К 300-летию Фельдъегерской почтовой связи Вооруженных Сил Российской Федерации

К 300-летию Фельдъегерской почтовой связи Вооруженных Сил Российской Федерации


История обмена известиями начинается с древних времен, когда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Затем стали посылать гонцов с устными, а позже и письменными сообщениями. Первые почтовые сношения на Древней Руси в XI-XIII вв. существовали только между удельными князьями, которые при помощи особых гонцов переписывались между собой и рассылали приказы своим подчиненным боярам. Во времена монголо-татарского ига татары учредили на путях своих завоеваний станции – «ямы» с гонцами, которые означали лишь «место остановки». На них можно было произвести необходимый обмен лошадей, найти ночлег, стол, нужных продолжения пути людей. Это слово затем укрепилось в русском языке, и послужило корнем для следующих словообразований: «ямщик – почтовый курьер», «ямская гоньба», т. е. почта, «ямская дорога» – почтовый тракт.

В 60–90 гг. XV в. была создана общегосударственная ямская система. Уже в 1490 г. упоминается ямской дьяк Тимофей Маклаков, который заведовал ямщиками и ямской службой. Первоначально при ямских дьяках не было специального учреждения, и они руководили службой, используя канцелярский аппарат Казенного приказа. В 1550 г. впервые упоминается Ямская изба, а с 1574 г. – Ямской приказ, как органы центрального управления данной службой. В период существования разрядной системы управления русским государством центральным государственным учреждением, ведавшим личным составом войска, являлся Разрядный приказ, сведения о котором сохранились с 1531 г. Именно военные курьеры Разрядного приказа, используя службу Ямского приказа, осуществляли перевозку наиболее важной государственной корреспонденции (царских грамот и т.д.).


6 (16) июля 1659 г. указом царя Алексея Михайловича был учрежден первый маршрут непосредственно военно-курьерской связи от Москвы до Калуги и далее до Севска, а с 19 (29) сентября 1659 г. его продлили до Путивля. Этот маршрут сыграл определенную роль в своевременной доставке военных распоряжений в войска, действовавшие на Украине в годы русско-польской войны 1654–1667 гг.

В допетровское время скорая корреспонденция в армию никакого особого названия не имела. В конце XVII – начале XVIII в. стали говорить о «почте в полки». В 1710-х гг. в ходе Северной войны из столиц к фронту и местам стоянок русских войск прокладывались временные военно-полевые линии «спешной связи», носившие название «почта в полки». В частности, известен оттиск почтовой печати с текстом «С Москвы в полки», который ставился на сопроводительные документы почты и на почтовую сумку.

Это именование просуществовало несколько лет, после чего безвозвратно исчезло, уступив место новому. В документах мая 1712 г. впервые появляется словосочетание «полевая почта». Она, как специальная служба, обеспечивающая почтовую связь в войсках, впервые в русской армии была основана в 1695 г. императором Петром I во время первого Азовского похода, где обязанности правительственных курьеров выполняли «драгуны самые добрые люди». Создание регулярной армии России в начале XVIII в. потребовало централизации и упорядочения системы доставки соответствующих документов как в войска, находящиеся на театре военных действий, так и в органы военного управления из войск. С этой целью в Воинском уставе, утвержденном Указом императора Петра I 30 марта (10 апреля) 1716 г., указывалось, «чтоб при войске полевая почта учреждена была», так как «понеже при войске многие корреспонденции … в деле отправлены имеют быть». Две главы устава: XXXV – «О чине полевой почты» и XXXVI – «О полевом почтмейстере» определяли назначение и задачи военно-полевой почты и обязанности почтмейстера.

Устав официально закрепил понятие «полевая почта». Она учреждалась на время военных действий для сношений армии с уже существующими стационарными линиями почтовой связи. До стационарных почтовых учреждений воинская корреспонденция доставлялась специальными военными курьерами. С введением устава в русском языке впервые появилось слово почтальон». Курьеры возили письма за обшлагами мундира, сумки им не полагалось. Главным отличием полевой почты было то, что она обходилась армейскими конями и кормами. В большинстве случаев один и тот же курьер вез корреспонденцию из полка до ближайшей почты и на промежуточных станциях менял только лошадей, т. к. протяженность линий была сравнительно небольшой (обычно не свыше 100 верст). В соответствии с уставом в крупных военных соединениях и полках впервые создаются полевые почтовые отделения в составе почтмейстера, двух писарей, нескольких почтальонов и писаря-регистратора. Почтальоны, стоявшие на временных станах, доставляли ее. Военные почтальоны наряду с остальными солдатами принимали непосредственное участие в боях. Полевые почтовые отделения просуществовали до 1732 г., затем служба доставки корреспонденции была сохранена лишь при штабах армий.

К 300-летию Фельдъегерской почтовой связи Вооруженных Сил Российской Федерации

Форма чинов Фельдъегерского корпуса
в царствование императора Павла I.

17 (28) декабря 1796 г. указом императора Павла I был учрежден Фельдъегерский корпус – воинская часть специального назначения для несения службы связи и выполнения поручений императора, а также утвержден штат корпуса в количестве одного офицера и 13 фельдъегерей. Старшим группы фельдъегерей был назначен капитан Шелганин, который возглавлял корпус с 1796 по 1799 г. В период с 1796 по 1808 гг. Фельдъегерский корпус находился в ведении Кабинета его императорского величества и подчинялся графу А.Х. Ливену.

26 января (7 февраля) 1808 г. указом императора Александра I Фельдъегерский корпус был передан в подчинение военному министру.

К 300-летию Фельдъегерской почтовой связи Вооруженных Сил Российской Федерации

Фельдъегерь Н.И. Матисон передает пакет князю П.И. Багратиону во время Бородинского сражения 1812 г. Художник А.С. Чагадаев.

В годы Отечественной войны 1812 г. личный состав корпуса во главе с подполковником Н.Е. Касторским обеспечивал поддержание постоянной и бесперебойной связи Главнокомандующего Русской армией фельдмаршала М.И. Кутузова с Императором (Москва-Петербург; Тарутино-Петербург). При командующем 1-й армией генерале М.В. Барклае-де-Толли состоял фельдъегерь СИ. Перфильев, при командующем 2-й армией генерале П.И. Багратионе – Н.И. Матисон.

Численность и штатная структура корпуса в зависимости от объема решаемых задач в разное время претерпевали изменение. Так, в июне 1816 г. указом императора Александра I был утвержден новый штат Фельдъегерского корпуса. Корпус был разделен на 3 роты, в каждую из которых определялось по капитану, 6 младших офицеров и 80 фельдъегерей.

В последующем офицеры и фельдъегеря использовались не только для доставки особо важных депеш, но и для коронации российских императоров, их сопровождения и членов императорского дома во время вояжей по стране и за границу, поддерживания регулярной связи с императорскими дворцами, расположенными в пригородах столицы и в Крыму. Они также сопровождали государственных и военных деятелей, подозреваемых в политической неблагонадежности, а также глав государств, иностранных гостей и других правительственных чиновников.

Личный состав корпуса и в мирное время периодически обслуживал фельдъегерской связью главнокомандующих армиями и командиров крупных соединений, а в период проведения военных маневров создавались небольшие самостоятельные фельдъегерские группы (отделения) для их обслуживания и устанавливались специальные маршруты, по которым поддерживалась связь со столицей.

Во время войн офицеры и фельдъегере корпуса использовались в боевых условиях командующими армиями и для передачи приказов и приказаний. Так, более половины офицеров и фельдъегерей корпуса побывали во время Крымской войны 1853-1856 гг. в Севастополе с правительственной корреспонденцией, часто доставляя ее в сложной боевой обстановке. С началом войны с Японией 15 офицеров и 13 фельдъегерей по повелению императора Николая II были откомандированы в Действующую армию в распоряжение военного командования.

К началу Первой мировой войны имелся слаженный институт военно-полевой почты, который должен был обеспечивать взаимную почтовую связь фронта и тыла страны. Основными функциями этой почты были: пересылка почтовых отправлений личного состава армии с фронта в тыл и из тыла адресатам на фронте; пересылка несекретной служебной корреспонденции войсковых частей и учреждений; пересылка и доставка газет и иных периодических изданий адресатам на фронте. В годы самой войны доставку приказов, донесений, ценных бумаг, посылок, а также сопровождение высокопоставленных лиц обеспечивал личный состав Фельдъегерского корпуса.

18 июля 1914 г. по распоряжению начальника Главного штаба группа офицеров в количестве 20 человек убыла в распоряжение Верховного главнокомандующего и в штабы прифронтовых военных округов для использования их в качестве курьеров в составе Действующей армии, а через 2 дня еще 4 – в распоряжение Военно-походной канцелярии его императорского величества.

Таким образом, на протяжении длительного времени существования российской армии действовавший в ее составе Фельдъегерский корпус, являлся специальной воинской частью, обеспечивавшей доставку наиболее важной корреспонденции, как в интересах государственного управления, так и военного.

Наряду с Фельдъегерским корпусом в русской армии продолжала функционировать и полевая почта, руководство которой в Действующей армии осуществлял дежурный генерал. В зависимости от потребностей состав полевой почты менялся. Так, в русско-японскую войну 1904-1905 гг. она состояла из двух главных полевых почтовых контор и соответственного числа почтовых контор при штабах армий и корпусов. В Первую мировую войну 1914 – 1918 гг. было организовано уже 10 главных почтовых контор, а также 16 – при штабах армий, 75 – при штабах корпусов.

После Октябрьской революции 1917 г. с образованием Красной Армии и до 1922 г. в основу организации полевой почтовой связи РККА была положена система, действовавшая в русской армии. 2 мая 1918 г. на базе упраздненного императорского Фельдъегерского корпуса была создана Служба внешней связи при Управлении по командному составу Всероссийского Главного штаба. Она обеспечивала доставку правительственной и воинской корреспонденции по стране, в штабы фронтов и военных округов. Ее штат состоял из 30, а с мая 1919 г. – из 45 человек, а через несколько месяцев он был увеличен еще на 41 человека, а Совету Всероссийского Главного штаба было предоставлено право решать в дальнейшем самостоятельно вопрос о штатах Службы. Одновременно в период с ноября 1917 г. по декабрь 1920 г. сначала в Петрограде, а затем в Москве действовала Военная команда самокатчиков при Управлении делами Совнаркома Республики, осуществлявшая доставку корреспонденции в государственные, советские, партийные, профсоюзные органы, расположенные в столице.

С октября 1919 г. руководство всей военной и полевой почтовой связью находилось в ведении Управления связи Красной Армии. 23 ноября 1920 г. приказом Реввоенсовета Республики № 2538 было объявлено о создании Фельдъегерского корпуса при Управлении связи Красной Армии, который обеспечивал доставку не только военной, но и правительственной корреспонденции. С 1 января 1921 г. в его состав вошли: Служба внешней связи Всероглавштаба; курьерская часть при штабе командующего морскими силами; отдел связи фельдъегерей Полевого штаба Реввоенсовета Республики; ряд других мелких подразделений фельдъегерской связи, существовавших при некоторых управлениях Наркомата по военным делам. Приказом № 2538 был утвержден и штат Фельдъегерского корпуса в количестве 255 человек, в том числе 154 фельдъегеря.

6 августа 1921 г. параллельно была образована фельдъегерская часть при Управлении делами ВЧК, в 1922 г. преобразованная в Фельдъегерский корпус. На него возлагалось доставка иногородней корреспонденции СНК, ЦК ВКП(б), ВЦИК, ВЦСПС, наркоматов внутренних дел, путей сообщения, иностранных дел, обороны, Государственного банка.

Финансовые затруднения вынудили не только значительно сужать функции армейской фельдъегерской связи, но и сокращать численность личного состава. Так, на 1 августа 1923 г. в Фельдъегерском корпусе по штату полагалось иметь только 65 человек, из них 55 фельдъегерей. Расформированы были и фельдъегерские отряды при штабах военных округов.

На основании совместного приказа Реввоенсовета СССР и ОГПУ за № 1222/92 и 358/117 от 30 сентября 1924 г. Фельдъегерский корпус РККА был расформирован, а доставка иногородней секретной, совершенно секретной и важной корреспонденции частей, управлений, учреждений и заведений военного и морского ведомств была возложена этим приказом на Фельдъегерский корпус ОГПУ. Таким образом, этот корпус превратился в общегосударственную фельдъегерскую связь со схемой фельдъегерских маршрутов, охватывающей 406 городов и других населенных пунктов страны.

В предвоенные годы, когда численность армии была не велика, почтовый обмен осуществлялся через стационарные гражданские отделения почтовой связи.

В таком виде фельдъегерская служба работала до 17 июня 1939 г., когда постановлением СНК СССР она была разделена. В ведении отдела фельдъегерской связи НКВД сохранялось обслуживание важнейших государственных и партийных органов с доставкой корреспонденции в крупнейшие республиканские, областные и районные центры; доставка корреспонденции в остальные населенные пункты передавалась Главному центру специальной связи Наркомата связи; перевозка ценностей и денег возлагалась на службу инкассации Государственного банка.

Фельдъегерская связь НКВД выполняла и специальные задания по линии военного ведомства, особенно в период проведения больших войсковых маневров РККА. В таких случаях создавались особые фельдъегерские полевые отделения, которые помогали осуществлять управление войсками, обеспечивая своевременную и надежную доставку секретных документов.

Огромная армия военных связистов-почтовиков прошла с войсками по дорогам Великой Отечественной войны. Уже на ее второй день Наркомат связи (НКС) развернул Главный военно-почтовый сортировочный пункт (ГВПСП) в зданиях двух школ, освободившихся в результате эвакуации детей из Москвы. На всех фронтах и в крупных административных центрах были созданы военно-почтовые сортировочные пункты (ВПСП), при каждой армии – военно-почтовые базы (ВПБ), а при штабах соединений, армий и фронтов – полевые почтовые станции (ППС, в последствии – ВПС), через которые и шла обработка почтовой корреспонденции, газет и журналов, листовок и агитационной литературы и доставка ее адресатам. Руководство всей сетью полевых почтовых учреждений фронтов и армий осуществляли соответственно Уполесвязи фронтов и инспектораты связи армий. Общее руководство возлагалось на Центральное управление полевой связи НКС.

К 300-летию Фельдъегерской почтовой связи Вооруженных Сил Российской Федерации

Выдача корреспонденции на полевой почтовой станции в годы Великой Отечественной войны.

Основным содержанием работы органов военно-полевой почты являлись обработка, перевозка и доставка письменной корреспонденции, посылок, газет и журналов личному составу от высших штабов до самых маленьких подразделений, находившихся на фронте, а также перевозка и отправка писем и денежных переводов с фронтов в тыл страны.

Фельдсвязь применялась во всех звеньях управления – от штаба фронта до полка включительно. Она осуществлялась подразделениями подвижных средств связи (связь подвижными средствами), входивших в состав войск связи. Основными способами ее организации являлись: по оси, направлениям и круговым маршрутам. На больших расстояниях создавались направления с комбинированным использованием авиационных, наземных и водных подвижных средств. Вблизи командных пунктов и по оси связи развёртывались пункты сбора донесений, в составе которых имелись экспедиции для регистрации корреспонденции, транспортные средства, фельдъегери, сопровождающая охрана. При пунктах управления объединений оборудовались взлётно-посадочные полосы для приёма самолётов связи.

Секретная корреспонденция из центральных управлений Наркомата обороны (НКО) в адрес фронтов обрабатывалась I-й экспедицией НКО, которая сдавала ее в отдел фельдъегерской связи НКВД и спецсвязь НКС. До фронтов эта корреспонденция доставлялась сотрудниками этих органов по железной дороге и самолетами, выделяемых для этой цели НКО.

С 1 марта 1942 г. на все мешки с военной почтой крепились отличительные адресные ярлыки «Воинский», и они отправлялись в первую очередь.

Приказом наркома обороны № 0949 от 6 декабря 1942 г. «О реорганизации органов дислокационно-почтовой службы Красной Армии и военно-полевой почты» органы военно-полевой почты были изъяты из системы НКС и переданы в ведение начальника Главного управления связи Красной Армии (ГУСКА). 18 декабря 1942 г. приказом наркома обороны № 0964 «О создании в составе Главного управления связи Управления военной почты и отделов военно-полевой почты и складов связи армий» создается Управление военно-полевой почты ГУСКА на базе дисло-почтового отдела ГУСКА и Управления военно-полевой почты НКС, а отделы и отделения полевой связи НКС фронтов и армий реорганизуются в отделы и отделения военно-полевой почты управлений связи фронтов и отделов связи армий.

За НКС осталось только выделение специалистов для формирований полевой почты, а также снабжение их специальным почтово-техническим имуществом и эксплуатационным материалом централизованным порядком.

Порядок адресования корреспонденции в Красной армии и правила сношения войсковых частей и соединений с гражданскими организациями и частными лицами в годы войны изменялся два раза: 5 сентября 1942 г. и 6 февраля 1943 года. Последний был введен приказом заместителя наркома обороны № 0105. Он ввел новую систему условных наименований управлений, объединений, соединений, частей и учреждений Действующей армии, а также строевых частей военных округов. Вместо трехзначных стали пятизначными условные номера частей, названные словосочетанием «Войсковая часть – полевая почта». Эта система себя полностью оправдала, сохранилась до конца войны, используется она и сейчас.

Почтовая корреспонденция и периодические издания, поступающие из тыла страны, обрабатывались и сортировались на ВПСП и ВПБ, после чего направлялись ППС соединений, где их получали почтальоны частей и вручали воину. С фронта в тыл почтовая корреспонденция следовала в обратном направлении. При этом нередко путь почтальона от ППС к блиндажам и окопам составлял десятки километров и проходил под пулями врага. Несмотря на все трудности, благодаря самоотверженной работе почтовых предприятий НКС и частей и подразделений военно-полевой почты НКО, почтовая связь внутри страны, тыла с фронтом, фронта с тылом, поддерживалась регулярно, и письмо на фронт доставлялось на четвертые сутки. Письма и газеты, полученные на фронте, по образному выражению работников военно-полевой почты, по своему значению не уступали боевому снаряду. «Правда» 18 августа 1941 г. писала: «Важно, чтобы письмо бойца родным, письма и посылки бойцам, которые идут со всех концов страны, не задерживались по вине связистов. Каждое такое письмо, каждая такая посылка именем отцов, матерей, братьев и сестер, родных и знакомых, именем всего советского народа вливают новые силы в бойца, вдохновляют его на новые подвиги». И они не задерживались, т. к. малейшая задержка воинской корреспонденции, засылки, брак в обработке расценивались, как должностное преступление, со всеми вытекающими последствиями. Для военной почты по последствиям это было как приказ «Ни шагу назад!» на передовой.

Транспортировку газет из центра осуществлял авиаполк ГлавПУРа, самолеты Гражданского воздушного флота, а также, в порядке догрузки, самолеты авиадивизии ГУСКА, обеспечивающей связь Москвы с фронтовыми пунктами сбора донесений.

К 300-летию Фельдъегерской почтовой связи Вооруженных Сил Российской Федерации

Формирование почтового груза в годы Великой Отечественной войны.

Работники военно-полевой почты под руководством наркома связи, заместителя наркома обороны, начальника ГУСКА маршала войск связи И.Т. Пересыпкина и начальника Управления военно-полевой почты ГУСКА генерал-майора Г.И. Гнедин в годы войны выполнили колоссальный объем работы по пересылке и доставке воинских почтовых отправлений. В Действующую армию ежемесячно доставлялось до 70 млн. писем и более 30 млн. газет, а ГВПСП принял, обработал и отправил более 100 тыс. тонн почтовых грузов, 843 млн. писем, 2,7 млрд. листовой, плакатов, брошюр и книг, 753 млн. экземпляров газет и журналов.

Также было принято и отправлено 3 млн. посылок. С 1 января 1945 г. в ВПС был открыт прием личных посылок от красноармейцев, сержантов, офицеров частей, соединений и учреждений, а также от генералов действующих фронтов Красной Армии для отправки в тыл страны. Их отправка производилась не более одного раза в месяц в размерах: для рядового и сержантского состава – 5 кг, для офицерского – 10 кг и для генералов – 16 кг.

Воинские посылки от красноармейцев и сержантского состава принимались бесплатно, от офицерского состава и генералов за плату по 2 рубля за килограмм. При этом посылки принимались с объявленной ценностью: от рядового и сержантского состава – до 1000 рублей, от офицеров до 2000 рублей и от генералов – до 3000 рублей с взиманием страхового сбора по действующему тарифу.

Для приема почтовых посылок начальником ГУСКА маршалом войск связи И.Т. Пересыпкиным были созданы: в составе ВПС соединений – отделение почтовых посылок из трех человек; в составе армейских ВПС 1-го и 2-го эшелонов – отделение посылок из двух человек в каждой; в составе армейских ВПБ – отдел посылок из 15 человек; в составе фронтовых ВПС 1-го и 2-го эшелонов – отделение посылок из двух человек в каждой; в составе фронтового ВПСП – отдел посылок из 20 человек.

Прием посылок на фронтах и отправка их адресатам вызвала много трудностей. В Европе отсутствовало регулярное почтово-пассажирское железнодорожное движение, не было учреждений перевозки почт, которые выполняли эту работу на территории СССР. Военно-полевая почта за границей не имела возможности производить детальную сортировку посылок и направлять их в стационарные предприятия НКС для доставки адресатам. Это приводило к их скоплению на ВПСП фронтов, задержке отправления и даже захвату противником. Так, в 1945 г. во время немецкого контрудара у озера Балатон с одной из ВПБ 3-го Украинского фронта не успели вывезти 1,5 тыс. скопившихся там посылок, и они попали в руки к немцам.

Маршалом Пересыпкиным было принято решение все поступающие на ППС посылки концентрировать на ВПСП фронтов, затем отправлять их специальными железнодорожными транспортами в Ригу, Ленинград, Мурманск, Минск, Киев и Москву. Там они сортировались и отправлялись своими обычными путями в местные предприятия связи НКС.

Но никто не предполагал, что будет такой колоссальный объем нагрузки на почту. В первые дни, после разрешения отправлять посылки с фронта, в полевые почтовые учреждения их стало поступать десятки тысяч, то через несколько недель – миллионы. Так, если в январе 1945 г. с 3-го Белорусского фронта было отправлено 27 149 посылок, то в феврале – 197 206, а в марте – 339 965. Москва, хотя и с большим напряжением, но справлялась с резко возросшим объемом работы. Однако в других городах возникли сложности. Особенно острое положение создалось на Киевском железнодорожном узле, где скопилось более 500 вагонов с посылками, заполонивших все пути и нарушивших нормальную работу этого узла. Для ликвидации этого затора и нормализации работы узла в Киев выехал маршал И.Т. Пересыпкин. Он привлек для разгрузки вагонов, рассортировки посылок всех работников городских предприятий связи, курсантов Киевского военного училища связи, чтобы отправить посылки по указанным адресам

Работа с посылками является только одним из примеров деятельности военно-полевой почты, которая характеризует и характер, и объем ее работы в годы войны. Ее личный состав самоотверженно нес свою скромную службу и в штабах и в боевых порядках войск, нередко под огнем артиллерии и во время бомбардировок противника, выполняя свой долг перед Родиной. Заместитель начальника ВПС № 57280 Мария Павловна Перканюк вспоминала: «Я не убила ни одного немца, но в моем сердце было столько ненависти к врагу и боли за Родину, что каждый удар почтовым штемпелем, казался мне ударом по фашистам».

К 300-летию Фельдъегерской почтовой связи Вооруженных Сил Российской Федерации

Памятник военному почтальону. Скульптор А.И. Игнатов. Открыт в Воронеже 7 мая 2015 г.

7 мая 2015 г. у здания воронежского Главпочтамта открыт первый в России памятник военному почтальону работы скульптора А. Игнатова Студии военных художников имени М.Б. Грекова, в котором запечатлен почтальон Воронежского фронта ефрейтор Иван Леонтьев.

В послевоенное время по мере сокращения численности ВС СССР и расформирования частей уменьшилось количество учреждений военно-почтовой связи. В марте 1946 г. Управление военно-полевой почты было переименовано в отдел военно-полевой почты Управления начальника войск связи Сухопутных войск ВС СССР, с апреля 1948 г. – в отдел военно-полевой почты Управления начальника войск связи Советской армии, с октября 1958 г. – в Службу военной почты Управления войск связи Минобороны СССР.

16 января 1965 г. в соответствии с решением Генерального штаба ВС СССР было осуществлено организационное объединение подразделений, органов и учреждений военной почты в единые органы и учреждения фельдъегерско-почтовой связи и сформирована Служба военной почты Министерства обороны СССР.

В июле 1966 г. Служба военной почты Министерства обороны СССР была переименована в Службу фельдъегерско-почтовой связи Министерства обороны СССР.

1 июля 1971 г. в ВС СССР было развернуто 39 узлов и 199 станций фельдъегерско-почтовой связи. В 1990-е годы система ФПС ВС насчитывала 44 узла и 217 станций ФПС. Обрабатывалось более 10 миллионов секретных отправлений в год. Штатная численность узлов и станций ФПС составляла 3.954 тыс. человек.

В феврале 1991 г. Служба фельдъегерско-почтовой связи (Министерства обороны СССР) была переформирована в Управление фельдъегерско-почтовой связи Министерства обороны СССР, а в июне 1992 г. – в Управление фельдъегерско-почтовой связи ВС РФ.

С апреля 2012 г. Управление фельдъегерско-почтовой связи ВС РФ входит в состав Главного управления связи ВС РФ.

В послевоенное время специалистами фельдъегерско-почтовой связи ежедневно обеспечивались почтовой связью советские военнослужащие, проходящие воинскую службу в ГДР, Польше, Чехословакии, Венгрии, Монголии, Вьетнаме, Анголе, на Кубе. Особая страница в истории фельдъегерско-почтовой связи – это ее работа в Ограниченном контингенте советских войск в Республике Афганистан и группировке войск в Чеченской Республике.

К 300-летию Фельдъегерской почтовой связи Вооруженных Сил Российской Федерации

Станция фельдъегерской почтовой связи в Афганистане, аэропорт Кабула, 1987 г.

Сеть фельдъегерско-почтовой связи ВС РФ в настоящее время насчитывает более 150 узлов ФПС (штабов военных округов, флотов, объединений) и станций фельдъегерско-почтовой связи (соединений и гарнизонов). Кроме этого воинская корреспонденция доставляется в российские войска, дислоцирующиеся в Армении, Белоруссии, Таджикистане, Казахстане и Абхазии. Всего в состав сети входит около 2000 военнослужащих, контрактников и гражданского персонала, порядка 300 единиц аппаратных фельдъегерско-почтовой связи. Всего в Вооруженных Силах организовано более 1000 маршрутов (авиационных, железнодорожных, автомобильных и пеших) общей протяженностью более 150 тыс. км. К узлам и станциям ФПС приписано на обслуживание около 10 тысяч воинских частей и организаций МО РФ. Ежегодно узлами и станциями ФПС ВС России обрабатываются и доставляются более 3 млн. (это около 5 тыс. тонн) только простых служебных почтовых отправлений.

Неоценимый вклад в становление и развитие Службы внесли ее начальники – генерал-майор Г.И. Гнедин (1941–1945), полковники Ф.Ф. Степанов (1958–1961) и Б.П. Мелков (1961–1972), генерал-майор В.В. Тимофеев (1972–1988), генерал-лейтенант Э.Г. Островский (1989–1990), генерал-майор В.Д. Дурнев (1990–2006), полковник Л.А. Семенченко (2006 – н/в); офицеры – полковники Г.А. Присяжный, П.М. Титченко, Н.М. Кожевников, А.И. Черников, В.В. Василенко, Б.Ф. Фицурин, генерал-майор внутренней службы А.Н. Сальников, а также ныне служащие офицеры – капитан I ранга Ф.З. Минниханов, полковники – А.А. Желябин, А.Б. Сузий, И.А. Шахов и многие другие. Им и их ним подчиненным принадлежит огромная заслуга в обеспечении посредством почты связи миллионам людей нашей страны со своими родными и близкими.

Действующая в настоящее время в ВС РФ фельдъегерско-почтовая связь в историческом плане является преемницей полевой почты, впервые созданной 30 марта (10 апреля) 1716 г. великим российским реформатором, императором Петром I. Эта мощная, надежно управляемая, мобильная структура способна успешно решать все поставленные перед ней задачи и по-прежнему является самым достоверным, надежным, эффективным и, главное, необходимым для управления войсками видом связи.
Автор: Владимир Хохлов
Первоисточник: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=12087008@cmsArticle


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Lester7777 18 июня 2016 05:54
    В наших жилах —
    кровь, а не водица.
    Мы идём
    сквозь револьверный лай,
    чтобы,
    умирая,
    воплотиться
    в пароходы,
    в строчки
    и в другие долгие дела.
    1. Татьяна 18 июня 2016 11:55
      Интересная статья.
      И это правильно, что военным почтальонам памятник поставили. Военные почтальоны эту память о себе в народе честно заслужили.
      И сам памятник скульптора А.И. Игнатова военным почтальонам, открытый в Воронеже 7 мая 2015 года, мне тоже понравился. Хороший памятник получился.
  2. parusnik 18 июня 2016 07:49
    Спасибо автору, замечательный обзор...
  3. Nehist 18 июня 2016 12:26
    Отличная статья! Затронуты мало известные моменты службы.
  4. Ultima15 18 июня 2016 18:43
    Автор, статья годная. Только не Российской Федерации, а России. Российская Федерация ведет свою историю с 1991 года
  5. DJDJ GORA 22 июня 2016 02:11
    Классная статья!Мой дед простым солдатом прошёл всю войну в 1Гв.Кав.корпусе генерала Белова.В Миномётном дивизионе был фельдегерем, спасал секретку в окружении,в Польше зимой тонул,конь вытащил из полыньи.Служба нужная и уважаемая.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня