Армянская клетка на "Великой шахматной доске"

Армянская клетка на "Великой шахматной доске"


В сентябре 1998 года размеренную тишину мирового книжного рынка взорвал выход в свет книги под экстравагантным названием, говорящим само за себя. «Великая шахматная доска», автором которой является незабвенный Збигнев Бжезинский, стала для XXI века чем-то вроде приснопамятных «Протоколов сионских мудрецов», появившихся веком ранее. В своем труде бывший советник президента США Джимми Картера, чья патологическая русофобия сродни антисоветчине Уинстона Черчилля, открыто обозначил то, что скрывалось до сих пор под спудом, – идеологическую концепцию американской внешней политики на ближайшие полвека в ее стремлении к мировой гегемонии. Причем, по его глубокому убеждению «Евразия, на которой проживает 75% населения и на которой располагаются три четверти всех мировых энергетических запасов – является ключом к мировому господству».


В УДУШАЮЩИХ ОБЪЯТИЯХ «АНАКОНДЫ»

С распадом СССР геополитическая борьба за единоличное господство на Евразийском континенте вступило в решающую фазу. В контексте «битвы за Евразию» действия США направлены в первую очередь на то, чтобы усилить свое присутствие в ее ключевых регионах, среди которых приоритетным является и Южный Кавказ. По мнению отечественных политологов-аналитиков, американские «ястребы» рассматривают его как геостратегический стержень, связывающий Европу и Ближний Восток с Центральной Азией и Афганистаном. В то время когда на одной стороне Атлантики беловежские «похоронщики» вбивали последний гвоздь в гроб почившего Советского Союза, на другой – в недрах ведущих аналитических центров США народилась идеологическая стратегия обуздания своих главных геополитических конкурентов на евразийском пространстве, получившая название «Анаконда».

Один из ее отцов-основателей офицер ВС США, полковник Джон Чики охарактеризовал данную геостратегму как весьма эффективный способ сжатия геополитического пространства путем расширения сети военных баз и развертывания системы ПРО. Отчего американцы не скрывают своего растущего интереса и к территориям южнее Главного Кавказского хребта, которые, по заявлениям их высокопоставленных визитеров, являются не только основным связующим звеном в свете евразийских размышлений Бжезинского, но и плацдармом для противостояния со своим главным (что уже не скрывается) геополитическим противником – Российской Федерацией.

Нынешний претендент на президентское кресло в Белом доме Хиллари Клинтон в бытность свою госсекретарем на страницах Financial Times в декабре 2012 года четко определила жизненно важные приоритеты США на данном геостратегическом направлении: «Существует движение в сторону ресоветизации региона. Это не будет называться именно так. Это будет называться Таможенным союзом, это будет называться Евразийским союзом и все в таком роде. Не будем заблуждаться на этот счет. Мы знаем, в чем заключалась цель, и мы стараемся разработать эффективные способы того, как замедлить или предотвратить это».

Неудивительно, что в качестве использования плацдарма для сжатия жизненно важного пространства РФ и Ирана, основных конкурентов США в Закавказье, стратегия «Анаконда» согласованно с планами Госдепа указывает, например, на Армению. На нашего партнера по ОДКБ и Таможенному союзу. Заметим, что Российскую Федерацию и Армянскую Республику также связывает давнее стратегическое партнерство в рамках самого тесного военного сотрудничества в виде долгосрочного присутствия на территории последней контингентов Вооруженных сил РФ, дислоцированных на 102-й базе в городе Гюмри. Однако в самом начале лихих 90-х годов прошлого века американцы первыми поспешили официально признать независимое существование этой закавказской республики, открыв в Ереване самое крупное по тем временам в мире американское посольство (исходя из численности сотрудников тогдашней дипмиссии).

Кроме того, после установления двусторонних отношений в конгрессе США по инициативе двух конгрессменов – демократа Френка Паллоне и республиканца Эдварда Портера была основана группа под названием «Armenian Cauccus», ныне объединяющая в своих рядах более полусотни влиятельных американских политиков. Начальная фаза американо-армянских государственных отношений заключалась в оказании гуманитарной и финансовой помощи новоявленному государственному образованию и фактическому признанию США независимости Нагорного Карабаха. Для чего в цитадели мировой демократии был принят целый ряд законодательных шагов.

Так, в 1992 году вступили в действие поправки к «Акту в поддержку свободы», которыми категорически воспрещалась какая-либо поддержка Азербайджана и разрешалось воплощать в жизнь принятую тогда же резолюцию по оказания финансовой помощи Нагорному Карабаху. В ноябре 1997 года был принят очередной аналогичный законодательный акт, предусматривавший помимо всего прочего выделение дополнительной финансовой помощи самопровозглашенной Закавказской республике в размере 12 млн долл. Таким образом, США сегодня, не признавая де-юре право карабахских армян на создание собственного независимого государства, де-факто является единственной в мире страной, оказывающей им финансовую и гуманитарную поддержку на уровне межгосударственных отношений по линии Соединенные Штаты – Армения.

Но при этом в привычной англо-саксонской традиции двойных стандартов американцы не спешат признать геноцид армян в Оттоманской империи периода Первой мировой войны на общефедеральном уровне. Между прочим, весьма болезненный и животрепещущий вопрос, волнующий армянскую диаспору во всем мире. На данный момент он признан в 44 штатах США из наличных 50. Но это слабое утешение для тех, кто думает, что армяне не соблазнятся бесплатным сыром из заокеанской мышеловки. Особенно это наглядно проявилось в ходе недавнего обострения армяно-азербайджанских отношений вокруг Нагорного Карабаха, на который российская и армянская блогосферы откликнулись взаимными упреками. Характерные претензии россиян озвучил блогер Алексей Арцахов в своей статье «Армянам пора определиться», размещенной на интернет-ресурсе «Русская весна». В то время как его заочный оппонент, некто Тевос Аршакян, на сайте Armenian Report свою назвал «Союзники по ОДКБ предали Армению». Это как бы некие условные срезы общественного мнения заинтересованных сторон в общественном мнении обеих стран, не претендующие на право быть истиной в последней инстанции.

Но для более полного понимания сложившейся обстановки следует сделать небольшое отступление. Еще русский философ Василий Розанов писал: «Без России народы Кавказа переклюют друг друга, как цыплята без наседки». В данном случае следует иметь в виду русский фактор в устранении местных противоречий в его традиционном понимании, а не то, что бездумно воплощалось в жизнь на местном уровне в советский период отечественной истории. И уж конечно же, не бессистемность и беззубость кавказской политики Российской Федерации, а точнее, всякое ее отсутствие в пору правления Бориса Ельцина на посту ее первого президента. К сожалению, рецидивы той эпохи не изжиты и по сей день. Хотя осознание необходимости военно-политического присутствия Российской Федерации южнее Главного Кавказского хребта наконец-то находит понимание в коридорах Кремля.

Поэтому армянское руководство можно понять. Находясь во враждебном окружении и поглядывая на то, как в сравнительно недавний период непоследовательно и опрометчиво выстраивалась внешнеполитическая доктрина России под влиянием прозападного лобби в ее правительстве, политическое руководство в Ереване начинает «косить лиловым глазом» в сторону заокеанских партнеров. Так, в июле 2009 года Армению посетила внушительная заокеанская делегация, в составе которой находились представители Пентагона и командования всех родов войск США в Европе и национальной гвардии штата Канзас. Они нанесли визит в институт стратегических исследований имени Драстамата Кананяна при тамошнем Министерстве обороны. Во время встречи гостей директор этого почтенного учреждения, советник министра обороны Армении генерал-майор Айк Котанджян высоко оценил активное участие американских коллег в межведомственной координации разработки стратегии национальной безопасности своей страны и придал большое значение готовности американцев укреплять и углублять сотрудничество с армянскими силовиками.

Тем самым Армения балансирует на грани, сохраняя стратегическое партнерство с Российской Федерацией и одновременно получая поддержку от США, участвуя в миротворческих программах НАТО. Это может кому-то показаться странным и даже подозрительным, но в контексте разворачивающейся «битвы за Евразию» стремление официального Еревана к расширению сотрудничества с Соединенными Штатами и странами Североатлантического альянса, чтобы не допустить использования его традиционными заклятыми друзьями Турцией и Азербайджаном ресурсов НАТО в спорных вопросах, выглядит вполне логичным. Между тем подобное развитие событий не может не сказаться на дальнейшем развитии стратегического партнерства Армении и Российской Федерации. Для чего официальная Москва должна достаточно четко расставить свои закавказские внешнеполитические акценты, желательно на долгосрочной основе, методично и последовательно продвигать на местном уровне собственные проекты, отражающие принципиальные положения взаимовыгодного сотрудничества обеих стран как гарантов мирного развития Южного Кавказа. История многовековых русско-армянских отношений говорит в пользу данного утверждения.

«НОВЫЙ КУРС» В ДЕЙСТВИИ



С момента признания США независимости Армении 25 декабря 1991 года и установления с ней дипломатических отношений 7 января 1992 года прошло не так уж много лет с точки зрения межгосударственных отношений этих двух стран. Если взять количество визитов высокопоставленных лиц официального Еревана самого высокого ранга за океан за это период, то цифра эта впечатляет. Чуть ли не каждый год кто-либо из первой тройки руководства Армянской Республики – президент, премьер или глава внешнеполитического ведомства – посещал США с официальным визитом.

Заокеанские посланцы официального Вашингтона были представлены фигурами государственного секретаря, нередко его заместителями, а то и помощниками. Первым из глав внешнеполитического ведомства США посетил Армению с официальным визитом в феврале 1992 года госсекретарь Джеймс Бейкер. Нынешний претендент на кресло в Белом доме Хиллари Клинтон, находясь на должности главы внешнеполитического ведомства дважды, совершала вояж в Ереван в июле 2010-го и июне 2012 года. Среди американских визитеров мы найдем и теперь уже получившую всемирную известность по событиям на киевском майдане заместителя госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Викторию Нуланд, появившуюся в Армении 18 февраля 2015 года во главе представительной делегации Госдепа.

Все это время главным локомотивом процесса развития двусторонних армяно-американских отношений были и остаются постоянно наращиваемые торгово-экономические связи. Для чего американцы упразднили соответствующие поправки Джексона–Вэника, запрещавшие продажу высоких технологий и присвоив Армении в 2004 году статус «постоянных нормальных торговых отношений». При активном посредничестве США ряд международных финансовых институтов, прежде всего МВФ, осуществили комплекс долгосрочных кредитных и грантовых программ на общую сумму около 1 млрд долл. Для такой небольшой по территории и численности населению страны, как Армения, эта цифра достаточно солидна, если не сказать больше.

Внушительно выглядит и договорно-правовая база выстраиваемых отношений официальных Вашингтона и Еревана. Армения все активнее, как отмечалось выше, сотрудничает с США и НАТО в сфере обороны и безопасности – главные козырные карты американцев, которые они небезрезультатно разыгрывают практически во всех приглянувшимся им уголках мира. Сравнительно недавно в феврале 2015 года в Ереван пожаловала очередная делегация заокеанских визитеров, которую возглавлял помощник заместителя министра обороны США Эвелин Фаркас. В ходе встречи с главой оборонного ведомства Армении Сейраном Оганяном было заявлено, что армяно-американское сотрудничество в военной сфере осуществляется и динамично развивается в атмосфере прозрачности и взаимного доверия. Но подобные похвальбы заокеанской империи по адресу своих потенциальных жертв давно уже не новость, а всего лишь дань военно-дипломатическому протоколу, за которым проглядывается невооруженным глазом звериный оскал американского неоколониализма.

В свою очередь, руководство нашего партнера по ОДКБ неукоснительно выполняет взятые на себя обязательства, налагаемые договорными отношениями с заокеанскими партнерами. Прежде всего в части проведения «чистых выборов» и политического устранения всякого влияния на властные структуры Армении местных олигархических кланов, особенно тех, кто имеет устойчивые экономические связи с Российской Федерацией. На местном политическом жаргоне подобные тактические ухищрения армянского истеблишмента получили название «новый курс». Но это нисколько не освобождает армян от обвинений в «нечестной игре» со стороны американцев ввиду продолжающегося сотрудничества Армении с Российской Федерацией, в том числе и в военной сфере. Не секрет, что 102-я база ВС РФ в Гюмри для американцев как кость в горле. Поэтому, используя тактику многосторонних привязок, они стараются посадить своих армянских партнеров еще и на военно-биологическую иглу. И немало преуспели в этом.

ПО НАКАТАННОЙ СХЕМЕ


В сохранившихся с советских времен биолабораториях в Армении перешли на работу по американским программам. Фото Reuters

Правительство Армении на своем заседании 26 августа 2010 года одобрило соглашение «О сотрудничестве в сфере предотвращения распространения технологий производства, патогенов и испытания биологического оружия», заключенного между армянским МЧС и Пентагоном в рамках программы «Сокращения биологической угрозы». Несколько ранее посольство США в Армении по этому случаю распространило пространный пресс-релиз, в котором говорилось: «Налаживаемые в рамках программы партнерские отношения нацелены на всеобщую борьбу по нераспространению биологического оружия. В частности, МЧС Армении и департамент защиты США будут сотрудничать в направлении улучшения систем и процедур биологической безопасности, безопасного и единого сбора и исследования вредных возбудителей, а также обнаружения, диагностики, регистрации и реагирования на эпидемии».

Как заявил глава МЧС РА Армен Ерицян: «Заключить соглашение предложила американская сторона, учитывая природные и техногенные риски, географическое положение Армении». По его словам, инвестиции США в данной сфере составят 9 млн долл. Впоследствии в своем развернутом интервью ИА Regnum в 2014 году он ссылался на недостаток финансирования как на веский мотив, побудивший армянских партнеров к тому, чтобы очертя голову броситься в объятия доброго дядюшки Сэма: «Финансов всегда не хватает, сколько бы их ни было. Их всегда мало, они всегда в дефиците». Его коллега и подчиненный директор Спасательной службы МЧС Армении генерал-майор Сергей Азарян с солдатской прямотой заявил, что данное соглашение предусматривает внедрение электронных средств контроля за инфекционными больными, а также усовершенствование диагностических лабораторий с учетом новейших достижений науки и техники в этой сфере, что будет способствовать росту профессионального мастерства местных специалистов данной отрасли.

Далее он поделился деталями, проливающими свет на то, кто есть кто в данном проекте, отмечая при этом пассивную роль армянской стороны, в то время как при посольстве США в Армении уже создан офис по поддержке реализации программы по снижению биологических угроз. «Это лишний раз доказывает, насколько серьезно в США относятся к этой программе, – сказал Азарян. – Мы должны понять, что программа по снижению биологических угроз является важнейшим фактором для поднятия уровня национальной безопасности страны».

В этих словах больше вопросов, чем ответов. Прежде всего это касается пассажа главного спасателя Армении относительно исключительно созерцательной роли его соотечественников в вопросе материально-технического обеспечения биологической безопасности, фактически отданной на откуп американским партнерам. Впрочем, ничего странного в этом нет. Именно так и никак иначе ведут себя американцы в подобных случаях на всем постсоветском пространстве. Или первые лица МЧС Армении настолько уверовали в свою исключительность и думают, что с ними янки поступят по-другому? Как тут не вспомнить русскую народную сказку про мужика и медведя, которые делили между собою вершки и корешки.

На доставшиеся по наследству от распавшегося СССР советские биологические объекты на территории Армении американцы положили глаз еще с середины 1990-х годов. Их, как обычно, интересуют не только сами эти учреждения, но и в первую очередь проводившиеся в них научные исследования. Здесь янки действуют в привычной для них манере, строя взаимодействие с местными властями по накатанной схеме. Они запустили целый ряд программ, благодаря которым происходит финансирование в направлении, обеспечивающем технологическую безопасность местных биоучреждений, оснащение их высокотехнологичным оборудованием, безопасное хранение образцов микроорганизмов, консолидацию перспективных исследовательских программ и, конечно же, привлечение к сотрудничеству специалистов в области микробиологии из числа научных работников закрытых НИИ канувшего в Лету СССР.

Первой ласточкой в сфере взаимодействия США и Армении по вопросам биологической безопасности стал договор по борьбе с распространением оружия массового поражения, подписанный в 2000 году. Его фактическим и практическим продлением стало вышеупомянутое соглашение 2010 года. Официально заявленной целью двустороннего сотрудничества в данной сфере считается диагностирование опасных патогенов и создание эффективной защиты от них, преобразование государственной системы санитарно-эпидемиологического надзора с целью сведения до минимума риска возникновения вспышек пандемии. В общем-то все понятно. Если бы не одно «но». Главным игроком США на биологическом поле Армении является хорошо известная на постсоветском пространстве американская организация – Агентство по сокращению военной угрозы (DTRA).

Деятельность этого структурного подразделения Пентагона прежде всего направлена на то, чтобы привести систему санитарно-эпидемиологического надзора Армении в соответствие с американскими и международными стандартами в области биозащиты человеческого организма и животного мира, в частности с требованиями Всемирной организации здравоохранения и Международного эпизоотического бюро. Ту же цель Агентство преследует и при финансировании местных ученых, проводящих научные исследования особо опасных патогенов, занимаясь подготовкой кадров с целью повышения их научно-исследовательского уровня в рамках американских технологических программ. Сюда следует отнести и поставку новейшего диагностического и прочего оборудования, а также обеспечение его бесперебойной работы посредством привлечения американских специалистов и т.д.

ВМЕСТО ПРИЗНАНИЯ ГЕНОЦИДА АРМЯН

Для реализации собственных программ, осуществляемых в рамках американо-армянского соглашения 2010 года, чиновники DTRA с июня 2011 года привлекли американскую компанию Black&Veatch, деятельность которой на Украине сопровождалась шлейфом скандалов, потушенных благодаря вмешательству посольских чинов США во внутренние дела нашей соседки. Эта компания начала свою работу в Армении с того, что первым делом занялась внедрением на местном уровне двух систем по выявлению, идентификации и устранению биологических угроз: электронного комплексного санэпиднадзора за инфекционными болезнями и контроля над патогенными веществами, а также по обучению сотрудников армянских биоучреждений правильному обращению с ними.

Тогда же сотрудники вышеупомянутой компании обеспечили Республиканскую клинику «НОРК» в Ереване новейшим диагностическим оборудованием с обязательным обучением тамошнего медперсонала и переводом технической документации на армянский язык. На этом дело не закончилось. Подрядчики Пентагона в 2015 году поставили пограничной службе Армении оборудование для контроля над оборотом оружия массового поражения и прочих аналогичных угроз при пересечении государственной границы. В том же году МЧС Армении получило из США спецсредства, необходимые в случае вспышки пандемии и предотвращения ее распространения. Аналогичные ресурсные преференции достались и на долю местных Минздрава и Минсельхоза. Чиновники данных ведомств подверглись тренингам по американским стандартам выявления, диагностирования и устранения вспышек опасных инфекционных заболеваний природного и техногенного происхождения.

В то время как сотрудники DТRА накачивали биомускулы нашей союзницы по ОДКБ, их коллеги из Центров по предотвращению и контролю заболеваний Минздрава США поставили под свой полный контроль ее биомозги, если можно так выразиться. Именно эта структура, также обосновавшаяся на местном уровне в середине лихих 90-х годов прошлого века, фактически наполнила собственным содержанием функциональные обязанности Национального центра по контролю и профилактике болезней Минздрава Армении, выстроив по своему усмотрению систему санэпиднадзора над опасными инфекционными заболеваниями. Но главное даже не это. Дело в том, что обмен различной информацией между тамошними центральными и региональными биоучреждениями, ее обработка происходили посредством программного обеспечения Epi Info, разработанного и используемого в повседневной деятельности вышеуказанной структурой Минздрава США. А стало быть, вся армянская биопрограмма находится под неусыпным контролем дядюшки Сэма.

В числе прочих инструментов США в деле реализации соглашения 2010 года является и подконтрольный госдепу Международный научно-технический центр (МНТЦ), имеющий в Ереване свои структурные подразделения. Эти подразделения используются как контрольно-ревизионные органы, координирующие проводимые в рамках двустороннего сотрудничества научные исследования по данной тематике. В частности, МНТЦ на данный момент оказал финансовую помощь по материально-техническому обеспечению нескольких десятков проектов, осуществленных в полутора десятках научно-исследовательских учреждений, большая часть которых сконцентрирована в армянской столице.

Весной этого года в Иджеване была закончена реконструкция лаборатории Национального центра по контролю и профилактике болезней Минздрава Армении. Церемонию торжественного открытия 6 апреля посетили посол США Ричард Милс и представитель Агентства по сокращению военной угрозы Пентагона Ланс Брукс. По словам главы американской дипмиссии, данное событие – первая ласточка в серии подлежащих модернизации биолабораторий центрального и регионального значения в рамках программы сотрудничества в биологической сфере. Проведенное обучение персонала, занимающегося исследовательскими изысканиями в лаборатории Иджевана, позволит ее сотрудникам весьма эффективно использовать полученные навыки и новейшее оборудование в своей повседневной деятельности. Американский посол в своем выступлении особенно отметил тот факт, что осуществляемая сторонами программа биологического сотрудничества является одной из крупнейших, реализовываемых правительством США в Армении.

В скором времени завершится процесс сооружения центральной референс-лаборатории в Ереване. Ее открытие запланировано на июль сего года. В недалеком будущем на нее замкнутся исследовательские работы еще в трех региональных биолабораторий в Лори, Гехаркуникской и Сюникской областях. Их реконструкция должна завершиться в 2017 году. Сюда же следует отнести и аналогичный объект в Гюмри, работы на котором находятся в завершающей стадии, что может звучать как американское предупреждение российской стороне. Ведь тамошняя лаборатория, контролируемая американцами, может принести немало хлопот военнослужащим 102-й военной базы Вооруженных сил РФ.

Что и как будет дальше, покажет время. Мне кажется, историческая память армянского народа на генетическом уровне рано или поздно скажет свое веское слово. Да и многие армяне, как живущие в Армении, так и проживающие за ее пределами, давно уже определись с тем, кого считать настоящим другом. Того, кто спас их от поголовной турецкой резни ровно век тому назад, или того, кто за океаном до сих пор упорно не желает признавать сам факт армянского холокоста.
Автор:
Олег Владыкин
Первоисточник:
http://nvo.ng.ru/concepts/2016-06-17/4_armenia.html
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти