Military Review

Controlling the balance of power in IATR is a delicate matter: “Triumphs” for the PRC and India, “BrahMosa” instead of “Iskander”

12

Developed on the basis of anti-ship missiles P-800 "Onyx" (Index 3М55), numerous modifications of the BrahMos supersonic tactical missiles of the PJ-10 family make the Indian army the most powerful tactical striking force throughout the Eurasian continent on a par with the Russian Armed Forces. New features will open to the NE of India after adopting the newly tested version of the BrahMos air-to-ground class. Even PLA does not possess such a class of tactical long-range missiles.



The role of the Russian Federation in maintaining the strategic balance of the Indo-Asia-Pacific region deserves special attention, as well as detailed consideration from different geopolitical angles. For decades, the developed Asian arms market has been focused on the most advanced export modifications of military equipment of the Russian defense industry. At the same time, all equipment samples fall under a clear “inter-contract distribution”, when some products are assigned for export, for example, to China, and others - to India. This makes it possible to achieve a relative military-strategic parity of the IATR, which, one way or another, contributes to a partial detente in relations between the regional superpowers of Asia, including the small states that assist them (today this applies to Vietnam). An example of such an activity of the Russian Federation can be observed by reviewing contracts for the purchase of new Russian weapons for the PLA, as well as joint Russian-Indian programs of the Sukhoi / HAL and NPO Mashinostroeniya / DRDO companies.

Soon, the Chinese Air Force will be armed with the highly maneuverable 4 ++ Su-35S generation fighter jets, as well as the Triumph S-400 long-range anti-aircraft missile systems. The main mission of these units is to gain dominance in the air, territorial missile defense against advanced WTO weapons, as well as delivering strikes against land and sea targets. This will allow the PRC at a qualitatively new level to conceal its strategic facilities from possible attacks by the US Navy, as well as the Indian Navy and the Indian Air Force if the latter makes attempts at the MRAU at the time of a possible escalation of the territorial dispute over the Indian Arunachal Pradesh and the mountainous area in the north Kashmir. The Indian side received the armaments built aviation HAL Corporation under the Sukhoi license two-seat super-maneuverable multi-role Su-30MKI fighters equipped with radar with PFAR N011M. These machines, which are present in the Indian Air Force in the amount of more than 240 fighters, which will be able to withstand the Chinese J-5A J-10, J-11B / S, as well as Su-15SK / UBK and Su-27MKK / MK30, equipped with more primitive radar N2VE with Kssegren antenna array. The avionics of these fighters will be updated by installing new radars with AFAR, but this will take about 001 years. The 10th-generation J-5A fighters of the PRC will also go into service, but India is not going to lag behind.


The Chinese Air Force is armed with the 73 Su-4MKK multipurpose generation 30 + fighter. These machines lack the front horizontal tail, as well as the deflected thrust vector, which does not allow for such advanced modes and super-maneuverability figures that Su-30MKI are capable of. Also, instead of a new on-board radar with PFAR H011М “Bars”, the BXS H30ВЭ was installed on the Su-001МКК. Its feature before the basic version is the ability to detect and capture ground and surface targets with their subsequent destruction by the broadest nomenclature of high-precision missile-bomb armament (PRLR X-31P, X-58У, X-59МК / МК2). Slightly increased the possibility of gaining superiority in the air due to a slight increase in the power and range of the radar on air targets (up to 130 km). The total number of fighters modifications of the Su-27SK / UBC, Su-30MKK / MK2 and built under license from J-11 / 15 / 15S already exceeded 400 machines, but weaker radar, as well as the absence of OVT equalize their chances with the Indian Su-30MKI. In the near future, the situation will begin to change in the process of updating the Chinese Chinese “Dryers” RLPK with new radars with AFAR


The most ambitious Russian-Indian project of the super-maneuverable fighter 5 generation FGFA remains in force. Created on the basis of the T-50 PAK-FA, the Indian version of the promising aviation front-line aviation complex will embody the most progressive developments of our KLA, as well as the Indian HAL, due to which the combat qualities of the new aircraft must reach a level approximately between T-50 and F -22A "Raptor". The upcoming order from 200 single and 50 double FGFA will be able to completely fend off the threat from promising Chinese fighters, which confirms the version of the desire of the Russian Federation to preserve the military balance in the IАТР. But these are not the only examples of Russian technology and the element base that make a huge contribution to the combat capability of the states of this region.

Many promising high-precision missile systems, tactical aviation avionics and other network-centric systems of the 21st century will not be available for purchase even by the most friendly Moscow states for many years, since their future foreign policy vector is almost unpredictable under current conditions: it’s worth analyzing A. Lukashenko’s statements regarding the conflict Donbass and Novorossia Armed Forces, which have been defending LDNR from Ukrainian aggression for more than 2 years, draw conclusions. The data prohibited for export, weapons include unique operational-tactical missile systems "Iskander-M / K". So, Sergey Chemezov, general director of Rostec state corporation, said in an interview with Kommersant-Vlast that Saudi Arabia is not an exception to the rule, and the contract for Iskanders will not be received. Everything is absolutely logical here: the “Arab coalition” plays against the Syrian army and the Russian military contingent in Syria, and also poses a serious threat to Iran in the Persian Gulf, and even theoretically cannot get OTBR capable of overcoming any known anti-missile defense systems. “Iskander” and India will not be able to receive, while such complexes are also necessary for it, because under the western side it cooperates with China, which is far from friendly, Pakistan. But Delhi was lucky more. Since 1998, the Defense Research and Development Organization (DRDO) and the NPO Mashinostroyenia have been producing and improving the BrahMos PJ-10 supersonic anti-ship missile system, which is the main strike unit of the Indian Navy and Air Force. This is the only tactical missile in the Indian army that can guarantee more or less adequate protection against the PLA if a regional conflict breaks out in the future.

Back in April, 2016 of the year, many online publications, with reference to the resource defensenews.in, flew around news on the creation by the Indian Air Force of two reinforced anti-ship squadrons (aircraft wings) consisting of 40 Su-30MKI multi-role fighters carrying 3 “BrahMos-A” anti-ship missiles at 120 suspension points. The official goal of creating an advanced anti-ship aircraft wing was not disclosed, but it is well known that it was formed to contain the Chinese strike groups (KUG), which include the best destroyers of the URA Navy of China Type 052C and Type 052D. The number of Su-30MKI allows to increase the number of anti-ship missiles airborne-based to 450 - 750 units, which will make it possible to deal even with more advanced Chinese NK fleet. Hindus work for many years. But there is not only BrahMos-A, but also many other versions of the advanced export Onyx, among which there are modifications for use on the ground theater.

In addition to the ship-based BrahMos to destroy the enemy’s surface and ground targets, as well as coastal PKRC based on PJ-10, a supersonic operational-tactical ground-to-ground BrahMos was also developed, which was successfully tested on 27 in May 2016. The first thing that catches the eye is the accuracy of the BrahMos hitting the vertical canvas of the vertical brick target: the photo shows that the CEP does not exceed 3 m, i.e. small ground objects can be destroyed. High airspeed (about 2600 km / h) and a mass of 2500 kg make it possible to achieve a staggering kinetic energy equivalent to the detonation of 156 kg of TNT, plus penetrating warheads of 300 kg. The unique LTHs of this rocket, achieved with the help of a ramjet engine with an 400 kgf, can partially compensate for the main flaw of the rocket with a low-altitude flight profile - the 120 km range. At low altitudes (“BrahMos” fly at altitudes from 10 to 50 m depending on the terrain) fuel consumption triples, but the chance of an enemy missile defense breakthrough increases dramatically. For example, let us give the Indian state of Arunachal Pradesh, which is the main subject of the territorial dispute between China and India.

The state is represented by the complex mountainous terrain of Southern Tibet with a lot of river valleys cutting through it, the main of which is the valley of the central river Brahmaputra (it is significant that the first syllable in the name PJ-10 “BrahMos” is taken from the name of this river). A supersonic flight at an altitude of only a few tens of meters at a speed of 2,5M over an area with numerous elevations and lowlands makes it difficult for them to intercept dozens of times by intercepting air defense missile systems and enemy systems. In addition, the possibility of detecting such objects by existing Chinese airplanes such as KJ-2000, as the BrahMosa, every now and then, will dive into the shadow of mountain ranges and peaks, and fly closer to the Indian state to open a review at low altitudes. parts of the (at the foot of the mountains) Chinese aircraft RLDN opportunities not present, since the region will cover the division C-400 "Triumph" and tactical fighter aircraft.

China can counterpose in this direction, in the event of an escalation, several C-300PS / PMU-1 anti-aircraft missile systems, a couple of C-400 divisions and many modern Chinese complexes like HQ-9 and HQ-16, which, although a very serious defensive stronghold, from hundreds of suddenly departing because of the unpredictable mountain radio horizon, “BrahMos” is unlikely to save. In addition, various composite radio-absorbing materials were used in the design of the PJ-10 case, which reduced the EPR of the rocket to 0,2 — 0,3 and m2. As if someone was not surprised, but even a dozen displayed due to the neighboring hillside "BrahMos" do not leave the slightest chance of any C-300PS or C-300PMU-1, and only the "Triumph" will be able to get out thanks ARGSN missiles 9M96E / E2 and target designation of DRLOU aircraft, which, under well-established circumstances, will be able to issue the coordinates of PJ-10 to the 55-6E PBU of the Chinese "Four-Hundreds". To some extent, the BrahMos can replace the Iskander-M / K OTRK, and in some moments even surpass it. So, for example, the flight speed of the 9М728 cruise missile of the Iskander-K complex is about 945 km / h, which causes concern in the conditions of the prospective enemy air defense systems. The flight range of the ground-based BraMos can be increased by introducing a mixed or high-altitude flight profile into the INS (when the rocket goes to the 15-kilometer “slide”): due to reduced fuel consumption, the range can reach 180 - 200 km, but will increase proportionally danger of interception by enemy air defense missiles. Why not 290 - 300 km, as in aviation modification? Yes, because when starting from a ground-based installation, the PJ-10 spends a significant portion of the fuel at the time of ascent in the dense layers of the atmosphere, while the aviation engine turns on the cruise engine already 10 km above the surface.


On the Chinese resource club.mil.news.sina.com.cn, interesting computer-generated images of a promising Chinese medium-range bomber have appeared, the digital model of which is based on the tactical strike fighter of the 5 generation J-20. Perhaps this is just a fantasy of one of the many Chinese aircraft enthusiasts, and perhaps quite real future machine, which will be embodied in the "hardware". After signing a contract between China and Russia, the purchase of the Su-35C, Chengdu and Shenyang will be able to get access to the unique on-board radar with the Irbis-E radar antenna generator NXXX, which technologies can also be used to develop onboard radar systems for strategic aviation


The export of modern Russian military technologies to China and India at the same time contributes to the establishment of a geostrategic equilibrium in the region, a similar situation is observed with Vietnam, but one should not forget that it is very undesirable to “replay” here with one and the other “player” since both Delhi and Hanoi continue close naval cooperation with the United States, Japan and Australia, who will always with great pleasure support any anti-Chinese mission, arguing it with aggressive actions of the Middle Kingdom in relation to A revision to the island archipelagoes Spratly and Diaoyudao, as well as "warning the world about the Chinese threat" for the entire Asia-Pacific region. And the total superiority of the military capabilities of the above US allies in Asia over China does not imply anything good for Russia. It cannot be denied that we need to “look after” the actions of the PRC regularly and very carefully. Yes, we have significantly different geostrategic ambitions in the Asia-Pacific region about the Chinese, but the general defensive concepts in the eastern strategic direction of the Eurasian continent and in the Russian Federation and in China are almost the same. As the main threat to our states are the US Navy, a minor - the Japanese Self-Defense Forces. Not being a single naval compound, the Russian Pacific Fleet and the Chinese Navy in any case represent the only decent Pacific “backbone” capable of well “extinguish” American ambitions in the APR, the same can be said about the Far Eastern air regiments of the Eastern military district. Had the VBO and the PLA alone in a geographical location, it would be ten times more difficult to counter the American threat. But it turned out that our conditional front is common, the Pacific theater is also common, and it would be very stupid not to use this advantage for our own safety.
Author:
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. avg-mgn
    avg-mgn 21 June 2016 07: 43
    +1
    As always in the rubric, a good analysis of the situation based on the performance characteristics and application conditions. It makes you wonder at times, but is everything all right? +
    1. samoletil18
      samoletil18 21 June 2016 08: 33
      +4
      The article, in fact, is interesting, but somehow, against the backdrop of thoughts about balancing the potentials of India and China, it is summed up that we are creating together with the Indians, and the Chinese will have access to ..., which makes us wonder if they are worth something sell (?), moreover, in relatively small batches.
      Another point, and the Indians, and the Chinese, and everyone else will be able to do without the supply of weapons to their Russia. Therefore, control of the balance of power by Russia in the article is somewhat inflated. We would be ahead of competitors from these markets, especially the Indian one, and here it is difficult to think about balance. Rafali, etc. in India, copying to the impudent Su-27 in China (and these are just some examples). Everything is more complicated than in the article.
      But still, the article is a plus. Interesting enough.
      1. NIKNN
        NIKNN 21 June 2016 15: 40
        +4
        I do not like to put cons and criticize because everyone has the right to their point of view.
        But if you undertake to discuss the performance characteristics and capabilities, it is advisable without fantasies. I’m just scared to read how BrahMos at M = 2,5 will go around the mountains following the terrain at H = 10-50m .... Many, many many mistakes. I do not put a minus for the reason indicated above.
  2. MAX2014
    MAX2014 21 June 2016 07: 49
    -4
    The cabin seems to have been licked from a new medium-range bomber with the B-2 Spirit.
  3. ltc35
    ltc35 21 June 2016 08: 15
    +2
    The article is very informative. East is a delicate matter! This suggests that in this region, friends and partners need to be chosen with great regard to the situation.
  4. azer
    azer 21 June 2016 09: 12
    +2
    But will China throw Russia at a serious moment?
    1. AlexSam
      AlexSam 21 June 2016 11: 57
      0
      will throw ... the Far Eastern region is originally Chinese in their understanding ... Indians are more honest in this respect ...
      1. mihai_md2003
        mihai_md2003 21 June 2016 23: 38
        +1
        Indians really have a different mentality. It would definitely be better to be friends with them. And India and Russia do not have a common border so it is much safer to be friends.
    2. mihai_md2003
      mihai_md2003 21 June 2016 23: 35
      0
      Throw! And that he undertook to be friends with someone to the grave?
  5. Odysseus
    Odysseus 21 June 2016 13: 49
    -2
    Russia really balances the sale of its weapons depending on the political situation and the solvency of the client. But other countries are also involved. It is difficult to conclude from this that we can control the overall balance of power between large states.
    In addition, the author is in vain to assess the potential of states in terms of the presence of any "amulets", such as Brahmos or Su-35.
    The country's military potential depends on the state of the state and is determined by a combination of factors, both purely military (the number of soldiers, their training, number of weapons, etc.) and economic and ideological.
    And in this regard, for example, it is ridiculous to compare India, a country of the third world with a caste system, monstrous social problems, and a conglomerate of completely different peoples from the PRC. In terms of the total potential, this is just heaven and earth and no Brahmos can change anything here. In fact, India is India. with the Brahmos and even with nuclear weapons, it still cannot win back Jammu and Kashmir from Pakistan. And Pakistan, in turn, cannot cope with the Taliban with their "high-tech" Kalashnikovs.
    1. pafegosoff
      pafegosoff 22 June 2016 02: 19
      0
      And then the Taliban grown by Pakistanis?
  6. Backfire
    Backfire 21 June 2016 17: 26
    +2
    Not a bad article, but it is not clear what the author wanted to say about our deliveries to China and India.
  7. pafegosoff
    pafegosoff 22 June 2016 02: 17
    0
    Well?
    Russia, like the United States, continues to muddy the waters. Did some Obama say "regional country"?
    Global Power ...
    Putin, as a normal Russian monarch, realized that how much.
    And let us be poor in some ways, but ...
    "Don't touch us, we won't touch us, but if you touch us, we won't let you down."

Контроль баланса сил в ИАТР — дело тонкое: «Триумфы» для КНР и Индии, «БраМосы» вместо «Искандеров»

Контроль баланса сил в ИАТР — дело тонкое: «Триумфы» для КНР и Индии, «БраМосы» вместо «Искандеров»

Разработанные на базе ПКР П-800 «Оникс» (Индекс 3М55) многочисленные модификации сверхзвуковых тактических ракет семейства PJ-10 «BrahMos» делают индийскую армию самой мощной тактической ударной силой на всём Евразийском континенте наравне с ВС России. Новые возможности откроются перед СВ Индии после принятия на вооружение недавно испытанной версии «БраМос» класса «воздух-земля». Подобного класса тактическими ракетами большой дальности сегодня не обладает даже НОАК


Роль Российской Федерации в поддержании стратегического равновесия Индо-Азиатско-Тихоокеанского региона заслуживает особого внимания, а также подробного рассмотрения под различными геополитическими углами. Развитой азиатский рынок вооружений десятки лет ориентирован на наиболее совершенные экспортные модификации военной техники российской оборонки. При этом все образцы техники подпадают под чёткое «межконтрактное распределение», когда одни изделия назначаются на экспорт, к примеру, в Китай, а другие — в Индию. Это позволяет добиться относительного военно-стратегического паритета ИАТР, что, так или иначе, способствует частичной разрядке в отношениях между региональными сверхдержавами Азии, включая содействующие им небольшие государства (сегодня это относится к Вьетнаму). Пример такой деятельности РФ можно пронаблюдать, рассматривая контракты по закупке новых российских вооружений для НОАК, а также совместные российско-индийские программы компаний «Сухой»/HAL и «НПО машиностроения»/DRDO.

В скором времени на вооружение ВВС Китая поступят сверхманевренные многоцелевые истребители поколения «4++» Су-35С, а также зенитно-ракетные комплексы ПВО-ПРО дальнего радиуса действия С-400 «Триумф». Основное предназначение этих юнитов — завоевание господства в воздухе, территориальная противоракетная оборона от передовых средств ВТО, а также нанесение ударов по наземным и морским целям. Это позволит КНР на качественно новом уровне прикрывать свои стратегические объекты от возможных ударов со стороны ВМС США, а также ВМС и ВВС Индии в случае, если последняя предпримет попытки МРАУ в момент возможного обострения территориального спора вокруг принадлежности индийского Аруначал-Прадеш и горного участка на севере Кашмира. Индийская же сторона получила на вооружение построенные авиационной корпорацией HAL по лицензии «Сухой» двухместные сверхманевренные многоцелевые истребители Су-30МКИ, оснащённые БРЛС с ПФАР Н011М. Данные машины, присутствующие в ВВС Индии в количестве более 240 истребителей, которые ещё около 5 лет будут способны противостоять китайским J-10A J-11, J-15B/S, а также Су-27СК/УБК и Су-30МКК/МК2, оснащёнными более примитивными БРЛС Н001ВЭ с антенной решёткой Кссегрена. БРЭО данных истребителей будет обновлено установкой новых РЛС с АФАР, но это потребует около 10 лет. Поступят на вооружение ВВС КНР и истребители 5-го поколения J-31A, но и Индия отставать не собирается.


Контроль баланса сил в ИАТР — дело тонкое: «Триумфы» для КНР и Индии, «БраМосы» вместо «Искандеров»

На вооружении ВВС КНР находится 73 многоцелевых истребителя поколения «4+» Су-30МКК. Н данных машинах отсутствует переднее горизонтальное оперение, а также отклоняемый вектор тяги, что не позволяет реализовать столь продвинутые режимы и фигуры сверхманевренности, на которые способны Су-30МКИ. Также, вместо новой бортовой РЛС с ПФАР Н011М «Барс» на Су-30МКК установлена БРЛС Н001ВЭ. Её особенностью перед базовой версией является возможность обнаружения и захвата наземных и надводных целей с последующим их уничтожением широчайшей номенклатурой высокоточного ракетно-бомбового вооружения (ПРЛР Х-31П, Х-58У, Х-59МК/МК2). Немного увеличены возможности завоевания превосходства в воздухе за счёт незначительного увеличения мощности и дальности работы РЛС по воздушным целям (до 130 км). Общее количество истребителей модификаций Су-27СК/УБК, Су-30МКК/МК2, и построенных по лицензии J-11/15/15S уже превысило 400 машин, но более слабые РЛС, а также отсутствие ОВТ уравнивают их шансы с индийскими Су-30МКИ. В ближайшее время ситуация начнёт меняться в процессе обновления РЛПК китайских «Сушек» новыми РЛС с АФАР


В силе остаётся наиболее амбициозный российско-индийский проект сверхманевренного истребителя 5-го поколения FGFA. Созданная на базе Т-50 ПАК-ФА индийская версия перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации воплотит в себе наиболее прогрессивные наработки нашей ОАК, а также индийской HAL, за счёт чего боевые качества нового самолёта должны выйти на уровень, примерно, между Т-50 и F-22A «Raptor». Грядущий заказ из 200 одноместных и 50 двухместных FGFA сможет полностью парировать угрозу от перспективных китайских истребителей, что подтверждает версию о стремлении РФ сохранить военное равновесие в ИАТР. Но это не единственные образцы российской техники и элементной базы, которые вносят огромный вклад в боеспособность государств этого региона.

Многие перспективные комплексы ракетного высокоточного вооружения, БРЭО тактической авиации и другие сетецентрические системы XXI века будут недоступны для закупки даже самым дружественным Москве государствам ещё многие годы, поскольку их дальнейший внешнеполитический вектор в нынешних условиях практически непредсказуем: стоит только проанализировать высказывания А. Лукашенко относительно конфликта на Донбассе и ВС Новороссии, которые уже более 2-х лет обороняют ЛДНР от украинской агрессии, делаем выводы. К данным, запрещённым к экспорту, вооружениям относятся и уникальные оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-М/К». Так, гендиректор государственной корпорации «Ростех» Сергей Чемезов заявил в интервью «Коммерсантъ-Власть», что Саудовская Аравия не является исключением из правил, и контракт на «Искандеры» получен не будет. Здесь всё абсолютно логично: «аравийская коалиция» играет против сирийской армии и российского военного контингента в Сирии, а также представляет серьёзную угрозу для Ирана в Персидском заливе, и даже теоретически не может получить ОТБР, способную преодолевать любые известные системы противоракетной обороны. Не сможет получить «Искандеры» и Индия, в то время как, подобные комплексы ей тоже необходимы, ведь под западным боком сотрудничающий с Китаем, далеко не дружественный, Пакистан. Но Дели подфартило больше. С 1998-го года Организация оборонных исследований и разработок (DRDO) и «НПО машиностроения» производят и совершенствуют сверхзвуковую ПКР PJ-10 «BrahMos», которая является основной ударной единицей ВМФ и ВВС Индии. Это единственная тактическая ракета в индийской армии, способная гарантировать более-менее адекватную защиту от НОАК, если в будущем вспыхнет региональный конфликт.

Ещё в апреле 2016 года, многие интернет-издания, со ссылкой на ресурс defencenews.in, облетела новость о создании индийскими ВВС двух усиленных противокорабельных эскадрилий (авиакрыла) в составе 40 многоцелевых истребителей Су-30МКИ, несущих на 3-х точках подвески 120 противокорабельных ракет «BrahMos-A». Официальная цель создания передового противокорабельного авиакрыла не оглашалась, но отлично известно, что сформировано оно для сдерживания китайских ударных группировок (КУГ), в которые входят лучшие эсминцы УРО ВМС Китая Тип 052С и Тип 052D. Количество Су-30МКИ позволяет довести количество ПКРВБ (противокорабельных ракет воздушного базирования) до 450 — 750 единиц, что позволит расправиться даже с более совершенными НК китайского флота. Индусы работают на многолетнюю перспективу. Но существует не только «БраМос-А», а и множество других версий продвинутого экспортного «Оникса», среди которых имеются модификации для применения на сухопутном ТВД.

Помимо «БраМос» корабельного базирования для поражения надводных и наземных целей противника, а также береговых ПКРК на базе PJ-10, была также разработана сверхзвуковая оперативно-тактическая «БраМос» класса «земля-земля», успешные испытания которой прошли 27 мая 2016 года. Первое, что бросается в глаза, — точность попадания «БраМос» в прицельное полотно вертикальной кирпичной мишени: на фото видно, что КВО не превышает 3 м, т.е. могут уничтожаться малоразмерные наземные объекты. Высокая скорость полёта (около 2600 км/ч) и масса 2500 кг позволяют добиться ошеломляющей кинетической энергии, эквивалентной детонации 156 кг тротила, плюс проникающая боевая часть массой 300 кг. Уникальные ЛТХ данной ракеты, достигнутые с помощью прямоточного воздушно-реактивного двигателя тягой 400 кгс, способны частично компенсировать главный недостаток ракеты при низковысотном профиле полёта — дальность 120 км. На низких высотах («БраМосы» летают на высотах от 10 до 50 м в зависимости от рельефа) расход топлива утраивается, но резко увеличивается шанс прорыва противоракетной обороны противника. Для примера приведём индийский штат Аруначал-Прадеш, являющийся главным предметом территориального спора между Китаем и Индией.

Штат представлен сложным горным рельефом Южного Тибета с множеством прорезающих его долин рек, основной из которых является долина центральной реки Брахмапутра (знаково, что первый слог в названии PJ-10 «БраМос» взят именно из названия этой реки). Сверхзвуковой полёт на высоте всего нескольких десятков метров со скоростью 2,5М над местностью с многочисленными возвышенностями и низменностями в десятки раз осложняет их перехват зенитно-ракетными комплексами и системами противника. Кроме того, резко снижается возможность обнаружения таких объектов имеющимися китайскими самолётами ДРЛОиУ типа KJ-2000, так как «БраМосы», то и дело, будут «нырять в тень» горных хребтов и пиков, а подлетать ближе к индийскому штату для открытия обзора на низковысотных участках (у подножия гор) китайским самолётам РЛДН возможности не представится, поскольку данный регион будет прикрывать дивизион С-400 «Триумф» и тактическая истребительная авиация.

Китай может противопоставить на этом направлении, в случае эскалации, несколько зенитно-ракетных систем С-300ПС/ПМУ-1, пару-тройку дивизионов С-400 и множество современных китайских комплексов типа HQ-9 и HQ-16, что хоть и представляет собой очень серьёзный оборонительный оплот, от сотен внезапно вылетающих из-за непредсказуемого горного радиогоризонта «БраМосов» вряд-ли спасёт. К тому же, в конструкции корпуса PJ-10 применены различные композиционные радиопоглощающие материалы, что снизило ЭПР ракеты до 0,2—0,3 м2. Как бы кто не удивлялся, но даже десяток показавшихся из-за ближнего горного склона «БраМосов» не оставляют ни малейшего шанса ни С-300ПС, ни С-300ПМУ-1, и только «Триумф» сможет выкрутиться благодаря АРГСН ракет 9М96Е/Е2 и целеуказанию самолёта ДРЛОиУ, который, при удачно сложившихся обстоятельствах, сможет выдать координаты PJ-10 на ПБУ 55К6Е китайской «Четырёхсотки». В какой-то мере, «БраМосы» могут заменить ОТРК «Искандер-М/К», а в некоторых моментах и превзойти его. Так, к примеру, скорость полёта крылатой ракеты 9М728 комплекса «Искандер-К» составляет около 945 км/ч, что вызывает опасения в условиях перспективных средств ПВО противника. Дальность полёта наземного «БраМоса» может быть увеличена за счёт введения в ИНС смешанного или высотного профиля полёта (когда ракета будет выходить на 15-километровую «горку»): за счёт сниженного расхода топлива дальность может дойти до 180 — 200 км, но пропорционально возрастёт опасность перехвата вражеским ЗРК. Почему не 290 — 300 км, как в авиационной модификации? Да потому что при пуске с наземной установки PJ-10 затратит значительную часть топлива в момент набора высоты в плотных слоях атмосферы, авиационная же включает маршевый двигатель уже в 10 км над поверхностью.

Контроль баланса сил в ИАТР — дело тонкое: «Триумфы» для КНР и Индии, «БраМосы» вместо «Искандеров»

На китайском ресурсе club.mil.news.sina.com.cn появились занимательные компьютерные изображения перспективного китайского бомбардировщика средней дальности, цифровая модель которого построена на базе тактического ударного истребителя 5-го поколения J-20. Возможно, это просто фантазия одного из многочисленных китайских любителей авиатехники, а возможно — вполне реальная будущая машина, которая будет воплощена в «железе». После подписания между Китаем и Россией контракта закупку на Су-35С, «Ченгду» и «Шеньян» смогут получить доступ к уникальной бортовой РЛС с ПФАР Н035 «Ирбис-Э», технологии которой могут быть применены и для разработки бортовых радиолокационных комплексов для стратегической авиации


Экспорт современных российских военных технологий одновременно в Китай и Индию способствует установлению геостратегического равновесия в регионе, аналогичная ситуация наблюдается и с Вьетнамом, но не стоит забывать и о том, что «переигрывать» здесь и с одними, и с другим «игроком» очень нежелательно, поскольку и Дели, и Ханой продолжают тесное военно-морское сотрудничество с США, Японией и Австралией, которые всегда с огромным удовольствием поддержат любую антикитайскую миссию, аргументируя её агрессивным действиями Поднебесной по отношению к островным архипелагам Спратли и Дяоюйдао, а также «предупреждая мир о китайской угрозе» для всего Азиатско-Тихоокеанского региона. И суммарное превосходство военных потенциалов вышеуказанных государств-союзников США в Азии над Китаем не предполагает ничего хорошего для России. Нельзя отрицать, что «присматривать» нам за действиями КНР нужно регулярно и очень внимательно. Да и геостратегические амбиции в АТР у нас значительно отличаются о китайских, но общие оборонительные концепции на восточном стратегическом направлении Евразийского континента и у РФ, и к Китая практически одинаковые. В качестве главной угрозы для наших государств выступают ВМС США, второстепенной — Морские силы самообороны Японии. Не являясь единым военно-морским соединением, ТОФ России и ВМС Китая в любом случае представляют собой единственный достойный тихоокеанский «костяк», способный хорошо «притушить» американские амбиции в АТР, то же самое можно сказать и о дальневосточных авиаполках ВВС, входящих в состав Восточного военного округа. Будь ВВО и НОАК поодиночке в географическом расположении, противостоять американской угрозе было бы в десятки раз сложнее. Но сложилось так, что условный фронт у нас общий, Тихоокеанский ТВД также общий, и не использовать это преимущество для собственной же безопасности было бы очень глупо.
Автор: Евгений Даманцев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. avg-mgn 21 июня 2016 07:43
    Как всегда в рубрике, неплохой анализ ситуации исходя из ТТХ и условий применения. Временами заставляет задуматься, а так ли все хорошо? +
    1. samoletil18 21 июня 2016 08:33
      Статья, в самом деле, интересная, но как-то на фоне мыслей об уравновешивания потенциалов Индии и Китая подводится, что с индусами мы совместно создаём, а китайцы получат доступ к..., что заставляет задуматься, а стоит ли им что-то продавать(?), тем более, сравнительно небольшими партиями.
      Другой момент, и индусы, и китайцы, и все остальные вполне смогут обойтись без поставок оружия их России. По этому контроль баланса сил со стороны России в статье несколько раздут. Нам бы конкурентов с этих рынков, особенно индийского, опережать, и тут о балансе думать сложно. Рафали и пр. в Индии, копирование в наглую Су-27 в Китае (и это только отдельные примеры). Все сложнее, чем в статье.
      Но всё равно, статье плюс. Достаточно интересно.
      1. NIKNN 21 июня 2016 15:40
        Не люблю ставить минусы и критиковать т.к. каждый имеет право на свою точку зрения.
        Но если берешся за обсуждение ТТХ и возможностей то желательно без фантазий. Я просто расстроган прочитав как БраМос на М=2,5 будет огибать горы следуя рельефу местности на Н=10-50м.... Много, очень много ляпов. Минус не ставлю по выше указанной причине.
  2. MAX2014 21 июня 2016 07:49
    Кабину кажись у нового бомбера средней дальности слизали с B-2 Spirit.
  3. ltc35 21 июня 2016 08:15
    Статья очень содержательная. Восток - дело тонкое! Это говорит о том, что в этом регионе друзей и партнёров нужно выбирать с большой оглядкой на ситуацию.
  4. azer 21 июня 2016 09:12
    А не кинет ли Китай Россию в серьёзный момент?
    1. AlexSam 21 июня 2016 11:57
      кинет... дальневосточный регион же исконно китайский в их понимании... индусы в этом плане честнее...
      1. mihai_md2003 21 июня 2016 23:38
        У индусов действительно другой менталитет. Однозначно лучше было бы дружить с ними. А еще у Индии с Россией нет общей границы так дружить намного безопаснее.
    2. mihai_md2003 21 июня 2016 23:35
      Кинет! А что он с кем то обязался дружить до гроба ?
  5. Одиссей 21 июня 2016 13:49
    Россия действительно балансирует продажу своих вооружений в зависимости от политической обстановки и платежеспособности клиента.Но этим занимаются и другие страны.Трудно из этого сделать вывод,что мы можем контролировать общий баланс сил между крупными государствами.
    К тому же автор напрасно оценивает потенциал государств по наличию каких-либо "амулетов",типа Брамоса или Су-35.
    Военный потенциал страны зависит от состояния государства и определяется совокупностью факторов,как чисто военных(количество солдат,их подготовка,кол-во вооружения,и.т.д.)так и экономических и идеологических.
    И в этом отношении,к примеру,смешно сравнивать Индию-страну 3 мира с кастовым строем,чудовищными социальными проблемами,и конгломератом совершенно разных народов с КНР.По совокупному потенциалу это просто небо и земля и никакие Брамосы тут ничего не меняют.На деле Индия с Брамосами и даже с ЯО до сих пор не может отбить у Пакистана Джамму и Кашмир.А Пакистан в свою очередь не может справиться с талибами с их "высокотехнологичными" автоматами Калашникова.
    1. pafegosoff 22 июня 2016 02:19
      Причем тут талибы, выращенные пакистанцами?
  6. Бекфайр 21 июня 2016 17:26
    Не плохая статья но не понятно, что автор хотел сказать по поводу наших поставок КНР и Индии.
  7. pafegosoff 22 июня 2016 02:17
    Ну и?
    Россия, как и США продолжает мутить воду. А какой-то Обама говорил "региональная страна"?
    Глобальная держава...
    Путин, как нормальный российский монарх, понял, что почём.
    И пусть мы в чем-то бедныы, зато...
    "Нас не трогай, мы не тронем, а затронешь, спуску не дадим"

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня