Перспективные проекты стратегических бомбардировщиков разных стран

43
Важнейшей составляющей стратегических ядерных сил и ударной авиации являются дальние стратегические бомбардировщики-ракетоносцы. Подобная техника состоит на вооружении нескольких стран и служит их интересам. При этом число эксплуатантов дальних бомбардировщиков в последние десятилетия значительно сократилось. В силу разных причин ряд стран изменил свои взгляды на роль подобной техники и отказался от нее в пользу иных ударных самолетов. В результате на данный момент разработкой перспективных стратегических бомбардировщиков занимаются лишь три страны в мире.

Сложность и специфика боевого применения стратегических бомбардировщиков привела к тому, что на данный момент подобная техника используется и разрабатывается только Россией, Соединенными Штатами и Китаем. Прочие государства, имевшие подобную технику на вооружении, отказалась от нее. Несмотря на имеющиеся в мире тенденции, российские, американские и китайские военно-воздушные силы продолжают эксплуатацию таких самолетов. Кроме того, ведутся работы по созданию новых дальних бомбардировщиков, призванных заменить существующую технику. Рассмотрим новые проекты в этой области.

Россия – ПАК ДА

Планы российского военного ведомства подразумевают ремонт и модернизацию имеющейся техники, которая позволит продолжать ее эксплуатацию. Также дан старт разработке совершенно нового самолета с требуемыми характеристиками. В отдаленной перспективе эта машина должна будет дополнить, а затем и заменить часть существующей техники. Новый отечественный проект известен под названием «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» (ПАК ДА).

Перспективные проекты стратегических бомбардировщиков разных стран
Предполагаемый облик ПАК ДА. Фото Militaryrussia.ru


Возможность создания нового дальнего бомбардировщика и облик такой машины рассматривались достаточно давно, но до определенного времени эти работы не имели никаких перспектив. Лишь в 2007-2008 годах началась подготовка к будущей разработке проекта, получившего условное обозначение ПАК ДА. Изначально планировалось, что первый самолет нового типа будет построен к середине десятых годов, а через несколько лет начнется его эксплуатация. В дальнейшем сроки завершения работ неоднократно корректировались.

Из сообщений официальных лиц следует, что до 2013 года авиационная промышленность занималась формированием принципиального облика перспективного самолета. Вскоре планировалось начать разработку проекта с определением всех необходимых особенностей конструкции. На тот момент планы подразумевали начало серийного производства в начале двадцатых годов. Кроме того, раскрывались некоторые подробности технического облика новой машины.

Утверждалось, что новый стратегический бомбардировщик ПАК ДА будет дозвуковым. Кроме того, официальные лица говорили о превосходстве этой машины над существующим Ту-160 в части веса и возможностей боевой нагрузки. Подобная информация о проекте могла быть дополнительным доказательством в пользу одной из распространенных версий о возможном облике самолета. Существует распространенная версия, что ПАК ДА будет строиться по схеме «летающее крыло», что даст ему определенные преимущества перед иной техникой. В первую очередь, такая архитектура позволяет увеличить внутренние объемы конструкции, обеспечив рост полезной нагрузки и запаса топлива. Кроме того, появляется возможность снизить заметность для средств обнаружения противника.

На основе опубликованных данных и различных оценок появилось предположение о возможности создания самолета с взлетным весом не более 150 т и полезной нагрузкой не менее 30 т. Для обеспечения требуемых летных характеристик, подразумевающих возможность длительного крейсерского полета на дозвуковых скоростях, самолет может получить до четырех двигателей тягой порядка 15-20 т.

В середине 2015 года стало известно, что заказчик и специалисты промышленности завершили предварительные работы по двигателю для ПАК ДА, после чего был подписан контракт на эскизное проектирование требуемого изделия. Эскизный проект двигателя требовалось представить до конца года. Примерные характеристики этой системы, однако, не назывались.

Максимальная скорость новой машины может оцениваться в 1000-1100 км/ч при возможности крейсерского полета на меньших скоростях. Дальность действия должна будет превышать 11-12 тыс. км. Как и другие отечественные дальние бомбардировщики, ПАК ДА должен будет получить систему дозаправки в полете, способную значительно увеличить дальность полета.

Есть основания считать, что ПАК ДА сможет нести некоторые системы вооружения, уже используемые дальней авиацией. Так, возможно сохранение возможности использования крылатых ракет воздушного базирования семейства Х-55, а также применения новых Х-101. Ранее утверждалось, что в рамках новой программы планируется создать новые образцы высокоточного управляемого вооружения классов «воздух-поверхность» и «воздух-воздух». Сообщалось об определенном прогрессе в деле создания таких систем.

Ввиду многочисленных сложностей, сопровождающих создание всех новых проектов, сроки реализации программы ПАК ДА неоднократно смещались. Так, во время начала предварительных работ утверждалось, что первый полет опытного самолета состоится в 2015 году. В дальнейшем эти сроки неоднократно переносились. По последним сообщениям, относящимся к прошлому году, первый испытательный полет новой машины должен состояться в 2019 году. К 2023 году планируется завершить испытания и начать серийное производство техники. Кроме того, упоминалось, что в 2023-24 годах должен состояться первый полет бомбардировщика, оснащенного штатными двигателями.

По последним сообщениям, разработка проекта ПАК ДА продолжается. В работах заняты фирма «Туполев» и ряд других научных и конструкторских организаций авиационной промышленности. На данный момент военные и подрядчики соблюдают секретность и не спешат раскрывать подробности нового проекта. Как следствие, множество вопросов пока остается без ответа, что провоцирует появление различных предположений, прогнозов и т.д.

До запланированной даты первого полета бомбардировщика ПАК ДА осталось около трех лет. Это может означать, что проектирование успешно продвигается вперед и приближает момент начала строительства самолета-прототипа. Соответственно, приближается и возможное оглашение основной информации о проекте, которое закроет некоторые имеющиеся вопросы, однако станет поводом для новых споров и обсуждений.

По причине отсутствия частых сообщений о ходе проекта ПАК ДА и его технических подробностях пока остается только ждать новости и надеяться, что разработка нового стратегического бомбардировщика не столкнется с новыми проблемами, которые смогут привести к очередному изменению графика. На данный момент, напомним, первый полет опытного самолета запланирован на конец текущего десятилетия, а к середине двадцатых годов ВВС начнут освоение серийной техники.

США – B-21

Американский проект создания нового дальнего бомбардировщика стартовал еще в середине двухтысячных годов, однако до сих пор не привел к появлению новой техники. За это время проект успел сменить несколько наименований: Bomber 2018 (по году предполагаемого первого полета), Next-Generation Bomber (NGB) и, наконец, Long-Range Strike – Bomber (LRS-B). Под последним названием проект дошел до стадии выбора организации-разработчика и, вероятно, будет доведен до требуемого серийного производства с последующими поставками техники военно-воздушным силам.


Единственное официальное изображение Northrop Grumman B-21. Фото Wikimedia Commons


За время существования проекта были выпущены требования к новым самолетам, которые неоднократно претерпевали те или иные изменения. По имеющимся данным, корректировались отдельные пункты требований, тогда как основные особенности технического задания оставались без изменений. В соответствии с последней версией технического задания, выпущенной несколько лет назад, компании-подрядчики должны были создать свои варианты предварительных проектов, которые в дальнейшем требовалось представить на рассмотрение заказчику.

Желание участвовать в новой программе выразили два разработчика. Один из вариантов проекта LRS-B должна была разработать компания Northrop Grumman, а второй создавался совместными усилиями фирм Boeing и Lockheed Martin. В требуемые сроки они выполнили предварительное проектирование и представили необходимую документацию Пентагону для сравнения и выбора разработчика полноценного проекта.

Решение комиссии, ответственной за выбор фирмы-подрядчика, изначально планировалось огласить во втором квартале 2015 года. Тем не менее, это событие несколько раз переносилось по тем или иным причинам. Лишь в конце октября 2015 года ВВС США объявили о выборе победителя конкурса. Контракт на разработку перспективного бомбардировщика решили отдать компании Northrop Grumman. Через несколько дней после объявления такого решения Boeing и Lockheed Martin подали протест, однако в феврале 2016-го он был отклонен, а специалисты «Нортроп-Грумман» получили возможность продолжать работу без каких-либо затруднений, связанных с действиями третьих лиц и организаций.

Несколько месяцев назад было объявлено обозначение нового самолета. Результат программы LRS-B получит официальное обозначение B-21. Кроме того, в конце сентября должны быть объявлены итоги конкурса по выбору имени проекта. Предлагаются различные названия, но пока военные не определились с выбором.

Первый контракт Пентагона и Northrop Grumman оговаривает разработку полноценного проекта с дальнейшим строительством и испытаниями опытного самолета. Кроме того, контракт подразумевает строительство некоторого количества бомбардировщиков первой партии. Имеющийся контракт имеет стоимость 21,4 миллиарда долларов. В дальнейшем возможно появление новых договоров на поставку серийной техники, которые приведут к увеличению общей стоимости проекта до 80 миллиардов.

Технические подробности проекта LRS-B / B-21 пока не раскрывались. Тем не менее, компания-разработчик уже опубликовала изображение перспективного самолета, соответствующее текущему облику проекта. Публикация рисунка подтвердила некоторые более ранние предположения, а также опровергла иные варианты.

На имеющемся изображении представлен самолет, построенный по схеме «летающее крыло», имеющий стреловидные плоскости и максимально плавные очертания. Характерными чертами конструкции нарисованного бомбардировщика являются крупные воздухозаборники в центральной части самолета, прямоугольные консоли и ломаная задняя кромка крыла. Подобный облик самолета позволяет говорить, что в основе нового проекта лежат требования по снижению заметности для средств обнаружения. Кроме того, такой самолет может быть только дозвуковым.

По понятным причинам, какие-либо выводы о геометрических, весовых или иных параметрах перспективной машины пока сделать невозможно. При этом уже известно, что самолет B-21 сможет нести существующие и перспективные вооружения различных классов. Также упоминалась возможность развития проекта путем создания беспилотной модификации.

Существующий контракт подразумевает завершение проектирования с последующими испытаниями прототипа и строительством первой партии техники. К середине следующего десятилетия ВВС США должны получить 21 новую машину. За разработку проекта и строительство первой партии самолетов Northrop Grumman получит 21,4 млрд долларов при стоимости каждого самолета на уровне 560 млн долларов. В дальнейшем планируется заказать еще одну партию из 80 бомбардировщиков. С учетом разработки, испытаний и т.д. на всю программу строительства 100 машин планируется потратить 80 миллиардов. Завершение поставок подобной техники относят к концу тридцатых годов.

Китай – H-20

В настоящее время дальняя авиация Китайской Народной Республики использует только бомбардировщики H-6 разных модификаций, являющиеся дальнейшим развитием советского самолета Ту-16. Несмотря на все нововведения и доработки, подобная техника не может считаться в полной мере современной и требует замены. Для перевооружения китайской дальней авиации в настоящее время разрабатывается проект стратегического бомбардировщика H-20. Также в некоторых источниках новый самолет упоминается под обозначением H-X.


Один из рисунков, считающихся изображением самолета Xian H-20. Рисунок Theaviationist.com


Китайские армия и оборонная промышленность традиционно не спешат раскрывать подробности своих новых проектов, из-за чего данных о перспективном бомбардировщике крайне мало. Имеются лишь отрывочные сведения о разработке нового самолета, предназначенного для замены существующей техники, а также различные предположения о его облике и характеристикам. Также можно встретить и оценки, касающиеся хода разработки проекта. Подобные предположения порой получают прямые или косвенные подтверждения.

По имеющимся данным, проработка перспективного дальнего бомбардировщика началась сравнительно давно, еще в начале прошлого десятилетия. В 2008 году было принято решение о создании нового проекта. Тогда же определили разработчика. Проектирование и строительство новой машины поручили фирме Xian Aircraft Industrial Corporation, имеющей большой опыт создания бомбардировщиков разных классов. Кроме того, в некоторых источниках упоминается привлечение к проекту авиастроительной компании «Шэньян».

Ввиду отсутствия официальных и подтвержденных данных проект H-20 / H-X остается предметом споров и спекуляций. С завидной регулярностью в зарубежной прессе появляются все новые и новые публикации с возможными вариантами облика перспективной машины. Дефицит необходимой информации вновь приводит к тому, что предлагаются самые разные, в том числе и взаимоисключающие версии.

Существует версия, согласно которой самолет H-20, как и новейшие зарубежные разработки в области дальней авиации, будет строиться по схеме «летающее крыло». В таком случае это будет дозвуковой дальний бомбардировщик с возможностью несения существующих и разрабатываемых бомб и ракет различных типов. Дальность полета оценивается в 10-11 тыс. км. Прочие параметры такого самолета предсказывать трудно.

В пользу версии о H-20 в виде «летающего крыла» приводятся весьма спорные косвенные доказательства. В 2011 году в США за шпионаж в пользу Китая был осужден конструктор Ношир Говади. В течение длительного времени он работал в компании Northrop Grumman и принимал участие в разработке самолета B-2 Spirit. Дело о шпионаже может рассматриваться в контексте последних китайских разработок. В таком случае делается вывод об использовании полученных через Н. Говади сведений при разработке перспективного дальнего бомбардировщика.

В течение последних лет несколько раз активно обсуждались несколько рисунков и макетов, изображавших иной вариант перспективного китайского ударного самолета. Так, весной прошлого года в свободный доступ попали два компьютерных рисунка некоего ударного самолета. На них была изображена машина средних размеров с интегральной компоновкой фюзеляжа и крыла, выраженными консолями крыла и хвостовым оперением в виде двух разваленных килей, на которые также возлагается часть функций стабилизатора. Рисунки позволяют предполагать, что такой самолет может оснащаться двумя турбореактивными двигателями с воздухозаборными устройствами на верхней поверхности фюзеляжа, над наплывами крыла.

Изображения показывают, что такой бомбардировщик сможет нести вооружение на внешней подвеске, хотя возможно и применение внутренних грузоотсеков. Следует отметить, что пропорции нарисованного самолета могут не соответствовать ожидаемому облику стратегического бомбардировщика. Таким образом, предполагаемый вариант дальнего бомбардировщика фактически может быть новой разработкой в области фронтовых ударных машин. Китайская промышленность, что совсем не удивительно, не комментирует опубликованные изображения и не оглашает никаких подробностей нового проекта.

Согласно распространенной версии, в настоящее время китайская авиационная промышленность занимается разработкой нового проекта, и к концу текущего десятилетия планирует завершить проектирование, а также построить первый прототип. К началу двадцатых годов опытный H-20 может подняться в воздух. Следующие несколько лет уйдут на доводку проекта и подготовку к серийному производству. Начало эксплуатации нового бомбардировщика относят к 2025 году.

Если подобные предположения соответствуют реальному положению дел, то можно ожидать, что в середине следующего десятилетия специалисты и общественность смогут увидеть настоящий H-20 / H-X в его реальном виде. Тем не менее, нельзя исключать более ранних утечек информации, изображений, чертежей или фотографий. В настоящее время подобные материалы отсутствуют, остается только ожидать их публикации.

***

В настоящее время ведется разработка трех новых проектов дальних бомбардировщиков. Перспективные проекты ПАК ДА, B-21 и H-20 имеют ряд общих черт, однако отличаются теми или иными деталями. Наиболее заметным сходством всех трех проектов можно считать старт работ примерно в одно время. Предварительная проработка трех самолетов началась во второй половине прошлого десятилетия, а к настоящему времени проекты дошли до следующих этапов. Кроме того, нельзя не отметить возможное появление трех новых машин в одно и то же время – в конце текущего десятилетия.

Еще одним сходством трех программ является строгая атмосфера секретности с оглашением минимального количества информации. Несмотря на продолжение работ в течение нескольких лет, значительное количество сведений до сих пор не подлежит разглашению, что не позволяет строить полноценную картину, а также провоцирует появление новых и новых версий, которые могут совпасть с реальными результатами проектов или значительно отличаться от них.

Оценить сходства трех перспективных самолетов с точки зрения технических особенностей пока нельзя. Имеются лишь несколько заявлений официальных лиц и буквально пара изображений, что недостаточно для полноценного сравнения. Тем не менее, известно, что российский и американский бомбардировщики могут иметь определенные сходства в виде дозвуковой скорости полета и широкого применения средств снижения заметности. Присутствуют ли подобные признаки у китайской разработки – неизвестно, но можно предполагать их наличие.

Разработка новых проектов будет вестись в течение нескольких следующих лет. Это означает, что вскоре возможно появление новых официальных заявлений, утечек информации и т.д. Каждое такое событие позволит формировать и уточнять имеющуюся картину, описывающую тот или иной проект из рассматриваемых. Наконец, к 2020 году следует ожидать официального показа новой техники. Пока же остается ждать новых сообщений и продолжать попытки определить облик новых стратегических бомбардировщиков.


По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
https://theaviationist.com/
http://globalsecurity.org/
http://airforcemag.com/
http://flightglobal.com/
http://thediplomat.com/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-270.html
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    20 июня 2016 07:32
    Танки тоже более-менее одинаковы в своём внешнем виде. Ту-160 и B-1 кардинально тоже не различаются. АК и штурмгевер периодически называют отцом и сыном. Ну и так далее. Почему надо беспокоиться о сходстве во внешнем облике?! Главное что внутри)))
    1. 0
      22 июня 2016 04:32
      Все показанные на фото самолеты разные.
  2. +2
    20 июня 2016 07:43
    Наиболее заметным сходством всех трех проектов можно считать старт работ примерно в одно время.
    Интересный критерий оценки проектов, в плане сходства.
  3. +2
    20 июня 2016 08:43
    Китаец красив!
    1. 0
      20 июня 2016 09:19
      В статье написано, что это может быть и не бомбардировщик. Я считаю, что крылья маловаты для бомбардировщика, значит либо нагрузка будет невелика, либо дальность.
      1. 0
        20 июня 2016 19:41
        Цитата: the47th
        В статье написано, что это может быть и не бомбардировщик. Я считаю, что крылья маловаты для бомбардировщика, значит либо нагрузка будет невелика, либо дальность.

        Или скорость большая.
    2. +2
      20 июня 2016 11:44
      Красив, и противоречив одновременно! Ну вот зачем так было замарачиваться на "скрытность" если под крыльями подвешены ракеты, которые эту скрытность к нулю сводят? Ну и габариты конечно не позволяют говорить о том, что он таки "дальний" тем более "Бомбардировщик". Хотя, картинки в инетах - это не более чем фантазии дизайнеров, вспомните сколько изображений Арматы было пока ее на параде не показали!
      1. 0
        20 июня 2016 21:33
        Не надо думать, что китайцы тупые. Они также, как и американцы с русскими, умеют осваивать казенные миллиарды. В бюджете китайского ВПК на 2017 год уже добавлена строка на НИОКР по размещению ракет внутри фюзеляжа.
  4. +2
    20 июня 2016 08:49
    Цитата: Zaurbek
    Китаец красив!

    Не знаю, как другим, но мне этот стратег больше напоминает увеличенный в размерах истребитель
    1. +1
      20 июня 2016 15:11
      Цитата: Старый26
      Цитата: Zaurbek
      Китаец красив!

      Не знаю, как другим, но мне этот стратег больше напоминает увеличенный в размерах истребитель


      Скорее уж нечто среднее по классу между FB-111 и Ту-22М3, только с неизменяемой геометрией и уменьшенным ЭПР (в связи с чем, особенно умиляют ракеты на внешней подвеске!!!).

      Это вообще не "стратег" (ну или "стратег" по китайским понятиям), а средний бомбер! Очень похоже на то, что просочилось в печать еще 3 года назад: см.: http://raigap.livejournal.com/243494.html
  5. 0
    20 июня 2016 09:14
    А Ту-22М3 вам что напоминает?
  6. 0
    20 июня 2016 09:21
    Как известно, самый большой страх внушает неизвестность. Вот и "американец " своим необычным видом призван внушать большие опасения своим противникам. Но важна не форма а содержание Посмотрим потом, насколько форма соответствует своему содержанию
  7. +4
    20 июня 2016 09:22
    Оценка ТТХ по рисункам неизвестного художника. Хороший анализ, однако.
  8. +4
    20 июня 2016 10:41
    Китайцы скорее всего дурят народ... во всяком случае чего точно не должно быть там при таких внешних формах это пилонов оружия. Потому что нафига нужен СТЕЛС если внешние подвески светятся как уголковый отражатель. Сейчас любой "стратег" это только внутренняя подвеска оружия. Всё остальное? Ну опять же какая концепция прорыва к цели. Судя по внешнему виду и наша машина и китай это возможность низковысотного прорыва на сверхзвуке. Американская - это так же как и Б2 - исключительно тихо и медленно в расчёте на то что не засекут. Не уверен что это будет работать, как известно полной невидимости не существует и на любой Стелс есть диапазон в котором он так же светится...
  9. +3
    20 июня 2016 10:57
    На мой взгляд, при имеющихся технологиях имеет смысл создание только двух типов стратегических бомбардировщиков.
    1.Барражирующий, способный длительное время находиться в воздухе, экономно расходуя топливо и предоставляющий для экипажа комфортные условия полёта, ввиду долгого времени нахождения в воздухе. Такой бомбардировщик должен быть вооружён ракетами большой дальности причём - в большом количестве. Его задача - в случае начала войны выпустить эти ракеты по цели, после чего, скорее всего, с честью погибнуть.
    2.Гиперзвуковой бомбардировщик прорыва. Такая машина должна обладать высокой крейсерской скоростью (порядка 2-4м), возможно в её конструкции могут иметь место элементы стелс, для снижения заметности. В большом количестве боеприпасов смысла нет, поскольку вряд ли такому бомбардировщику позволят сделать заход на несколько целей. А вот средств защиты от ПВО, вроде различных отстреливаемых ловушек и средств РЭБ, должно быть в достатке.
    Для всех остальных случаев (стэлс, низколетящие и т.п.) лучше подходят крылатые ракеты.
    1. +2
      20 июня 2016 23:49
      Изь статьи я понял только одно "ВСЕ ДО УЖАСА СЕКРЕТНО" и даже личные мысли о том каким могут быть самолёты сдобрены этим же.
      Единственный стоящий анализ и тот в коментах. (Верден). Была мысль по рассуждать о крейсерском сверхзвуке, но исходя из того, что самолёт прорыва действительно должен иметь гиперзвук, вопрос отпал сам...
  10. +10
    20 июня 2016 10:58
    Китайцы в областях, где чувствуют свое отставание, не фантазируют,
    а копируют лидера отрасли.
    Американцы делают летающее крыло - и у Китая будет летающее крыло.
    Штаты придумают "летающую тарелку" - и китайцы повторят тарелку... smile
    1. +1
      20 июня 2016 11:48
      А во и не согласен с вами. Копировать китайцы могут отлично с имеющихся в наличии образцов, а так чтоб с "нуля копировать" - это называется новая разработка.
      1. +4
        20 июня 2016 15:42
        Я написал без иронизирования над китайцами.
        Они делают правильно: пока учишься - копируй лучшие
        образцы. Не можешь копировать - разрабатывай похожую
        модель. Когда "набьешь руку" - фантазируй.
    2. +2
      20 июня 2016 12:18
      Цитата: voyaka uh
      Китайцы в областях, где чувствуют свое отставание, не фантазируют,
      а копируют лидера отрасли.

      Когда-то и о японцах так говорили.))
    3. +3
      20 июня 2016 12:56
      Ну во всяком случае по рисунку что то незаметно что бы Китай в данном случае копировал схему летающего крыла... Вполне себе "классическая" компоновка.
      Ну и насчёт того что В-2 это "образец достойный подражанья" лично у меня большие сомнения.
      1. +1
        20 июня 2016 13:43
        Цитата: Даос
        Ну и насчёт того что В-2 это "образец достойный подражанья" лично у меня большие сомнения.

        За время срочной службы в ПВО довелось осуществлять проводку различных самолётов НАТО. По моему скромному мнению, самолёт, действительно достойный уважения, это СР-71. Перехватить его, даже современными средствами ПВО- довольно проблематично. Если на что-то подобное удастся подвесить ракету - серьёзная будет проблема.
        1. +1
          20 июня 2016 15:21
          "Дрозды" это 3 Маха - в принципе для современных комплексов достижимо. Но проблема в том что на таких скоростях время для реакции тоже сильно сокращается. Поэтому мы тоже всегда строили машины способные рвануться к цели из под радиогоризонта на сверхзвуке... США пошли по иному пути. И полностью отказались от "гонки за скоростью" - в итоге сейчас к эпохе гиперзвука мы имеем определённую фору.
          1. 0
            20 июня 2016 18:30
            Цитата: Даос
            в итоге сейчас к эпохе гиперзвука мы имеем определённую фору.

            Эх, если бы был хоть малейший шанс "сотку" дотянуть до серии... Многие считают, что и сейчас такая машина была бы очень кстати.
          2. 0
            22 июня 2016 17:29
            Поясните пожалуйста про "фору"?
            Она как то не наблюдается : ни по тестам, ни по пускам, ни по публикациям...
            Только про Ю-71 не надо пожалуйста!
            "Ю"?
            "Шикарный@ индекс ГРАУ му прочим.
            :(
  11. +1
    20 июня 2016 11:25
    Б2 стоил хренову тучу денег, построили единицы. Не верю что можно за 500 милл. мертвых президентов построить машину не хуже. Да и смысл? Пара десятков таких дорогих машин что будут прорывать ПВО? и свободнопадающими бомбами плеваться с высоты? Думаю для сша смысла в этом проекте немного, при их флоте и шахтных мбр.
    1. +2
      20 июня 2016 14:39
      Эти самолёты будут наносить удары по противнику, когда большая часть систем ПВО будет - уничтожена, B2 сейчас может применять бомбы AGM-154 с дальностью 200 километров и ракеты AGM-158B JASSM-ER дальностью 980 километров, B21 скорее всего будет нести и гиперзвуковые стратегические крылатые ракеты.
      1. +2
        20 июня 2016 16:40
        Цитата: Вадим237
        B2 сейчас может применять бомбы AGM-154 с дальностью 200 километров и ракеты AGM-158B JASSM-ER дальностью 980 километров

        Правильно. Только вот 980 километров возможно исключительно на высочайшей траектории полета ракеты, а равно и носителя. Да и расстояние в 980 км. позволяет относительно безнаказанно запускать ракеты даже не "стелсовым" самолетам. B-1, например, также несет AGM-158A и AGM-158B JASSM-ER.
        Цитата: Вадим237
        B21 скорее всего будет нести и гиперзвуковые стратегические крылатые ракеты.

        Вот тут не соглашусь. Считаю, что ракеты будут либо стратегическими (5500 км.) либо гиперзвуковыми. Полагаю, топлива гиперзвуковая ракета "съедает" столько, что дальность сократится в разы.
        Например на Х-101/102 стоит ТРДД-50, который имеет удельный расход в 0,71 кг/кгс*ч. Где-то читал, что НАСА испытывало двигатель с удельным расходом порядка 5 кг/кгс*ч.
        Кроме того, невероятный нагрев конструкции приведет к использованию абляционных материалов.
        А для кроме того, охлаждения требуется либо хладагент, что увеличит вес и сократит дальность, либо использование топлива, как хладагента, что на конечном участке траектории сделает ракету дозвуковой.
        1 мая 2013 года США провели успешные испытания ракеты над Тихим океаном.[8][9] Она была запущена с борта самолета B-52, вылетевшего с авиабазы «Эдвардс», и достигла высоты 18200 метров, где развила скорость соответствующую числу Маха 5,1. Полёт продолжался в течение шести минут, за которые ракета пролетела расстояние в 426 километров. Этот испытательный полёт оказался наиболее продолжительным и успешным из всех проведённых.

        Вот более-менее реальная дальность гиперзвуковых ракет, по моему мнению.
        С Уважением! hi
        1. 0
          20 июня 2016 17:28
          Насчёт материалов для гиперзвуковой ракеты - ест тугоплавкие материалы, при скорости 10 М нагрев обшивки равен 1200 градусов, - Молибден - температура плавления 2620 градусов, Вольфрам - 3422 градуса, Тантал - 3017 градусов или Карбид Тантала 3880 градусов, с помощью последнего уже сейчас есть возможность печатать корпуса ракет на 3D принтерах - так как материал - порошковая металлургия, на гиперзвуковых ракетах скорее всего будут ставить ГТТРД или совместно с ГПВРД первый разгонный, второй маршевый.
          1. +1
            22 июня 2016 17:31
            При 10м на высоте до 20км будет 5000К!
            Правда не сразу
          2. 0
            24 июня 2016 11:47
            вопрос не только в стойкости, но и в нагреве, который не рассеивается.
            ракета после 5 минут полета будет уже вся нагрета.
            представляете, что будет с ракетным топливом при нагреве хотя бы до 500 градусов?
      2. 0
        20 июня 2016 17:00
        в смысле когда вся пво уничтожена? а зачем тггда малозаметность? логики ведь нет в этом не находите...
        1. 0
          20 июня 2016 17:05
          Цитата: Цой
          а зачем тггда малозаметность?

          Во-первых, чтоб экипажу спокойнее было.
          Во-вторых, чтобы бюджет осваивать.
          В-третьих, не всегда же можно уничтожить абсолютно всю ПВО/ПРО. Пример - Югославия, на какой день войны сбили Найт Хок?
          С Уважением!
          1. 0
            20 июня 2016 17:16
            А сколько простых самолетов без стелс технологии сбили пво в Югославии? Чисто статистически соотношение кпд не шибко большое получается... Просто малозаметность имеет право на жизнь, но вот стоимость и зависящее от этого количество образцов на вооружении минимально. 2 десятка Б2 практически никак не повлияли на боеспособность ввс сша. А вот стоимость их постройки вылетела в копеечку. Я не ругаю все заокеанское, но с Б2 у них явно не получилось. Да самолет зачетный, но потеря хотя бы одного заставит умереть от инфаркта пару сотен сотрудников налоговой и бухгалтерии министерства обороны. Я веду к тому что сегодня существуют другие способы доставки. Не думаю что в день х от бомбардировщиков будет много что зависеть. Так что насчет освоения бюджета вполне согласен. Ну и еще может для сохранения технологий и производства подобного типа ла.

            Взаимно...
            1. 0
              20 июня 2016 21:35
              Тогда возникает вопрос - а у нас тогда зачем работают над технологиями малозаметности и ещё весь мир над этими технологиями работает?
            2. 0
              21 июня 2016 03:01
              Да самолет зачетный, но потеря хотя бы одного заставит умереть от инфаркта пару сотен сотрудников налоговой и бухгалтерии министерства обороны

              Один уже потерян.
        2. 0
          24 июня 2016 11:46
          малозаметность нужна для того, чтобы свести к минимуму разного рода случайные потери
          никто не пустит стелс на сквозной прорыв системы ПВО Москвы на низкой высоте
  12. +2
    20 июня 2016 12:52
    я бы сказал так..не все то золото что блестит. важно функциональная часть а не внешний дизайн самолета.
  13. +1
    20 июня 2016 13:37
    За статью спасибо. Прочел с интересом, кое что надо уложить по полочкам. Вернусь в обсуждение.
  14. 0
    20 июня 2016 16:24
    По всей видимости сейчас все разрабатывают как стырить что другие разработали.
  15. 0
    20 июня 2016 18:39
    Китайские армия и оборонная промышленность традиционно не спешат раскрывать подробности своих новых проектов, из-за чего данных о перспективном бомбардировщике крайне мало.
    А кто, представителей российского ОПК, "тянет за язык"? Зачем бежать впереди паровоза?
  16. 0
    20 июня 2016 21:57
    Нас лет 10 пичкали липовыми фотками ПАК ФА, не удивлюсь что ПАК ДА будет совсем по другому выглядеть, нежели представленный на фот
  17. 0
    20 июня 2016 23:42
    Цитата: Zaurbek
    А Ту-22М3 вам что напоминает?

    Бомбардировщик, в отличии от китайского стратега
  18. 0
    28 ноября 2016 12:18
    Гиперзвуковые скорости полета это не только физические эффекты связанные с такими быстротечными процессами. Это так же совершенно новые уровни плотности "информационных событий "в единицу времени. Плотность таких событий кратно увеличивается. Меняется алгоритм их взаимосвязанных превращений. А теперь давайте посмотрим есть ли хоть одна математическая методика обоснования и описания таких комплексных и информационно емких процессов? Конечно нет. Поэтому путь достижения гипервысоких скоростей через поиск новых материалов , выдерживающих непостежимые и неподверженные анализу нагрузки это путь растянутый еще на столетия и не имеющий вектора последовательного научного исследования. Вывод прост . Самолеты всех последующих поколений это блеф и манипуляция общественным сознанием во имя выкачивания средств из бюджетов государств. Ничего нового и путного не предвидится, пока не будет теории анализа процессов нового уровня.