Взлетная немощь

74
Региональная авиация, созданная своими руками, хорошо смотрится на бумаге

На совещании по развитию авиации, состоявшемся 12 мая, президент заявил о необходимости собственного конкурентоспособного регионального самолета. Ситуация, когда жители Дальнего Востока летят в соседние регионы через Москву, неприемлема. По оценке главы государства, разговор о перспективах создания в России собственного регионального самолета вместимостью 50–60 пассажиров давно назрел.

Это далеко не первое совещание по данному вопросу на столь высоком уровне, но воз, как говорится, и ныне там. Заместитель главы Минпромторга Юрий Слюсарь предлагал решить проблему путем ремоторизации существующего парка самолетов. Были и другие серьезные высказывания, предложения, перечисление которых не имеет смысла. И так понятно: проблема перезрела. Что мешает решению?

Крылья спроса


Дошло до того, что билеты на самолеты местных авиалиний на Дальнем Востоке и в других отдаленных местностях, где иного транспорта просто нет, стоят дороже, чем на дальние авиарейсы. Где же, спрашивается, всевидящее око государево, почему ответственные годами закрывали на проблему глаза да и сегодня особо не переживают. Почему всем должен заниматься президент? Не говоря уже о том, что развивать ближнее воздушное сообщение требует спрос.

Причина, видимо, в том, что «ответственные товарищи» ищут и предлагают президенту на выбор всего лишь варианты решения вопроса. Вместо того чтобы обосновать и определить наилучший, который можно реализовать в кратчайшие сроки. Но и на уже упомянутом совещании по проблемам малой авиации глава Минпромторга доложил Владимиру Путину о четырех вариантах. Первый предполагает создание регионального самолета на базе украинского Ан-140, второй – запуск в России производства Ил-114 (подробнее – «Ил-114 получил команду на взлет»), третий – российско-китайский проект МА-700, четвертый – реактивный Ту-324, по которому уже имеются существенные наработки.

Конечно, у каждого из вариантов свои достоинства и недостатки. Их объединяет одно: все они пока на бумаге. Я, например, не уверен, что в нынешней ситуации надо лоббировать украинский самолет. Как, впрочем, и российско-китайский проект. Но у нас, слава богу, пока еще есть специалисты, которые могут все оценить и выбрать лучший вариант. Было бы желание дать им такую возможность. А вот с этим, как показывает многолетний опыт, не все в порядке.

В Крым через Канаду


Сегодня, по крайней мере в крупных аэропортах и не только, чаще всего можно увидеть самолеты канадской компании «Бомбардье» (Bombardier) типа Dash 8 Q-400 и Q-300. Удивляться тут нечему, поскольку все отечественные самолеты малой авиации были выходцами еще из СССР. Можно вспомнить Ан-2 и По-2, Як-40, более поздний Як-42. Все они давно выработали свой ресурс, только Як-42 еще кое-где летает, правда, в варианте бизнес-класса. Получается, за 25 лет, минувших после распада Советского Союза, наше правительство так и не удосужилось задаться простым вопросом: а что этим машинам придет на смену?

Взлетная немощь


В апреле 2010 года Владимир Путин назвал главным успехом авиапрома сертификацию и запуск в серию пассажирского лайнера «Сухой Суперджет 100». Через шесть лет оказалось, что из заказанных 150 машин построено всего 104. Более того, только 81 самолет передан эксплуатантам. А ведь еще на стадии проектирования об SSJ 100 с большой помпой говорилось как о конкурентном региональном лайнере. Даже планировалось создание его более дешевой версии на 75 пассажиров. Но самолет продается плохо и не только по причине «детских болезней».

Оказалось, что нижнее расположение достаточно больших двигателей не позволяет эксплуатировать «Сухой Суперджет 100» на малых аэродромах с грунтовыми взлетными полосами. А таких сегодня в России значительное большинство. И вновь вопрос: куда смотрели те, кто одобрял этот проект и рассматривал такой образец в качестве регионального? Кто выделял громадные суммы на его строительство? Кто просчитывал коммерческую эффективность и перспективы? Сейчас за это уже не с кого спросить.

К сожалению, приходится констатировать, что конкретного решения проблемы, весьма чувствительной для России, сегодня нет. Есть совещания, предложения, идеи, а отечественного, столь нужного для нас самолета даже не предвидится.

Получается, в ближайшие пять лет без самолетов зарубежного производства не обойтись. Сегодня в России в сфере региональной авиации продолжает доминировать канадская «Бомбардье». Вот самое последнее тому подтверждение: 26 мая регулярное авиасообщение с Крымом из Калуги открыл 50-местный CRJ 200 российской авиакомпании «Ямал», который будет совершать рейсы по маршруту Уфа – Калуга – Симферополь.

И вновь вопрос: почему мы так любим самолеты из страны, которая давно и последовательно поддерживает антироссийские инициативы США? Что за этим стоит, если не лоббистские устремления чиновников, которые, конечно же, небескорыстно продвигают проекты конкретной зарубежной авиафирмы на нашем рынке. Чем не повод проявить национальное самосознание тем, от кого зависит решение – брать эти самолеты или отказаться от них.

Перспективы и коррективы



Приемлемое альтернативное решение есть. Почему, например, позабыли известного бразильского производителя самолетов самого разного назначения «Эмбраэр» (Embraer)? В настоящее время этот авиастроительный конгломерат – один из лидеров мирового рынка пассажирских региональных лайнеров. Бразильцы вполне успешно конкурируют с канадцами и претендуют на третье место в мире по объемам производства самолетов после «Эрбаса» и «Боинга». По состоянию на 2015 год в мире эксплуатируется 620 лайнеров типа ERJ 145 и 1102 – семейства E-Jet, выпущенных компанией «Эмбраэр».

В данном случае нисколько не пострадало бы и наше национальное самолюбие. Бразилия до настоящего времени является одним из самых последовательных наших друзей за океаном, под боком у США. Наряду с Россией она ведущий участник одного из крупнейших межгосударственных объединений БРИКС. Бразильская экономика занимает седьмое место в мире, следующее после российской. Что еще надо?

Да, сегодня большие неприятности у бразильского президента Дилмы Русеф, которая на международных встречах была весьма дружелюбна с нашим президентом и, наоборот, равнодушна с американским. Вполне вероятно, ее независимая позиция как раз и стала причиной временного отстранения от власти и передачи поста проамериканскому вице-президенту Мишелу Темеру.

Но это политика. Что касается регионального самолета, то он мог бы быть спроектирован совместно с бразильцами и выпускаться на нашей территории. Как выход на первое время – заказать такой самолет у них с перспективой совместного производства. Обошлось бы «дешево и сердито».

Резюмируем: в перспективе России, конечно же, надо создавать собственный региональный самолет. Сил и возможностей у нас хватит, необходимы лишь политическая воля и продуманные бизнес-решения. Предельно ясно одно: люди не должны страдать от бездействия «эффективных менеджеров», которые как были, так и остаются страшно далеки от народа страны, раскинувшейся с запада на восток на 11 тысяч километров.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

74 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    17 июня 2016 21:42
    Резюмируем: в перспективе России, конечно же, надо создавать собственный региональный самолет. Сил и возможностей у нас хватит, необходимы лишь политическая воля и продуманные бизнес-решения. Предельно ясно одно: люди не должны страдать от бездействия «эффективных менеджеров», которые как были, так и остаются страшно далеки от народа страны, раскинувшейся с запада на восток на 11 тысяч километров.
    А воли то и нет. К чему пенять-если нету ничего, кроме надежды на дядю , который придет и бабки даст.. Ну тут и вспоминается Пушкин. Пиковая дама. " Уж полночь близится , а Германа все нет". Вот наше руководство так и делает, а ни кто не придет, самим надо. А Воли не хватает.
    1. +23
      17 июня 2016 22:06
      О чем статья? Все уже, заявили, что будут строить ИЛ-114. Тоже низкоплан, как и «Сухой Суперджет 100». Цитата автора: "Оказалось, что нижнее расположение достаточно больших двигателей не позволяет эксплуатировать «Сухой Суперджет 100» на малых аэродромах с грунтовыми взлетными полосами. А таких сегодня в России значительное большинство." Казалось бы автор сознает, что низкопланы - не лучшее решение для грунтовых аэродромов. Так ведь нет, он предлагает покупать в Бразилии бразильские низкопланы. На одной модели (ERJ 145) двигатели убрали с крыла, но вместе с двигателями с крыла ушли и гондолы шасси. Нет в мире совершенства. Статья получилась какая-то алогичная. Про ИЛ-114 специалисты уже все сказали два года назад. Не только не "конкурентоспособный на мировом рынке", но и на российском рынке перевозчикам (!) не нужен. А узбекский задел специалисты предлагали использовать для МО, чего им должно было хватить с лихвой лет на двадцать-тридцать. Мне доводилось несколько раз летать из Москвы и Питера в Воронеж и обратно на SAAB-2000, шведском аналоге ИЛ-114. Хороший самолет для аэродромов с хорошим покрытием. Да вот только шведы сделали всего 63 самолета с 1992 по 1999, и закрыли проект. Так что у ИЛ-114 конкурентов не будет, как, впрочем, и заказчиков. Мне, как инженеру, хотелось бы видеть проявление "компетенции", а не "политической воли", ибо последняя может оказаться благодатной почвой для коррупции.
      1. -45
        17 июня 2016 22:33
        ПУТИН ИСКЛЮЧИЛ РОССИЮ ИЗ ЧИСЛА СВЕРХДЕРЖАВ

        Президент России Владимир Путин признался, что считает США единственной на сегодняшней момент супердержавой в мире. Такое заявление он сделал в пятницу, 17 июня, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), передает корреспондент «Ленты.ру».

        «Америка — великая держава. Сегодня, наверное, единственная супердержава. Мы это принимаем», — заявил российский президент.

        https://lenta.ru/news/2016/06/17/obamathegreat/?utm_source=rnews



        Жрите, пoцрeоты!
        1. +9
          17 июня 2016 22:56
          Ишь разволновался. laughing Что такое сарказм надо объяснять или бесполезно? what
          1. +10
            17 июня 2016 23:11
            несколько раз в месяц появляются титаны мысли, не в силах постичь того простого факта , что уровень мыслительной деятельности их спинного мозга не в состоянии дать нам возможности считать их существами способными к осмысленному диалогу , думаю , что тело сие уже на каком нибудь цензоре : рассказывает , как силой мозга жег путинскую вату . ну а несколько плюсующих ему дрочеров тут всем известны- есть на форуме группа серых мазохистов , упивающихся регулярными минусами за свои идиотские коментарии
          2. +1
            18 июня 2016 05:04
            Думаю для таковых бесполезно объяснять,они знают ,что такое "сарказм", но для таковых главное выдернуть из контекста, и дуть, главное в нужную для них сторону, сейчас все либерасты эту "дутую сенсацию" муссируют. А вот убогие за океаном, кому это адресовалось, могли ,и за чистую монету принять! Ну так это их дело.
            "Hалим Hикодим Гордится собою,
            Hалим Hикодим Hосит шапку соболью
            Hи перед кем ее не ломает
            И шуток тоже не понимает."
        2. +5
          17 июня 2016 23:12
          ПУТИН ИСКЛЮЧИЛ РОССИЮ ИЗ ЧИСЛА СВЕРХДЕРЖАВ

          Я я русский фанька думкопфф, с точки зрения западного обывателя. Но почему то Русский Ваня не ведется на обладанием полцарства, когда у него половинок 99 и не отдаст. Не потому, что жадный, а потому что 99 его половинки. Остальное пофиг.
          ЗЫ. Во блин загнул. Это так по отвечаю прадорубу тринадцатому, докторскую защитю по философии laughing
          1. +1
            17 июня 2016 23:20
            да забей , я хотьб ухой laughingэй , кстати , серые кости laughing минусами рассчитайсь laughing был там у вас один креативненький : чуть меня синего до беды не довел , спасибо админам :троля в мусор , меня в строгий временный бан
        3. +1
          17 июня 2016 23:24
          Все течет, все меняется. Не переживай ты так, дружок.
        4. +1
          17 июня 2016 23:37
          Ну так он,,Путин,,прав.с Америкой нам пока не потягаться.и долго,долго не по тягаться.если только по ЯО.но там победителей не будет.ну ещё в локальных делах.да и не нужна она-тягаться с ней.лучше бы не лезли к нам!
        5. +9
          18 июня 2016 00:58
          Цитата: Правдоруб.358
          ПУТИН ИСКЛЮЧИЛ РОССИЮ ИЗ ЧИСЛА СВЕРХДЕРЖАВ

          Президент России Владимир Путин признался, что считает США единственной на сегодняшней момент супердержавой в мире. Такое заявление он сделал в пятницу, 17 июня, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), передает корреспондент «Ленты.ру».

          «Америка — великая держава. Сегодня, наверное, единственная супердержава. Мы это принимаем», — заявил российский президент.

          https://lenta.ru/news/2016/06/17/obamathegreat/?utm_source=rnews



          Жрите, пoцрeоты!



          Ну, строго говоря, он все правильно сказал. На статус сверхдержавы Россия пока не претендует.

          Да и самому себе такой титул присваивать моветон все же. Слишком уж самонадеянно. Пусть этим штаты страдают.


          Чтобы супердержава была,нужно проводить новую индустриализацию.Пытаться выйти на уровень производства хотя бы как в СССР,а не нефть и газ качать.
      2. Комментарий был удален.
      3. +16
        17 июня 2016 23:03
        Цитата: Denis Obukhov
        не позволяет эксплуатировать «Сухой Суперджет 100» на малых аэродромах с грунтовыми взлетными полосами. А таких сегодня в России значительное большинство."

        В какие веки пассажирские реактивные лайнеры, хоть и сравнительно не большие, летали с грунтовых аэродромов?!
        Как с дуба рухнул...
        Их, дескать, в РФ "значительное большинство".
        Ну пусть перечислит в каких областных центрах грунтовые аэродромы. fool laughing
        А в райцентры и отдалённые сёла должны летать даже не Ил-114, а самолёты типа Ан-2, Л-410 и т.п.
        В Бразилии и Канаде, если посмотреть кооперацию, наверняка тот же Боинг и Эрбас.
        Вот тебе м самолюбие. Маниловщина какая-то...
        А региональный самолёт будет, но не по мановению волшебной палочки.
        Главное ныне обеспечить даже не технологии, а платёжеспособный спрос, дело не простое, слишком многое про... и не только в 90-е, но и ранее.
    2. +6
      17 июня 2016 22:47
      А Воли не хватает.

      Ну как бы я лично знаю одного из команды, кто лицензировал суперджет. Одни 4 года не принимали не принимали, а другие все настаивали да исправляли. Ну в общем, тех кто выдают лицензию, одной политической волей не пробьешь.
      Этапы лицензирования Суперджета:
      - Жуть, Экскременты - Более или менее - Купите мне остров Австралия, тогда приму...
      Стандарты ибо нефиг.
      А регионалов должно быть многоразных. Страна такая. Кстати Як-40 потрясающая машинка. Летишь и чувствуешь себя, как в автобусе на идеальной автостраде.
      Вот что у нас разорвано в клочья до Обамки, так гражданское авиастроение
      1. -7
        17 июня 2016 23:26
        За проект джета, что супер-пупер сажать надо.
        1. +7
          17 июня 2016 23:30
          Цитата: NordUral
          а проект джета, что супер-пупер сажать надо

          Безусловно! Для того гражданские самолеты и строятся, чтобы взлетали и обязательно сажались feel
          1. 0
            18 июня 2016 16:34
            Шутник? Вот этот пупер и посадил наши самолеты на вечную стоянку.
    3. 0
      17 июня 2016 23:23
      Лучше бы эти "эффективные" бездействовали на Богамах, хрен с ними, баба с возу - кобыле легче. А вот по настоящему эффективные спецы восстанавливали наш авиапром, да и вообще все. А то один мат на языке от содеянного со страной за эти годы.
    4. +6
      18 июня 2016 01:42
      Бла ! Бла ! Бла !
      Цитата: Связист
      Оказалось, что нижнее расположение достаточно больших двигателей не позволяет эксплуатировать «Сухой Суперджет 100» на малых аэродромах с грунтовыми взлетными полосами. А таких сегодня в России значительное большинство.

      а может лучше полосы нормальные сделать ?
      По этому принципу не надо строить дороги, а лучше выпускать внедорожники.
      На дворе 21-ый век.
  2. +9
    17 июня 2016 21:49
    В молодость свою,летал на Ту-154 Б-2. И был доволен.
    Ил-86 так супер был.
    1. +16
      17 июня 2016 21:53
      "Получается, за 25 лет, минувших после распада Советского Союза, наше правительство так и не удосужилось задаться простым вопросом: а что этим машинам придет на смену?"

      Не до мелочей им. Они другим заняты - сколько денег их внукам и правнукам останется. Самим-то уже не съесть. Дети за рубежом, недвижимость за рубежом, счета за рубежом. Проблем-то сколько, все это содержать нужно. А тут кто-то с какими-то самолетами...
      1. +12
        17 июня 2016 22:04
        Цитата: Офицер запаса
        Не до мелочей им. Они другим заняты - сколько денег их внукам и правнукам останется. Самим-то уже не съесть. Дети за рубежом, недвижимость за рубежом, счета за рубежом. Проблем-то сколько, все это содержать нужно. А тут кто-то с какими-то самолетами...

        -----------------
        И не говорите. Тут еще дерибан страны не закончился, еще в Запад не вписались, еще за Сталина не покаялись. А вы с каким то "развитием малой авиации". У топ-менеджера вертушка или Цессна есть? Есть. Какая вам еще малая авиация нужна? * hi
      2. +8
        17 июня 2016 22:49
        Цитата: Офицер запаса
        Они другим заняты - сколько денег их внукам и правнукам останется. Самим-то уже не съесть. Дети за рубежом, недвижимость за рубежом, счета за рубежом. Проблем-то сколько, все это содержать нужно. А тут кто-то с какими-то самолетами...

        Т.е. как говорили в дополиткорректной Америке, "проблемы ниггeров шерифа не ***т". Да и собсно в чем разница? Олигархат вас примерно за ниггeров ах простите Африканских Американцев и держит, и лишь себя хороших считает белыми людьми.
      3. +3
        18 июня 2016 06:00
        Цитата: Офицер запаса
        "Получается, за 25 лет, минувших после распада Советского Союза, наше правительство так и не удосужилось задаться простым вопросом: а что этим машинам придет на смену?"

        Так ведь втирали нам что рынок сам все от регулирует! Что правительство нужно, чтобы финансовыми потоками заниматься, а все остальное само по себе должно появиться. Что невидимая рука рынка сама обо всем позаботится! То, что главное в стране это банки, а заводы пусть сами вписываются в рынок, сами решают, какие самолёты строить, сами находят деньги и покупателей. И вдруг выяснилось, что без гос. заказов заводы не работают, новых моделей не выпускают. Иностранцы инвестируют только в нашу нефть, а наши олигархи, только в офшоры. Авиакомпании же интересуются исключительно иностранными самолетами.
  3. +12
    17 июня 2016 21:55
    Тут целый ворох проблем-аэродромы разграблены,гражданская авиапромышленность на нуле,какой самолет строить не решили..Ходят все ответственные люди вокруг да около..Без Сталина с менеджером(Лаврентий на том свете в ужасе)Берией ну никак..
  4. +18
    17 июня 2016 21:55
    Так чем всё-таки плох ИЛ-114 ? Не понял . Зная , какие у нас полосы - с реактивным самолётом для регионов замучаемся . А насчёт билетов , так надо местных наполеончиков причесать , там сплошные монополисты в доле с губернаторишками и прокуроришками . Чего ж им барашков не постричь , если за это ничего не будет ? am
    1. +7
      17 июня 2016 22:07
      Цитата: iliitchitch
      . А насчёт билетов , так надо местных наполеончиков причесать , там сплошные монополисты в доле с губернаторишками и прокуроришками . Чего ж им барашков не постричь , если за это ничего не будет ?

      ----------------
      Это да, показывали давеча документальный фильм, что до Якутска из какого то местного земляного аэродрома лететь по деньгам как до Москвы всего то 800 км. 12-15 тысяч рублей просят за место в Ан-2.
  5. +7
    17 июня 2016 22:05
    Оказалось, что нижнее расположение достаточно больших двигателей не позволяет эксплуатировать «Сухой Суперджет 100» на малых аэродромах с грунтовыми взлетными полосами.
    что только не придумают, лишь бы нормальные аэродромы не строить
  6. Комментарий был удален.
  7. +3
    17 июня 2016 22:07
    Да были у нас неплохие машины Ту-154 и 134! Но в угоду (не знаю кому) их принудительно снимают с эксплуатации даже не выработав ресурс! А теперь посмотрите кто займёт этот рынок и вопрос (в чью угоду) отпадает сам собой!
    1. +8
      17 июня 2016 22:13
      Цитата: неглавный
      Да были у нас неплохие машины Ту-154 и 134! Но в угоду (не знаю кому) их принудительно снимают с эксплуатации даже не выработав ресурс! А теперь посмотрите кто займёт этот рынок и вопрос (в чью угоду) отпадает сам собой!


      Вы еще ИЛ-62 забыли упомянуть. Отличный пепелац, с прекрасной гравицапой. Правда, для дальних перелетов. Летал на нем в свою курсантскую юность. От Москвы до Магадана - 8 часов, вместо Ил-18 с его 18-ю часами чистого лета, не считая посадок для дозаправок. И на Ил-14 приходилось летать по регионам Дальнего Востока, и на ЯК-42, и даже на АН-2. А вообще-то, на мой взгляд, в СССР самыми лучшими самолетами для местных авиалиний были ЯК-40 и АН-24.
      1. Комментарий был удален.
      2. +3
        17 июня 2016 22:30
        ИЛ-62 вообще - то не совсем средне магистральный, а для международных авиалиний. У него дальность полета была до 11500 км. Другое дело ИЛ-18.
    2. +5
      17 июня 2016 22:14
      Цитата: неглавный
      Да были у нас неплохие машины Ту-154 и 134! Но в угоду (не знаю кому) их принудительно снимают с эксплуатации даже не выработав ресурс! А теперь посмотрите кто займёт этот рынок и вопрос (в чью угоду) отпадает сам собой!

      Кушают много и ремонтировать часто надо. Потому и снимают. Много лет прошло уже...
      1. +1
        18 июня 2016 00:13
        А ещё, при аварии, весь салон выгорает с пассажирами. Топливопроводы от крыльев к хвосту лопаются и заливают... Вот поэтому, лучшее расположение двигателей - под крылом.
  8. +5
    17 июня 2016 22:18
    Меня Отец с Узина в Ту-95-ть, на Кубу посылал..посмотреть..Обратно летел Ту-114 ( Москва - Гавана ) . Супер был лайнер. И кормили класс.
  9. +10
    17 июня 2016 22:18
    "Приемлемое альтернативное решение есть. Почему, например, позабыли известного бразильского производителя самолетов самого разного назначения «Эмбраэр» (Embraer)?
    В данном случае нисколько не пострадало бы и наше национальное самолюбие. Бразилия до настоящего времени является одним из самых последовательных наших друзей за океаном, под боком у США. Наряду с Россией она ведущий участник одного из крупнейших межгосударственных объединений БРИКС. Бразильская экономика занимает седьмое место в мире, следующее после российской. Что еще надо?"...

    Хм... Когда реально то статья написана ???
    Бразилия открыто повела проамериканскую политику... Фактов уже достаточно, начиная со снятия трансляции RT на государственных каналах... Неизвестно, как еще поведет себя она и в БРИКС, на который так много возлагалось надежд в борьбе с амерской экспансией...
    В таком случае - какая разница, чьей экономике помогать - штатовской, канадской или бразильской ???

    Свои самолеты нуж но делать, свои... И нужно это было - вчера... И пока не последует госзаказ с кнутом и пряником в виде программы по развитию малой авиации (не на словах и бумаге, а на деле) - толку не будет...

    Господи, до чего же я "люблю" наших чиновников и бояр... Зубы прямо скрипят...
  10. +5
    17 июня 2016 22:19
    Сил и возможностей у нас хватит, необходимы лишь политическая воля и продуманные бизнес-решения.
    До тех пор, пока законодательство страны заточено так, что сдать заводские площади в аренду проще, чем наладить производство, никто эти силы прилагать не будет. Экономика, где для решения любых, даже очень серьёзных проблем, необходим личный пинок президента, нежизнеспособна.А если по каждому поводу, в том числе и по теме разработки регионального самолёта, создавать "национальный проект", то очень скоро придётся выбирать, какой из этих проектов важнее.
  11. +11
    17 июня 2016 22:21
    Ох уж эти журналисты...
    Можно вспомнить Ан-2 и По-2, Як-40, более поздний Як-42
    Хорошая компания... По-2 можно вспомнить? Тогда уж и самолет братьев Райт тоже сюда надо. А Як-42 каким тут боком? Авиалайнер для линий средней протяженностью на 120 мест. А где Ан-24, L-410 ?
    только Як-42 еще кое-где летает, правда, в варианте бизнес-класса
    Может быть все-таки Як-40 еще кое где летает в варианте бизнес-класса? Як-42 пока что еще на пассажирских регулярных рейсах летает, 49 самолетов в эксплуатации на 2014 год было.
    Оказалось, что нижнее расположение достаточно больших двигателей не позволяет эксплуатировать «Сухой Суперджет 100» на малых аэродромах с грунтовыми взлетными полосами.
    Оказалось? Автор, это у тебя оказалось, а SSJ изначально не предназначался для грунтовых ВПП. Это автобус для линий "Замкадовск-Москва". Дак вот, аэропорты в областных центрах все таки у нас бетонные. Зачем же все валить в одну кучу? Если вы про грунтовые полосы переживаете, то там нужна замена самолету Ан-24, которой у нас действительно нет, и с такими правителями не будет, потому что Ил-114 который для этого планировался еще в 90-е до сих пор не производится. А SSJ самолет иного класса, он скорее позиционируется как замена Ту-134 и Як-42, но эти самолеты и ранее никто в дурном сне с грунта эксплуатировать не планировал.
  12. +2
    17 июня 2016 22:23
    Альтернативы отечественного авиапрому нет! Дальнейшее обсуждение нужно?
  13. +2
    17 июня 2016 22:25
    ". Можно вспомнить Ан-2 и По-2,"
    По-2 smile Можно еще самолет Можайского!
  14. +1
    17 июня 2016 22:30
    Сил и возможностей у нас хватит, необходимы лишь политическая воля и продуманные бизнес-решения.
    И хороший пинок из Кремля!
    1. +1
      17 июня 2016 23:43
      Цитата: x.andvlad
      И хороший пинок из Кремля!

      level up! И хороший пинок в Кремль перед этим!
  15. +10
    17 июня 2016 22:35
    Цитата: Правдоруб.358
    ПУТИН ИСКЛЮЧИЛ РОССИЮ ИЗ ЧИСЛА СВЕРХДЕРЖАВ[/center]

    Жрите, пoцрeоты!

    А кто ты? Мимо проходил?
  16. +4
    17 июня 2016 22:37
    Есть и такие планы -
    ...в 2016 году «Уральским заводом гражданской авиации» должно быть собрано первых четыре самолета Л-410. А главное - должны быть созданы мощности для локализации производства: к 2017 году на уровне частичного замещения на собственные комплексы бортового оборудования. К 2019 году - полное замещение на собственные КБО и доработка шасси («поплавки» для обеспечения посадки самолета на грунт). К 2020 году - ремоторизация, производство двигателя самолета в кооперации заводов Свердловской области.
    http://www.midural.ru/news/list/document84621/
    1. +2
      17 июня 2016 22:54
      Вы летали на чебурашке(л-410)? Может это и не плохой самолет, но только для тех ,кто слаще морковки ни чего не видел. ЯК40 гораздо комфортабельнее и скорость больше,только почему-то производят чешскую хрень. Может лучше модернизировать яшку? Так ,наверное, утратили всю документацию и нет желания производить свое.Нам нужен свои самолет для малых дистанций.
      1. +4
        17 июня 2016 23:45
        Цитата: lwxx
        Так ,наверное, утратили всю документацию и нет желания производить свое.Нам нужен свои самолет для малых дистанций.

        Берите больше. Утратили ЗАВОД производивший эти самолеты. Нет больше Саратовского авиазавода.
      2. +6
        17 июня 2016 23:58
        Цитата: lwxx
        нет желания производить свое

        После катастрофы ЯК-42 (с "Локомотивом" на борту) ДАМ заявил, что самолеты будем закупать за рубежом.
      3. Комментарий был удален.
      4. +7
        18 июня 2016 01:53
        Цитата: lwxx
        Вы летали на чебурашке(л-410)? Может это и не плохой самолет, но только для тех ,кто слаще морковки ни чего не видел. ЯК40 гораздо комфортабельнее и скорость больше,только почему-то производят чешскую хрень. Может лучше модернизировать яшку? Так ,наверное, утратили всю документацию и нет желания производить свое.Нам нужен свои самолет для малых дистанций.

        А причем тут морковка? В СССР самолеты летали между районными центрами на расстоянии от 50 км. Там не нужно было много пассажиров. 8-12 было достаточно. Зато они летали регулярно, ежедневно и по нескольку рейсов, в случае пассажирского спроса. Самолеты ЯК-40 летали в основном между областными центрами Даже на гремящем АН-2 30-40 минут выдерживались спокойно. Стоимость билета составляла около двойной стоимости проезда на то же расстояния в купе пассажирского поезда и была реально доступна для каждого, включая пенсионеров и студентов.
        1. +1
          18 июня 2016 02:10
          Я про то что чебурашка не есть лучшее, пока был СССР летал от ан2 до 86.Поэтому могу сравнивать, по мне лучше яшка.Ан2 30-40минут это хорошо, но на 410 полтора два часа, да еще не в идеальном небе, то еще удовольствие.
        2. +3
          18 июня 2016 06:35
          Цитата: сибиралт
          Стоимость билета составляла около двойной стоимости проезда на то же расстояния в купе пассажирского поезда и была реально доступна для каждого, включая пенсионеров и студентов.

          Сей час купе в поезде дороже авиа билета стоит. Железная дорога вообще озверела! Монополисты! В Индии те же расстояния на ж/д в 5 раз дешевле, при том, что цены на метал и электричество везде мировые!
    2. +2
      17 июня 2016 23:15
      Не далее как сегодня вопрос обсуждался в новостях. По Л-410 будут добиваться локализации и по двигателям. ПО ДВИГАТЕЛЯМ. Это важно, т.к. планировали с заокеанских сердцем выпускать.
  17. -2
    17 июня 2016 22:41
    Вова Путин летает на ИЛ-96 . И по его словам - он не допустит похерить разработку. soldier
    1. +8
      17 июня 2016 22:53
      Валерий, о Президенте России и ВГК не надо так фамильярно. Здесь не либералы собрались, а в большей части офицеры - действующие и запаса. В офицерском собрании такие реплики дорого бы Вам стоили.
      Вы же давно на сайте, зачем эта подростковая бравада?
      1. +5
        17 июня 2016 23:01
        Согласен, больше не буду. Хотя Ющенко и Яныка я в прицел видел - 300 м. Детский лепет. А с зади мои люди были..
        Кому надо - в личку .
        1. +5
          17 июня 2016 23:08
          Другого ответа я и не ждал. Вы меня не разочаровали. Примите мое уважение.
          1. -3
            17 июня 2016 23:32
            Хотите, мне уже пофиг, могу и показать ( меня могут убрать ) - рассказать. Но в личное.
            Для некоторых я на месте, а для других в Албании, ЮАР, о.Пасхи....Сейчас я на месте.
            Вот только как холодно при - 20-ть на шару лежать на крыше ..и радийку слушать.
      2. Комментарий был удален.
        1. +2
          17 июня 2016 23:53
          Вежливость и чувство такта тоже по возрасту списаны?
  18. +6
    17 июня 2016 22:46
    Прежде чем планировать возрождение авиационной промышленности надо просеять все правительство от лоббистов и жуликов.Был неплохой самолет и пошел бы в серию ,но кому то не по нраву и все!А сейчас давай финансы мы купим ,построим ,придумаем заново.
    1. +1
      17 июня 2016 22:58
      Тебе Че, кучу боингов горящих показать ?
      Паво - кто ТЫ ?
    2. +3
      17 июня 2016 23:24
      Забыть про него пора. Как и с антоновскимт машинами, там украинский след. Да и устарел он, к сожалению, не родившись в серии. Была статья лет пять назад ещё, т.е. до майдана, и уже тогда украинские проволочки ничем не отличались от поведения по Ан-70.
      Отправьте это фото на харьковский авиазавод.
  19. +5
    17 июня 2016 22:56
    Насколько я могу судить, то у нас свой авиапром давно сгинул, в нашем порту одни ATRы и Бомбардье летают и все с "ихними " номерами, то бишь взятые в лизинг, Ютэйр, Северсталь и прочие летают на иномарках,недавно Газпромавиа вывел из эксплуатации Як-42, в начале июля откажется от Ту-154, будут эксплуатировать видавшие виды Боинги и немногочисленые Сухие SSJ-100. Прискорбно это...
    1. +5
      17 июня 2016 23:34
      у нас свой авиапром давно сгинул, в нашем порту одни ATRы и Бомбардье летают и все с "ихними " номерами,


      Кучеряво живёте - летают... У нас прогудит пару раз в месяц местный Ил-76 ( видно, облет РТС) и тишина. А импорт так, проездом...Ах да, МЭРин с импортной вертушкой "б..лядей катает" , всем говорит, что город осматривает на предмет чистоты и порядку. wassat Зараза, хоть бы колхозников пускали на аэродром- скотину пасти, всё польза.

      Раньше каждый час гудели над домом то гражданские, то МИГари с завода. Теперь из всех летательных аппаратов- жирные чайки на помойке, жрут и кричат.
  20. +6
    17 июня 2016 23:32
    Гражданская авиация - это перевозчик. Коммерческое предприятие. Ему нужны самолеты ВЫГОДНЫЕ. Которые мало кушают и много летают. Надежные и с большим межремонтным налетом. С широкой сетью сервиса по всей стране. Дайте такой самолёт, и лучше - не один. Перевозчики придут и возьмут.
    Ил 114 - пусть и низкоплан, но турбовинтовой, значит, экономичный по определению, и грунтовки не боится ( камень в турбину засосать - не получится). Для памяти - а шикарные самолеты гражданской авиации Ли-2 и серия Ил-12, 14 и т.д. тоже были низкопланы, и летали черт знает откуда.
    Ну и новая реинкарнация Ан-2 Новосибирская - он вообще на "носовом платке" садится. Нужен срок. Чухаться стали совсем недавно. Быстро такой овраг не перелезть...
  21. aba
    +6
    17 июня 2016 23:38
    люди не должны страдать от бездействия «эффективных менеджеров

    Да не-а... Люди не от менеджеров страдают, а от системы.
    Менеджеров сколь угодно часто меняй, но если система без социальной(реальной) жизни, то проку не будет.
    Это всё последствия того, что много лет назад решили, что купить на стороне лучше, чем делать-мучиться у себя.
    Но тут выяснилось, что демократичный мир, хоть и продажный, но в первую очередь этот самый демократичный мечтает продать не России, а Россию. По частям.
  22. +7
    18 июня 2016 00:03
    Эта статья за Бразилию?
    По Ил-114. Решение принято. Про низкоплан свободнонесущий и с моторами типа низко: Ил-12, -14 и не мечтали о бетонках некоторые их и не видели , кроме заводской. Возухозабор? У нас не Каракумы.
    Бразильцы-канадцы. Далеко не всегда заполненными летают, что опять же держит высокую цену билета.
    Не упомянут в статье Л-410. А работы по нему ведутся. Причём с максимальной локализацией, и выделена испытательная база а\п Уктус.
    А за SSJ цепляться, так это уже просто апелляция к общему мнению сформированному либералами с ура-патриотами. Его проектировать начали в до кризисные времена, когда спрос только рос. Вышел в производство, когда Б и А беспокоиться начали. Кстати локализация у них не лучше, чем у SSJ, над которой у последнего работа идёт. Движки низко? Посмотрите на мотогондолы у Б-737, они у него спрямлены в нижней части, чтобы за землю не цеплялись. А на внутренних рейсах они частенько, как и А-320 летают полупустыми, что для определённых рейсов SSJделает вне конкуренции с ними. Ту-334 пора забыть. И это не только из-за майдана.
    Могу и свою идею подкинуь. Точнее повторю воплощённый замысел великого РУССКОГО конструктора О.К. Антонова. Сделать сразу грузовик и лайнер, как Ан-10, Ан12. Для сервисного обслуживания будет песня.
    Я статью минусанул, что делаю крайне редко.
    1. +1
      18 июня 2016 07:10
      Наконец то на фоне пустого трепа нашелся человек высказавший правильную мысль
      Цитата: samoletil18
      Сделать сразу грузовик и лайнер,
      . Разрабатывается Ил-112 в интересах МО(первый полет 2019 год), по изначальной задумке он и должен был бы быть как транспортником так и региональным лайнером - все кажется логично,экономично, стройно и понятно... Но у нас законы логики и здравого смысла традиционно не работают, вот и возникают из тумана всякие ил-114 (это в лучшем случае) или бразильско-канадско-китайские варианты явно проплаченные ( вот где закон о коррупции применить бы образцово-показательно)статью я тоже "минусанул"
      а
  23. +4
    18 июня 2016 00:52
    Ил-114 в начале 90-х почти пошел на замену Як-40. Например, в нашем Элистинском ОАО СКУГА командир отряда Келин пробил в Ростове направление новых турбовинтовых Илов именно в Элисту. По расчетам себестоимость должна была снизиться настолько, что авиаотряд не только бы полностью окупал свои расходы, но и тянул бы с прибылью все остальные службы.
    Увы, развал Союза похоронил надежды на развитие местных авиалиний. Як, конечно, был хорошей и надежной машиной, то топливная эффективность была не на уровне. А самолет, конечно, просто песня!
  24. +8
    18 июня 2016 01:28
    Цитата: Правдоруб.358
    ПУТИН ИСКЛЮЧИЛ РОССИЮ ИЗ ЧИСЛА СВЕРХДЕРЖАВ

    Жрите, пoцрeоты!

    Во первых, умиляет этот авто троллинг. Прием не нов, но назойлив, как комар, потому надо взять на вооружение каждому и бомбить вражеские иносайты без устали.
    Насчет исключения из сверхдержав. По большому счету, Россия в сверхдержавах была недолго и условно.
    Т.е. флота у нее сверхдержавного не было, но у других, кроме США, тем паче.
    Финансовая независимость была, да вся вышла, благодаря всем Никитам, Леням, Мишам...
    Политическую независимость начал терять Хрущев (венгерский синдром, потом ссора с Китаем после 20 съезда КПСС), а завершил Горбачёв сдачей всего, что можно: в результате - НАТО на границе с РФ.
    Теперь о взлетной немощи. Разрушение отечественной авиации было схожим с теперешней украинской десоветизацией.
    В РФ было реальное внешнее управление. В КГБ (фсб) командовали ЦРУшники, в МИДе - госдеповцы, у военных - Пентагон, в финансах - ФРС и МВФ. Березовский заправлял национальной безопасностью и Аэрофлотом, главное достоинство которого было: Получение Сверхприбыли!
    Аэрофлот был единственной авиакомпанией в мире, получавшей огромный доход в валюте при отсутствии полетов.
    Зачем вообще авиация, когда можно не летать, и получать за это деньги? От Аэрофлота были немедленно отмечены все сучья и ветки, образовавшиеся региональные авиакомпании. Вновь созданные авиакомпании, лишенные преимущества госкомпании, тут же начали отсекать все не доходные ветки МВЛ (местных воздушных линий). Десятки тысяч квалифицированных авиаспециалистов оказались на улице. Из-за падения авиаперевозок и спроса на авиатехнику, остановились авиастроительные предприятия. Посмотрите, чем занимается Смоленский авиазавод. И что сотворили с Саратовским автозаводом? "Себя по затылку надо бить..."
    Н-да...
    Лучше, конечно, поздно, чем никогда. Но слышится во всем этом гомоне тревожная мелодия. Мелодия большой игры. Кто это? Попробуй разбери.
    Я слишком хорошо знал авиацию, начиная с середины 1970-х, чтобы поверить в возрождение региональной авиации. Убивали 25 лет. Для возрождения нужно в два раза больше.
    Пообещать можно все. Как Ходжа Насреддин пообещал эмиру Бухарскому научить говорить ишака. "Главное - пообещать, а там либо эмир помрет, либо - ишак, либо - я".
  25. +4
    18 июня 2016 02:04
    Предельно ясно одно: люди не должны страдать от бездействия «эффективных менеджеров», которые как были, так и остаются страшно далеки от народа страны, раскинувшейся с запада на восток на 11 тысяч километров.

    Автор, очевидно, ещё не понял, что для "эффективных менеджеров" в этой стране нет ни людей, ни народа... Есть только НАСЕЛЕНИЕ, существующее в двух ипостасях: объект налогообложения и электорат! Зачем нужна "региональная авиация, созданная своими руками", если на ней много не попилишь и дом в Лондоне, или квартиру в Нью-Йорке не купишь, гостиницу на Кипре не построишь? ИМХО и повод, чтобы поставить минус для тех, кто не любит "горькую правду"...
    Наши "эффективные менеджеры" и так в раздрае от санкций - не знают уж, как прогнуться и в какую позу встать, чтобы угодить Западу (судя по заявлениям незаменимого Кудрина)...
    Поживём - увидим!
  26. +1
    18 июня 2016 04:19
    Где здесь наш спец по самолетам?
    Вот как по мне, так региональный самолет должен быть с высокими
    винтовыми движками, всеядными. И что бы такой движок мог быть обслужен
    и отремонтирован в любых условиях.
    А у нас просто таких движков нет.
    Мы АН-2 По-2 выпускаем с иностранными движками.
    У нас беспилотники большие тоже с иностранными движками, как и учебные самолеты.
    Суть в том, что нет отечественного движка, на котором можно делать самолет региональный для наших условий.
  27. +1
    18 июня 2016 04:28
    Статейку наверное госдеп заказал, правда совсем несведующему человеку. У афтора одна желчь по поводу достижений и нескрываемая радость по поводу неудач. Такие статейки лет 20 назад писывали известные ( ныне забугорные ) казлы.
  28. 0
    18 июня 2016 06:40
    Цитата: pafegosoff
    Цитата: Правдоруб.358
    ПУТИН ИСКЛЮЧИЛ РОССИЮ ИЗ ЧИСЛА СВЕРХДЕРЖАВ

    Жрите, пoцрeоты!

    Во первых, умиляет этот авто троллинг. Прием не нов, но назойлив, как комар, потому надо взять на вооружение каждому и бомбить вражеские иносайты без устали.
    Насчет исключения из сверхдержав. По большому счету, Россия в сверхдержавах была недолго и условно.
    Т.е. флота у нее сверхдержавного не было, но у других, кроме США, тем паче.
    Финансовая независимость была, да вся вышла, благодаря всем Никитам, Леням, Мишам...
    Политическую независимость начал терять Хрущев (венгерский синдром, потом ссора с Китаем после 20 съезда КПСС), а завершил Горбачёв сдачей всего, что можно: в результате - НАТО на границе с РФ.
    Теперь о взлетной немощи. Разрушение отечественной авиации было схожим с теперешней украинской десоветизацией.
    В РФ было реальное внешнее управление. В КГБ (фсб) командовали ЦРУшники, в МИДе - госдеповцы, у военных - Пентагон, в финансах - ФРС и МВФ. Березовский заправлял национальной безопасностью и Аэрофлотом, главное достоинство которого было: Получение Сверхприбыли!
    Аэрофлот был единственной авиакомпанией в мире, получавшей огромный доход в валюте при отсутствии полетов.
    Зачем вообще авиация, когда можно не летать, и получать за это деньги?
    От Аэрофлота были немедленно отмечены все сучья и ветки, образовавшиеся региональные авиакомпании. Вновь созданные авиакомпании, лишенные преимущества госкомпании, тут же начали отсекать все не доходные ветки МВЛ (местных воздушных линий). Десятки тысяч квалифицированных авиаспециалистов оказались на улице. Из-за падения авиаперевозок и спроса на авиатехнику, остановились авиастроительные предприятия. Посмотрите, чем занимается Смоленский авиазавод. И что сотворили с Саратовским автозаводом? "Себя по затылку надо бить..."
    Н-да...
    Лучше, конечно, поздно, чем никогда. Но слышится во всем этом гомоне тревожная мелодия. Мелодия большой игры. Кто это? Попробуй разбери.
    Я слишком хорошо знал авиацию, начиная с середины 1970-х, чтобы поверить в возрождение региональной авиации. Убивали 25 лет. Для возрождения нужно в два раза больше.
    Пообещать можно все. Как Ходжа Насреддин пообещал эмиру Бухарскому научить говорить ишака. "Главное - пообещать, а там либо эмир помрет, либо - ишак, либо - я".


    "Наконец!
    Я слышу речь не мальчика, но мужа."
    А.С.Пушкин "Борис Годунов.

    "Что наша жизнь? Игра!
    Добро и зло - одни мечты!
    Труд, честность - сказки для бабья.
    Кто прав, кто счастлив?
    Сегодня ты, а завтра я!

    Так бросьте же борьбу,
    Ловите миг удачи!
    Пусть неудачник плачет,
    Пусть неудачник плачет! -
    Кляня, кляня свою судьбу!..."
    А.С. Пушкин. "Пиковая дама"

    Расплачиваемся, уважаемые, за поражение в "холодной" войне, со всеми от сюда вытекающими... Когда утираться надоест, тогда мобилизация, рекогносцировка и пр., и всыпем по первое число за всё "хорошее", ну а пока сетуем "Чему я не сокил, чему не летаю..?" и утираемся в очередной раз.Сокил вам в "помощь"...
  29. 0
    18 июня 2016 07:28
    Автор,вы что пили перед написанием статьи? Як-42Д никогда не слышал что б использовались в варианте бизнес класа!!!!! Большая часть авиапарка Ижавиа,Саравиа,Грозныйавиа, состоит как раз из ЯК-42Д и используются для повседневных авиаперевозок обычных пассажиров.Что касается SSJ 100 от куда у вас информация что его собирались использовать с грунтовых аэродромов? Никто и не собирался его так использовать.Что касается компоновки двигателя то советую и автору и читателям ознакомится с материалом по ссылке http://superjet.wikidot.com/wiki:lowengines.И вообще это самолет не для региональных авиаперевозок а для ближнемагистральных.
  30. +2
    18 июня 2016 08:22
    Да ну Вас! Мой первый прыжок выглядел как-то так! А ещё мы укладывали (школьники) парашюты для лётчиков 260-й тбaп.г.Стрый.Львовская обл.,Украинская ССР!
  31. 0
    18 июня 2016 10:07
    "А ведь еще на стадии проектирования об SSJ 100 с большой помпой говорилось как о конкурентном региональном лайнере." Понты сейчас - главный показатель эфффективного мена-х-ера: оркестр, барабанщики, плакаты, фуршет. fellow Но вроде есть в России бизнесмены, которые вкладывают деньги в развитие новинок техники, так почему им не дать режим благоприятствования для постройки малой авиации (тип АН 2), а за результатом - еще дать кредит на развитие, но под гарантии. Пусть строят, пусть создают авиакомпании для жителей отдаленных регионов, а мегаавиакорпорации пусть почешутся. wink
  32. +1
    18 июня 2016 12:03
    Жаль автор не читает новостей по поводу принятых и реализуемых решений в сфере строительства системы авиаперевозок(http://leon-rumata.livejournal.com/3326345.html).Некомпетентность помогает взбудоражить неподготовленного читателя,так сказать"кинуть в воду камень,дабы круги пошли"-для самопиара подойдёт,а вот для объективности места не остаётся!Совет(уж извините hi ):читать нужно не только журнал "Мурзилка" и "Юный техник".Резюме:вброс и самолюбование!
  33. 0
    18 июня 2016 12:27
    И вновь вопрос: куда смотрели те, кто одобрял этот проект и рассматривал такой образец в качестве регионального? Кто выделял громадные суммы на его строительство? Кто просчитывал коммерческую эффективность и перспективы? Сейчас за это уже не с кого спросить.
    А что? все уже умерли? И нет подписей с фамилиями на документах? Просто надо захотеть спросить.
  34. 0
    18 июня 2016 12:44
    Я не пойму, о чем вообще разговор. Давайте по порядку. Кроме Москвы, Питера и прочих крупных городов и их спутниках, больше нигде нет денег у народа для того, чтобы куда-то перемещаться, тем более на самолетах. У людей просто элементарно, в отличие от нас в советское время, нет денег свозить детей на море. И не хрен на эту тему разглагольствовать. Я всю свою сознательную жизнь был рядом с авиацией, плюс все мои друзья и ученики были с этим вопросом связаны. И я вижу что происходит. Буквально вчера по ящику бежит местное объявление: подготовка на Ан-2, Як--52 и парашютистов, набор от 15 лет, обучение платное. Теперь вспомните сколько стоит обучение на водительские права и прикиньте чего это стоит. А в наше время все это было БЕСПЛАТНО, лишь бы были мозги и здоровье.
  35. 0
    18 июня 2016 13:44
    Как выход на первое время – заказать такой самолет у них с перспективой совместного производства.

    Автор мог бы ограничиться и вышеприведённым предложением.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»