Адмирал Арктики

«Больше плавать, больше летать! Вот что должно быть нашим девизом»

Почему при огромном вкладе североморцев в Победу и имея такие награды, как четыре ордена Ленина и четыре Красного Знамени, два Ушакова I степени, множество других, Арсений Головко единственный из командующих флотами так и не стал Героем Советского Союза, остается загадкой.

В числе деятелей, восстанавливавших морскую мощь России в советское время, руководивших флотами в годы Великой Отечественной войны, более чем заметное место занимает адмирал Арсений Головко, 110-летие со дня рождения которого приходится на 23 июня. Северный флот под его командованием сыграл важную роль в обороне советского Заполярья, в разгроме немецко-фашистских войск на Крайнем Севере и освобождении Северной Норвегии.


Адмирал АрктикиСлужить на боевые корабли Арсений Головко отправляется в 1925 году по комсомольскому призыву. Окончив в 1928-м училище имени Фрунзе, кузницу командных кадров ВМФ, будущий адмирал прошел все ступени становления морского офицера. Был даже участником войны в Испании как советник командира Картахенской военно-морской базы в 1937–1938 годах.

В 1940-м он уже опытный морской начальник, об этом знает высшее руководство страны, поэтому Политбюро ЦК без колебаний утверждает его командующим Северным флотом. Энтузиазм моряков в освоении театра военных действий и гордость за флот были высокими, но их требовалось направить в нужное русло, ведь общая картина выглядела неутешительной. Боеспособность кораблей невысокая, судоремонтная база слабая, корабельные механизмы изношены, на подводных лодках большое перемещение командного состава – о многом приходилось задуматься. В укреплении флота ключевая роль принадлежала Наркомату ВМФ СССР, и Головко получил эту помощь. Оставались объективные трудности, например в 1940 году из-за нехватки баз не удалось принять все корабли, построенные для СФ.

Но была область, где успех почти всецело решали люди, их энергия, старательность, организованность и инициатива. Это боевая подготовка. Умудренный опытом боев в Испании, Головко требовал от командиров строить учебу личного состава с учетом особенностей современной войны, не допускать упрощений и послаблений. «Больше плавать, больше летать! Вот что должно быть нашим девизом в боевой подготовке», – не раз подчеркивал он на совещаниях и разборах учений.

При первой же возможности командующий сам выходил в море. Особую озабоченность Головко вызывала подготовка большого отряда молодых офицеров, недавно пришедших на корабли. Адмирал по своему опыту знал: настоящим командиром становятся в море, в сложных походах, в борьбе со стихией, опасностями, когда до предела обостряется чувство ответственности за судьбу людей и корабля.

Как бы ни был слаб СФ по количеству кораблей и самолетов, Головко и Военный совет видели свой долг в том, чтобы сделать его сильным за счет отличной боевой и морской выучки, высокой идейно-политической подготовки, дисциплинированности и организованности личного состава. Время показало, что эти повседневные усилия дали свои результаты. Когда грянула война, североморцы находились в полной боевой готовности.

Северный флот, которым с 1940 по 1946 год командовал адмирал Головко, оказался на высоте в самый ответственный момент войны. Силы СФ не только срывали морские коммуникации врага, сдерживали его натиск на суше, но и охраняли союзные конвои.

Надо признать, что ленд-лиз сыграл заметную роль в победе над фашизмом, а основная масса поставок шла через северные порты. Только за два года (1943–1944) СФ встретил 368 и проводил 352 союзных транспорта (без учета своих), а это сотни тысяч тонн военных грузов. Было потеряно только десять транспортов – менее трех процентов, отличный показатель.

Победы флота в войне, умелое руководство его деятельностью вывели Арсения Головко в ряды лучших военачальников и флотоводцев Великой Отечественной. В 1944-м он стал полным адмиралом, но «Золотую Звезду» так и не получил, хотя все североморцы – Герои Советского Союза (82 единожды и трое дважды) обязаны своим высоким званием командующему. А сколько частей и кораблей удостоены почетных званий и наименований – всех и не упомянуть. Ответственность за действия подчиненных командующий флотом неизменно брал на себя.

С 1947 по 1950 год он был на посту начальника Главного штаба ВМС, а с 1950 по 1952-й – начальником морского Генерального штаба, но особо себя на этой должности не проявил. Все-таки штабная работа требует иных умений, нежели командная. И адмирала возвращают к кораблям. С 1952 года он командует 4-м военно-морским, потом объединенным Балтийским флотом. На этой должности, занимаясь привычным делом, он прослужил до 1956 года, когда его назначают первым заместителем к адмиралу Сергею Георгиевичу Горшкову, который был главкомом ВМФ без малого 30 лет (и что бы о нем ни говорили, это великий флотоводец).

В шестидесятые годы набирает обороты холодная война, советский флот выходит в океан, становится инструментом большой политики. Арктика приобретает стратегическое значение. И Северный флот начинает играть роль одной из первых скрипок. Головко анализирует опыт боевых действий на этом морском театре, работает и над статьями на актуальные темы, где подчеркивает особое значение творчества, новаторства, инициативы в борьбе с вероятным противником, призывая быть начеку: «Бдительность – это закон нашего времени, созданный опытом истории. А в этот опыт входят и события, связанные с началом Великой Отечественной войны, о которых каждый из нас обязан не столько вспоминать, сколько помнить. Помнить всегда!». Правдивость этих выводов мы ощущаем сегодня, когда теряем все позиции в Мировом океане.

Арсений Головко прожил всего 56 лет, сердце остановилось от напряжений, которые выпали на его долю.
Автор: Вадим Кулинченко
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/31046


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 30
  1. parusnik 19 июня 2016 07:35
    Жена Кира Николаевна Головко считает своим смертным врагом Никиту Сергеевича Хрущева: именно он послал адмирала на верную смерть – на испытания "кузькиной матери", то есть самой мощной термоядерной бомбы за всю историю человечества.Первый зам главкома ВМФ находился в зоне взрыва, а лучевую болезнь тогда и распознавать не слишком-то умели. Вот и не спасли...
  2. мичман 19 июня 2016 09:41
    Адмирала А. Головко все уважали на Северном флоте. Очень тепло отзывался о нем и мой хороший товарищ вице адмирал А. Шабалин, Дважды Герой Советского Союза. На его счету две дивизии фашистов, покоящихся на дне Баренцева моря. За всю войну этот командир торпедного катера не был ни разу ранен и не потерял ни одного катера. Светлая Вам память адмирал А. Головко. Честь имею.
    1. Kenneth 19 июня 2016 11:34
      Можно чуть поподробнее про две дивизии
      О чем речь.
      1. мичман 19 июня 2016 12:48
        Уважаемый Константин, мне по роду работы пришлось создавать много систем для ВМФ СССР, а потом для РФ. Я познакомился с Александром Осиповичем (это было давно) и вот в журнале "ЮНОСТЬ" опубликовал о нем повесть "МОСКИТНИКИ". Затем меня попросили из этой повести сделать статью для "ВО". Я это выполнил и опубликовал в "ВО" статью "Первая атака". Почитайте ее, пожалуйста. Честь имею.
        1. Kenneth 19 июня 2016 23:09
          Уважаемый. Я слышал про Шабалина и глянул сколько записано на его счет. Мне стало интересно и я решил уточнить у вас как источника информации
          Вы бы не переломились ответив прямо а не отсылая к своему творчеству даже без ссылки. Две дивизии это 30 тыс человек. Шабалин потопил 4 транспорта. Получается что на каждом было больше народа чем на гуславе. Столь эпичные успехи должны были оставить больший след чем ваше упоминание
          1. Simpsonian 20 июня 2016 05:44
            Может быть больше танков или артиллерии? Переломите себя и посмотрите что такое дивизия... Ссылку на википедию нужно?
      2. мичман 19 июня 2016 12:48
        Уважаемый Константин, мне по роду работы пришлось создавать много систем для ВМФ СССР, а потом для РФ. Я познакомился с Александром Осиповичем (это было давно) и вот в журнале "ЮНОСТЬ" опубликовал о нем повесть "МОСКИТНИКИ". Затем меня попросили из этой повести сделать статью для "ВО". Я это выполнил и опубликовал в "ВО" статью "Первая атака". Почитайте ее, пожалуйста. Честь имею.
        1. max73 19 июня 2016 13:42
          уважаемый, вы не ответили на простой вопрос... какие-то отсылки куда-то там...)) Да,Шабалин, здорово воевал,это не обсуждается. про 2 дивизии расскажите,а..?
          А что же касается адмирала Головко, с удивлением для себя узнал, что Героя ему не дали, хотя в юности его мемуары читал несколько раз. И это при том, что СФ при скромном боевом составе куда больше полезного на море сделал, нежели ,запертый в порту БФ, и, несший большие потери ЧФ при низком КПД. Похоже, что у И.В. Сталина было некое предубеждение к морским военачальникам, ибо ни Трибуц, ни Владимирский тоже Героя удостоены не были. Думается, это связано с большими и неоправданными корабельными потерями ЧФ...имхо..
          1. Alex_59 20 июня 2016 06:38
            Цитата: max73
            ибо ни Трибуц, ни Владимирский тоже Героя удостоены не были.

            Зато Октябрьский был удостоен. Вот такой вот парадокс. А уж ему-то последнему надо было героя давать из советских адмиралов...
  3. Царь,простоЦарь 19 июня 2016 13:36
    Я, так, поумничаю. Автор ошибается насчёт Героев. Трибуц вообще не был, а эта молодь вши (цензор не пропускает) трусливая Октябрьский аж в 58 стал.
    Итить, ТОФ забыл, да, Юмашеву дали 14.09.45.

    Я, лично, был этим событием (не герои) удивлён. Года два назад, чего-то рылся по командующим, смотрю, все комфлота не герои.
  4. ignoto 19 июня 2016 15:02
    Цитата: max73
    уважаемый, вы не ответили на простой вопрос... какие-то отсылки куда-то там...)) Да,Шабалин, здорово воевал,это не обсуждается. про 2 дивизии расскажите,а..?
    А что же касается адмирала Головко, с удивлением для себя узнал, что Героя ему не дали, хотя в юности его мемуары читал несколько раз. И это при том, что СФ при скромном боевом составе куда больше полезного на море сделал, нежели ,запертый в порту БФ, и, несший большие потери ЧФ при низком КПД. Похоже, что у И.В. Сталина было некое предубеждение к морским военачальникам, ибо ни Трибуц, ни Владимирский тоже Героя удостоены не были. Думается, это связано с большими и неоправданными корабельными потерями ЧФ...имхо..


    В 1941 году Балтийский флот во время так называемого Таллинского перехода понес такие потери, что некоторые историки назвали сей переход "Балтийской Цусимой".
  5. V.ic 19 июня 2016 17:19
    Только за два года (1943–1944) СФ встретил 368 и проводил 352 союзных транспорта Автор Вадим Кулинченко

    А почему не с 1942 года считаете? НЕ ХОЧЕТСЯ PQ-17 упоминать?
    1. Veteran 19 июня 2016 19:47
      В составе союзных конвоев (41 в СССР и 36 обратных) всего было 1464 судна, потери в них составили 103 транспорта (7%), из них 12 советских. Почти 30% этих потерь на совести британского адмиралтейства: 23 судна из состава конвоя PQ-17 и 7 судов из состава конвоя QP-13, который по халатности зашёл на английское минное заграждение. Ещё 38 одиночных транспортов из 44-х шедших без охранения достигли пунктов назначения. Результаты вполне удовлетворительные.
  6. Александр Грин 19 июня 2016 17:20
    Северный флот тоже понес большие потери, особенно в подводных лодках (23 единицы). К тому руководство флота проморгало опасный рейд линкора "Адмирал Шеер", который дошел до самого Диксона. Тогда только случайность спасла караван, идущий Северо-морским путем.
    1. Veteran 19 июня 2016 20:28
      По сравнению с другими флотами СФ всё-таки понёс наименьшие потери - по ЭМ и лидерам, ПЛ, тральщикам, охотникам за ПЛ, торпедным и сторожевым кораблям (исключение - СКР, бывшие "рыбаки"). Первоначальный же успех в проникновении "Адм.Шеера" в Карское море был обеспечен его маршрутом, огибавшим Новую Землю с севера, разведполётами гидросамолёта "Арадо" и учётом опыта плавания "Комета". Но с крушением "Арадо" рейдер "ослеп", а ПЛ не могли предоставить ему жизненно важную информацию. Единственная его боевая победа - потопление пароходика "Сибиряков", но в пролив Вилькицкого он пройти не смог, в Карском море оставаться было опасно, и "Шеер" вернулся в Нарвик. Операция оказалась провальной, от повторения её немцы отказались.
      Единственная ошибка штаба СФ и БелВМБ - не придали значение донесению полярников, обнаруживших "Арадо" в его последний полётный день.
      1. Kenneth 19 июня 2016 23:12
        Давайте не забывать что на севере воевал англоамериканский флот многократно превосходящий как наш так и немецкий. Наш флот был на вторых ролях и соответственно понес меньшие потери.
        1. Veteran 19 июня 2016 23:25
          Я указал общие меньшие потери в корабельном составе СФ по сравнению с другими флотами СССР - БФ и ЧФ. Что касается потерь в боевых кораблях при защите союзных конвоев, то погибло 2 советских эсминца, 2 английских крейсера и 11 мелких эскортных кораблей (шлюпы, фрегаты, корветы и пр.)
          1. Kenneth 19 июня 2016 23:31
            И немецкая авиация на севере занималась не советскими кораблями а судами конвоев, что пожалуй самое главное.
            1. Veteran 20 июня 2016 00:10
              Надо же, какое открытие! И авиация, и ПЛ, и ударные НК при атаке конвоев всегда имели и имеют в качестве приоритетных целей транспорты. Но при отсутствии транспортов боевые корабли становятся первым объектом атаки.
              1. Kenneth 20 июня 2016 00:49
                Вы понимаете о чем речь. На севере и близко не было такой вакханалии которую творили немцы на чф и бф. На севере действия авиации вообще крайне затруднены. Ну и конвои и союзники. Это я к тому что потери низкие не из за каких то талантов командующего, а из за совсем других причин.
                1. Veteran 20 июня 2016 19:04
                  Лафа, говорите, на Севере была? А вот первым дважды Героем в ВС СССР в течение ВОВ стал именно североморский лётчик Борис Сафонов, сбивший 25 немецких самолётов, и погибший при защите конвоя. На Мурманск только за один день 18.06.42 было сброшено 12 тыс. бомб, а всего за 3 года БД было совершено 792 авианалёта, самолёты которых сбросили на город ок. 7 тыс. фугасных бомб (250-1000 кг) и ок. 200 тыс. зажигательных. По суммарному количеству сброшенных на город бомб Мурманск уступает только Сталинграду. Именно на северных коммуникациях героически погибли малые "Варяги" - СКР "Туман", "Пассат", пароход "Дежнев". Потерпев неудачу в рейдерстве крупных НК, немцы на Севере резко усилили свою подводную составляющую, их лодки не только охотились за транспортами, но и осуществляли концентрированные в важных проходах минные постановки. Только 12.08.44 г. U-365 потопила почти весь конвой БД-5 в Карском море - транспорт (14,5 тыс. т.) и два тральщика. В отличие от других родов сил, немецкие ПЛ действовали в море до середины 1945 г. В конце апреля 1945 г. ПЛ U-307 была потоплена на входе Кольского залива, а метеостанция на Шпицбергене капитулировала только 4.09.45 г.
  7. Veteran 19 июня 2016 20:38
    Не следует забывать, что на СФ лежала ещё труднейшая задача обеспечения внутренних морских коммуникаций на большом протяжении Севморпути. По этим коммуникациям флот провёл 1471 конвой в составе 2568 судов. При этом потери составили всего 11 транспортов (7 - от ПЛ, 2 - от авиации, 2 - на минах). Ещё более 600 рейсов совершили суда без охранения (5 судов при этом погибло).
    1. Kenneth 19 июня 2016 23:34
      Немцы имели ввиду наш севморпуть . Во первых далеко во вторых крайне тяжело в третьих есть конвои.
      1. Veteran 20 июня 2016 00:01
        Операция "Вундерланд", участники - тяжёлый крейсер "Адмирал Шеер" и пять подлодок, цель - удар по арктическим коммуникациям (разгром конвоев) и портам Севморпути. В случае удачи - следующая операция под кодовым названием "Двойной удар". Поскльку первая провалилась, вторая не состоялась.
        1. Kenneth 20 июня 2016 00:52
          Я и говорю что нафиг он был нужен. Раз не получилось и все забили. Были интереснее и вкуснее темы. А ловить траулеры на смп себе дороже топливо дороже выйдет.
          1. Veteran 20 июня 2016 19:07
            См. ответ на 19.04
  8. кудесник 19 июня 2016 20:54
    Моряки-элита вооружённых сил, самое большое количество тех.специалистов. Как то так получилось, что в России самые громкие победы во флоте и в то же время поражения самые громкие.
    1. Kenneth 19 июня 2016 23:36
      С эпичными победами не очень, о со времен парусников почти никак. Мы сугубо континентальная держава. Господство на морях для нас не жизненно необходимо.
      1. Loyotta 20 июня 2016 00:44
        Время пришло и корабли сходят на воду едва ли не каждую неделю, нравится это кому то или нет. Недоумение и растерянность поселятся в глазах противников "тельняшек-безкозырок", раз они стали вновь нужны России, а преимущество "вероятных" будет сильно корректировано в ближайшие годы.
        1. Kenneth 20 июня 2016 00:56
          Не будет. То что сходит это прибрежная мелкота. Догнать супостата не выйдет. Да и не нужно. У нас четыре плохо связанных флота которые нельзя сделать одинаково сильными. ПЛ с ударным вооружение наша гарантия. И мелкота для прикрытия наших вод. Хватит. Остальное дорого и бессмысленно.
          1. Loyotta 20 июня 2016 01:19
            Боюсь глаза на лоб полезут даже у многих из здесь присутствующих. "Арктика" и "Илья Муромец" это не мелкота, а ведь от момента "перемены курса " прошло всего только 2 года. Что происходит в умах "способных принимать решения", составляет личное пространство, рекомендовал бы лишь внимательно следить о том, что именно и когда будет делаться. Представляется, что все это будет.
  9. Loyotta 20 июня 2016 00:29
    Ответ есть в книге главкома Н.Г. Кузнецова "Курсом к победе", где он пишет о необычном качестве для командующего флотом - способности выражать расстройство до слез при критике, насмешливо выглядит здесь же упоминание о внешности "испанского гидальго". При таком раскладе даже легкой насмешки для И.В. Сталина было достаточно, чтобы лишить очевидно заслуженного человека высокой награды.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня