Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Машин все меньше, они все старше — часть I

О потенциале боевой авиации Запада – без прикрас и преувеличений
Машин все меньше, они все старше — часть I

Окончилась гражданская война в Ливии, победу в которой одержали противники Каддафи, получившие поддержку государств – членов Североатлантического альянса. Прежде всего она заключалась в ударах по войскам лидера Джамахирии, которые наносили ВВС ряда стран НАТО, что вызывало тревогу и возмущение Москвы. Вместе с тем есть повод объективно оценить состояние парка боевых самолетов блока. Каков он сегодня и каким будет завтра?

Авиация вооруженных сил США остается самой мощной в мире. И со времен Второй мировой составляет основу военной мощи Соединенных Штатов вообще. Именно подавляющее превосходство в воздухе традиционно обеспечивает им победы в войнах. В ходе противоборства с Японией в 1942–1945 годах, едва зацепившись за плацдарм на очередном тихоокеанском атолле, американцы немедленно начинали строить аэродром, часто прямо под огнем врага. Сейчас они научились сокрушать противника одной авиацией – как это было в 1999 году в Югославии. Да, когда надо, им приходится проводить и наземные операции, как в Ираке в 2003-м. Но при обязательном условии – над головой солдат сухопутных войск должны постоянно висеть свои самолеты.


Вот почему в данной статье вначале речь пойдет о боевой авиации США. Однако сразу сделаю несколько оговорок. Автор уделит внимание только самолетам, способным применять оружие по наземным, воздушным и надводным целям, имеющимся в ВВС (включая ВВС Национальной гвардии и ВВС резерва) и ВМС Соединенных Штатов. Вне рамок материала останется вспомогательная и армейская авиация, а также узкоспециальные машины (противолодочные Р-3 и Р-8 и противопартизанские АС-130). Однако будут упомянуты самолеты, находящиеся на хранении на базе «Дэвис-Монтан». При этом надо иметь в виду, что многие из них используются в качестве источника запчастей и потому не могут быть возвращены в строй. Статус каждой конкретной тамошней машины неизвестен, предположительно реальным резервом для регулярных частей является примерно половина самолетов.

Стратегическая авиация
Основу стратегической авиации США по-прежнему составляют бомбардировщики В-52. Точнее – 102 машины модификации В-52Н. Но в строю остаются лишь 76 самолетов, а еще 13 находятся на базе «Дэвис-Монтан».

Несмотря на очень почтенный возраст (самому молодому В-52Н в следующем году исполнится 50 лет), огромная боевая нагрузка, в частности способность нести 20 КРВБ, делает эту машину безальтернативной для американских ВВС. Более того, поскольку по Договору СНВ-3 каждый стратегический бомбардировщик засчитывается за один заряд, роль В-52Н в СЯС США возрастет. Вывод этих самолетов из боевого состава ВВС начнется не ранее 2035 года.

Вторым «столпом» американской стратегической авиации является «невидимка» B-2 – машина очень эффективная, однако исключительно дорогая в изготовлении и эксплуатации. Из-за этого вместо 132 бомбардировщиков, как изначально планировалось, был построен только 21 самолет. Ныне в строю находится 19 В-2 (один потерян в катастрофе, еще один используется в исследовательских целях).

Бомбардировщик В-1В официально переориентирован на выполнение боевых задач, не связанных с применением ядерных боеприпасов. Но он сохраняет межконтинентальную дальность полета и способность нести большое количество оружия (в том числе ядерного). Из 100 машин этого типа в строю остается 67, на «Дэвис-Монтане» – еще 16.

В ближайшие годы американцы предполагают начать разработку нового стратегического бомбардировщика для замены В-52, однако пока нельзя сказать ничего конкретного ни о его ТТХ, ни о возможном количестве самолетов.

Тактическая авиация
Основным ударным самолетом тактической авиации ВВС США является F-15Е «Страйк Игл». Из 236 машин этого типа в строю остается 218. Все они относительно новые (выпускались в 1986–2001-м) и прослужат еще долго.

В 1975–1982 годах было произведено 706 штурмовиков А-10 «Тандерболт», сегодня продолжают эксплуатироваться 333, включая около сотни самолетов наблюдения и целеуказания ОА-10 (старше «Тандерболтов» в ВВС США только В-52Н). Еще 173 штурмовика – на «Дэвис-Монтане».

Машин все меньше, они все старше — часть IОсновной истребитель воздушного боя в американских ВВС – F-15 «Игл», выпускавшийся в 1971–1986 годах (всего построено 893 машины: 364 F-15А, 59 F-15В, 409 F-15C, 61 F-15D). Однако выработка ресурса становится для него очень серьезной проблемой. Сегодня в строю – 231 F-15С и 41 F-15D. 212 машин всех четырех модификаций хранятся на «Дэвис-Монтане».

Предполагалось, что в роли тяжелого истребителя F-15 заменит первый в мире самолет пятого поколения F-22 «Рэптор». Первоначально намечалось изготовить 750 таких машин. Но после многочисленных сокращений это количество было уменьшено до 187. Сейчас в строю имеется 172, еще 11 достраивается (кроме того, три потеряно в катастрофах, один используется как наземный учебный стенд). Однако теперь стало ясно, что 183 «Рэптора» никак не могут заменить почти 900 «Иглов».

F-22 имеет над F-15 действительно подавляющее превосходство только по одному параметру – цене: 300–400 миллионов долларов против 30–50 миллионов. Однако ракет «воздух-воздух» (причем одних и тех же – AIM-120 и AIM-9) «Рэптор» несет в полтора раза меньше, чем «Игл». Считается, что F-22 более живуч благодаря своей невидимости, но и на выживаемость F-15 (хотя в нем нет ничего «стелсовского») никаких жалоб не поступало. Нет ни одного подтвержденного факта потерь этого самолета в воздушных боях, а ведь он прошел через множество войн. «Рэптор» же перестает быть невидимым, едва включает бортовую РЛС. Поскольку число F-15 и дальше будет быстро сокращаться, дефицит тяжелых истребителей рискует превратиться для США в серьезную проблему. По их количеству, как это ни странно прозвучит, американцы могут отстать от России, а затем и от Китая.

Впрочем, назревает проблема и с легкими истребителями.

В 1972–2001 годах ВВС США получили 2267 самолетов F-16 «Файтинг Фалкон», из коих после 1991-го – немногим более 200. Сейчас в строю остается 1020 машин модификаций С и D. Плюс 571 истребитель – на «Дэвис-Монтане» (там имеются все четыре модификации «Файтинг Фалкона»). Еще 14 F-16, ранее предназначавшихся Пакистану, передали американской морской авиации. Количество эксплуатируемых F-16 продолжает быстро сокращаться из-за выработки ресурса, уже в этом или начале следующего года их число в строю впервые за четверть века опустится ниже тысячи.

Для замены F-16, а заодно и А-10 планировалось выпустить 1763 легких истребителя пятого поколения F-35А «Лайтнинг-2». Однако данная программа столкнулась с серьезными техническими проблемами, что привело к отсрочке начала массового производства, а главное – к стремительному росту цены самолета. Изначально предполагалось, что F-35 должен стоить меньше F-16, но еще до начала производства он оказался как минимум вдвое дороже даже самых современных экспортных вариантов «Файтинг Фалкона» и в пять-шесть раз – первоначального F-16, дешевле которого его предполагалось сделать. Вдобавок очень сложно представить, что крайне дорогой, не имеющий конструктивной защиты F-35 может реально заменить простой, дешевый, бронированный А-10 в качестве самолета, работающего непосредственно над полем боя под огнем ПВО противника. Радиолокационная малозаметность F-35 в данном случае будет бесполезна, поскольку в оптическом диапазоне он прекрасно виден.

Пока построена всего дюжина F-35А, развертывание полномасштабного производства откладывается, по-видимому, до 2018 года. К той поре в строю останется вряд ли больше 500 «Файтинг Фалконов» и 200 «Тандерболтов». Между тем в условиях предполагаемых значительных бюджетных сокращений крайне сложно представить, что будет действительно выпущено 1763 F-35А.

Помочь исправить ситуацию отчасти могли бы боевые беспилотники. Однако «Предатор» и «Рэйвен» пригодны лишь для противопартизанской войны, в условиях же противодействия ПВО они окажутся «одноразовыми изделиями». О других вариантах боевых БПЛА сейчас ничего вразумительного неизвестно.

Морская авиация
В 1980–2000 годах ВМС США закупили 1048 машин F/А-18 «Хорнет» четырех модификаций (379 – А, 42 – В, 463 – С, 164 – D). После чего началось производство истребителей модификаций Е и F «Супер Хорнет», а также самолета РЭБ ЕF-18G «Гроулер», которое продолжается до сих пор. При этом надо иметь в виду, что двухместные модификации D и F являются полноценными боевыми машинами, а не просто учебно-боевыми вариантами С и Е, как в случаях с F-15 и F-16.

На данный момент в строю числится 119 F/А-18А, 22 F/А-18В, 352 F/А-18С, 135 F/А-18D, 195 F/А-18E, 239 F/А-18F, 45 EF-18G. Количество F/А-18Е/F предполагается довести до 515, EF-18G – 114. Приблизительно 100 машин первых трех модификаций находятся на «Дэвис-Монтане» и в резерве авиации ВМС.

На вооружении авиации морской пехоты также имеются СВВП AV-8 «Харриер», строившиеся США по английской лицензии. Из 392 самолетов этого типа различных модификаций в строю сейчас остается 150.

Заменить все «Харриеры» и F/А-18 (А, В, С, D) предполагается 340 палубными F-35С (260 – в авиации флота, 80 – морской пехоты) и таким же количеством F-35В (короткий взлет, вертикальная посадка). Однако как было сказано выше, будущее F-35 неочевидно. Пока в строю имеется три F-35С в авиации флота и шесть F-35В в авиации морской пехоты. Все чаще звучат разговоры о том, что можно вообще отказаться от самого дорогого и самого сложного в изготовлении F-35В. Положение морской авиации по сравнению с ВВС легче именно потому, что продолжается производство F/А-18, в ВВС же F-35 нет альтернативы, его надо «доводить» любой ценой. Кроме того, ВМС разрабатывают палубный боевой беспилотник Х-47В, характеристики которого, видимо, будут гораздо выше, чем его «собратьев» из ВВС.

Таким образом, роль морской авиации для вооруженных сил США может заметно возрасти в связи с дефицитом самолетов в ВВС. Правда, ее возможности объективно ограничены количеством боеготовых авианосцев, которое в ближайшем будущем, по-видимому, уменьшится до девяти единиц.

Таким образом, сегодня во всех компонентах ВС США насчитывается 3470 боевых самолетов. Еще примерно 1080 – на «Дэвис-Монтане» и в резерве авиации ВМС. Если же исходить из того, что в строй можно вернуть примерно половину машин с этой базы, максимальный боевой авиационный потенциал Америки – четыре тысячи машин.

Кроме того, можно сказать о том, что на «Дэвис-Монтане» находится еще 868 боевых самолетов тех типов, которые уже выведены из боевого состава ВВС и авиации ВМС (F-111, F-4 «Фантом», F-14 «Томкэт», А-4 «Скайхок», А-6 «Интрудер», А-7 «Корсар»). В истории были случаи, когда списанные машины возвращались в строй и шли на войну. Например, во Вьетнам направили извлеченных с того же «Дэвис-Монтана» участников Корейской кампании В-26 и А-1. Однако тогда они все же были гораздо моложе, чем нынешние ветераны, поэтому возвращение последних в строй представляется малореальным, если только американцы не переделают их в боевые беспилотники для прорыва ПВО. Впрочем, гораздо вероятнее, что эти самолеты постепенно отстреляет американская же ПВО, используя их в качестве мишеней.

Подавляющее большинство самолетов боевой авиации США дислоцировано на их национальной территории либо на авианосцах. Группировка ВВС в Европе составляет сегодня 185 машин, в Восточной Азии (Южной Корее и Японии) – около 200. Несколько десятков самолетов на ротационной основе находятся в Афганистане и странах Персидского залива.

В общем, США по-прежнему располагают гигантской воздушной мощью, которой с большим избытком достаточно для победы в любой локальной войне. Тем не менее количество боевых самолетов в их ВС сегодня является самым маленьким за последние семь десятилетий, а их средний возраст – самым большим за всю историю американской авиации. Причем сокращение количества и рост среднего возраста самолетов будут неизбежно продолжаться и дальше. Это станет заметным объективным ограничителем для ведения Америкой нескольких локальных войн одновременно или одной крупномасштабной войны. Боевые беспилотники в обозримом будущем полноценной заменой самолетов ни по количеству, ни по качеству стать не смогут, оставшись в первую очередь противопартизанским оружием.

Окончание следует...
Автор: Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа
Первоисточник: http://vpk-news.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 25
  1. MrFYGY 28 декабря 2011 11:26
    Приятно знать что у противника тоже не все хорошо am
    1. Павел В 28 декабря 2011 20:14
      Многовато ещё авиатехники у пиндосов. И противноков выбирают себе с каждым разом всё слабее и слабее. На их фоне и выглядят этакими молодцами. Будем надеяться что иранская ПВО не подкачает в самый отвественный момент и лишит своих недругов сладких иллюзий "на скорую и безоговорочную победу". Да ещё 2-х, 3-х сотен самолетов докучи.
      Павел В
  2. urzul 28 декабря 2011 11:35
    За не имением СССР начали сокращать свои войска, смысл кормить всю эту араву!
  3. karimov01 28 декабря 2011 11:38
    Ну дык правильно, столько денег вбухать в военные операции, конечно приходится урезать расходы на армию. Хотя по идее они должны с этих военных конфликтов больше получить, чем потерять.
    karimov01
  4. PSih2097 28 декабря 2011 11:39
    Заменить все «Харриеры» и F/А-18 (А, В, С, D) предполагается 340 палубными F-35С (260 – в авиации флота, 80 – морской пехоты) и таким же количеством F-35В (короткий взлет, вертикальная посадка).

    это на 4-5 авианосцев типа "Нимитц".
  5. tronin.maxim 28 декабря 2011 11:39
    Какая приятная статья: самолеты все старше , нормальные новые самолеты не получаются, деньги уходят зря, ну прям бальзам по сердцу!
    1. Комсомолец 28 декабря 2011 15:01
      Так-то оно так, но у нас ситуация еще хуже. Если прогнозируется из 1080 на «Дэвис-Монтане» с хранения 500 поднять в небо, то при американском подходе в это можно поверить.
      А у нас в Домне на "современной" авиабазе где базируется Миг-29 в небо не поднимается не один, из 21 по штату. При условии что тут же стоит еще больше 29-ых как рем. фонд. Мужиков спросил: -почему не летаете? получил ответ: -потому что все поломатые. Мы говорят уже два месяца БД не несем, нечего в дежурное звено поставить. Так что летают только "Грачи", кстати часто, переведенные из размороженного в прошлом году гарнизона Степь.
      Так что проблемы у потенциального противника это хорошо, но надо свою армию поддерживать, и пополнять достойным количеством самолетов, чтобы не приходилось обычным истребителям-бомбардировщикам имена давать.......
  6. Rashid 28 декабря 2011 11:43
    Со времён вьетнамской войны, американская авиация никогда не воевала против сильной ПВО или авиации противника. А когда каждый день будут сбивать по несколько дорогущих F-35, превосходство авиации будет стремительно снижаться из-за трудности восполнения потерь.
    1. танк 28 декабря 2011 12:19
      Вот тут вы правильно подметили,именно быстрое восполнение потерь,будет считаться залогом успеха в затяжной(подчеркиваю) войне,а такой дорогущий самолет,как F-35 будет тяжело производить
      танк
    2. karimov01 29 декабря 2011 11:53
      Да нет уж, надо вспомнить тот самый случай, когда американский бомбардировщик F-117 (стоимость 111 млн.дол) был сбит нашим ЗРК С-125, принятым на вооружение аж в 1961 г. Слава отечественному оружию !!!!!!!
      karimov01
  7. injener 28 декабря 2011 11:58
    Да вообще сомнительно, что при нынешней экономической ситуации в США (урезание военного бюджета каждый год) они смогут в ближайшее время ввести в строй даже половину от запланированного количества F-35А.
    injener
  8. karnics 28 декабря 2011 12:31
    Самое сильное оружие США это специальная бумага ... Если Россия и Китай откажутся экспортировать из США бумажные изделия, расплачиваясь за это огромным количеством своих сырьевых ресурсов и товаров, то империя США рухнет мгновенно ...
    karnics
  9. King 28 декабря 2011 12:59
    только не очень приятно осозновать что китай наращивает военную мощь.
  10. J_Silver 28 декабря 2011 13:20
    Если честно, то Храмчихин своим онанизмом на тему американской слабости реально задолбал!
    Что нам их слабость, тем более, что это еще большой вопрос - лучше говорить о своих проблемах!
    Представьте, что налет нескольких десятков машин, загруженных под завязку - что вы им сможете противопоставить? Современные системы ПВО можно посчитать по пальцам даже у Москвы! А остальная территория? От авиабазы до авиабазы чуть не тысяча верст - милости просим, "гости дорогие"...
    J_Silver
    1. танк 28 декабря 2011 13:42
      Я с вами согласен,но все таки его так приятно почитать,а вообще это пыль в глаза однозначно
      танк
    2. Комсомолец 28 декабря 2011 16:19
      Да J_Silver полностью согласен, только вот по нам налет будет не десятки машин, а несколько сотен в налете, да еще и с разных направлений. А перед этим будет ешелон подавления ПВО и ешелон крылатых ракет. Да и забывать не надо что НАТО это не только пендосы....
    3. ANTHRAX 28 декабря 2011 18:00
      Систем ПВО у РФ в несколько раз больше чем в США
      Одних С-300 в около 2 тысяч
      ANTHRAX
  11. Chuck-Norris 28 декабря 2011 13:41
    А ведь хорошо работает их пропаганда, школота и студентота думает что в пендосской армии всё супер современное.
    1. karimov01 29 декабря 2011 12:02
      А причем здесь пропаганда? Вы хоть раз видели в видеотрансляциях, по новостям, в инете и т.д. американского солдата в каске врмен 2 Мировой? Может вы видели их в кирзовых сапогах? Или на автомобилях прозводства 1980-х годов? Эти вопросы можно задавать бесконечно, но думаю что напрасно. Руководству нашей страны предстоит сделать ой как немало...
      karimov01
  12. sens 28 декабря 2011 14:07
    треба подобную же статью о "наших" ВВС!!!....сдается мне, что радость от проблем пиндосов "заслонится" нашими напрочь.....:(....а еще очень бы хотелось увидеть статейку анализ возможного боевого столкновения наших стран без применения ЯО..... ну там из-за Грузии и т.п.....
    sens
    1. karnics 28 декабря 2011 14:25
      Только у них ситуации всё ухудшается и в будущем будет только хуже, в России наоборот постепенно всё улучшается и в будущем будет только лучше ...
      karnics
      1. Комсомолец 28 декабря 2011 16:01
        karnics будь реалистом, излишний оптимизм на войне приводит к катастрофичным проблемам. Да и про то что все улучшается это только сотрясание воздуха, пока идет латание дыр. Десятками самолеты списываются, поштучто поступают, и еще нигде не афишируются вопросы поставок высокоточного вооружения для них.
    2. танк 28 декабря 2011 14:30
      Зачем себя расстраивать лишний раз
      танк
  13. dred 28 декабря 2011 14:25
    Вот дождались.Их техника начинает ломатся.
    dred
  14. AlievMR 28 декабря 2011 15:05
    Ребята, очень хочу узнать ваше мнение на счёт вот какого момента: может пора придумать аналог " ЗВЁЗДНЫХ ВОЙН" США, чтобы они вбухивали туда, взамен урезывая другие области ОПК.
    Очень жду мнений
    AlievMR
    1. karimov01 29 декабря 2011 12:05
      Неплохая идея, но думаю что заранее не достижимая.... все по тому, что США на данный момент придумывает все сценарии. Не надо скрывать, и не надо сомообманываться, они действительно что хотят, то воротят.
      karimov01
  15. wvivon 28 декабря 2011 16:49
    statia o4en interesnaia no ne vso zavisit ot samolotov trebuetsia li4nii opit lot4ikov a u pendosov kak ia znau s etim kak raz net problem lotnaia wkola na visote u nih samii bolwoi nalot , goru4ku oni ne jaleut plus za poslednie konflikti i realnih boevih viletov toje ne malo
    wvivon
  16. ANTHRAX 28 декабря 2011 18:04
    Так и правильно ,холодная война кончилась.
    Вот вертолетов в наши войска поступило в этом году более 100,это больше чем во ВСЕЙ НАТО.
    А средний возраст самолета ВВС США 27-28 лет
    ANTHRAX

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня