Ослиная челюсть, а также Давид и Голиаф!

«Нашёл он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял её, и убил ею тысячу человек. И сказал Самсон: челюстью ослиною толпу, две толпы, челюстью ослиною убил я тысячу человек».
(Судей 15:11-16)


Интересно, не правда ли? Взял человек ослиную челюсть и убил ей тысячу человек. То есть, очевидно, что все в руце Божьей. Пожелал, и Самсон обрел силу, захотел, и он ее потерял! Однако в данном случае обращение Библии имеет немного другое значение, а именно – источниковедческое. Дело в том, что многие богословские сюжеты нашли свое отражение в миниатюрах, которыми художники украшали средневековые манускрипты. При этом главная их особенность заключалась в том, что, имея готовый библейский сюжет, средневековый миниатюрист брал в качестве образца… окружавших его людей! Он просто не знал и нигде не мог посмотреть, а как выглядели люди в то далекое время. Понятие исторического развития было ему глубоко чуждо, поэтому его миниатюры были своего рода «фотографиями времени» и, изучая их, мы можем, таким образом, познакомиться, как выглядели люди средневековья в разное время, ну и, конечно же, как выглядели их оружие и доспехи. Соответственно, и пастушка Давида, и великана Голиафа художники-миниатюристы разных эпох рисовали совершенно по-разному, что дает нам основание считать их изображения очень ценными историческими источниками.

Ослиная челюсть, а также Давид и Голиаф!


Самсон избивает врагов ослиной челюстью. Миниатюра из знаменитой «Библии Мациевского» или «Библии Крестоносца», принадлежавшей Людовику Святому. Датируется 1240 – 1250 гг. Находится в нью-йоркской библиотеке Пирпонта Моргана, два листа в Национальной библиотеке в Париже, один в Музее Гетти. Обратите внимание как любовно, можно сказать, и со знанием дела выписано оружие изображенных на миниатюре людей и их одеяния. Мы видим сразу два фелчена, хотя реально найдено их всего лишь около полудюжины.

Ослиная челюсть, а также Давид и Голиаф!

А вот современная реконструкция этого «меча», очень похожего… да-да, на ослиную челюсть! Вот только доказать это никак нельзя!

То есть нам достаточно расположить средневековые миниатюры по годам, чтобы наглядно увидеть, как год от года и век от века изменялись оружие и доспехи. Соответственно, эти изменения просматриваются на скульптурах-эффигиях и дополняются различными другими артефактами, дошедшими до нашего времени. Но о металлических изделиях средних веков мы еще поговорим, сейчас же нас интересуют «картинки», причем объединенные одним библейским сюжетом. На одних – Самсон с ослиной челюстью в руках, на других – пастушок Давид убивает великана Голиафа.

Ослиная челюсть, а также Давид и Голиаф!

Ну, а это наиболее раннее изображение Давида и Голиафа из тех, что мне удалось отыскать. Это миниатюра из Псалтири из Кентербери, датируется она 1155 – 1160 гг., а находится все в той же моргановской библиотеке. Пастушонок нам неинтересен, а вот Голиаф просто просится на рисунок, изображающий воина этого времени. На нем шлем с верхушкой, загнутой вперед, длинная кольчуга с разрезом, надетая на еще более длинную рубашку, и щит в форме перевернутой капли.

Ослиная челюсть, а также Давид и Голиаф!

Следующая миниатюра из Франции, 1151 – 1175 гг. Оригинал находится в Национальной библиотеке Нидерландов. И на этой миниатюре мы видим все то же самое. Разве что кольчуга имеет спереди разрез и выглядит немного короче, а щит имеет ремень – гуж.

Ослиная челюсть, а также Давид и Голиаф!

Эта миниатюра из манускрипта из Германии, 1170 – 1180 гг. И здесь совершенно явно не обошлось без влияния византийской школы. Посмотрите, на Голиафе кроме кольчуги явно видны какие-то чешуйчатые доспехи, весьма характерные для византийской иконописи и живописи. Но в целом вооружение по-прежнему остается интернациональным и единообразным!

Ослиная челюсть, а также Давид и Голиаф!

Заглавная буква О из французского манускрипта 1180 г. Шлем приобрел наносник с расширением на лицо, щит стал узорчатым, а ноги тоже наконец-то получили защиту. На них явно что-то стеганое.

Ослиная челюсть, а также Давид и Голиаф!

Теперь перед нами Голиаф 1185 года из Франции. Как видите, шлем на голове у него «распух», возможно, что он раскрашен или обтянут полосатой тканью, тело покрыто кольчугой уже с головы до ног, однако кольчужные шоссы на ногах у него не в виде чулок, а простые полосы, завязанные на ногах сзади. Видимо, так было экономнее.

А вот это своего рода комикс из трех картинок, идущих одна за другой. Перед ними опять-таки Давид и Голиаф, но теперь уже из Испании, манускрипта из Барселоны, который датируется периодом с 1200 – 1300 год. Библиотека Сан-Лоренцо де Эскориал. На первой миниатюре показано, как Саул обрядил Давида в металлические доспехи, однако ему это не понравилось. Не привык он.

Ослиная челюсть, а также Давид и Голиаф!

На следующей миниатюре (она перед нами) мы видим Голиафа, одетого типичным рыцарем. Шлем, щит, копье с треугольным вымпелом-пенноном, кольчужные доспехи, причем на ногах у него уже кольчужные чулки. Элемент юмора: мы видим, как в лоб ему «засветил» камень юного Давида, да так, что только брызги полетели!

Ослиная челюсть, а также Давид и Голиаф!

Ну, а здесь злополучный Голиаф пал с коня, и Давид отрубает ему голову. Доспехи Голиафа, как видите, очень просты и сверху ничем не прикрыты, зато конь его изображен в попоне.

Ослиная челюсть, а также Давид и Голиаф!

На этой миниатюре из «Энеиды» 1210 – 1220 гг. Тюрингия, Государственная библиотека Бердина, нет Давида и Голиафа, но зато отлично воспроизведены тогдашние шлемы, а также их гербовые украшения. На конях надеты стеганые попоны, а на щитах мы видим гербы их владельцев.

Ослиная челюсть, а также Давид и Голиаф!

Голиаф из «Библии Мациевского» вырядился на бой настоящим франтом: на голове у него раскрашенный шлем «шапель де фер» (то есть «железная шляпа»), на теле кольчужный хауберк с капюшоном, на коленях стеганые наколенники, а вот наколенники у него из металлических пластин на завязках, правда пока еще самой простой, не анатомической формы. Щит в форме «утюга» уменьшился в размерах, а поверх доспехов появилось сюрко в виде длинной рубахи без рукавов. Напомним, что это 1240 – 1250 гг.

Ослиная челюсть, а также Давид и Голиаф!

«Ослиная челюсть» на миниатюре 1300 года из Цюриха, Швейцария, а сам манускрипт, из которого она взята, находится в библиотеке кантона. Смотрим внимательно и отмечаем, что на мече у первого воина изображены крестики, очевидно, «марка» изготовителя, что все воины уже в сюрко, но у кого-то они подпоясаны, а у кого-то нет. И шлемы… шлемы конические, то есть их продолжали носить наряду со всеми остальными.

Ослиная челюсть, а также Давид и Голиаф!

Миниатюра, датируемая 1300 – 1350 гг. из Австрии, Библиотека земли Вюртемберг. Здесь уже мы видим на воинах шлемы бацинеты, причем даже с отверстиями по краю. То есть в это время они уже были достаточно широко распространены!

Ослиная челюсть, а также Давид и Голиаф!

Наконец еще одна картинка с убиением при помощи ослиной челюсти: 1450 год, манускрипт из Бельгии, находится в библиотеке Моргана. На ней мы видим пехотинцев в пластинчатых доспехах, бригандинах и с фелченами в руках. То есть все то же самое, о чем нам рассказывают и другие источники, и, в частности, те же самые эффигии.

Ослиная челюсть, а также Давид и Голиаф!

Ну, а теперь сравним представленные здесь миниатюры с работами современных художников, ну, скажем, рисунком того же Ангуса МакБрайда. На нем мы видим воинов 1170 – 1180 гг. Очевидно, что при работе над ним он использовал не одну, а множество различных миниатюр, в том числе опирался и на те, что мы здесь могли видеть. То есть выполненная им реконструкция проработана весьма тщательно.

Ослиная челюсть, а также Давид и Голиаф!

Рисунок, на котором мы видим рыцаря 1190 года, проработан еще более тщательно, здесь мы видим все в деталях, вплоть до рисунка на ткани. Меч, изображенный на рисунке, в свое время был описан Э. Оакшоттом, а его фото было во всех его книгах, в том числе и в черно-белом исполнении. Следует отметить, что именно так могли выглядеть и рыцари, участвовавшие в победоносном для них сражении при Монжисаре, и трагической битве при Хаттине.

Так что у современных художников-иллюстраторов, изображающих воинов средних веков, есть прекрасная база для создания своих работ, причем практически каждая деталь вооружения того или иного доспеха может быть атрибутирована как на основе реальных находок, так и средневековых миниатюр, которых на сегодня насчитывается многие тысячи (!), причем оцифрована и доступна для просмотра в Сети лишь самая малая их часть!
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 53
  1. Reptiloid 17 июня 2016 07:16
    Стррррррашно понравилась статья!Спасибо огромное!
    Порадовали миниатюрами.
    Интересны мысли средневековых художников,мир казался им одинаковым в их время и в библейские времена.
    Вот и мы,жители России 21 века не задумываемся, что жившие раньше могли мыслить другими категориями.Особенно в глубоко религиозном обществе.
    1. Костоправ 17 июня 2016 12:22
      не судите по себе, и не обобщайте....
  2. parusnik 17 июня 2016 08:14
    Здоровски! Миниатюры чудесны...Да и статья замечательная..Спасибо..!
    ПыСы..Пока писал комент, вспомнилось..... Вошли без стука, почти без звука, Пустили в действие дубинку из бамбука, Тюк прямо в темя и нету Кука.
  3. Penzuck 17 июня 2016 08:16
    Прямо техасская резня бензопилой... на третьем рисунке с конца... wink (+)
  4. Kenneth 17 июня 2016 08:26
    Очень познавательная статья
    Порадовало сравнение челюсти с мечом, при том что картинка с челюстью есть и на месте она никаким местом не похожа. Ну да ладно. Вроде Веллер считал что ослиная челюсть это часть осадной машины.
  5. baudolino 17 июня 2016 08:47
    В современной версии Голиаф должен быть в разгрузке и с калашом.
    1. kalibr 17 июня 2016 09:18
      Огромным верзилой в жилете и каске, с... а Голиаф парнишка в маске Гая Фокса, засветивший ему жд.гайкой в лоб из пращи, сделанной из шейного платка!
  6. Михаил Матюгин 17 июня 2016 09:37
    Традиционно статьи Вячеслава Олеговича очень хороши !

    Цитата: Вячеслав Шпаковский
    Смотрим внимательно и отмечаем, что на мече у первого воина изображены крестики, очевидно, «марка» изготовителя, что все воины уже в сюрко, но у кого-то они подпоясаны, а у кого-то нет. И шлемы… шлемы конические, то есть их продолжали носить наряду со всеми остальными.
    Да, впервые вижу клейма на миниатюре, которые есть на многих реально найденных мечах.

    Есть также версия что каждым крестом на мече отмечалось или участие его хозяина в Крестовом Походе - ну нечто сходное с современными татуировками у заключённых (как количество куполов например). Или участие в крупной битве, или взятие на себя обета убить энное количество врагов, или степень качества закалки (от 1 до 5).

    Цитата: Вячеслав Шпаковский
    А вот современная реконструкция этого «меча», очень похожего… да-да, на ослиную челюсть! Вот только доказать это никак нельзя!
    Да, прекрасная иллюстрация с фальшионом !

    Но вот ещё варианты ассоциативного ряда, гораздо более близкого к библейским событиям - это челюсть осла, как она есть.
  7. Riv 17 июня 2016 09:52
    Ну что... Интересненько. Только не надо забывать: "Это художник, он так видит."

    Вряд-ли Самсон рубился именно фальшионом (мне как то ближе европейская транскрипция названия). Такие клинки приобрели известность, как дополнительное оружие английских лучников. Это уже несколько позже описываемого периода. А то, что найдено их мало, тоже объяснимо очень просто: фальшион очень удобен в хозяйстве. Его не берегли и не пытались сохранить. Оружие доживало свой век в качестве трофея, занимаясь рубкой куриных голов.

    И уж точно кузнец того времени не стал бы заморачиваться, выковывая финтифлюшки на клинке.
    Riv
    1. Микадо 17 июня 2016 14:09
      Цитата: Riv
      А то, что найдено их мало, тоже объяснимо очень просто: фальшион очень удобен в хозяйстве. Его не берегли и не пытались сохранить. Оружие доживало свой век в качестве трофея, занимаясь рубкой куриных голов.
      И уж точно кузнец того времени не стал бы заморачиваться, выковывая финтифлюшки на клинке.

      эдакое средневековое мачете, которым можно головы и курицам, и людям рубить good Ничего не изменилось за столько лет!
  8. Михаил Матюгин 17 июня 2016 10:41
    В продолжении моего прошлого поста.

    Цитата: Riv
    Вряд-ли Самсон рубился именно фальшионом
    Нет конечно. А вот чем вполне мог рубиться Самсон - варианты древнеегипетского оружия, входящего в группу "кхопеш" или "хепеш".

    Как раз это название переводится или как "серп", "лезвие", или как "нога животного" или "кость для рубки".

    Сравните с фотографией ослиной челюсти выше - и найдёте явное сходство.
  9. сурож 17 июня 2016 10:45
    Какое-то реальное событие явно было, а потом это событие легендировали и распространили по миру в "художественной обработке". Нашли же Содом, и соляные столбы, и остатки то ли метеоритов, то ли вулканического извержения, уничтоживщего содомитов.
    1. Михаил Матюгин 17 июня 2016 13:56
      Цитата: сурож
      Какое-то реальное событие явно было, а потом это событие легендировали и распространили по миру в "художественной обработке".

      Даже не в художественной обработке. В ходе прогресса исторической науки выясняется, что как раз Библия является очень правдивой книгой.
  10. Riv 17 июня 2016 11:10
    Отвлекаясь от главной темы статьи, вот еще что заинтересовало (навеяно предыдущими статьями): слово "лук" довольно часто встречается в Библии, в том числе как эпитет. Раз уж мы о библейских персонажах заговорили:

    "33 Бог препоясует меня силою, устрояет мне верный путь;
    34 делает ноги мои, как оленьи, и на высотах поставляет меня;
    35 научает руки мои брани и мышцы мои напрягает, как медный лук..."
    2-я Царств

    Это именно эпитет. Какой лук из меди? То есть это оружие было весьма распространенным и привычным в обиходе. Но есть нюанс! Лук упоминается исключительно в Ветхом Завете. Ни разу в Евангелие.
    Куда все делось?
    Riv
    1. Костоправ 17 июня 2016 12:28
      медный лук - арбалет
      1. kalibr 17 июня 2016 12:55
        Но гастрафет и соленарион - древние виды арбалета, имели лук деревянный, вот в чем фишка. Там были отдельные металлические детали, но очень мало.
    2. Алекс 17 июня 2016 13:23
      Цитата: Riv
      Но есть нюанс! Лук упоминается исключительно в Ветхом Завете. Ни разу в Евангелие.Куда все делось?
      Тут возможно такое объяснение: в период написания Ветхого завета лук был довольно распространённым и грозным оружием, этаким аналогом современного автоматического оружия. Было бы странным, если бы евреи не отобразили этого (как, в прочем, и много другого из истории и культуры других народов) в своей "священной" книге. Ко времени написания Евангелия значение лука в военной тактике довольно сильно снизилось, более популярными стали римские легионеры с их мечами и копьями, что тоже нашло отображение уже в другой "священной" книге.

      Это именно эпитет. Какой лук из меди?
      Скорее всего. Медь в те времена считалась символом воинской доблести и военного могущества, не в пример золоту и серебру, считавшимися атрибутами власти административной.

      Вячеслав, спасибо за очередной материал. Ваш стиль уже достаточно легко узнаваем и статьи легко читаются.
    3. Михаил Матюгин 17 июня 2016 13:58
      Цитата: Riv
      Какой лук из меди? То есть это оружие было весьма распространенным и привычным в обиходе. Но есть нюанс! Лук упоминается исключительно в Ветхом Завете. Ни разу в Евангелие.

      Ну во первых библейская "медь" - это аналог современного термина "бронза". Про чистую медь там почти не говориться.

      А лук - во первых, да, распространение доспехов сильно снизило эффективность лука. Во вторых "стрелы дьявола" - это чёткая ассоциативная связь христианства с луком.
      1. brn521 17 июня 2016 15:38
        Цитата: Алекс
        Ко времени написания Евангелия значение лука в военной тактике довольно сильно снизилось

        Цитата: Михаил Матюгин
        А лук - во первых, да, распространение доспехов сильно снизило эффективность лука.

        Думаю, что тут сочетание факторов. Обозначу еще один. Лук в первую очередь - охотничье оружие. Если оседлое население растет, а территория небольшая, то охота быстро теряет смысл. Лук, вместо того, чтобы развиваться до боевого уровня, пропадает. Его нужно специально поддерживать культурными традициями и боевой тактикой. Иначе в качестве рода войск лучников придется поднимать практически с нуля.
        Цитата: Михаил Матюгин
        Во вторых "стрелы дьявола" - это чёткая ассоциативная связь христианства с луком.

        Просто особенность оружия. Стрелы редко убивают сразу. Но раны глубокие. Кровотечение, воспаление, заражение, если нет продвинутой медицины. В итоге получается подлое оружие, направленное не столько на победу, сколько во вред человеку.
        1. Riv 17 июня 2016 16:51
          То есть в рабстве у египтян евреи свои боевые традиции не растеряли, а вот как Христос родился - и все пропало? Это вряд ли. Просто Евангелия скорее всего писали и переводили отнюдь не евреи.

          Смотрите сами: Петр, когда схватили Христа, собирался защищать его мечом. Носить оружие открыто (меч же!) в провинции под прямым управлением прокуратора могли только римские граждане. Павел сам сказал: "Я - римский гражданин" - да еще и уточнил, что по праву рождения. Процент римских граждан среди найденных в Иудее апостолов зашкаливает. Так может быть и остальные... не без гражданства?
          Косвенным доказательством служит то, что апостолам довольно долго сходили с рук ихние шалости, а самого Христа судил лично Пилат и (внимание, Карл!) не нашел вины. Стал бы прокуратор заморачиваться ради бича без роду и племени? Только если этот бич был гражданином Рима - тогда да, был бы просто обязан.
          Riv
          1. Алекс 17 июня 2016 17:45
            Если бы Христос был римским гражданином, то Синедрион не имел бы права судить его по определению. А вина Христа перед Римом была ещё и в том, что его учение опровергало божественность власти римского императора (и его самого: по распространённой тогда традиции умершие императоры автоматически причислялись к богам).

            Да и вообще, вся эта история с осуждением Христа довольно мутная. У меня складывается впечатление, что Пилат меньше всего хотел его осуждения, в то время как "массы" как раз требовали его казни и именно по приговору римского суда, то есть, распятия (как государственного преступника), а не побития камням (как отступника от Яхве).

            Цитата: Riv
            То есть в рабстве у египтян евреи свои боевые традиции не растеряли
            В настоящее время всё больше историков склоняется к мысли, что "египетское рабство" было сильно драматизировано в последствии при создании письменного варианта Торы. Равно как и значительно преувеличены боевые качества...
            1. voyaka uh 18 июня 2016 23:41
              "Да и вообще, вся эта история с осуждением Христа довольно мутная."////

              Дело было после смерти царя Ирода. "Смутное время". Постоянные попытки захвата
              престола, лжепророки, народные вожди....
              Христос "попал под раздачу". На любого проповедника тут же "шили" политическое дело,
              для перестраховки. Римляне власти нервничали, местные власти-раввины тоже
              тряслись от страха. Работал принцип "нет человека - нет проблемы".
              А потом его интересная философия раскрутилась после краха Еврейского государсва в результате
              Иудейской войны и потом восстания Бар-Кохбы.
              1. brn521 20 июня 2016 10:52
                Цитата: voyaka uh
                Римляне власти нервничали, местные власти-раввины тоже
                тряслись от страха. Работал принцип "нет человека - нет проблемы".

                Ну так на этом и строятся христианские обвинения против тогдашних израильских властьпридержащих. Про Бога забыли, начали продвигать собственные шкурные интересы. И учить народ тому же, внося при этом произвольные поправки в закон. В результате обезумели и перестали отличать хорошее от плохого. После чего наблюдаем уничтоженную из-за необоснованных понтов страну, разрушенный храм, очередные 2000 лет страданий. А ведь даже исторически посмотреть, какой шанс был упущен. Новорожденная религия нехило пошла в гору. Через пару сотен лет Римская империя могла превратиться в Израильскую.
                1. voyaka uh 20 июня 2016 14:10
                  "После чего наблюдаем уничтоженную из-за необоснованных понтов страну, разрушенный храм"////

                  Израильские историки видят это несколько по-другому. Ирод правил очень долго и умело - страна расцвела, получила от Рима статус "автономии" а не обычной колонии. Но перешла (как это часто бывает ) на "ручное управление" вождя- царя. Когда тот от старости помре, произошел кризис - и политический,
                  и экономический. Ирод много строил - все остановилось - десятки тысяч безработных строителей всех профессий в одном Иерусалиме .
                  К иудейской религии это имело мало отношения - народ
                  просто хотел кушать.
                  И - восстания (Иудейская война, Бар-Кохбы). Рим нагнал войска, разбил и разогнал евреев по своим дальним колониям.
                2. Комментарий был удален.
          2. brn521 17 июня 2016 19:50
            Цитата: Riv
            То есть в рабстве у египтян евреи свои боевые традиции не растеряли, а вот как Христос родился - и все пропало?

            Почти 1,5 тысячи лет прошло. При этом популяция разрослась с горстки племен до немаленького государства. При таком раскладе лучникам почти не на кого охотиться будет.
            Цитата: Riv
            Стал бы прокуратор заморачиваться ради бича без роду и племени?

            Нет, там дело в утере евреями значительной части судебной власти. назначать серьезные наказания могут только римляне. Что касается прокуратора, то у него была следующая проблема. 1) римляне презирали евреев и не упускали возможности указать им их на их место в империи. Поэтому прогибаться под требования дикарей и осуждать одного из них на казнь очень не хотелось. 2) Евреи любили выпендриваться и по любому случаю поднимали бунт. Поэтому была попытка их успокоить, бичевав задержанного. Что не прокатило. Решил все-таки прогнуться. Будь в наличии римское гражданство, в дело вступило бы римское право (думаю не надо разъяснять, насколько объемное и серьезное) и был бы полноценный разбор полетов. Без бичевания и распятия в итоге, ясное дело. И полноценное оправдание в случае возможного бунта - пришлось вступиться за гражданина, за имперский закон, а значит и за империю. А так бунт начался бы из-за ерунды, местного дикаря, что неприятно, да и перед начальством в итоге можно оказаться крайним.
            1. Riv 17 июня 2016 20:07
              Ну да... Ну да... Население разрослось, пивных бутылок стало больше, а вот популяция ослов в числе сократилось. И воевать евреям стало нечем, вот они римлянами и завоевались.

              Евгений Ваганович, вы несведущи в римском правосудии и даже Библию не читали.

              "Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы,
              и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить;
              но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе."


              Ну и взяли конечно. Христа не судил синедрион. Первосвященники и старейшины лишь были свидетелями на суде против него.

              "И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.
              Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?"


              А судил Христа именно Пилат.

              "Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. "
              (везде: от Матфея)

              Пилат, а не синедрион.
              Ну нихрена же вы не знаете, ребятки. :)
              Riv
              1. brn521 20 июня 2016 11:20
                Цитата: Riv
                Ну и взяли конечно. Христа не судил синедрион. Первосвященники и старейшины лишь были свидетелями на суде против него.

                Странная аргументация. Сами с собой спорите, ради желания поспорить, что ли?
                Разумеется Христа судил Пилат. И вопросы, которые ему требовалось решить, я обозначил. Повторю. 1. Нежелание прогибаться под дикарей, выполняя их требование насчет смертного приговора. 2. Нежелание провоцировать очередной бунт. В результате сначала попытка найти компромиссное решение - избиение и выставление на всеобщее обозрение. И когда не помогло - осуждение на казнь.
                Цитата: Riv
                вы несведущи в римском правосудии

                Ну так в чем дело? Приведите настоящие аргументы, основанные на постулатах римского права. Мое мнение: Иисус не являлся объектом римского права. 1. Не был гражданином. 2.Не был собственностью римского гражданина, т.е. рабом. 3. не совершал преступления против римских граждан. Поэтому можно было вынести любой приговор, исходя из местной политики. Я бы, будучи наученным современными реалиями, на месте римских наместников таких раздражителей, ставящих потенциального противника на уши, изымал и скрывал до времени. Т.е. отправил бы Иисуса в Рим, якобы на особый суд, предназначенный специально для возмутителей римского спокойствия. И намекнул, что если спокойствие не будет восстановлено и не будет поддерживаться, то это послужит для означенного Иисуса оправдательным аргументом. Т.е. по факту не он воду мутил, раз поднятая буча не успокоилась.
          3. voyaka uh 18 июня 2016 23:28
            "То есть в рабстве у египтян евреи свои боевые традиции не растеряли"/////

            Растеряли полностью. Поэтому, когда вернулись из Египта - сплошные поражения
            от более-менее сильных противников. 300 лет непрерывных сражений с греками-филистимянами -
            ни одной победы! Библия, кстати, очень честно об этом пишет. Никакой
            "Божественной помощи", "чудес".
            1. Михаил Матюгин 23 июня 2016 19:05
              Цитата: voyaka uh
              Поэтому, когда вернулись из Египта - сплошные поражения
              от более-менее сильных противников. 300 лет непрерывных сражений с греками-филистимянами -
              ни одной победы!

              Кстати которых была горсточка уцелевших от разгрома в дельте Нила, и которые основали всего лишь 5 городов на побережье.
  11. ando_bor 17 июня 2016 12:50
    А вот современная реконструкция этого «меча», очень похожего… да-да, на ослиную челюсть!

    Меч из Рорби - вот нормальный вариант для аналогии с ослиной челюстью, только более совершенный и по всей видимости наворочченный не только по изготовлению, но по технике прменения.
    Но что поделать, тяжелые времена настали, боронзовый век умер, новой бронзы нет, старая заканчивется, железа еще очень мало, вот и пришлось в неолит возвращатся.
  12. Михаил Матюгин 17 июня 2016 14:00
    Цитата: ando_bor
    Но что поделать, тяжелые времена настали, боронзовый век умер, новой бронзы нет, старая заканчивется, железа еще очень мало, вот и пришлось в неолит возвращатся.

    Ну как сказать, там дело было случая, Самсон освободился неожиданно и им было найдено нечто (возможно какое то древнее оружие, название которого перевели как "ослиная челюсть"), чем он смог отбиться.
    1. ando_bor 17 июня 2016 15:36
      Случайностей там не было, Самсону Бог помог.
      И это я без всякой религиозности говорю, дело в том что религия она консолидирует и задает модель поведения общества, Самсон правильному богу молился, его релирия дала начало всем аврамическим и дожила до наших дней потому что задавала более эфективные модели поведения, чем та которорую филистимяне исповедовали, не вникая что там у них было, но по все видимости что то из "бронзы" эфективное в отностельно стабильных условиях бронзового века, но неэффективное в эпоху глобальных потрясени к которым это время относятся. Если бы не так мы бы сейчас обсуждали чудесную победы героического противника "Самсоновой орды".
  13. ver_ 17 июня 2016 15:51
    [quote=сурож]Какое-то реальное событие явно было, а потом это событие легендировали и распространили по миру в "художественной обработке". Нашли же Содом, и соляные столбы, и остатки то ли
    метеоритов, то ли вулканического извержения, уничтоживщего содомитов.

    А это и искать не надо было. Извержение вулкана Везувий и гибель Помпеи произошло в 1631 году.. Содом и Гомора - города находились недалеко .. Там стоит обелиск с датой..
    Возникает только один вопрос - Когда писаны эти "Святые писания"..
  14. Korsar4 17 июня 2016 21:07
    Замечательная статья! Как окошко в эпос приоткрылось.
  15. SlavaP 18 июня 2016 18:42
    Хмм, надо иметь очень нездоровое воображение, чтобы библейское выражение לחי-חמור перевести как "ослиная челюсть"... Попробуйте погуглить и вылезет кое-что совсем другое и очень занятное.
  16. Д.Дэн 19 июня 2016 00:47
    Со страниц библии Голиаф лично предоставить мной предстает сильным и смелым воином, а пастушенок праздник трусом. Прочитайте "библию" и вы увидите суть этого труса и изменника. А Голиафа ему бы не почём не убить, если только не загонял бы его или не заболтал... или не забренчал на своей балалайке...
  17. Михаил Матюгин 23 июня 2016 19:04
    Цитата: SlavaP
    Хмм, надо иметь очень нездоровое воображение, чтобы библейское выражение לחי-חמור перевести как "ослиная челюсть"

    А как вы его можете перевести, если вы являетесь знатоком иврита ?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня