и доставить в расположение штаба дивизии, группу из 35 военнослужащих вермахта, в том числе двоих офицеров в чинах майора и капитана, сопровождающих инспектора в чине пехотного генерала и пастора конфессии евангелистов в чине полковника из немецкого штаба группы армий. Вторая же группа по словам деда погибла почти в полном составе. Так как воспользовавшись поднявшей после первых попаданий суматохой, они решили в нарушение полученного приказа отойти сразу же после подтверждения попадания по цели, поживиться трофеями и взять пленных на шару, но как только группа ворвалась в расположение батареи, ударили РС-ы гвардейских минометов БМ 13, а для них не бывает своих или чужих, они прилетели убивать. Пятерых же представителей из штаба группы армий вермахта, а именно водителя фельдфебеля, капитана, майора, генерала и полковника декана, группа дивизионной разведки под командованием деда прихватила уже конвоируя три десятка полностью дезориентированных и потерявших волю к сопротивлению немцев. Получивший контузию генерал пребывал без сознания, полковник декан молился стоя на коленях а младшие офицеры с фельдфебелем лежали вповалку, тут их и взяли наши разведчики под вдохновенную речь немецкого священнослужителя вещавшего на весь лес: - И раздался с небес звук, отнимающий разум как трубный глас страшного суда, а вслед за ним будто ангелы судного дня спустились с небес, чтоб низвергнуть в ад погрязших в своих заблуждениях и черных грехах рабов божьих. И содрогнулась от их поступи земная твердь и рухнул на неё небосвод, а там где они прошли горела земля и пылали небеса.
    5. Alexey RA 14 июня 2016 15:53
      Цитата: НольНольСедьмой
      Наводили в те годы без GPS, так что точность загоризонтной стрельбы +/- остановка.

      Прошу прощения, а зачем нужна GPS при стрельбе из стационарного орудия по неподвижной цели? Тут главное - точно дать координаты цели, например привязав её к известным ориентирам.
    6. python2a 14 июня 2016 17:55
      "Теоретик" Наши артиллеристы к 1943 году цели поражали играючи 1-2снарядами. После войны "партизаны", воевавшие в Великую Отечественную войну, на зенитных стрельбах срезали трос у самолёта тянущего мишень за самолетом.
    7. Монархист 19 июня 2016 21:19
      Может скажите,что и пользы не было от орудия,а воспоминания Трибуца враки. Я не видел и значит враньё?
  9. SEERs 12 июня 2016 15:14
    Цитата: амурец
    Смотря где стоять? Почитайте книгу "Подвиг 30-й батареи".Там описано к чему приводит выстрел холостым снарядом на 100мм меньше,"всего 305"мм.В самом конце книги,когда на батарее кончились даже учебные болванки.

    ""Стреляли холостыми зарядами. Холостой выстрел 12-дюймового орудия, в зарядной камере которого сгорает почти мгновенно около ста килограммов нитропороха, на расстоянии трехсот метров все же опасен. Струей газов немцев, находившихся поблизости, разрывало на куски, те, что были подальше, получали контузии и увечья.""
    1. амурец 12 июня 2016 17:15
      Цитата: SEERs
      ""Стреляли холостыми зарядами. Холостой выстрел 12-дюймового орудия, в зарядной камере которого сгорает почти мгновенно около ста килограммов нитропороха, на расстоянии трехсот метров все же опасен. Струей газов немцев, находившихся поблизости, разрывало на куски, те, что были подальше, получали контузии и увечья.""

      Я о том же.Даже холостой патрон образца 1943 года способен на расстоянии около метра нанести смертельные увечья.
      1. TIT 12 июня 2016 18:11
        Цитата: амурец
        Я о том же.Даже холостой патрон образца 1943 года


        холостым 5.45 из ак-74 с 5см срубает берёзки того же диаметра
        TIT
        1. амурец 12 июня 2016 23:47
          Цитата: TIT
          холостым 5.45 из ак-74 с 5см срубает берёзки того же диаметра

          Не буду с вами спорить.Любое оружие опасно.Просто перед глазами стоит пример пьяных дураков,которые поспорили,что при выстреле холостым через подушку ничего не будет.Тот в кого стреляли,умер в госпитале через несколько часов.Увидел стрелявшего на суде военного трибунала в 1970 году.Трибунал был показательный, собирали со всех частей гарнизона,но сколько дали не помню.Это было в нашем корпусе,но не в нашем полку.
          1. TIT 13 июня 2016 14:35
            Цитата: амурец
            Любое оружие опасно.


            а мы в полях баловались ,
            TIT
            1. БУКа 1972 14 июня 2016 23:17
              Цитата: TIT
              Любое оружие опасно.

              Вынимаешь из патрона пулю, половинишь заряд и пыжуешь порох, а через ствол вставляешь вместо пули пук заточенных и скрепленных смолой электродов. Ну а затем полюешь неосторожного зайчишку или иную дичь. =)
              1. TIT 15 июня 2016 12:19
                Цитата: БУКа 1972
                Вынимаешь из патрона пулю,

                есть байка про то , как доставали шомпол из ствола дерева после выстрела из того же ак-74 холостым патроном
                TIT
                1. БУКа 1972 16 июня 2016 10:21
                  Цитата: TIT
                  есть байка про то , как доставали шомпол из ствола дерева после выстрела из того же ак-74 холостым патроном

                  В деревья шомполом не стреляли, но вот застрявшие пулю с обломком выколотки увеличенным зарядом выбивали. Понятно что делали так на свой страх и риск, но зато после такого случая перестали стрелять пулями с уменьшенным зарядом. Стали заказывать в хозчасти стрелки из электродов. Зато если удавалось что то подстрелить, для бедного солдата наступал настоящий праздник для желудка и души. А если ещё справишь в деревне самогонки...
  10. Kenneth 12 июня 2016 15:30
    И что линкор советский союз должен быть самым большим ... автор не слышал про Ямато. А статья хорошая, подробное. Правда супостаты серийно производили такие корабельные бабахи и даже 18 дюймов, но все равно круто. У немцев наверное впервые появились летающие танки
    1. Hog 12 июня 2016 16:43
      Поправка, о ттх "Ямато" в это время никто не знал, в связи с чем, формально пр.23 был самым крупным НК в мире в то время.
      Hog
    2. ZAV69 12 июня 2016 21:31
      Ямато вступил в строй в декабре 41 года. ТТХ естественно ни кто не знал. Да наверное до конца войны и не узнал
  11. Авиатор_ 12 июня 2016 16:13
    Хорошая статья, познавательная. Стрельба бронебойными 12-дюймовыми снарядами на большую дальность по наземной цели - это, наверное, для пристрелки, ибо для поражения цели в данном случае нужно прямое попадание. С другой стороны, в этом случае разрыва снаряда нет, наблюдать за падением снаряда корректировщику сложно.
    1. Алекс 12 июня 2016 22:39
      Цитата: Авиатор_
      Стрельба бронебойными 12-дюймовыми снарядами на большую дальность по наземной цели - это, наверное, для пристрелки, ибо для поражения цели в данном случае нужно прямое попадание. С другой стороны, в этом случае разрыва снаряда нет, наблюдать за падением снаряда корректировщику сложно.

      Корабельные ББ снаряды - это не сухопутные, они имеют заряд ВВ. Это для увеличения поражающего действия: взрыв за бронёй корабля наносит гораздо больше повреждений, чем простое пробитие брони.
    2. Alexey RA 14 июня 2016 16:43
      Цитата: Авиатор_
      Хорошая статья, познавательная. Стрельба бронебойными 12-дюймовыми снарядами на большую дальность по наземной цели - это, наверное, для пристрелки, ибо для поражения цели в данном случае нужно прямое попадание

      Скорее всего, это просто стрельба тем, чем есть.

      Нашим ещё повезло, что к Б-37 успели сделать и доставить фугасы. В аналогичной ситуации, согласно отчёту командующего оборонительными сооружениями Малайи, британские 15" в Сингапуре не имели в БК ни одного фугаса. Флот же смог выделить береговой обороне 1 (один!!!) фугасный 15" снаряд.
      В результате, по наступающим японцам били бронебойными. В болотистой местности, да... Единственный раз, когда им досталась более-менее сухая цель с твёрдым покрытием - это когда японцы из 18 дивизии заняли аэродром Tengah. Вот по нему ББ отработали нормально (это подтверждают также и японцы).
  12. костя андреев 12 июня 2016 16:40
    почему никто не написал" вот такую бы в Сирию". А вышеизложенный спор мне понравился поэтому поставил всем плюсы!
    1. амурец 12 июня 2016 17:24
      Цитата: костя андреев
      почему никто не написал" вот такую бы в Сирию". А вышеизложенный спор мне понравился поэтому поставил всем плюсы!

      Потому, что на стационарную установку такого орудия требуется около 2-х месяцев,это одно,а другое в том,что для данной пушки там нет целей.Всё-таки пушка морская.С её мощностью и живучестью,для сухопутных войск она не подходит.
    2. Альф 12 июня 2016 20:45
      Цитата: костя андреев
      почему никто не написал" вот такую бы в Сирию".

      Потому что она там не нужна. Прикиньте стоимость орудия ,его процент попаданий по сравнению с теми Калибрами и его ресурс. Не забудьте также, что время изготовления ствола подобного калибра составляет от 8 до 10 месяцев.
  13. overb 12 июня 2016 18:02
    Цитата: Лукин Валерий Евгеньевич
    но сами пушки сослужили добрую службу в период обороны Ленинграда и одним только этим заслужили право занять достойное место в музее

    Не пушки, а пушка. В количестве 1 шт. Всего при обороне Ленинграда она сделала 81 выстрел.
    Цитата: Лукин Валерий Евгеньевич
    В начале 1920-х годов корабельная и береговая артиллерия советского Военно-морского флота значительно отставала от соответствующей артиллерии ведущих капиталистических государств. В то время в СССР работала целая плеяда талантливых конструкторов морских артиллерийских систем и организаторов их серийного производства: И.И. Иванов, М.Я. Крупчатников, Б.С. Коробов, Д.Е. Бриль, А.А. Флоренский и другие.

    У автора когнитивный диссонанс? Так "талантливых конструкторов" или "значительно отставала"? Честно говоря, эти советские талантливые плеяды порядком уже достали. Воевать-то в основном приходилось оружием царских времен. В крайнем случае, немецким, Веймарских времен. На большее все эти многочисленные плеяды не сподобились.
    Цитата: Лукин Валерий Евгеньевич
    воплотивших традиции отечественного кораблестроения и новейшие достижения науки и техники

    Вот это даже не смешно. Великое счастье, что их не стали достраивать. Хотя, наверняка освободившиеся матресурсы все равно разбазарили на какую-то совершенно не нужную фигню.
    Цитата: Лукин Валерий Евгеньевич
    а противовоздушную оборону каждого корабля обеспечивали тридцать две 37-мм зенитки.

    Я же говорил, великое счастье, что их не стали достраивать. Немцы просто раскатили бы их в блин с воздуха.
    Цитата: Лукин Валерий Евгеньевич
    "Лучшая пушка в мире", – говорил он. И, как показала жизнь, не преувеличивал.

    А то. "Лучшие в мире" вещи большевики делали вообще массово. С хорошими, или хотя бы неплохими, было очень плохо. А "лучших в мире" было полно.
    Цитата: Лукин Валерий Евгеньевич
    За этот период 406-мм орудие выпустило по врагу 81 снаряд (17 фугасных и 64 бронебойных).

    Т.е. выстрелило оно всего лишь 17 раз. А еще 64 раза просто сорило деньгами и имитировало деятельность. Ибо понять смысл стрельбы бронебойными по мелочи на суше невозможно совершенно. Вот уж, действительно, из пушек по воробьям.
    Цитата: Лукин Валерий Евгеньевич
    За весь период обороны Ленинграда из 406-мм орудия было сделано 185 выстрелов, при этом было выпущено 109 фугасных и 76 бронебойных снарядов.

    По данным альтернативных источников "За период боевых действий из пушки Б-37 был сделан 81 выстрел по войскам противника".
    Да и при плановой живучести ствола в 150 выстрелов, 185 выстрелов, это многовато. Первый ствол, он был не лейнированный, как второй, на довоенных испытаниях выдержал 173 выстрела. По идее лейнированный ствол без замены лейнера должен был выдержать меньше. Ведь демонтировать ствол и отправить его на завод для замены лейнера во время войны было наврят ли возможно.
  14. evge-malyshev 12 июня 2016 18:32
    Данные этого орудия впечатляют: и калибр, и масса снаряда, и дальность стрельбы. Но в настоящее время вряд ли может быть востребовано. На смену этим артиллерийским монстрам пришли авиация с ракетным вооружением разного назначения и наземные ракетные комплексы.
  15. demiurg 13 июня 2016 19:45
    После появления хотя бы ксщ, с дальностью стрельбы 40 км, и бч 800кг, смысл в таких пушках пропал. Самая древняя пкр уже обладала ГСН, и монтировалась на эсминцах. То есть имела сопоставимые данные с 16 дюймовым снарядом, но обладала в разы большей точностью, гораздо меньшей ценой, и могла монтироваться на кораблях с водоизмещением 3-4 тысячи тонн. 4 Бедовых выпускали в залпе 8 пкр, а это фактически залп Бисмарка.
  16. Eugen 14 июня 2016 09:26
    Такие бабахи обычно в других странах на показ. Сохранить надо однозначно. Сам бы посмотрел, а то такой калибр мне только на фото попадался.
  17. cebadores 14 июня 2016 12:31
    Померял по картам расстояние от предполагаемого места расположения орудия на Ржевском полигоне до Красного Села. Около 45 км. То есть пушка вела огонь на пределе своей дальности. Да и по финнам на Карельском перешейке она могла бить ограниченно. До Сестрорецка добивала а на северном направлении могла помогать только в начале наступлния 44 года.Линия фронта шла как раз на границе досягаемости стрельбы. Или я ошибаюсь?
  18. aba 14 июня 2016 19:47
    Отрадно, что отлично послужили Родине!
    aba
  19. tyu2k8 15 июня 2016 17:18
    ракета это конечно хорошо но всё же по сути это фугас а стальная дура весом в тонну эффект произведёт на корабль более потрясаюший в прямом и переносном смысле И тот же Бисмарк припаришся ПКРами топить его торпами то еле потопили
  20. Злой как Путин 17 июня 2016 09:35
    Мда ....жуткое орудие !!! Большая марта отдыхает!
  21. Монархист 19 июня 2016 21:52
    Про это орудие и других орудиях я читал у Широкорада.Советую прочитать
  22. INTA_VEGA 21 июня 2016 10:02
    В статье есть неточность: упоминается стрельба по некой ГЭС-8, которой в Ленинградской области в этом районе нет и не было. При поддержке прорыва блокады орудие вело стрельбу скорее всего по ГРЭС-8 (Дубровская ТЭЦ). После войны ее восстановили и переименовали в ТЭЦ-8.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня