Оборонная промышленность Израиля. Часть 5

Предыдущие статьи серии:
Оборонная промышленность Израиля. Часть 1
Оборонная промышленность Израиля. Часть 2
Оборонная промышленность Израиля. Часть 3

Оборонная промышленность Израиля. Часть 4

Оборонная промышленность Израиля. Часть 5

Беспилотник Eitan (ранее Heron TP) от компании IAI с турбовинтовым двигателем мощностью 1200 л.с. и при взлетной массе 5650 кг является самым большим дроном Израиля

Дроны и роботы

Часами можно спорить о том, кто первый создал дроны (в том числе и оригинальное название), но нет вопросов касательно реально эксплуатируемых систем современной эпохи – они определенно имеют израильское происхождение. Даже один из самых первых и самых популярных американских беспилотников компании, RQ-5 Hunter компании Northrop Grumman, базировался на одноименном летательном аппарате компании IAI.

По иронии судьбы даже нынешний производитель больших беспилотных летательных аппаратов (БЛА), американская компания General Atomics, рассматривает в качестве основы своего дрона Gnat беспилотник Amber от Leading Systems, спроектированный бывшим инженером израильских ВВС Абрахамом Каремом, который создал свой первый дрон в начале 70-х годов прошлого века. По правде говоря, операции, проводимые Соединенными Штатами в Афганистане и других местах, например Ираке и Йемене, где идет активная охота на террористов, «отвлекают» от того факта, что ведущим экспортером дронов сегодня на самом является Израиль.

Мир израильских БЛА в основном поделен между компаниями Israel Aerospace Industry и Elbit Systems, по крайней мере, что касается крупноразмерных аппаратов. Дронами меньших размеров тактического типа занимаются фирмы Aeronautics, Top-I и Steadicopter. Компания Rafael попыталась откусить кусочек от беспилотного пирога, в частности занять нишу аппаратов для городского боя, но несколько лет назад ушла со сцены, чтобы сконцентрироваться на наземной и морской робототехнике. В статье не ставится задача показать все израильские дроны, скорее описываются последние модели, которые лучше всего иллюстрируют возможности этих компаний.

Категория MALE

Королевская категория MALE (Medium Altitude Long Endurance – средней высоты и большой продолжительности полёта). В мире очень мало игроков играют в этой лиге, но в Израиле таких целых два – IAI Malat и Elbit. Определение дронов категории MALE туманное и спорное, но описывает беспилотник категории MALE как летательный аппарат, способный летать на высотах до 10000 футов (чуть более 3000 метров, для многих эта высота ниже чем «средняя») в течение 24 – 48 часов.

HERON – IAI

Нынешний ветеран этой категории, беспилотник Heron производства компании IAI, впервые поднялся в воздух в 1994 году. БЛА Heron массой 1150 кг, способный оставаться в воздухе до 52 часов и подниматься на высоту 35000 футов (примерно 10500 метров), был заказан, по меньшей мере, 34 странами. Самые известные его покупатели Индия, Германия, Бразилия, Турция и Франция, хотя компания Cassidian из последней страны позднее модернизировала его с неоднозначными результатами, дав ему имя Harfang. Беспилотник Heron имеет выпускаемое шасси, несет четыре одновременно работающих сенсорных системы, использует двойную систему автоматического взлета и посадки, а также систему спутниковой связи для работы на больших расстояниях.


Как правило, Heron несет на борту морской радар ELM/2020U или антенну с синтезированной апертурой ELM/2055, спутниковую систему связи Elk-1891 и различные оптико-электронные станции оптической видовой разведки. Некоторые, как например беспилотник на фото, оборудуются системами радиолокационной борьбы, тогда как другие израильские аппараты несут на борту антенны электронной и радиотехнической разведки


Нынешний дрон Hermes 450 массой 550 кг имеет полезную грузоподъемность около 180 кг. Потолок составляет 5500 метров, а продолжительность полета 17 часов. Дрон на рисунке несет оборудование радиоэлектронной борьбы в подкрыльевых контейнерах

HERMES 450 – ELBIT

Вторым в списке компании Elbit идет дрон Hermes 450, совершивший свой первый полет в 1998 году. На службе армии обороны Израиля он находится уже более 15 лет, кроме того, он также стал достаточно успешным и на мировой сцене, был продан в более чем десяток стран, включая Сингапур, а также, что несколько неожиданно, в такие страны как Азербайджан, Ботсвана и Грузия. Он также эксплуатировался британцами в качестве промежуточного решения в Афганистане под «присмотром» компании Elbit до тех пор, пока не поступил на вооружение вариант Watchkeeper компании Thales.

Модель 450, как правило, оборудуется оптико-электронной станцией видовой разведки Elbit Compass под фюзеляжем, но также может принять РЛС с синтезированной апертурой, РЛС для морского патрулирования и плюс системы электронной и радиотехнической разведки и глушения средств связи. Весьма популярна установка на этот дрон итальянского радара морской разведки и берегового патрулирования Gabbiano T-20 (мощность 20 ватт) от Selex. Кроме того, он может нести чуть более крупную, но более мощную РЛС T200. БЛА Hermes 450 также взлетает и садится автоматически даже на полуготовые полосы с переходным покрытием.

EITAN – IAI

Первоначально известный под обозначением Heron TP, это больше чем вариант Heron с турбовинтовым двигателем. Несмотря на аналогичную двухбалочную схему, он существенно крупнее и тяжелее. Eitan (означает стойкий), совершивший свой первый полет в 2004 году, имеет взлетную массу 4650 кг, что фактически в четыре раза больше массы модели Heron. Двигатель PT6A мощностью 1200 л.с. позволяет подниматься ему на высоту 13700 метров и оставаться в воздухе свыше 70 часов. На вооружении Израиля он состоит с 2009 года, но сведений о зарубежных заказчиках на него на данный момент нет.

HERMES 900 – ELBIT

Беспилотник Hermes 900 с взлетной массой 1180 кг, грузоподъемностью 350 кг, потолком более 9100 метров и продолжительностью полета 36 часов заполняет собой разрыв между Hermes 450 и существенно более тяжелыми дронами. Одним из основных преимуществ модели 900 является его большой внутренний отсек, который позволяет разместить самые разные электронные системы. Это огромное преимущество по сравнению с внешней установкой или креплением, поскольку нет нарушения конструкции планера и не требуется последующего тестирования на аэродинамические характеристики. В этом контексте интересно отметить, что радар является единственным внешним компонентом полезной нагрузки дрона Hermes 450, если устанавливается электроника фирмы Elisra (подразделение компании Elbit). Канал связи от Elisra, например, обеспечивает дальность в прямой видимости 250 км.

Одной из важных особенностей модели 900 является то, что все электронные системы и бортовая аппаратура, размещаемые в его отсеках, автоматически конфигурируемы (plug-and-play). Помимо вместительного внутреннего отсека беспилотник Hermes 900 имеет четыре внешних точки крепления.

Возможные варианты бортовой аппаратуры включают оптико-электронную станцию Dcompass, сканер Lasso (относительно новая система, которая ведет почти в реальном времени обновляемую мультиспектральную аэрофотосъемку и обеспечивает автоматическую рекогносцировку и картографирование очень больших районов), средства электронной разведки (как правило, Elisra AES-210), радиопеленгаторную антенну радиоразведки, системы Elisra Skyfix и Skyjam (слушают и записывают переговоры по мобильным телефонам и SMS, определяют местоположение объекта, передают собранную разведывательную информацию на землю и, в конечном счете, глушат телефон), Skeye компании Elisra (система видеонаблюдения за большими районами высокого разрешения, которая способна мониторить обширные зоны, перехватывать происходящие события, сравнивать изображения с данными из видеоархива). Беспилотник 900 также имеет на борту систему предупреждения опасного столкновения в воздухе и уклонения от него и плюс панорамный (на 200°) оптико-электронный сенсорный комплект. Вскоре будет установлена новая радиолокационная система предотвращения столкновений разработки компании Elisra.

Дрон Hermes 900, совершивший свой первый полет в 2009 году, был заказан израильскими ВВС уже в 2010 году, прошел испытания в Швейцарии; также заказан Чили, Колумбией и Мексикой (для полиции).


Эволюция дрона Hermes 450, по-видимому, никогда не остановится, судя по этому варианту. Он оборудован новым роторно-поршневым двигателем, трехлопастным винтом и экспериментальной гондолой с морским радаром Selex Gabbiano T20



Беспилотник Hermes 900 демонстрирует свои вместительные отсеки, позволяющие нести большое количество сенсоров, включая РЛС морского патрулирования


Определенно благом для операторов, которые уже эксплуатируют дрон Hermes 450 и которые желают заменить его моделью Hermes 900 или хотят иметь обе модели, является то, что наземная станция контроля, каналы связи и оборудование сбора информации и оперативного управления остаются одинаковыми. На фото «стеклянная кабина» с системой управления типа HOTAS (система обеспечения управления дроном без необходимости отрыва рук от рычага управления двигателем и ручки управления)


Беспилотнику Eitan предлагают примерить и вооружение, как видно по этому макету в натуральную величину с ракетами Lahat. Объединившись с Rheinmetall, израильская IAI предложила беспилотник Германии в рамках немецких требований по беспилотнику Saateg класса MALE, но там склоняются больше к европейской программе по собственному БЛА Euro Hawk


Дроны становятся все более интеллектуальными и, следовательно, дорогими, их защита вызывает все большую озабоченность в последние годы, особенно у тех, кто до настоящего время считался плохо оснащенными касательно средств противовоздушной защиты. Компания Elisra (подразделение Elbit), занимающаяся системами радиоэлектронной борьбы, представила новую систему защиты для дронов на базе обычного бортового комплекса защиты от современных средств поражения Spectrolite, но со сниженным до 300 ватт энергопотреблением. Система заказана израильскими ВВС

Более легкие дроны

Оставим мир дронов категории MALE и перейдем к более легким аппаратам, которым, тем не менее, необходимы традиционные взлет и посадка. В Израиле имеется пара компаний, занимающихся подобными аппаратами массой, как правило, от 25 до 100 кг и продолжительностью полета от 12 часов и более. Одним из ветеранов здесь является беспилотник Searcher компании IAI, поступивший на вооружение в начале 90-х годов и до сих выпускающийся в варианте MkII. В связи с большим количеством этих машин, проданных на экспорт, мастерские компании IAI Malat до сих занимаются обслуживанием и капитальным ремонтом этих дронов.

Более новыми системами в этой категории являются Aerostar от Aeronautics и Hermes 90 производства Elbit.


Размеры и характеристики беспилотника подобного Aerostar в настоящее время привлекают внимание военизированных формирований и сил безопасности многих стран

AEROSTAR – AERONAUTICS

Лидирующим изделием компании Aeronautics является БЛА Aerostar, дебютировавший в начале 2000-х. На нем установлен двигатель с двумя горизонтально расположенными противолежащими цилиндрами мощностью 38 л.с., разработанный итальянским инженером Гвидо Цанцоттера. Компания, названная в честь него и базирующаяся в итальянском городе Лугано, производящая полную линейку двигателей этого типа, была куплена израильской Aeronautics.

Хотя дрон Aerostar и весит почти в два раза меньше беспилотника Searcher, но его характеристики примерно соответствуют характеристикам Searcher касательно размеров, грузоподъемности и продолжительности полета. Действительно, у Aerostar не только высокорасположенные крылья и двухбалочное хвостовое оперение, но он имеет размах крыльев 8,7 метра, максимальную грузоподъемность 50 кг, продолжительность полета более 12 часов и дальность своего канала связи 250 км.

HERMES 90 – ELBIT

Самый легкий в этой категории беспилотник Hermes 90 с взлетной массой 115 кг впервые был представлен на парижском авиашоу в 2009 году. Одной из особенностей конструкции Hermes 90 является то, что он может оборудоваться либо традиционным фиксированным шасси, либо посадочными полозьями при недоступности ровной взлетной полосы, в этом случае дрон запускается с помощью катапульты. Компания Elbit рассматривает Hermes 90 в качестве тактического дрона высокого класса, который может выполнять типичные задачи наблюдения и разработки, имея на борту стабилизированную оптико-электронную станцию видовой разведки Microcompass, а также выполнять пеленгацию и радиоразведку с помощью системы Elisra Skyfix. Впрочем, на борт может устанавливаться радар с синтезированной апертурой.

ORBITERS – AERONAUTICS

Беспилотники Orbiter I, II и III, разработанные компанией Aeronautics, еще легче, но также запускаются при помощи легкой катапульты. Размах крыльев у них составляет 2, 3 и 4,2 метра и продолжительность полета 3, 4 и 7 часов. Взлетный вес варьируется от 7 до 28 кг. Модели I и II не имеют хвостового оперения, схема планера – традиционный трубчатый фюзеляж с высокоподнятыми крыльями с направленными вверх законцовками. Напротив, у модели Orbiter III законцовки крыльев, переходящих в фюзеляж, направлены вниз, над носовой частью установлены небольшие крылья (не передние управляющие рули). На всех трех моделях установлен толкающий винт (бесщеточный электродвигатель), посадка осуществляется за счет комбинации парашюта и надувного амортизатора. Устанавливаемая в носовой части аппаратура, как правило, производства компании Controp. Это D-Stamp или U-Stamp (дневная ПЗС-камера или ночная инфракрасная) для Orbiter I, у Orbiter II устанавливается стабилизированная сенсорная станция с увеличением Z-Stamp, тогда как Orbiter III может нести стабилизированную оптико-электронную станцию T-Stamp, включающую дневную, ночную камеру и лазерный дальномер.


Дрон Orbiter III впервые был показан в 2011 году. Его стабилизированная оптико-электронная станция T-Stamp позволяет вести разведку и целеуказание


Hermes 90 имеет размах крыльев пять метров и максимальную взлетную массу 115 кг, может нести 25 кг бортовой аппаратуры; практический потолок составляет 4500 метров и продолжительность полета 15 часов


Беспилотник с электродвигателем Skylarlk 1 LE весит 7,7 кг, имеет продолжительность полета около трех часов; посадка осуществляется в процессе глубокого сваливания на соответствующей высоте над землей и развертывания посадочного воздушного баллона

Серия BIRDEYE – IAI

Компания IAI Malat изготовила в свое время большое количество дронов Birdeye 400 с продолжительностью полета 90 минут, но примерно в 2010 году они были заменены моделью Birdeye 650 с вдвое большим весом (11 кг). Дрон имеет высокоподнятые крылья с направленными вниз законцовками размахом три метра, которые переходят в относительно развитой, но без сомнения создающий подъемную силу фюзеляж. Аппарат запускается с помощью катапульты, при посадке он переворачивается вверх брюхом и раскрывает парашют. Беспилотник не имеет вертикального хвостового оперения, на короткой хвостовой балке расположен толкающий воздушный винт, вращаемый электродвигателем. Продолжительность полета составляет три часа (хотя при использовании топливных элементов она может быть увеличена до 7 часов). На нем устанавливается оптико-электронное оборудование компаний Tamam или Controp.

SKYLARK – ELBIT

Уже несколько лет лидером категории легких дронов ручного запуска является Skylark производства компании Elbit (позднее получивший обозначение Skylark-1), который был заказан многими странами.

Эту модель позднее сменил БЛА Skylark 1-LE (число стран-операторов достигает 20) с большей продолжительностью полета. Модель Skylark 1-LE весом 7,5 кг и продолжительностью полета три часа обычно оборудуется носовой аппаратурой D-Stamp или U-Stamp от Controp с дальностью действия 20-40 км в зависимости от рельефа местности. Дрон Skylark 1-LE широко применялся коалиционными силами в Афганистане. Два человека переносят сам дрон Skylark и его станцию управления, на запуск им требуется всего несколько минут. Этот беспилотник может летать даже при отсутствии сигнала GPS.

Серия CASPER - TOP I VISION

Компания Top I Vision, специализирующаяся на аэростатах наблюдения и стабилизированной бортовой аппаратуре, главным образом для задач внутренней безопасности, также изготавливает легкие дроны ручного запуска серии Casper. Не стоит она в стороне и от водной стихии, разработав «умный» роботизированный гидроцикл (см. далее). Выпускаемый ею дрон Casper 250 имеет массу 5,5 кг, размах крыльев 2,5 метра и продолжительность полета 90 минут; дальность его системы передачи данных в зависимости от конфигурации рельефа достигает 10 км. Бортовая нагрузка включает собственный стабилизированный оптико-электронный комплект Lev 2 (дневная или инфракрасная камера) (Lev означает сердце). Компания Top I Vision также работает на дронами других типов, например бесхвостым проектом Whisper. Стоит отметить, что Top I Vision 90% своей продукции экспортирует и даже организовала производство в Индии.


Дрон Casper 250 от Top I Vision поставляется в компактном комплекте, включающем сам аппарат, систему передачи данных и станцию контроля




Вертодрон Panther компании IAI с тремя роторами представляет собой инновационный подход к комбинированному вертикально-горизонтальному полету. Он может летать на достаточно большой высоте 1500 метров

Вертодроны

Системы вертикального взлета и посадки являются относительно новой сферой израильской оборонной промышленности, хотя некоторые компании занимаются этим бизнесом, включая Israel Aerospace Industry, создавшая беспилотную систему на базе вертолета Alouette III.

PANTHER – IAI

В своем проекте Panther компания IAI реализовала инновационную концепцию летательного аппарата с поворотными винтами (конвертоплана), вращающимися от электродвигателей: два на крыльях и один в хвостовой части между хвостовыми балками. В то время как установленные на крыльях несущие винты поворачиваются из вертикального положения (взлет и посадка) в горизонтальное для полета на высокой скорости, ось хвостового винта остается вертикальной для обеспечения устойчивости по тангажу (за счет изменения скорости вращения), но может поворачиваться немного вправо и влево относительно продольной оси аппарата для контроля рысканья.

Второй особенностью вертодрона Panther является относительно бесшумная работа. Panther имеет максимальную взлетную массу 65 кг, поднимает полезной нагрузки 8,5 кг (как правило, стабилизированная дневная/ночная камера Mini-Pop), продолжительность полета составляет 4 часа, а дальность действия 60 км. Типичный комплекс включает три аппарата, интегрированный коммуникационный комплект и две консоли операторов. Компания IAI в настоящее время работает над гибридным движителем для дрона Panther.


На вертодроне Black Eagle 50 устанавливается система передачи данных от Elbit и типичная оптико-электронная аппаратура от Controp (в данном случае D-Stamp)

BLACK EAGLE – STEADICOPTER

Вертодрон Black Eagle 50 более традиционной компоновки разрабатывался компанией Steadicopter с 2008 года для вооруженных сил Израиля и успешно прошел сертификацию. Армейские требования определяют, чтобы комплекс включал два аппарата и одну наземную станцию. Также этот дрон массой 35 кг и продолжительностью полета три часа был предложен для израильского флота. На дроне установлен двухтактный двигатель водяного охлаждения объемом 120 см3.

Компания Steadicopter в настоящее время работает над более крупным вертодроном под обозначением Black Eagle 300, базирующимся на канадском легком одноместном вертолете.


Наземный мобильный робот Guardium ведет наблюдение в аэропорту Бен Гурион

Наземные роботы

Особенности рельефа, несомненно, представляют собой самую сложную проблему для роботизированных транспортных средств. Их летающие собратья (дроны) имеют одно главное препятствие, которое называется Землей (другие препятствия – это сравнительно редко встречающиеся летательные аппараты). Их плавающие собратья имеют под собой обширные и умеренно плоские водные просторы, по которым они могут перемещаться и в большинстве случаев оставаться в поле зрения.

На земле колесные и гусеничные машины могут попасть в самые разные неприятности и получить массу проблем. Некоторые из препятствий могут быть непредвиденными, как например лужи с водой, образовавшиеся в результате сильного ливня. Для их определения необходима некая форма искусственного разума, в отличие от упавшего дерева, для которого необходимы только датчики обнаружения препятствий, подобные тем, что в настоящее время устанавливаются на бампера легковых автомобилей.

Израиль преодолел множество проблем в сфере наземной робототехники и стал первой страной поставившей себе на службу автономные системы, даже если они выполняют лишь патрулирование на знакомой территории, а их вооружение применятся только оператором.

GUARDIUM – G-NIUS

Компания G-Nius, образованная на паритетных началах Elbit и IAI, несколько лет работала над проектом Guardium (позднее получил обозначение Guardium MkI) и в итоге создала работоспособную машину, поступившую в эксплуатацию в 2007 году для выполнения патрульных задач по охране границы и проверки маршрутов на наличие самодельных фугасов. Было изготовлено около десятка таких машин.

Затем появился вариант Guardium MkII, базирующийся на доработанной упрочненной платформе способной принять 500 кг полезного груза и возможностью передвижения днем и ночью. Из-за своей неплохой грузоподъемности вариант MkII может использоваться как транспортер различных грузов.

Новая тенденция сегодня заключается в использовании серийных машин, поскольку, несомненно (и вопреки всему) их без труда интегрируемая электроника существенно упрощает выполнение внешних команд. Так как все команды на поворот, педаль газа и коробку передач являются электронными сигналами (педаль газа, рулевое управление с усилением и коробка передач в настоящее время лишены каких-либо механических связей), включаемыми в электронные цепи, то установка дорогих и громоздких сервоприводов становится совершенно излишней. Поэтому в модели MkIII на базе автомобиля Ford, которая была заказана израильской армией с целью замены MkI G-nius, используются все системы и сенсоры (все израильской разработки) от предыдущих моделей MkI и II.


Разрабатываемая компанией G-nius роботизированная машина Guardium MkIII может базироваться на автомобиле Ford с установленным боевым модулем от Rafael


Мобильный робот Rex компании Lahav имеет привод на четыре колеса, независимую подвеску, все управляемые колеса. Робот длиной 160 см, шириной 80 см и высотой 75 см развивает скорость 12 км/ч


Было изготовлено три опытных образца транспортера Rex грузоподъемностью 250 кг, после чего они были продемонстрированы потенциальным заказчикам

REX – LAHAV

Компания Lahav относительно недавно разработала роботизированный грузовой транспортер Rex. Главный замысел, лежащий в основе проекта Rex, – предложить самоходную управляемую платформу или другими словами механического носильщика, способного перевозить полностью экипированных солдат. Другие задачи могут быть более логистически ориентированными, например доставка элементов энергоснабжения заряженных аккумуляторов, или даже разведывательными, для чего на платформу устанавливаются все необходимые сенсоры.

Роботизированная платформа Rex работает в режиме «следуй за мной», ее высокая внедорожная проходимость позволяет двигаться за отрядом с необходимым ему снаряжением. Реализован также режим активного дистанционного управления, когда платформа Rex, оборудованная стабилизированным оптико-электронным комплектом, может, например, подняться на вершину холма для обзора местности за ним.

На три опытных платформы Rex установлены дизельные двигатели, но с целью более тихой работы изучается возможность установки гибридного дизель-электрического силового блока.

Небольшие, дистанционно управляемые, забрасываемые

EYEBALL – ODF

Приобретенная в 2013 году группой Mistral Group, компания ODF Optronics работает в бизнесе всенаправленных систем визуализации для военных и правоохранительных структур. Первой успешной системой стал сенсор аудио/визуального наблюдения EyeBall R1 – самовосстанавливающийся шар, способный вращаться со скоростью 4 об/мин и обеспечивающий панорамное изображение на 360°. Шар диаметром 85 мм и массой всего 580 грамм включает цветную или черно-белую камеру, устройство светодиодной или инфракрасной подсветки, а также микрофон. Заброшенный или закатанный в помещение шар начинает посылать изображения окружающей обстановки, при этом продолжительность работы во многом зависит от того, включена подсветка или нет. Комплект EyeBall включает портативный дисплей и три шара R1. С целью получения большей мобильности сенсоров компания ODF разработала EyeDrive – забрасываемый колесный/гусеничный робот массой 3,8 кг, который оборудован 4 камерами, обеспечивающими ситуационную осведомленность на 360°. Пятая камера с углами наклона ± 45° используется для исследования объектов, тогда как микрофон обеспечивает акустическую картинку. EyeDrive развивает скорость до 4 км/ч и имеет полезную нагрузку 3,5 кг, чтобы принять другие камеры и манипуляторы, но при повышении массы «забрасываемость» естественно уменьшается.

С целью совершенствования контроля и управления компания ODF разработала OWLink: в многокамерном варианте этот канал передачи данных с кодированием позволяет работать с 8 камерами высокого разрешения или с 4 стандартными и одной камерой высокого разрешения. Внутри зданий его дальность действия достигает 50 метров, увеличиваясь до 200 метров на открытой местности. Легкая система OWLink с низким энергопотреблением может интегрироваться и в существующие роботы.



Забрасываемые роботы компании ODF Optronics: EyeBall R1 (вверху) и EyeDrive


Индивидуальная разведывательная система IRIS (Individual Reconnaissance and Intelligence System), разработанная компанией Roboteam (на фото в дренажной трубе)


Консоль дистанционного управления ROCU 7 компании Roboteam имеет 7-дюймовый экран, совместимый с очками ночного видения

IRIS – ROBOTEAM

Еще одна компания в Израиле занимается мини наземными роботизированными средствами. Roboteam была создана на базе опыта, полученного в военной сфере двумя ее основателями. Первым изделием, разработанным компанией Roboteam, стала система наблюдения и разведки Iris (Individual Reconnaissance and Intelligence System). Килограммовый робот, изготовленный полностью из композитных материалов, питается от двух батареек AA. Он может забрасываться на 60 метров с помощью техники «праща Давида» или сбрасываться с высоты 10 метров. Iris не имеет верха или низа и поэтому как упадет, в таком положении и движется. Его сенсорный комплект включает фронтальную дневную/ночную камеру с механизмом наклона на ±90°, лазерный указатель с двумя лазерами (видимый и ближней ИК-области) и микрофон. Чтобы повысить мобильность, его передние нейлоновые колеса больше нейлоновых задних колес, но все имеют по шесть выступов для повышения сцепления. Размеры Iris составляют 175x205x95 мм, что позволяет солдату переносить аппарат в боковом кармане. Он стал первым миниатюрным забрасываемым роботом в израильской армии.

Второе изделие компании Roboteam – это тактический микро-робот MTGR (Micro Tactical Ground Robot), также изготовленный из композиционных материалов и питающийся от батареи BB-2557 американского военного стандарта. На гусеничном аппарате массой 5,9 кг установлены очень длинные гусеничные удлинители, максимально повышающие проходимость; максимальная скорость составляет 6,4 км/ч. MTGR несет на себе шесть камер, обеспечивающих круговое покрытие днем и ночью, а также микрофон для лучшего владения обстановкой. Робот MTGR может оборудоваться тактическим манипулятором, камерой обзора сверху или планкой Пикатинни для упрощенного крепления различных военных инструментов и аксессуаров. Робот MTGR заказала Великобритания и Польша (50 штук к концу 2016 года).

В результате проведенных разработок в семействе Roboteam появился большой брат. Колесная платформа Probot массой 120 кг способна принять 230 кг полезной нагрузки и развить при этом максимальную скорость 35 км/ч. Для повышения проходимости каждое из четырех колес оборудуется гусеничным удлинителем (он же флиппер), что позволяет Probot подниматься по ступеням и преодолевать сложные препятствия. В городском окружении он может работать в радиусе до 500 метров; для проведения полуавтоматических операций у него имеются сенсоры технического зрения и слежения, что позволяет оператору не отвлекаться на контроль платформы, а сосредоточиться на выполнении задачи. На роботе имеется панорамная камера с возможностью наклона и увеличением x10, лазерный указатель и модуль подсветки; аккумуляторы американского военного стандарта гарантируют продолжительность работы 4-6 часов.



Колесная платформа Probot компании Roboteam

Компания Roboteam предлагает два блока управления для своих систем Iris и MTGR: ROCU-5 с 5-дюймовым экраном, джойстиком и двумя кнопками, и ROCU-7 с 7-дюймовым сенсорным экраном, совместимым с очками ночного видения.

Водная стихия


Катер Silver Marlin от Elbit System длиной более 10 метров может быть вооружен для наступательных операций боевым модулем с 12,7-мм пулеметом

Неудивительно, что компания Elbit Systems, имея огромный опыт в создании дронов и оптико-электронных систем, весьма активна в царстве Нептуна. Но Elbit здесь находится в хорошей компании, о чем говорят названия израильских фирм Rafael, IAI и Top I Vision.

STINGRAY и MARLIN – ELBIT

В решениях компании Elbit используются системы управления задачами сродни топовым системам управления ее дронов, и это действительно открывает двери для смешанных надводных и воздушных задач. В настоящее время компания предлагает два автоматических надводных судна. Младший участник под именем Stingray представляет собой лодку длиной 3,2 метра и грузоподъемностью 250 кг. Она может развить скорость до 45 узлов, продолжительность работы составляет 8 часов, имеется система стабилизация для предотвращения опрокидывания. В основном аппарат Stingray используется для разведки и сбора информации, для чего на нем установлен стабилизированный оптико-электронный комплект также разработки компании Elbit.


Надводный катер Stingray USV компании Elbit Systems в основном предназначен для разведки и сбора информации, для чего имеет на борту оптико-электронный комплект

Катер Silver Marlin существенно крупнее, имеет длину 10,6 метров, два дизельных двигателя мощностью 315 л.с. вращают два гребных винта, при помощи которых он может развить скорость быстроходного судна; продолжительность работы составляет 24-36 часов или 500 морских миль. Водоизмещение составляет 6,5 тонны, а грузоподъемность в 10 раз больше, чем у младшего собрата Stingray, что позволяет принять на борт больше оптронных сенсоров и плюс вооружение, например боевой модуль с 12,7-мм пулеметом. Для управления на больших расстояниях Silver Marlin оборудован системой спутниковой связи, хотя для ближнего радиуса действий имеется канал связи в пределах прямой видимости. Катер оборудован системой предотвращения столкновений.


Новый роботизированный катер Protector 11 (на фото на выставке Euronaval 2012) компании Rafael впечатляет. Слева направо идут: сдвоенная пусковая установка ракет Spike, установленная на артиллерийскую установку Typhoon, громкоговорители, оптико-электронная станция Toplite, две системы камер на 180°(вторая система направлена назад), радар обнаружения целей и, наконец, мощная водяная пушка в корме


Аппарат Barracuda, разработанный компаний Top I Vision на базе гидроцикла, способен дежурить в тростниковых зарослях неделю

PROTECTOR – RAFAEL

Как уже было отмечено, катер Silver Marlin имеет хорошую компанию в виде роботизированного аппарата Rafael Protector, который по данным производителя является единственной системой своего рода, состоящей на вооружении нескольких стран. Катер доступен в двух вариантах – длиной 9 и 11 метров. В настоящее время он вооружен мощной водяной пушкой, бьющей струей на 80 метров. На катере установлено 8 камер, обеспечивающих круговой обзор на 360°, он может быть вооружен дистанционно управляемой установкой Typhoon, а также пусковой установкой ракет Spike. Protector 11 массой 9 тонн базируется на V-образном корпусе, он оборудован двумя мощными дизельными двигателями Caterpillar C7, приводящими в действие два водомета Hamilton/Kamewa, позволяющие развить максимальную скорость до 38 узлов.

Protector, разумеется, оборудован лазерным дальномером, поисковой РЛС и оптико-электронным устройством автоматического или ручного круглосуточного обнаружения, идентификации, сопровождения и наведения на цели. Благодаря современному электронному оборудованию автоматический надводный аппарат Protector легко становится компонентом оперативных систем управления.

BARRACUDA - TOP I VISION

Еще одна новая система в этой сфере, имеющая меньшие размеры, но не меньшие интеллектуальные способности, разработана компанией Top I Vision. Система Barracuda, базирующаяся на гидроцикле, специально предназначена для ведения наблюдения за речными берегами, где легко осуществить проникновение или провезти контрабанду. Аппарат оборудован стабилизированной оптико-электронной станцией (конечно производства Top I Vision) и может прятаться в тростниковых или мангровых зарослях. Он может находиться в «спящем» режиме с заглушенным двигателем неделю и просыпаться по сигналу сенсоров.

Продолжение следует
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

52 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти