Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Сможет ли российский истребитель МиГ-21 продержаться 100 лет? (The National Interest, США)

Сможет ли российский истребитель МиГ-21 продержаться 100 лет? (The National Interest, США)


МиГ-21 стал самым крепким и самым надежным военным самолетом в истории.

Известно, что срок службы военных самолетов крайне недолог, особенно в периоды стремительного развития технологий. Лучшие воздушные суда Первой мировой войны устаревали буквально в течение нескольких месяцев. То же самое можно сказать и о большинстве самолетов Второй мировой войны. На заре века высоких скоростей целые самолетные парки списывались как устаревшие. Новейшие самолеты, сражавшиеся в небе над Кореей, всего несколько лет спустя были списаны как устаревшие.


Лишь немногим самолетам удалось выдержать испытание временем. Стратегический бомбардировщик B-52 «Стратофортресс» совершил свой первый полет в 1952 году и до сих пор находится на вооружении. Новые самолеты С-130, поступившие на вооружение в 1954 году, продолжают выпускаться по сей день.

Но это все бомбардировщики и транспортные самолеты, которым не приходится бороться друг с другом. В случае с истребителями проблема короткого срока службы стоит особенно остро, потому что им приходится непосредственно противостоять новейшим моделям. Именно поэтому истребители крайне редко живут долго. Исключением из этого правила стал МиГ-21.

История создания

Первоначальная проверка на пригодность к эксплуатации МиГ-21 началась в 1953 году. Успехи МиГ-15 и МиГ-17 свидетельствовали о том, что советские аэрокосмические инженеры способны конкурировать со своими западными коллегами, и МиГ-19 стал первым советским сверхзвуковым истребителем. Однако в первые два десятилетия реактивных полетов технологии менялись так быстро, что те истребители, которые применялись в Корейской войне, к середине 1950-х годов уже устарели. Самолеты МиГ-15 превосходили В-29, но уже не могли соперничать с современными американскими бомбардировщиками. Советское руководство планировало, что создание МиГ-21 изменит ситуацию и поможет обеспечить превосходство в воздухе.

МиГ-21 (по кодификации НАТО Fishbed) мог развивать сверхзвуковую скорость в 2 Маха, был оснащен двумя авиапушками и мог переносить от двух до шести ракет. Как и большинство истребителей, он обычно использовался для штурмовых операций, для проведения которых он мог переносить ограниченное число бомб и ракет. Как и в случае с многими другими истребителями, советские военные предпочитали управлять самолетами МиГ-21 с земли, что позволило им отказаться от громоздкого и сложного радиолокационного оборудования.

Всего в СССР было создано 10645 самолетов МиГ-21 в период с 1959 по 1985 годы. По соглашению с Москвой Индия построила 657 таких истребителей, а Чехословакия — 194. При довольно странных и запутанных обстоятельствах Китайская народная республика приобрела лицензию и достаточное количество технических документов для того, чтобы преобразовать МиГ-21 в Чэнду J-7. В 1966-2013 годах в Китайской народной республике выпустили около 2400 истребителей. Если суммировать общее число машин, то МиГ-21 является наиболее производимым сверхзвуковым истребителем в истории.

Срок службы

Создатели МиГ-21 попытались разобраться с рядом основных проблем, и в будущем разработчикам не удалось продвинуться существенно дальше. Современные истребители летают ненамного быстрее, чем МиГ-21, и маневренность их ненамного превышает маневренность советской разработки. Хотя они и оснащены более мощными артиллерийскими орудиями и более сложным электронным оборудованием, вооруженные силы многих стран рассматривают это как ненужную роскошь: им просто нужны дешевые, быстрые и легкие в обслуживании самолеты, которые могут патрулировать воздушное пространство и время от времени сбрасывать по несколько бомб. И МиГ-21 отлично подходит для этих целей.

Стоит отметить, что МиГ-21 не стал бы особенно полезным самолетом на Западе. У него маленький радиус действия, он не может переносить много оружия, и в нем нет места для установки сложного электронного оборудования. Форма его кабины ограничивает информированность пилота. Однако МиГ-21 полностью удовлетворил потребность СССР в истребителе-перехватчике, который был способен летать и сбрасывать бомбы над фронтами в Западной Европе и время от времени выполнять функции перехватчика.

В период холодной войны США получили несколько модификаций МиГ-21 (в конце концов они купили дивизион китайских истребителей J-7). В целом американские пилоты хорошо отзывались о МиГ-21, потому что он очень хорошо себя показал в ходе обучения действиям за условного противника.

МиГ-21 на войне

Самолетам МиГ-21 не пришлось пройти через битвы на центральном фронте в войне между НАТО и странами Варшавского договора, однако он не раз был испытан в бою.

Во Вьетнаме стало понятно, что компактный и быстрый МиГ-21 способен пользоваться американскими правилами ведения боя, чтобы обходить группы бомбардировщиков до того, как те смогут его заметить и взять на прицел. Размер и маневренность МиГ-21 также позволяли ему избегать ударов ракет класса «воздух-воздух». После проведения атаки МиГ-21 устремлялся на свои базы.

Исключением из этого правила стал инцидент, произошедший 2 января 1967 года, когда группа истребителей F-4 «Фантом» II под командованием легендарного пилота Робина Олдза (Robin Olds) перехитрила вьетнамское командование, загнав его в ловушку. В тот день «Фантомы» сбили несколько МиГ-21, в том числе самолет, которым управлял Нгуен Ван Кок (Nguyen Van Coc), который выжил и впоследствии стал самым результативным асом Вьетнама. Это сделало Нгуена самым успешным пилотом МиГ-21 всех времен, хотя несколько других вьетнамских и сирийских пилотов тоже удостоились звания асов, летая на МиГ-21.

Самолеты МиГ-21 часто применялись в войнах на Ближнем Востоке. Бомбардировщики Армии обороны Израиля уничтожили египетские и сирийские истребители МиГ-21 в ходе первых ударов Шестидневной войны. МиГ-21 сражались с израильскими истребителями в войне на истощение, арабо-израильской войне и войне в Ливане, понеся тяжелые потери от умелых израильских пилотов. Однажды израильские истребители устроили засаду и уничтожили несколько МиГ-21, управляемых советскими пилотами.

Успехи западных самолетов в их противостоянии МиГ-21 на Ближнем Востоке, а также в Анголе, заставили многих прийти к выводу, что советские истребители уступают их западным аналогам. Однако фактор уровня подготовки пилотов в значительной мере усложняет процесс сравнения. В условиях равного уровня подготовки пилотов МиГ-21 показали себя более чем адекватно. К примеру, индийские МиГ-21 принимали участие в индо-пакистанской войне 1965 года и показали высокие результаты в войне 1971 года и в каргильском конфликте. Они также продемонстрировали свою эффективность в войне между Ираном и Ираком.

Модификации

Число эксплуатирующихся МиГ-21 стало снижаться в конце 1980-х годов и в начале 1990-х, когда ему на смену стали приходить более современные модели и когда распад Советского Союза привел к резкому уменьшению военной мощи России. Сателлиты Советского Союза тоже ощутили на себе последствия этого удара и больше не могли позволить себе содержать эти самолеты на вооружении. Но многие страны сохранили на вооружении МиГ-21 и его китайские аналоги.

Сейчас советский истребитель состоит на вооружении военно-воздушных сил 18 стран, в том числе двух государств-членов НАТО — Румынии и Хорватии. С 1960 года МиГ-21 состоял на вооружении армий около 40 стран. Китайские истребители J-7 остаются на вооружении в еще 13 странах. Китай, Россия и Украина до сих пор осуществляют ремонт и занимаются усовершенствованием существующих самолетов. Наступление эры 3D-печати, возможно, позволит современным владельцам МиГ-21 сохранить их на вооружении, поскольку они сами смогут производить необходимые запчасти.

Современные МиГ-21 сильно отличаются от того истребителя, который сошел с конвейера в 1959 году. Они оснащены совершенно другими, более сложными орудийными системами, в том числе ракетами Р-60 ААМ, Magic 2 и Python III. Это делает их гораздо более смертоносными по сравнению с их советскими предшественниками. Более того, они оснащены более совершенным электронным оборудованием и радиолокационными системами, что позволяет им нести на своем борту высокоточные управляемые снаряды.

Останется ли МиГ-21 на вооружении в 2059 году?

Китай прекратил выпуск J-7, а это значит, что мы наблюдали, как с конвейера сошел последний вариант МиГ-21. Хорватия и Румыния снимут с вооружения МИГ-21 в следующие пять лет. После нескольких несчастных случаев Индия тоже отправляет на покой свои МиГ-21 (в том случае, если ей удастся купить или самостоятельно создать им замену). Китайские J-7 сейчас используются по большей части в учебных целях.

Однако все это вовсе не значит, что МиГ-21 пришел конец. Множество модификаций J-7 до сих пор остаются на вооружении и еще смогут прослужить некоторое время. Бангладеш приобрел последнюю партию J-7 в 2013 году, и ближайшее время замена ему не потребуется. Вооруженным силам многих стран попросту не требуются более сложные и дорогостоящие самолеты, и МиГ-21 устраивает их по всем параметрам. Вероятнее всего, ни одному истребителю не удастся преодолеть порог в 100 лет (хотя у В-52 есть все шансы на это). Но МиГ-21 легко перемахнет шестидесятую и даже семидесятую годовщину с момента своего создания, поскольку он остается одним из самых легендарных истребителей сверхзвуковой эпохи.

Роберт Фарли часто публикует статьи в издании The National Interest. Он автор книги The Battleship Book. Фарли преподает в Паттерсоновской школе дипломатии и международной торговли (Patterson School of Diplomacy and International Commerce) при Университете Кентукки. Его сфера специализации включает военную доктрину, национальную безопасность и морские дела.
Автор: Роберт Фарли (Robert Farley)
Первоисточник: http://nationalinterest.org/feature/could-russias-cold-war-super-jet-last-100-years-16378
Перевод: http://inosmi.ru/military/20160531/236710829.html

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 108
  1. болот 12 июня 2016 21:31
    Ну у нас довольно шикарные были условия хранения и то мы отказались.
    23 и 29 еще интерес вызывает.
    Так что про статью ,похоже лобирут жизнь F-4,летающему утюгу.
    1. карпаг 12 июня 2016 22:58
      Вы мало читаете материалы ВО, иначе вы бы знали , что на ВО термин "летающий утюг" забронирован за Ф-35, он же "отстой", он же "распил бабла" ))))
      1. болот 12 июня 2016 23:04
        Цитата: карпаг
        Вы мало читаете материалы ВО, иначе вы бы знали , что на ВО термин "летающий утюг" забронирован за Ф-35, он же "отстой", он же "распил бабла" ))))

        Ну,тот серьезно утюг F-4 вспоминание ветеранов Вьетнама.
        Я еще про F-15 смотрел а это кажись ,наука в англоязычной импроритации.В Инглише не больно селен,общаться не с кем. smile
        1. severyanin 12 июня 2016 23:49
          Цитата: болот
          Ну,тот серьезно утюг F-4 вспоминание ветеранов Вьетнама.
          Я еще про F-15 смотрел а это кажись ,наука в англоязычной импроритации.В Инглише не больно селен,общаться не с кем.

          Без обид, но Вы и в русском не сильны:))) hi
        2. карпаг 13 июня 2016 00:27
          F-4 - для меня самый красивый и романтичный самолет . Как американские автомобили 50-60-x годов. И во Вьетнаме и на Ближнем Востоке он наголову превосходил МИГ-21
          1. Папандопуло 13 июня 2016 01:16
            толсто в праздник троллите, сечас подтянутся обьяснять что вы неправы
          2. НЕКСУС 13 июня 2016 08:51
            Цитата: карпаг
            F-4 - для меня самый красивый и романтичный самолет . Как американские автомобили 50-60-x годов. И во Вьетнаме и на Ближнем Востоке он наголову превосходил МИГ-21

            Уважаемый,а какое соотношение сбитых "Фантомов" было против 21-х во Вьетнаме?По некоторым данным ,на один сбитый МИГ-21 приходилось два уничтоженных "Фантома".
            В одном только 1966 году США потеряли в боях 47 самолетов, тогда как вьетнамские авиационные силы не досчитались лишь 12 истребителей. Американцы были вынуждены признать превосходство советских самолетов по многим показателям, таким, например, как угловая скорость разворота, а также эксплуатационная перегрузка. В целом управляемость у Миг-21 оказалась лучше. К тому же выяснилось, что «Фантомы» склонны попадать в плоский штопор, выйти из которого было практически невозможно. Только из-за этого к 1971 году американцы потеряли порядка 80 «Фантомов».
            Есть данные, что с 1965 по 1968 годы в 268 воздушных боях над Вьетнамом было сбито 244 американских и 85 вьетнамских самолетов. В дальнейшем воздушные дуэли продолжались, но уже не так интенсивно. США возобновили массированные налеты в 1971 году, когда бои шли с переменным успехом.

            В 1972 году в двухстах боях перевес снова остался за МиГами. Американцы потеряли 90 машин, вьетнамцы — 54. В целом «Фантомы» схватку с советскими истребителями проиграли, теряя машины в соотношении 2 к 1.

            Не надо путать МИГ-21 с МИГ-17.
          3. svp67 13 июня 2016 09:04
            Цитата: карпаг
            И во Вьетнаме и на Ближнем Востоке он наголову превосходил МИГ-21

            Смотря в чем? В задаче доставить на поле боя "кучу взрывающегося железа" и высыпать его на головы врага, тут "Фантому" действительно нет равных, но думаю,что Вы отлично понимаете,что использовать "что-то подобное" с плохо оборудованных и коротких аэродромов, которые использовали вьетнамцы, они бы не смогли. Для них МиГи были самым подходящим самолетом. Да и физическая подготовка американских пилотов, особенно их устойчивость к перегрузкам, была выше, чем у их вьетнамских виз-а-ви. И тем не менее победа в той войне осталось не за американцами. А на счет Ближнего Востока, так этот регион для Ф-4 как специально создан, а главное более высокая организация и подготовка израильских ВВС, могу поспорить, что если бы Израиль эксплуатировал МиГи, а арабы Ф-4, то итог войны все рано бы был за Израилем
          4. Пленник 13 июня 2016 09:11
            Пытаетесь быть святее папы? laughing Американцы так не думают, те которые разбираются в вопросе. laughing
          5. sivuch 13 июня 2016 09:37
            С романтикой не поспоришь.
            В остальном -очень спорное утверждение .Если отбросить политику и попытаться сравнивать только техничекскую сторону ,получится статья в несколько раз больше этой
          6. ГШ-18 13 июня 2016 22:03
            Цитата: карпаг
            И во Вьетнаме и на Ближнем Востоке он наголову превосходил МИГ-21

            Ну да, если воспринимать на веру россказни американской пропаганды! И не обращать внимания на тот факт, что америкозам во Вьетнаме задницу то надрали! lol
          7. 76СССР 14 июня 2016 12:43
            Цитата: карпаг
            F-4 - для меня самый красивый и романтичный

            Не, самый красивый и романтичный момент - это горящая меркава на фоне заката...
          8. ё-моё 14 июня 2016 17:04
            Ага , счас !!!
          9. Altona 15 июня 2016 10:00
            Цитата: карпаг
            F-4 - для меня самый красивый и романтичный самолет . Как американские автомобили 50-60-x годов. И во Вьетнаме и на Ближнем Востоке он наголову превосходил МИГ-21

            ---------------------
            Как то странно сравнивать скоростной ударный самолет и истребитель. Насчет "романтичности" еще более странно. Хищный нос, скошенные крылья, опущенное заднее оперение. Чистый штурмовик. Впрочем, на вкус и цвет фломастеры разные.
          10. COJIDAT 15 июня 2016 10:38
            Фантом красивый самолет, но и 21 МиГ мне тоже очень нравиться, сложно спорить о том, что рассматриваешь с технической и эстетической точки зрения. Но, в смысле боевой эффективности - все показала история!
      2. 73bor 13 июня 2016 00:21
        Автор по моему заблуждается ,из "балалайки" бомбер на тот момент ещё хуже чем из МиГ-15 ,это чистый истребитель ,хотя есть модификации "разведчик" и "перехватчик"-(без пушечного вооружения) ,бомбером его сделали заодно, просто сократили штурмовые авиаполки вот и пихали истребителям наземные задачи ,по которым они работали ,в силу возможностей ,из рук вон плохо!
      3. Комментарий был удален.
      4. Simpsonian 13 июня 2016 06:13
        А вы бы лучше послушали американца Пьера Спрея - МиГ-21 в ближнем бою собьет F-35, а до этого его догонит.
      5. user1212 13 июня 2016 08:02
        Цитата: карпаг
        ермин "летающий утюг" забронирован за Ф-35

        Это "золотой утюг". А "летающий утюг" - ф 117 laughing
      6. svp67 13 июня 2016 09:00
        Цитата: карпаг
        что на ВО термин "летающий утюг" забронирован за Ф-35, он же "отстой", он же "распил бабла" ))))

        А Вы разве не знали, что это их "второе имя"? Так сказать ТРАДИЦИЯ.
        1. Simpsonian 14 июня 2016 00:24
          Пингвином вроде зовут.

          Цитата: svp67

          Они оснащены совершенно другими, более сложными орудийными системами, в том числе ракетами Р-60 ААМ, Magic 2 и Python III.

          Лоббируют заказы израильских модернизаций

          3-D печать улыбнула.
        2. Комментарий был удален.
      7. Altona 15 июня 2016 09:54
        Цитата: карпаг
        Вы мало читаете материалы ВО, иначе вы бы знали , что на ВО термин "летающий утюг" забронирован за Ф-35, он же "отстой", он же "распил бабла" ))))

        --------------------
        Он же "летающий пингвин". fellow
    2. voyaka uh 12 июня 2016 23:42
      "лобирут жизнь F-4,летающему утюгу."////

      Это Вы зря так наехали на Фантом - в Израиле его очень любили.
      Когда их списывали, был "плач Ярославны" crying в ВВС.
      У нас его использовали как бомбер. У него была высокая тяга движков
      и выдающаяся грузоподъемность - брал бомб больше собственного веса.
      Фантом или надо использовать как высотный истребитель, или как бомбер.
      Что-то посередине не годится. Если он с бомбами, его надо прикрывать легкими
      истребителями - сам он не отобьется. На это напоролись американцы во Вьетнами -
      посылали Фантомы на бомбежки без прикрытия. И МиГ-21 их щелкали, как орешки.
      1. карпаг 13 июня 2016 00:30
        Voyaka, Меньше читайте советских источников. Соотношение потерь в воздушных боях во Вьетнаме было примерно такое же, как на ближнем Востоке
        1. Наблюдатель 33 13 июня 2016 02:20
          Цитата: карпаг
          Voyaka, Меньше читайте советских источников. Соотношение потерь в воздушных боях во Вьетнаме было примерно такое же, как на ближнем Востоке

          Ну конечно..! Я и забыл про "техническую отсталость" и "забрасываем трупами".
          Ну хорошо, читайте американские источники... request Только, ради бога, не читайте израильских, их там рядом, не валялось. laughing
        2. активатор 13 июня 2016 09:14
          Цитата: карпаг
          Voyaka, Меньше читайте советских источников. Соотношение потерь в воздушных боях во Вьетнаме было примерно такое же, как на ближнем Востоке

          Только с американской стороны yes почитал о потерях как то, посочувствовал crying А видео когда вертолеты сбрасывались в воду с кораблей это не отступление это бегство.
        3. AllXVahhaB 14 июня 2016 14:27
          Цитата: карпаг
          Voyaka, Меньше читайте советских источников. Соотношение потерь в воздушных боях во Вьетнаме было примерно такое же, как на ближнем Востоке

          Свои источники приведите.
      2. Alex_59 13 июня 2016 00:36
        Цитата: voyaka uh
        Это Вы зря так наехали на Фантом - в Израиле его очень любили.

        Ну вы же старожил на сайте - издеваться над американской техникой на грани ребячества здесь легко :-) Фантом отличный самолет, никак не хуже МиГ-21. Просто это разные подходы к истребителю. И оба подхода правильные. Двухместный тяжелый дальнобойный перехватчик, и маленький вёрткий одноместный фронтовой истребитель. А во Вьетнаме американцы проиграли не столько из-за того что МиГ хорош а Фантом плох, сколько из-за серьезнейших тактических и стратегических ошибок. В США множество неудачных самолетов, но F-4 к ним не относится.
        Цитата: voyaka uh
        И МиГ-21 их щелкали, как орешки.

        Ну если уж быть до конца справедливым, как орешки их щелкали в основном С-75. И МиГ-17. А уж потом МиГ-21. 21-х во Вьетнаме было не так уж много.
        1. Simpsonian 13 июня 2016 05:16
          Цитата: Alex_59
          Просто это разные подходы к истребителю.

          Просто Фантом это не истребитель. F-4 мог противостоять МиГ-21 только совместно с Миражом (на Бл.Востоке) или с Крусейдером (во Вьетнаме), поскольку являлся тяжелым палубным перехватчиком для защиты от Ту-16.
          МиГ-21 в больших количествах не поставлялись во Вьетнам чтобы исключить удар ими по АУГ - на дозвуковых МиГ-17 это нереально было сделать. Для того чтобы исключить прорыв к ордеру американцы были вынуждены постоянно держать в воздухе с АВ (100 вылетов в сутки) и Дананга (2600 вылетов в сутки) в три раза больше сверхзвуковых самолетов чем у Вьетнама было МиГ-21. Потому что если в палубу АВ попадет веер НАР - превед Маккейну...
          1. ГШ-18 13 июня 2016 22:19
            Цитата: Simpsonian
            Потому что если в палубу АВ попадет веер НАР - превед Маккейну...

            К чему такие сложности? Один Маккейн успешно заменяет этот "веер"! Доказано Маккейном на Авианосце «Форрестол» lol
            1. Alexey RA 15 июня 2016 12:25
              Цитата: ГШ-18
              К чему такие сложности? Один Маккейн успешно заменяет этот "веер"! Доказано Маккейном на Авианосце «Форрестол»

              Вообще-то, это бы не МакКейн.

              МакКейн летал на "Скайхоке". А заварившие всю кашу НАР "Зуни" ушли со стоящего на другой стороне палубы "Фантома". И попали в стоявший рядом с машиной МакКейна "Скайхок" Фреда Уайта. Взрыватели НАР не сработали (из-за малой дальности они не успели сняться с предохранителя), но ударом был оторван ПТБ. И полившееся топливо было подожжено движками НАР. От разогрева лопнули остальные ПТБ "Скайхока" - и подлили топлива в огонь. Также от удара НАР с самолёта Уайта отцепились 2 бомбы и упали в огонь.

              Будь эти бомбы снаряжены смесью нового образца - всё бы обошлось (новая начинка не детонировала а просто плавилась и горела). Но за день до пожара АВ принял на борт 16 454-кг бомб с начинкой старого образца. Оружейники АВ были в шоке от "подарочка": ржавые корпуса, текущий флегматизатор (что указывало на разложение ВВ), на упаковках некоторых бомб был проштампован год выпуска - 1953.
              Позже было установлено, что бомбы некоторое время хранились на открытом воздухе в тропиках. Более того, начальник службы снабжения на базе Субик Бэй, узнав что пришедший за бомбами ТР повезёт их на АВ, без заверенного приказа "сверху" отказался выпускать ТР и подписывать погрузочные документы - "я сидеть не собираюсь, нечего из меня и моих людей козлов отпущения делать".
              Но бомбы таки попали на АВ - и после их обследования было решено использовать их как можно скорее. Их даже не спустили в погреба, опасаясь, что они взорвутся прямо там (оружейники вообще опасались, что старые бомбы могут рвануть при катапультировании). Кроме того, "новых" 454-кг бомб на АВ практически не осталось, а боевых задач с АВ никто не снимал. Так что на следующий день эти "старички" были подвешены под самолёты.

              И именно эти старые бомбы начали поджариваться в горящем топливе. Никаких 10 минут у пытавшихся выбраться из кабин пилотов и ведущих БЗЖ членов команды не оказалось. Первая бомба рванула уже через 1 минуту и 36 секунд после начала пожара, выкосив тушившую пожар Damage Control Team No. 8, пробив топливные баки соседних самолётов и разбросав горящее топливо по палубе. А дальше пошла цепная реакция горящих самолётов и взрывающихся бомб. Всего на палубе рвануло 8 старых 454-кг бомб (половина от принятых днём ранее) и одна новая 227-кг, сдетонировавшая от близкого взрыва. Показательно, что это была единственная взорвавшаяся "новая" бомба - остальные просто выгорели.

              А МакКейн... МакКейн чудом умудрился до истечения 1 минуты и 36 секунд выбраться из своего "Скайхока", стоявшего рядом с горящей лужей топлива (с лежащими в ней бомбами). smile
              1. Simpsonian 15 июня 2016 12:46
                то есть гореть было чему...

                Цитата: Alexey RA
                А МакКейн... МакКейн чудом умудрился до истечения 1 минуты и 36 секунд выбраться из своего "Скайхока", стоявшего рядом с горящей лужей топлива (с лежащими в ней бомбами)

                соображал долго... а это было до того или после как его завербовали во вьетнамском плену? lol
                1. Alexey RA 15 июня 2016 16:22
                  Цитата: Simpsonian
                  соображал долго...

                  Да нет, сообразил он быстро. Просто это не так-то просто: самостоятельно, без помощи техников, вылезти из кабины реактивного штурмовика, под которым полыхает огонь.
                  МакКейн показал чудеса эквилибристики, умудрившись до начала взрывов не только покинуть кабину, но и во всём снаряжении выползти из зоны пожара по носовому конусу своего "скайхока" (а потом и отбежать подальше).
                  1. Simpsonian 16 июня 2016 09:59
                    жесть, в кабину его наверное поднимали лебедкой или снаряжали прямо там...

                    а скайхок длиной 150м, такой рассказ точно только Маккейн придумать мог, с какой-то целью
                  2. Simpsonian 16 июня 2016 09:59
                    жесть, в кабину его наверное поднимали лебедкой или снаряжали прямо там...

                    а скайхок длиной 150м, такой рассказ точно только Маккейн придумать мог, с какой-то целью
        2. ranger 13 июня 2016 10:42
          Цитата: Alex_59
          Фантом отличный самолет, никак не хуже МиГ-21

          И Фантом и МиГ-21 достойные машины, каждая в своем классе.
          Однако хотелось бы заметить, что Миг-21 изначально задумывался как высотный скоростной перехватчик, в первую очередь для авиации ПВО страны со своими специфическими задачами и ТТХ.
          Например, МиГ-21ЕФ первоначально поставлявшийся в Индию нес только две ракеты воздух-воздух без пушечного вооружения, появившего на более поздних модификациях...
          Поэтому сравнивать Фантом просто некорректно - это просто разные машины.
          Цитата: Alex_59
          Ну если уж быть до конца справедливым, как орешки их щелкали в основном С-75

          Если быть до конца справедливым, то C-75 Фантомы как орешки не щелкали и щелкать,к сожалению, не могли...
          Одним из несомненных достоинств американской машины, кроме солидно бомбовой нагрузки, была способность действовать на малых и свермалых высотах,буквально по верхушкам деревьев...
          С-75 комплексы на таких высотах работать не могли (они создавались дл борьбы с высотными целями) со всеми вытекающими из этого печальными последствиями... Для успешного противодействия потребовались более современные комплексы (но это уже совсем другая история)...
          Знаю это из личного опыта и имею сомнительное удовольствие узнать что такое БШУ, наносимые Фантомами, испытал это во время спецкомандировки на Ближний Восток...
          Поэтому квасной патриотизм здесь неуместен - Фантом для своего времени был очень современным, серьезным оружием, равно как и МиГ и они заслуженно занимают свое место в истории авиации...
      3. Simpsonian 13 июня 2016 06:11
        Бомб можно навпихнуть столько потому что это палубный самолет с большой площадью крыла для низкой посадочной скорости на авианосец.

        У F-4 радиус виража в 3 раза больше чем у МиГ-21 или у Миража.
      4. sivuch 13 июня 2016 09:31
        БН -более 7тонн при неполной заправке.Это далеко не больше собственного веса ,но для истребителя -очень много
    3. iliitchitch 13 июня 2016 00:03
      Цитата: болот
      Так что про статью ,похоже лобирут жизнь F-4,летающему утюгу.


      Да у них тех ф-4 что гуталина на гуталиновой фабрике , на консервации прячут . Оч.много , к потерям готовятся . Миг-21 уже боятся . Диарея , не иначе . Мезим , он незаменим (это не реклама).
      1. Simpsonian 13 июня 2016 05:18
        Это на правах рекламы. wink Летать то есть кому на этой рухляди или у Ирана летчиков займут?
        1. Berkut752 13 июня 2016 13:07
          В 2015 году, Финляндия произвела модернизацию (в России), стоящих у них, на вооружении
          МиГ 21.
          1. Simpsonian 13 июня 2016 21:42
            Значит смысл есть.

            Было про F-4, они пока есть у Ирана, Греции, Японии, Ю.Кореи, и Турции.
          2. zyablik.olga 14 июня 2016 03:51
            Цитата: Berkut752
            В 2015 году, Финляндия произвела модернизацию (в России), стоящих у них, на вооружении
            МиГ 21.

            Неужели? no А ссылочку можно? А вообще глупости пишите, фины уже давно заменили свои МиГ-21бис на F-18.
    4. Bongo 13 июня 2016 02:52
      Цитата: болот
      Так что про статью ,похоже лобирут жизнь F-4,летающему утюгу.

      "Летающих утюгов" F-4 в США практически не осталось. Последние работоспособные самолёты этого типа хранившиеся в Дэвис Монтан переделаны в радиоуправляемые мишени QF-4.

      Эти же машины случае необходимости могут использоваться как ударные БПЛА и нести противорадиолокационные ракеты.
      Макдоннелл-Дуглас F-4 Phantom II «Уходящая легенда»
      1. Басарев 13 июня 2016 18:54
        Цитата: Bongo
        БН -более 7тонн при неполной заправке.Это далеко не больше собственного веса ,но для истребителя -очень много

        Достаточно сказать, что наши истребители до сих пор даже близко не подошли к этому значению. Су-34 поднимает 8 тонн, но он фронтовой бомбер, а вот истребители, даже самые тяжёлые, не в силах переступить даже шеститонный порог. Так что в этом плане американцы нас уделали.
  2. pan.70 12 июня 2016 21:32
    Раньше и технологии хуже были, но зато люди работали с полной отдачей. Такие самолёты ещё летают в некоторых странах. Слава конструкторам, инженерам и обычным рабочим!
    1. yushch 12 июня 2016 23:44
      Цитата: pan.70
      Раньше и технологии хуже были, но зато люди работали с полной отдачей. Такие самолёты ещё летают в некоторых странах. Слава конструкторам, инженерам и обычным рабочим!


      Миг21 еще называют"летающий автомат Калашникова".
  3. АЛАБАЙ45 12 июня 2016 21:34
    "Вероятнее всего, ни одному истребителю не удастся преодолеть порог в 100 лет (хотя у В-52 есть все шансы на это)"
    Неточность перевода или невежество автора?!Хотя: школа дипломатии и международной торговли...Стоит доверять...Наверное... feel
  4. Tusv 12 июня 2016 21:35
    Статья великолепна, Но! "Самолеты МиГ-15 превосходили В-29, но уже не могли соперничать с современными американскими бомбардировщиками" это как то абсолютно не так
    1. болот 12 июня 2016 21:48
      Цитата: Tusv
      Статья великолепна, Но! "Самолеты МиГ-15 превосходили В-29

      Как можно сравнивать истребитель с бомбером?15 только с со шутингом старам можно сравнивать F-80.Или Сейбарами.F-86A/
      1. Tusv 12 июня 2016 23:23
        Цитата: болот
        Как можно сравнивать истребитель с бомбером?

        О Том и речь
    2. Simpsonian 13 июня 2016 05:24
      Б-29 был поршневым самолетом и уступал МиГ-15 в скорости в 1,5-2 раза. Поищите "горячее небо холодной войны". Его надежно от реактивных американских бомбардировщиков закрыл только перехватчик Су-9/11.
      В 1954 над Кольским п-вом целый полк МиГ-15 гонялся за скоростным и высотным реактивным Б-47 и достать не могли. потом американцы начали еше стрелять по ним. Потом делать групповые полеты над советскими городами.
      1. ленивый 13 июня 2016 07:35
        это над какими советскими городами были групповые полёты?
        1. Simpsonian 13 июня 2016 08:58
          Над Киевом например. Один раз как то сразу над тремя. А этот хрущь в это время продолжал не имея даже ЗУР чтобы их сбивать пилить авиацию...
          1. Simpsonian 13 июня 2016 09:05
            Это потом, с их появлением низкоскоростные У-2 стали забираться на еще большую высоту, и облетать батареи ЗРК. До этого околозвуковые RB-47 спокойно летали даже над Европейской частью, а полностью небо над Сибирью закрыли только с Су-9 и Ту-126.

            Потому при сбитии Пауэрса был такой большой праздник - достали наконец-то "американца".
            1. Simpsonian 13 июня 2016 09:22
              ... да еще взяли в плен.

              До этого в ВОВ тоже пытались летать где хотят "потому что они такие сильные" и "вы этому все равно не сможете помешать"... У них такое международное американское право - они понимают только силу... Это же пе...сы, Вы разве не знали об этом?! Пробовали даже ее когда пытались бомбить по советским войскам или атаковать аэродромы на ДВ и на Балканах. Ну, "обьяснили" им, также как потом в Корее.
              А потом с 1954г они стали уже за нее отыгрываься пользуясь тем что делал хрущь и тем что у советских двигателей были проблемы с лопатками ВРД.

              Потом был Кубинский кризис с блокадой еще...
              После Вьетнама сидели 10 лет тихо пока не "потренировались на кошках" на Гренаде в 1983г, англичане стали борзеть после аргентинцев в 1982, пришлось строжить и тех и других, ну а потом когда вперед стал вырываться СССР, пришел "крапатый"...

              После Пауэрса американский презик Эйзенхауэр говорил что как бы все - больше залетать не будем, то есть до этого как бы было... "все равно" на суверенитет СССР над его воздушным пространством. А ведь в это время уже спутники летали...

              "Неясности" с "Курском" в свете всего этого поведения - не такие уж и неясности...


            2. Комментарий был удален.
  5. Наблюдатель2014 12 июня 2016 21:45
    В МИГ21 засуньте передовое оборудование.И будет вам счастье!Невероятно дешёвый ,быстрый ,эффективный ,массовый самолёт. soldier
    1. болот 12 июня 2016 21:56
      Цитата: Наблюдатель2014
      В МИГ21 засуньте передовое оборудование.И будет вам счастье!Невероятно дешёвый ,быстрый ,эффективный ,массовый самолёт.

      Китайский ударный БПЛА,500 т убитых енотов стоит. smile 21 от 3 лямов...,до 2000х годов. smile Сейчас ну как металлолом.23 еще более мение интерес есть.27 без разговоров.
    2. SSR 12 июня 2016 22:26
      Цитата: Наблюдатель2014
      В МИГ21 засуньте передовое оборудование.И будет вам счастье!Невероятно дешёвый ,быстрый ,эффективный ,массовый самолёт. soldier

      + Как говорили про него Труба с двигателем.. новый движок, новая авионика, новый РАДАР и этот самолёт легко займет нишу легких истребителей, просто его концепция максимально ЭФФЕКТИВНАЯ и недостает новых технологий. (на последние ставили вроде "копьё" и это только один элемент).
      SSR
      1. RedBaron 12 июня 2016 22:37
        Цитата: SSR
        Цитата: Наблюдатель2014
        В МИГ21 засуньте передовое оборудование.И будет вам счастье!Невероятно дешёвый ,быстрый ,эффективный ,массовый самолёт. soldier

        + Как говорили про него Труба с двигателем.. новый движок, новая авионика, новый РАДАР и этот самолёт легко займет нишу легких истребителей, просто его концепция максимально ЭФФЕКТИВНАЯ и недостает новых технологий. (на последние ставили вроде "копьё" и это только один элемент).

        Новый движок новая авионика новое вооружение новое ПО и по стоимости оно переплюнет миг-35 fellow а еще учитывая естественное старение металла....
    3. KVIRTU 12 июня 2016 22:47
      "самый массовый сверхзвуковой истребитель в мире"
    4. samoletil18 12 июня 2016 23:37
      Вы там радар приличный разместить попробуйте. А папуасов гонять есть более дешёвые и эффективные средства. БПЛА или Тукан бразильский, например.
      1. Vadivak 13 июня 2016 00:11
        Цитата: samoletil18
        Вы там радар приличный разместить попробуйте. А папуасов гонять есть более дешёвые и эффективные средства.

        МиГ-21-93 оснащён многофункциональной когерентной импульсно-лоплеровской РЛС "Копьё" с фазированной антенной решёткой, рядом систем иностранного производства. В состав вооружения включены двухствольная пушка ГШ-23, ракеты Р-27Р1(Т1), Р-60, Р-73, Р-77, Х-25МП, Х-31А(П), блоки НАР, корректируемые авиабомбы КАБ-500Кр. Ресурс планёра увеличен до 40 лет. Предусмотрено применение радиопоглощающего покрытия планёра.
        МиГ-21-93 может уничтожать воздушные цели днём и ночью, в свободном пространстве и на фоне земли, на средней лальности и в ближнем бою, при атаке в переднюю и заднюю полусферы цели, в условиях организованного радиопротиводействия на высотах 30-22000 м, летящих со скоростью 1600-2300 км/ч, а также вертолёты; поражать аэродромы, наземные сооружения, мосты, корабли, действующие наземные и корабельные РЛС и ЗРК. При этом боевая эффективность самолёта увеличена в 8 раз по воздушным целям и в 3 раза по наземным. Разработана программа модернизации истребителей МиГ-21 ранних выпусков в МиГ-21-98.
        В 2000 году в Индию поставлены первые 2 модернизированных самолёта МиГ-21-93. Модернизация остальных 123 будет осуществляться фирмой "Хиндустан аэронотикс" в городе Насике, куда поставляются комплекты оборудования из России.
  6. Арктидианец 12 июня 2016 21:46
    Сумбур какой то, а не статья
  7. avvg 12 июня 2016 21:48
    Надо отдать должное конструкторам,что Миг это "Штучный товар" с большой буквы,это как военная "скрипка Страдивари ".
    1. mervino2007 12 июня 2016 21:59
      Как это - штучный? Это маччовый. Вон сколько навыпускали...
  8. Wild Hunt 12 июня 2016 21:55
    самым надежным военным самолетом в истории?? belay
    1. voyaka uh 13 июня 2016 10:04
      Кстати, - одномоторый!
      Это о том, что для надежности якобы нужны два
      мотора. МиГ-21 показал, что это не так.
    2. Комментарий был удален.
  9. atamankko 12 июня 2016 21:59
    Лётчики отзывались о МиГ-21 всегда с большим уважением.
  10. Громобой 12 июня 2016 22:06
    МиГ-21 отслужил своё и хотя в некоторых ВВС до сих пор используют их,но мы не Бангладеш.Им можно,а вот у нас должна быть авиация способная успешно противостоять самому современному и изощрённому противнику.Просто добрая память об этом советском чуде и светлая память кто воевал на ней.
    1. Юрий Я. 12 июня 2016 23:00
      Что не говори а он сказал своё слово( ну естествено конструктора) .
  11. болот 12 июня 2016 22:08
    Ну вот на работе запах керосина,сейчас на радар пойду кто там круги пишет и керосин сбрасывает.
    1. болот 12 июня 2016 22:13
      Цитата: болот
      Ну вот на работе запах керосина,сейчас на радар пойду кто там круги пишет и керосин сбрасывает.

      KLMвский сел,бусик 330 Амстрдам -Алматы.
      Лять откуда керосином так воняет laughing
      1. Папандопуло 13 июня 2016 01:20
        Из-за чего на такой работе могут быть проблемы с английским?
      2. KOMA 15 июня 2016 17:02
        Соседи кирогаз кочегарят, куырдак жарить будут!
        1. Simpsonian 16 июня 2016 10:01
          кабы не тол варить...
  12. Yak28 12 июня 2016 22:09
    Скорость и потолок у МиГ-21 практически как у современных истребителей,осталось в него напихать современную электронику и систему вооружения.Тяговооружённость у МиГ-21 конечно маленькая но современные ракеты воздух-воздух для него хватит.Но вопрос в том ,что МиГ-21 ни кто не производит,а значит и до 2059 года он не дотянет,да и более современный и когда то массовый самолёт МиГ-23 как и МиГ-21 тоже уже в прошлом recourse
    1. болот 12 июня 2016 22:15
      Цитата: Yak28
      т.Но вопрос в том ,что МиГ-21 ни кто не производит

      Где главное найти движки,по каким помойкам пройтись?
      1. PCF 13 июня 2016 01:58
        Р25 - 300 Турбореактивный двигатель с форсажной камерой

        http://www.umpo.ru/Good27_16_6.aspx

        Договаривайтесь сами bully
        PCF
    2. Berkut24 12 июня 2016 23:59
      Поверьте, пихать там некуда. Если бы было куда - то напихали бы топлива. Под крылья контейнеры с оборудованием тоже особо не развесишь - тогда придется сокращать боевую нагрузку. Я видел последние полеты этих машин в Ахтубинске - они на нашем полигоне изображали вероятного противника. Самолет объективно маленький по сравнению с современными машинами. Как боевой самолет он своё отжил.
      1. Наган 13 июня 2016 01:03
        Цитата: Berkut24
        Самолет объективно маленький по сравнению с современными машинами.

        Тогда все так делали. Видел его рядом с израильским Кфиром на палубе USS Intrepid, разница в размерах невелика. И какие-то американские палубные истребители тех времен, тоже примерно в том же размере. Phantom F-4 конечно больше, но на то он и тяжелый истребитель.
        1. Simpsonian 13 июня 2016 06:03
          Он не истребитель, это палубный перехватчик ВМС (первичное назначение) или палубный бомбардировщик.
          Его аэродромным аналогом в СССР была пара самолетов Су-7 (ИБ) и Су-9/11 (перехватчик) различавшихся только крылом.
          МиГ-21 был истребитедем.
          Су-9 во Вьетнам не поставлялись, в Египет поставлялись Су-7 но без РЛС, и без управляемых ракет.

          Китайцам была продана лицензия только на МиГ-19, их J-7 это "реверс-энжиниринг" МиГ-21 и там много расхождений.
        2. Комментарий был удален.
    3. Наган 13 июня 2016 00:57
      Цитата: Yak28
      Скорость и потолок у МиГ-21 практически как у современных истребителей,осталось в него напихать современную электронику и систему вооружения.

      А куда? Будет очередное упражнение во впихании невпихуемого. Наши советские инженеры умели вылизывать конструкцию так, что оставалось только необходимое и нихрена сверху.
  13. Vladimir 1964 12 июня 2016 22:14
    Для западного автора статья вполне положительная, и главное вполне соответствующая действительности. Испытываю гордость за своё пионерское детство и комсомольскую юность, что в моей стране, СССР, создавали подобные образцы вооружения. Правда тогда не было такого уровня коррупции, да и еДРА, её создавшую тоже не было. soldier
    1. KBR109 12 июня 2016 22:28
      Верно. Поправочка - СОВЕТСКИЙ истребитель МИГ-21. А то над УКРАИНСКОЙ Мрией ржем, а тут ...
  14. болот 12 июня 2016 22:35
    На счет онанирущих нас счет МИГ 21,на базах хранения их давно нет а так же движки.Миг-23 то же нет и 27 нет ,29 половина сгнило.Мы по базам прошлись...
    Ремонт в 23,27 еще на Украине делали.А так же 29.
    Крание 21 ушли В КНДР и до удара НАТО по Сербии кое что отправили,6 машин тормознули в Баку,в разгар бомбадировки.
    В данном случае 21 это металолом,27 живой интерес.
    29,гниют лучше 27 от сухвого.
  15. лысова 12 июня 2016 22:43
    Вот настанет 22-ой век, тогда и придёт на смену МИГ-22.Так что рано его ещё списывать! smile
    1. samoletil18 12 июня 2016 23:43
      Американцы сиквел ТопГану снимают. Кто вместо МиГ-28 летать будет? Боюсь, МиГ-32.
  16. maksim 12 июня 2016 22:51
    не убиваемый утюг,летит и громыхает,значит живет и работает!!!
  17. Oprychnik 12 июня 2016 23:19
    Красавчик! Этот сможет!
  18. хант1 12 июня 2016 23:59
    фу-35 нет и пока не предвидится так что это статья как я понял призвана донести до налогоплатильщика одну мысль :вот видите истребители летают и по 60 лет так что неочем переживать у ф-14-15-16-18 в запасе еще лет 30 bully
  19. iouris 13 июня 2016 00:31
    Надо понимать, что страна, которая ещё применяет МиГ-21, является страной третьего мира или считает, что у неё есть очень сильные друзья.
    1. Папандопуло 13 июня 2016 01:32
      Индусы применяли в совместных смешанных учениях с американцами как самолеты носители РЭБ контейнеров, в которых звездно-полосатые в очередной раз их не осилили.
  20. AlexTarov 13 июня 2016 03:05
    МиГ-21 советский истребитель, а не российский.
  21. Ментат 13 июня 2016 05:42
    Цитата: карпаг
    F-4 - для меня самый красивый и романтичный самолет . Как американские автомобили 50-60-x годов. И во Вьетнаме и на Ближнем Востоке он наголову превосходил МИГ-21

    Ясное дело, как же не ляпнуть такое, ведь США уже не эксплуатируют их, а Израиль всё держит на хранении это древнее летающее ископаемое, значит срочно надо убедить себя в том, что он там чего-то куда-то превосходил (на голову, обязательно).

    Фактик вам, для головы: эффективность применения ракет воздух-воздух во время Вьетнамской войны была у F-4 в 3 раза, три раза, ниже, чем у МИГ-21!

    Ну и такого эпического троллинга и демонстрации превосходства, когда вьетнамский ас на МИГ-21 вышел ОДИН против ТРИДЦАТИ ШЕСТИ F-4, сбил командира авиакрыла и ушёл, американцы себе позволить не могли. Им пришлось отрабатывать тактику боёв именно против МИГ-21.

    Так что в голове у вас что-то не то.
  22. Ментат 13 июня 2016 06:04
    МИГ-21 и F-4 аппараты примерно одного уровня технического совершенства, удачные модели своего времени со своими яркими плюсами и минусами.
    Не надо свои юношеские фантазии о на голову превосходстве техники США пихать сюда на форум. Это не помойка "эха москвы".
    1. Stas157 13 июня 2016 14:05
      Цитата: Ментат
      МИГ-21 и F-4 аппараты примерно одного уровня технического совершенства, удачные модели своего времени со своими яркими плюсами и минусами.
      Не надо свои юношеские фантазии о на голову превосходстве техники США пихать сюда на форум. Это не помойка "эха москвы".

      Есть существенная разница между дешевым и не прихотливым Миг-21 и капризным и дорогим Ф-4. Это цена обслуживания. Обслуживать и готовить к полету персонала и материалов нужно было во много раз больше на Ф-4, нежели на Миг-21. Этим и объясняется, почему у частных любителей авиации очень много во владении Миг-21 и практически полное отсутствие Ф-4. Ф-4 обслужить и содержать частнику не по силам!
      Еще момент, случись к примеру в те далекие времена затяжная война между СССР и США, дешевых Миг-21 можно было на клепать в разы больше чем дорогущих американских истребителей!
  23. cergey51046 13 июня 2016 06:11
    Чем кумушек считать, трудиться, не лучше ли кума на себя оборотиться. Вам такого не достичь.
  24. avg-mgn 13 июня 2016 07:39
    Можно долго спорить, но такого количества памятников, как 21му нет ни одному самолету в мире! на фото Куба. А вот интереснейшая ссылка:
    http://www.airforce.ru/content/5-pamyatniki-mig-21/

    Машина - заслуженный ветеран!!!
  25. avg-mgn 13 июня 2016 07:47
    Цитата: AlexTarov
    МиГ-21 советский истребитель, а не российский.

    По вашему выходит что точная копия Миг-21 - Чэнду J-7 чисто китайский?
    Следуя Вашей логике так и США нет, лишь потому, что Колумб американцем не был...
  26. Баракуда 13 июня 2016 07:55
    А вот про Су-7 и его модификации, незаслуженно забыли. sad Бустеры управления были совсем другие,да много чего ..что сейчас норма. И КБ Сухого мировые рекорды ставил неоднократно,с "треуголкой", изменяемой геометрией..
    1. svp67 13 июня 2016 09:11
      Цитата: Баракуда
      А вот про Су-7 и его модификации, незаслуженно забыли.

      Да как то этот самолет всегда был "в тени" славы МиГ21. Так,же не заслуженно "забыты" и МиГ27, Су17 и Су22.
  27. svp67 13 июня 2016 09:09
    Сможет ли российский истребитель МиГ-21 продержаться 100 лет?
    А почему бы и нет? Главное,что бы это оказалось кому либо нужным.
  28. мичман 13 июня 2016 09:26
    C МиГ-21 для НИИ-33 (ВНИИРА) началась эпоха создания радионавигационных и посадочных систем. На этом самолете я как Главный конструктор отрабатывал автоматическую посадку вплоть до приземления. Создали систему и приняли на вооружение СССР и всех стран Варшавского договора. Бортовая аппаратура этой системы РСБН-6С и до настоящего времени серийно выпускается на Казанском заводе. В 1972 году этот самолет удачно гарантировал взлеты и посадку МиГ25РБ в Египте. На этом самолете стажировался Г.С. Титов, я ему неоднократно подписывал полетные задания в в/ч 15650. Так мы и подружились. Для Африканского континента, где на вооружении было более 2500 МиГ-21, конкурс на модернизации бортовой радиоэлектроники выиграл Израиль. НИИ-33 проиграл в конкурсе, благодаря горбачеву. Самолет был прекрасный. ВВС Сирии и в настоящее время работает на нем. Честь имею.
    1. iouris 13 июня 2016 11:46
      Уважаемый, Мичман, позволю себе несколько замечаний.
      На МиГ-21 устанавливалась "усечённая" версия РСБН-6с, а пилоты МиГ-21 испытывали "ментальные" трудности при переходе на МиГ-23М и МЛ.
      В Египте и Сирии РСБН-6с вообще был не очень нужен. Погодные условия там обычно хорошие, а противник, который способен поставить помехи, слишком близко.
      РСБН-6с обеспечивает заход на посадку до высоты 50-60 м. Далее пилот должен управлять в ручном режиме. По этой причине даже пилоты МиГ-23, -27 не использовали автоматический режим захода на посадку, хотя "это" работало. Лишь однажды строевой лётчик, пилот МиГ-23, кстати сказать, отличавшийся глубоким знанием матчасти, очень довольный собой и самолётом сказал, что выполнил посадку "автомате" и всё прошло гладко. Но это был своего рода нетрадиционный эксперимент, выполненный в ПМУ.
  29. sivuch 13 июня 2016 09:28
    Я бы статье влепил минус не задумываясь.конечно,частично виноват перевод -чего стоят только артиллерийские орудия (это на истребителе) и перевозка оружия .Да и других фактических ошибок хватает -пусть лучше летчики прокомментируют,что маневренность современных истребителей ненамного лучше ,чем у Миг-21.Кстати,какого -21-х было очень много ,от Миг-21Ф-13 до Миг-21бис и их ЛТХ сильно отличались.
    И фантом ,действительно ,не надо опускать. У F-4E с авт.предкрылками маневренность была не хуже ,если не лучше,чем у прочих самолетов того поколения.
    Чтобы не быть голословным ,займусь саморекламой.Не так давно я вбросил в интернет свою монографию о Миг-23.Естественно,там есть данные о его современниках ,в т.ч. Миг-21бис,F-4D и F-4E.В отдельные таблицы сведены данные по времени и радиусам виражей на малых и средних высотах и разгонные х-ки.Кому интересно -могу дать ссылку
  30. Ros 56 13 июня 2016 09:58
    Чтобы вы не говорили, а МиГ- 21 один из самых красивых и результативных истребителей в нашей авиации. Спорить с этим просто глупо.
    1. sivuch 13 июня 2016 10:10
      Только на фотографии Су-17М4
      1. Ros 56 13 июня 2016 11:44
        Прошу прощения, со слепу влепил, виноват исправлюсь.
  31. Денис-Скиф 13 июня 2016 17:48
    Сможет ли российский истребитель МиГ-21 продержаться 100 лет? (The National Interest, США)
    Сможет ли армия ФША просуществовать 50 лет?
  32. magadanets 14 июня 2016 00:36
    Я далёк от авиации,спорить не могу.Читал где то что в то время у американцев была тактика расчитанная на дальний бой.Они надеялись на свои совершенные РЛС и ракеты.Ближний бой это мол уже прошедшая старина былинная.Сопровожнение летели на большой высоте,а бомбёры ф4 на малой.Вот тут и ждали манёвренные Миг 17 тяжелые бомбёры.Сопровождение не успевали реагировать,Миги успевали атаковать,и уходили.Бомбёры вынуждены были сбрасывать бомбы,и уходить на высоту.Вот там уже атаковали 21 Миги.И доставалось всем фантомам,и сопровождению,и бомбардировщикам.И с тех пор американцы поняли,что рано они о ближнем бое подзабыли
  33. drunkram 14 июня 2016 07:02
    Всего в СССР было создано 10645 самолетов МиГ-21 в период с 1959 по 1985 годы.
    belay не знал что так много, думал тысячи 3-4 от силы, почему же сейчас такая проблема с самолетами?..
  34. кедр 14 июня 2016 16:35
    Цитата: drunkram
    Всего в СССР было создано 10645 самолетов МиГ-21 в период с 1959 по 1985 годы.
    belay не знал что так много, думал тысячи 3-4 от силы, почему же сейчас такая проблема с самолетами?..

    Не только...
    Сейчас ВВП РФ составляет 1% от мирового ВВП !
    В 1991 году перед своим концом СССР имел 22% от мирового ВВП! Каждый третий самолёт в мире выпускался в Союзе!
    В 1914 году перед своим концом Российская империя имела 9,8% от мирового ВВП.
    В 1812г. - 5.5%
    А когда у России был 1%?
    При Иване Васильевиче Грозном ! 400 лет назад!
    А территория у нас 1/7 часть суши, что бы её удержать нужны Армия и Флот и следовательно самолёты и лётчики армейской и флотской ракетоносной авиации. Супостату это не надо, он уже всем кому положено медали "За победу над СССР-Россией в холодной войне" вручил и рюмками отзвенел.
    Поэтому Абама, то бишь его кукловоды, сказал что разрушит экономику России санкциями и ведь разрушит, если позволим, т.е. сдадим на выборах Путина. Он для них цель номер один.

    П.С. Самолёт делает человека лётчиком, люди за это и любят эти крылатые машины.Кому-то этот дар дал Ф-4, кому-то МиГ-21.
    "В небе голубом и чистом, мой фантом, как пуля быстрый, с рёвом набирает высоту..."
  35. aba 14 июня 2016 17:37
    Если доживет до ста, значит заслуженный боец!
    Хотя и сейчас он заслуженный - сколько лет в строю.
    aba
  36. bbss 15 июня 2016 11:20
    Цитата: Денис-Скиф
    Сможет ли российский истребитель МиГ-21 продержаться 100 лет?

    Вопрос идиотский. МиГ-21 истребитель СОВЕТСКИЙ!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня