Бронированная ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer 38(t), Германия

В самом начале 1944 года командование Вермахта приказало начать серийное производство новейших противотанковых самоходных артиллерийских установок Jagdpanzer 38 Hetzer. Уже в начале весны войска получили первые несколько машин этого типа, а в течение следующих месяцев промышленность вышла на требуемые темпы производства. После освоения производства и эксплуатации новых самоходок было принято решение о создании специальных ремонтных машин, которые планировалось использовать вместе с новыми САУ. Результатом нового проекта стало появление машины Bergepanzer 38(t).

Командование решило, что подразделениям, оснащенным САУ Hetzer, необходимы бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ). Основной задачей этой техники должна была стать эвакуация поврежденных самоходок с поля боя. Кроме того, их планировалось применять в качестве подвижной мастерской, необходимой для проведения ремонта поврежденных бронемашин. Подобные требования определяли состав необходимого специального оборудования. Кроме того, из соображений экономии было решено строить БРЭМ на базе существующего шасси Jagdpanzer 38. C помощью такой унификации можно было значительно упростить производство и эксплуатацию двух типов техники за счет использования общих комплектующих, а также благодаря упрощению снабжения запчастями и обслуживания.

Разработка новой бронемашины, представлявшей собой очередной вариант развития легкого танка Pz.Kpfw.38(t), вновь была поручена фирме Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG. Эта организация ранее создала базовый танк, а затем в течение длительного времени занималась его развитием и приспособлением к решению новых специальных задач.


Бронированная ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer 38(t), Германия
Общий вид Bergepanzer 38(t). Фото 2iemeguerre.ca


Предложение об использовании существующего шасси также в значительной мере упростило создание новой ремонтно-эвакуационной машины. Появлялась возможность незначительно доработать существующий корпус, удалить некоторые более не нужные агрегаты и установить новое оснащение, а также применить готовые силовую установку и ходовую часть. Кроме того, в будущем подобная методика разработки новой техники сулила сокращение расходов на строительство новых БРЭМ.

Для новой БРЭМ Bergepanzer 38(t) был разработан обновленный броневой корпус, основывавшийся на существующей конструкции, созданной ранее для самоходки. Нижняя часть корпуса имела коробчатую форму, связанную с необходимостью монтажа элементов силовой установки и ходовой части. Верхняя часть корпуса, в свою очередь, выполнялась из нескольких бронелистов разных форм и размеров, монтируемых с наклоном внутрь. При этом было решено уменьшить высоту надстройки-рубки, а также отказаться от крыши ввиду необходимости решения некоторых новых задач.

Ремонтно-эвакуационная машина получила новый наклонный лобовой лист толщиной 60 мм. В отличие от базового проекта, теперь предлагалось использовать сплошную броневую деталь без крупной амбразуры, предназначенной для монтажа орудия. В левой части лобового листа остался лючок со смотровыми приборами механика-водителя, однако из-за уменьшения высоты корпуса теперь он находился почти под верхним срезом лба. Наклонные борта и крыша корпуса предлагалось изготовлять из 20-мм листов. Крыша не предусматривалась, а днище имело толщину 10 мм.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer 38(t), Германия
Схема машины с краном, не оснащенной сошником. Рисунок Aviarmor.net


Основные особенности компоновки корпуса были сохранены, хотя изменение класса бронемашины сказалось на составе агрегатов. В передней части корпуса осталась трансмиссия, позади которой помещался крупный обитаемый отсек, внутри которого должны были помещаться места всех членов экипажа. Также в центральном отсеке предлагалось монтировать некоторое специальное оборудование. Кормовое отделение корпуса отдавалось под двигатель.

БРЭМ Bergepanzer 38(t) должна была оснащаться бензиновым двигателем Praga AC мощностью не менее 150 л.с. Рядом с двигателем в кормовом отсеке корпуса помещались два топливных бака общей емкостью 320 л. Через многодисковый главный фрикцион и карданный вал, проходящий над днищем корпуса, крутящий момент двигателя поступал на планетарную пятиступенчатую коробку передач. Затем момент проходил через механизм поворота и бортовые передачи.

Без каких-либо изменений из предыдущего проекта заимствовалась гусеничная ходовая часть с передним расположением ведущих колес. Бронемашина получала по четыре опорных катка большого диаметра на борт. Катки блокировались попарно, каждая подобная «тележка» получала собственный листовой амортизатор. Механизм натяжения гусеницы с направляющим колесом помещались в кормовой части корпуса. Также имелись несколько пар поддерживающих роликов.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer 38(t), Германия
Сошник в рабочем положении. Фото Aviarmor.net


Для решения своих основных задач бронированная ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer 38(t) должна была нести набор специального оборудования, инструментов и т.д. Необходимо отметить, что разные серийные образцы такой техники отличались конкретным составом оборудования. Машины одних серий получали одни системы, тогда как другие партии имели иное оснащение. Как следствие, формально однотипные БРЭМ имели заметные отличия во внешнем виде, в выполняемых функциях и в характеристиках. Рассмотрим все варианты специального оборудования, предлагавшиеся для установки на машины разных серий.

Основной задачей БРЭМ была буксировка поврежденных машин и их эвакуация с поля боя. Для этих целей предлагалось использовать буксирные приспособления, которые можно было эксплуатировать как с жесткой сцепкой, так и с тросами соответствующей прочности. Кроме того, для вытаскивания застрявших машин малой массы можно было применять лебедку с тяговым усилием на уровне 2 тс. В дальнейшем в проект внедрили более мощную пятитонную лебедку. Также встречаются упоминания о выпуске некоторого количества бронемашин с лебедкой, развивавшей усилие до 10 тс. Во всех случаях лебедка устанавливалась у правого борта кормовой части обитаемого отсека, а выдача троса производилась через окно в наклонном кормовом листе.

Проектом также предусматривалось применение подъемного крана соответствующих характеристик. При этом разные серии Bergepanzer 38(t) получали краны немного отличающейся конструкции. Машина несла мачтовый кран разборной конструкции. На специальные крепления корпуса следовало устанавливать набор из балок и стоек, образовывавших жесткую конструкцию, распределяющую вес груза на броневой корпус. Одна из балок становилась стрелой и должна была удерживать трос с грузовым крюком. Для подъема грузов предлагалось использовать имеющуюся лебедку или иное оснащение. Конструкция разборного мачтового крана позволяла осуществлять погрузочные операции со стрелой вперед относительно машины. Для транспортировки кран разбирался, а его балки укладывались на крепления бортов корпуса.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer 38(t), Германия
Модель БРЭМ Bergepanzer 38(t). Видна конструкция подъемного крана. Фото 2iemeguerre.ca


В ходе серийного строительства ремонтно-эвакуационных машин осуществлялась незначительная модернизация крана, в основном заключавшаяся в усилении его балок и их креплений с целью некоторого повышения грузоподъемности. Основные особенности его конструкции, тем не менее, оставались без изменений.

Еще одним атрибутом значительного количества БРЭМ на основе Jagdpanzer 38 стал сошник, который можно было применять при буксировке или вытаскивании техники, а также во время работы подъемного крана. Сошник изогнутого профиля крепился на V-образной конструкции из балок, которые присоединялись к кормовой части корпуса. Перед выполнением работ его следовало опускать на грунт и закрепляться, немного сдавая назад. В транспортном положении сошник поднимался вверх, при этом его балки занимали вертикальное положение. Из-за большой массы сошник должен был опускаться и подниматься при помощи штатной лебедки машины.

Внутри обитаемого отсека и на внешних креплениях корпуса ремонтно-эвакуационная машина должна была перевозить необходимые для работы инструменты, некоторые запчасти, элементы подъемного крана и т.д. Благодаря этому экипаж получал возможность в полевых условиях осуществлять значительное число операций и процедур по эвакуации и мелкому ремонту техники.

Являясь вспомогательной машиной, ремонтно-эвакуационная Bergepanzer 38(t) не имела серьезного вооружения. Для самообороны следовало использовать один 7,92-мм пулемет MG 34 или MG 42. В зависимости от параметров конкретной машины, пулемет должен был транспортироваться в укладке или устанавливаться на шкворневую установку. Имеющееся вооружение позволяло обороняться от пехоты противника и прикрывать работающих над эвакуацией техники членов экипажа.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer 38(t), Германия
Вид на корму, сошник поднят. Фото Henk.fox3000.com


Экипаж новой БРЭМ должен был состоять из четырех человек. В передней части обитаемого отсека, у поста управления, помещался механик-водитель. За ним должны были находиться места остальных членов экипажа, отвечавших за эксплуатацию специального оборудования и выполнение основных задач. В зависимости от текущей обстановки и имеющихся целей, они могли работать не покидая машину, либо находясь за пределами защищенного корпуса. Для связи экипаж имел одну радиостанцию FuG 5.

Ввиду отсутствия кардинальных доработок корпуса в сравнении с базовой САУ новая БРЭМ сохранила ее габариты. Длина машины (по корпусу, без учета сошника) составляла 4,87 м, ширина – 2,63 м, высота – 1,7 м. Боевая масса составляла 14,5 т. Некоторое снижение боевой массы не привело к значительному изменению подвижности. Максимальная скорость достигала 42 км/ч, запас хода – 177 км.

Разработка проекта Bergepanzer 38(t) была завершена к середине 1944 года. Вскоре после этого был собран первый прототип, по результатам проверки которого было принято решение о дальнейшем серийном производстве новой техники с последующей передачи машин войскам. В это время были определены нужды артиллерийских подразделений. Изучение вопроса специалистами Вермахта показало, что войскам нужна одна ремонтно-эвакуационная машина на каждые 14 самоходных артиллерийских установок. Забегая вперед, следует отметить, что до конца войны немецкая промышленность построила менее 2900 САУ Jagdpanzer 38. Таким образом, в общей сложности (с учетом всего серийного строительства) войскам могло потребоваться не менее двух сотен новых БРЭМ. Большую часть таких нужд удалось удовлетворить.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer 38(t), Германия
Вид на корму, сошник опущен. Фото Henk.fox3000.com


К началу осени 1944 года фирмой Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG было построено семь первых машин нового типа. По некоторым данным, эту технику строили на базе специально собранного гусеничного шасси. Вскоре фирма-производитель освоила полноценное производство требуемой техники, причем часть БРЭМ изготавливалась с нуля, а оставшиеся предлагалось перестраивать из самоходок, возвращаемых в тыл для ремонта. Время от времени особенности производства новой техники менялись. В частности, вносились те или иные коррективы в конструкцию специального оборудования, а также менялся его состав. Известно, что далеко не все БРЭМ получали кормовой сошник, а мощность лебедки менялась в достаточно широких пределах. Также имеются сведения о выпуске некоторого количества машин с лобовой броней толщиной лишь 30 мм – вдвое меньше, чем предусматривалось исходным проектом.

Сборка бронированных ремонтно-эвакуационных машин продолжалась до апреля 1945 года и прекратилась одновременно со строительством САУ Jagdpanzer 38 Hetzer. Наступление Красной армии на Восточном фронте приводило к потере одного военного завода за другим, что в итоге привело к прекращению производства массы образцов оружия и техники, в том числе самоходок и другой техники на базе Pz.Kpfw.38(t).

По имеющимся данным, до апреля 1945-го завод BMM успел выпустить в общей сложности 170 машин Bergepanzer 38(t). 106 единиц такой техники было собрано с нуля, еще 64 машины были выпущены осенью 1944 года путем переделки ремонтируемых артиллерийских самоходок. Большая часть построенных бронемашин была передана Вермахту для отправки в подразделения, вооруженные Jagdpanzer 38.

Немецким войскам требовалась новая техника для эвакуации и полевого ремонта поврежденных бронемашин. Промышленность справилась с поставленной задачей и представила требуемую технику, однако практика показала, что она не обладает нужными характеристиками. В ходе эксплуатации новых БРЭМ было установлено, что они не в полной мере соответствуют требованиям. В первую очередь, машинам не хватало мощности двигателя. Из-за этого Bergepanzer 38(t) могли осуществлять буксировку САУ Hetzer по шоссе или грунтовой дороге, но не имели возможности вытаскивать застрявшую технику или перемещать ее по бездорожью. Скорость движения в таких условиях оставляла желать лучшего, а в некоторых случаях перемещение и вовсе было невозможным.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer 38(t), Германия
БРЭМ Bergepanzer 38(t) на Абердинском полигоне в США, 1946 г. Фото Manufaktur.dk


Тем не менее, за неимением альтернатив войска были вынуждены продолжать эксплуатацию ремонтно-эвакуационных машин, сталкиваясь с заметными проблемами, обусловленными недостаточными характеристиками. Эксплуатация подобной техники без выдающихся успехов продолжалась до самого конца войны. Некоторая часть серийных БРЭМ и САУ оставалась в строю на момент капитуляции Германии. В дальнейшем некоторым машинам этого типа пришлось отправиться на полигоны других стран. В частности, как минимум, одна БРЭМ изучалась специалистами Соединенных Штатов на Абердинском полигоне. В течение нескольких послевоенных лет эта техника отправилась в переплавку ввиду отсутствия реальных перспектив.

Интересно, что бронированная ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer 38(t) в течение некоторого времени рассматривалась в качестве перспективного многоцелевого шасси, пригодного для использования в новых проектах. На базе шасси с бронекорпусом уменьшенной высоты предлагалось строить различные новые машины разного назначения. Предлагалось монтировать на таком шасси зенитные автоматы, орудия различных типов и т.д. Тем не менее, ни один подобный образец так и не дошел до серийного производства и эксплуатации в войсках по причине своего позднего появления.

С точки зрения основных технических особенностей проект бронированной ремонтно-эвакуационной машины Bergepanzer 38(t) может считаться удачным. Его авторам из фирмы BMM удалось добиться максимально возможной унификации с существующими САУ Jagdpanzer 38 Hetzer и при этом достичь поставленных целей. Одновременно с этим новая БРЭМ не могла полноценно выполнять свои основные задачи из-за недостаточно мощного двигателя, что затрудняло эксплуатацию и не позволяло рассчитывать на высокую эффективность работы в условиях поля боя. Попытки решить эту проблему не предпринимались. Более того, они уже были бы бесполезны: модернизация стартовала бы не ранее конца 1944 года, когда поражение нацистской Германии было лишь делом времени, и никакие ремонтные машины не могли исправить ее положение.


По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://armor.kiev.ua/
http://aviarmor.net/
http://wehrmacht-history.com/
http://2iemeguerre.ca/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Александр72 17 июня 2016 07:53
    В это время были определены нужды артиллерийских подразделений. Изучение вопроса специалистами Вермахта показало, что войскам нужна одна ремонтно-эвакуационная машина на каждые 14 самоходных артиллерийских установок. Забегая вперед, следует отметить, что до конца войны немецкая промышленность построила менее 2900 САУ Jagdpanzer 38. Таким образом, в общей сложности (с учетом всего серийного строительства) войскам могло потребоваться не менее двух сотен новых БРЭМ. Большую часть таких нужд удалось удовлетворить.

    Удивляет тот факт, что не смотря на не самое лучшее положение дел на фронте и острую нехватку бронтенковой техники, даже такого эрзац-САУ, которым по большому счету являлся "Хетцер" (которым тем не менее являлся одной из лучших легких истребителей танков времен войны, если не лучшей в своем классе САУ), немц тем не менее отвлекали средства и ресурсы на изготовление вспомогательной техники, к которой относятся БРЭМ. Причем последние строили и на базе средних/тяжелых "Пантер" и вот такие легкие как БРЭМ Bergepanzer 38(t):
    По имеющимся данным, до апреля 1945-го завод BMM успел выпустить в общей сложности 170 машин Bergepanzer 38(t). 106 единиц такой техники было собрано с нуля, еще 64 машины были выпущены осенью 1944 года путем переделки ремонтируемых артиллерийских самоходок. Большая часть построенных бронемашин была передана Вермахту для отправки в подразделения, вооруженные Jagdpanzer 38.

    Понятно, что проще и дешевле отремонтировать подбитую или вышедшую из строя по техническим причинам бронетехнику (если она еще вообще ремонтопригодна, а не представляет собой кучу металлолома), чем построить с нуля новую. А для эвакуации такой техники с поля боя необходима БРЭМ. Однако, не думаю, что в 1944-45 гг у немцев и их союзников было сколь-нибудь много возможностей для эвакуации подбитой техники, т.к. это был период стремительных наступательных операций Красной Армии и даже союзники во Франции и Италии двигались вперед, пусть и черепашьими шагами, соответственно поле боя оставалось за противником и немцам просто нечего было эвакуировать.
  2. gla172 17 июня 2016 09:08
    Это Чешское шасси было дюже удачным.....
    1. Пинки Ф. 17 июня 2016 09:36
      Цитата: gla172
      Это Чешское шасси было дюже удачным.....

      точно. И не так, наверное, технологично, как ферди или пантера, на базе которых в 43-м стали экспериментировать с БРЭМами.
      1. gla172 17 июня 2016 10:33
        К слову....
        1. Пинки Ф. 17 июня 2016 12:25
          Цитата: gla172
          К слову....

          а мне нравится вот это) Только не понял, кто кого вытаскивает - ферди берге-элефанта или наоборот?
          1. gla172 17 июня 2016 13:30
            Ну да не понятно.....,но гляди там трос ещё назад уходит...тянут двумя тягачами по ходу.....
            1. Пинки Ф. 17 июня 2016 13:47
              Цитата: gla172
              но гляди там трос ещё назад уходит...тянут двумя тягачами по ходу.....

              да, точно, нашел подпись, что двумя берге эвакуируют подбитый ферди)
  3. Михаил Матюгин 17 июня 2016 10:59
    Очень классная и полезная вещь ! Между прочим одна из лучших в своё классе ! Красной Армии таких явно не хватало, а вот у англосаксов было их великое множество.

    Цитата: Александр72
    Однако, не думаю, что в 1944-45 гг у немцев и их союзников было сколь-нибудь много возможностей для эвакуации подбитой техники, т.к. это был период стремительных наступательных операций Красной Армии и даже союзники во Франции и Италии двигались вперед, пусть и черепашьими шагами, соответственно поле боя оставалось за противником и немцам просто нечего было эвакуировать.
    Ну как сказать. Большинство боёв было в обороне, и прорывы как раз часто не удавались, поэтому и были нужны такие машины.
  4. moskowit 17 июня 2016 20:15
    Базовое шасси чешского танка т38. Немцы "приватизировали" под своим индексом. Чешские танки составили вооружение пяти немецких танковых дивизий первой линии в количестве 623 штук. Они выпускались на заводах пражской фирмы ЧКД(что не указано в статье), в дальнейшем получившей немецкое название ВММ(что указано в статье). И в дальнейшем чехи с высочайшей производительностью и отменным качеством выпускали различные боевые , инженерные и вспомогательные машины на данном шасси.
    1. Бифитер 17 июня 2016 22:16
      Ничего удивительного что чехи так старательно трудились. Во первых Чехия превратилась в часть Рейха в виде протектората. Во вторых немцы исправно выплачивали зарплату как в денежном эквиваленте так и в виде товарно-продуктового снабжения. Их практически не бомбили. Живи да радуйся.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня