Иркутский СУ-30СМ: из Индии в Россию

21


Не секрет, что для многих предприятий российской «оборонки» работа на экспорт стала единственным способом выживания во времена, когда закупки нового оружия для ВС РФ финансировались крайне скудно. Тогда Россия вооружала других, но держала свою армию на голодном пайке, и этот исторический момент трудно оценить позитивно. Тем не менее работа по экспортным контрактам позволила нашим предприятиям не только не утратить производственный потенциал, но и предложить более совершенную технику уже Российской армии, когда деньги на перевооружение появились.

Сделать то, чего не было

Создание «иркутской ветви» Су-30МК — это одна из наиболее интересных историй постсоветского авиапрома. Крестными отцами самолета можно считать двух руководителей: генерального директора Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО, в 2002 году преобразовано в корпорацию «Иркут») Алексея Федорова и генерального конструктора «ОКБ Сухого» Михаила Симонова. Позже большую роль в развитии программы сыграл президент корпорации «Иркут» Олег Демченко, под руководством которого линейка иркутских Су-30 развивалась в интересах Министерства обороны РФ.

Cу-30МКИ (индекс МК означает «коммерческий, модернизированный», а следующая буква зарезервирована за страной-заказчиком, в данном случае Индией) стал первым в нашей стране серийным самолетом, относящимся к классу многофункциональных истребителей. Исторически сложилось так, что в СССР машин такого класса не производили. Боевая авиация была специализированной по видам решаемых задач: перехватчики, фронтовые истребители, машины для захвата господства в воздухе, ударные самолеты. Для огромного советского парка боевых самолетов это было отчасти оправдано. В новых исторических условиях для внешнего, а затем и для внутреннего рынка пришлось создавать более универсальные боевые машины — многофункциональные истребители.
Изначально программа Су-30МКИ была задумана для сохранения за Россией одного из самых емких и привлекательных рынков боевых самолетов — Индии. Проблема заключалась в том, что индийский рынок относится к высококонкурентным. Продвинуть на него самолеты, которые серийно выпускались в России в начале 1990-х годов, не представлялось возможным. Кроме того, Индию категорически не устраивала роль простого покупателя вооружений. В новой программе она хотела выступить в роли заказчика, который определяет требования к самолету, а также участника кооперации и производителя самолетов по лицензии.

Сумма инноваций

Запросы ВВС Индии были исключительно высокими. Это потребовало максимального использования при разработке Су-30МКИ научно-технического задела, наработанного к тому моменту российской авиационной и радиоэлектронной промышленностью. Достаточно назвать лишь некоторые из многочисленных инноваций.

Су-30МКИ стал первым в мире серийным сверхманевренным истребителем, что было обеспечено установкой двигателей АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, передовой системой дистанционного управления и отечественными наработками в области аэродинамики. Силовая установка Су-30МК включает в себя два двухконтурных турбореактивных двигателя АЛ-31ФП с осесимметричным соплом. Суммарная тяга на форсаже 25?000 кгс обеспечивает горизонтальный полет со скоростью 2? М на большой высоте и скорость на малых высотах 1350 км/ч.

Дифференциальное отклонение на углы до ±15 градусов осесимметричных сопел двигателей, оси поворота которых расположены под углом 32 градуса друг к другу, позволяет управлять вектором тяги по тангажу и рысканию. В зависимости от предстоящего маневра сопла могут отклоняться синхронно с горизонтальным хвостовым оперением или раздельно от него.

До Су-30МКИ ни один истребитель в мире в экспортном исполнении не оснащался бортовым радиолокатором с фазированной антенной решеткой. Эта технология, относящаяся к пятому поколению боевой авиации, в тот период использовалась на ограниченном числе истребителей ВВС США. Интегрированный радиолокационный прицельный комплекс с ФАР, установленный на Су-30МКИ, способен обнаруживать и сопровождать до 15 воздушных целей и одновременно атаковать до четырех из них. Также стоит отметить, что на серийных Су-30МКИ впервые в отечественной практике установлено бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), имеющее открытую архитектуру.

На момент запуска программы в России не было некоторых электронных систем, реализующих жесткие требования индийских заказчиков. Поэтому впервые в отечественной практике было принято решение интегрировать в состав БРЭО компоненты западного производства. С этим блестяще справились конструкторы «ОКБ Сухого», Раменского приборостроительного конструкторского бюро и других отечественных компаний.

Покупателей стало больше


Однако проблемы проекта далеко выходили за рамки техники. Требовались нестандартные управленческие решения. Впервые столь сложная программа была организована коммерческим предприятием — ИАПО, которое в начале 1990-х по решению государства было акционировано. Необычно большой была и глубина планирования. Уже при подписании первого поставочного контракта в 1996 году был намечен 20-летний план развития программы. Помимо разработки и поставок он включал передачу документации, создание производственных мощностей, развертывание эксплуатационной инфраструктуры, обучение специалистов для лицензионного производства в Индии компанией HAL. Ранее работы такого масштаба в нашей стране организовывались и координировались на уровне как минимум отраслевых министерств.

Другая сложность заключалась в том, что ИАПО пришлось формировать и координировать принципиально новую для отечественного ОПК интернациональную кооперацию. Наконец, на ИАПО полностью легло бремя решения финансовых проблем, связанных с разработкой, испытаниями и подготовкой производства нового боевого комплекса.

Несмотря на все перечисленные сложности, в 2002 году первый Су-30МКИ был передан ВВС Индии. Машина достаточно быстро прошла стадию «детских болезней» и стала флагманом индийской военной авиации. Ряд последующих контрактов, подписанных по инициативе минобороны Индии, довел суммарный заказ на Су-30МКИ до 272 машин. Позитивный опыт Индии сподвиг на приобретение иркутских Су-30МК еще двух заказчиков: Алжир и Малайзию. Отметим, что эти страны также относятся к категории привередливых покупателей, поскольку имеют возможность выбирать между российской и западной техникой.

Благодаря успеху проекта Су-30МКИ Иркутский авиационный завод прошел переоснащение: внедрены цифровые технологии, обновлен станочный парк, установлены мировые стандарты качества, организовано обучение персонала. Это позволит предприятию успешно строить военные машины, а также работать над новым высокотехнологичным российским лайнером МС-21.

Иркутский СУ-30СМ: из Индии в Россию


Лидер авиапрома

В процессе работы над алжирским Су-30МКИ (А) и малазийским Су-30МКМ машина постоянно совершенствовалась. Повышалась надежность, улучшались эксплуатационные характеристики, в состав БРЭО вводились новые системы. Прибыль от зарубежных поставок вкладывалась в техническое переоснащение Иркутского авиационного завода — филиала ОАО «Корпорация «Иркут»». В результате к настоящему моменту он стал одним из лучших в технологическом оснащении предприятий не только авиапрома, но и всего российского ОПК.

Помимо машин, относящихся к «индийской» ветке Су-30МК, здесь производится Як-130 — двухместный учебно-боевой самолет. Также на ИАЗ начато строительство первых образцов новейшего российского среднемагистрального лайнера МС-21, который, как ожидается, сможет показать конкурентоспособные экономические характеристики за счет использования в конструкции композитных компонентов.

О том, как благотворно отразился на судьбе иркутского предприятия успех проекта МКИ, рассказал президент ОАО «Корпорация «Иркут»» Олег Демченко: «Программа Су-30МКИ стала базой для развития нашей корпорации. Прибыль от экспортных поставок мы инвестировали в развитие новых проектов, таких как учебно-боевой самолет Як-130 и пассажирский лайнер МС-21. Не менее важное направление наших инвестиций — кардинальное техническое переоснащение Иркутского авиационного завода. Мы провели комплексное внедрение цифровых технологий, обновили станочный парк, внедрили мировые стандарты качества, провели массовую переподготовку инженеров и рабочих. В результате существенно повысились возможности предприятия. В прошлом в лучшие годы мы поднимали на крыло до 30 истребителей в год. Сегодня суммарный ежегодный выпуск Су-30СМ и Як-130 приближается к 60 машинам. Рост достигнут на фоне огромной работы по подготовке к серийному выпуску самолетов МС-21 и производству первых лайнеров МС-21−300, предназначенных для проведения испытаний».

Делаем для себя


Оптимальное сочетание боевой эффективности и эксплуатационных характеристик иркутских Су-30 и стоимостных параметров программы привлекло внимание Министерства обороны России, приступившего в начале 2010-х годов к кардинальному переоснащению боевого авиационного парка. В результате в 2012 году были подписаны контракты на поставку ВВС России двух больших партий многофункциональных истребителей Су-30СМ. Эта машина стала развитием экспортных самолетов Су-30МКИ и Су-30МКМ. В короткие сроки «Иркут» и «ОКБ Сухого» доработали самолет под требования МО РФ, и в 2013 году он успешно прошел испытания, открывшие ему дорогу в войска. Сегодня вооруженный истребителями Су-30СМ полк, дислоцированный на авиационной базе Домна Восточного военного округа, полностью освоил новую машину и несет боевое дежурство.

Двухместный многофункциональный Су-30СМ выбрала для своих береговых частей морская авиация ВМФ России. Поставка их в войска уже ведется. Новым зарубежным заказчиком Су-30СМ стал союзник России по ОДКБ Казахстан.

У семейства «иркутских» Су-30 хорошие перспективы. Суммарный заказ на самолеты Су-30МКИ/МКИ (А)/МКМ/СМ превысил 400 самолетов. Ожидается, что он будет увеличиваться. Около 300 самолетов успешно эксплуатируются в войсках. Первые поставленные в Индию машины входят в среднюю стадию жизненного цикла, что обещает серьезные заказы на ремонт.


Процесс стыковки разных элементов Су-30СМ
На этом этапе самолет обретет вид летательного аппарата, после чего отправится в цех окончательной сборки.

В конструкции, которую несет над цехом Иркутского авиазавода кран, пока еще трудно узнать учебно-боевой самолет Як-130. Обретение крыльев впереди. Линия сборки Су-30МКИ и Су-30СМ. На сегодняшний день, если говорить об интересе заказчиков и объемах производства, российское военное авиастроение чувствует себя намного лучше гражданского. Остается надеяться, что так будет не всегда и гражданские проекты тоже обретут силу и динамику.
Плюс «БраМос»

Разворачиваются работы по модернизации истребителей. Первый такой проект — оснащение части Су-30МКИ сверхзвуковыми крылатыми ракетами «БраМос». «БраМос» — еще один громкий российско-индийский проект, в котором с нашей стороны участвовало реутовское ОАО «ВПК «НПО машиностроения»». «БраМос» построен на основе экспортной противокорабельной ракеты «Яхонт» (в отечественной версии она называется П-800 «Оникс»). Ракета предназначена для уничтожения широкого спектра целей, отличается высокой дальностью полета (до 290 км), большой сверхзвуковой скоростью (до 2,8 М), мощной боевой нагрузкой (до 250 кг), а также малой заметностью для радаров. Полет ракеты, вес которой в базовом варианте составляет 3000 кг, осуществляется в диапазоне высот 10−14 тысяч метров по переменной траектории. В новой ракете на практике реализован принцип «выстрелил и забыл», поскольку цель ракета находит сама. Ракета воздушного базирования легче базовой на 500 кг. По оценке специалистов, аналогов такой ракеты, которая имела бы сверхзвуковую скорость и подобную дальность полета, в мире пока нет. По отношению к зарубежным аналогам, которые сегодня эксплуатируются, «БраМос» имеет преимущества по скорости в три раза, по дальности действия — в два с половиной раза, по времени реагирования — в три-четыре раза.

Первый доработанный в Индии самолет, предназначенный для испытаний авиационной версии ракеты «БраМос-А», в феврале 2015 года передан ВВС Индии. Комплекс Су-30МКИ + «БраМос» обладает уникальными возможностями по поражению морских целей, имеющих сильную ПВО. Обсуждается программа «большой модернизации», в результате которой «иркутские» Су-30 получат более эффективный локатор и обновленное БРЭО.

Интересно, что линейка самолетов Су-30МК имеет не только «индийскую», но и «китайскую» ветвь. Производство Су-30МКК было организовано на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. Но это уже совсем другая история.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +22
    13 июня 2016 05:43
    Привет ИАЗу от КнААЗа! Успехов вам, коллеги!
  2. +5
    13 июня 2016 06:55
    У семейства «иркутских» Су-30 хорошие перспективы.

    Вот как обеспечат "по-полной" наш оборон заказ, тогда можно сказать огромное спасибо всему коллективу Сухого!
    1. +2
      13 июня 2016 09:45
      немного о Як-130 , МС-21 , "ИРКУТ" и Демченко
      смотреть с 1:28:51
  3. +3
    13 июня 2016 07:11
    Цитата: a.s.zzz888
    Вот как обеспечат "по-полной" наш оборон заказ, тогда можно сказать огромное спасибо всему коллективу Сухого!

    Судя по последним публикациям, обеспечивают по полной, с ремонтным потенциалом тоже вроде как все в порядке, по крайней мере заявлено. Будем надеяться.
  4. +1
    13 июня 2016 08:48
    Красивая картинка. Какого черта не 1920 на 1080?!
    1. +2
      13 июня 2016 13:59
      Цитата: excomandante
      Красивая картинка. Какого черта не 1920 на 1080?!

      Вам сюда - http://www.irkut.com/gallery/tag/%D0%A1%D0%A3-30%D0%A1%D0%9C/?s=1&q=&photo=off&v
      ideo=off&sort=popular&order=0
      И растягивайте монитор ! laughing
  5. +2
    13 июня 2016 08:50
    Благодаря успеху проекта Су-30МКИ Иркутский авиационный завод прошел переоснащение: внедрены цифровые технологии, обновлен станочный парк, установлены мировые стандарты качества, организовано обучение персонала.
    Как хочется больше читать таких известий.
  6. +5
    13 июня 2016 11:46
    Су-30МКИ надо выпускать массово и совместно - совершенно одинаковый для
    двух армий - России и Индии.

    То же самое, что и с Су-30МКИ надо сделать с ПАК-ФА.
    А иначе будут единицы в российских ВВС и единицы в индийских.
    1. +9
      13 июня 2016 12:08
      Цитата: voyaka uh
      Су-30МКИ надо выпускать массово и совместно - совершенно одинаковый для двух армий - России и Индии.
      Вы полагаете, что мы все свои ноу-хау в СУ-30МКИ вложили? как подарок для наших лучших друзей из Пиндо.стана? Ну нельзя же быть таким "открытым" для страны, которая со всеми дружит и покупает у всех военную технику.
      Согласен: планер можно и на поток поставить, а вот вооружение (БРЭО) и оружие -- это строго индивидуально: индусам -- "экспортное", нам -- боевое! для внутреннего пользования. И пусть пин.досы продолжают судить о боевых возможностях комплекса по ЛТХ "экспортных" изделий...Тем приятней будет их "удивление" при встрече с нашими образцами, когда тактику применения придется менять находу! Это всегда впечатляет!Ободряет и поднимает дух -- вплоть до отказов летать или, как это было во Вьетнаме, -- до прекращения полетов пока не будет найдено "противоядие".
      Аналогичная картина и по "Брамосу". Они просили -- мы сделали. Но свой гиперзвук предпочитаем пилить сами. Гостайна называется!
      Поэтому индусы и обижаются, что к ПАК ФА мы их не особо-то и допускаем. Так, финансово поучаствовать, но не в лабораториях и КБ поработать!
      1. 0
        13 июня 2016 16:25
        "И пусть пин.досы продолжают судить о боевых возможностях комплекса по
        ЛТХ "экспортных" изделий..."////

        Я боюсь, что Вы ошибаетесь. Упрощенные экспортные варианты "проходили"
        в советское время. С индусами, в частности, такие трюки не проходят. Они, наоборот, выкручивают руки продавцов оружия так, что те вынуждены продавать им модели даже более накрученные,
        чем стоят на вооружение стран-продавцов.
        А что делать? Заказы очень крупные, платят наличными, валютой.
        Или вылетаешь с тендера, или раскрываешь свои козыри... recourse
        1. +3
          13 июня 2016 19:51
          Да индюки еще ладно, а вот у кого хватило ума китайцам продать? Понятно же что они под ксерокс пустят, а против кого будут ксерокопии действовать? До Америки, а тем паче Европы, они и с ПТБ не долетят, а с кем там Китай на ихнем севере граничит? Чьи земли на карте помечает как исконно китайские? Минусовать меня конечно можете, но от этого геополитическая картина не изменится, а мне эти минусы пофиг.
        2. 0
          14 июня 2016 12:11
          Цитата: voyaka uh
          Я боюсь, что Вы ошибаетесь. Упрощенные экспортные варианты "проходили"
          в советское время. С индусами, в частности, такие трюки не проходят. Они, наоборот, выкручивают руки продавцов оружия

          Так у Индийских Су-30МКИ значительная часть авионики и электроники Французского производства.
        3. Комментарий был удален.
        4. 0
          14 июня 2016 16:00
          Согласен, наглядный пример Су-30МКИ. На момент создания он был совершеннее всего, что было у РФ на вооружении. Чего у нас не хватало из Авионики, Индии поставляла Франция. Например у наших Су-30 (весьма современных самолетов) до сих пор нет подвесных контейнеров для ударных функций, а у Индии на Су-30 они есть. А это делает Сушку максимально универсальной машиной. А мы вынуждены держать на балансе еще и Су-24/34. Вообще платформа Су-30 очень удачная в плане модернизации и продления ресурса. Не зря Индия сделала ее основной машиной ВВС
      2. Комментарий был удален.
    2. 0
      15 июня 2016 06:50
      voyaka uh IL 13 июня 2016 11:46
      Су-30МКИ надо выпускать массово и совместно - совершенно одинаковый для
      двух армий - России и Индии.


      Не прокатит, индийский может быть лучше чем российский. Использовать другую авионику что невозможно для российского. Тут уже роль играют всякие санкционные и патентные ограничения.
      1. 0
        15 июня 2016 07:16
        Pilatus PC-12 cockpit
      2. 0
        15 июня 2016 07:20
        Pilatus PC-12 cockpit c Primus APEX system.
        В отличии от первого варианта этот я могу водить. Знаю весь код авионики.
    3. Комментарий был удален.
  7. +1
    13 июня 2016 18:19
    Цитата: voyaka uh
    А что делать? Заказы очень крупные, платят наличными, валютой.

    - ну насчет наличными вы хватили - за небольшую партию таких самолетиков эшелон налички отправлять нужно laughing laughing Межгосударственные контракты - какая тут "наличка"? Ради красного словца сказали...
    Насчет более накрученными - не всегда и не во всем. Искандеры точно отправлять даже индусам Россия не будет, а если и будет - то точно дальностью не более 280 км и точно там еще пары фирменных искандеровских наворотов не будет. По самолетам САБЖа - вполне могло так случиться, что самолет получился более навороченным, нежели стоявшие на вооружении в России. Дело в том, что здесь и разработка-то велась на деньги индусов, но если не на их деньги, то под них, что сути практически не меняет. Так ведь и Хашим разрабатывался под иорданцев, и Панцирь 1С на деньги то ли саудовцев, то ли еще кого - надо пересмотреть воспоминания Шипунова. Но это ведь НОВАЯ РАЗРАБОТКА, выполненная по заказу закзачика и на его (чаще всего) деньги, поэтому иногда и получается такой казус
    Цитата: voyaka uh
    что те вынуждены продавать им модели даже более накрученные,

    Но так ни разу не было на готовом серийном и уже стоящем на вооружении изделии. Во всяком случае советский/российский военный экспорт таких примеров не имеет. Более навороченное получалось при разработке для заказчика, если у заказчика было достаточно грамотно и хорошо проработанное техническое задание, и я примеры вам привел. Просто удивляет то, что ладно там индусы умеют составлять техзадание, далеко не последняя держава, но когда иорданцы или какие саудовцы это умеют... Откуда там вообще спецы по техзаданию? У них там вообще знают, что скорость измеряется в м/с, а ускорение в м/с2? Хотя я тут тоже хватил, стереотипы неправильные smile Признаю, ошибаюсь, есть у них там спецы, но если есть, то что же хотя бы попытки не делают свое наладить? Бабок море, спецов можно или купить, или вырастить своих, по оснастке - на них никаких санкций нет и не будет laughing Наверное, лень-матушка
  8. +1
    13 июня 2016 18:20
    Цитата: voyaka uh
    Я боюсь, что Вы ошибаетесь. Упрощенные экспортные варианты "проходили"
    в советское время. С индусами, в частности, такие трюки не проходят. Они, наоборот, выкручивают руки продавцов оружия так, что те вынуждены продавать им модели даже более накрученные,
    чем стоят на вооружение стран-продавцов.
    А что делать? Заказы очень крупные, платят наличными, валютой.
    Или вылетаешь с тендера, или раскрываешь свои козыри...


    То есть по такому принципу продаёт на экспорт своё оружие и Израйль,но тогда ЦАХАЛ в пролёте, однако выдержка из статьи, говорит, что это далеко не так...
    "Хотя армии противника всегда превосходили ЦАХАЛ по численности, АОИ обладает неоспоримым качественным преимуществом. Это –самые передовые системы вооружений, многие из которых разрабатываются и производятся в Израиле с учетом его конкретных нужд..."
    http://mfa.gov.il/MFARUS/AboutIsrael/State/Pages/StateArmy.aspx
    Вот и в России оружие для её армии производится с УЧЁТОМ её конкретных нужд.
  9. -1
    13 июня 2016 21:37
    Хочется напомнить автору что ни в 90e ,ни в нулевые внешней угрозы не было. Зачем в этот период производить горы современной техники. Тратя миллиарды. Сейчас бы это оружие уже превратилось бы в хлам.
    1. +1
      14 июня 2016 04:15
      Ну про отсутствие внешней угрозы вы загнули. Никуда она не девалась. Просто тогда супостаты всё и так даром получали.
  10. 0
    14 июня 2016 16:04
    Надо ли делать одинаковым для Индии и России Т-50 это вопрос. Машины сейчас делают модульно, агрегаты можно менять сравнительно легко. Радар с АФАР (как для своей армии) Индусам никто не продаст, сделать сами они не смогут. Поэтому какие то критичные системы можно сделать попроще.
  11. 0
    16 июня 2016 16:40
    Думаю наша оборонка самое лучшее приберегла для нашей армии. Вся линейка СУ -30, 35, Т-50 и Миг -35 будут на порядок выше экспортных вариантов. За Т-50 вообще говорить можно будет только шепотом....

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»