Воздушный камуфляж: окраска самолетов –когда обеспечение малозаметности обретает символический смысл

Воздушный камуфляж: окраска самолетов –когда обеспечение малозаметности обретает символический смысл


На фоне неба и над поверхностью воды фронтовой бомбардировщик Су‑34 практически незаметен. Технология покраски этого самолета, который строят на Новосибирском авиационном заводе им. В. П. Чкалова (филиал компании «Сухой»), решает задачу антикоррозионной защиты самолеты и его внешнего вида.

Антикоррозионная защита самолета — многогранный и долговременный процесс, который начинается с покраски обшивок в деталях. Создание «ливреи» — «одежды», внешнего вида Су‑34 — происходит в малярном цехе НАЗ им. В. П. Чкалова. Предварительно вся поверхность самолета промывается мыльным раствором, затем смесью растворителей, а потом обезжиривается. Далее производится изоляция поверхностей, не подлежащих окрашиванию. Окончательная окраска происходит после завершения всех сборочных работ и проведения летных испытаний самолета.


Все малярные работы ведутся в ангаре, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией, при температуре воздуха 12–35°С, относительной влажности воздуха 35–75%.

Грунтование и окраска нижних и боковых поверхностей самолета производятся с помощью установок безвоздушного распыления, а окраска верхних поверхностей — при помощи краскораспылителя. Работу производят по отработанной схеме: низ и боковые поверхности машины красят два человека, начиная от носовой части к хвостовой, а верх изделия — четыре человека. «Приятно ощущать, что я вношу свой вклад в создание нашей боевой гордости наряду с другими работниками предприятия, — рассказывает мастер малярного цеха Владимир Кочнев. — Когда самолет парит в небе, я не вижу на нем ни надписей, ни символов, к которым я прикладывал руки, но знаю, что они там есть. Тогда и появляется чувство гордости за свой труд, труд наших маляров, свой завод, за свою страну».

Воздушный камуфляж: окраска самолетов –когда обеспечение малозаметности обретает символический смысл


Схема окраски Су‑34 определена конструкторской документацией, согласованной с заказчиком. По требованию заказчика схема может изменяться. В настоящее время схема окраски Су‑34 — это светло-голубой цвет низа, камуфляжные пятна бирюзовых оттенков по верху, белый цвет носового обтекателя. Лобовые кромки планера окрашиваются в светло-серый цвет, зоны мотогондол — эмалью серебристого цвета. Этот вариант окрашивания еще называют «морским», что и позволяет самолету быть практически незаметным.

В схему окраски также входит бортовая информация (технические надписи), она наносится эмалями различных цветов через трафареты шелкографии, которые изготавливаются здесь же, в малярном цехе. Этими же эмалями различных цветов через трафареты на самоклеющейся пленке наносятся опознавательные знаки, эмблемы, бортовые номера. В частности, нанесение знака государственной принадлежности — звезды — производится следующим образом: выклеивается первый трафарет, белым цветом наносится фон, затем поочередно выклеиваются остальные два трафарета, после чего наносятся красный и синий цвета. Это очень трудоемкий, сложный процесс, требующий художественного мастерства, верной руки исполнителя.

Полностью время окончательной окраски составляет восемь суток, включая межслойные сушки покрытий. А вес используемых лакокрасочных материалов — порядка 200 кг.

Толщина защитного антикоррозийного покрытия составляет 60–90 микрон. Все грунтовки и эмали, используемые при окраске Су‑34, отечественного производства, рекомендованные Всероссийским научно-исследовательским институтом авиационных материалов. По мнению маляров, эти материалы имеют ряд преимуществ по сравнению с некоторыми зарубежными аналогами: они легче наносятся и быстрее сохнут. «Опыт нашей работы показал, что покрытия долговечны и надежны в эксплуатации, — комментирует старший контрольный мастер малярного цеха Наталья Иванова. — По Су‑34 на данный момент рекламаций нет, и только время проверит качество. Мы делаем все возможное, чтобы за свой труд не было стыдно. Качество покраски наших боевых самолетов — это заслуга всего коллектива цеха».

«Цифровой» камуфляж МиГа

Воздушный камуфляж: окраска самолетов –когда обеспечение малозаметности обретает символический смысл

На фото: "цифровой" камуфляж словацкого МиГ-29АС

20 декабря 2007 года из ангара авиаремонтного завода в Тренчине был выкачен модернизированный МиГ‑29АС № 0921, который первым в ВВС Словакии получил новую, весьма оригинальную схему «цифрового» камуфляжа — в виде отдельных мелких квадратных «пикселей» серых тонов двух разных оттенков по верхней поверхности планера, также имеющего серый цвет (другого тона).

Окраска первого самолета по новой схеме стала началом финального этапа программы модернизации словацких МиГ‑29. После технической доработки, предусмотренной контрактом, все 12 машин прошли перекраску по новой схеме.

Маскировать объект и «ломать» линии силуэта — задача любого камуфляжа. Однако, по мнению разработчиков, «правильные» точки-пиксели делают это на различных расстояниях одинаково хорошо. «Цифровой» окраска называется потому, что она действительно разрабатывалась с помощью компьютера. Причем это не просто случайным образом разбросанные пиксели. На разном удалении от объекта они образуют группы пятен разного размера. Это происходит из-за особого восприятия глазом рисунка, разбитого на прямоугольные части картинки, а также за счет отсутствия явных стыков цветов. Поэтому «цифровой» камуфляж в теории более эффективно нарушает симметрию очертаний объекта, будь то человек или военная техника.

Правда, для самолетов «цифровой» камуфляж — скорее дань моде. Обычно фоном для самолетов служат взлетно-посадочная полоса, покрытие стоянки либо небо. На фоне же земли в динамике «цифровая» окраска не работает. Видимо, поэтому, окрасив первый МиГ‑29АС в классический «цифровой» камуфляж, заказчик уже на втором экземпляре (№ 0619) отошел от строгости такой «маскировки»: его киль поверх «пиксельной» раскраски был дополнительно увенчан стилизованным изображением «триколора» в честь 15-летия ВВС Словакии.

«Суховская» окраска

Воздушный камуфляж: окраска самолетов –когда обеспечение малозаметности обретает символический смысл

На фото: Окраска самолета 10М (бортовой номер 711) в «песчаных» тонах.

С точки зрения осложнения визуального наблюдения в мире в настоящее время сложилось два основных подхода к окраске серийных боевых самолетов:

1. Однотонная окраска, оптимизированная на снижение контраста самолета на одном типовом фоне. Цвет краски подбирается таким образом, чтобы поверхности самолета имели ту же яркость, что и фон. Вариантом такой окраски является двухцветная окраска, в которой для затененных участков используется эмаль более светлых тонов, чем для освещенных участков. Этим достигается лучшее выравнивание яркости поверхностей самолета с яркостью фона.

2. Деформирующая окраска, применяемая при переменных фонах наблюдения. Эффект деформирующей окраски заключается в том, что каждый раз часть пятен окраски сливается для наблюдателя с изменившимся участком фона. Этим достигается искажение и неузнаваемость оставшейся видимой части формы и контуров объекта. В схемах окраски самолетов компании
«Сухой» нашли применение оба этих подхода. Деформирующая окраска применяется на современных серийных самолетах ОКБ Сухого, состоящих на вооружении ВКС и ВМФ России

Окраска истребителей семейства Су‑27 оптимизирована на наблюдение на типовых фонах в ближнем воздушном бою, корабельных истребителей Су‑33 — на фоне поверхности воды, истребителей-бомбардировщиков Су‑34 — на фоне подстилающей поверхности на средних и больших высотах полета, штурмовиков типа Су‑25 — на фоне подстилающей поверхности при полете у земли. Цвета эмалей для окраски штурмовиков типа Су‑25 подбираются в зависимости от местности предполагаемого базирования.

Для нижней поверхности самолетов наиболее часто используется однотонная окраска, призванная снизить контраст самолета при наблюдении на фоне неба.

Согласно решению министра обороны, для всех серийных самолетов 2011–2013 годов выпуска для верхних поверхностей применялась однотонная окраска темно-серых тонов. Позднее, с приходом нового министра обороны Российской Федерации, было принято решение вернуться к прежним деформирующим схемам окраски и прежней цветовой гамме. В схемах окраски серийных самолетов компании «Сухой», поставляемых иностранному заказчику, нашло применение как однотонное, так и деформирующее окрашивание. Однотонное окрашивание серых тонов применяется в схемах окраски самолетов Су‑30МКИ ВВС Индии, Су‑30МКМ ВВС Малайзии, Су‑30МКИ(А) ВВС Алжира. Двухцветное однотонное окрашивание применяется в схемах окраски Су‑30МКК, Су‑30МК2, Су‑27СК ВВС НОАК. Деформирующее окрашивание применяется в схемах окраски самолетов Су‑27СК, Су‑30МК2 ВВС Венесуэлы, Вьетнама, Индонезии, Уганды, схемах окраски экспортных вариантов штурмовика Су‑25.

Тип и дизайн схемы окраски, используемые цвета и марки лакокрасочных покрытий для самолетов, поставляемых иностранному заказчику, определяются исходя из пожеланий заказчика и утверждаются в ходе переговоров при подписании контракта. Зачастую тип и цвета схемы окраски поставляемого самолета выбираются заказчиком в соответствии с принятыми в его ВВС для самолетов аналогичного назначения.

В окраске опытных самолетов компании «Сухой» широкое распространение получила деформирующая окраска с использованием в качестве краев пятен ломаных линий. Ломаные линии служат для искажения видимой формы и контура самолета и тем самым вводят в заблуждение противника в ближнем воздушном бою. Наибольшее развитие такой подход получил в «осколочных» схемах окраски опытных образцов самолетов Су‑35 и Т‑50.

Зачастую схемы окраски опытных машин выбираются так, чтобы максимально заинтересовать потенциального заказчика. Примером может служить окраска самолета 10М бортовой номер 711. Окраска была выполнена в «песчаных» тонах и была рассчитана на привлечение внимания заказчиков с Ближнего Востока.

Отдельно следует упомянуть схему окраски, разработанную компанией «Сухой» для группы высшего пилотажа «Русские витязи», выступающей на самолетах типа Су‑27. Схема окраски выполнена в цветах триколора Российской Федерации и флага ВВС Российской Федерации. Данная схема позволяет нагляднее визуализировать фигуры высшего пилотажа, выполняемые группой.

Качество «ливреи»

Воздушный камуфляж: окраска самолетов –когда обеспечение малозаметности обретает символический смысл

На фото: Окраска самолета Су-33 на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Ю. А. Гагарина.

От качества выполнения окончательной окраски зависят защитные свойства систем покрытий, их долговечность и внешний вид самолетов в целом. В настоящее время для окраски серийных самолетов компании «Сухой» используются системы покрытий на основе как отечественных, так и импортных эмалей.

Для окраски самолетов Су‑34 применяется эмаль АС‑1115 отечественного производства. Для окраски самолетов типа Су‑25 применяется специально разработанная камуфлирующая эмаль АК‑5178М, а для радио-прозрачных поверхностей — эмаль КЧ‑5185 отечественного производства.

В настоящее время в компании «Сухой» проводятся работы по освоению перспективных систем покрытий. Так, для опытных образцов истребителя пятого поколения Т‑50 опробованы и внедрены радиопоглощающие материалы разработки Института теоретической и прикладной электродинамики РАН, теплозащитная эмаль, защищающая поверхности планера от повреждения при высоких температурах, возникающих при работе вооружения.

Также компанией «Сухой» совместно с отечественными производителями лакокрасочных материалов (ФГУП «ВИАМ», «НПК ЯрЛИ», «Русские краски», ИТПЭ РАН) проводятся работы по поиску и внедрению перспективных лакокрасочных материалов взамен материалов импортного производства.

Схема окраски самолета

Окраска самолета предназначена для защиты от воздействия различных факторов окружающей среды, а также для снижения оптической заметности самолета.

Окончательная окраска — завершающая операция при производстве самолета. Документом, по которому производится окончательная окраска, является чертеж «Схема окраски самолета». Чертеж определяет дизайн окраски, цвета и типы применяемых лакокрасочных материалов, а также зоны их нанесения. Для военных самолетов данный чертеж разрабатывается, как правило, в конструкторском бюро, создавшем проект летательного аппарата, и передается на завод-изготовитель.

Основные задачи, решаемые при разработке схемы краски:

• типы покрытий и зоны их нанесения на самолет должны быть выбраны так, чтобы обеспечить защиту самолета от коррозии, воздействия агрессивных факторов окружающей среды, эрозионного, температурного и других воздействий на самолет при сохранении работоспособности всех его систем;
• должны быть определены цвет, форма, размеры и места расположения опознавательных знаков государственной принадлежности самолета, его бортовые и серийные номера, прочая графическая информация;
• для серийных боевых самолетов окраска должна затруднять визуальное наблюдение самолета в типовых боевых ситуациях.
Схема окраски зависит от типа самолета, тактики его боевогоприменения, предполагаемого региона базирования, особенностей эксплуатации самолета.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 23
  1. Shiva83483 19 июня 2016 06:18
    Антыресная статья...после прочтения вспомнил принудительную покраску усего на срочной службе-тоска зеленая... Статье плюс, причем жирный такой.
  2. активатор 19 июня 2016 06:45
    Считал и считаю ,что камуфляж для самолетов сущий бред .Америкосы и натовцы уже давно не заморачиваются по этому поводу красят серым или он какой то скорее оливковый.По разным окраскам авитехники от натовской до совдеповской с камуфляжами которая у нас летает по моему ИМХУ как раз то натовская менее всего заметена.
    1. code54 19 июня 2016 08:34
      Т.е. - это "просто" серый? Чет я не ел оливки такого цвета! ))))
      1. Простой 19 июня 2016 11:03
        Скорее всего просто незаметили как съели. smile


        Рассматривая фото-композицию "женщина с баночкой краски" поймал себя на мылси, что поверхностям летательных аппаратов не придаётся форма для снижения турбулентности набегающих потоков воздуха, которые не только снижали-бы воздушное сопротивление в целом, но и вносили свой вклад в снижении шумности в акустическом диапазане.
        1. code54 19 июня 2016 12:58
          Вообще странно, трафареты-банки-кисти. Давно аппараты офсетной печати есть для любых наклонных, или округлых поверхностей. И рисунок хоть какой можно делать, и "жесткий" сольвент не стирается даже многими растворителями! Оно конечно, что париться с программами и приблудами когда просто по старинки трафаретом и валиком можно! )))))))))))))))))))))) Только когда смотришь на стертые бортовые номера и звезды, грустно немного становиться.
      2. активатор 19 июня 2016 12:58
        Цитата: code54
        Т.е. - это "просто" серый? Чет я не ел оливки такого цвета! ))))

        Писал о том ,что видел цвет такой как на этом фото надеюсь ,что оливки такого цвета вы ели и вообще для умников сразу говорю в цветах не силен,издали он кажется серым вблизи оливковым, в основном им окрашены вертушки так вот еще раз говорю он наименее заметен среди других раскрасок.Самым заметным выглядит вертушка в камуфляже с синим брюхом . yes
        1. активатор 19 июня 2016 13:03
          Вот нашел примерно такой.
          1. болот 19 июня 2016 15:57
            Цитата: активатор
            Вот нашел примерно такой.

            Темно-серый,графитовый,самый удачный цвет.Человеческий глаз его "пропускает".
            самой аваринной машиной у меня оказалась,и светло желтая человеческий глаз в первом случае в любое время суток не воспринимает о желтый только при закате или в сумерках.
            Самый как ни странно это белый цвет машины мало аварийный.
        2. болот 19 июня 2016 14:00
          Цитата: активатор
          .Самым заметным выглядит вертушка в камуфляже с синим брюхом .

          Точно при закате солнца он ярко розовый. smile
        3. code54 22 июня 2016 00:37
          Аааа! Ну для неумников: маслины -черные, оливки зеленые,зелено-желтые! )))) Серые "оливки" которые маринованные маслины Вы видимо в пицце и видели (нарезанные внутренности действительно сероватые), а в меню было написано "Итальянская с оливками" ))))))))
    2. DenZ 19 июня 2016 11:03
      Серого у американцев очень много оттенков и им действительно красят часто, но есть и много камуфлированных самолетов. Все зависит от дислокации самолетов. Камуфляж- это некий "гений места" то есть камуфляж делающий незаметным самолет на фоне леса, делает его хорошо заметным над степью или морем. Американцы просто не сильно заморачиваются по поводу камуфляжа, но он у них нисколько не лучше нашего.
  3. demiurg 19 июня 2016 07:37
    Цитата: активатор
    Считал и считаю ,что камуфляж для самолетов сущий бред .

    Живу в Новосибирске, работа как раз под траекторией взлета посадки аэропорта Толмачево, в паре километров от ВПП. Уже секунд через 30-40 вояки теряются в небе, если их не сопровождать взглядом. Моргнул, и всё, повторно увидеть его уже проблема. Гул двигателей такой что уши закладывает, а самолёт почти не виден.
    А вот гражданские легко и просто замечаются.
    1. активатор 19 июня 2016 14:16
      Цитата: demiurg
      секунд через 30-40 вояки теряются в небе, если их не сопровождать взглядом. Моргнул, и всё, повторно увидеть его уже проблема. Гул двигателей такой что уши закладывает, а самолёт почти не виден.

      Я че то не пойму вы самолеты граблями на глазок собрались сбивать? fellow
  4. uzer 13 19 июня 2016 11:04
    Такая работа-о целесообразности маскировочной окраски-проводилась в 1972г силами 10 ОРАП(вч 21803) и я сам в ней принимал непосредственное участие.Делались серии снимков самолетов в окраске и без на разных позициях и разными фотоматериалами.Видимо,по результатам применение маскировочной окраски признано положительным фактором,что и широко применяется до сих пор.
    1. активатор 19 июня 2016 14:10
      Цитата: uzer 13
      Такая работа-о целесообразности маскировочной окраски-проводилась в 1972г силами 10 ОРАП(вч 21803) и я сам в ней принимал непосредственное участие.Делались серии снимков самолетов в окраске и без на разных позициях и разными фотоматериалами.Видимо,по результатам применение маскировочной окраски признано положительным фактором,что и широко применяется до сих пор.

      Интересно как камуфлж поможет против радара,гсн,спутника?Сейчас даже бронетехнику в камуфяж не красят ,а вы о иследованиях 70х годов. Недавно на во была статья Капцова о том ,что америкосы в 2мв отказались от камуфляжа и ничего .
      1. Rus2012 19 июня 2016 14:53
        Цитата: активатор
        Интересно как камуфлж поможет против радара,гсн,спутника?Сейчас даже бронетехнику в камуфяж не красят ,а вы о иследованиях 70х годов. Недавно на во была статья Капцова о том ,что америкосы в 2мв отказались от камуфляжа и ничего .

        ...ЛКП - бывают разные, с разными поглощающими свойствами от РЛС и ЭМИ.
        Почему, например, "Сатана" в черном покрытии? Потомучто защита от ЭМИ, для того, что ему может понадобиться прорываться через "ядерный гриб".

        Насчет "америкосы в 2мв отказались от камуфляжа" - а они разве где-то серьезно воевали?
        С другой стороны - чем больше ВТ их поставок уничтожат - у них прибылей больше - нужно ещё больше производить, загружая свои заводы...
        1. активатор 19 июня 2016 15:22
          Цитата: Rus2012
          ...ЛКП - бывают разные, с разными поглощающими свойствами от РЛС и ЭМИ.
          Почему, например, "Сатана" в черном покрытии? Потомучто защита от ЭМИ, для того, что ему может понадобиться прорываться через "ядерный гриб".

          А вот это нужное дело ,но для этого не обязательно рисовать амеб на самолетах.
      2. Альф 19 июня 2016 15:19
        Цитата: активатор
        Недавно на во была статья Капцова о том ,что америкосы в 2мв отказались от камуфляжа и ничего

        Вот только Капцов "забыл упомянуть" о том, что до 1944 года ВВС США применяли камуфляж , а после отказались. Причин для отказа несколько, но самая главная-не от кого стало прятаться.
        1. активатор 19 июня 2016 15:40
          Цитата: Альф
          Вот только Капцов "забыл упомянуть" о том, что до 1944 года ВВС США применяли камуфляж , а после отказались. Причин для отказа несколько, но самая главная-не от кого стало прятаться.

          Да бог с ним с Капцевым и америкосами в 44м году я к тому ,что сейчас помимо глаз появились другие способы обнаружения котором пофигу какого он цвета будь он хоть красным в зеленый горошек.Ну если только краска не снижает ик сигнатуру или поглощает радиолокационное излучение от этого думаю пользы больше чем от пятен .
        2. Alex_59 19 июня 2016 16:18
          Цитата: Альф
          Причин для отказа несколько, но самая главная-не от кого стало прятаться.

          Сомневаюсь что это главная причина. Верхние поверхности в оттенках зелено-серого - это маскировка самолета от обнаружения сверху на фоне земли. Т.е. либо самолета стоящего на полевом аэродроме, либо летящего ниже того, от кого следует маскироваться. Ситуация на западном фронте в то время была такова, что американцы практически не летали с полевых аэродромов, а если и летали то вероятность их бомбардировки немцами была крайне мала. И наконец, летали они на прикрытие тяжелых бомбардировщиков на высотах, где маскироваться под "лес" бесполезно. А вот на восточном фронте все было наоборот - мы летали в основном с полевых аэродромов и низенько, работали над линией фронта, где атаки немецких истребителей происходили как раз сверху. Поэтому наши самолеты оставались зелеными до конца. А вот уже после войны, МиГ-15 перестали камуфлировать, так как во-первых серебрянка лучше защищает от поражающих факторов ядерного взрыва, и летать стали в основном с бетона, а не с грунта. Ну и высоты выросли - сопровождать Ил-2 теперь не нужно было.
          1. Альф 19 июня 2016 19:51
            Цитата: Alex_59
            Поэтому наши самолеты оставались зелеными до конца.

            Не совсем так. С 1944-го года в ВВС СА был принят серо-серый камуфляж-серо-голубые оттенки разной насыщенности. Это было вызвано тем, что поднялась средняя высота полета.
            Всем,интересующимся авиакамуфляжем разных стран до конца 2МВ рекомендую выпуски Авиаколлекции декабрьские номера середины 2000-х. Кратко, емко и понятно.
            Цитата: Alex_59
            серебрянка лучше защищает от поражающих факторов ядерного взрыва,

            От этих факторов лучше защищает белая окраска боковых и нижних поверхностей.
            Обратите внимание, почти все самолеты-носители ЯО-белого цвета.
  5. болот 19 июня 2016 16:39
    Ладно еще про маскировку,фотографии со спутника Гугл мапс,где самолеты наши стоят бледно голубого цвета или зеленые,камуфлированые здорово видно.Голубые это яркие пятна.
    А вот серые хе хе smile не видно,так же ирокезы понять можно только по тени отбрасываемой.
    ЕС ки и ирокезы вообще малошумны и мало заметны,когда противник увидит уже поздно для него будет.
  6. кудесник 19 июня 2016 20:38
    Был на учениях РВСН зимой, в белоснежном поле накрылись летней маск.сетью, результат положительный, нас не заметили. Считаю, что маскировка одно из основных требований обеспечивающая живучесть как техники так и личного состава.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня